Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь'

Синдром эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь Текст научной статьи по специальности «Методы психологического исследования. Математическая психология»

706
550
Поделиться
Ключевые слова
"ВЫГОРАНИЕ" / ЭМОЦИИ / СТРЕСС / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФАЗЫ И СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ / ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бузовкина Н. Ю.

Статья посвящена интересной и малоизученной проблеме проявления синдрома эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь. Рассмотрены современные подходы к определению синдрома эмоционального выгорания и его структуры. Представлены результаты эмпирического исследования психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бузовкина Н. Ю.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь»

УДК 159.9.072

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЭКСТРЕННУЮ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

© Н. Ю. Бузовкина

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049 г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.

Тел.: +7 (3912) 23 58 77.

E-mail: buzit@mail. ru

Статья посвящена интересной и малоизученной проблеме проявления синдрома эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь. Рассмотрены современные подходы к определению синдрома эмоционального выгорания и его структуры. Представлены результаты эмпирического исследования психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь.

Ключевые слова: «выгорание» эмоции, стресс, синдром эмоционального выгорания, фазы и симптомы выгорания, экстренная психологическая помощь, продолжительная психологическая помощь.

Феномен синдрома эмоционального выгорания -одна из наиболее сложных и малоисследованных в области психологии человека. Едва ли возможно найти специалистов, которые не входят в противоречия друг с другом, могут описать феноменологию самого синдрома и, тем более, дать точное определение этого понятия. В учебниках по психологии мы также редко встречаем специальные разделы, посвященные этой теме. В то же время наработано определенное количество эмпирических и теоретических исследований, которые пытаются объяснить синдром эмоционального выгорания с точки зрения различных психологических подходов и научных школ.

Так, теоретически существует неоднозначная трактовка эмоций, провоцирующих развитие синдрома, их функций и реальных связей с деятельностью и поведением человека, с другими психическими процессами, состояниями и свойствами, с психологической структурой личности в целом. Отсюда следует и практическая, прикладная сторона проблемы эмоций: как их реально исследовать, диагностировать, измерять, изменять или использовать, учитывать. Малоисследованными остаются также причины и механизмы возникновения эмоционального выгорания.

Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания представлены в зарубежной психологии (М. Anderson, М. Bu-risch, R. Burke, M. Leiter, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.) [1-8]. Меньшее количество исследований посвящено изучению «синдрома эмоционального выгорания» в отечественной науке (М. А. Аминов, В. В. Бойко, Н. В. Гришина,

А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк) [9-16]. До настоящего времени данный феномен рассматривался применительно к представителям социономических профессий («помогающих»): врачей, психотерапевтов, юристов, учителей и др. В профессиональной деятельности психологов насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена синдрома эмоционального выгорания.

Мы согласны с мнением Л. А. Китаева-Смыка, который в своей работе «Психология стресса» выделил ошибочные подходы к пониманию «синдрома эмоционального выгорания» [17]:

1) Неполноценны подходы к «выгоранию», рассматривая исключительно эмоциональную его составляющую, не обращая внимания на прочие его компоненты (так появилось выражение «эмоциональное выгорание»). Еще более бесперспективен взгляд на «выгорание» лишь с оценкой утраты профессиональных успехов человека (так называемого «профессионального выгорания»).

2) Синдром «выгорания» личности можно сравнивать с симптоматикой «стресса жизни», но не надо перемешивать их. Если это делать, то окончательно исчезает отчетливое представление о «выгорании» как о состоянии специфическом, самостоятельном. Попытки некоторых авторов найти при все большем «выгорании» три фазы, присущие динамике стресса (описанные Гансом Селье), разрушают концепцию «выгорания личности», «выгорания персонала», провозглашенную Кристиной Маслач [5].

3) Есть мнение, что «выгорание» - это механизм психологической защиты от психотравмирующих воздействий. На основании исследований Е. Г. Луниной показано, что негативные личностные изменения (в том числе искажение нравственных норм), возникшие в ходе профессиональной деятельности,- это не «защита», а нарушение защитных систем человеческой психики. В их основе -ослабление адаптационных возможностей организма. И главным становится не «профессиональная деформация», а «разрушение личности» [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) «Выгоранием» не надо называть некоторые защитные состояния, возникающие при стрессе. У человека эмоционально-ригидного в экстремальных ситуациях может возрастать его ригидность. Это не «выгорание», а психологическая защита от стресса при напряженной или даже опасной монотонии.

С нашей точки зрения, синдром эмоционального выгорания - это реакция организма на исто-

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4

1101

щение в виде личной отстраненности и в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, приводящая к деформации личности и приобретению функционального стереотипа вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.

Предложенные С. МазксИ, В. В. Бойко основные компоненты эмоционального выгорания: 1) чувство эмоционального истощения; 2) тенденция развивать отрицательное отношение к клиентам («дегуманизация» или «деперсонализация»); 3) развитие негативного отношения к себе и своей работе позволили нам выделить три неотъемлемых признака (атрибута) данного явления. Во-первых, синдром эмоционального выгорания - это защитная реакция на стрессовые воздействия. Во-вторых, эмоциональное выгорание возникает в условиях интенсивного общения, проявляется как коммуникативная усталость, невозможность сопереживать и связано с нарушением механизма идентификации -отчуждения. В-третьих, синдром эмоционального выгорания характерен для социальных профессий, где субъект деятельности постоянно оказывается вовлеченным в проблемы партнера, испытывающего эмоциональное неблагополучие.

В сущности, происхождение синдрома эмоционального выгорания невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, он является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Выделение факторов, инициирующих возникновение синдрома эмоционального выгорания, позволили нам выделить два аспекта дальнейшего изучения проявления данного феномена. Первый -наличие внешнего (организационного) фактора, который позволяет рассмотреть содержание профессиональной деятельности психологов, а именно психологическую помощь как вид практической деятельности. Второй аспект - существование внутренних (индивидуальные) факторов позволяет рассмотреть вопрос о личностных особенностях психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь.

Для определения особенностей профессиональной деятельности психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь, мы обратились к анализу профессии психолога (профессиограмме), составленной Е. С. Романовой и Т. А. Верняевой, и результатам описания данной профессии [19]. Проведя сравнительный анализ профессиограмм психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь, мы отмечаем, что в этих смежных профессиях существуют существенные различия:

1) так, в содержании и основных действиях (операциях) психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь, отсутствуют научнопрактический, педагогический, исследовательский

виды деятельности. Основной формой работы психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь, является консультирование, а у психологов, оказывающих продолжительную психологическую помощь, - диагностика, профилактика, просвещение, консультирование, коррекция и развитие;

2) у психологов, оказывающих продолжительную психологическую помощь, отсутствуют ночные смены, аритмичный характер труда и неравномерная нагрузка;

3) психолог, оказывающий экстренную психологическую помощь, должен владеть знаниями в области психотерапии кризисных состояний и острого горя, в то время как психологу, оказывающему продолжительную психологическую помощь, необходимы знания всех отраслей психологии;

4) диапазон умений и навыков психологов, оказывающих продолжительную психологическую помощь, достаточно широк (психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия и т.д.), а у психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь, должны быть сформированы навыки конструктивного общения по телефону;

5) различия в профессионально важных качествах (профессиональные особенности психики и профессиональные особенности личности).

На основе теоретического анализа сущности синдрома эмоционального выгорания, его моделей, стадий и симптомов, факторов, инициирующих возникновение синдрома эмоционального выгорания, а также анализа литературы, отражающей психологические исследования (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, Т. В. Скугаревская, Т. И. Ронгин-ская, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова и др.), нами было организовано эмпирическое исследование проявления синдрома эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь [10, 15-16, 20-22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследовании принимали участие 96 психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь в городах Красноярске и Минусинске. Из них 48 человек - это психологи, оказывающие экстренную психологическую помощь («телефон доверия»), 48 человек -психологи, оказывающие продолжительную психологическую помощь (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, психологические центры).

Эмпирическое исследование проходило в 3 этапа. Первый этап был направлен на определение социально-демографических характеристик выборок на основе анализа результатов анкетирования. На втором - осуществлялось определение уровня проявления синдрома эмоционального выгорания у психологов с помощью методики В. В. Бойко. На третьем этапе было проведено эмпирическое исследование внутренних (личностных) факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания. Исследование базировалось на следующих методиках: «Стиль саморегуляции поведения (СПП-98)»

В. И. Морсановой, методика Дембо-Рубинштейн

(в модификации А. М. Прихожан), «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Самоактуализационный

тест» САМОАЛ (составленный Л. Я. Гозманом, Ю. Е. Алешиной, М. В. Загикой и М. В. Кроз), «Опросник уровня субъективного контроля (УСК)» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса, опросник А. А. МеЬгаЫап.

Эмпирически было выявлено, что различия между психологами, оказывающими продолжительную и экстренную психологическую помощь, по социально-демографическим (внешним) факторам несущественны и нормативно заданы спецификой профессиональной деятельности.

Синдром эмоционального выгорания более всего характерен для психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь (44% психологов). Здесь сформировались фазы: 1) напряжения, при этом в данной фазе наиболее ярко проявляются симптомы: переживания психотравмирующих ситуаций, неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессия; 2) резистен-ции, с преобладанием сформированности следующих симптомов: неадекватного избирательного

эмоционального реагирования, расширения сферы экономии эмоций; 3) истощения, в которой преобладают следующие симптомы: личностная отстраненность и психосоматические и психовегетативные нарушения. Все эти проявления синдрома эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь, объясняются основным содержанием (консультация клиентов), действиями (выслушивание, информирование клиентов), условиями их работы (наличие ночных смен, работы в выходные и праздничные дни, неравномерная и непрогнозируемая нагрузка, аритмичный характер труда).

Среди психологов, оказывающих продолжительную и экстренную психологическую помощь, отмечается неудовлетворенность размером заработной платы, удовлетворенность возможностью повышения квалификации, разнообразием выполняемой работы, отношениями с непосредственным руководителем и в коллективе, организацией работы.

Подводя итоги результатов исследования, получены данные о внутренних факторах (стиль и уровень саморегуляции, самооценка и уровень притязаний, уровень самоактуализации и субъективного контроля, уровень развития эмпатии, ценностные ориентации), инициирующих возникновение синдрома эмоционального выгорания и различия их проявления у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь. Так, для психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь, характерно следующее: устойчивый стиль и средний уровень саморегуляции, завышенная самооценка и оптимальный уровень притязаний, средний уровень са-

моактуализации и низкий уровень гибкости общения, средний уровень эмпатии.

Для психологов, оказывающих продолжительную психологическую помощь, характерен устойчивый стиль и высокий уровень развития саморегуляции, адекватная самооценка и некритический уровень притязания, средний уровень развития самоактуализации, преобладание высокого уровня самопонимания, средний уровень субъективного контроля, средний уровень развития эмпатии.

Таким образом, мы обнаружили, что между психологами, оказывающими экстренную и продолжительную психологическую помощь, существуют различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания и в особенностях его протекания. Следовательно, механизм возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у данных групп психологов имеет как сходные, так и различные характеристики, что в основном обусловлено видом психологической помощи и задается нормативно профессией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Anderson V. // School Psychology Quarterly. 1999. V. 14 (1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Burish M. Burnout-Sundrom-Theorie der inner Erschopfung. Berlin, 1989. -457 c.

3. Burke R. J. // Human Relations. 1995. V. 48 (2). P. 187-202.

4. Leiter M. P. // J. of Applied Behavioral Science. 1996. V. 32 (1). P. 29-47.

5. Maslach С. // Professional bumout: Recent developments in the theory and research. Washington: D. C: Taylor & Trancis, 1993. P. 19-32.

6. Pines A. and Maslach C. Characteristics of staff burnout in mental health settings. Hosp. Community Psychiatry 29. Apr. 1978. P. 233-237.

7. Pines A. M., Aronson E., and Kafry D. Burnout. From Tedium to Personal Growth. New York: Free Press. 1981.

8. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P. 225-237.

9. Аминов Н. А., Молоканов М. В. // Психологический журнал. 1992. №5. С. 104-110.

10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996. -345 с.

11. Гришина, Н. В. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 143-156.

12. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -312 с.

13. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. -200 с.

14. Орел В. Е. // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

15. Орел В. Е. // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90-101.

16. Форманюк Т. В. // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 57-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Китаев-Смык Л. А. // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. №4. С. 2-13.

18. Лунина Е. Г. Социально-психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: автореф. ... канд. пед. Наук. М., 1997.

19. Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 1997.

20. Скугаревская М. М. // Медицинские новости. 2002. №7. С. 3-9.

21. Ронгинская Т. И. // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №3. С. 85-95.

22. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2002. -237 с.

Поступила в редакцию 25.06.2008 г.