Научная статья на тему 'Профессионально-этические представления педагогов во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом'

Профессионально-этические представления педагогов во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ТРУДОГОЛИЗМ / ПЕДАГОГИ / УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL ETHICS / EMOTIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL BURNOUT / WORKAHOLISM / TEACHERS / PROFESSIONAL REPRESENTATIONS / PROFESSIONAL-ETHICS REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевелёва Анна Максимилиановна

Статья посвящена исследованию взаимосвязи профессионально-этических представлений с симптомами эмоционального выгорания и трудоголизмом у педагогов. Выборка состояла из 52 учителей средней школы. Были применены психодиагностические методики «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник «Трудоголизм» Е.П. Ильина, опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой. Результаты показали наличие разнонаправленных (прямых и обратных) взаимосвязей представлений о профессиональной этике с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом. С усилением симптоматики эмоционального выгорания повышается осознание этически должного и недопустимого, ориентация на собственные интересы и интересы учащихся, принятие на себя ответственности за реализацию профессиональной этики, опора на универсальные ценности и культуру в качестве источников профессиональной этики. Понижается внимание к межличностным отношениям и эмоциональным переживаниям при профессиональном взаимодействии как сфере проявления профессиональной этики. Ориентация на интересы профессионального сообщества может либо повышаться, либо понижаться в зависимости от ведущего симптома выгорания повышается при переживании психотравмирующих обстоятельств и понижается при неудовлетворённости собой. С ростом выраженности трудоголизма повышается принятие на себя ответственности за реализацию профессиональной этики и понижается осознание действий и поведения как форм проявления профессиональной этики. В качестве причин разнонаправленности взаимосвязей предполагаются разные формы реакции на профессиональный стресс по компенсаторному и по редуцирующему типу. В первом случае проявления профессионального стресса ведут к росту осознанности и выстраиванию ориентиров, компенсирующих разрушительное влияние профессионального стресса и позволяющих справляться с ситуациями неопределённости. Во втором случае редукция проявляется как сокращение диапазона морально-нравственных требований и оценок в ответ на действие стрессогенной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шевелёва Анна Максимилиановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional-ethics representations of teachers in relationship with emotional burnout and workaholism

The article is devoted to the study of professional-ethics representations with emotional burnout symptoms and workaholism interrelation among teachers. The sample consisted of 52 school teachers. Psychodiagnostic techniques “Diagnosis of emotional burnout” by V.V. Boyko, “Workaholism” questionnaire by E.P. Ilyin, the questionnaire "Professional-ethics representations" by A.M. Sheveleva were used. The results demonstrate the multidirectional (direct and inverse) relationships of professional ethics representations with burnout symptoms and workaholism. With the intensification of the emotional burnout symptoms following indicators increase: the awareness of ethically appropriate and unacceptable examples, orientation toward students' interests and own interests, assumption of responsibility for the professional ethics implementation, reliance on universal values and culture as sources of professional ethics. And the following indicators decrease: attention to interpersonal relationships and emotional experiences in professional interaction as a sphere of professional ethics manifestation. Orientation to the interests of the professional community can either increase or decrease depending on the prevailing burnout symptom it increases in the case of experiencing psycho-traumatic circumstances and decreases in the case of dissatisfaction with yourself. With the increasing severity of workaholism, responsibility for the professional ethics implementation increases and awareness of actions and behavior as forms of professional ethics manifestation decreases. As the reasons for the multidirectional relationships, various forms of reaction to occupational stress are presumably indicated according to the compensatory and reducing type. In the first case, manifestations of professional stress lead to increased awareness and building guidelines that compensate for the destructive effects of professional stress and allow you to cope with situations of uncertainty. In the second case, reduction is manifested as a reduction in the range of moral requirements and assessments in response to the action of a stressful situation.

Текст научной работы на тему «Профессионально-этические представления педагогов во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/117PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шевелёва А.М. Профессионально-этические представления педагогов во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/117PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sheveleva A.M. (2019). The professional-ethics representations of teachers in relationship with emotional burnout and workaholism. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/117PSMN619.pdf (in Russian)

Автор выражает благодарность А.Ю. Терещенко за участие в сборе и обработке эмпирических данных

УДК 159.9 ГРНТИ 15.21.51

Шевелёва Анна Максимилиановна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: amsheveleva@sfedu.ru; orangecat@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2868-0859 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=479454 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/T-2494-2018 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57191876171

Профессионально-этические представления педагогов во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи профессионально-этических представлений с симптомами эмоционального выгорания и трудоголизмом у педагогов. Выборка состояла из 52 учителей средней школы. Были применены психодиагностические методики «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник «Трудоголизм» Е.П. Ильина, опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой. Результаты показали наличие разнонаправленных (прямых и обратных) взаимосвязей представлений о профессиональной этике с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом. С усилением симптоматики эмоционального выгорания повышается осознание этически должного и недопустимого, ориентация на собственные интересы и интересы учащихся, принятие на себя ответственности за реализацию профессиональной этики, опора на универсальные ценности и культуру в качестве источников профессиональной этики. Понижается внимание к межличностным отношениям и эмоциональным переживаниям при профессиональном взаимодействии как сфере проявления профессиональной этики. Ориентация на интересы профессионального сообщества может либо повышаться, либо понижаться в зависимости от ведущего симптома выгорания - повышается при переживании психотравмирующих обстоятельств и понижается при неудовлетворённости собой. С ростом выраженности трудоголизма повышается принятие на себя ответственности за реализацию профессиональной этики и понижается осознание действий и поведения как форм проявления профессиональной этики. В качестве причин разнонаправленности взаимосвязей предполагаются разные формы реакции на профессиональный стресс - по компенсаторному и

https:// mir-nauki. com

по редуцирующему типу. В первом случае проявления профессионального стресса ведут к росту осознанности и выстраиванию ориентиров, компенсирующих разрушительное влияние профессионального стресса и позволяющих справляться с ситуациями неопределённости. Во втором случае редукция проявляется как сокращение диапазона морально-нравственных требований и оценок в ответ на действие стрессогенной ситуации.

Ключевые слова: профессиональная этика; эмоциональное выгорание; профессиональное выгорание; трудоголизм; педагоги; учителя; профессиональные представления; профессионально-этические представления

Профессия педагога - одна из тех, в которой задействованы все сферы психики и личности специалиста - от функциональных возможностей до сложных личностных образований самосознания, коммуникативных, ценностно-мотивационных, морально-нравственных, мировоззренческих качеств. Поэтому данная профессия, с одной стороны, энергозатратная, с другой - захватывающая. Педагоги отмечают амбивалентность отношения к своей профессии - как к сложной, тяжёлой и изматывающей, но любимой, увлекательной, без которой не мыслится жизнь. Трудовой график, как правило, не ограничивается часами рабочего дня. Включённость специалиста в решение своих трудовых задач происходит не только перед учащимися или за рабочим столом, но и может сопровождать его практически всё время в фоновом режиме.

Трудолюбие, увлечённость профессией как позитивное явление связано с удовлетворённостью, энтузиазмом, энергичностью. Предполагается, что положительным эффектом будет баланс, гармония между любимой работой и остальными сферами жизни [1; 2]. На другом полюсе будет поглощённость работой, трудоголизм. В худшем случае социальное функционирование человека исчерпывается его профессиональной ролью как единственной возможностью самореализации в жизни. Трудоголизм - деструктивное, связанное с работой явление, зависимость, но, в отличие от других зависимостей, социально-одобряемая. Первоначально явление трудоголизма расценивали позитивно с точки зрения достижений и приносимой человеком пользы организации, однако потом стало ясно, что подобная сверхценность работы и сверхусилия на трудовом поприще могут обернуться отрицательными последствиями как для работника, так и для его организации. Трудоголик может быть очень эффективным и иметь выдающиеся профессиональные достижения, однако он рискует потерять личностную целостность, воспринимая действительность через искажённые ценности, порой допуская неэтичные и аморальные поступки [3]. Трудоголик, по Б. Киллинджер [3], - это одержимый работой индивид, который постепенно становится эмоционально ущербным и зависимым от удовлетворения потребностей во власти и контроле в компульсивном стремлении получить одобрение и общественное признание успеха.

В психологической литературе нет единого мнения об однозначной связи трудоголизма и эмоционального выгорания. Однако риск выгорания повышается у тех, кто страстно предан профессии, и у тех, кто поглощён работой и не имеет путей отступления в виде вовлечённости в другие направления самореализации.

Согласно концепции В.В. Бойко [4], эмоциональное выгорание понимается как динамический поэтапный процесс, соответствующий механизму развития стресса с тремя фазами (напряжение, резистенция, истощение). Каждой фазе присущи отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. В педагогической профессии наиболее высок риск эмоционального выгорания, что подтверждается многочисленными исследованиями [4-8 и др.]. Стрессогенность в деятельности учителя связана со спецификой объекта труда и профессиональных задач. Стресс-факторы педагогической профессии

включают большой объём обрабатываемой информации, высокую степень ответственности в трудовом процессе, принятие решений в условиях высокой степени неопределённости и ограниченного времени, необходимость интенсивного общения с разными группами лиц, периодические конфликтные ситуации, постоянную оценку со стороны окружающих, важность быть примером.

М.В. Васильченко и Л.Д. Желдоченко обобщают описываемые в психологической литературе ресурсы психики, лежащие в основе устойчивости и адаптивности педагогов к стрессу на рабочем месте. Данные ресурсы относятся к индивидному уровню (темперамент, свойства нервной системы, возрастное развитие), личностному уровню (мотивация, характер, ценности, установки) и уровню когнитивных и операционально-деятельностных (профессиональных) особенностей и способностей [9].

Для педагогической деятельности профессиональная этика - критический фактор, необходимость, вызванная особой ролью профессии, статусом профессии в обществе, оказываемым обществом доверием к представителям данной профессии. Роль профессиональной этики - защита интересов специалистов и потребителей результатов их труда, дополнительное определение образцов должного и границ допустимого в ситуации неясности.

Профессиональные представления возникают, развиваются в процессе профессионального развития, тесно связаны с картиной мира субъекта, отражают характеристики его личности и социальный опыт, дополняются и трансформируются в течение всей жизни.

Профессионально-этические представления - это осознание этических требований, норм, образцов, запретов в конкретной профессии. Индивидуальные представления о профессиональной этике имеют источником не только общие для всех официальные документы и неписанные правила, но и являются результатом их осмысления и интерпретации субъектом на основе собственного опыта, поэтому разнообразны по содержанию.

Содержание профессиональных этических представлений отражает желательные или недопустимые образцы, описывает поведение, отношения и чувства в контексте профессиональной деятельности, а также профессионально значимые качества специалиста. Представления могут касаться различных объектов применения профессиональной этики, оценивать соответствие этическим нормам как собственного поведения, так и поступков других людей. Их источниками могут служить общеморальные нормы и ценности, нормы права и должностные инструкции, персонифицированные образцы в виде личного примера реальных людей или вымышленных персонажей [10].

Психологические исследования располагают данными о том, как симптомы эмоционального выгорания проявляются в паттернах отношений и поведения, которые могут быть подвергнуты этической оценке - «эмоционально-нравственная дезориентация» и «личностная отстраненность или деперсонализация» (В. Бойко [4], Н. Водопьянова и Е. Старченкова [6]). У педагогов отмечается взаимосвязь эмоционального выгорания с сокращением содержания представлений о профессиональной этике [11].

В исследованиях трудоголизма обнаруживается его взаимосвязь с характеристиками, отражающимися в морально-нравственной и межличностной сфере субъекта. У трудоголиков отмечается повышение цинизма и деперсонализации, [12], эгоцентричность, единоличное принятие решений, высокомерие, невнимание к чувствам, бездушие, снижение эмпатии и сочувствия [3].

Значимость роли морально-нравственной регуляции и повышенный риск деструктивных форм профессионального становления в педагогической профессии определили актуальность

настоящего исследования, целью которого выступило изучение взаимосвязи профессионально-этических представлений учителей с эмоциональным выгоранием и трудоголизмом. В ходе исследования проверялась гипотеза о наличии взаимосвязей содержания профессионально-этических представлений с симптомами эмоционального выгорания и выраженностью трудоголизма.

В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 52 педагога средних образовательных школ г. Ростова-на-Дону в возрасте 21 до 61 года.

Были использованы следующие психодиагностические методики:

• Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко была применена для изучения показателей эмоционального выгорания. Методика позволяет выделить 3 фазы развития стресса выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из фаз определены ведущие симптомы выгорания и способ количественного определения степени их выраженности [6];

• Опросник «Работоголизм» Е.П. Ильина был применён для выявления выраженности трудоголизма у испытуемых [1];

• Опросник «Профессионально-этические представления» А.М. Шевелёвой

[13] был применён для выявления представлений испытуемых о профессиональной этике. Опросник позволяет получить результаты по 15 шкалам, каждая из которых характеризует одну из 5 категорий содержания представлений об этике в своей профессии.

Категория «Должное/недопустимое». Шкалы: должное, недопустимое.

Категория «Объект (адресат)». Шкалы: профессиональное сообщество, потребители, объект-Я, другое.

Категория «Субъект». Шкалы: субъект-Я, субъект - другие люди.

Категория «Модальность». Шкалы: отношения и переживания, действия и поведение, личные качества.

Категория «Источник». Шкалы: закон и право, должностные инструкции, универсальные ценности и культура, личный пример.

Статистическая обработка производилась с применением критерия Фридмана и коэффициента корреляции Спирмена. За статистически значимые принимались результаты при уровне значимости р < 0,05. Также мы рассматривали результаты на уровне тенденции при уровне значимости 0,05 < р < 0,07.

Анализ психодиагностических данных позволил сделать ряд выводов.

Было обнаружено, что по критерию содержания профессионально-этических представлений выборка испытуемых неоднородна, общая тенденция наблюдается лишь в оценке источников профессионально-этических норм. В качестве источников содержания этических норм своей профессии испытуемые в первую очередь рассматривают должностные инструкции, потом - правовые нормы, затем - универсальные общечеловеческие и культурные ценности, и в последнюю очередь - личный пример людей, с которыми испытуемые как находились, так и не находились в непосредственном личном контакте.

Статистическая достоверность выявленной тенденции подтверждена с применением анализа по критерию Фридмана (таблица 1).

Таблица 1

Выраженность показателей шкал категории «Источник» представлений о профессиональной этике. Данные анализа Фридмана

Показатели Средний ранг

Закон, право 3,04

Должностные инструкции 3,19

Универсальные ценности и культура 2,00

Личный пример 1,77

Тестовые статистики

N 52

Chi-Square 24,095

df 3

Asymp. Sig. 0,0001

По критерию сформированности симптомов эмоционального выгорания выборка также неоднородна - соотношение испытуемых, находящихся в разных фазах эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение), примерно равное.

Стоит отметить, что значительное число педагогов (33 % испытуемых) имеют показатели трудоголизма выше среднего. То есть, у них наблюдается зависимость от работы и чрезмерное доминирование профессиональной деятельности в ряду жизненных приоритетов. Корреляционных взаимосвязей показателей трудоголизма и эмоционального выгорания не выявлено, что подтверждает высказываемые в психологической литературе положения о том, что данные формы деструктивного профессионального развития - явления разного порядка [1;

3].

Обнаружено, что ряд показателей представлений о профессиональной этике находится во взаимосвязи с симптомами эмоционального выгорания и трудоголизмом. По количеству значимых взаимосвязей с показателями профессионально-этических представлений фазы эмоционального выгорания распределились в следующем порядке: больше всего взаимосвязей с симптомами первой фазы (напряжение), затем - второй фазы (резистенции), меньше всего взаимосвязей с симптомами третьей фазы (истощения). Таким образом, мы можем сделать вывод, что представления о профессиональной этике помогают справляться с профессиональным стрессом. На начальных фазах развития стресса происходит активизация внутренних ресурсов личности в целях совладания с действием стрессогенных факторов. В фазе истощения у субъекта уже не хватает сил обратиться к иссякающим ресурсам.

Наблюдается прямая связь между показателями шкалы профессионально-этических представлений «Должное» и симптома «Эмоционально-нравственная дезориентация», а также шкалы «Недопустимое» и симптомов «Эмоционально-нравственная дезориентация» и «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (рис. 1).

Рисунок 1. Значимые взаимосвязи представлений профессиональной этике с эмоциональным выгоранием. Категория «Должное/недопустимое». Уровень значимости р < 0,05

Симптом эмоционально-нравственной дезориентации проявляется в оценочном и избирательном отношении к партнёрам по профессиональной деятельности. Мы считаем, что расширение представлений об этических предписаниях и запретах является компенсационным механизмом совладания с проявлениями эмоционального выгорания у учителей - испытуемые выстраивают чётко осознаваемые ориентиры, которые помогают им справляться с ситуациями неопределённости в профессиональной деятельности, без подключения опоры на собственные переживаемые эмоции.

В то же время взаимосвязь опоры на представление о нежелательных, запретных проявлениях в профессиональной деятельности («Недопустимое») и симптома «Психосоматические и психовегетативные нарушения» может свидетельствовать о неблагополучии - связи склонности видеть минусы с ухудшением здоровья. Что является первичным, а что вторичным, - это задача для последующих исследований. В любом случае, в качестве рекомендации для специалистов можно отметить важность осознания положительных примеров и предписаний в сфере этической регуляции своей профессиональной деятельности.

Что касается категории «Объект (адресат)» профессионально-этических представлений, то обнаружено, что ориентация на интересы профессионального сообщества - педагогов вообще и вместе работающих коллег в частности, повышается с ростом выраженности симптома «Переживание психотравмирующих обстоятельств» и понижается с ростом выраженности симптома «Неудовлетворённость собой» (рис. 2). Подобная разнонаправленность взаимосвязей одного показателя представлений о профессиональной этике мы объясняем разным содержанием симптоматики эмоционального выгорания. Это либо осознание психотравмирующих трудноустранимых факторов деятельности, общих для субъекта и его коллег, и тогда актуализируется профессиональная солидарность. Либо недовольство собой в профессии и перенос негативных эмоций на всё, что с профессией связано, в том числе и профессиональное сообщество.

Рисунок 2. Значимые взаимосвязи представлений о профессиональной этике с эмоциональным выгоранием. Категория «Объект (адресат)». Уровень значимостиp < 0,05

Ориентация на интересы потребителей профессиональной деятельности повышается с ростом выраженности симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Возможно, что здесь имеет место компенсационный механизм совладания с эмоциональным выгоранием через осознанную постановку интересов учащихся на первое место и постоянное напоминание себе об этом.

Повышение ориентации на собственные интересы, как объекта применения профессиональной этики партнёрами по профессиональному взаимодействию («Объект-Я») связано с ростом выраженности симптомов «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Редукция профессиональных обязанностей». Мы полагаем, что охрана собственных интересов - это защитная реакция на неблагоприятные проявления профессионального стресса.

Показатели шкалы профессионально-этических представлений «Субъект-Я» тем выше, чем выше симптом «Загнанность в клетку» (рис. 3).

Рисунок 3. Значимые взаимосвязи представлений о профессиональной этике с эмоциональным выгоранием. Категория «Субъект». Уровень значимости р < 0,05

Вероятно, что повышенная требовательность к себе в плане выполнения этических норм в профессии связана с переживанием состояния безысходности, затора, тупика, отсутствия свободы действий. Также имеет место тенденция к повышению показателя «Субъект-Я» с ростом трудоголизма (рис. 6) - учителя-трудоголики берут на себя повышенную ответственность.

Представления о форме проявления профессиональной этики (категория «Модальность») также взаимосвязаны с симптоматикой эмоционального выгорания. В частности, чем сильнее развит симптом «Личностная отстранённость, или деперсонализация», тем меньше выражено представление о проявлении профессиональной этики в регуляции межличностных отношений и эмоциональных переживаний (шкала «Отношения, переживания») (рис. 4).

Отношения и переживания

V_

-0,429

Личностная отстранённость, или деперсонализация (III фаза)

Рисунок 4. Значимые взаимосвязи представлений о профессиональной этике с эмоциональным выгоранием. Категория «Модальность». Уровень значимости р < 0,05

Здесь, по нашему мнению, имеет место защитная реакция на эмоциональное выгорание в виде сокращения диапазона морально-нравственных требований и оценок.

Представления об источнике профессиональной этики «Универсальные ценности и культура» повышают свою выраженность с ростом сформированности симптома «Загнанность в клетку» (рис. 5).

r A

Универсальные 0,423 Загнанность в

ценности и клетку

культура^^^И к. и (I фаза)

Рисунок 5. Значимые взаимосвязи представлений о профессиональной этике с эмоциональным выгоранием. Категория «Источник». Уровень значимостир < 0,05

Здесь мы также усматриваем компенсаторную форму совладания с эмоциональным выгоранием через обращение субъекта к универсальным общечеловеческим нормам морали и нравственности, культурным обычаям и традициям. Таким образом он, ощущая отсутствие свободы действий и безысходность, давление со стороны окружения, устанавливает для себя не подлежащие сомнению универсальные ориентиры.

Взаимосвязи представлений о профессиональной этике с трудоголизмом выявлены на уровне тенденции. Так, показатели шкалы «Действия, поведение» (категория «Модальность») имеют тенденцию к обратной взаимосвязи с уровнем трудоголизма (коэффициент корреляции -0,372 при уровне значимости 0,07, рис. 6) - с ростом трудоголизма сокращаются представления о проявлении профессиональной этики в форме конкретных поступков, поведения, действий, т. е. внешних, наблюдаемых форм активности. Показатели шкалы «Субъект-Я» (категория «Субъект») имеет тенденцию к прямой взаимосвязи с уровнем трудоголизма (коэффициент корреляции 0,388 при уровне значимости 0,06, рис. 6) - учителя-трудоголики склонны усматривать во всём свою единоличную ответственность. Полученный результат согласуется с данными Б. Киллинджер о повышении цинизма, направленности на контроль и единоличное принятие решений трудоголиками [3].

Рисунок 6. Взаимосвязи представлений о профессиональной этике с трудоголизмом (результаты на уровне тенденции, уровень значимости 0,05 < р < 0,07)

Таким образом, нами обнаружены разнонаправленные (прямые и обратные) взаимосвязи представлений о профессиональной этике с проявлениями деструктивного развития личности в профессии - эмоциональным выгоранием и трудоголизмом. Мы считаем, что причина разнонаправленных взаимосвязей кроется в разных формах защитных реакций на профессиональный стресс - по компенсаторному типу и по редуцирующему типу. В первом случае проявления профессионального стресса ведут к росту осознанности и выстраиванию ориентиров, компенсирующих разрушительное влияние профессионального стресса и позволяющих справляться с ситуациями неопределённости. Во втором случае редукция проявляется как сокращение диапазона морально-нравственных требований и оценок в ответ на действие стрессогенной ситуации. В частности, это может быть аналогом реакции минимизации при развитии стресса - перераспределение резервов организма таким образом, что на второстепенные, не требующиеся для выживания в конкретной ситуации функции остаётся минимум ресурсов [14].

Распространённость реагирования на проявления эмоционального выгорания по компенсационному типу, проявляющемуся в расширении профессионально-этических представлений в исследованной выборке педагогов, мы предположительно связываем с профессиональной принадлежностью испытуемых. Представители педагогической профессии отличаются повышенной рефлексивностью, требовательностью к себе и другим, чувствительностью к социальной нормативности. Для проверки данного предположения потребуются новые исследования, которые мы рассматриваем как дальнейшую перспективу.

Преобладание корреляционных взаимосвязей показателей профессионально-этических представлений с симптоматикой первой фазы синдрома эмоционального выгорания - фазы напряжения и сокращения количества этих взаимосвязей к третьей фазе - фазе истощения свидетельствует, что профессионально-этические представления играют роль внутреннего ресурса личности в совладании с профессиональным стрессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер. - 2011. https://psy.wikireading.ru/68554.

2. Панкратова И.А., Науменко М.В. Взаимосвязь профессиональных представлений и увлеченности работой у воспитателей детских садов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 5. С.75-80. https://elibrary.ru/item.asp?id=29444241.

3. Killinger B. Workaholics: The Respectable Addicts: A Family Survival Guide. Gardners Books. - 2004. https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-workaholics

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. - 1999.

5. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптаци учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 5764.

6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер. - 2008 г. 358 с.

7. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: «Когито-Центр». -2005.

8. Попова Ю.В., Шевелёва А.М. Взаимосвязь профессиональных представлений педагогов с профессиональными деформациями // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ. - 2014. С. 202-214. https://elibrary.ru/item.asp?id=22260562.

9. Васильченко М.В., Желдоченко Л.Д. Феномен профессионального стресса в педагогической деятельности // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

10. Шевелёва А.М. Этический компонент профессионального сознания // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https:// mir-nauki. com

11.

12.

13.

14.

психология труда. M.: Институт психологии РАН. 2017. Том 2. №2. С. 139-161. https://elibrary.ru/item.asp?id=29422092.

Шевелёва А.М., Денисенко В.В. Взаимосвязь профессиональных этических представлений и эмоционального выгорания у учителей // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. - 2013. С.169-184. https://elibrary.ru/item.asp?id=21079493.

Clark M.A., Workaholism: It's not just long hours on the job. Psychological Science Agenda. April 2016. Vol. 30, No. 4.

https://www.apa.org/science/about/psa/2016/04/workaholism.

Шевелёва А.М. Опросник профессиональных этических представлений // Профессиональные представления: сборник научных трудов № 8 / Под редакцией Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования. - 2016. С. 34-45. https://elibrary.ru/item.asp?id=26606752.

Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». - 2001. 260 с.

https:// mir-nauki. com

Sheveleva Anna Maksimilianovna

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: amsheveleva@sfedu.ru; orangecat@rambler.ru

The professional-ethics representations of teachers in relationship with emotional burnout and workaholism

Abstract. The article is devoted to the study of professional-ethics representations with emotional burnout symptoms and workaholism interrelation among teachers. The sample consisted of 52 school teachers. Psychodiagnostic techniques "Diagnosis of emotional burnout" by V.V. Boyko, "Workaholism" questionnaire by E.P. Ilyin, the questionnaire "Professional-ethics representations" by A.M. Sheveleva were used. The results demonstrate the multidirectional (direct and inverse) relationships of professional ethics representations with burnout symptoms and workaholism. With the intensification of the emotional burnout symptoms following indicators increase: the awareness of ethically appropriate and unacceptable examples, orientation toward students' interests and own interests, assumption of responsibility for the professional ethics implementation, reliance on universal values and culture as sources of professional ethics. And the following indicators decrease: attention to interpersonal relationships and emotional experiences in professional interaction as a sphere of professional ethics manifestation. Orientation to the interests of the professional community can either increase or decrease depending on the prevailing burnout symptom - it increases in the case of experiencing psycho-traumatic circumstances and decreases in the case of dissatisfaction with yourself. With the increasing severity of workaholism, responsibility for the professional ethics implementation increases and awareness of actions and behavior as forms of professional ethics manifestation decreases. As the reasons for the multidirectional relationships, various forms of reaction to occupational stress are presumably indicated - according to the compensatory and reducing type. In the first case, manifestations of professional stress lead to increased awareness and building guidelines that compensate for the destructive effects of professional stress and allow you to cope with situations of uncertainty. In the second case, reduction is manifested as a reduction in the range of moral requirements and assessments in response to the action of a stressful situation.

Keywords: professional ethics; emotional burnout; professional burnout; workaholism; teachers; professional representations; professional-ethics representations

117PSMN619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.