Научная статья на тему 'Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров'

Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1043
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ / SYNDROME / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNING SYNDROME / ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНЕРА / ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / SPORTS TRAINER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко А. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось выявление специфических особенностей проявления синдрома «эмоционального выгорания» у тренеров. В задачи исследования входили теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; разработка методического инструментария, направленного на выявление особенностей проявления синдрома «эмоционального выгорания» у тренеров; а также сравнительный анализ выраженности симптомов эмоционального выгорания у тренеров и учителей физкультуры. В статье представлены основные результаты исследования: описаны особенности проявления синдрома эмоционального выгорания, направленность личности тренера, преобладающие методы психологической защиты и их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мищенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Personal Determinants of Emotional Burning-Out of the Sport Coaches

The syndrome of burnout a body reaction that occurs as a result of prolonged exposure to occupational stress-average intensity. This person worked out the mechanism of psychological defense in the form of full or partial exclusion of emotions in response to the traumatic impact of favorites. Among the occupations in which emotional burnout syndrome occurs most often, it should be noted physicians, psychologists, social workers, rescuers, law enforcement officials, teachers and coaches.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров»

внутренних. В этой связи обратимся к выявлению психологических предпосылок развития коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов.

Литература

1. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240с.

3. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, П.В. Растянников. - М., 1991.

4. Крючкова, О.В. Развитие коммуникативной компетентности с помощью видеотренинга у педагогов и людей с нарушениями слуха / О.В. Крючкова // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - Вып. 1. - С.101-112.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544с.

6. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ю. Бреус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288с.

7. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М., 1989.

8. Расторгуева, Ю.П. Особенности коммуникативной компетентности социального работника на разных этапах профессиональной деятельности / Ю.П. Расторгуева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Матер. Междунар. науч. конф.: В 2 т. Т.1: Педагогика / Отв. ред. А.А. Романов. - Рязань: Ряз гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2007.

9. Скрипкина, Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.П. Скрипкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264с.

Мищенко А.В.

Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров

На современном этапе развития психологической науки перед отечественными и зарубежными психологами достаточно актуально стоит проблема исследования синдрома эмоционального выгорания.

Выраженность синдрома «эмоционального выгорания» отрицательно сказывается на профессиональной деятельности, прежде всего, в системах «человек-человек» [4]. А так как работа тренера, учителя физкультуры относится к профессиям именно такого типа, это, несомненно, скажется на успешности их работы. Тренер, как и учитель, включен в профессиональную деятельность, характеризующуюся высокими эмоциональными, психологическими нагрузками. Специфика педагогической деятельности тренера состоит в том, что она также строится по законам общения, предполагающего активное эмоциональное взаимодействие с подопечными [4;3].

Профессиональная работа тренера близка к педагогической работе учителя физкультуры на всех уровнях: образовательном, воспитательном, внешкольном и др. Любая педагогическая деятельность многообразна и сложна, однако деятельность тренера имеет особенности, которые еще больше ее усложняют. Деятельность тренера при сравнении ее с деятельностью учителя представляется весьма своеобразной [3]. Важно то, что профессиональная деятельность тренера обладает чертами как сближающими ее с другими педагогическими специальностями, так и специфическими: у тренера выражена спортивная специализация; тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, в спортивных результатах его учеников; деятельность тренера носит нерегламентированный характер; тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников; тренер больше других обладает способностью реально осуществ-лять прогнозирование роста спортивных достижений, отбор учеников; сохранность тренером физического и психического здоровья спортсменов на соревнованиях, тренировках создает реальную опасность перенапряжения [4].

Таким образом, мастерство тренера базируется на четырех компонентах: педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах. Профессия тренера представляет собой так же разновидность педагогической деятельности учителя, так как имеет специфику, схожую с профессиональной деятельностью педагога-воспитателя. Поэтому существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами.

Таким образом, в данных современных исследований наглядно показано, что эмоциональное выгорание можно отличить от других терминов («профессиональное выгорание», «психическое выгорание») как концептуально, так и эмпирически. Именно СЭВ относительно самостоятельный феномен. Он имеет свои причины, источники, механизмы и закономерности возникновения и развития, условия протекания, методы профилактики и лечения. Однако, несмотря на то, что существует достаточно большое количество исследований данной проблемы, интегрированной, обобщенной, общепризнанной модели эмоционального выгорания, подкрепленной систематическими научными исследованиями, по мнению многих авторов [1];[3];[4];[7], до сих пор не создано. В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ [8], но, несмотря на это, он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально

затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек». Соответственно, исследований синдрома эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность понятия синдрома «эмоционального выгорания» определили формулировку цели, выделение объекта, предмета исследования. Теоретическая и практическая значимость обозначенных выше вопросов позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности и личностные детерминанты, определяющие эмоциональное выгорания спортивных тренеров ? Решение этой проблемы составило цель исследования

Предмет исследования - личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров. Объект исследования - личность спортивного тренера.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие теоретико-методологические и эмпирические задачи: провести теоретико - методологический анализ исследований по проблеме синдрома «эмоционального выгорания»; провести анализ основных подходов, изучающих синдром «эмоционального выгорания» у представителей социальных профессий; описать специфику профессиональной деятельности спортивных тренеров; описать особенности синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности спортивного тренера; подобрать методический инструментарий; определить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания у тренеров; провести сравнительный анализ выраженности симптомов эмоционального выгорания у тренеров и учителей физкультуры; доказать, что степень выраженности синдрома эмоционального выгорания детерминирована некоторыми личностными основаниями: преобладающими методами психологической защиты и спецификой мотивации;

В исследовании проверялась гипотеза о том, что степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности тренеров напрямую связана с преобладающим методом психологической защиты личности и зависит от особенностей мотивационной сферы тренера.

Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методы и методики: исследование эмоционального выгорания (В. В. Бойко); диагностика методов психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана); методики изучения мотивации стремления к успеху и мотивации избегания неудач (Т. Элерс); «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман); методы математической обработки данных (SPSS 13.0).

В исследовании приняли участие 200 респондентов: основная группа -100 спортивных тренеров; контрольная группа - 100 учителей физкультуры общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону.

В задачи нашего исследования входило выявление особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у спортивных тренеров и учителей физкультуры, результаты которого представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Проявление симптомов синдрома эмоционального выгорания

Симптомы Тренеры Учителя Р

Переживание психотравм, обстоятельств 5,46 17,17 0,01

Неудовлетворенность собой 14,17 25,07 0,01

Загнанность в клетку 6,67 8,30 -

Тревога и депрессия 5,06 5,01 -

Неадекват. избирательное 4,71 5,18 -

эмоц. реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация 8,17 11,4 0,01

Расширение сферы экономии эмоций 7,79 6,72 -

Редукция профессиональных обязанностей 15,23 13,31 -

Эмоциональный дефицит 9,89 11,17 -

Эмоциональная отстраненность 5,01 21,32 0,01

Личная отстраненность 24,07 18,40 0,01

Психосоматические нарушения 11,79 10,42 -

Эмоциональное выгорание 118,02 153,47 0,01

Анализ результатов диагностики в основной выборке показал, что у спортивных тренеров большинство из представленных симптомов синдрома эмоционального выгорания относятся к разряду не сложившихся, т.к. не достигают минимального показателя в 9 баллов. К складывающимся симптомам в общей структуре синдрома относятся «неудовлетворенность собой», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Доминирующим же симптомом в синдроме эмоционального выгорания у тренеров является «личная отстраненность».

В контрольной группе исследования - к складывающимся симптомам относятся «эмоционально-нравственная дезориентация», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». «Переживание психотравмирующих обстоятельств» и «личная отстраненность» относятся к разряду сложившихся симптомов в структуре синдрома эмоционального выгорания. Доминирующими симптомами в структуре синдрома у учителей физкультуры являются «неудовлетворенность собой» и «эмоциональная отстраненность».

Анализ композитной оценки степени выраженности синдрома эмоционального выгорания позволяет предположить, что для учителей физкультуры синдром эмоционального выгорания свойственен в большей степени в сравнении со спортивными тренерами.

Различия в степени выраженности отдельных симптомов и синдрома эмоционального выгорания в целом, на наш взгляд, связаны, в первую очередь, с особенностями профессиональной деятельности испытуемых. Однако мы предполагаем, что особенности проявления синдрома эмоционального выгорания связаны и с преобладающей мотивацией респондентов. Для проверки данного предположения мы провели диагностику мотивационной сферы в обеих группах, результаты, которой представлены в Таблице 2.

Таблице 2

Мотивационный профиль личности тренера

Показатели мотивации Тренеры Учителя Р

Жизнеобеспечение 9,42 12,33 0,01

Комфорт 7,71 19,11 0,01

Статус 8,37 14,43 0,01

Общение 6,11 4,13 -

Общая активность 14,45 13,34 -

Творческая активность 17,21 10,81 0,01

Социальная полезность 16,08 9,73 -

Как видно из таблицы, в среднем, по группе для тренеров характерно преобладание шкал «творческой активности», «социальной полезности» и «общей активности». Что говорит о ярко выраженном «рабочем» мотивационном профиле личности, и, следовательно, свидетельствует о том, что мотивация, связанная с рабочей сферой, имеет ведущее значение в структуре мотивационной сферы личности спортивных тренеров. Так же мы можем говорить о наличии прогрессивного мотивационного профиля личности тренера, т.к. общий уровень развивающих мотивов («общая активность», «творческая активность», «социальная полезность») превышает общий уровень мотивов поддержания («поддержание жизнеобеспечения», «комфорт», «социальный статус»). Данный тип профиля преобладает у лиц, добившихся успеха в работе, с социально направленной позицией. Следовательно, мы можем предположить, что, в среднем, по группе тренеры удовлетворены своими достижениями, и в целом ориентированы на социум. Их отличает высокая активность и стремление быть социально полезными, они направлены на развитие, достижение, расширение предметной и социальной сферы деятельности.

К преобладающим шкалам мотивационного профиля в среднем по группе учителей физкультуры относятся «комфорт», «социальный статус», «общая активность» и «жизнеобеспечение». Как видно из преобладающих шкал, для учителей физкультуры в среднем по группе в большей степени свойственна общежитейская направленность и, как следствие, регрессивный мотивационный профиль, в котором доминирует направленность на удовлетворение личных

мотивов поддержания жизнеобеспечения, тенденция к комфортному существованию, в том числе в социальной сфере.

Мы также выявили, что у спортивных тренеров отсутствует ярко выраженная мотивация, как избегания неудач, так и мотивация стремления к успеху (7,43 и 8,82 балла соответственно). В группе учителей физкультуры мотивация к достижению успеха также низкая (8,7 балла), однако, наблюдается средне выраженная мотивации стремления к успеху (11,4 балла). Следовательно, мы можем предположить, что тренеры не избегают ответственных заданий, не ищут причины отказа от них. Но в тоже время их деятельность может быть приостановлена в случае возникновения препятствий, а стремление достичь высоких показателей выражено слабо. Нет высокой активности и инициативности. А учителя физкультуры в большей степени ориентированы на избегание неудач в работе, в сравнении со спортивными тренерами. Что может проявляться в неуверенности в себе, в беспокойстве и страхе, отсутствии удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Особенности синдрома эмоционального выгорания у тренеров могут быть взаимосвязаны с преобладающим методом психологической защиты. В Таблице 3 представлены среднегрупповые показатели степени выраженности методов психологической защиты, выявленные у тренеров в результате нашего исследования. Как видно из Таблицы 3, в среднем по группе среди тренеров основным методом психологической зашиты, является «отрицание», несколько реже проявляется «регрессия» и «реактивные образования».

Таблица 3

Выраженность методов психологической защиты

Методы защиты Тренеры Учителя Р

Отрицание 64,62 42,40 0,01

Вытеснение 46,40 45,80 -

Регрессия 53,89 59,10 -

Компенсация 51,60 79,73 0,01

Проекция 36,68 69,32 0,01

Замещение 50,90 72,12 0,01

Интеллектуализация 39,89 25,53 0,05

Реактивные образования 52,35 61,30 0,05

В то же время для учителей время физкультуры в большей степени свойственны такие методы психологической защиты, как «компенсация», «замещение» и «проекция». Следовательно, мы можем предположить, что наиболее часто в травмирующей ситуации тренеры отрицают некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства или условия. Также можно сказать, что учителям свойственна бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков, которая реализуется через настойчивую

работу над собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Основываясь на особенностях симптомов эмоционального выгорания, мотивационной сферы личности и преобладающих способах психологической защиты мы предположили наличие значимых взаимосвязей между выявленными показателями у спортивных тренеров. Следовательно, чем более выражена мотивация на поддержание жизнеобеспечения, т.е. чем более выражена прагматическая позиция тренера, тем более утрачивается интерес к спортсмену и тем меньше тренер переживает психотравмирующие ситуации.

Была выявлена отрицательная корреляционная связь между «деперсонализацией» и «интеллектуализацией», которая в свою очередь отрицательно связана с «неудовлетворенностью собой», а далее с мотивацией избегания неудач.. Следовательно, мы можем сказать, что чем более выражен симптом деперсонализации или личностной отстраненности у тренера, тем менее ему свойствен «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Слабовыраженная «интеллектуализация» у тренеров, как метод психологической защиты, свидетельствует о высокой неудовлетворенности собой, которая в свою очередь, говорит о низкой мотивации к избеганию неудач. Преобладание «отрицания» как метода психологической защиты свидетельствует о низкой выраженности симптома «загнанность в клетку» и о низком «эмоциональном дефиците» . Следовательно, мы можем сказать, что для тренеров в среднем по группе при доминировании «отрицания» свойственно повышение эмпатии в отношении субъектов своей деятельности и снижении чувства безысходности в травмирующих обстоятельствах.

Мы также выявили, что «проекция» как метод психологической защиты связан с несколькими симптомами синдрома эмоционального выгорания и со степенью выраженности самого синдрома. Следовательно, мы можем предположить, что чем более свойственна для тренера тенденция приписывать другим людям свои недостатки и перекладывать на них вину за совершенные ошибки, тем в большей степени будет проявляться снижение качества выполнения профессиональных обязанностей, повысится эмоциональная отстраненность и усилится переживание психотравмирующих ситуаций. Как следствие, положительной взаимосвязи «проекции» и некоторых симптомов синдрома эмоционального выгорания наблюдается прямая взаимосвязь с общим уровнем развития синдрома эмоционального выгорания .

Следовательно, мы можем сказать, что «проекция» усиливает симптомы синдрома эмоционального выгорания, в то время как «отрицание» и «интеллектуализация» - снижают их.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), но, несмотря на это, он представляет собой

личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек»;

- развитию эмоционального синдрома способствуют личностные особенности человека, занятого в определенной профессиональной сфере, поэтому объясняя эффекты воздействия СЭВ на личность, возникает необходимость анализа личностных детерминант - в нашем исследовании -спортивных тренеров;

- проблемное поле синдрома эмоционального выгорания у тренеров раскрывает много связей с важными научными и практическими задачами в разных областях психологической науки - психологии спорта, психических особенностях тренера, в диагностировании эмоционального выгорания в тренерской деятельности со спортсменами;

- педагогическая практика в работе тренера показывает, что проявление симптомов синдрома эмоционального выгорания, факт потери интереса к профессии и подопечному, сведение эмоциональной стороны общения к минимуму происходит уже на третьем году работы хорошего тренера. Существующее противоречие между необходимостью выполнять предъявляемые профессией требования и при этом творчески реализовать себя как личность приводит к возникновению ряда факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности тренера. Таким образом, выгорание - это синдром, группа симптомов, появляющихся вместе. Однако все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный в любой профессии, в том числе, тренера или учителя физкультуры;

- выявлено, что степень выраженности синдрома эмоционального выгорания у тренеров в сравнении с учителями физкультуры низкая, с «личностной отстраненностью», как доминирующим симптомом;

- выявлено, что «отрицание» является преобладающим методом психологической защиты у спортивных тренеров, а «проекция» - у учителей физкультуры;

- определены взаимосвязи степени выраженности симптомов синдрома эмоционального выгорания с методами психологической защиты и особенностями мотивационной сферы спортивных тренеров: «недовольство собой» отрицательно коррелирует с мотивацией избегания неудач и «интеллектуализацией»; «жизнеобеспечение» отрицательно связано с «переживанием психотравмирующих обстоятельств» и положительно взаимосвязано с «личностной отстраненностью»; «эмоциональная отстраненность» отрицательно коррелирует с «замещением» и положительно коррелирует с «проекцией», которая в свою очередь положительно взаимосвязана со степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания в целом.

Следовательно, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Литература

1. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. М., 1988.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Журавлёва, Г. Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности и способы его профилактики/ Г. Журавлёва // Народное образование. 2008, № 5, 114-120 с.

4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2008.

5. Коновальчук, А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008.

6. Орел, В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999, 77-78 с.

7. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М., 1994.

8. Ьир://теёаа2е1а.ги8теё8егу.сот/2005/43/аг1;1с1е_1322.к1;т1/Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. №43 - 8 июня. - М., 2005г.

Профессиональное образование

Маслаков И. В.

Систематизация приемов обучения медицинского персонала здравниц основам профилактики дифференцированных рисков внезапной смерти на курортах больных с нестабильной стенокардией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект Концепции федеральной целевой программы «Развитие курортного дела в Российской Федерации на 2007-2011 гг. и до 2020 г.» в качестве цели предусматривает стандартизацию и расширение объемов оказания санаторно-курортной помощи, повышение медицинской и экономической эффективности санаторно-курортного лечения и оздоровления населения на основе внедрения современных технологий восстановительной медицины. Следует особо отметить, что разработка федеральной целевой программы развития курортного дела в России основана на принципиально новом концептуальном подходе, ориентированном не только и не столько на лечении больных, сколько на формировании и сохранении здоровья, а также первичную и вторичную профилактику заболеваний, среди которых приоритетнымиявляются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.