Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деформация / синдром эмоционального выгорания / педагогические работники / professional deformation / burnout syndrome / teaching staff

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Покровская Светлана Евгеньевна

В статье представлено исследование особенности профессиональных деформаций личности у педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF PERSONALITY IN PEDAGOGICAL WORKERS

The article presents a study of the features of professional personality deformations among pedagogical workers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Покровская Светлана Евгеньевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Институт психологии, Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. E-mail: Pokrovskaya_Svetia@mail.iu

Аннотация. В статье представлено исследование особенности профессиональных деформаций личности у педагогических работников.

Ключевые слова: профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания, педагогические работники.

FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF PERSONALITY IN PEDAGOGICAL WORKERS

Pokrovskaya Svetlana Evgenievna (Minsk, Republic of Belarus), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Institute of Psychology, Belarusian State Pedagogical University named after M. Tank. E-mail: Pokrovskaya Svetla@mail.ru.

Abstract. The article presents a study of the features of professional personality deformations among pedagogical workers.

Keywords: professional deformation, burnout syndrome, teaching staff.

Проблема профессиональной деформации педагогических работники является очень важной в настоящее время. Ее актуальность выражается в том, что профессиональная деятельность педагогических работников накладывает отпечаток на личность. Чтобы соответствовать современным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, нести высокую моральную ответственность за свои действия.

Цель исследования - выявление особенностей профессиональной деформации у педагогических работников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику понятия «профессиональная деформация» в психологии; охарактеризовать особенности профессиональной деятельности педагогических работников;

2. Провести эмпирическое исследование по выявлению профессиональной деформации личности у педагогических работников.

Гипотеза исследования: педагогические работники в процессе своей деятельности подвержены профессиональной деформации личности.

Предмет исследования - профессиональная деформация педагогических работников.

Методики исследования: методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

В исследовании приняли участие 30 белорусских педагогических работников в возрасте от 30 до 40 лет.

Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в речи, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деформация всегда связана с влиянием профессиональной деятельности, при этом особенно сильное и негативное влияние отмечается в социотимических профессиях (медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники), в основе которых лежит межличностное взаимодействие [1].

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание может быть охарактеризована растущим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудачи и угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям [2].

3.Ф. Зеер [3] выделяет следующую систематизацию проявлений профессиональной деформации: общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии; специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации; профессионально-типологические деформации - деформации, обусловленные

наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности: индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм и другие).

В зарубежной литературе профессиональная деформация изучалась в рамках понятия «эмоциональное выгорание». Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Фреденбергером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Н.Е. Водопьянова [4] под эмоциональным выгоранием понимает «личностную деформацию, сложный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью».

Понятие «профессиональная деформация» является более широким, чем «эмоциональное сгорание». А.Н. Маркова считает, что профессиональная деформация может затрагивать не всю индивидуальность человека, а проявляться в виде искажения, которое носить временный характер и связано с критическими периодами профессионализации человека и способами преодоления профессиональных кризисов [5].

Профессиональными стрессогенными факторами в деятельности педагогов являются: ответственность, необходимость быть объектом наблюдения и оценивания, постоянно поддерживая свою компетентность, временное непостоянство деятельности.

Профессиональные деформации педагога выражаются в: авторитарности, демонстративности, доминантности; педагогической агрессии; социальном лицемерии; педагогической индифферентности и т.д. [6].

Профессиональная деформация представляет собой искажение личностных особенностей (ценностных ориентаций, характерологических особенностей, способов общения и поведения), связанное с особенностями профессиональной деятельности.

По результатам диагностики иррациональных установок А. Эллиса по шкале «катастрофизация» (14 баллов) у педагогов ярко выявлено наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам. Средняя выраженность иррациональных установок педагогов по шкалам «должествование в отношении себя», «должествование в отношении других», «самооценка и рациональность мышления», «фрустрационная толерантность» (по 11 баллов) указывают на вероятность возникновения стресса.

Результаты исследования эмоционального выгорания у педагогов представлены на рисунке 1.

Симптомы эмоционального выгорания у педагогов

20

Напряженно Решстешшя Истощение

Рисунок 1. Результаты диагностики симптомов эмоционального выгорания у педагогов

по методике В.В. Бойко.

Так, симптомами эмоционального выгорания педагогов являются: эмоциональный дефицит (15,8); эмоционально-нравственная дезориентация (15,7); эмоциональная отстраненность (15,5); переживание психотравмирующих обстоятельств (14,6); неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (14).

Выявлены симптомы педагогов: «загнанности в клетку» (13,7); неудовлетворенность собой (13,5); расширение сферы экономии эмоций (12,7); тревога и депрессия (10,6); психосоматические и психовегетативные нарушения (10,6) и т.д. В фазе «напряжение» доминирует симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», в фазе «резистенция» - симптом «эмоционально-нравственная дезориентация», в фазе «истощение» - «эмоциональный дефицит». Педагоги не могут проявить сочувствие и сопереживание, не способны отозваться на ситуации, которые должны трогать. Со стороны такое поведение педагогов может выглядеть, как эмоциональная черствость и равнодушие.

Результаты исследования фаз эмоционального выгорания у педагогов представлены на рисунке 2 и свидетельствуют о том, что все три фазы эмоционального выгорания у педагогов находятся в стадии формирования.

Сгадпн эмоционального выгорания у педагогов

55

Напряжение Рстнстскшп Истощение

Рисунок 2. - Результаты диагностики фаз эмоционального выгорания у педагогов

по методике В.В. Бойко.

Доминирование фазы резистенции (сопротивления) означает, что педагоги пытаются оградить себя от неприятных впечатлений. Доминирование фазы истощения означает, что у них обнаруживается падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

В ходе проведения методики межличностных отношений Т. Лири были выделены два цифровых индекса - доминирование и дружелюбие. Пример результата для одного педагогического работника представлен на рисунке 3.

М-1

2

/ /\ \

7/ ^к Нк \ \ \ з

5

Доминирование низкое. Агрессивность низкая. Подчинение умеренное, Дружелюбие Еысокое. Высокие показатели следующих характеристик личности конформность, бескорыстие

Рисунок 3. - Личностные свойства педагогического работника.

По результатам исследования поведение большинства педагогов определено, как зависимое. Такой тип поведения присущ послушным, мягким людям, которые ждут помощи и совета. Среди педагогов выявлены умеренно агрессивные личности, которые характеризуются доброй волей и ориентированы на принятие. Незначительное количество испытуемых - агрессивные люди, для которых характерно лидерство, у них выявлены сила и негативизм. В общем, педагогические работники склонны к сотрудничеству и компромиссу, а не к соперничеству.

Профессиональная деформация представляет собой искажение личностных особенностей (ценностных ориентаций, характерологических особенностей, способов общения и поведения), связанное с особенностями профессиональной деятельности. Основным показателем профессиональной деформации является эмоциональное выгорание, которое отрицательно отражается на качестве профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии.

В результате исследования эмоционального выгорания выявлено, что педагогические работники пребывают в состоянии профессионального выгорания. Сложившимися симптомами эмоционального выгорания педагогов являются: эмоциональный дефицит, симптом «загнанности в клетку»; эмоциональная отстраненность, расширение сферы экономии эмоций; неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Доминирующей фазой эмоционального выгорания является истощение.

В результате исследования индивидуально-личностных особенностей личности педагогов обнаружено, что для них характерны такие личностные особенности как высокая напряженность, добросовестность, высокая тревожность, самостоятельность, мягкость, общительность, эмоциональной неустойчивость. Они склонны к чувству вины, которое тесно связано с сильным чувством долга, отличаются пониженным настроением, отмечаются депрессивные тенденции.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, сопровождающихся профессиональными деформациями. Труд педагога по своему содержанию, функциональной нагрузке, характеру, условиям, формам и плотности общения признан наиболее напряженным в эмоциональном плане видом труда и требует постоянной профилактики.

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Богданова О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания. - М.: РУДН, 2013. - 208 с.

3. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2009. - С. 161-169.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 443-463.

5. Иванов С.М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию. - Казань, 2016. - С. 19-22.

6. Милевич К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов // Современная социология и образование. 2007. №№ 12. С. 107-109.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Сизова Ирина Юрьевна (Тольятти, Россия), магистрант, Тольяттинский государственный университет. E-mail: Iiishasizova@yandex.ru

Аннотация. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена взаимосвязь профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья, таких как: самооценка, образ жизни, личностная и психоэмоциональное состояние, профессиональная мотивация, уровень личностной и ситуативной тревожности на примере воспитателей. Подведены итоги и предложены рекомендации по профилактике профессионального стресса у воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.