Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ'

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ACTIVITY / PERSONALITY / PSYCHOLOGY / PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демехов О.С.

В процессе профессиональной деятельности на протяжении нескольких лет происходит деформация личности, снижающая эффективность выполнения трудовых функций. В статье рассматриваются факторы, способствующие появлению профессиональных деформаций, а также зависимость их появления у учителей городских и сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демехов О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPENDENCE OF THE MANIFESTATIONS OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF TEACHERS IN URBAN AND RURAL SCHOOLS

During several years personal deformation, reduced efficiency of completing labour functions occur, all in the prosses of professional practice. The article deals with the factors that contribute to the emergence of professional deformations, as well as the dependence of their appearance in teachers of urban and rural schools.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

УДК 159.9

Демехов О. С. студент магистратуры ГБОУВО «СГПИ») Россия, г. Ставрополь ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Аннотация. В процессе профессиональной деятельности на протяжении нескольких лет происходит деформация личности, снижающая эффективность выполнения трудовых функций. В статье рассматриваются факторы, способствующие появлению профессиональных деформаций, а также зависимость их появления у учителей городских и сельских школ.

Ключевые слова. Профессиональная деформация, деятельность, личность, психология, педагог.

Deme^tov O. S. master's student SBEI of HE «SSPI» Russia, s.Stavropol THE DEPENDENCE OF THE MANIFESTATIONS OF

PROFESSIONAL DEFORMATION OF TEACHERS IN URBAN AND

RURAL SCHOOLS

Annotation. During several years personal deformation, reduced efficiency of completing labour functions occur, all in the prosses of professional practice. The article deals with the factors that contribute to the emergence of professional deformations, as well as the dependence of their appearance in teachers of urban and rural schools.

Keywords: professional deformation, activity, personality, psychology, pedagogue.

Вопрос о профессиональной деформации в настоящее время стоит достаточно остро. Актуальность его состоит в том, что профессиональная деятельность накладывает на личность свой отпечаток. Профессиональные деформации ярко проявляются у личности, ежедневно взаимодействующей с большим количеством людей. У педагога, участвующего в эмоциональном взаимодействии с детьми, профессиональные деформации проявляются достаточно быстро. Наше исследование выявило, что деформации проявляются уже через один год работы, а через три года резко увеличивается. Актуален вопрос взаимосвязи проявлений профессиональной деформации учителей городских и сельских школ.

Профессиональная деформация личности - это изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения

профессиональных обязанностей. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике)

Проблема профессиональная деформации рассмотрена в трудах многих ученых: Пряжниковой Е.Ю., Дружилова С.А., Орёл В.Е., Рогова Е.И. и других. Отмечают несколько видов профессиональных деформаций, таких как общепрофессиональные деформации, специальные профессиональные деформации, профессионально-типологические деформации и индивидуальные деформации. У каждых из них наблюдается своя структура, в которой выделяют скорость проявления, ширину, глубину и степень выраженности.

Проявлению профессиональных деформаций способствуют такие факторы, как неспособность к расслаблению, стремление к конкуренции, перегрузки и форс-мажорные ситуации, страх неудач и ошибок, навязчивая потребность человека в работе, трудности в семье, возникающие из-за трудовой деятельности и многие другие. Отмечено, что проявление профессиональной деформации напрямую связано со стажем работы. Такие симптомы эмоционального выгорания, как тревога, депрессия, неудовлетворенность собой характерны для педагогов со стажем работы до трех лет, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и эмоционально-нравственная дезориентация для учителей со стажем работы от трех до десяти лет, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения для педагогов, свыше десяти лет занимающихся педагогической деятельностью.

При анализе научных работ было выявлено, что зависимость проявлений профессиональной деформации в настоящее время изучено не полностью.

Семушин С.Г., Чернявская Н.М. отмечают, что профессиональная деформация у учителей городских школ проявляется менее ярко. Одним из частных случаев проявления профессиональной деформации, который они рассматривают, является синдром эмоционального выгорания. Согласно полученным данным фаза истощения является несформированной у учителей городских школ, что свидетельствует о том, что эмоциональное выгорание развивается у сельских учителей интенсивнее, чем в условиях городской среды.

По результатам исследования отмечается, что у педагогов сельских школ преобладает ориентация на собственные переживания, проявляется безучастность, обособленность.(2) Большее число сельских педагогов характеризуется низким уровнем субъективного контроля по сравнению с городскими учителями. Также у учителей сельских школ более выражен либеральный стиль управления, когда они стараются не принимать решения, передавая инициативу коллегам, обучающимся, родителям. Также высок уровень неблагополучного психоэмоционального состояния у педагогов сельских школ, которое отражается на особенностях

поведения и восприятия, что происходит при информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе.

При анализе исследования Коновальчук А.Н., мы отмечаем, что у педагогов сельских школ выраженность эмоционального выгорания в целом ниже учителей городских школ. Учителя сельских школ более удовлетворены стилем руководства, условиями труда, социально-психологическим климатом в коллективе уровнем заработной платы, учебной нагрузкой. Городские учителя проявляют высокую выраженность симптомов «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «неудовлетворенность собой», «расширение сферы экономии эмоций», «загнанность в клетку», «личностная отстраненность (деперсонализация)», «эмоциональный дефицит» и всех трех фаз эмоционального выгорания -напряжения, резистенции, истощения.

Более высокие показатели у учителей сельских школ проявились лишь по симптому «загнанность в клетку».(1)

Сравнив полученные данные исследований зависимости профессиональной деформации учителей сельских и городских школ, мы предполагаем, что на формирование деформаций могут оказывать влияние другие факторы, а не тип населенного пункта.

Наличие семьи и собственных детей может оказывать влияние на формирование эмоционального выгорания. Учителя, у которых есть собственные дети, в меньшей степени подвержены состоянию тревоги, депрессии, эмоционального дефицита, более нацелены на работу с детьми в школе.

Педагогический стаж, как отмечалось выше, напрямую способствует проявлению профессиональной деформации.

Удовлетворенность стилем руководства общеобразовательного учреждения позволяет педагогу более демократично относиться к обучающимся, не формирует симптом «загнанности в клетку».

Проявлению профессиональной деформации могут способствовать такие факторы, как неудовлетворенность образом жизни, условиями труда и уровнем заработной платы.

На скорость проявления профессиональной деформации может оказать и такой фактор, как возраст обучающихся. С учениками старшей школы у учителей вероятность формирования симптомов эмоционального выгорания выше.(1)

Обобщая, мы приходим к выводу, что профессиональная деформация -это явление, которое складывается из ряда факторов.

Для того, чтобы проблема профессиональной деформации учителей в общеобразовательном учреждении не стояла так остро, необходима согласованная работа по ее профилактике и коррекции. Для этого существует ряд способов регулирования отношений в учреждении:

1.Регулярное изучение мнения учителей о степени их удовлетворенности взаимоотношений в педагогическом коллективе и своим трудом. Результат работы будет предупреждение возникновения конфликта.

2.Организация работы с учителями и другими работниками школы, которая направлена на повышение этико-педагогической культуры. Эта форма работы содержит психологический анализ этических аспектов педагогической деятельности и компетентную консультативную помощь;

3.Этически выдержанный и авторитетный контроль, с индивидуальным учетом психологических особенностей каждого работника и другие.

Таким образом, профессиональная деформация неизбежна, но используя разнообразные личностно-ориентированных технологии профилактики и коррекции, возможно получить преодоление профессиональной деформации.

Использованные источники:

1. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей [Текст]: Автореф. маг-та псих. наук / А.Н.Коновальчук, Нижний Новгород, 2008, 28 с.

2.Семушин С.Г., Чернявская Н.М. Анализ профессиональной деформации учителей городских и сельских школ Амурской области [Текст] Журнал: Амурский научный вестник. Издательство: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (Комсомольск-на-Амуре), 2016, Страницы: 185-193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.