ется через умение строить логические умозаключения. Необходимо проанализировать, как кандидат соотносит смысл вопроса, обращенного к нему, с формой и полнотой формулируемого ответа;
з) мотивация профессионального выбора. Что является реальной причиной устройства на работу? Информация на этот счет может быть получена из вопросов самого кандидата либо с помощью экспресс-теста «неоконченное предложение».
Эффективные приемы, используемые профессиональными психологами для установления эффективных коммуникаций:
1) расстояние между собеседниками должно быть от 60 см до 1 м. Это расстояние, по данным специальных исследований, способствует доверительному общению. Увеличение дистанции до 2-3 метров способствует увеличению элементов формализма и официальности в беседе;
2) следует смотреть в лицо собеседнику, однако не «буравить» его взглядом;
3) необходимо осуществлять «отзеркаливание», т.е. отображение, возвращение собеседнику особенностей его собственного поведения (темпа речи, дыхания, позы, жестикуляции, выражения лица и пр.). Такое отображение эквивалентно словесному выражению согласия и проходит на бессознательном уровне. Приемы «отзеркаливания» должны быть не заметны собеседнику, чтобы он не воспринял их как передразнивание. Поэтому надежнее отражать темп речи и мелкие движения рук, чем целиком позу кандидата;
4) систематически осуществлять «выяснение», т.е. обращаться к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает более точному восприятию сообщения и демонстрирует внимание собеседнику. Ключевые фразы: «Что Вы имеете в виду?», «Я не понял», «Не объясните ли Вы это?» и др.;
5) использовать перефразирование, т.е. адресовать говорящему его сообщения словами слушающего. Перефразирование можно начинать следующими словами: «Как я понял Вас...», «Другими словами, Вы считаете...» и др. При перефразировании важно выбирать только существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо закрепления понимания может стать причиной путаницы.
Этот прием дает говорящему возможность увидеть, что его слушают и понимают, а если его понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы;
6) отражение чувств. Ответ и эмоциональная реакция на чувства говорящего важны потому, что в общении люди, по существу, обмениваются тем, что имеет для них лично существенное значение. Следовательно, общение во многом зависит не только от фактической информации, но и от чувств, установок, эмоциональной реакции. Недаром восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».
Отражая чувства кандидата, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Для облегчения рефлексивного отражения чувств можно пользоваться следующими вступительными фразами: «Мне кажется,
что Вы чувствуете...», «Не чувствуете ли Вы себя несколько ...» и др.;
7) резюмирование. Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот прем применим в продолжительных беседах, т.е. там, где перефразирование и отражение используются довольно редко. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Резюме следует формулировать своими словами, но типичными вступительными фразами могут быть: «То, что Вы в данный момент сказали, может означать...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» и т.д.
Время-80 минут.
Как показывает практика проведения процедуры видеоотбора, она имеет определенные преимущества. Руководитель видит своего будущего сотрудника в деятельности или в ситуации, приближенной к деятельности. Гибкая программа тренинга позволяет подобрать набор упражнений применительно к конкретной должности. Руководитель освобожден от необходимости беседовать с многими претендентами и может просмотреть видеозапись в удобное для себя время. После просмотра или во время просмотра видеозаписи для консультации руководитель может также привлечь психолога и сравнить свои выводы с научными обоснованиями психолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, М.О. Калашникова, А.Н. Лебедева, А Д. Сафронова. — М.: НИЦПМО МВД РФ, 1997.
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МИЛИЦИОНЕРА-КОНВОИРА ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Ст. психолог, инспектор ОКиВРУВД И.Н. Коноплева
г. Ростов-на-Дону Профессиональная деятельность милиционеров-конвоиров принадлежит к разряду сложных профессий, предъявляющих высокие требования к психологическим и психофизиологическим качествам сотрудг ника. Здесь важны не только профессиональные знания и умения, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с подследственными, но и личностные качества,со-трудников, осуществляющих эту сложную работу.
Одним из наиболее неблагоприятных факторов, сопровождающих деятельность милиционера-конвоира, является чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, связанное с постоянным контактом с криминогенным контингентом, необходимостью собранности и мгновенной готовности к серьезному противоборству. Физическая тяжесть выполняемой работы заключается прежде всего в необходимости длительного пребывания «на ногах».
Кроме того, тяжесть труда обусловливается неблагоприятными социально-гигиеническими условиями (недостаточность межсменного отдыха, ненормированный рабочий день, большое количество обязанностей, чрезмерное количество контактов с людьми, изолированность).
Постоянное нахождение в одном помещении с подследственными и подсудимыми налагает определенный отпечаток на психику милиционера-конвоира. Работа эта отличается монотонней и ежедневным негативным воздействием, особенно в судах, в условиях заслушивания дела (например, об убийствах, совершенных с особой жестокостью). Часто преступник ведет себя вызывающе, и милиционер-конвоир должен обладать незаурядной выдержкой и хладнокровием, уметь держать себя в руках.
В связи со сказанным возникает необходимость проводить тщательный отбор кандидатов на службу в конвойные подразделения милиции, учитывая способность выполнять определенные обязанности и соответствовать предъявляемым требованиям.
В нашей работе мы опирались на результаты отечественных и зарубежных исследователей в области изучения психофизиологических основ профессиональной пригодности и определения профессионально значимых психофизиологических качеств.
Психодиагностика в органах внутренних дел используется уже достаточно продолжительное время. Ведется тщательный отбор кандидатов по психологическим и психофизиологическим критериям. Лабораторией медицинских проблем МВД России проводится ряд исследований, написаны некоторые методические рекомендации, помогающие психологам подразделений МВД в постоянной работе. Апробирован ряд тестов непосредственно на сотрудниках милиции и постоянно вносятся новые коррективы. Однако далеко не все профессиональные категории сотрудников органов внутренних дел достаточно хорошо изучены. В частности, наше исследование призвано в определенной степени заполнить пробел в про-фессиографическом изучении труда милиционеров-конвоиров.
В работе милиционера-конвоира физические усилия сочетаются с ответственностью и психической напряженностью. Трудовой процесс в целом предъявляет большие требования как к отдельным психическим процессам, так и к личностным свойствам человека. Условия, в которых работают сотрудники милиции, характеризуются непредсказуемостью обстановки и поэтому являются экстремальными. Именно поэтому большое значение приобретает профессиональный отбор в органы внутренних дел, в нашем случае — в конвойный батальон милиции. В целях
изучения личностных качеств нового сотрудника проведено специальное исследование.
Методики, использованные при этом, были подобраны с целью наиболее широкого охвата всего спектра свойств личности такого сотрудника. Одним из методов нашего исследования стали диагностические тренировки на аппаратурно-методическом комплексе «Тонус», разработанного доцентом факультета психологии РГУ С.Б. Целиковским. Рацее они не использовались в работе с сотрудниками милиции. Кроме того, известные психологические исследования в структуре правоохранительных органов не ставили задачу исследования профессиональной успешности, как это сделано нами. Это принципиально новый взгляд на концепцию профессионального отбора в органы внутренних дел. Полученные результаты мы предполагаем использовать для отбора кандидатов на службу в конвойное подразделение. Практическим выходом явилась разработка батареи методик для психодиагностического изучения кандидатов на службу в конвойные подразделения милиции с возможностью прогнозировать профессиональную успешность милиционеров-конвоиров.
Психологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человеком своим трудом. Оба критерия относительны, а порой субъективны. Профессиональная пригодность — свойство личности, и она, как и другие личностные качества, формируется в процессе деятельности. Каждый человек может овладеть любой профессией, но разница в том, сколько на это понадобится сил и времени. Именно поэтому прогнозирование профессиональной пригодности является такой актуальной проблемой.
Психодиагностика основана на представлении о свойствах психики, как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменяясь во времени, позволяют прогнозировать его поведение.
Решение задач профессиональной психодиагностики невозможно без анализа профессиональной деятельности (профессиографии). Только в результате профессиографии может быть реализован деятельно-стный подход, который предполагает соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру профессиональной деятельности. Анализ последней позволяет определить критерии ее успешности, обосновать процедуру выбора тестов для оценки и прогнозирования эффективности деятельности. В качестве критериев успешности профессиональной деятельности могут использоваться различные показатели, характеризующие меру достижения данным сотрудником целей работы. Условия успеха деятельности человека характеризуются признаком не только индивидуальной, но и профессиональной, социально-исторической, историко-временной относительности. Вся область более или менее различимых и устойчивых личностных качеств и операциональных возможностей человека (направленность, характер, способности, умения, опыт, психодинамика, психосоматика) может быть вместе с тем и областью внутренних
условий более или менее успешной деятельности профессионала. Что касается внешних условий профессиональной деятельности, то представления о них очень детально разработаны в области гигиены и физиологии труда, эргономики, охраны труда.
В большинстве случаев для успешного выполнения функциональных обязанностей требуется высокий уровень самостоятельности, смелости и активности. Профессиональная деятельность сотрудника жестко регламентирована существующим законодательством и служебной дисциплиной (УК РФ, УПК РФ, Положением о службе в ОВД, Федеральным законом «О милиции» и пр.)
Успеху профессиональной деятельности сотрудников способствуют:
1) умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации;
2) отсутствие боязни перед ответственностью;
3) инициативность;
4) адекватный уровень профессиональной подготовленности сотрудников;
5) постоянная отработка профессиональных навыков, умения владеть техническими средствами;
6) наличие планов неотложных действий;
7) физические возможности.
Милиционер-конвоир должен быть также готов к
проведению мероприятий по борьбе с массовыми беспорядками, захватом заложников, использовать средства радиосвязи, владеть личным оружием и приемами самозащиты, управлять транспортными средствами, оказывать доврачебную помощь.
Во время несения службы существует вероятность возникновения нештатных ситуаций: побег, пожар, заболевание, симуляция заболевания, суицидальная попытка, нападение на конвой подсудимых или их родственников, попытка передачи запрещенных предметов. Каждый милиционер-конвоир знает свое место и свои обязанности при возникновении подобной ситуации и должен уметь быстро сконцентрироваться и отреагировать. Для этого он должен обладать хорошими способностями к саморегуляции психических состояний.
Помимо указанного выше, для успешной работы каждый сотрудник конвойного подразделения должен пройти необходимую специальную подготовку, которая требует определенных способностей и развитые интеллектуальные качества. В специальную подготовку входит знание своих обязанностей, основных нормативных актов, административного и уголовного законодательства, способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях. Исходя из этого, можно сформулировать некоторые знания и навыки, которые требуются от милиционера-конвоира:
— хорошая физическая подготовленность;
— способность быстро реагировать;
— умение принимать самостоятельные решения;
— дисциплинированность;
— умение работать в группе;
— умение пользоваться оружием и специальными средствами;
— навыки взаимодействия с гражданами.
Среди множества психических явлений психичес-
ким состояниям принадлежит одно из основных мест, так как это — самостоятельные проявления человеческой психики. Они сопровождаются внешними признаками, имеют преходящий, динамический характер и выражаются чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, волевой сферой и личностью в целом (6).
Саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Способность к саморегуляции психических состояний занимает особое место в ряду разнообразных профессионально и жизненно важных психических и психофизиологических качеств. Она обусловливает успешность и безопасность трудовой деятельности самого разного профиля, адаптивность личности к различным жизненным ситуациям, адекватность поведения в них. В связи с этим обеспечение развития возможностей личности управлять своими психическими состояниями, организация целенаправленного обучения приемам их сознательной саморегуляции имеют чрезвычайно важное значение как в плане подготовки к выполнению конкретной трудовой деятельности (особенно с выраженным нервно-психическим компонентом рабочей нагрузки), так и в плане общих профилактических медицинских и социальных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение психологической атмосферы в обществе.
Высшей формой психической саморегуляции функционального состояния является произвольная саморегуляция. В экстремальных условиях произвольная саморегуляция может выступать как специфическая деятельность, направленная на преобразование субъектом своего состояния из наличного в потребное, соответствующее условиям и задачам деятельности.
Факторы, связанные с необходимостью выполнения своего служебного долга в нештатных, быстро меняющихся и сравнительно трудно прогнозируемых ситуациях, являются наиболее стрессогенными, например, в ситуациях с агрессивными действиями со стороны гражданского населения, необходимостью впервые применять оружие на поражение и т.д. К этому следует добавить, что далеко не все сотрудники в силу своих личностных и характерологических особенностей способны устойчиво и продуктивно работать в условиях, сопряженных с постоянной угрозой для их здоровья и жизни. Указанные факторы создают чрезмерное психоэмоциональное напряжение. Возникающие при этом психодезадаптивные состояния находят свое выражение в снижении работоспособности, де-виантных формах поведения, в нервно-психических и психосоматических нарушениях. Понятно, что повышение стрессоустойчивости и профилактика психо-дезадаптивных состояний являются важным звеном в совершенствовании механизмов функционирования сотрудников конвойного батальона милиции.
Целью исследования стало выявление наиболее значимых качеств, присущих успешному, с точки зрения экспертов, сотруднику конвойного подразделения милиции. Исходя из проведенного нами анализа содержания и условий профессиональной деятельности, мы предположили, что для успешной профессиональной деятельности милиционеров-конвоиров необходимо определенное развитие ряда психологических и психофизиологических качеств:
— изначально высокая способность к саморегуляции психических состояний, так как она является одним из профессионально значимых свойств.
— среди профессионально значимых психологических качеств, прежде всего, должны быть достаточно выражены такие качества, как общительность и порядочность, самоконтроль и самообладание, дисциплинированность, настойчивость, отзывчивость и дружелюбие.
Кроме того, можно предположить высокие показатели тестов по таким свойствам, как доминирование, активность, ответственность за совершаемые поступки, развитые интеллектуальные качества.
С учетом выдвинутых гипотез и поставленных задач был выбран ряд методик, исследующих выделенные нами индивидуально-психологические свойства. Для определения профессиональной успешности применялась специально разработанная анкета, с помощью которой получены экспертные оценки. Для исследования личностных качеств использовался ряд тестов: УСК, ВСК, методика Лири, тест Люшера, СМИЛ, тест «Неоконченные предложения». Для определения способности к саморегуляции с сотрудниками конвойного батальона милиции были проведены тренировки на аппаратурно-методическом комплексе (АМК) «Тонус». С помощью АМК проводится аутотренинг с биологической обратной связью. Он обучает навыкам самоконтроля, которые закрепляются после ряда тренировок. Тренировки проводились в Центре психологической реабилитации УВД г.Ростова-на-Дону. В нашем исследовании взяты результаты только первой тренировки каждого милиционера-конвоира, которые проводились с диагностической целью и показали способность к саморегуляции.
Выбор испытуемых для эксперимента соответствует некоторым общим условиям, сходным для всех участников: возраст, состояние здоровья, социальное положение, общеобразовательная подготовка.
В качестве метода математико-статистической обработки использован дискриминантный анализ, который позволяет решить задачу различения заданных классов объектов по определенному набору признаков. В результате дискриминантного анализа были выделены классификационные функции, где представлены весовые коэффициенты анализируемых психологических и психофизиологических показателей. Это позволило оценить значимость показателей для профессиональной успешности.
Наше исследование подтвердило наличие необходимого набора качеств, которые должны присутствовать у успешного милиционера-конвоира. На основании анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Успешный в профессиональном плане сотрудник обладает следующими свойствами личности:
1. Уверенность, отзывчивость, доминирование, эмоциональная зрелость, сензитивность, лабильность, расслабленность, невозмутимость и конформность.
2. Интеллектуальная эффективность: интеллектуальная четкость, надежность, планомерность интеллекта, способность к суждению, рассуждению, умозаключению.
3. Обнаружена повышенная склонность к защите.
Позитивная оценка будущего и гармоничные отношения в семье.
В этом исследовании аппаратурно-методический комплекс «Тонус» был использован с диагностической целью. Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что у успешного сотрудника должна быть изначально высокая способность к саморегуляции. Все использованные для исследования шкалы имеют высокие весовые коэффициенты и положительную направленность.
Не подтвердилось предположение о повышенной ответственности сотрудника. В нашем исследовании получены данные о том, что успешному милиционеру-конвоиру характерна, скорее, склонность уходить от ответственности. Не подтвердилось также предположение о настойчивости, активности и самообладании.
Результаты тестов дублируются и повторяют друг друга. Результаты по тестам Лири и ВСК положительно коррелируют со СМИЛ, в тесте УСК значимых весовых коэффициентов не выявлено. Поэтому для качественной психодиагностики кандидатов нам будет достаточно тестов СМИЛ, Люшера и «Неоконченные предложения». И чем выше полученные нами характеристики, тем о более высокой профессиональной успешности будущего сотрудника можно говорить.
Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутые гипотезы об основных профессионально значимых качествах. Они могут быть использованы психологической службой органов внутренних дел при проведении профотбора кандидатов на должность милиционера-конвоира, при организации их подготовки и повышения квалификации, а также в индивидуальной работе с ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовин Б. Г., Колесников A.A., Калашников М.О., Киселева Е.А. Методические рекомендации по проведению первичного собеседования и психологического изучения кандидатов в органы внутренних дел. — М.: Лаборатория медицинских проблем МВД России, 1995.
2. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.
3. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. — СПб.: Питер, 1997.
4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1984.
5. Наенко НИ. Психическая напряженность. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
6. Иемчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.
7. Основы профессионального психофизиологического отбора / Под ред. Ф.Н.Серкова Киев: Наукова думка, 1987.
8. Семе Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982.
9. Целиковский С Б. Особенности реализации принципа обратной связи в обучении саморегуляции психически*,состояний: Автореф. дис... канд. психол. наук. —
Ростов н/Д., 1994.
10. Целиковский С.Б. Руководство по использованию АМК «Тонус». — Ростов н/Д., 1996.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Б ВУЗАХ МВД РОССИИ
Канд ист. наук Л.Б. Кузнецова
Барнаульский юридический институт МВД России
Разработка системы подготовки специалистов для органов внутренних дел предполагает осуществление проектирования. Проект (от лат. рго]есШ5, букв. — брошенный вперед) — замысел, план. Проектирование — это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния (3, 1076). В педагогике разработаны различные подходы к проектированию как обучения, так и управления им. Осуществляя проектирование, мы исходим из того, что различные уровни проектирования обусловлены уровнем осуществления управления учебным процессом.
В целом мы отталкиваемся от четырехкомпонент-ной модели управления:
1. Цели и задачи управления учебным процессом.
2. Определяющие принципы управления учебным процессом.
3. Организационно-педагогические и психолого-педагогические условия управления учебным процессом.
4. Диагностика и прогнозирование развития управления учебным процессом.
Схема
Модель управления учебным процессом в вузе МВД России.
В данной статье мы рассмотрим проектирование системы управленческих задач в организации подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Понятие «задача» является одним из компонентов первого блока модели управления учебным процессом в вузе МВД России (см. схему). В научной литературе существуют десятки определений понятия «задача». Подробный анализ его имеется у Л.А. Ши-пилиной. Автор отмечает, что чаще всего различия в определении понятия «задача» зависят от основы содержания данного понятия. Она проводит исследование данного понятия с философской, психологической и педагогической позиций (6,182-183). Мы остановимся на дефиниции, где задачу определяют как осознанную «...цель, которая может быть достигнута в результате какой-либо деятельности (действий) в известной ситуации (условиях)» (2,15).
Определяя значение постановки задачи в управлении учебным процессом в вузе МВД, в качестве исходного выводим следующее утверждение: специфика понятия «задача» заключается в том, что ее цель и результат решения направлены на действия по достижению конечной цели учебного процесса. Поскольку управление проходит несколько уровней функционирования, имеющих свои цели, мы вправе сказать, что каждому уровню соответствуют и свои задачи:
1) методологические (овладение теоретическими методами исследования проблемы организации и функционирования учебного процесса; описание явлений и процессов; разработка структурных схем; выдвижение и оценка решений и т.д.);
2) теоретические (изучение психолого-педагогических, управленческих теорий и концепций; разработка и применение управленческих алгоритмов; выработка обобщенных управленческих тактик и стратегий и т.д.);
3) практические (принятие стандартных решений; выполнение алгоритмических предписаний; соблюдение нормативов и правил; разработка алгоритмов в решении управленческих задач и т.д.);
4) технологические (отбор и группировка действий по алгоритму; осуществление целеполагания в типичных ситуациях; составление программ действий в типичных ситуациях; разработка действий по осуществлению проблемно-функционального подхода к управлению; изучение инновационных процессов и
т.д.);
5) деятельности (исполнительско-исследователь-ские; исследовательско-логические; исследовательс-ко-эвристические) (6,193-212).
Подблок задачи представлен в системе управления учебным процессом совместной деятельностью преподавателей, командиров и курсантов, в ходе которой реализуются цели и достигается запрограммированный результат. Мы полагаем, что учебный процесс целесообразно рассматривать как процесс решения учебных задач, направленных на познание принципов, методов, условий организации управления.
Основными задачами учебного процесса в вузах МВД, на наш взгляд, являются:
— отработка глубины и прочности знаний, совер-