КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1
Жилина Людмила Яковлевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог [email protected]
Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа
Аннотация. На примере дисциплин психолого-педагогического цикла автор показывает, какие компетенции, знания, умения и навыки позволят будущему педагогу-психологу решать задачи здоровьесбережения в школе-интернате санаторного типа.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, компетенции, дисциплины психолого-педагогического цикла.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап развития общества характеризуется привлечением ресурсов психологической науки и практики к решению задачи сохранения физического и психологического здоровья подрастающего поколения.
Опыт показывает, что соматически ослабленным детям, прошедшим курс лечения в санаториях, не имеющих школ, по возвращении приходится наверстывать программный материал. В результате они вновь испытывают психофизиологическое перенапряжение, которое во внешнем плане выражается в нервно-психических реакциях, конфликтах с учителями и сверстниками, а во внутреннем проявляется в де-гармонизации личности самой с собой, снижении самооценки, что также сказывается на психологическом состоянии школьников. Мы уже не раз обращали внимание на то, что учебно-воспитательный процесс в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, нуждается в реформировании.
Как показало исследование А. В. Двадненко, одним из основных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса школы-интерната санаторного типа является оптимизация структуры и содержания ее базисного учебного плана. Основными условиями его эффективной реализации являются: исключение второстепенных предметов; сокращение временного параметра урока и общего объема учебной нагрузки; отказ от домашних заданий; сокращение числа контрольных работ при увеличении доли самостоятельных и творческих видов деятельности; углубление интеграции, индивидуализации и дифференциации обучения. Важнейшим путем оптимизации учебно-воспитательного процесса в школах санаторного типа, является внедрение в него здоровьесберегающих технологий [1 ]. В этой связи особая роль отводится подготовке школьных психологов, овладение ими необходимыми компетенциями.
Готовность к здоровьесберегающей деятельности предполагает собой сознательно формируемое личностью состояние, при которой она обладает всеми необходимыми качествами, знаниями, умениями и навыками, позволяющими ей настроиться, мобилизоваться на деятельность по сохранению и укреплению своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих [2, с. 99].
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1
А. С. Москалева утверждает, что выпускника вуза можно назвать готовым к здоровьесберегающей деятельности, когда он демонстрирует следующие качества и умения:
- признает ценность здоровья для себя и других, включая профессиональную деятельность; испытывает позитивные эмоции по отношению к здоровьесберегаю-щей деятельности; в системе его мотивов мотивация на здоровье, здоровый образ жизни является одной из ведущих;
- обладает знаниями о способах и технологиях создания здоровьесберегаю-щей среды, сохранения здоровья, но и применяет их в своей обычной жизнедеятельности и профессиональной деятельности;
- владеет методами, методиками, технологиями сбережения своего собственного здоровья и здоровья окружающих; умеет планировать здороьесберегаю-щую деятельность по отношению к себе и своим подопечным; способен составить программу, организовать и провести мероприятия оздоровительного, профилактического характера;
- умеет и способен анализировать деятельность субъектов образовательного процесса с позиций здоровьесбережения [2, с. 99].
Содержание дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой будущих педагогов психологов по реализации задач здоровьесбережения ориентировано на решение конкретных психодиагностических, консультативных, коррекционных, профилактических задач.
При изучении дисциплин, связанных с подготовкой бакалавров, будущих педагогов-психологов (направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования») к реализации задач здоровьесбережения в образовательных учреждениях, предусмотрено использование возможностей учебных дисциплин психолого-педагогического цикла:
Клиническая психология детей и подростков (Б3.Б.2.7).
Дефектология (Б3.Б.2.8).
Психолого-педагогическая диагностика (Б3.Б.4.2).
Возрастно-психологическое консультирование (Б3.В.ОД.2.1).
Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).
Психолого-педагогическое консультирование (Б3.В.ОД.2.3).
Психолого-педагогическая диагностика дошкольников и младших школьников (Б3.В.ОД.2.4).
Психолого-педагогическая диагностика подростков и старшеклассников (Б3.В.ОД.2.5).
Работа педагога-психолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).
Психолого-педагогическая коррекция отклонений поведения трудного подростка (Б3.В.ОД.2.7).
Психолого-педагогический практикум (Б3.В.ОД.2.8).
Общая психокоррекция (Б3.В.ОД.2.9).
Психологическая служба в образовании (Б3.В.ОД.2.10).
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (Б3.В.ДВ.2).
Психолого-медико-педагогический консилиум в сфере образования (Б3.В.ДВ.6).
Основы психотерапии (Б3.В.ДВ.8).
Семейное психологическое консультирование (Б3.В.ДВ.11) и др.
~ 2 ~
КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1
Рассмотрим роль дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке будущих педагогов-психологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования в школе-интернате санаторного типа на примере некоторых из них.
Дисциплина Клиническая психология детей и подростков (Б3.Б.2.7.) относится к базовой части профессионального цикла. Для ее освоения студенты используют знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения следующих учебных курсов:
Общая и экспериментальная психология (Б3.Б.2.1.).
Психология развития (Б3.Б.2.6).
Работа педагога-психолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).
Изучение Клинической психологии детей и подростков является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла:
Психология девиантного поведения (Б3.В.ДВ.2).
Конфликтология (Б3.В.ДВ.10).
Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).
Процесс изучения Клинической психологии детей и подростков направлен на формирование следующих компетенций:
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- основные понятия клинической психологии детей и подростков, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии;
- цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков;
- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;
- основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;
- основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования;
- основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии;
- стандартные методы диагностики возрастных особенностей детей, методы коррекционно-развивающей работы, которые можно рекомендовать педагогам и родителям;
м Q м
КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал " Гос' рег
ART 75075 УДК 378.1
- основные проблемы возрастного развития детей и подростков, интересующие педагогов и родителей, и стратегии психологического консультирования, применимые при решении этих проблем.
Уметь:
- применять все вышеперечисленные знания с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;
- применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, психологической коррекции и профилактики;
- пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;
- применять знания клинической психологии детей и подростков для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;
- применять методы диагностики возрастных особенностей детей, составить рекомендации педагогам и родителям по использованию методов коррекционно-развивающей работы;
- популяризировать психологическую информацию по вопросам возрастного развития детей и подростков.
Владеть:
- основными понятиями клинической психологии детей и подростков, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств);
- методологией и технологией различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация);
- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;
- методикой организации диагностического обследования детей разного возраста, подростков;
- методами группового возрастно-психологического консультирования и лек-ционно-просветительской работы.
- методологией планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детского и подросткового контингента.
В ходе изучения дисциплины студент знакомится с соотношением клинической и медицинской психологии, предметом, отраслями и задачами клинической психологии; количественными и качественными методами психодиагностики, используемые в клинической психологии детей и подростков; принципами организации и проведения патопсихологического эксперимента; закономерностями нормы и отклонений в психическом развитии детей и подростков; вариантами развития при различных видах дизонтогенеза; учится составлять патопсихологическую характеристику нарушения психических функций у детей и подростков; учится осуществлять сбор, первичную обработку, интерпретацию результатов патопсихологического эксперимента; формулировать патопсихологическое заключение по результатам клинико-
КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1
психологического обследования детей и подростков; рефлексировать, оценивать результаты собственной учебно-профессиональной деятельности; разрабатывать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации психического здоровья детей и подростков; овладевает патопсихологическими и стандартизированными методиками клинико-психологического обследования детей и подростков.
Не менее важным является курс Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).
Целями освоения этой учебной дисциплины являются:
- развитие профессиональной компетентности, обеспечивающей повышение адаптивных ресурсов соматически ослабленных детей и подростков, охраны здоровья, диагностики, коррекции и реабилитации;
- подготовка к практической деятельности в области психотерапии и коррекции при психосоматических заболеваниях и расстройствах.
Учебная дисциплина Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам относится к вариативной части (Б.3.2.) профессионального цикла (Б.3.) и направлена на формирование следующих компетенций:
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития (ОПК-1).
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);
- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков, основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;
- основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- основные факторы, детерминирующие индивидуальное здоровье;
- стандартные методы диагностики особенностей соматически ослабленных детей и подростков, методы коррекционно-развивающей работы, которые можно рекомендовать педагогам и родителям.
Уметь:
- дифференцировать особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков;
- применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- применять базовые знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;
PU г М
КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -
научно-методический электронный журнал " Гос' рег
ART 75075 УДК 378.1
- применять методы диагностики особенностей детей, с ослабленным здоровьем, составить рекомендации педагогам и родителям по использованию методов коррекционно-развивающей работы.
Владеть:
- умением учитывать особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков;
- навыками работы с основными международными и отечественными документами о правах ребенка и правах инвалидов;
- технологиями, направленными на сохранение здоровья и профилактику психических и соматических заболеваний;
- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
- методикой организации диагностического обследования соматически ослабленных детей и подростков.
Непосредственно с проблемой здоровьесбережения связан учебный курс Работа педагога-психолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).
В результате изучения указанной дисциплины студент должен знать:
- цели и задачи, стоящие перед педагогом-психологом в образовательных, социальных и медицинских учреждениях с учетом их специфики;
- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;
- иметь представления об основных проблемах развития современных детей и подростков, включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств;
- основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;
- основные направления деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования;
- основные методологические подходы, методы и формы деятельности педагога-психолога.
Уметь:
- применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;
- применять базовые психологические знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;
- применять знания смежных дисциплин для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии.
Владеть:
КОНЦЕПТ
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75075.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75075 УДК 378.1
- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;
- методологией планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детского и подросткового контингента;
- методологией и технологиями различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование; индивидуальная, групповая, семейная психотерапия; психосоциальная реабилитация).
Таким образом, указанные выше дисциплины психолого-педагогического цикла позволят сформировать у будущих педагогов-психологов необходимые знания, умения и навыки, способствующие реализации задач здоровьесбережения в образовательных оздоровительных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Ссылки на источники
1. Двадненко А. В. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах санаторного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011.
2. Москалева А. С. Практика социальных педагогов как средство формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. -С. 97-101.
Ludmila Zhilina, ISSN 2304120X
Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality, State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog [email protected]
Preparing future educational psychologists to health saving activities in a 9 772304 120159 sanatorium boarding school
Abstract. The author shows what competencies obtained by studying of psycho-pedagogical disciplines will allow the future psychologists of education to solve the problems of health saving in sanatorium boarding schools.
Key words: competences, health saving activities, discipline of psycho-pedagogical cycle. Рекомендовано к публикации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания
(Vi "7 «j
977230412015916