отражается истинное положение вещей, а побудительный мотив, исходит от него самого. Однако истина ускользает от его сознания, и он для каждого случая подыскивает внешне логичные объяснения. Приведем следующий пример, взятый из книги М. С. Шойфета «Нераскрытые тайны гипноза». И. Бернгейм внушает: «Возьмите с подоконника горшок с цветами, заверните в платок, поставьте на диван, затем поклонитесь горшку три раза». Впоследствии, уже после исполнения внушения, И. Бернгейм спросил испытуемого: «Почему вы так поступили?». На что испытуемый сказал следующее: «Знаете, когда после пробуждения я увидел горшок с цветами, то я себе сказал, что холодновато ему там и хорошо бы ему согреться, иначе цветы погибнут. Я завернул их в платок. Затем подумал, что раз диван стоит возле печки, то на нем им будет тепло. Поклоны я сделал больше из уважения к себе за прекрасную мысль, пришедшую мне в голову». М. К. Ма-мардашвили считал феноменологию Э. Гуссерля единственно продуктивной линией развития европейской философии [15].
Таким образом, можно ожидать, что внедрение феноменологического метода в практику отечественного спорта позволит в дальнейшем создать базу для интеграции восточных и западных подходов в тренировочном процессе и существенно облегчить возможность выявления и инициации внутрипсихических паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. - М.: Наука: Смысл, 1999. - 352 с.
2. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. - 512 с.
4. Улановский, А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. - 2007. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 130-150.
5. Хало, П. В. Сравнение методик Ци Гун-терапии с другими известными методами активации резервных возможностей человека / П. В. Хало, С. В. Кицын // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2011. - № 1. - С. 180-185.
6. Хало, П. В. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния человека-оператора в условиях развивающегося информационного общества // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56. - № 1. - С. 122-126.
7. Хало, П. В. Истоки современных психотехнологий. Ч. 2. Фармакологические механизмы воздействия на сознание / П. В. Хало Деп. в ВИНИТИ 19.12.2006. - № 1580-B2006.
8. Хало, П. В. Концепция активации резервных возможностей человека как полииерархической функции или в чем смысл жизни // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2013. - Т. 4. - № 34. -С. 1956-1960.
9. Хало, П. В. Проблемы безопасной коммуникации - психосемантические и консциентальные аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1. - С. 50-55.
10. Хало, П. В. Психоэкология человека / П. В. Хало. - Таганрог, 2011. - Ч. 1. Психоэкология как раздел науки. - 200 с.
11. Хало, П. В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 350-353.
12. Хало, П. В. Выбор показателей эффективности методов активации резервных возможностей спортсмена для холтеровского мониторинга / П. В. Хало, Н. Д. Быков, Г. В. Хвалебо // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2012. - № 1. - С. 159-163.
13. Хало, П. В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма / П. В. Хало, В. Г. Галалу, В. П. Омельченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2010. - Т. 110. -№ 9. - С. 63-70.
14. Хало, П. В. Повышение качества физкультурно-спортивной деятельности с помощью произвольного полимодального внимания / П. В. Хало, Г. В. Хвалебо, И. Г. Лебединская // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2013. - № 1. - С. 166-171.
15. Хало, П. В. Модели и принципы активации резервных возможностей организма: монография / П. В. Хало. - Таганрог: ИП Кравцов В.А., 2013. - 360 с.
УДК 159.922.6 ББК 88.8
О. А. Холина
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов личностной деформации, его изучение особо значимо для деятельности профессионалов, связанной с продолжи-
тельными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, неудовлетворенность собой, тревога, неадекватное эмоциональное реагирование, эмоциональная отстраненность, профессиональная деятельность.
O. А. Kholina
PROBLEM OF EMOTIONAL BURNING OUT IN PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY
Abstract. Emotional burnout refers to the number of phenomena personal deformation, his study of the most important for the activities of professional, associated with persistent, and intense interpersonal interactions, characterized by a high emotional saturation or cognitive complexity.
Key words: Emotional burnout, dissatisfaction with yourself, anxiety, inadequate emotional response, emotional detachment, professional activity.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов личностной деформации, его изучение особо значимо для деятельности профессионалов, связанной с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Профессия учителя (педагога), являясь одной из самых распространенных в социально-ориентированных видах трудовой деятельности, наиболее подвержена эмоциональному выгоранию и наименее защищена от его последствий.
Педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических и социально-психологических проблем, а также падение престижа педагогической профессии, сделал труд учителя чрезвычайно эмоциональным и напряженным [3, 49]. С увеличением педагогического стажа работы у педагогов снижаются показатели психического и физического здоровья. Поэтому, успешность в данной профессиональной сфере стали определять, помимо результативности обучения и качества воспитания детей, сохранностью психологического здоровья самого педагога и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда. В связи с этим, резко возрастают требования к лично-стно-профессиональным качествам специалистов педагогических профессий и соответствующим образом повышаются требования к системе профилактики эмоционального выгорания, ее педагогическому и психологическому сопровождению [2, 11].
Профессиональная деятельность, включая профессиональную среду, влияет на состояние и эмоции субъекта труда, вызывает изменение в оценке ситуации и в действиях человека в соответствии с требованиями деятельности и своими возможностями [2, 13]. Развивающееся в этих условиях эмоциональное выгорание становится основным фактором низкой профессиональной морали, возрастания числа прогулов, снижения производительности труда, развития физической болезни и состояния дистресса, злоупотребления алкоголем и наркотиками, возникновения конфликтов в семье и других психологических проблем [4, 52].
В целях сохранения социально-психологического здоровья у представителей профессий типа «человек - человек» особую актуальность приобретает изучение феномена эмоционального выгорания, разработка методов коррекции и профилактики этого явления.
Необходимость изучения системы отношений педагога в его профессиональной деятельности, а также особенностей формирования и проявления в ней эмоционального выгорания определила постановку цели и задач исследования.
Целью исследования является изучение особенностей эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.
Задачи исследования:
- провести анализ феномена эмоционального выгорания в исследованиях отечественных и зарубежных ученых;
- определить современные факторы профессиональной деятельности педагога, влияющие на эмоциональное выгорание и рассмотреть выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности;
- исследовать особенности эмоционального выгорания педагогов начальной и средней школы;
- разработать рекомендации для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.
Анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания показал, что исследования в этом направлении ведутся, начиная с 70-х гг. XX века. Первые работы, связанные с эмоциональным выгоранием личности появились в США. Научный и практический интерес к этому феномену был вызван ростом числа работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Впервые феномен эмоционального выгорания
был описан американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 году, в связи с характеристикой психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [4, 74].
В зарубежной психологии эмоциональному выгоранию, его влиянию на поведение работников и продуктивность профессиональной деятельности посвящены многочисленные исследования (Б. Бунк, С.Джексон, М. Лейтер,К. Маслач, А. Пайнс, Б. Перлман, В. Шауфели, Е. Хартман, Дж. Юбема). Анализ зарубежных психологических работ позволяет выделить два основных подхода к определению эмоционального выгорания и его симптоматики: результативный и процессуальный.
В отечественной психологии феномен эмоционального выгорания изучался мало. Однако в последние годы в нашей стране ведутся исследования в этом направлении (В. В. Бойко, С. Б. Ве-личковская, Н. Е. Водопьянова, Д. А. Кутузова, Г. А. Макарова, В. Е. Орел, А. К. Осницкий, Е. А. Романова, Т. И. Ронгинская, А. А. Рукавишников, М. М. Скугаревская, Е. С. Старченкова, Т. В. Форманюк).
A. К. Осницкий определяет эмоциональное выгорание как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений.
B. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [1, 42].
В настоящее время наиболее точно раскрывающим сущность и содержание понятия является определение эмоционального выгорания, предложенное А. А. Рукавишниковым, как «устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного психологического явления, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющегося в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией» [1, 40].
Обобщая сходные определения понятия «эмоциональное выгорание», можно говорить о том, что большинство, как зарубежных, так и отечественных исследователей, относят синдром выгорания к числу феноменов личностной деформации, обусловленных негативными психологическими переживаниями, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
На данный момент в психологии известны и описаны четыре модели эмоционального выгорания: однофакторная, двухфакторная, трехфакторная и процессуальная.
В нашей работе мы опирались на процессуальную модель В. В. Бойко. Автор выделил три фазы формирования эмоционального выгорания:
- фаза «напряжение» (тревожное напряжение) служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов;
- фаза «резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
- фаза «истощение» сопровождается оскудением психических ресурсов, общим падением энергетического тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Характеризуя фазы эмоционального выгорания, В. В. Бойко выделил 12 симптомов:
- переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия (фаза «напряжение»);
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей (фаза «резистенция»);
- эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения (фаза «истощение») [1, 214].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Наиболее точно раскрывающим сущность и содержание понятия является определение эмоционального выгорания как устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного психологического явления, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющейся в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией [2, 49].
Анализ симптоматики выгорания указывает на то, что она затрагивает уровни - от физического самочувствия, до жизненных установок. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание многокомпонентное явление со сложной структурой.
Структуру эмоционального выгорания составляют три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация (личностное отдаление) и снижение профессиональной мотивации.
Исследования, посвященные проблеме эмоционального выгорания, показывают, что его развитие связано с различными характеристиками рабочей среды, межличностных взаимоотношений профессионала с субъектами деятельности и его личностными особенностями. Несмотря на то, что выгорание оказывает значительное негативное воздействие на психосоматическое здоровье и эффективность деятельности, не существует четкого представления о роли тех или иных психологических детерминант в формировании данного феномена.
Эмоциональное выгорание - это неминуемое последствие неадекватного разрешения стресса на рабочем месте и профессионального кризиса. Непрекращающееся воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, психическому и физическому переутомлению [1, 66].
Профессиональная деятельность педагогов несет потенциальную угрозу развития эмоционального выгорания, которое обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.
Нами было проведено исследование, в котором принимали участие 32 педагога начальной школы и 33 педагога средней школы, имеющих стаж работы не менее трех лет, в государственных образовательных учреждениях. Возраст педагогов по выборке варьировал: педагоги начальной школы от 30 до 50 лет; педагоги средней школы от 32 до 55 лет.
Исследование проводилось поэтапно, на первом этапе осуществлялось формирование выборки и подбор психодиагностической методики. Второй этап состоял из проведения эмпирического исследования по психодиагностической методике и обработке результатов исследования. На третьем этапе были предложены разработанные рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.
В процессе исследования педагогов была использована психодиагностическая методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [1, 213]. Методика позволяет получить подробную картину синдрома эмоционального выгорания личности как динамического процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмами развития стресса; выявить ведущие симптомы. Методика содержит 84 суждения, требующих ответа по типу «да - нет». Эмоциональное выгорание оценивается по 12 шкалам, которые сгруппированы в соответствии с тремя фазами: «напряжение», «резистенция», «истощение».
По результатам данных исследования педагогов начальной школы показатели были сгруппированы по фазам эмоционального выгорания (рис. 1).
80% -70% -
¡50% -о40% -°30% -
О
е
£20% -в-
§10% -О
и
0% -
Не сформировалась В стадии формирования Сформировалась
Уровни сформированности фаз
□ Напряжение □Резистенция □ Истощение
Рис. 1. Анализ фаз эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
Рассмотрение показателей отдельных симптомов по фазам эмоционального выгорания у педагогов начальной школы показало, что в эмоциональном состоянии большей части педагогов доминируют симптомы фазы «резистенция» (69 %), среди которых преобладают: симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей». Для них характерно формирование фазы «напряжение» (66 %),среди которых преобладают симптомы:
«переживание психотравмирующих обстоятельств» (29 % сложившийся симптом и 47 % доминирующий симптом) и «тревога и депрессия» (28 % сложившийся симптом и 44 % доминирующий симптом).
Результаты исследования педагогов средней школы также были скомпонированы по фазам эмоционального выгорания (рис. 2).
^80% -
| 70% -=
§ 60% -о
§50% -о
В 40% -
■и
§30% -о
^20% -10% -
0% -
Не сформировалась В стадии формирования Сформировалась
Уровни сформированности фаз
□ Напряжение ПРезистенция □ Истощение
Рис. 2. Анализ фаз эмоционального выгорания у педагогов средней школы
Рассмотрение показателей отдельных симптомов по фазам эмоционального выгорания у педагогов средней школы показало, что в эмоциональном состоянии большей части педагогов доминируют симптомы фазы «истощение» (76 %), среди которых преобладают: симптомы «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Для педагогов средней школы характерно формирование фазы «резистенция» (39 %), среди которых преобладают симптомы: «деперсонализация» и «расширение сферы экономии эмоций».
Анализируя средние значения между педагогами начальной и средней школы, мы пришли к выводу, что симптомы фазы «напряжение» наиболее выражены у педагогов средней школы (64,2 балла), а симптомы фазы «резистенция» наиболее выражены у педагогов начальной школы (64,9 баллов). Таким образом, можно заключить, что педагоги средней школы острее переживают трудные ситуации, у них в большей степени накапливается отчаяние и негодование, формируется чувство безысходности, что характерно для начальной фазы выгорания. Педагоги начальной школы более интенсивно переживают симптом, характеризующий последнюю стадию выгорания -«истощение», когда приходит осознание, что эмоционально они уже не могут воздействовать на учеников, не в состоянии сопереживать им, войти в их положение. Постепенно данный симптом приводит к более частым проявлениям резкости, раздражительности, обиды.
На заключительном этапе обработке результатов были выделены уровни эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни эмоционального выгорания у педагогов
Уровни эмоционального выгорания Педагоги начальной школы Педагоги с эедней школы
Средний бал Кол-во опрошенных, % Средний бал Кол-во опрошенных, %
Низкий 117,5 6 % 116,6 15 %
Средний 138,7 91 % 145,8 79 %
Высокий 242 3 % 244 6 %
Средний бал 122,2 145,5
76%
67% 58%
39% и
30% -
: 21%
3% 3% 3% 1-1 1-1 :
При разделении респондентов на группы по уровню выгорания были выявлены различия в выраженности симптомов фаз выгорания (рисунок 3).
Из всего числа педагогов начальной школы низкий уровень эмоционального выгорания диагностирован у 6% педагогов, средний - у 91 % педагогов, высокий - у 3 % педагогов. У педагогов средней школы низкий уровень эмоционального выгорания диагностирован у 15 % опрошенных, средний - у 79 % опрошенных, высокий - у 6 % опрошенных.
В работе были рассчитаны средние значения показателей выгорания у испытуемых: среднее значение показателя выгорания у педагогов начальной школы составил 122,2±40,12 баллов, у педагогов средней школы 145,52±17,87 балла, что соответствует среднему уровню выгорания. При этом выраженность этих показателей не тяготеет к крайним значениям. Сравнительный анализ двух групп педагогов по индексу «эмоционального выгорания» показал, что между группами выявлены статистически значимые различия (Ьмп = 3,22 при 1кр = 2,656, р<0,001, ^ = 23+42-2=63).
100% -£ 90% -£ 80% -= 70% -1 60% -150% -40% -| 30% -
I 20% -§ 10% -а 0% -
Уровни эмоционального выгорания
□ педагоги начальной школы _□ педагоги средней школы_
Рис. 3. Уровни эмоционального выгорания педагогов
Для каждой группы обследованных характерно начальное формирование симптомов последующих фаз, что повышает риск дальнейшего развития выгорания. Поэтому отнесение респондентов к низкому или среднему уровням выгорания достаточно условно, возможен сдвиг в сторону увеличения степени выгорания.
По итогам исследования были предложены рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у педагогов. Разработаны индивидуальные программы восстановления для педагогов, имеющих высокие баллы по эмоциональному выгоранию. Были проведены индивидуальные психологические консультации.
Педагоги как профессиональная общность повышенной социальной значимости должны быть объектом особого внимания и заботы региональной администрации. Абсолютно необходима долгосрочная комплексная целевая программа работы с кадрами по сохранению кадрового состава, отбору и поддержке наиболее стабильного здорового ядра коллектива. Свою роль в этом могут сыграть психологические службы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2008. - 136 с.
2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 15-18 (10).
3. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 9-13 (11).
4. Куваева, И. О. История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного; Курск. гос. ун-т; С.-Петерб. гос. мед. акад. имени И. И. Мечникова. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. - С. 85-88.
91%
15%
6%
79%
3%
6%
Низкий
Средний
Высокий