Научная статья на тему 'Зависимость профессиональной успешности милиционера-конвоира от индивидуально-психологических особенностей личности'

Зависимость профессиональной успешности милиционера-конвоира от индивидуально-психологических особенностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость профессиональной успешности милиционера-конвоира от индивидуально-психологических особенностей личности»

ется через умение строить логические умозаключения. Необходимо проанализировать, как кандидат соотносит смысл вопроса, обращенного к нему, с формой и полнотой формулируемого ответа;

з) мотивация профессионального выбора. Что является реальной причиной устройства на работу? Информация на этот счет может быть получена из вопросов самого кандидата либо с помощью экспресс-теста «неоконченное предложение».

Эффективные приемы, используемые профессиональными психологами для установления эффективных коммуникаций:

1) расстояние между собеседниками должно быть от 60 см до 1 м. Это расстояние, по данным специальных исследований, способствует доверительному общению. Увеличение дистанции до 2-3 метров способствует увеличению элементов формализма и официальности в беседе;

2) следует смотреть в лицо собеседнику, однако не «буравить» его взглядом;

3) необходимо осуществлять «отзеркаливание», т.е. отображение, возвращение собеседнику особенностей его собственного поведения (темпа речи, дыхания, позы, жестикуляции, выражения лица и пр.). Такое отображение эквивалентно словесному выражению согласия и проходит на бессознательном уровне. Приемы «отзеркаливания» должны быть не заметны собеседнику, чтобы он не воспринял их как передразнивание. Поэтому надежнее отражать темп речи и мелкие движения рук, чем целиком позу кандидата;

4) систематически осуществлять «выяснение», т.е. обращаться к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает более точному восприятию сообщения и демонстрирует внимание собеседнику. Ключевые фразы: «Что Вы имеете в виду?», «Я не понял», «Не объясните ли Вы это?» и др.;

5) использовать перефразирование, т.е. адресовать говорящему его сообщения словами слушающего. Перефразирование можно начинать следующими словами: «Как я понял Вас...», «Другими словами, Вы считаете...» и др. При перефразировании важно выбирать только существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо закрепления понимания может стать причиной путаницы.

Этот прием дает говорящему возможность увидеть, что его слушают и понимают, а если его понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы;

6) отражение чувств. Ответ и эмоциональная реакция на чувства говорящего важны потому, что в общении люди, по существу, обмениваются тем, что имеет для них лично существенное значение. Следовательно, общение во многом зависит не только от фактической информации, но и от чувств, установок, эмоциональной реакции. Недаром восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».

Отражая чувства кандидата, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Для облегчения рефлексивного отражения чувств можно пользоваться следующими вступительными фразами: «Мне кажется,

что Вы чувствуете...», «Не чувствуете ли Вы себя несколько ...» и др.;

7) резюмирование. Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот прем применим в продолжительных беседах, т.е. там, где перефразирование и отражение используются довольно редко. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Резюме следует формулировать своими словами, но типичными вступительными фразами могут быть: «То, что Вы в данный момент сказали, может означать...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» и т.д.

Время-80 минут.

Как показывает практика проведения процедуры видеоотбора, она имеет определенные преимущества. Руководитель видит своего будущего сотрудника в деятельности или в ситуации, приближенной к деятельности. Гибкая программа тренинга позволяет подобрать набор упражнений применительно к конкретной должности. Руководитель освобожден от необходимости беседовать с многими претендентами и может просмотреть видеозапись в удобное для себя время. После просмотра или во время просмотра видеозаписи для консультации руководитель может также привлечь психолога и сравнить свои выводы с научными обоснованиями психолога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, М.О. Калашникова, А.Н. Лебедева, А Д. Сафронова. — М.: НИЦПМО МВД РФ, 1997.

ЗАВИСИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МИЛИЦИОНЕРА-КОНВОИРА ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Ст. психолог, инспектор ОКиВРУВД И.Н. Коноплева

г. Ростов-на-Дону Профессиональная деятельность милиционеров-конвоиров принадлежит к разряду сложных профессий, предъявляющих высокие требования к психологическим и психофизиологическим качествам сотрудг ника. Здесь важны не только профессиональные знания и умения, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с подследственными, но и личностные качества,со-трудников, осуществляющих эту сложную работу.

Одним из наиболее неблагоприятных факторов, сопровождающих деятельность милиционера-конвоира, является чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, связанное с постоянным контактом с криминогенным контингентом, необходимостью собранности и мгновенной готовности к серьезному противоборству. Физическая тяжесть выполняемой работы заключается прежде всего в необходимости длительного пребывания «на ногах».

Кроме того, тяжесть труда обусловливается неблагоприятными социально-гигиеническими условиями (недостаточность межсменного отдыха, ненормированный рабочий день, большое количество обязанностей, чрезмерное количество контактов с людьми, изолированность).

Постоянное нахождение в одном помещении с подследственными и подсудимыми налагает определенный отпечаток на психику милиционера-конвоира. Работа эта отличается монотонней и ежедневным негативным воздействием, особенно в судах, в условиях заслушивания дела (например, об убийствах, совершенных с особой жестокостью). Часто преступник ведет себя вызывающе, и милиционер-конвоир должен обладать незаурядной выдержкой и хладнокровием, уметь держать себя в руках.

В связи со сказанным возникает необходимость проводить тщательный отбор кандидатов на службу в конвойные подразделения милиции, учитывая способность выполнять определенные обязанности и соответствовать предъявляемым требованиям.

В нашей работе мы опирались на результаты отечественных и зарубежных исследователей в области изучения психофизиологических основ профессиональной пригодности и определения профессионально значимых психофизиологических качеств.

Психодиагностика в органах внутренних дел используется уже достаточно продолжительное время. Ведется тщательный отбор кандидатов по психологическим и психофизиологическим критериям. Лабораторией медицинских проблем МВД России проводится ряд исследований, написаны некоторые методические рекомендации, помогающие психологам подразделений МВД в постоянной работе. Апробирован ряд тестов непосредственно на сотрудниках милиции и постоянно вносятся новые коррективы. Однако далеко не все профессиональные категории сотрудников органов внутренних дел достаточно хорошо изучены. В частности, наше исследование призвано в определенной степени заполнить пробел в про-фессиографическом изучении труда милиционеров-конвоиров.

В работе милиционера-конвоира физические усилия сочетаются с ответственностью и психической напряженностью. Трудовой процесс в целом предъявляет большие требования как к отдельным психическим процессам, так и к личностным свойствам человека. Условия, в которых работают сотрудники милиции, характеризуются непредсказуемостью обстановки и поэтому являются экстремальными. Именно поэтому большое значение приобретает профессиональный отбор в органы внутренних дел, в нашем случае — в конвойный батальон милиции. В целях

изучения личностных качеств нового сотрудника проведено специальное исследование.

Методики, использованные при этом, были подобраны с целью наиболее широкого охвата всего спектра свойств личности такого сотрудника. Одним из методов нашего исследования стали диагностические тренировки на аппаратурно-методическом комплексе «Тонус», разработанного доцентом факультета психологии РГУ С.Б. Целиковским. Рацее они не использовались в работе с сотрудниками милиции. Кроме того, известные психологические исследования в структуре правоохранительных органов не ставили задачу исследования профессиональной успешности, как это сделано нами. Это принципиально новый взгляд на концепцию профессионального отбора в органы внутренних дел. Полученные результаты мы предполагаем использовать для отбора кандидатов на службу в конвойное подразделение. Практическим выходом явилась разработка батареи методик для психодиагностического изучения кандидатов на службу в конвойные подразделения милиции с возможностью прогнозировать профессиональную успешность милиционеров-конвоиров.

Психологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человеком своим трудом. Оба критерия относительны, а порой субъективны. Профессиональная пригодность — свойство личности, и она, как и другие личностные качества, формируется в процессе деятельности. Каждый человек может овладеть любой профессией, но разница в том, сколько на это понадобится сил и времени. Именно поэтому прогнозирование профессиональной пригодности является такой актуальной проблемой.

Психодиагностика основана на представлении о свойствах психики, как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменяясь во времени, позволяют прогнозировать его поведение.

Решение задач профессиональной психодиагностики невозможно без анализа профессиональной деятельности (профессиографии). Только в результате профессиографии может быть реализован деятельно-стный подход, который предполагает соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру профессиональной деятельности. Анализ последней позволяет определить критерии ее успешности, обосновать процедуру выбора тестов для оценки и прогнозирования эффективности деятельности. В качестве критериев успешности профессиональной деятельности могут использоваться различные показатели, характеризующие меру достижения данным сотрудником целей работы. Условия успеха деятельности человека характеризуются признаком не только индивидуальной, но и профессиональной, социально-исторической, историко-временной относительности. Вся область более или менее различимых и устойчивых личностных качеств и операциональных возможностей человека (направленность, характер, способности, умения, опыт, психодинамика, психосоматика) может быть вместе с тем и областью внутренних

условий более или менее успешной деятельности профессионала. Что касается внешних условий профессиональной деятельности, то представления о них очень детально разработаны в области гигиены и физиологии труда, эргономики, охраны труда.

В большинстве случаев для успешного выполнения функциональных обязанностей требуется высокий уровень самостоятельности, смелости и активности. Профессиональная деятельность сотрудника жестко регламентирована существующим законодательством и служебной дисциплиной (УК РФ, УПК РФ, Положением о службе в ОВД, Федеральным законом «О милиции» и пр.)

Успеху профессиональной деятельности сотрудников способствуют:

1) умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации;

2) отсутствие боязни перед ответственностью;

3) инициативность;

4) адекватный уровень профессиональной подготовленности сотрудников;

5) постоянная отработка профессиональных навыков, умения владеть техническими средствами;

6) наличие планов неотложных действий;

7) физические возможности.

Милиционер-конвоир должен быть также готов к

проведению мероприятий по борьбе с массовыми беспорядками, захватом заложников, использовать средства радиосвязи, владеть личным оружием и приемами самозащиты, управлять транспортными средствами, оказывать доврачебную помощь.

Во время несения службы существует вероятность возникновения нештатных ситуаций: побег, пожар, заболевание, симуляция заболевания, суицидальная попытка, нападение на конвой подсудимых или их родственников, попытка передачи запрещенных предметов. Каждый милиционер-конвоир знает свое место и свои обязанности при возникновении подобной ситуации и должен уметь быстро сконцентрироваться и отреагировать. Для этого он должен обладать хорошими способностями к саморегуляции психических состояний.

Помимо указанного выше, для успешной работы каждый сотрудник конвойного подразделения должен пройти необходимую специальную подготовку, которая требует определенных способностей и развитые интеллектуальные качества. В специальную подготовку входит знание своих обязанностей, основных нормативных актов, административного и уголовного законодательства, способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях. Исходя из этого, можно сформулировать некоторые знания и навыки, которые требуются от милиционера-конвоира:

— хорошая физическая подготовленность;

— способность быстро реагировать;

— умение принимать самостоятельные решения;

— дисциплинированность;

— умение работать в группе;

— умение пользоваться оружием и специальными средствами;

— навыки взаимодействия с гражданами.

Среди множества психических явлений психичес-

ким состояниям принадлежит одно из основных мест, так как это — самостоятельные проявления человеческой психики. Они сопровождаются внешними признаками, имеют преходящий, динамический характер и выражаются чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, волевой сферой и личностью в целом (6).

Саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Способность к саморегуляции психических состояний занимает особое место в ряду разнообразных профессионально и жизненно важных психических и психофизиологических качеств. Она обусловливает успешность и безопасность трудовой деятельности самого разного профиля, адаптивность личности к различным жизненным ситуациям, адекватность поведения в них. В связи с этим обеспечение развития возможностей личности управлять своими психическими состояниями, организация целенаправленного обучения приемам их сознательной саморегуляции имеют чрезвычайно важное значение как в плане подготовки к выполнению конкретной трудовой деятельности (особенно с выраженным нервно-психическим компонентом рабочей нагрузки), так и в плане общих профилактических медицинских и социальных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение психологической атмосферы в обществе.

Высшей формой психической саморегуляции функционального состояния является произвольная саморегуляция. В экстремальных условиях произвольная саморегуляция может выступать как специфическая деятельность, направленная на преобразование субъектом своего состояния из наличного в потребное, соответствующее условиям и задачам деятельности.

Факторы, связанные с необходимостью выполнения своего служебного долга в нештатных, быстро меняющихся и сравнительно трудно прогнозируемых ситуациях, являются наиболее стрессогенными, например, в ситуациях с агрессивными действиями со стороны гражданского населения, необходимостью впервые применять оружие на поражение и т.д. К этому следует добавить, что далеко не все сотрудники в силу своих личностных и характерологических особенностей способны устойчиво и продуктивно работать в условиях, сопряженных с постоянной угрозой для их здоровья и жизни. Указанные факторы создают чрезмерное психоэмоциональное напряжение. Возникающие при этом психодезадаптивные состояния находят свое выражение в снижении работоспособности, де-виантных формах поведения, в нервно-психических и психосоматических нарушениях. Понятно, что повышение стрессоустойчивости и профилактика психо-дезадаптивных состояний являются важным звеном в совершенствовании механизмов функционирования сотрудников конвойного батальона милиции.

Целью исследования стало выявление наиболее значимых качеств, присущих успешному, с точки зрения экспертов, сотруднику конвойного подразделения милиции. Исходя из проведенного нами анализа содержания и условий профессиональной деятельности, мы предположили, что для успешной профессиональной деятельности милиционеров-конвоиров необходимо определенное развитие ряда психологических и психофизиологических качеств:

— изначально высокая способность к саморегуляции психических состояний, так как она является одним из профессионально значимых свойств.

— среди профессионально значимых психологических качеств, прежде всего, должны быть достаточно выражены такие качества, как общительность и порядочность, самоконтроль и самообладание, дисциплинированность, настойчивость, отзывчивость и дружелюбие.

Кроме того, можно предположить высокие показатели тестов по таким свойствам, как доминирование, активность, ответственность за совершаемые поступки, развитые интеллектуальные качества.

С учетом выдвинутых гипотез и поставленных задач был выбран ряд методик, исследующих выделенные нами индивидуально-психологические свойства. Для определения профессиональной успешности применялась специально разработанная анкета, с помощью которой получены экспертные оценки. Для исследования личностных качеств использовался ряд тестов: УСК, ВСК, методика Лири, тест Люшера, СМИЛ, тест «Неоконченные предложения». Для определения способности к саморегуляции с сотрудниками конвойного батальона милиции были проведены тренировки на аппаратурно-методическом комплексе (АМК) «Тонус». С помощью АМК проводится аутотренинг с биологической обратной связью. Он обучает навыкам самоконтроля, которые закрепляются после ряда тренировок. Тренировки проводились в Центре психологической реабилитации УВД г.Ростова-на-Дону. В нашем исследовании взяты результаты только первой тренировки каждого милиционера-конвоира, которые проводились с диагностической целью и показали способность к саморегуляции.

Выбор испытуемых для эксперимента соответствует некоторым общим условиям, сходным для всех участников: возраст, состояние здоровья, социальное положение, общеобразовательная подготовка.

В качестве метода математико-статистической обработки использован дискриминантный анализ, который позволяет решить задачу различения заданных классов объектов по определенному набору признаков. В результате дискриминантного анализа были выделены классификационные функции, где представлены весовые коэффициенты анализируемых психологических и психофизиологических показателей. Это позволило оценить значимость показателей для профессиональной успешности.

Наше исследование подтвердило наличие необходимого набора качеств, которые должны присутствовать у успешного милиционера-конвоира. На основании анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Успешный в профессиональном плане сотрудник обладает следующими свойствами личности:

1. Уверенность, отзывчивость, доминирование, эмоциональная зрелость, сензитивность, лабильность, расслабленность, невозмутимость и конформность.

2. Интеллектуальная эффективность: интеллектуальная четкость, надежность, планомерность интеллекта, способность к суждению, рассуждению, умозаключению.

3. Обнаружена повышенная склонность к защите.

Позитивная оценка будущего и гармоничные отношения в семье.

В этом исследовании аппаратурно-методический комплекс «Тонус» был использован с диагностической целью. Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что у успешного сотрудника должна быть изначально высокая способность к саморегуляции. Все использованные для исследования шкалы имеют высокие весовые коэффициенты и положительную направленность.

Не подтвердилось предположение о повышенной ответственности сотрудника. В нашем исследовании получены данные о том, что успешному милиционеру-конвоиру характерна, скорее, склонность уходить от ответственности. Не подтвердилось также предположение о настойчивости, активности и самообладании.

Результаты тестов дублируются и повторяют друг друга. Результаты по тестам Лири и ВСК положительно коррелируют со СМИЛ, в тесте УСК значимых весовых коэффициентов не выявлено. Поэтому для качественной психодиагностики кандидатов нам будет достаточно тестов СМИЛ, Люшера и «Неоконченные предложения». И чем выше полученные нами характеристики, тем о более высокой профессиональной успешности будущего сотрудника можно говорить.

Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутые гипотезы об основных профессионально значимых качествах. Они могут быть использованы психологической службой органов внутренних дел при проведении профотбора кандидатов на должность милиционера-конвоира, при организации их подготовки и повышения квалификации, а также в индивидуальной работе с ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовин Б. Г., Колесников A.A., Калашников М.О., Киселева Е.А. Методические рекомендации по проведению первичного собеседования и психологического изучения кандидатов в органы внутренних дел. — М.: Лаборатория медицинских проблем МВД России, 1995.

2. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.

3. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. — СПб.: Питер, 1997.

4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1984.

5. Наенко НИ. Психическая напряженность. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

6. Иемчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

7. Основы профессионального психофизиологического отбора / Под ред. Ф.Н.Серкова Киев: Наукова думка, 1987.

8. Семе Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982.

9. Целиковский С Б. Особенности реализации принципа обратной связи в обучении саморегуляции психически*,состояний: Автореф. дис... канд. психол. наук. —

Ростов н/Д., 1994.

10. Целиковский С.Б. Руководство по использованию АМК «Тонус». — Ростов н/Д., 1996.

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Б ВУЗАХ МВД РОССИИ

Канд ист. наук Л.Б. Кузнецова

Барнаульский юридический институт МВД России

Разработка системы подготовки специалистов для органов внутренних дел предполагает осуществление проектирования. Проект (от лат. рго]есШ5, букв. — брошенный вперед) — замысел, план. Проектирование — это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния (3, 1076). В педагогике разработаны различные подходы к проектированию как обучения, так и управления им. Осуществляя проектирование, мы исходим из того, что различные уровни проектирования обусловлены уровнем осуществления управления учебным процессом.

В целом мы отталкиваемся от четырехкомпонент-ной модели управления:

1. Цели и задачи управления учебным процессом.

2. Определяющие принципы управления учебным процессом.

3. Организационно-педагогические и психолого-педагогические условия управления учебным процессом.

4. Диагностика и прогнозирование развития управления учебным процессом.

Схема

Модель управления учебным процессом в вузе МВД России.

В данной статье мы рассмотрим проектирование системы управленческих задач в организации подготовки специалистов для органов внутренних дел.

Понятие «задача» является одним из компонентов первого блока модели управления учебным процессом в вузе МВД России (см. схему). В научной литературе существуют десятки определений понятия «задача». Подробный анализ его имеется у Л.А. Ши-пилиной. Автор отмечает, что чаще всего различия в определении понятия «задача» зависят от основы содержания данного понятия. Она проводит исследование данного понятия с философской, психологической и педагогической позиций (6,182-183). Мы остановимся на дефиниции, где задачу определяют как осознанную «...цель, которая может быть достигнута в результате какой-либо деятельности (действий) в известной ситуации (условиях)» (2,15).

Определяя значение постановки задачи в управлении учебным процессом в вузе МВД, в качестве исходного выводим следующее утверждение: специфика понятия «задача» заключается в том, что ее цель и результат решения направлены на действия по достижению конечной цели учебного процесса. Поскольку управление проходит несколько уровней функционирования, имеющих свои цели, мы вправе сказать, что каждому уровню соответствуют и свои задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) методологические (овладение теоретическими методами исследования проблемы организации и функционирования учебного процесса; описание явлений и процессов; разработка структурных схем; выдвижение и оценка решений и т.д.);

2) теоретические (изучение психолого-педагогических, управленческих теорий и концепций; разработка и применение управленческих алгоритмов; выработка обобщенных управленческих тактик и стратегий и т.д.);

3) практические (принятие стандартных решений; выполнение алгоритмических предписаний; соблюдение нормативов и правил; разработка алгоритмов в решении управленческих задач и т.д.);

4) технологические (отбор и группировка действий по алгоритму; осуществление целеполагания в типичных ситуациях; составление программ действий в типичных ситуациях; разработка действий по осуществлению проблемно-функционального подхода к управлению; изучение инновационных процессов и

т.д.);

5) деятельности (исполнительско-исследователь-ские; исследовательско-логические; исследовательс-ко-эвристические) (6,193-212).

Подблок задачи представлен в системе управления учебным процессом совместной деятельностью преподавателей, командиров и курсантов, в ходе которой реализуются цели и достигается запрограммированный результат. Мы полагаем, что учебный процесс целесообразно рассматривать как процесс решения учебных задач, направленных на познание принципов, методов, условий организации управления.

Основными задачами учебного процесса в вузах МВД, на наш взгляд, являются:

— отработка глубины и прочности знаний, совер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.