Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ОТ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ОТ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ИММУНОКОРРЕКТОР / IMMUNOCORRECTOR / ГЕМАТОЛОГИЯ / HEMATOLOGY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СЕЛЕН / SELENIUM

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Алтынова Н.В., Таланцева В.К., Никулина А.В., Колесникова О.Б.

Проведены 4 серии экспериментов в течение 1-4 учебных семестров с участием 60 студенток разных вузов на предмет выявления зависимости функциональных характеристик организма студентов от уровня психофизиологической адаптации к условиям обучения в вузе. В исследованиях оценивали показатели гематологической и биохимической картины крови, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Параллельно были проведены: анкетирование по методике Спилберга-Ханина, а также проанализирована аутохронометрическая точность человека. Экспериментально доказано, что студентки III группы, принимавшие «Селенес+» в комплексе с физической нагрузкой, превосходили параметры контрольных ровесниц по концентрации селена, активности антиоксидантной системы на 12-75,2% (P<0,01-0,001) и, как следствие, наоборот, уступали по скорости перекисного окисления липидов в сыворотке крови на 19,3% (P<0,05). Выявлено, что студенты 1-2 курсов в условиях назначения им селенсодержащего биопрепарата в течение, как теоретического обучения, так и экзаменационных сессий находились в состоянии менее выраженного напряжения сердечно-сосудистой системы, что обусловлено оптимизацией соотношения реакций свободно-радикального окисления и антиоксидантной системы организма. Аутохронометрическая точность преобладала у испытуемых III группы. Отмечены закономерные изменения антропометрического, гематологического, биохимического профилей, параметров функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов при адаптации к условиям обучения. Установлено, что вегетативный индекс Кердо студенток анализируемых групп существенно отличался в межсессионные периоды и непосредственно перед экзаменами. Таким образом, была научно обоснована и доказана эффективность иммунокоррегирующей терапии на начальных этапах обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Алтынова Н.В., Таланцева В.К., Никулина А.В., Колесникова О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDANCE OF ORGANISM FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF GIRL-STUDENTS OH THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION LEVEL TO CONDITIONS OF THE STUDY IN A HIGH SCHOOL

4 series of experiments in 1-4 semesters with the participation of 60 students from different universities have been conducted to determine the dependence of the functional characteristics of the body of students on the level of psychophysiological adaptation to the conditions of study at the university. The research evaluated the hematological and biochemical picture of blood, cardiovascular and respiratory systems. In parallel were held: the questionnaire method of Spielberg-Hanina, autochronometric the accuracy of the person was analyzed as well. It was experimentally proved that the students of group III who took "Selenes+" in the complex with physical load, exceeded the control persons of the same age on the concentration of selenium, activity of the antioxidant system in 12-75,2% (P<0,01-0,001), and as a result activity of lipid peroxidation in the serum, on the contraingry, inferior to 19.3% (P<0.05). It is revealed that the students of the 1-2 courses in terms of the purpose of the test selenium-containing biological preparation for theoretical training and examination sessions were less pronounced stresses of the cardiovascular system, due to the optimization of the correlation of reactions of free radical oxidation and antioxidant system of the body. Autochronometric accuracy prevailed among the subjects of group III. Regular modifications of anthropometric, hematologic types and data of functional condition of cardiovascular system of students during their adaptation to the conditions of university studies are mentioned. It is established that the vegetative kerdo index of students analyzed groups differed significantly in inter-sessional periods and just before the exams. It is established that the vegetative Kerdo index of students analyzed groups differed significantly in inter-sessional periods and just before the exams. Thus, the effectiveness of immunocorrective therapy in initial stages of study in a high shoool was scientifically demonstrated.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ОТ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

VETERINARY SPECIALISTS IN RURAL AREAS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Akmullin A. I., Khairullin D. D., Loginov V. A. Summary

Security with veterinary specialists of rural districts of the Republic of Tatarstan for the last 40 years is studied and analysed.

УДК 612+573

ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ОТ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К

УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

*Алтынова Н.В. - к.б.н., *Таланцева В.К. - к.п.н., **Никулина А.В. - к.б.н.,

**Колесникова О.Б. - к.б.н. *ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Ключевые слова: студент, иммунокорректор, гематология, адаптация, селен. Key words: student, immunocorrector, hematology, adaptation, selenium.

Изучение состояния здоровья населения и физиологического потенциала организма как отечественные, так и зарубежные исследователи начинают с анализа эколого-биохимической зоны проживания, адаптационных возможностей и индивидуальных особенностей, так как функциональные резервы обеспечивают гомеостаз, при котором даже под воздействием биотических и абиотических факторов сохраняется норма реакции и изменения функционально обратимы [1]. В условиях динамично меняющегося образа жизни общества (экономические, социальные, экологические, производственные условия), роста заболеваемости молодежи особый интерес представляет изучение адаптогенеза одной из групп населения - «студенты» [5].

Разработка научно-обоснованных мероприятий в целях корригирования морфофизиологических параметров учащейся молодежи при стрессогенном воздействии процесса обучения является насущной проблемой современной физиологии и медицины. Проблема особенно актуальна для эколого-биохимических зон Чувашии, относящихся к эндемич-

ным районам по уровню содержания селена в воде, почве и растениях. Таким образом, возникает необходимость комплексного всестороннего подхода к оценке питания населения [6-8].

Адаптация к условиям обучения в вузе довольно многогранный процесс, включающий как физиологическую, так и психологическую составляющие [9].

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности оказывают большое влияние на эффективность психофизиологических механизмов

адаптации, когда деятельность студента сопровождается повышенными

требованиями к анализаторным системам, что связано с необходимостью экстренной переработки информации, возможностью возникновения стрессовых ситуаций и т.д. [10-12].

Цель настоящего исследования -изучить зависимость функциональных характеристик организма студенток от уровня психофизиологической адаптации к условиям обучения в вузе посредством использования биологически активной добавки «Селенес+» и комплекса физических упражнений.

Материалы и методы исследований. В эксперименте приняли участие 60 студенток ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», ФГБО ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета. У девушек 17-18 лет основной медицинской группы в течение 1-2 курсов изучали динамику гематологических (определение в крови: количества эритроцитов производили турбидиметрическим, уровня гемоглобина - колорометрически гемиглобин-цианидным методами с использованием гематологического анализатора Мть Бсгееп/Р, числа лейкоцитов - с использованием счетной камеры Горяева) и биохимических показателей (определение в сыворотке крови концентрации селена (Бе) флюориметрическим методом в модификации В.А. Тутельяна и соавторов с использованием флюориметра «Флюо-рат-02-3М»; активности перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиокси-дантной системы (АОС) методом индуцированной хемилюминесценции на био-хемилюминометре БХЛ-06), параметров функционального состояния сердечнососудистой (ССС: ЧСС - частота сердечных сокращений; АСд, АДд - артериальное систолическое и диастолическое давление, соответственно; ДП - двойное произведение; СОК, МОК - систолический и минутный объем кровообращения; ВИК - вегетативный индекс Кердо; ИФИ - индекс функциональных изменений) и дыхательной систем (ЖЕЛ - жизненная ёмкость легких, ЖИ - жизненный индекс). Параллельно были проведены: анкетирование по методике Спилберга-Ха-нина, а также оценка аутохронометриче-ской точности человека осуществлялась с помощью компьютерного аутохрономет-рического тестирования, позволяющего оценивать субъективное искажении фиксации времени (и его направленности) при отсчете 5, 7, 20, 40, 60, 90 и 120 секунд с точностью до сотых долей се-

кунды; измерения индивидуальной минуты и отсчета отрезков времени методом отстукивания.

I группа - контроль. II группа -студентки принимали «Плацебо» за 1 месяц до начала экзаменационных сессий. Девушкам III группы, руководствуясь инструкцией приема препарата «Селе-нес+» назначали перорально по 1 драже ежедневно также за месяц до начала сессии, что было связано с проявлением максимального эффекта препарата через обозначенный промежуток времени согласно рекомендациям Минздравсоцраз -вития РФ [2]. Все студентки занимались физической культурой в соответствии с программой для основной медицинской группы. Обучающиеся II и III групп посещали дополнительные секции физического развития 2 раза в неделю по 90 минут (занимались циклическими видами спорта).

Результаты исследований. Весь ход онтогенеза напрямую связан с успешностью кровообращения, эффективность которого сопряжена в первую очередь с количеством и состоянием функциональных свойств эритроцитов. В результате исследований выявлено, что количество эритроцитов в крови студенток

II и III групп незначительно колебалось от 4,52±1,11 до 4,55±1,11 и от 4,49±1,11 до 4,92±1,10 млн/мкл соответственно. Противоположная закономерность была характерна для девушек контрольной группы у которых данный гематологический параметр волнообразно снижался от начала 1 к концу 2 года обучения (4,31±0,11 против 4,27±0,11 млн/мкл). В январе (зимняя сессия) и мае (конец теоретического обучения) 1 курса студентки

III группы превосходили своих сверстниц I группы на 8,7 и 9,0% соответственно. Разница между теми же группами в течение третьего и четвертого семестров обучения составила 8,4-13,9% и 10,8-15,2% соответственно (Р<0,05). Достоверные различия по количеству эритроцитов между девушками III и II экспериментальных групп наблюдались в период первого

приема биогенного соединения «Селе-нес+» (декабрь) и в конце IV серии экспериментов (летняя экзаменационная сессия - июнь) на 6,0 и 8,1% соответственно в пользу первых, что на наш взгляд, объясняется антиоксидантным действием компонентов биодобавки на мембраны эритроцитов, уязвимых к влиянию антиоксидантного стресса, сопровождающего как экзаменационный период, так и весь период адаптации. Аналогичная закономерность выявлена в динамике уровня гемоглобина. Студентки III группы в конце теоретического обучения III семестра превосходили контрольные значения на 12% (Р<0,05). Разница в числе лейкоцитов у девушек наблюдаемых групп в течение экспериментов была незначительной и имела тенденцию к снижению от начала первого к концу второго года обучения от 7,07±0,80-7,28 ±0,80 до 5,01±0,32-6,02±0,82 тыс/мкл, находясь в пределах нормы физиологических колебаний.

Таким образом, анализ гематологических показателей у студенток исследуемых групп свидетельствует о том, что количество эритроцитов и уровень гемоглобина имели тенденцию к увеличению. Причем у девушек, принимавших биопрепарат в комплексе с физическими нагрузками, данные показатели были более выраженными, нежели, чем у студенток контрольной группы.

Установлено, так же, что прием иммунокорректора позволил повысить концентрацию микроэлемента в крови девушек III группы. Так, уровень Se в сыворотке крови студенток контрольной группы волнообразно снижался от начала к концу эксперимента от 65,90±9,23 до 61,60±4,87 мкг/л, у студенток II группы -волнообразно повышался от 62,30±4,77 до 66,40±4,65, у девушек III группы наблюдалось стойкое повышение показателя от 64,90±8,00 до 107,90±5,81 мкг/л. Следует заметить, что если в сентябре первого года обучения разница в показателе была не существенной, то к концу второго года девушки III группы превос-

ходили своих сверстниц из I и II групп на 75,2% и 62,5% (Р<0,001) соответственно.

Таким образом, выявлено, что студентки, в условиях применения обозначенного биогенного соединения в комплексе с физическими занятиями, испытывали меньшую «цену адаптации» при достижении больших результатов. Девушки легче выходили из сложившихся стрессовых ситуаций, что подтверждалось результатами экспериментов. Прием биопрепарата способствовал повышению степени адаптированности организма студенток младших курсов к учебным нагрузкам на начальном этапе обучения.

Заблаговременное введение препарата имело своей целью предотвращение развития интенсивных повреждающих процессов ПОЛ, инициируемых ментальным стрессом экзаменационных сессий. Установлено, что ПОЛ у девушек I и II группы было достоверно выше, чем у их сверстниц в условиях назначения биопрепарата и в конце первого года разница составляла 17,3 и 11,6%, в конце второго - 27,9% и 14,9% соответственно (Р<0,05-0,01).

Иная закономерность обнаружена в характере изменений активности АОС, которая у наблюдаемых девушек зигзагообразно повышалась по мере их взросления от 1,37±0,06-1,46±0,06 до 1,39±0,09-1,57±0,12 шУ/с. Во все сроки исследований второго года обучения, за исключением сентября, активность АОС в сыворотке крови студенток III группы была выше контрольных значений на 4,312,9% (Р>0,05). Отмеченный факт свидетельствует о том, что в организме испытуемых девушек происходили более интенсивные метаболические процессы, обусловленные применением препарата [3]. Зафиксировано, что на протяжении наблюдений ЧСС у всех студенток волнообразно колебалась в возрастном аспекте от 81,50±0,68-84,40±4,03 до 81,30±6,78-90,00±3,87 уд/мин (Р>0,05). Данный параметр контрольной группы преимущественно во все сроки исследо-

ваний был выше на 2,2-5,2 и 5,5-9,7%, чем у девушек II и III групп соответственно. Наблюдаемые признаки тахикардии могут свидетельствовать о напряженной деятельности ССС в периоды экзаменов. Анализ полученных данных показал, что ко второму году обучения девушки III группы испытывали минимальное напряжение со стороны ССС (81,30±6,78 против 90,00±3,87 - у I группы и 85,80±6,10 уд/мин - у II группы).

Вероятнее всего повышенные значения показателя были связаны с эмоциональными реакциями организма студенток на вхождение в новую социальную среду и учебный процесс. Нарастание ЧСС наблюдалось также и в периоды летней и зимней экзаменационных сессий. Рост значений показателя создает более сложные условия обеспечения функции ССС, свидетельствующие о меньшей экономичности работы сердца.

В течение экспериментов АСд имело тенденцию снижения от начала первого к концу второго года обучения. Однако следует отметить, что в разрезе каждого года обучения АСд у учащейся молодежи сравниваемых групп имело тенденцию роста от начала к концу года: от 115,70±4,55 - 118,10±5,70 до 118,00±4,41-122,50±2,02 мм рт. ст. в течение первого курса и от 103,00±4,54-108,50±2,40 до 106,90±7,81-117,00±3,17 мм рт. ст. в течение второго курса (Р>0,05). Выявлено, что на протяжении исследований максимальное АСд у студенток всех групп приходилось на экзаменационные периоды. Исключением явился лишь четвертый семестр, когда снижение АСд девушек III опытной группы свидетельствовало о привыкании студенток к коллективу, в котором обучаются и претерпевании напряжения лишь в специфические периоды обучения в вузе. Характер изменений параметров АДд в целом соответствовал динамике АСд.

Значения ДП, характеризующего возможности коронарного кровотока, у

девушек сравниваемых групп к летним сессиям снижалось по сравнению с таковым в период зимних экзаменационных сессий. При этом у сверстниц контрольной группы данный показатель был достоверно выше, чем у таковых принимавших селеносодержащее вещество, что указывает на более активную работу миокарда у контрольной группы. На основе полученных данных можно сделать вывод, что чем больше ДП, тем интенсивнее и напряженнее работает сердечная мышца, обеспечивая повышенные потребности различных систем в кислороде, задействованных в адаптационных процессах.

При анализе динамики СОК, характеризующего количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, выявлено, что у исследуемой студенческой молодежи он волнообразно уменьшался от начала первого семестра к концу четвертого (21,35±4,36-25,57±3,04 до 18,56±1,57-22,02±3,29 мл соответственно). Достоверных различий в показателях испытуемых на протяжении исследований выявлено не было. Однако показатели СОК у контрольных студенток в течение 1 -го года наблюдений были выше значений сверстниц III группы, что усиливает состояние напряжения деятельности ССС организма первых. Полученные результаты, вероятно, могут свидетельствовать о формировании не значительных негативных тенденций в системе кровообращения студенток контрольной группы. При оценке характера колебаний объемной скорости кровотока в сосудистой системе большого круга кровообращения установлено, что в течение 1 курса динамика МОК в основном соответствовала таковой параметров СОК, что свидетельствует об ухудшении сократительной функции сердца на развивающееся утомление к концу сессии. Иная закономерность наблюдалась на втором курсе. Если у студенток контрольной группы МОК зигзагообразно увеличивался по мере их взросления от 1774,44±129,54 до 18043,17±252,28, то у

их ровесниц III группы, наоборот, он снижался от 1790,74±223,22 до 1738,76±200,42 мл. При этом у контрольных девушек параметры МОК в январе и июне были выше значений их сверстниц III группы соответственно на 15,7 и 4,0% (Р>0,05).

Для изучения влияния на ССС вегетативной нервной системы, дающей представление о гомеостатических возможностях организма, использовали ВИК. Установлено, что ВИК студенток анализируемых групп существенно отличался в межсессионные периоды и непосредственно перед экзаменами. Так, число студенток с положительным ВИК резко возрастало в период экзаменов, что свидетельствовало о повышении активности симпатического отдела вегетативной нервной системы у большинства обследованных студенток. Студентки III группы, после начала приема препарата и до конца эксперимента, судя по показателям ВИК, не испытывали существенных напряжений на организм, что проявлялось в преимуществе эйтоников над сим-патикотониками. У всех наблюдаемых девушек в течение двух лет обучения в вузе срыва адаптации не наблюдалось. Однако в предэкзаменационный период (май) у студенток была зафиксирована неудовлетворительная адаптация, что вероятнее всего было связано с большой нагрузкой на организм и истощением сил к концу первого года обучения.

На протяжении исследований ЖЕЛ увеличивалась от 2720±60,40-2745±44,30 до 2792±69,01-2890±31,55 мл. Необходимо отметить, что у девушек III группы во все сроки наблюдений значения данного параметра респираторной системы превышали таковые у ровесниц контрольной и II групп на 3,2-5,3 и 2,03,5% соответственно (Р>0,05). Прием препарата и занятия циклическими видами спорта несли положительный тренировочный эффект и устойчивость к гипоксии. Аналогичная динамика была выявлена в показателях ЖИ. Проведенное анкетирование по методике Спилбергера

в модификации Ханина показало увеличение количества студенток с высоким уровнем ситуативной (реактивной) тревожности - (СТ) от начала семестра к сессии. Так в I группе значения показателя возрастали от 20 до 60%, во II группе - от 30 до 70% и в III группе - от 20 до 50% соответственно. Следует отметить, что в январе среди студенток III группы 10% наблюдаемых имели низкую СТ. Установлено, что в течение семестра число студенток контрольной группы с высоким уровнем личностной тревожности (ЛТ) было неизменным и составляло 30%, у девушек опытных групп напротив имело тенденцию к спаду. По уровню тревожности можно косвенно оценить степень выраженности психоэмоционального стресса в данный момент времени. Так снижение числа студенток с высокими уровнями СТ и ЛТ в период сессии и напротив увеличение числа студенток с низкой СТ и ЛТ может свидетельствовать о том, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая обучающемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач.

Оценка аутохронометрической точности человека установила численное соотношение случаев недооценки и переоценки времени. Так, студентки I группы в основном пересчитывали все предъявляемые промежутки времени, девушки с дополнительной физической нагрузкой (II группа) более точно оценивали интервал времени в секундах.

Самыми приближенные к ходу течения реального времени оказались студентки III группы. Их ауто-хронометрическое искажение времени было значительно меньше, что свидетельствует о большей развитости чувства времени по сравнению с остальными группами испытуемых [4].

Заключение. На фоне дефицита микроэлемента Se в Чувашской Республике экспериментально доказано, что прием биопрепарата «Селенес+» в комплексе с занятиями физической культуры способствовал мобилизации функциональных систем, обеспечивающих эффективный механизм реализации психофизиологического оптимума организма. Селен, входящий в состав иммунокор-ректора «Селенес+» активно участвует в процессах тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования в результате чего увеличивается энергетическое обеспечение миокарда, что способствует его нормальной работе [13]. Достоверная разница в изучаемых параметрах студенток III группы в течение 1 -2 курсов свидетельствует о некотором снижении напряжения на деятельность сердечно-сосудистой и совершенствовании респираторной систем организма, что весьма благоприятно как для психологической, так и физиологической адаптации и продуктивности умственной работоспособности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алтынова, Н.В. Анализ особенностей респираторной системы студенток младших курсов в условиях селенодефи-цита / Н.В. Алтынова // Результаты научных исследований: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во ООО «Аэтерна», 2015. - С. 29-32.

2. Боряев, Г.И. Теория и практика применения селеносодержащего препарата «Селенес» / Г.И. Боряев, Ю.В. Кравченко. - Пенза, 2008. - 64 с.

3. Казюлин, А.Н. Принципы назначения витаминных и витаминно-ми-неральных комплексов в профилактической и клинической медицине / А.Н. Ка-люзин // Справочник поликлинического врача. - 2008. - № 2. - С. 19-24.

4. Колесникова, О.Б. Взаимосвязь функционального состояния организма и механизмов внутреннего времени у студентов / О.Б. Колесникова, Н.В. Алты-нова, А.В. Никулина // Современное состояние прикладной науки в области ме-

ханики и энергетики: материалы всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках мероприятий, посвященных 85-летию Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, 150-летию Русского технического общества и приуроченной к 70-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Акимова Александра Петровича. - Чебоксары, 2016. -С. 657-664.

5. Никулина, А.В. Совершенствование адаптации студентов младших курсов биопрепаратом «Селенес+» с учетом локальных биогеохимических особенностей / А.В. Никулина, Н.В. Алтынова // Международный научно- исследовательский журнал, 2016. - 10-4 (52). - С. 29-33.

6. Скальная, М.Г. Химические элементы-микронутриенты как резерв восстановления здоровья жителей России / М.Г. Скальная, Р.М. Дубовой, А.В. Скальный. - Оренбург, 2004. - 239 с.

7. Сусликов, В.Л. Геохимическая экология болезней: в 3 т. Т. 2: Атомовиты / В.Л. Сусликов. - М. : Гелиос АРВ, 2000. - 672 с.

8. Таланцева, В.К. Изучение состояния готовности первокурсников к здоровьесбережению (на примере ФБОУ ВО Чувашская ГСХА) / В.К. Таланцева // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 118-121.

9. Таланцева, В.К. Пути совершенствования психофизиологической готовности будущих специалистов экономического профиля к предстоящей профессиональной деятельности / В.К. Талан-цева // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях, 2012. С. 109-110.

10. Тарасова, Л.В. Роль алиментарного дефицита селена, цинка и мар-

ганца в патогенезе хронического гастрита и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (на примере Чувашской Республики) : автореф. дис. ... докт. мед. наук: / Л.В. Тарасова. - М., 2012. - 47 с.

11. Толмачева, Н.В. Физиолого-ги-гиеническая оценка питания детей, находящихся на санаторно-курортном лечении / Н.В. Толмачева, Ж.В. Маслова, Ю.В. Цыганова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. - С. 38.

12. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб. : Питер, 2012. - 56 с.

13. Altynova N.V., Panikhina A.V., Anisimov N.I., Shukanov A.A. Physiological status of the 1st year students under the conditions of education in the higher educational establishment // В мире научных открытий. - 2009. - Т. 3. - № 2. - С. 103.

ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК ОТ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К

УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Алтынова Н.В., Таланцева В.К., Никулина А.В., Колесникова О.Б.

Резюме

Проведены 4 серии экспериментов в течение 1 -4 учебных семестров с участием 60 студенток разных вузов на предмет выявления зависимости функциональных характеристик организма студентов от уровня психофизиологической адаптации к условиям обучения в вузе. В исследованиях оценивали показатели гематологической и биохимической картины крови, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Параллельно были проведены: анкетирование по методике Спилберга-Ханина, а также проанализирована аутохронометрическая точность человека. Экспериментально доказано, что студентки III группы, принимавшие «Селенес+» в комплексе с физической нагрузкой, превосходили параметры контрольных ровесниц по концентрации селена, активности антиоксидантной системы на 12-75,2% (P<0,01-0,001) и, как следствие, наоборот, уступали по скорости перекисного окисления липидов в сыворотке крови на 19,3% (P<0,05). Выявлено, что студенты 1-2 курсов в условиях назначения им селенсодержащего биопрепарата в течение, как теоретического обучения, так и экзаменационных сессий находились в состоянии менее выраженного напряжения сердечно-сосудистой системы, что обусловлено оптимизацией соотношения реакций свободно-радикального окисления и антиоксидантной системы организма. Аутохронометрическая точность преобладала у испытуемых III группы. Отмечены закономерные изменения антропометрического, гематологического, биохимического профилей, параметров функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов при адаптации к условиям обучения. Установлено, что вегетативный индекс Кердо студенток анализируемых групп существенно отличался в межсессионные периоды и непосредственно перед экзаменами. Таким образом, была научно обоснована и доказана эффективность иммунокоррегирующей терапии на начальных этапах обучения в высшей школе.

DEPENDANCE OF ORGANISM FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF GIRL-STUDENTS OH THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION LEVEL TO CONDITIONS OF THE STUDY IN A HIGH SCHOOL

Altynova N.V., Talantseva V.K., Nickulina A.V., Kolesnikova O.B.

Summary

4 series of experiments in 1-4 semesters with the participation of 60 students from different universities have bеen conducted to determine the dependence of the functional characteristics of the body of students on the level of psychophysiological adaptation to the conditions of study at the university. The research evaluated the hematological and biochemical picture of blood, cardiovascular and respiratory systems. In parallel were held: the questionnaire method of Spielberg-Hanina, autochronometric the accuracy of the person was analyzed as well. It was experimentally proved that the students of group III who took "Selenes+" in the complex with physical load, exceeded the control persons of the same age on the concentration of selenium, activity of the antioxidant system in 12-75,2% (P<0,01-0,001), and as a result activity of lipid peroxidation in the serum, on the contraingry, inferior to 19.3% (P<0.05). It is revealed that the students of the 1-2 courses in terms of the purpose of the test selenium-containing biological preparation for theoretical training and examination sessions were less pronounced stresses of the cardiovascular system, due to the optimization of the correlation of reactions of free radical oxidation and antioxidant system of the body. Autochronometric accuracy prevailed among the subjects of group III. Regular modifications of anthropometric, hematologic types and data of functional condition of cardiovascular system of students during their adaptation to the conditions of university studies are mentioned. It is established that the vegetative kerdo index of students analyzed groups differed significantly in inter-sessional periods and just before the exams . It is established that the vegetative Kerdo index of students analyzed groups differed significantly in inter-sessional periods and just before the exams. Thus, the effectiveness of immunocorrective therapy in initial stages of study in a high shoool was scientifically demonstrated.

УДК 636.2.:637.112:636085.52

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОЛОКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В РАЦИОНАХ КОРОВ РАЗНЫХ ВИДОВ СИЛОСА

♦Андреев А.И. - д.с/х.н., профессор, **Менькова А.А. - д.б.н., профессор,

о

***Шилов В.Н. - д.с/х.н., профессор *ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарева» **ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» ***ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»

Ключевые слова: кормление, коровы, силос, молоко, масло.

Key words: feeding, cows, silage, milk, butter.

Увеличение производства высококачественных кормов и правильное их использование - одно из важнейших задач животноводства. Силос - основной вид корма в структуре рационов круп-

ного рогатого скота [1]. Наряду с кукурузой большое внимание привлекают сорговые культуры, в том числе суданская трава, которая отличается засухоустойчивостью, сравнительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.