УДК 612
СПЕЦИФИЧНОСТЬ АНТРОПОМЕТРИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПЕРВОКУРСНИЦ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»
SPECIFICS OF ANTHROPOMETRY
AND CARDIO-VASCULAR SYSTEM OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF BIOLOGICAL PREPARATION «SELENES+»
Т. А. Привалова, О. П. Борцова, С. Г. Табаков, А. В. Панихина T. A. Privalova, O. P. Bortzova, S. G. Tabakov, А. V. Panikhina
ГОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Выявлено корригирующее воздействие биопрепарата «Селенес+» на рост тела и состояние сердечно-сосудистой системы у студенток 1 курса.
Abstract. The remedial influence of the biological preparation «SELENES+» on the body growth and the state of cardio-vascular system of the first-year students has beer revealed.
Ключевые слова: студентки-первокурсницы, «Селенес+», антропометрия, сердечнососудистая система, адаптация.
Keywords: first-year students, «Selenes+», anthropometry, cardio-vascular system, adaptation.
Актуальность исследуемой проблемы. Начальный период обучения в вузе, наряду с различными факторами новой социально-бытовой среды, предъявляет повышенные требования к организму студентов, приводя к снижению его адаптационного потенциала [2].
Физиологические исследования свидетельствуют о том, что учебная деятельность сопровождается выраженным напряжением работы сердечно-сосудистой системы. Установлено, что у 60-70 % студенческой молодежи наблюдаются множественные нарушения функционального состояния организма [3], [4].
Вариабельность сердечного ритма (ВСР) рассматривается как результат активации различных регуляторных механизмов, обеспечивающих поддержание сердечнососудистого гомеостаза. Анализ ВСР является адекватным методом оценки физиологического статуса организма [1].
В связи с вышеизложенным целью нашей работы является изучение антропометрических данных и функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у студенток 1 курса в условиях применения биогенного соединения «Селенес+».
Материал и методика исследований. Проведена серия экспериментов и лабораторных исследований с участием 20 здоровых студенток-первокурсниц факультета естествознания и дизайна среды ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в течение 1 и 2 учебных семестров (по 10 человек в каждой группе). Девушкам опытной группы (II) за 1 месяц до начала экзаменационных сессий назначали «Селенес+» по 1 драже ежедневно согласно рекомендациям Минздравсоцразвития РФ, студенткам контрольной группы (I) биопрепарат не применяли. У студенток сравниваемых групп в начале (сентябрь, февраль), конце (декабрь, май) теоретического обучения и в период зимней и летней экзаменационных сессий (январь, июнь) изучали показатели антропометрии (рост, масса тела, индекс Кетле), сердечно-сосудистой системы (ССС) - систолическое (САД), диастолическое (ДАД) артериальное давление, частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолический объем крови (СОК), коэффициент выносливости (КВ).
Адаптационные возможности организма определяли по состоянию контуров регуляции системы кровообращения, которые выявлялись путем анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) с помощью программно-аппаратного комплекса «Варикард 2.51» [4]. Интегральную оценку ВСР проводили по показателю активности регуляторных систем (ПАРС). Он вычисляется в баллах по специальному алгоритму, заложенному в программу компьютерной обработки продолжительности кардиоинтервалов.
Результаты исследований и их обсуждение. Установлено, что рост исследуемых студенток увеличивался по мере их взросления от 165,45±1,90 - 166,30±2,47 до 165,60±2,03 - 166,55±2,36 см без достоверной разницы в межгрупповом сопоставлении. Изменения массы тела у первокурсниц сравниваемых групп носили волнообразный характер, ее показатели в течение семестра варьировались от 52,16±2,82- 54,74±3,80 до 52,16±2,63 - 55,35±3,63 кг (Р>0,05).
Значения индекса Кетле, характеризующего физиологическую избыточность или недостаточность массы тела, колебались в пределах физиологической нормы (19,01±0,81 - 19,90±0,99 у. е.) для девушек 17-20 лет (Р>0,05).
Параметры сердечно-сосудистой системы у студенток сравниваемых групп нарастали в течение 1 семестра, достигая наибольших значений в его конце. Так, значения САД и ДАД увеличивались в I и II группах соответственно от 111,00±6,23 - 115,00±5,14 и 66,70±3,75 - 67,10±2,76 в начале теоретического обучения до 124,40±4,71 - 128,60±7,16 и 73,20±1,79 - 76,80±4,66 мм рт. ст. в период зимней сессии. ЧСС студенток имела тенденцию к росту от 76,70±2,10 - 86,00±1,68 в сентябре до 88,60±1,93 - 94,70±1,12 уд./мин в январе с достоверной межгрупповой разницей в конце семестра.
Анализ изменения значений СОК, характеризующих количество выбрасываемой желудочками крови за период одной систолы, показал, что у исследуемых первокурсниц они уменьшались от начала к концу теоретического обучения (23,32±3,31 -29,49±1,99 против 22,03±2,56 - 24,61±2,17 мл; Р>0,05) с последующим увеличением в январе (25,38±3,17 - 30,78±2,68 мл; Р>0,05). Выявлено, что показатели СОК у контрольных студенток в течение 1 семестра были выше по сравнению с таковыми у их сверстниц, принимавших биопрепарат, что указывает на более напряженную деятельность ССС организма первых.
При изучении колебаний значений КВ у первокурсниц обнаружена тенденция волнообразного их повышения от 1,92±0,21 - 2,15±0,24 в сентябре до 1,98±0,16 -2,07±0,12 у. е. в январе (Р>0,05).
При анализе динамики ПАРС выявлено уменьшение доли девушек с удовлетворительным уровнем адаптации (физиологическая норма) и увеличение - с донозологи-ческим и преморбидным состоянием (напряжение и перенапряжение регуляторных систем организма) от начала первого семестра к его концу (рис. 1).
Во 2 учебном семестре рост студенток сравниваемых групп продолжал увеличиваться в возрастном аспекте от 165,65±1,88 - 166,65±2,32 до 167,00±2,43 - 167,05±2,35 см. Масса тела у девушек волнообразно менялась в течение периода наблюдений от 52,70±2,32 - 55,50±3,58 до 55,40±3,03 - 55,55±1,63 кг (Р>0,05).
Значения ИК у исследуемых первокурсниц менялись от начала экспериментов к их концу в пределах 19,19±0,70 - 19,93±0,94 у. е. (Р>0,05).
Параметры артериального давления в течение 2 семестра повышались от 111,40±2,46 - 124,00±2,63 до 120,90±3,83 - 126,50±3,32 уд./мин (САД) и от 66,10±2,20 - 67,30±2,67 до 69,70±2,09 - 74,00±3,07 уд./мин (ДАД) в контрольной и опытной группах соответственно, причем разница значений САД в феврале и июне у контрольных девушек оказалась достоверной. Значения ЧСС исследуемых студенток в конце теоретического обучения также оказались выше по сравнению с его началом. Этот показатель у первокурсниц из I и II групп повышался от 81,30±1,72 - 85,60±2,78 до 97,50±2,11 - 91,30±1,60 уд./мин с достоверной разницей в контрольной группе.
Выявлено, что у наблюдаемой студенческой молодежи в ходе экспериментов значения СОК зигзагообразно менялись, снижаясь от 22,15±3,37 - 31,18±3,26 (февраль) до 21,72±3,00 - 29,04±2,71 мл (май) с тенденцией к повышению в период летней экзаменационной сессии (24,55±3,24 - 31,97±3,12 мл; Р>0,05).
Иная закономерность обнаружена в динамике значений КВ, которые у исследуемых студенток в течение 2 семестра были, напротив, меньшими у контрольных девушек (1,78±0,15-1,99±0,14) и большими - у студенток, принимавших селеносодержащий биопрепарат (2,13±0,41-2,48±0,38 у. е.), что свидетельствует об усиленной работе ССС первых.
Анализ ВСР студенток показал, что процентное соотношение девушек с различным уровнем адаптации по шкале ПАРС в обеих группах к концу учебного семестра сдвинулось в сторону большего напряжения регуляторных систем. Однако среди студенток, принимавших биопрепарат, наблюдалось превосходство по числу человек с состоянием физиологической нормы.
Резюме. Особенности динамики антропометрических и гемодинамических параметров у студенток-первокурсниц обусловлены их взрослением во взаимосвязи с назначением органического соединения «Селенес+». Экспериментально доказано стабилизирующее влияние данного биопрепарата на состояние сердечно-сосудистой системы студенток в период адаптации к условиям обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. -2001. - № 3. - С. 108.
2. Комарова, И. А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 03.00.13 / И. А. Комарова. - Курган, 2009. - 23 с.
3. Семенов, Ю. Н. Сравнительное исследование вариабельности сердечного ритма у обследуемых различного пола и возраста и разработка эффективных методов : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Ю. Н. Семенов. - М., 2009. - 47 с.
4. Щепин, О. П. Медико-демографические проблемы в Российской Федерации / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Вестник РАМН. - 2005. - № 9. - С. 3-6.