Научная статья на тему 'Psychological diagnostics in Medicine: current tasks and future trends'

Psychological diagnostics in Medicine: current tasks and future trends Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / ЗАДАЧИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / СОМАТИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / MEDICAL PSYCHODIAGNOSIS / CURRENT TASKS / FUTURE TRENDS / PSYCHIATRY / SOMATIC MEDICINE / DISEASE PREVENTION / INFORMATION TECHNOLOGIES / HUMAN VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Shchelkova O. Yu

A general overview of medical psychodiagnosis is given. Its role in clinical medicine and disease prevention, as well as in psychiatry, neurology and somatic medicine are discussed. Future trends in medical psychodiagnosis are outlined regarding new research methods, computerization and state-of-the-art psychodiagnostic systems based on new information technologies. Further enhancement of human values is also important.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Psychological diagnostics in Medicine: current tasks and future trends»

О. Ю. Щелкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В МЕДИЦИНЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Медицинская психодиагностика является специализированным разделом психологической диагностики — неотъемлемой составной части психологической науки и практики. Ее сущность составляет «диагностика состояний, свойств и возможностей “единичного” человека, практическая работа с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, профилактики и лечения» [9, о. 55]. В медицине и здравоохранении психодиагностика, опираясь на теорию и методы психологической науки, эмпирические представления о норме и патологии, получает и квалифицирует данные об особенностях и нарушениях психических функций, процессов, состояний, личности и поведения человека в условиях болезни или при ситуациях, угрожающих нарушениями психического здоровья у практически здоровых людей [15]. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний, реабилитации больных. В связи с этим медицинскую психодиагностику можно определить как систему профессиональной деятельности психологов, основное содержание которой составляет изучение личности во всем многообразии и единстве ее психических проявлений в ситуациях болезни, предболезни и высокого риска развития патологии.

Медицинская психодиагностика имеет свои определенные теоретические основы, а также методические принципы, предмет и конкретные практические задачи [40]. Изначально формируясь под влиянием запросов практики и подчиняясь объективным требованиям, возникающим в связи с важными социально-экономическими сдвигами в жизни общества, психодиагностика в настоящее время имеет отчетливую прикладную направленность. Области практического применения результатов медико-психодиагностических исследований разнообразны и имеют тенденцию к постоянному расширению. Среди них — диагностика, лечение и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, различные виды экспертизы, оптимизация процессов обучения и воспитания детей, профотбор и профориентация, психологическое консультирование, психогигиена и психопрофилактика. Особо следует подчеркнуть роль психологической диагностики в клинической медицине, где она выступает необходимым элементом лечебнодиагностического и реабилитационного процессов, предваряющим и оценивающим результат активных психологических вмешательств, а также фармакотерапии. Выявленные в психологическом исследовании нарушения психического состояния, познавательной деятельности, эмоционально-личностных свойств, социального функционирования личности подвергаются клиническому осмыслению и служат объектом («мишенями») терапевтических и социовосстановительных мероприятий. Напротив, выявленные в исследовании сохранные стороны личности рассматриваются как ресурсы для использования в лечении, «опора» психокоррекции и психотерапии. Так понимаемая психологическая диагностика в клинике фактически является начальным этапом социальной реабилитации больных [22].

© О. Ю. Щелкова, 2010

Задачи

С этих позиций рассмотрим основные задачи медицинской психодиагностики, так как именно четкое осознание конкретных практических задач придает деятельности медицинского психолога целенаправленный характер и определяет связь психологической диагностики с диагностикой, осуществляемой врачом-клиницистом и выбором им оптимальной терапии. Это рассмотрение целесообразно начинать с задач психологической диагностики в психиатрической клинике как исторически более ранней области применения идей и методов медицинской психологии.

На основе анализа литературы [1, 3, 13, 18, 23, 27] и собственного опыта работы в клинике мы можем выделить традиционные задачи психологической диагностики в психиатрии. К ним, в частности, относятся: получение данных для дифференциальной диагностики, определение уровня и структуры интеллектуального, эмоционального, волевого дефекта в ходе различных видов экспертизы (судебной, военной, трудовой), оценка динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией и другие задачи, направленные, главным образом, на уточнение клинической диагностики, осуществляемой врачом-психиатром.

В настоящее время общая задача получения психологических данных для клиникопсихопатологической диагностики сохраняет свою актуальность, однако наполняется новым содержанием и дополняется новыми задачами. К числу последних относится широкий круг задач, встающих перед психологом в связи с происходящим в последние десятилетия клиническим патоморфозом, который обусловил увеличение удельного веса мягко протекающих форм психических расстройств и нарастание количества пограничных нервно-психических заболеваний, в структуре которых отчетливо преобладают неврозоподобные и психопатоподобные состояния [7, 11].

В этих условиях актуальность приобретают задачи психодиагностики, направленной на отграничение вяло протекающих форм шизофрении от неврозов и психопатий (расстройств личности). При психологическом исследовании больных шизофренией обнаруживаются своеобразные диагностически значимые изменения мышления, перцептивной деятельности и аффективно-личностных свойств. Проявления психической патологии при этом носят суммарный характер и не могут быть отнесены к одной из сфер психической деятельности [13]. Тем не менее психологическое исследование традиционно направляется на выявление комплекса нарушений познавательной деятельности, главным образом вербально-логического мышления. В настоящее время становится все более очевидным, что участие психолога в диагностике шизофрении наряду с выявлением и квалификацией мыслительных нарушений должно быть направлено на объективизацию процессуальных изменений мотивационной сферы, отражающихся в перестройке ценностных ориентаций, собенностях самооценки, форм общения и способов контакта с действительностью. Эти тонкие изменения личности при шизофрении во многих случаях являются единственным ранним критерием ее отграничения от иных клинически сходных заболеваний и могут значительно опережать появление характерных изменений в познавательной сфере, где изменения личностно-мотивационного компонента мышления также зачастую предваряют искажение операциональной стороны мышления [13, 18].

Следующая группа современных задач психологической диагностики в психиатрической клинике связана с изменением представлений об этиопатогенетических механизмах психических расстройств. В частности, традиционному конституциональнобиологическому подходу, принятому в отечественной психиатрии, противопоставляется

психоаналитический (психодинамический) подход к оценке факторов возникновения и течения заболеваний [8, 17], а также диатез-стрессовая теория психических расстройств [23, 37]. В этих условиях в круг задач психологической диагностики включается сфера семейных (в том числе, ранних детско-родительских) отношений, разнообразные макро- и микросоциальные факторы-стрессоры, специфические личностные особенности, обусловливающие повышенную психическую «уязвимость» (диатез); особое значение приобретает выявление адаптационно-компенсаторных механизмов личности.

В случае депрессивных расстройств традиционные задачи выявления высоко значимых диагностических факторов (снижение уровня и искажение структуры самооценки, интропунитивный характер реакций и др.) дополняются задачами изучения когнитивной сферы больных. Это связано с тем, что в основу современной концепции происхождения депрессивных расстройств положено понятие дисфункциональных когнитивных тенденций (когнитивных искажений) [12]. Положения о когнитивных механизмах развития эмоциональных расстройств сочетаются с представлением о патогенном значении систематически неэффективного копинг-поведения депрессивных больных [4, 6]. Поэтому важной современной задачей психологической диагностики депрессий выступает задача выявления когнитивных искажений и дезадаптивных способов стресс-пре-одолевающего поведения (копинга), особенно относящихся к когнитивной сфере.

Одной из новых задач психологической диагностики выступает также прогнозирование эффективности восстановительного лечения психически больных на основе изучения их психосоциальных характеристик в морбидном и преморбидном периодах [21].

Таким образом, традиционные, но не утратившие своей актуальности, и новые задачи психологической диагностики в психиатрической клинике представляют системный комплекс, раскрывающий роль психодиагностики в общей системе лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.

Основные задачи психологической диагностики в неврологической клинике определяются характером изучаемой патологии и тесно сопряжены с задачами нейропсихологии, состоящими в описании структуры изменений психической деятельности в результате очагового поражения головного мозга с целью топической диагностики [2, 25, 33, 34]. Поэтому психологическая диагностика в неврологической клинике нередко приобретает характер нейропсихологического исследования, направленного на дифференциальную диагностику общемозговых и локальных расстройств с оценкой их выраженности, обоснование коррекционных и реабилитационных мероприятий, нейропси-хологических приемов восстановительного обучения. Задачи психологической диагностики в неврологической клинике реализуются с помощью специализированных экспериментально-клинических методов, которые в современной литературе носят название «методы нейропсихологической диагностики» [5, 15].

Особо следует выделить задачи психологической диагностики в соматической клинике, так как значение этого вида профессиональной деятельности медицинского психолога в настоящее время существенно возрастает в связи со все большим пониманием важной роли личности больного и социально-психологических факторов в развитии заболеваний и лечебном процессе.

Выделяется задача изучения влияния соматического состояния на психику человека, которое подразумевает анализ двух видов патогенного влияния: собственно соматогенный и психогенный, связанный с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия [24]. Первый вид предполагает выявление особенностей и нарушений психического состояния больных, включая его интеллектуальные и

эмоциональные компоненты; второй — изучение изменений в сфере личности, включая патологические способы реагирования на болезнь [29]. Адекватная психологическая диагностика в этих случаях должна учитывать сложные соматопсихические и психосоматические взаимоотношения, хотя методологическая база для этого в настоящее время находится лишь в стадии разработки [16].

Следующая задача связана с изучением психологической адаптации личности к болезни. Особое место здесь занимает комплекс аффективно-когнитивного реагирования, обозначенный в отечественной психологии понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ) [26]. Изучение механизмов психологической адаптации к болезни включает также анализ особенностей защитно-совладающего поведения больных. Структура и выраженность механизмов психологической защиты и копинга во многом определяет баланс конструктивных и деструктивных способов совладания со стрессом болезни. Выявление и последующая коррекция неадекватных способов психологического преодоления является составной частью работы психолога со всем комплексом проблем, связанных с реакцией личности на болезнь.

Отдельную задачу составляет изучение качества жизни больных, так как современные подходы к оценке эффективности терапии предполагают анализ не только объективной динамики симптомов болезни, но и субъективной удовлетворенности больного лечением и своей жизнью в условиях болезни [28]. В соответствии с этим следует отметить, что качество жизни в значительной степени определяется отношением к здоровью как жизненной ценности, понимание и осознание которой приходит при заболевании [19]. Можно считать, что для психолога, работающего в клинике, понимание личностного смысла заболевания в иерархии смыслов и ценностей больного является интегральной задачей психологической диагностики, от решения которой зависит выбор методов психологической коррекции и социальной реабилитации.

Следующий блок задач можно обозначить как выявление психологических факторов, участвующих в формировании и развитии патофизиологических процессов и соматических симптомов. Признание значения психологических факторов в этиологии психосоматических заболеваний, их течении, компенсации и декомпенсации привносит своеобразие в диагностическую работу психолога в соматической клинике. Это своеобразие определяется тем, что психологические (психосоциальные) факторы выступают как предикторы психосоматической патологии, этиопатогенез которой не может быть раскрыт без понимания истории развития личности, условий ее формирования. Вследствие этого особое значение приобретает клинико-психологический метод, реализующий аналитический подход к изучению формирования и существования личности.

Таким образом, задачи психологической диагностики в соматической клинике образуют системное единство. Они направлены на выявление факторов, влияющих на возникновение, течение и лечение (формирование комплайенса) заболеваний, изменений психической деятельности под влиянием болезни, реакций личности на болезнь, а также механизмов психологической адаптации личности к болезни, социального функционирования в условиях болезни и качества жизни больных.

Задачи психологической диагностики в области профилактики нарушений психической адаптации включены в комплекс задач психогигиены и психопрофилактики. Нарушение психической адаптации под влиянием разнообразных и множественных стрессовых факторов может с высокой вероятностью проявиться в виде невротических, психосоматических или поведенческих расстройств с клинически очерченной или суб-клинической симптоматикой [7]. Выявление с помощью психодиагностических методов признаков подобных расстройств, а также индивидуальных особенностей личности и

социально-психологических ситуаций, предрасполагающих к этим расстройствам, составляет основную задачу медико-психологических исследований в рамках профилактического направления медицины. При этом психологическая диагностика может иметь как характер индивидуального исследования конкретного человека, так и характер массового скрининг-исследования группы людей, объединенных по каким-либо признакам (профессиональным, возрастным, по признаку принадлежности к маргинальным группам или группам лиц, перенесших тяжелые лишения, катастрофы, кризисы). В обоих случаях задачей психологической диагностики является поиск как патогенных агентов, нарушающих психическую адаптацию, так и психологических ресурсов, способных противостоять их влиянию.

Таковы основные задачи психологической диагностики в клинической и профилактической медицине, рассмотрение которых закономерно подводит к выделению ближайших перспектив ее развития.

Перспективы

Медицинская психодиагностика в настоящее время непосредственно включена в решение широкого круга практических социально значимых задач в области медицины и здравоохранения. Поэтому перспективы ее развития тесно связаны с развитием системного подхода к проблеме здоровья и болезни человека, изучением механизмов психической адаптации, психологических факторов здорового образа жизни и повышения ее качества. Теперь, когда во всем мире растет число «стертых», атипичных, пограничных, а также психосоматических заболеваний, состояний предболезни и состояний, вызванных кризисными и экстремальными ситуациями, существенно возрастает внимание врачей и психологов к роли психических факторов в развитии и компенсации этих состояний. Очевидно, что роль медико-психологических исследований в этих условиях повышается и медицинская психодиагностика превращается в самостоятельную системную профессиональную деятельность психологов по изучению целостной личности человека и ее роли в возникновении, течении, лечении и профилактике разнообразных — традиционных и связанных с новым этапом развития цивилизации — заболеваний и состояний психической дезадаптации.

Для реализации своих задач в области клинической и профилактической медицины медицинская психодиагностика обладает широким спектром методов экспериментального и клинико-психологического исследования. Тем не менее важным направлением ее перспективного развития является совершенствование методологических принципов психодиагностики и решение проблем, связанных с разработкой новых методов исследования. Раскрывая значение этого направления, необходимо напомнить, что отечественная психологическая диагностика в течение десятилетий была фактически изолирована от мировой психологии и психодиагностики, а применение тестового метода было запрещено специальным постановлением правительства (1936 г.). Последствия этой изоляции, которые продолжают ощущаться и по настоящее время, выразились в существенном разрыве между психологической теорией и психодиагностической практикой. Детально разработанные в своем понятийном и логическом аппарате фундаментальные отечественные психологические теории отношений, деятельности, общения и др. не были подкреплены в достаточной степени разработанными исследовательскими инструментами. Поэтому одной из важнейших задач остается преодоление разрыва между концептуальным и инструментальным обеспечением медицинской психодиагностики.

В настоящее время становится очевидным, что одно из перспективных направлений развития медицинской психодиагностики связано с возможностями, которые предоставляет непрерывное развитие компьютерной техники и информационных технологий. Компьютерная психодиагностика как междисциплинарное научно-практическое направление возникла на пересечении двух областей — психологии (психодиагносики) и компьютерных наук (computer science) [35]. Творческая интеграция двух дисциплин привела к появлению нового класса психодиагностического инструментария — компьютерных психодиагностических методик [36]. Применение новых информационных технологий сделало этот класс психодиагностического инструментария существенно отличающимся от разрабатываемых в предыдущие годы компьютерных версий психодиагностических методик, по сути представляющих собой аналоги их бланковых вариантов.

Особенно эффективной и основанной на целостном охвате различных аспектов психодиагностической деятельности и изучаемых психологических характеристик является разработка психодиагностических информационных экспертных систем. Эти системы, создаваемые на основе технологии искусственного интеллекта, получившей название инженерии знаний [35], осуществляют полный цикл психологического исследования, включая интерпретацию результатов с помощью «прошитого» в компьютер опыта работы клинического психолога [20]. Дальнейшая разработка и совершенствование экспертных психодиагностических систем составляют перспективы сотрудничества медицинских психологов и специалистов в области computer science.

Важно отметить, что на современном этапе развития компьютерной психодиагностики экспертные психодиагностические системы, использующие технологии искусственного интеллекта (в частности, теорию и методы инженерии знаний), являются наиболее эффективными, отвечающими клинико-психологическому методу — основному инструменту психодиагностической деятельности медицинских (клинических) психологов.

Развитие теории экспертных систем, развитие теории и методов инженерии знаний позволяет во многом завершить процесс моделирования психодиагностической деятельности клинического психолога и придать этому процессу целостный характер, учитывающий взаимодействие отдельных элементов изучаемой системы — психики человека. В этом можно видеть ближайшие перспективы развития медицинской психодиагностики, связанные с процессом ее технизации.

Другим перспективным направлением является разработка таких компьютерных систем, в которых возможен диалоговый режим общения с психологом непосредственно в процессе индивидуальной психодиагностики. Пример использования такого качественно нового психодиагностического инструментария — компьютерное адаптивное тестирование [10], а также тестирование, позволяющее прослеживать процессуальную сторону выполнения мыслительных задач, выявлять индивидуальные стратегии принятия решений, анализировать затруднения, которые переживает испытуемый при выполнении заданий различного типа [31]. Подобное компьютерное тестирование уже сейчас моделирует процесс нестандартизованного патопсихологического исследования мышления и позволяет наметить пути дальнейшего развития изучения интеллектуальной деятельности с учетом не только уровневых, но и содержательных характеристик.

Таким образом, выделяя перспективы развития медицинской психодиагностики, можно с уверенностью сказать, что они во многом связаны с использованием новых информационных технологий, открывающих широкие возможности проведения принципиально новых видов психологического эксперимента (с использованием богатого

разнообразия стимулов разной модальности и адаптирования их к возможностям испытуемого, с использованием обратной связи, информационного взаимодействия с испытуемым, моделированием процессуальной стороны принятия решений), а также новых методов обработки и анализа экспериментально-психологической информации вплоть до интерпретации полученных данных, построенной на основе использования экспертного опыта.

Другим важным направлением развития медицинской психодиагностики наряду с технизацией выступает процесс ее гуманизации, проявляющийся во все большем развитии личностно-ориентированного подхода к постановке задач, проведению и оценке результатов психологического исследования.

Гуманистическая направленность каждого конкретного психодиагностического исследования проявляется в том, что, являясь первым этапом психологической помощи больному или испытывающему психологические трудности человеку, медицинская психодиагностика нацелена на выявление не только патологически измененных (или ситуационно расстроенных), но и сохранных сторон личности, на стимулирование его способности к личностному росту, восстановлению личностного и социального статуса, формированию конструктивных способов совладания с критическими жизненными ситуациями, включая болезнь и ее социально-психологические последствия.

Проведение медико-психологического исследования должно строиться с учетом принципов коррекционности, психотерапевтического эффекта исследования, благополучия клиента, его информированного согласия и других этических принципов работы психолога [10, 15, 31]. Дальнейшая разработка и внедрение этико-деонтологических принципов в практику клинических и массовых психопрофилактических исследований составляет одну из наиболее значимых задач в области совершенствования методологии, организации и обучения медицинской психодиагностике.

Гуманистический подход к оценке результатов психологического исследования может проявиться также во введении новых содержательных критериев, ориентирующих исследователя не только на статистические показатели, но и на социально-психологический норматив [31], клинико-психологический (содержательный, углубленный, индивидуализированный) анализ как актуального состояния, так и истории развития личности, а также выработку на этой основе действенных рекомендаций для психокоррекционной и социо-восстановительной работы, других видов помощи исследуемым.

Обобщая, можно сказать, что гуманистический подход в психодиагностике представляет собой реализацию на практике идей гуманистической психологии, где предметом изучения выступает личность, ее экзистенциальность, уникальность и подлинность. Этот подход реализуется с помощью идеографического метода, который, в отличие от номотетического, не опирается на математизированные (в том числе, компьютерные) и специализированные (по предметной направленности) методы, а предполагает полный, целостный, смысловой анализ и затем синтез в едином контексте всей доступной психологу информации о больном, а также всей другой релевантной информации, включая общечеловеческие (культурные, исторические, социальные) знания, установки, стереотипы [41].

Таким образом, гуманистический подход в психодиагностике, опираясь на системные представления о целостности и взаимодействии всех компонентов психики, ее неразрывной связи с социумом, дает возможность увидеть смысловое единство личности, изучая ее в системе собственных индивидуальных конструктов и значимых отношений. Основными инструментами реализации гуманистического подхода в медицинской психологии являются клинико-психологический (идеографический) метод [15], экспе-

риментальная психосемантика [30, 38, 39] и другие методы и техники, объединенные понятием субъективного подхода в психодиагностике [14].

В заключение следует отметить, что медицинская психодиагностика, являясь неотъемлемой составной частью медицинской (клинической) психологии и развиваясь на стыке психологии и медицины, призвана решать широкий круг задач, в той или иной степени связанных с проблемой здоровья человека. Очевидно, что такое применение психологии в медицине, отвечая потребностям общества сегодня, будет чрезвычайно актуальным и в ближайшей перспективе. Разумное сочетание достижений современной науки и традиционного для клиники стремления к углубленному познанию человека может способствовать повышению эффективности медицинской психодиагностики.

Литература

1. Antony M., Barlow D. Handbook of assessment and treatment planning for psychological disorders. New York; London, 2004. 589 p.

2. Handbook of clinical neuropsychology / Eds. P. Halligan, U. Kischka, J. Marshall. New York, 2003. 837 p.

3. Handbook of research methods in clinical psychology / Eds. M. Roberts, S. Ilardi. Blackwell, 2005. 472 р.

4. Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie / Hrsg. E. Heim, M. Perrez. Bd 10. Gottingen, 1994. 263 S.

5. Puente A. Introduction to assessment of organic disorders // Basic skills and professional issues in clinical psychology / Eds. J. R. Matthews, C. E. Walker. Boston, 1997. P. 225-241.

6. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004. 166с.

7. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Учеб. пособие. М., 2000. 495 с.

8. Аммон Г. Динамическая психиатрия / Пер. с нем. СПб., 1995. 198с.

9. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980. 232 с.

10. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001. 686 c.

11. Барлоу Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам. СПб., 2008. 911 с.

12. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессий / Пер. с англ. СПб., 2003. 298 с.

13. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. М.; Воронеж, 2006. 624 с.

14. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002. 352c.

15. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. М.; СПб., 2003. 736 с.

16. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А. Инсулинозависимый диабет как модель психосоматических и соматопсихических соотношений: методология и методы исследования // Вестн. клинической психологии. 2004. Т. 2, №1. С. 72-83.

17. Вид В. Д. Психотерапия шизофрении. СПб., 2008. 512 с.

18. Зейгарник Б. В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: Учеб. пособие. М., 2008. 363 с.

19. Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология. СПб., 1999. 76 с.

20. Иовлев Б. В., Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Новые информационные технологии в клинической психодиагностике // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы науч. практ. конф. «Ананьевские чтения — 2004». СПб., 2004. С. 177-184.

21. Иовлев Б. В., Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: значение психосоциальных характеристик больных шизофренией для прогноза эффек-

тивности восстановительного лечения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 1. Ч. I. С. 348-354.

22. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных — повышение качества их жизни (теоретико-методологические аспекты) // Психосоциальная реабилитация и качество жизни. СПб., 2001. С. 24-28.

23. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб., 2004. 1167 с.

24. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002. 960 с.

25. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие. М., 1973. 374 с.

26. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М., 1977. 112 с.

27. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учеб. пособие / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. М., 2005. 606 с.

28. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб., 2002. 320 с.

29. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики / Б. В. Овчинников, И. Ф. Дьяконов, А.И.Колчев, С. А. Лытаев. СПб., 2005. 320 с.

30. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005. 480с.

31. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 2000. 304 с.

32. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М., 1999. 303 с.

33. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб., 2007. 528 с.

34. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник. М., 2006. 496 с.

35. Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика. СПб., 2003. 336 с.

36. Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб., 2002. 624с.

37. Шизофрения: уязвимость — диатез — стресс — заболевание / А. П. Коцюбинский,

А. И. Скорик, И. О. Аксенова и др. СПб., 2004. 336 с.

38. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. 157 с.

39. Шмелев А. Г. Психодиагностика черт личности. СПб., 2002. 480 с.

40. Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика в медицине (системное исследование): Дис. . .. д-ра психол. наук. СПб., 2009. 514 с.

41. Щелкова О. Ю., Иовлев Б. В. Перспективы развития медицинской психодиагностики с позиций системного подхода // Ананьевские чтения — 2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория. Вып. 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии. СПб., 2009. С. 317-320.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.