Научная статья на тему 'Взаимосвязь индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих'

Взаимосвязь индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1312
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Марина Александровна, Константинов Всеволод Валентинович

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих. Автором предпринимается попытка объяснения основных факторов, влияющих на развитие эмоционального выгорания. Эмпирически изучены социально-психологические, личностные и организационные факторы эмоционального выгорания. Изучены социально-демографические условия, приводящие к риску эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордеева Марина Александровна, Константинов Всеволод Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE INDIVIDUAL, SOCIO-PSYCHOLOGICAL PERSONALITY CHARACTERISTICS AND PECULIARITIES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG CIVIL SERVANTS

The article presents the results of an empirical study peculiarities of development of emotional burnout among public servants. The author attempts to explain the main factors affecting the development of burnout. Empirically studied the socio-psychological, personal and organizational factors of burnout. Studied socio-demographic conditions, leading to the risk of burnout.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих»

УДК 159.923:316.6

м.А. Гордеева ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНО-

в.в. Константинов ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих. Автором предпринимается попытка объяснения основных факторов, влияющих на развитие эмоционального выгорания. Эмпирически изучены социально-психологические, личностные и организационные факторы эмоционального выгорания. Изучены социально-демографические условия, приводящие к риску эмоционального выгорания.

Ключевые слова: выгорание, эмоциональное выгорание, эмоционально-мотивационная сфера личности, деперсонализация.

Marina Gordeeva Vsevolod Konstantinov

THE RELATIONSHIP OF THE INDIVIDUAL, SOCIO-PSYCHOLOGICAL PERSONALITY CHARACTERISTICS AND PECULIARITIES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG CIVIL SERVANTS

Annotation. The article presents the results of an empirical study peculiarities of development of emotional burnout among public servants. The author attempts to explain the main factors affecting the development of burnout. Empirically studied the socio-psychological, personal and organizational factors of burnout. Studied socio-demographic conditions, leading to the risk of burnout.

Keywords: burnout, emotional burnout, emotional-motivational sphere of personality, depersonalization.

Эмоциональное выгорание является одной из актуальных проблем в психологической науке на протяжении десятилетий. Начиная с 70-х гг. XX в. велись дискуссии о трактовке понятия «эмоционального выгорания», его генезиса, закономерностей развития симптомов, влияния данного феномена на эффективность профессиональной деятельности.

В историческом ракурсе исследования феномена эмоционального выгорания В.Е. Орёл выделяет два этапа развития дискуссий о проблеме «эмоционального выгорания». Первый этап условно назван описательным, на котором были предприняты попытки описания феномена, определения того спектра вопросов, при исследовании которых возможно ответить на вопросы воздействующего фактора выгорания на личность. Данная проблема была поставлена писателями, учеными, отмечающими наличие подобного воздействия на физическую, интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Второй этап ознаменовался эмпирическими исследованиями, которые позволили первоначально описать клинические симптомы истощения, потерю мотивации и снижение работоспособности специалистов-психиатров, затем установили закономерности и стадийность протекания данного процесса. Экспериментальный бум спровоцировал острые дискуссии о феномене, причинах появления и развития выгорания, между тем это привело к терминологической неоднородности, запутанности и отсутствии какой-либо описательной концептуальной модели.

В зарубежной психологии существуют результирующие, процессуальные, стадиальные объяснительные модели эмоционального выгорания специалиста. Отечественные теории эмоционального выгорания трактуют понятие согласно позиций структурного и системных подходов, что не идет в разрез с зарубежными представлениями о феномене «эмоционального выгорания» [7; 8; 9].

© Гордеева М.А., Констанинов В.В., 2014

На современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания большинство авторов рассматривает его либо как долговременную стрессовую реакцию, либо как синдром, возникающий как реакция на продолжительный профессиональный стресс. Другие исследователи трактуют феномен с другой позиции: как психологический механизм защиты на избранные психотравмирующие воздействия. В целом, ученые пришли к общему прочтению понятия, рассматривая эмоциональное выгорание как результат специфических личностных изменений, связанный с деформацией эмоционально-мотивационной сферы [3; 5; 6]. При изучении динамики развития эмоционального выгорания нам близка описательная концепция смены последовательных стадий эмоционального выгорания напряжения, деперсонализации и истощения. В качестве условий и факторов, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания, можно отметить, что учеными выделяются следующие группы факторов: индивидуальные факторы, социально-психологические факторы, факторы, связанные с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, факторы организационной среды.

Ценным для трактовки симптомов эмоционального выгорания является описание дисбаланса в структуре личности специалиста, подверженного эмоциональному выгоранию, содержанием и профессиональными требованиями, предъявляемыми к нему профессией. В результате чего, по данным исследователей, на фоне спровоцированного стресса наступает эмоциональное истощение как следствие постоянного пребывания в конфликтной внутренней ситуации. Данная позиция позволяет рассматривать выгорание как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе.

Начиная с 90-х гг. XX в. особый интерес стал проявляться к последствиям эмоционального выгорания на производстве и его влияния на производительность труда, здоровье и эффективность профессиональной деятельности. С целью изучения психологических особенностей эмоционального выгорания применительно к конкретным видам деятельности необходимо обратиться к операциона-лизации понятия для установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием.

С развитием представлений о природе и симптомах эмоционального выгорания был расширен ряд профессий, специалисты которых подвержены эмоциональному выгоранию. В этот перечень вошли не только специалисты помогающих профессий субъект-субъектного типа, но и специалисты субъект-объектного типа. Этот факт объясняется расширением представлений о мотивационных факторах эмоционального выгорания и факторах организационной среды, оказывающих влияние на специалиста в процессе реализации профессиональной деятельности.

Не изучено влияние этнической и расовой принадлежности, места жительства, характера социально-экономического статуса работника, тип организационной среды на риск развития эмоционального выгорания. Предприняты попытки изучения эмоционального выгорания среди управленцев и менеджеров, отсутствуют комплексные исследования о проявлениях и развитии эмоционального выгорания среди муниципальных и государственных служащих.

Учеными намечены механизмы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания. В качестве ресурсов преодоления выгорания рассматривается сложная система внутренних и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, самоорганизующаяся при взаимодействии факторов выгорания и личности. Исследователи, разрабатывающие вопросы профилактики эмоционального выгорания, сходятся во мнениях о комплексном явлении, развитие которого не может зависеть от одной из переменных. В этой связи необходимо рассмотрение влияния целого комплекса факторов и условий, оказывающих влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания у специалистов различных профессий и сфер деятельности.

Важной, до сих пор не проработанной областью исследования является оценка возможных долговременных последствий эмоционального выгорания. Одной из практических задач практической психологии является разработка и внедрение механизмов профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов разной направленности профессиональной деятельности.

Актуальность исследования особенностей эмоционального выгорания государственных служащих во многом обусловлена теми политическими, социально-экономическими условиями, которые предъявляют особые требования к личности служащих, умениям принимать решения в нестандартных ситуациях, адаптивно реагировать на происходящие перемены в ситуациях дефицита времени и информации, способностях брать ответственность и управлять собой и другими людьми. Все эти обстоятельства вынуждают говорить о необходимости профилактики развития синдрома эмоционального выгорания для обеспечения и поддержания эффективности деятельности государственных служащих.

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность в аппарате государственного управления. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 10 определяет функционал и статус государственных служащих: профессиональный управленец органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Государственные служащие представляют многочисленную группу специалистов, чья профессия относится к классу «человек-человек» и является разновидностью управленческого труда. Трудовая сфера государственной службы имеет ряд специфических особенностей [1]: по своему содержанию трудовая деятельность государственных служащих направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя, высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия, жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины, задействование интеллектуального, а также творческого потенциала для решения управленческих задач.

Эмпирическую базу исследования составили государственные служащие: сотрудники Правительства Пензенской области, прокуратуры и управления Федеральной антимонопольной службы Пензенской области. Всего в исследовании приняли участие 360 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет, из них 180 женщин и 180 мужчин.

В качестве основных методов исследования выступили.

1. Метод теоретического анализа источников по общей, социальной, дифференциальной, возрастной психологии, акмеологии и смежным областям по проблеме эмоционального выгорания;

2. Методы эмпирического исследования: опросник «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), личностный опросник Р. Кеттелла - 16 PF (форма С), опросник «Стилевая саморегуляция поведения» (В.И. Моросанова), методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач и достижению успеха (Т. Элерс), методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориен-таций в межгрупповом взаимодействии» (в модификации Н.П. Фетискина), опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM -Arbeitsbezogenes Verhaltens - und Erlebensmuster) (У. Шааршмидт, А. Фишер), анкета для диагностики содержания профессиональной деятельности и особенностей организационной среды;

3. Метод математико-статистической обработки данных: методы описательной статистики, достоверность различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента, <р*- критерия Фишера, были использованы корреляционный и факторный анализ с применением пакета математической статистики SPSS 13.0.

Был проведен анализ уровня эмоционального выгорания у государственных служащих, в результате чего была выделена группа, состоящая из 47 % испытуемых от общего числа обследованных с разной степенью проявления эмоционального выгорания. У большинства служащих с признаками

выгорания преобладают стадии «напряжения» (68 %) и «резистенции» (32 %), наиболее характерными симптомами которых стали: неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций.

На основании средних результатов нами выделены две крайние группы и проведен сравнительный анализ результатов испытуемых с высокими показателями эмоционального выгорания и при его отсутствии. В результате чего были обнаружены статистически значимые различия по всем симптомам стадии «напряжения» и частично стадии «резистенция».

В результате сравнительного анализа по тендерным группам, было установлено, что наличие симптомов «эмоционального истощения» выше у женщин в четыре раза, чем у мужчин государственных служащих. Исследователи связывают данный факт с наличием инструментальной, прагматической направленности у мужчин и эмоциональной, альтруистической, эстетической у женщин. В этой связи риск возникновения выгорания повышается при условии не совпадения с тендерными установками [3, с. 50].

По результатам корреляционного анализа установлено, что в группе женщин симптомы эмоционального выгорания (неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация) имеют тесную положительную связь с тенденциями к самообвинению, проявлением межгрупповой эмпатии и ориентацией на межгрупповое соперничество. В выборке мужчин не установлены корреляционные связи между данными показателями. В мужской выборке симптомы эмоционального выгорания взаимосвязаны с такими особенностями, как самоуверенность, отсутствие удовлетворенностью оплатой труда, карьерным ростом, мотивацией к достижению успеха (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа (мужская и женская выборки)

№ Описание связей Мужская выборка Женская выборка

Между неудовлетворенностью собой и

1 Самообвинением - 0,26*

2 С амсуверенностью 0,30** -

Между тревогой, депрессией и

3 Межгрупповой эмпатией - 0,26*

4 Удовлетворенностью оплатой труда - 0,32** -

Между эмоционально-нравственной дезориентацией и

5 Ориентацией на межгрупповое соперничество 0,36**

6 Мотивацией к достижению успеха 0,27* -

7 Карьерным ростом -0,33** -

* р<0,288 -0,01; ** р <0,219-0,05.

Для изучения факторов, детерминирующих эмоциональное выгорание государственных служащих, был проведен корреляционный анализ по методу Пирсона. После проверки на нормальность распределения было установлено наличие зависимостей (уровень значимости р<0,01 и р<0,05) между симптомами эмоционального выгорания, особенностями эмоциональной направленности личности, индивидуально-личностными особенностями, стилями саморегуляции поведения, эмоционально-мотивационной ориентацией в межгрупповом взаимодействии, особенностями самоотношения, содержания профессиональной деятельности и особенностей организационной среды (см. табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи в группе с эмоциональным выгоранием

№ Описание корреляционных связей Коэффициент

Между редукцией профессиональных обязанностей и

1 Неадекватно высокой самооценкой (МБ+) 0,32**

2 Консерватизмом (01-) 0,29**

3 Подозрительностью (Ь+) 0,27*

4 Твердостью (1-) 0,24*

5 Замкнутостью (А-) 0,24*

6 Межгрупповой эмпатией -0,56**

7 С амоуверенностью 0,32**

Между тревогой и депрессией и

8 Эмоциональной неустойчивостью (С-) 0,23*

9 Самоуважением (I) -0,20*

10 Общим уровнем саморегуляции (ОУ) -0,34**

11 Планированием (Пл) -0,30**

12 Моделированием (М) -0,24*

13 Мотивацией на избегание неудач 0,26*

Между расширением сферы экономии эмоций и

14 Эмоциональной насыщенностью работы 0,37**

15 Ощущением поддержки коллектива -0,45**

16 Отношением к руководству -0,27*

17 Самопринятием -0,32**

18 Самоинтересом 0,24*

19 Мотивацией к достижению успеха -0,3**

Между эмоционально-нравственной дезориентацией и

20 Ориентацией на межгрупповое соперничество 0,39**

21 Направленностью на межгрупповые установки -0,34

* р<0,288 -0,01; ** р <0,219-0,05.

Показательны результаты корреляционного анализа, где симптом редукции, упрощения профессиональных обязанностей у государственных служащих связан с проявлением неадекватной самооценки, консерватизма, подозрительности, интровертности, равнодушием к групповым и профессиональным установкам и самоуверенностью. Это зачастую приводит к формированию у государственных служащих авторитарного стиля руководства, усложняет их функционирование и влияет на продуктивность их деятельности.

Установлены положительные корреляционные связи между симптомами эмоционального истощения и ориентацией на межгрупповое соперничество и отсутствием общей направленности на межгрупповые установки в группе государственных служащих. Данный факт подтверждается результатами исследований, в которых описано влияние организационных факторов, в частности, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в коллективе, отсутствие эмоциональной поддержки как факторов, влияющих на появление симптомов эмоционального выгорания. Установлены отрицательные корреляционные связи между симптомами «расширение сферы экономии эмоций», «эмоциональный дефицит» выгорания и шкалами «моделирование», «прогнозирование», «гибкость», что свидетельствует о нарушении механизмов саморегуляции поведения.

«Бедность» эмоциональных проявлений в отношениях с другими людьми, дефицит эмоций и отстраненность мешают осознанию и планированию самостоятельной деятельности профессионала,

оценке себя и результатов своей деятельности и поведения, способности перестраивать и изменять свою деятельность. Избирательное эмоциональное реагирование и сокращение общения с более удачливыми коллегами в стрессовых ситуациях свидетельствует о функционировании защитных механизмов, посредством которых, личность может оградить себя от травмирующего опыта, повысить самооценку, чувство достоинства в собственных глазах. Подобные данные согласуются с представлениями Т. A. Wills и его коллег, которые в своих исследованиях выявили подобные закономерности.

Связи между симптомами эмоционального выгорания и мотивацией на избегание неудач свидетельствуют о снижении уровня достижений в реализации профессиональных и социальных целей. Разрушение системы профессиональной деятельности находит свое выражение в снижении профессиональной эффективности и низкой степени удовлетворенностью жизнью.

Установлено, что существуют значимые различия в группах государственных служащих с различным стажем пребывания в должности. Так, установлено, что первые выраженные симптомы эмоционального выгорания проявляются в группах с профессиональным стажем 1-1,5 года. Данный факт объясняется несоответствием ожиданий и реальным содержанием профессиональной деятельности на начальных этапах профессионализации у молодых специалистов.

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:

— 47 % испытуемых от общего численности выборки имеют разные проявления эмоционального выгорания. У большинства служащих с признаками выгорания преобладают стадии «напряжения» и «резистенции»;

— в результате сравнительного и корреляционного анализов были установлены тендерные различия в проявления симптомов эмоционального выгорания;

— по результатам корреляционного анализа установлено, что в группе женщин симптомы эмоционального выгорания (неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация) имеют тесную положительную связь с тенденциями к самообвинению, проявлением межгрупповой эмпатии и ориентацией на межгрупповое соперничество. В выборке мужчин не установлены корреляционные связи между данными показателями;

— в мужской выборке симптомы эмоционального выгорания взаимосвязаны с такими особенностями, как самоуверенность, отсутствием удовлетворенностью оплатой труда, карьерным ростом, мотивацией к достижению успеха;

— установлено наличие зависимостей между симптомами эмоционального выгорания, особенностями эмоциональной направленности личности, индивидуально-личностными особенностями, стилями саморегуляции поведения, эмоционально-мотивациоиной ориентацией в межгрупповом взаимодействии, особенностями самоотношения, содержания профессиональной деятельности и особенностей организационной среды.

Библиографический список

1. Дроздов И.Н. Психология профессиональной деятельности государственных служащих: практическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток: ПИППККГС, 2002. - 82 с.

2. Орёл В.Е. Особенности проявления психического выгорания в когнитивной сфере // Социальный психолог. - 2003. - Вып. 2(6). - С. 61-68.

3. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орёл. -М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

4. Поздняков В.М., Черкасова М.А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология.-2013,-№ 1,-С. 22-31.

5. Смирнова И.Е. Социально-психологические факторы выгорания в профессиях, связанных со служебной деятельностью // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 16. -С. 324-327.

6. Таранова О.В. Исследование взаимосвязи стилей общения с синдромом эмоционального выгорания // Дискуссия. - 2012. - № 11(29). - С. 146-150.

7. Cherniss С. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. of Organizational Behavior. 1992. V. 13(1). P. 1-11.

8. Gundersen L. Physician burnout. Ann Intern Med. 2001. 145p.

9. Leiter M.P., Harvie P., Frizzell C. The correspondence of patient satisfaction and nurse burnout. Soc Sci Med. 1998. 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.