УДК: 154.4 Ю.Е. Скалин*
Психофизиологическая и психологическая составляющая
профессионального отбора
оперативных сотрудников уголовного розыска
Эмоциональная сфера индивида, его адаптивные состояния теснейшим образом связаны со структурой его психофизиологических особенностей. В свою очередь, лишь диагностика указанных качеств, ввиду их относительной стабильности и устойчивости, в состоянии обеспечить психологу долгосрочный прогноз деятельности любого специалиста экстремального профиля, в т.ч. оперативного сотрудника уголовного розыска.
The emotional sphere of an individual and his adaptive states are closely connected with the structure of his psycho-physiological peculiarities. In its turn, only the diagnostics of the mentioned qualities, in view of their relative stability and steadiness, is able to provide a psychologist with a long-term prognosis of activity of any specialist of an extreme structure, including an operative employee of the crime investigation department.
Ключевые слова: юридическая психология, профессиональный отбор, уголовный розыск.
В целом исследования в области психологии профессиональной деятельности имеют длительную историю и характеризуются несколькими основными направлениями и периодами развития. В становлении профессионального психологического отбора принято выделять такие этапы, как интуитивный, тестовый и этап комплексных исследований. Два первых этапа, связанных с определенным подходом к развитию профессионального отбора, имели ряд существенных недостатков. Использование комплексного подхода, основанного на психологических измерениях представителей конкретных профессий, является более перспективным, однако также имеет определенные особенности и требует постоянной и последовательной работы в данной области.
В настоящий момент собственно проблему профессиональной пригодности принято рассматривать с двух основных точек зрения1: профессиональная пригодность как скрытая в человеке особенность, которую можно раскрыть, используя соответствующие методические приемы, причем сделать это можно с равным успехом в любой произвольно выбранный момент; в другом понимании, это человеческое качество, которое создается в деятельности. При этом случайно или целенаправленно выбранные виды деятельности постепенно формируют пригодность, которая может найти применение в одной или нескольких профессиях.
К.М. Гуревич под психологической пригодностью к профессии предлагает понимать свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и по степени удовлетворенности человека своим трудом. Именно эти характеристики и позволяют подойти к исследованию психологической основы изучаемой проблемы2.
Наиболее диагностичным с психологической точки зрения, по мнению большинства авторов, является первый психологический фактор - успешность овладения профессией, который находится в прямой связи с задатками и способностями человека. Подобный подход к планированию и содержанию психологической составляющей профессионального отбора является наиболее обоснованным и представлен многочисленными теоретическими разработками в этой области.
С.Н. Тихомиров, рассматривая психологические особенности профессионального мышления оперативных аппаратов милиции, полагает, что среди личностных особенностей человека, к которым он относит интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества, первые из перечисленного списка по праву могут считаться основными показателями годности к профессиональной деятельности оперативного сотрудника, поскольку основным предметом деятельности сотрудников оперативных аппаратов, по его мнению, является познание обстоятельств, связанных с осмыслением, подготовкой и совершением преступлений. При этом он выделяет несколько видов операционально-познавательных аспектов возможных ситуаций. Он полагает, что все ситуации, по своей природе могут быть алгоритмическими (требующими заранее определенных способов расследования преступлений) и проблемными (требующими эвристической деятельности в ситуации неопределенности). Вторые и составляют важнейшую основу деятельности оперативных сотрудников3.
В.М. Богданов также определяет деятельность работников уголовного розыска по раскрытию преступлений как сложный и динамический процесс, включающий в себя целую систему в первую очередь различных поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно с помощью специальных средств и специальными методами, требующих задействованности интеллектуального
* Адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан внутренней службы.
233
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
потенциала, в условиях экстремальности и стрессогенности, т.е. также рассматривает ее с точки зрения групп задач, которые приходится решать сотруднику оперативных подразделений4.
Поисковая функция как основа оперативной деятельности, требующая включенности основных способностей человека, рассматривается в ряде работ по уголовному праву и криминологии таких авторов, как А.В. Шахматов, В.П. Федоров, В.Ю. Голубовский, П.Е. Спиридонов и др. Наиболее полной можно считать работу А.В. Шахматова. В ней дается четкая квалификационная характеристика сотрудника оперативного подразделения, включающая в себя весь перечень специальных знаний и умений, которыми необходимо владеть представителю изучаемой службы5.
Следующее направление исследований представлено разработкой проблем эмоциональных состояний и адаптационного потенциала личности в различных военных структурах, в т.ч. в системе МВД. Проблема адаптационного потенциала и удовлетворенности деятельностью частично перекликается с уже рассмотренной проблемой. В основу данного подхода легло представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Авторы полагают, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий: функционального состояния, социального опыта, жизненной установки человека. Однако они выделяет ряд психологических характеристик, которые, по их мнению, отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех процесса адаптации в различных условиях деятельности - это поведенческая саморегуляция, коммуникативные качества индивида и степень ориентации на общепринятые нормы.
Особый интерес представляют исследования психофизиологического аспекта профессионального отбора к сфере военных специальностей. Смысл психофизиологического отбора как раз и заключался в том, чтобы перед началом обучения или назначением на должность, характеризующуюся определенными профессиональными требованиями, в короткие сроки прогнозировать возможности кандидата, его способности к обучению и, в конечном итоге, его эффективность как специалиста в последующей профессиональной деятельности6.
В системе МВД данные исследования точечно проводились такими авторами как В.Ю. Рыбников, Б.Г. Бовин, Н.И. Мягких, А.И. Адаев и др.
Большинство указанных авторов отмечали, что психофизиологические свойства человека могут количественно отражать профессионально важные качества субъекта и обладают для многих профессий достаточно высокой прогностичностью. В связи с этим в процессе психофизиологического отбора дается оценка как достаточно биологически устойчивых функций, так и функций, изменяющихся в процессе жизнедеятельности индивида. В первую очередь, данное утверждение относится к тем категориям специалистов, деятельность которых сопровождается высоким нервно-психическим напряжением, гиподинамией, нарушением естественного режима сна-бодрствования, повышенными требованиями к анализаторным системам, возможностью возникновения стрессовых ситуаций и т.д.7
Так, А.Г. Маклаков, рассматривая психофизиологические проблемы профессионального отбора с точки зрения «цены деятельности», полагал, что основной задачей работы любой психологической службы является сохранение здоровья сотрудников. При этом он рассматривает понятие «цены деятельности» как интегральный фактор, представляющий собой совокупность адаптационных и физиологических резервов организма. В своих исследованиях автор выявляет влияние типологических особенностей (особенностей темперамента) на стиль усвоения знаний и успешность обучения в вузе8.
По мнению Н.В. Макаренко, проблема психофизиологического отбора является составной частью профессионального отбора, сущность которого заключается в проведении обоснованных комплексных и последовательных мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям к обучению в установленные сроки и успешной профессиональной
^ ^ д
деятельности по той или иной специальности и, как правило, сводится к двум основным аспектам9:
- определению требований, предъявляемых человеку той или иной деятельностью;
- оценке уровня развития его способностей, лимитирующих эту деятельность.
По мнению того же автора, потребность в исследовании психофизиологического аспекта профессионального отбора обусловлена некоторой ограниченностью педагогических возможностей в развитии ряда психофизиологических характеристик человека, а также наличием определенного круга специальностей, которые предъявляют к работающему неадекватные для его организма требования. Недостаточное развитие необходимых для той или другой специальности психофизиологических качеств и способностей проявляется как профессиональная непригодность. Это в первую очередь относится к тем качествам, которые представляются достаточно устойчивыми в силу своей природной (генетической) обусловленности. В случае опоры на изменчивые психофизиологические качества человека диагноз и прогноз профессиональной пригодности сохраняли бы свое значение только в течение времени, необходимого для изменения оцениваемых характеристик.
В. Л. Васильев в своей работе пишет, что деятельность инспектора уголовного розыска протекает в условиях, которые нередко бывают экстремальными и отличается высокой эмоциональной напряженностью. Работа в уголовном розыске требует от человека большой личной
смелости, находчивости, хорошей образной памяти, умения быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня организованности, настойчивости и эмоциональной устойчивости10.
По данным Ю.А. Шаранова, нервная напряженность в рамках деятельности оперативных сотрудников уголовного розыска оценивается как максимальная по сравнению с другими подразделениями МВД. При этом напряженность в отношениях, как правило, проявляется как в сфере деятельности, так и во взаимоотношениях с окружающими и близкими людьми, а также руководством. Автор в своей работе выделяет несколько групп факторов, влияющих на динамику эмоциональных состояний сотрудников, а также общую степень удовлетворенности деятельностью. Среди максимально воздействующих на характер деятельности для сотрудников уголовного розыска оказались фактор «руководитель» и «свобода выбора». При этом в исследовании указываются и ряд положительных моментов, характеризующих психофизиологическое состояние исследуемых. Так, на характер удовлетворенности трудом, а также напряженность деятельности оперативных сотрудников положительно влияют свобода тактических действий, свобода дискуссии, практически отсутствие личностных конфликтов в изучаемых подразделениях. Автор подчеркивает, что в данном виде деятельности в большей мере, чем где-либо, важным является ее результат11.
Однако максимально характеризующим профессиональную деятельность оперативных сотрудников уголовного розыска является не столько понятие напряженности, сколько понятие риска. Следует выделить понятие «разумного» риска. При этом автор полагает, что воздержание от риска в ходе ОРД, как правило, может способствовать утере уже достигнутого результата.
В связи с подобного рода дифференциацией проблема психофизиологических измерений приобретает особую актуальность. Так, в любой профессиональной деятельности может быть вычленена и описана совокупность образующих ее заданий. Каждое задание может быть методически проанализировано с психофизиологической точки зрения с целью выделения требований, которые оно предъявляет к человеку. После этого, как правило, намечаются психофизиологические критерии, т.е. возникает возможность получить ответ на вопрос, какими функциями, процессами и качествами должно быть обеспечено выполнение деятельности субъектом.
Мы попытались очертить основные проблемы психофизологического и психологического отбора указанной группы сотрудников. Необходимо, однако, сказать, что в данной области осталась масса нерешенных проблем. Так, в большинстве существующих работ, посвященных данному направлению, практически не уделялось внимания соотнесению результатов по тестам с требованиями изучаемых профессий. Немаловажной является и проблема соизмеримости психологических и психофизиологических качеств индивида, а также адекватной интерпретации физиологических параметров. Эти и другие проблемы заслуживают дальнейшего изучения в процессе теоретических и эмпирических исследований в области проблем профессионально-психологического отбора.
Для реализации поставленных задач проводилось комплексное исследование, которое включало изучение психологических особенностей профессиональной деятельности оперативных сотрудников уголовного розыска УВД по Калининградской области (115 сотрудников) и Западного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ (14 сотрудников), и психодиагностическое обследование вышеуказанных специалистов с последующей оценкой успешности их профессиональной деятельности. Определение средств профессионального психологического отбора специалистов уголовного розыска проводилось в пять этапов.
На первом этапе, применительно к целям и задачам настоящего исследования, был проведен выбор основных направлений анализа и обобщения литературных данных по современному состоянию проблемы профессионального психологического отбора специалистов уголовного розыска и на основании этого сформулированы направления собственного исследования.
На втором этапе были обоснованы профессиональные требования к специалистам уголовного розыска и определены профессионально важные психологические качества (ПВК), необходимые для успешной служебно-профессиональной деятельности по данной специальности.
На третьем этапе было проведено исследование, включавшее психологический анализ деятельности сотрудников уголовного розыска МВД РФ с использованием метода экспертных оценок, наблюдения, интервью, бесед, а также комплексное психологическое тестирование с использованием батареи психологических и психофизиологических тестов.
На четвертом этапе, используя методы математической статистики, проводилась экспериментальная проверка прогностической валидности психодиагностических методик путем сравнения успешности служебно-профессиональной деятельности сотрудников с результатами оценки их психологических качеств по каждой методике.
На пятом этапе был разработан алгоритм (решающее правило) оценки профпригодности сотрудников к службе в уголовном розыске МВД РФ и оценена его эффективность.
При проведении экспертной оценки в качестве экспертов выступали четыре сотрудника уголовного розыска. Экспертам предлагалось оценить указанного сотрудника уголовного розыска по следующим блокам критериев: 1) мотивация - интерес к профессиональным проблемам, работе; 2) ориентация на решение профессиональной задачи - умение своевременно и профессионально
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
разрешать профессиональные задачи; 3) продуктивность рабочего взаимодействия; 4) эффективность построения межличностных отношений в процессе работы; 5) оценка собственных сил (правильная оценка собственных сил и возможностей, уверенность в себе, адекватность самооценки); 6) профессиональная компетентность; 7) организованность; 8) работоспособность, стрессоустойчивость.
В каждом блоке было от трех до шести прямых и обратных утверждений, которые ранжировались экспертами по следующему принципу:
+3 Это качество сотрудника выражено у него в высокой степени
+2 Это качество характерно для него
+1 Скорее всего, это качество у него есть
-1 Скорее всего, ему свойственно противоположное качество
-2 Для него характерно противоположное качество
-3 Противоположное качество выражено у него в высокой степени
По результатам обработки полученных результатов были выделены три группы сотрудников: «успешных» в количестве 54 человек со средним возрастом 29,5 лет и средним сроком службы 7,6 лет, «средней успешности» в количестве 39 человек со средним возрастом 26,5 лет и средним сроком службы 6,7 лет, «с низким уровнем успешности» сотрудников в количестве 39 человек (средний возраст 27,5 лет, средний срок службы 5,6 лет). Таким образом, большинство сотрудников относятся к высокому и среднему уровню успешности, что говорит о том, что существующая система профессионального психологического отбора в МВД Росси выполняет свои задачи. Детальное исследование конкретных качеств личности определяющее успешность профессиональной деятельности оперативных сотрудников уголовного розыска требует дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. Лекция. - Омск: Изд-во Омской высшей школы милиции МВД СССР, 1984. - 32 с.
2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.
- М.: Наука, 1970. - 272 с.
3. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд /отв. ред. Серков Ф.Н. АН УССР Институт физиологии им. А.А.Богомольца. - Киев: Наукова думка, 1991. - 216 с.
4. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов /Сост. В.С.Новиков, А.А. Бочен-ков, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин. - СПб.: ВМедА, 1997. - 255 с.
5. Психофизиологические основы профессионального отбора и профессиональной ориентации: Тематический сборник научных трудов / Всесоюзный центр научных исследований, институт охраны труда / Науч. ред. А.В.Васильева. - М.: ВЦНИИ охраны труда, 1976. - 98 с.
6. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля: Монография.
- СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 205 с.
7. Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов милиции. Лекция. - М.: МЮИ МВД России, 1997. - 27 с.
8. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности ОВД (теория и методология управления развитием). Автореф. дис. ... докт псих. наук. - СПб., 2000.
9. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретикоправовое исследование российского опыта: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005.
1 См.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
2 См. там же.
3 См.: Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов милиции: Лекция. М., 1997.
4 См.: Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска: Лекция. Омск, 1984.
5 См.: Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование российского опыта): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2005.
6 См.: Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд Киев, 1991.
7 См.: Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервнопсихических состояний специалистов экстремального профиля: Монография. СПб., 2000.
8 См.: Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов / Сост. В.С.Новиков, А.А.Боченков, А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин. СПб., 1997.
9 См. там же.
10 См.: Психофизиологические основы профессионального отбора и профессиональной ориентации: Тематический сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Васильева. М., 1976.
11 См.: Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности ОВД (теория и методология управления развитием): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2000.