Научная статья на тему 'Зависимость качества инновационной деятельности от использования налоговых инструментов'

Зависимость качества инновационной деятельности от использования налоговых инструментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE TAXATION OF INNOVATIVE ACTIVITY / TAX TOOLS / TAX REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беланенко Дмитрий Михайлович

В статье раскрываются и оцениваются существующие налоговые инструменты регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, такие как уменьшение налоговой базы, инвестиционный налоговый кредит, отсрочка и рассрочка по уплате налога, освобождение от уплаты налога на имущество, льготы по НДС, изъя-тие из налогообложения части объекта налога. Проведен анкетный опрос одиннадцати промышленных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью с целью определения степени использования ими налоговых льгот инновационной деятельно-сти. Раскрыт и прокомментирован порядок налогообложения элементов инновационно-го цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article existing tax tools of regulation of innovative activity in the Russian Federa-tion, such as reduction of tax base, the investment tax credit, a delay and instalments on tax payment, clearing of payment of the tax to property, privileges on the NDS, withdrawal from the taxation of a part of a taxable object reveal and estimated. Questionnaire of eleven indus-trial enterprises, engaged in innovative activity for the purpose of definition of degree of use of tax privileges of innovative activity is spent by them. It is opened and comment an order of the taxation of elements of an innovative cycle.

Текст научной работы на тему «Зависимость качества инновационной деятельности от использования налоговых инструментов»

Д.М. Беланенко

ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Аннотация

В статье раскрываются и оцениваются существующие налоговые инструменты регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, такие как уменьшение налоговой базы, инвестиционный налоговый кредит, отсрочка и рассрочка по уплате налога, освобождение от уплаты налога на имущество, льготы по НДС, изъятие из налогообложения части объекта налога. Проведен анкетный опрос одиннадцати промышленных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью с целью

2010 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

определения степени использования ими налоговых льгот инновационной деятельности. Раскрыт и прокомментирован порядок налогообложения элементов инновационного цикла.

Annotation

In article existing tax tools of regulation of innovative activity in the Russian Federation, such as reduction of tax base, the investment tax credit, a delay and instalments on tax payment, clearing of payment of the tax to property, privileges on the NDS, withdrawal from the taxation of a part of a taxable object reveal and estimated. Questionnaire of eleven industrial enterprises, engaged in innovative activity for the purpose of definition of degree of use of tax privileges of innovative activity is spent by them. It is opened and comment an order of the taxation of elements of an innovative cycle.

Ключевые слова

Налогообложение инновационной деятельности, налоговые инструменты, налоговое регулирование инновационной деятельности.

Keywords

The taxation of innovative activity, tax tools, tax regulation of innovative activity.

Инновационная деятельность является важным средством ускорения темпов экономического развития страны. В научно-технической сфере в России имеются значительные научные и технологические достижения, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. Тем не менее Россия отстает по показателям развития инновационной деятельности зарубежных стран. Существенными факторами сдерживания ускорения инновационных процессов остаются проблемы организаций: ограниченные собственные ресурсы и заемные средства. Величина осуществляемых государством прямых инвестиций существенно отстает от потребностей наукоемких отраслей экономики.

Существующие проблемы в инновационной сфере России в определенной мере могут быть решены путем государственного стимулирования инновационной деятельности организаций, в том числе посредством налоговых инструментов. Экономическая выгода, получаемая налогоплательщиком в связи со льготными условиями налогообложения, может служить важнейшим дополни-

тельным источником финансирования инновационной деятельности организаций.

В данной статье ставится цель анализа и оценки качества функционирования налоговых инструментов инновационной деятельности в Российской Федерации.

Взяв за базу Налоговый кодекс РФ, автор определил налоговые инструменты, которые потенциально могут быть использованы для стимулирования инновационной деятельности налогоплательщиками: инвестиционный налоговый кредит, освобождение от уплаты налогов, изъятие из налогообложения части объекта налога, отсрочку или рассрочку по уплате налога, уменьшение налоговой базы.

При предоставлении инвестиционного налогового кредита организация получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по регио-

нальным и местным налогам, а из федеральных - лишь по налогу на прибыль организаций.

Освобождением от уплаты налогов могут быть наделены организации, перешедшие на специальные налоговые режимы, и организации, занимающиеся инновационной деятельностью (освобождение от уплаты налога на имущества в виде налоговой льготы).

Как следует из НК РФ, отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставляется на срок не более одного года.

Отсрочка (рассрочка) может

быть предоставлена по одному или нескольким налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; угрозы бан-

кротства в случае единовременной уплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; сезонного характера производства и (или) реализации товаров, работ, услуг; основания установленные гл. 30 Таможенного кодекса РФ.

С целью определения степени использования инновационными предприятиями указанных льгот автором был проведен анкетный опрос специалистов управленческого звена 11 промышленных предприятий Ростовской области и Краснодарского края.

Результаты анкетирования (табл. 1) позволяют сделать вывод о крайне недостаточном использовании установленных в законодательном порядке налоговых льгот по стимулированию инновационной деятельности.

Таблица 1. Анкета опроса руководящего состава инновационно - активных

организаций (в % от числа опрошенных)

Виды налоговых льгот по ИД Степень использования налоговых льгот по ИД (в %) О льготе не знают (в %)

1. Уменьшение налоговой базы (равномерное включение расходов на НИОКР в состав затрат) 80

2. Освобождение от уплаты налога на имущество 70 30

3.Изъятие из налогообложения части объекта налога 100

4. Отсрочка и рассрочка по уплате налога 70 -

5. Инвестиционный налоговый кредит - 60

В недостаточной степени применение льготы № 1 (по налогу на прибыль организаций), раскрываемой в статье 262 НК РФ, обусловлено ее новизной и недостаточной квалификацией

финансистов и бухгалтеров организаций.

Наихудшая ситуация наблюдается с инвестиционным налоговым кредитом, который не только не использует-

ся, но о его существовании почти не знают специалисты. Между тем именно инвестиционный налоговый кредит считают наиболее перспективным для налогового стимулирования инновационной деятельности.

Хотелось бы отметить исследования В.Г. Панскова6 в области инвестиционного налогового кредита, который отмечает, что за последние 10 лет не выдано ни одного инвестиционного налогового кредита по федеральным налогам. Некоторые весьма незначительные суммы (около 0,2 млрд. руб.) были выданы по региональным налогам. Несмотря на это, анализом причин такой ситуации никто не занимается. По крайней мере, реальные шаги по восстановлению указанного механизма налогового стимулирования не предпринимаются.

Что касается льготы по НДС, то в НК РФ раскрываются льготы по операциям, осуществляемым организацией при НИОКР, а также раскрываются операции, освобождающие от налогообложения по реализации НИОКР.

Льготы по налогу на имущество организаций адресованы узкому кругу налогоплательщиков предприятий,

осуществляющих НИОКР, то есть тем из них, которые выполняют НИОКР по госзаказам на бюджетные средства.

Основная часть рассмотренных льгот адресована резидентам особых экономических зон.

При рассмотрении влияния налога на прибыль организаций, осуществляющих инновационную деятельность, хотелось бы отметить, что в настоящее время расходы, понесенные организациями на научно- исследовательские и опытно- конструкторские разработки,

6 Пансков В.Г. О налоговой политике в контексте

становления инновационной модели развития российской экономики // Налоговая политика и практика, №6 июнь 2008

учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ. Под расходами на НИОКР подразумеваются затраты:

- на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы, на изобретательство;

- формирование российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научнотехнической политике".

Не относятся к затратам на НИОКР расходы на создание нематериальных активов и подготовку и освоение новых производств, цехов, агрегатов (такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией), а также затраты исполнителя, выполняющего НИОКР по заказу другой организации

Положительной можно признать динамику налогового законадательства в части норм, регулирующих порядок отнесения затрат на НИОКР, которые не дали положительного результата. Речь идет о расходах, которые изначально были направлены на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), но в итоге поставленные цели не были достигнуты.

В настоящее время функционируют «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» , в соответствии с которыми основным стимулом для инновацио-но активных организаций явился сни-

7 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года)

жение ставки налога на прибыль с 1 января 2009 года с 24 % до 20%. Был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организаций на научные исследования и (или) опытно- конструкторские разработки. С 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки.

Хотелось бы отметить, что создание и использование инноваций проходят определенный цикл, включающий разные этапы - от идеи до коммерциализации новшества. Проф. А.Н. Оголе-вой 8 инновационная деятельность представлена как цикл следующим образом:

Рассмотренный ранее порядок налогообложения некоторых элементов инновационной деятельности не учитывает системного характера инновационной деятельности. В действующем налоговом законодательстве льготы по инновационной деятельности предоставляются по некоторым налогам только при осуществлении затрат, связанных с производственным этапом инновационной деятельности (НИОКР) и реализацией результатов НИОКР. В то время как полный инновационный цикл включает в себя такие этапы, как: фундаментальные исследования, освоение производства, массовое производство. В частности, действующим налоговым законодательством определен порядок учета затрат на НИОКР при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, который отличен для работ, давших положительный результат, и для работ, не давших положительного результата.

Анализ действующей практики налогового стимулирования инновационной деятельности, позволяет сказать о

8Инновационный менеджмент: Учебное пособие

/ Под ред. Д.Э.Н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003

недостаточности налогового стимулирования инновационной деятельности и об использовании в недостаточной мере существующих налоговых льгот. Такое можно объяснить двумя обстоятельствами: либо не разработанностью в методическом плане данных налоговых механизмов, либо нежеланием или неготовностью Минфина инициировать этот вопрос в настоящее время из-за слабости (другой направленности) финансовой политики государства.

Первый аргумент не подходит, поскольку, существует широкий международный опыт государственного регулирования косвенными налоговыми методами.

Второй аргумент, то есть объяснение отсутствия в законодательстве раздела по налоговому стимулированию инновационной деятельности, кажется более убедительным и реальным. Кстати, он связан с сегодняшней недостаточностью базовых условий для «запуска» механизма налогового стимулирования инновационной деятельности.

В настоящее время реализуется политика, сформулированная в правительственном документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу» . Исходя из содержания документа в 2010 году должно быть:

1) завершено формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научнотехнического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики;

®Письмо Президента РФ от 30.03.2002 N Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу"

Рис. 1. Инновационный цикл

2) обеспечено устойчивое положение позиции Российской Федерации в сфере науки и высоких технологий;

Анализируя сегодняшнюю реальность, можно с уверенностью сказать о невыполнении данного письма.

В одобренном Правительством документе «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год»10 определяют меры, которые планируются предпринять для поддержки, ожив-

10Одобрено на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 г. « 42) «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год»

ления экономики, обеспечения устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде. В рассматриваемом документе предусмотрены меры, направленные на поддержку ИД предприятий в области налогообложения, такие, как: установление льготного переходного периода по росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных категорий инновационных предприятий, расширение льготного (1,5- кратное списание расходов) перечня НИОКР, предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельных категорий предприятий инновационной направленно-

сти, установление сроков амортизации для нематериальных активов.

Можно констатировать тот факт, что данные направления в области налогообложения еще выполнены не были.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что базовые условия формирования и реализации системы налогового стимулирования инновационной деятельности в недостаточной степени созданы в том виде, в каком их необходимо иметь в целях устойчивого развития экономики. Можно также признать неэффективной действующую практику налогового стимулирования инновационной деятельности, базовые условия для реализации которого в стране не сформировались.

Выходом из сложившейся ситуации должна стать ускоренная разработка и внедрение научно обоснованных методов налогового регулирования и стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Необходимо предложить инструменты и механизмы такого стимулирования с оценкой их экономической эффективности по итогам экспериментальной проверки на инновационных фирмах.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. и часть вторая от 5 августа 2000 г.;

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике»;

4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, / перераб. И доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 - 511 с.;

5. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учебник / И. И. Бабленкова, Л. С. Кирина, Г. Н. Карпова, Н.А. Горохова; науч. ред. И.И.

Бабленкова. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009 -351 с.;

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Д.Э.Н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003;

7. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие / Под ред. В.М. Аньши-на, А.А. Дагаева. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2006 - 584 с.;

8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. / под редакцией А. М. Муха-медьярова 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008 - 176 с.;

9. В.Г. Пансков «О налоговой политике в контексте становления инновационной модели развития российской экономики // Налоговая политика и практика № 6, июнь 2008 г.;

10. В.В. Петрунин «Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения» // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет № 3, март 2008 г.;

11. О.В. Савина «Анализ действующей практики налогового стимулирования инновационной деятельности и базовых условий его реализации» // Финансы и кредит № 11, 2003 г.;

12. Россия в цифрах 2009. Крат. Стат. Сборник / Росстат - М., 2009 -512 с.

Bibliographic list

1. The tax code of the Russian Federation a part the first from July, 31st, 1998 and a part the second from August, 5th, 2000;

2. The federal law from July, 22nd, 2005 № 116-FZ «About special economic zones in the Russian Federation»;

3. The federal law from August, 23rd, 1996 № 127-FZ «About a science and the state scientifically - technical policy»;

4. Taxes and the taxation: the textbook for students of high schools, / the reslave. And доп. - М: it JUNITI-IS given, 2008 - 511 р.;

5. Forecasting and planning in the taxation: the Textbook / I.I.Bablenkova, h.p. of Kirina, G.N.Karpova, N.A.Gorokhov; науч. ред. I.I.Bablenkova. - М: Joint-Stock Company "Publishing house" Economy », 2009-351 р.;

6. Innovative management: the Manual / Under the editorship of Д.Э.Н., prof. L.N.Ogolevoj. - М: INFRA TH, 2003;

7. Innovative management: Concepts, multilevel strategy and mechanisms of innovative development: Studies. The grant / Under the editorship of V.M.Anshina, A.A.Dagaeva. - 2 изд., the reslave., доп. -М: Business, 2006 - 584 р.;

8. Innovative management: Studies. The grant. / under edition And. M.Muhamedjarov - 2 изд. - М: INFRA TH, 2008 - 176 р.;

9. V.G.Panskov «About a tax policy in a context of formation of innovative model of development of the Russian econ-omy//the Tax policy and practice № 6, June, 2008;

10. V.V. Petrunin «Innovative activity in free economic zones and technoparks: features of the taxation»//the Financial bulletin: the finance, taxes, insurance, book keeping № 3, March, 2008;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. O.V.Savin «the Analysis of operating practice of tax stimulation of innovative activity and base conditions of its realisa-tion»//the Finance and the credit № 11, 2003;

12. Russia in figures 2009. Крат. Стат. The collection / Rosstat - М, 2009-512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.