Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа'

Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / DISCIPLINE OF PSYCHO-PEDAGOGICAL CYCLE / HEALTH SAVING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жилина Людмила Яковлевна

На примере дисциплин психолого-педагогического цикла автор показывает, какие компетенции, знания, умения и навыки позволят будущему педагогу-психологу решать задачи здоровьесбережения в школе-интернате санаторного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жилина Людмила Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing future educational psychologists to health saving activities in a sanatorium boarding school

The author shows what competencies obtained by studying of psycho-pedagogical disciplines will allow the future psychologists of education to solve the problems of health saving in sanatorium boarding schools.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа»

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -

научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1

Жилина Людмила Яковлевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог ludmila.zhilina@mail.ru

Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа

Аннотация. На примере дисциплин психолого-педагогического цикла автор показывает, какие компетенции, знания, умения и навыки позволят будущему педагогу-психологу решать задачи здоровьесбережения в школе-интернате санаторного типа.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, компетенции, дисциплины психолого-педагогического цикла.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап развития общества характеризуется привлечением ресурсов психологической науки и практики к решению задачи сохранения физического и психологического здоровья подрастающего поколения.

Опыт показывает, что соматически ослабленным детям, прошедшим курс лечения в санаториях, не имеющих школ, по возвращении приходится наверстывать программный материал. В результате они вновь испытывают психофизиологическое перенапряжение, которое во внешнем плане выражается в нервно-психических реакциях, конфликтах с учителями и сверстниками, а во внутреннем проявляется в де-гармонизации личности самой с собой, снижении самооценки, что также сказывается на психологическом состоянии школьников. Мы уже не раз обращали внимание на то, что учебно-воспитательный процесс в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, нуждается в реформировании.

Как показало исследование А. В. Двадненко, одним из основных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса школы-интерната санаторного типа является оптимизация структуры и содержания ее базисного учебного плана. Основными условиями его эффективной реализации являются: исключение второстепенных предметов; сокращение временного параметра урока и общего объема учебной нагрузки; отказ от домашних заданий; сокращение числа контрольных работ при увеличении доли самостоятельных и творческих видов деятельности; углубление интеграции, индивидуализации и дифференциации обучения. Важнейшим путем оптимизации учебно-воспитательного процесса в школах санаторного типа, является внедрение в него здоровьесберегающих технологий [1 ]. В этой связи особая роль отводится подготовке школьных психологов, овладение ими необходимыми компетенциями.

Готовность к здоровьесберегающей деятельности предполагает собой сознательно формируемое личностью состояние, при которой она обладает всеми необходимыми качествами, знаниями, умениями и навыками, позволяющими ей настроиться, мобилизоваться на деятельность по сохранению и укреплению своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих [2, с. 99].

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -

научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1

А. С. Москалева утверждает, что выпускника вуза можно назвать готовым к здоровьесберегающей деятельности, когда он демонстрирует следующие качества и умения:

- признает ценность здоровья для себя и других, включая профессиональную деятельность; испытывает позитивные эмоции по отношению к здоровьесберегаю-щей деятельности; в системе его мотивов мотивация на здоровье, здоровый образ жизни является одной из ведущих;

- обладает знаниями о способах и технологиях создания здоровьесберегаю-щей среды, сохранения здоровья, но и применяет их в своей обычной жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

- владеет методами, методиками, технологиями сбережения своего собственного здоровья и здоровья окружающих; умеет планировать здороьесберегаю-щую деятельность по отношению к себе и своим подопечным; способен составить программу, организовать и провести мероприятия оздоровительного, профилактического характера;

- умеет и способен анализировать деятельность субъектов образовательного процесса с позиций здоровьесбережения [2, с. 99].

Содержание дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой будущих педагогов психологов по реализации задач здоровьесбережения ориентировано на решение конкретных психодиагностических, консультативных, коррекционных, профилактических задач.

При изучении дисциплин, связанных с подготовкой бакалавров, будущих педагогов-психологов (направление подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования») к реализации задач здоровьесбережения в образовательных учреждениях, предусмотрено использование возможностей учебных дисциплин психолого-педагогического цикла:

Клиническая психология детей и подростков (Б3.Б.2.7).

Дефектология (Б3.Б.2.8).

Психолого-педагогическая диагностика (Б3.Б.4.2).

Возрастно-психологическое консультирование (Б3.В.ОД.2.1).

Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).

Психолого-педагогическое консультирование (Б3.В.ОД.2.3).

Психолого-педагогическая диагностика дошкольников и младших школьников (Б3.В.ОД.2.4).

Психолого-педагогическая диагностика подростков и старшеклассников (Б3.В.ОД.2.5).

Работа педагога-психолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).

Психолого-педагогическая коррекция отклонений поведения трудного подростка (Б3.В.ОД.2.7).

Психолого-педагогический практикум (Б3.В.ОД.2.8).

Общая психокоррекция (Б3.В.ОД.2.9).

Психологическая служба в образовании (Б3.В.ОД.2.10).

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (Б3.В.ДВ.2).

Психолого-медико-педагогический консилиум в сфере образования (Б3.В.ДВ.6).

Основы психотерапии (Б3.В.ДВ.8).

Семейное психологическое консультирование (Б3.В.ДВ.11) и др.

~ 2 ~

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -

научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1

Рассмотрим роль дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке будущих педагогов-психологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования в школе-интернате санаторного типа на примере некоторых из них.

Дисциплина Клиническая психология детей и подростков (Б3.Б.2.7.) относится к базовой части профессионального цикла. Для ее освоения студенты используют знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения следующих учебных курсов:

Общая и экспериментальная психология (Б3.Б.2.1.).

Психология развития (Б3.Б.2.6).

Работа педагога-психолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).

Изучение Клинической психологии детей и подростков является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла:

Психология девиантного поведения (Б3.В.ДВ.2).

Конфликтология (Б3.В.ДВ.10).

Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).

Процесс изучения Клинической психологии детей и подростков направлен на формирование следующих компетенций:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия клинической психологии детей и подростков, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии;

- цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков;

- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

- основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;

- основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования;

- основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии;

- стандартные методы диагностики возрастных особенностей детей, методы коррекционно-развивающей работы, которые можно рекомендовать педагогам и родителям;

м Q м

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -

научно-методический электронный журнал " Гос' рег

ART 75075 УДК 378.1

- основные проблемы возрастного развития детей и подростков, интересующие педагогов и родителей, и стратегии психологического консультирования, применимые при решении этих проблем.

Уметь:

- применять все вышеперечисленные знания с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;

- применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, психологической коррекции и профилактики;

- пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

- применять знания клинической психологии детей и подростков для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;

- применять методы диагностики возрастных особенностей детей, составить рекомендации педагогам и родителям по использованию методов коррекционно-развивающей работы;

- популяризировать психологическую информацию по вопросам возрастного развития детей и подростков.

Владеть:

- основными понятиями клинической психологии детей и подростков, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств);

- методологией и технологией различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация);

- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

- методикой организации диагностического обследования детей разного возраста, подростков;

- методами группового возрастно-психологического консультирования и лек-ционно-просветительской работы.

- методологией планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детского и подросткового контингента.

В ходе изучения дисциплины студент знакомится с соотношением клинической и медицинской психологии, предметом, отраслями и задачами клинической психологии; количественными и качественными методами психодиагностики, используемые в клинической психологии детей и подростков; принципами организации и проведения патопсихологического эксперимента; закономерностями нормы и отклонений в психическом развитии детей и подростков; вариантами развития при различных видах дизонтогенеза; учится составлять патопсихологическую характеристику нарушения психических функций у детей и подростков; учится осуществлять сбор, первичную обработку, интерпретацию результатов патопсихологического эксперимента; формулировать патопсихологическое заключение по результатам клинико-

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -

научно-методический электронный журнал элМо^т/ЙэбТ-^^^ЗО^ОХ5'^"1' " ^ Р6Г' АНТ 75075 УДК 378.1

психологического обследования детей и подростков; рефлексировать, оценивать результаты собственной учебно-профессиональной деятельности; разрабатывать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации психического здоровья детей и подростков; овладевает патопсихологическими и стандартизированными методиками клинико-психологического обследования детей и подростков.

Не менее важным является курс Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).

Целями освоения этой учебной дисциплины являются:

- развитие профессиональной компетентности, обеспечивающей повышение адаптивных ресурсов соматически ослабленных детей и подростков, охраны здоровья, диагностики, коррекции и реабилитации;

- подготовка к практической деятельности в области психотерапии и коррекции при психосоматических заболеваниях и расстройствах.

Учебная дисциплина Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам относится к вариативной части (Б.3.2.) профессионального цикла (Б.3.) и направлена на формирование следующих компетенций:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития (ОПК-1).

- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков, основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

- основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- основные факторы, детерминирующие индивидуальное здоровье;

- стандартные методы диагностики особенностей соматически ослабленных детей и подростков, методы коррекционно-развивающей работы, которые можно рекомендовать педагогам и родителям.

Уметь:

- дифференцировать особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков;

- применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- применять базовые знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

PU г М

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -

научно-методический электронный журнал " Гос' рег

ART 75075 УДК 378.1

- применять методы диагностики особенностей детей, с ослабленным здоровьем, составить рекомендации педагогам и родителям по использованию методов коррекционно-развивающей работы.

Владеть:

- умением учитывать особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков;

- навыками работы с основными международными и отечественными документами о правах ребенка и правах инвалидов;

- технологиями, направленными на сохранение здоровья и профилактику психических и соматических заболеваний;

- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;

- методикой организации диагностического обследования соматически ослабленных детей и подростков.

Непосредственно с проблемой здоровьесбережения связан учебный курс Работа педагога-психолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).

В результате изучения указанной дисциплины студент должен знать:

- цели и задачи, стоящие перед педагогом-психологом в образовательных, социальных и медицинских учреждениях с учетом их специфики;

- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

- иметь представления об основных проблемах развития современных детей и подростков, включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств;

- основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;

- основные направления деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования;

- основные методологические подходы, методы и формы деятельности педагога-психолога.

Уметь:

- применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;

- применять базовые психологические знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

- применять знания смежных дисциплин для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии.

Владеть:

КОНЦЕПТ

Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 04. - ART 75075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75075.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75075 УДК 378.1

- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

- методологией планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детского и подросткового контингента;

- методологией и технологиями различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование; индивидуальная, групповая, семейная психотерапия; психосоциальная реабилитация).

Таким образом, указанные выше дисциплины психолого-педагогического цикла позволят сформировать у будущих педагогов-психологов необходимые знания, умения и навыки, способствующие реализации задач здоровьесбережения в образовательных оздоровительных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Ссылки на источники

1. Двадненко А. В. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах санаторного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011.

2. Москалева А. С. Практика социальных педагогов как средство формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. -С. 97-101.

Ludmila Zhilina, ISSN 2304120X

Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality, State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog ludmila.zhilina@mail.ru

Preparing future educational psychologists to health saving activities in a 9 772304 120159 sanatorium boarding school

Abstract. The author shows what competencies obtained by studying of psycho-pedagogical disciplines will allow the future psychologists of education to solve the problems of health saving in sanatorium boarding schools.

Key words: competences, health saving activities, discipline of psycho-pedagogical cycle. Рекомендовано к публикации:

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания

(Vi "7 «j

977230412015916

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.