РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 336.22
Всеволод Владимирович Ермаков
аспирант кафедры Налогов и налогообложения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. 8 (495) 442-72-98, Эл. почта: V.Ermakov@edaslawfirm.ru
Налогообложение предприятий, разрабатывающих инновационные технологии, осуществляется в соответствии с обычными или специальными режимами налогообложения. Фактически, использование указанных режимов подразумевает совмещение обычного режима со специальными и замену основных налогов единым налогом. Предлагается включить в текст Налогового кодекса РФ (НК РФ) главу, устанавливающую еще один специальный режим налогообложения для инновационных предприятий.
Ключевые слова: налог, налоговое бремя, инновационная деятельность, инновации.
Vsevolod Ermakov
Post-graduate student, the Department of Taxes and Taxation
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: 8 (495) 442-72-98, E-mail: V.Ermakov@edaslawfirm.ru
TAX ENVIRONMENT OF INNIVATIVE ACTIVITY
Taxation of enterprises which develop the innovative technologies is carried out in accordance with the ordinary or special tax environments. Actually, the usage of these tax environments means their combination and replacement of major taxes by unified taxes. The author submits to include in the Tax Code of Russian Federation the chapter, which will establish new special tax environment for innovative companies.
Keywords: tax, tax burden, innovative activity, innovations.
1. Введение
Налогообложение предприятий, разрабатывающих инновационные технологии, осуществляется в соответствии с обычными или специальными режимами налогообложения.
Обычный режим налогообложения подразумевает уплату налогов, сборов, взносов перечисленных в таблице 1.
Таблица 1. Обычный режим налогообложения инновационной
деятельности
Наименование Ставка Направление платежа
Федеральные налоги
Налог на прибыль организаций 0%,9%, 10%, 15 %,20 % Федеральный бюджет
20% Федеральный бюджет(20/о) , бюджет субъекта РФ(18%)
Налог на добавленную стоимость 0%,10%, 18% 10/110, 18/118 15,25% Федеральный бюджет
Акцизы Твердые ставки Федеральные, региональные и местные бюджеты.
Налог на доходы физических лиц (налоговый агент) 9 %,13%,15% ,30%, 3 5% Региональный и местный бюджеты
Водный налог Твердые ставки Федеральный бюджет
Федеральные сборы
Государственная пошлина Твердые ставки Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет
Взносы во внебюджетные фонды
Взнос на обязательное пенсионное страхование 20% Пенсионный фонд РФ
Взнос на обязательное социальное страхование 2,9% Фонд социального страхования РФ
Взносы на обязательное медицинское страхование 1,1% Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
2% Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Региональные налоги
Налог на имущество организаций Не более 2,2% Бюджет субъекта РФ
Транспортный налог Твердые ставки Бюджет субъекта РФ
Местные налоги
Земельный налог Не более 1,5 % Местный бюджет
Помимо обычного режима налогообложения, возможно применения двух специальных режимов для небольших предприятий: единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД и упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Фактически, использование указанных режимов подразумевает совмещение обычного режима со специальными и замену основных налогов единым налогом (таблица 2).
Как видно из таблицы 2 ЕНВД и УСН во многом похожи: после перехода на эти специальные режимы земельный и транспортный налог продолжают уплачиваться, как и прежде. Дополнительно уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 14% в 2010 г. (пп.2, п.2, ст.57 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212"ФЗ).
Помимо выполнения обязанностей плательщика налогов, инновационные
предприятия выступают агентами в налоговых отношениях (налоговыми агентами) по налогу на доходы физических лиц, НДС и налогу на прибыль организаций.
С 2009 года российское налоговое законодательство стало активно меняться в пользу предприятий, разрабатывающих инновационные технологии.
С 1 января 2009 г. при исчислении налога на прибыль затраты на некоторые исследования и разработки разрешили включать в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. Эта мера была принята в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».
В перечень таких исследований и разработок, в частности, вошли инновации в следующих областях:
- биоинформация;
- биокатализ;
- биосинтез и биосенсорика;
- создание лекарственных средств;
- нанотехнологии и наноматериалы;
- атомная энергетика;
- биоинженерия;
- водородная энергетика;
- мехатроника и микросистемная техника;
- новые и возобновляемые источники энергии;
- обработка, хранение, передача и защита информации;
- переработка и утилизация техногенных образований и отходов;
- программное обеспечение;
- топливо и энергия из органического сырья;
- распределенные вычисления и системы;
- снижение риска и уменьшение последствий катастроф;
- биосовместимые материалы;
- интеллектуальные системы навигации и управления;
- композиционные, керамические, кристаллические материалы, полимеры и эластомеры;
- новые виды транспортных систем;
- мембраны и каталитические системы;
- ракетно-космическая, авиацион-
Таблица 2. Сравнительная характеристика обычного режима налогообложения со специальными режимами
Обычный режим налогообложения УСН/ ЕНВД
Федеральные налоги
Налог на прибыль организаций Единый налог
Налог на добавленную стоимость
Налог на доходы физических лиц Налог на доходы физических лиц
(налоговый агент) (налоговый агент)
Водный налог Водный налог
Федеральные сборы
Государственная пошлина Государственная пошлина
Взносы во внебюджетные фонды
Взнос на обязательное Взнос на обязательное
пенсионное страхование пенсионное страхование (14%)
Взнос на обязательное социальное Не уплачивается
страхование
Взносы на обязательное медицинское Не уплачиваются
страхование
Региональные налоги
Налог на имущество организаций Единый налог
Транспортный налог Транспортный налог
Местные налоги
Земельный налог Земельный налог
ная и морская техника нового поколения;
- электронная компонентная база;
- экологически безопасная разработка месторождений и добычи полезных ископаемых.
С 2010 года организации, занимающиеся инновационной деятельностью, получили дополнительные налоговые привилегии.
В соответствии с поправками в ст. 149 НК РФ освобождены от НДС реализация на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Дополнен перечень операций, которые не подлежат обложению НДС - это предусмотрено изменениями в уже упомянутую выше ст. 149 НК РФ.
В список таких операций включается выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новых или к усовершенствованию уже производимых продукции и технологий. При этом в состав таких работ должны включаться следующие виды деятельности:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий;
- создание опытных, т.е. не имеющих
сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
В главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» сделаны следующие изменения:
1. Разрешено формирование фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, средства которых не учитываются при определении налоговой базы, если получены в рамках целевого финансирования. Перечень таких фондов утверждает Правительство.
2. С 2008 года для амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3.
3. Расходы на НИОКР в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, учитываются для целей налогообложения в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Раньше этот норматив составлял 0,5%.
Наконец, что касается дополнительных налоговых льгот, которые предус-
мотрены для налогоплательщиков, применяющих УСН.
Организациям, применяющим УСН, разрешено учитывать следующие расходы:
- на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
- на патентование или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
- на научные исследования или опытно-конструкторские разработки.
2. Анализ налоговой нагрузки
Меры, предлагаемые Президентом РФ и Правительством РФ по стимулированию инновационного малого предпринимательства, хотя и являются необходимыми, но все еще недостаточными для того, чтобы в этом отношении «догнать и перегнать» развитые страны. Предлагается включить в текст Налогового кодекса РФ (НК РФ) главу, устанавливающую еще один специальный режим налогообложения для инновационных предприятий. Этот режим налогообложения будет способствовать успешному развитию инновационного малого предпринимательства, особенно на самых начальных стадиях.
В последнее время декларируется необходимость организации стимулов для развития малого бизнеса, например, создание бизнес-инкубаторов, режим «одного окна» при рассмотрении вопросов, возникающих у предпринимателей, и главный стимул - налоговые льготы.
В настоящее время существует несколько видов налоговых льгот для данной категории хозяйствующих субъектов. Это специальные налоговые режимы, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) на основании ст. 145 НК РФ.
Однако на практике данные льготы фактически облегчают положение лишь предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются научно-исследовательскими и инженерно-конструктор-
скими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними [1].
Проанализируем налоговую нагрузку предприятий, занимающихся разработкой и реализацией инновационных продуктов.
Цепочка юридических лиц, в конце которой находится предприятие, реализующее конечную продукцию физическим лицам с целью непроизводственного потребления, может быть весьма длинной.
Рассмотрим на математической модели последние три звена такой цепочки, состоящие из трех предприятий «А», «В» и «С». В этой цепочке предприятие «А» поставляет свою продукцию предприятию «В», а предприятие «В» является поставщиком для предприятия «С». Предприятие «С» реализует продукцию населению.
Оценим вклад каждого предприятия по отдельности и суммарный вклад всех трех организаций в бюджет при различных налоговых режимах для каждого из этих юридических лиц.
Предположим, предприятие «А» заплатило своим поставщикам (за материалы, электроэнергию, коммунальные услуги и т.д.) 236 000 руб. (в том числе входной НДС в сумме 36 000 руб.).
Предприятие «А» изготовило и поставило свою продукцию предприятию «В» за 354 000 руб. (в том числе входной НДС в сумме 54 000 руб.).
Предприятие «В» из продукции, закупленной у предприятия «А», изготовило конечную продукцию и поставило ее предприятию розничной торговли «С» за 472 000 руб. (в том числе входной НДС в сумме 72 000 руб.).
Предприятие «С» реализовало эту продукцию физическим лицам за 590 000 руб.
Пример 1. Все предприятия - плательщики НДС.
Предположим, все три предприятия являются плательщиками НДС и используют общую систему налогообложения. Пусть каждое из них выпускает продукцию, которая облагается НДС по ставке 18%.
В соответствии с условиями примера у каждого из предприятий сумма НДС в выставленных счетах-фактурах на 18 000 руб. превышает входной НДС. Значит, бюджет получит по 18 000 руб. от каждого из этих трех предприятий в качестве НДС. Заметим, что каждое из предприятий создало добавленную стоимость на сумму в 118 000 руб., опре-
деляемую как разность между выручкой, полученной от реализации своей продукции, и выплатами внешним организациям в связи с производством этой продукции.
Пусть фонд заработной платы, приходящийся на выпущенную продукцию, составляет по 50 000 руб. для каждого предприятия. Тогда взносы в Пенсионный фонд РФ, фонды социального и обязательного медицинского страхования (согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ с января 2011 г. в общей сумме 34%) составят по 17 000 руб. для каждого из предприятий.
Прибыль каждого из предприятий будет равна 33 000 руб. [118 000 (добавленная стоимость) - 18 000 (НДС) - 50 000 (заработная плата) - 17 000 (страховые взносы)]. Налог на прибыль (ст. 284 НК РФ) будет равен 6600 руб. (20% х 33 000).
Сумма налогов и страховых взносов, уплаченных каждым предприятием, будет равна 41 600 руб. [18 000 (НДС) + 17 000 (страховые взносы) + 6600 (налог на прибыль)]. Всего поступления в бюджет и внебюджетные фонды от всех трех предприятий составят 124 800 руб. (41 600 х 3).
Пример 2. Последнее предприятие цепочки - на «упрощенке».
Рассмотрим теперь случай, когда предприятие «С» применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивает единый налог, равный 15% от доходов за минусом расходов.
Доход предприятия «С» равен 590 000 руб. Расходы в отсутствие НДС будут включать только 472 000 руб. в качестве оплаты поставщику и 50 000 руб. в качестве заработной платы. Налоговая база составит 68 000 руб. (590 000 - 472 000 - 50 000). А единый налог при УСН будет равен 10 200 руб. (68 000 х 15%).
Взносы в Пенсионный фонд РФ будут компенсироваться уменьшением единого налога, поэтому в данном случае их не учитываем.
Вклад в бюджет и внебюджетные фонды от предприятий «А» и «В» останется тем же самым (по 41 600 руб.), а от предприятия «С» составит 10 200 руб., т.е. на 31 400 руб. меньше, чем в случае, когда предприятие «С» находилось на общем режиме налогообложения.
Таким образом, льгота предприятию, находящемуся на УСН, предоставляется государством и равна в данном случае 31 400 руб.
Пример 3. Предпоследнее предприятие цепочки - на «упрощенке».
На первый взгляд разница в налоговых последствиях не зависит от того, в конце или в середине цепочки находится налогоплательщик, применяющий УСН. Как показано выше, предприятию «А», находящемуся на общей системе налогообложения, придется уплатить налогов и страховых взносов в сумме 41 600 руб. Предприятию же «В», находящемуся на УСН, - 10 200 руб.
Однако, так как УСН применяет предприятие «В», то изменятся налоговые последствия для следующего звена цепочки - предприятия «С». Оно не сможет возместить входной НДС в сумме 72 000 руб. в составе продукции, закупленной у организации «В» на сумму 472 000 руб.
Поэтому предприятие «С», реализовав товары на сумму 590 000 руб., будет вынуждено перечислить в бюджет в качестве НДС не 18 000 руб., а 90 000 руб., т.е. на 72 000 руб. больше, чем в случае, когда предприятие «В» являлось плательщиком НДС. Рассмотрим, из чего складывается эта сумма. Предприятие «С» платит 18 000 руб. с созданной им добавленной стоимости, а также 18 000 руб. с добавленной стоимости, созданной предприятием «В». Но, кроме того, предприятие «С» повторно перечислит в бюджет НДС в сумме 54 000 руб., которые уже заплатили предприятие «А» (18 000 руб.) и его поставщики (36 000 руб.).
Всего предприятие «С» будет вынуждено уплатить 107 000 руб. [90 000 руб. (НДС) + 17 000 руб. (страховые взносы)]. Налог на прибыль предприятие «С» в данном случае не уплачивает, так как предприятие «С» становится убыточным. Его убыток будет равен 39 000 руб. [590 000 (доход) - 472 000 (выплаты внешним организациям) - 90 000 (НДС) - 50 000 (заработная плата) - 17 000 (страховые взносы)].
Общая сумма налогов и взносов, уплаченных всеми тремя организациями, будет равна 158 800 руб. (41 600 + 10 200 + 107 000). Это на 34 000 руб. больше, чем в случае, когда все три предприятия находились на общем режиме налогообложения, но такое увеличение налоговых поступлений является разовым, так как будет иметь следствием банкротство предприятия «С», которое не может из года в год оставаться убыточным.
Такая ситуация складывается во всех случаях, когда УСН используют не предприятия розничной торговли (являющиеся последним звеном цепочек пред-
приятий), а промышленные или научные предприятия, находящиеся где-то в середине цепочки предприятий. Получается, что налогоплательщикам, применяющим УСН, в случае, когда они не являются предприятиями розничной торговли, льгота предоставляется не за счет государства, а за счет предприятий - плательщиков НДС, являющихся покупателями их продукции (заказчиками работ, потребителями услуг).
Кроме того, эти покупатели «наказываются» повторной уплатой НДС, уже уплаченного предприятиями -предшествующими звеньями цепочки. Предприятие - покупатель продукции субъекта малого предпринимательства далеко не всегда имеет возможность также перейти на УСН и вынуждено оставаться плательщиком НДС и нести бремя повторной уплаты НДС с добавленной стоимости, созданной всеми предприятиями, являющимися предшествующими звеньями цепочки.
В результате предприятия, являющиеся плательщиками НДС, не только не хотят, но и под угрозой банкротства не могут допустить, чтобы их поставщиками или исполнителями их заказов были организации, находящиеся на УСН.
С другой стороны, ученый или изобретатель, поставивший задачу внедрить свое изобретение в жизнь, не может сразу организовать производство продукции на основе своего изобретения в промышленных масштабах, а вынужден организовать малое предприятие для отладки, доводки опытных образцов до разумной кондиции. Потребителем результатов деятельности этого малого предприятия не могут быть физические лица, но должно быть предприятие, способное наладить массовый выпуск продукции на основе этого открытия или изобретения.
3. Проблемы и недостатки режимов налогообложения
Можно выделить следующие основные проблемы налогового законодательства, затрудняющие разработку и применения инновационных технологий.
Одной из важнейших задач, которые определило финансовое ведомство на ближайшие три года, является завершение реформирования амортизационной политики. Нормы амортизации, которые налогоплательщики используют сегодня, привязаны к старым подходам, к физическому сроку службы оборудования, а не к тому, как быстро оно
должно обновляться в условиях экономического прогресса. По мнению Минфина, необходимо провести группировку оборудования по функциональному признаку. Это позволит списывать оборудование не только по причине истечения срока его физической службы, но и по причине морального устаревания.
По мнению финансового ведомства, важный момент - сделать по-настоящему работающей льготу, предоставляющую право в увеличенном размере (с коэффициентом 1,5) принимать на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль затраты на НИОКР.
Финансовое ведомство предполагает сделать более совершенным механизм предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Вместо формального инструмента, который сегодня прописан в Налоговом кодексе, он превратится в реально действующий. Налогоплательщики, переживающие временные трудности с уплатой налогов, смогут получить отсрочку по их уплате. Такие отсрочки, по словам С.Д. Шаталова, будут предоставляться на разумный срок и не для того, чтобы «продлить агонию предприятий, которые не имеют шансов на выживание».
Кроме того, должен заработать еще один уже существующий механизм отсрочки уплаты налогов, предусмотренный Налоговым кодексом, - предоставление налогоплательщику инвестиционного налогового кредита. Предприятиям будет предоставлена возможность отложить уплату основных налогов на более длительные сроки в тех случаях, когда они осуществляют затраты на определенные цели. Прежде всего, на модернизацию, техническое перевооружение, экологию, создание рабочих мест для инвалидов и др. Финансовое ведомство считает, что полномочия по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита могут быть переданы в регионы. Возможно, такие решения будут принимать финансовые органы регионов или агентства, специально созданные для этого на региональном уровне. Роль же налоговой службы будет состоять в том, чтобы заключить соответствующий договор с налогоплательщиком о предоставлении инвестиционного налогового кредита и отследить, каким образом налогоплательщик выполняет свои налоговые обязательства.
По словам С.Д. Шаталова, предполагается ввести налоговые каникулы по
налогу на прибыль до 2020 г. для коммерческих и некоммерческих организаций здравоохранения и образования, освободить на три года от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование, создать благоприятные условия налогового администрирования для инновационной деятельности.
Директор Департамента инвестиционной политики и государственно-частного партнерства Минэкономразвития России С.Ю. Беляков подтвердил, что ведомство не может предложить формальные критерии инновационной деятельности, поскольку такие критерии установить практически невозможно. Взамен его ведомство выдвигает идею экспертной оценки «инноваторов» специальными экспертными советами. Данные экспертные советы могут работать при налоговой службе или существовать самостоятельно. Кроме идентификации инновационных компаний, они также могут осуществлять мониторинг их деятельности: в течение какого-то отчетного периода проверять отчеты компаний, контролировать, чтобы осуществляемая ими деятельность была действительно направлена на достижение результата с точки зрения инновационного продукта.
Многие предприниматели увидели в предложениях Министерства экономического развития и торговли возврат к практике предоставления индивидуальных льгот. При этом, по их мнению, в сложившейся ситуации подобная система предоставления льгот может быть вполне оправданна.
Основные направления налоговой политики Правительство планирует рассмотреть в ближайшие дни. Очевидно, что решение по идентификации инновационного процесса также будет принято в ближайшее время [2].
4. Заключение
В настоящее время необходимыми являются меры по налоговому стимулированию инновационного предпринимательства. Одним из наиболее востребованных направлений в развитии налогообложения названного сектора экономики является разработка специального налогового режима для организаций инновационного типа. В связи с чем необходимо разработать принципы предлагаемого налогового режима и его основные элементы. Налоговая политика России должна быть направлена на поддержку инновационной активности. Налоговая система России должна обеспечивать создание спроса и предложения, поддерживать инвести-
ции в инновационное развитие - важнейшее направление развития Российской экономики.
Литература
1. Машков С. А. Специальный режим налогообложения для инновационных предприятий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. N 3
2. Смолина О. Инновационным компаниям создадут благоприятный налоговый климат // «Российский налоговый курьер». 2010. N 9
3. Шувалова Е.Б., Самуйлов И.В. Применение НДС в области инновационной деятельности//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. N 4
References
1. Mashkov S.A. Special mode of the taxation for the innovative enterprises // The Financial bulletin: the finance, taxes, insurance, accounting. 2010. N 3
2. Smolina O. To the innovative companies will create a favorable tax climate / / «Ehe Russian tax courier». 2010. N 9
3. Shuvalova E.B., Samuylov I.V Vat application with respect to innovation activity// Ekonomika, statistika i informa-tika. Vestnik UMO. 2010. N 4