Научная статья на тему 'Совершенствование адаптации студентов младших курсов к условиям высшей школы'

Совершенствование адаптации студентов младших курсов к условиям высшей школы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
161
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / АНТИОКСИДАНТНАЯ СИСТЕМА / СЕЛЕН / СЕЛЕНОДЕФИЦИТНЫЙ РЕГИОН / ADAPTATION / STUDENTS / ANTIOXIDANT SYSTEM / SELENIUM / SELENIUM-DEFICIENT AREA

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Никулина Анна Витальевна

Цель исследования изучить влияние комплексного селеносодержащего соединения и физиопрофилактических средств на совершенствование биохимических показателей организма студентов 1-2-го курсов к условиям вуза в селенодефицитном регионе. Материалы и методы исследования. Проведено 12 серий лонгитюдных исследований с участием студентов первого и второго курсов вузов Чувашской Республики (n = 180). Концентрацию селена в сыворотке крови определяли флюориметрическим методом в модификации Н.А. Голубкиной («Флюорат-02-2М»); активность перекисного окисления липидов (ПОЛ, у.е.) и антиоксидантной системы (АОС, у.е.) методом индуцированной хемилюминесценции («Биохемилюминометр БХЛ-06»). Результаты исследования. Выявлено, что применение «Селенес+» в комплексе с профилактическим фотохромосеансом сопровождается антиоксидантным, метаболическим и гемопоэтическим эффектами, выразившимися в нарастании активности АОС, концентрации селена на 31,1-62,5 % и, наоборот, понижении активности ПОЛ на 4,1-19,7 % в сопоставлении с контрольными показателями. Использование «Селенес+» в сочетании с оздоровительными физическими упражнениями способствует менее выраженному напряжению функциональной деятельности ССС в течение как теоретического обучения, так и экзаменационных периодов. Заключение. Таким образом, при комплексной селеновой коррекции адаптации организма с учетом биогеохимической специфичности региона происходит нормализация баланса между прооксидационными и противооксидационными параметрами системы антиоксидантной защиты, а также ускоренный переход от кратковременной адаптации к долговременной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Никулина Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCEMENT OF FRESHMEN’S ADAPTATION TO HIGH SCHOOL

Aim. The article deals with studying the effect of a complex selenium-containing compound and physio disease-preventing means on the enhancement of biochemical indicators in freshmen living in a selenium-deficient area. Materials and methods. We conducted 12 longitudinal studies with the students of the first and second year studying at Chuvash Universities (n = 180). Selenium concentration in blood serum was established with the help of fluorometry performed according to Golubkina’s interpretation (Fluorat-02-2M). The activity of lipid peroxidation (c.u.) and antioxidant system (c.u.) was studied using induced chemiluminescence (Biochemiluminometer БХЛ-06). Results. The use of Selenes+ together with a disease-preventing photochrome session is accompanied by antioxidant, metabolic, and hemopoietic effects manifested in the increase of antioxidant activity and selenium concentration by 31.1 and 62.5 %, respectively, and the decrease of lipid peroxidation by 4.1-19.7 % compared to control values. The use of Selenes+ together with exercises contributes to less pronounced stress in the cardiovascular system both during the study and exam periods. Conclusion. Therefore, selenium correction of body adaptation with respect to a biogeochemical specifics of a region normalizes the balance between prooxidant and antioxidant elements of the antioxidant protection system and provides an accelerated shift from short-term to long-term adaptation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование адаптации студентов младших курсов к условиям высшей школы»

УДК 57.022

DOI: 10.14529/hsm19s109

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

А.В. Никулина

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г.Чебоксары

Цель исследования - изучить влияние комплексного селеносодержащего соединения и физиопрофилактических средств на совершенствование биохимических показателей организма студентов 1-2-го курсов к условиям вуза в селенодефицитном регионе. Материалы и методы исследования. Проведено 12 серий лонгитюдных исследований с участием студентов первого и второго курсов вузов Чувашской Республики (n = 180). Концентрацию селена в сыворотке крови определяли флюориметрическим методом в модификации Н.А. Голубкиной («Флюорат-02-2М»); активность перекисного окисления липидов (ПОЛ, у.е.) и антиоксидантной системы (АОС, у.е.) - методом индуцированной хемилю-минесценции («Биохемилюминометр БХЛ-06»). Результаты исследования. Выявлено, что применение «Селенес+» в комплексе с профилактическим фотохромосеансом сопровождается антиоксидантным, метаболическим и гемопоэтическим эффектами, выразившимися в нарастании активности АОС, концентрации селена на 31,1-62,5 % и, наоборот, понижении активности ПОЛ на 4,1-19,7 % в сопоставлении с контрольными показателями. Использование «Селенес+» в сочетании с оздоровительными физическими упражнениями способствует менее выраженному напряжению функциональной деятельности ССС в течение как теоретического обучения, так и экзаменационных периодов. Заключение. Таким образом, при комплексной селеновой коррекции адаптации организма с учетом биогеохимической специфичности региона происходит нормализация баланса между прооксидаци-онными и противооксидационными параметрами системы антиоксидантной защиты, а также ускоренный переход от кратковременной адаптации к долговременной.

Ключевые слова: адаптация, студенты, антиоксидантная система, селен, селеноде-фицитный регион.

Введение. Чувашская Республика является регионом с высоким риском недостатка селена, что негативно отражается на состоянии здоровья животных и человека [7, 8]. В условиях дефицитных по доступности жителям тех или иных микро- и макроэлементов корригирование морфо-физиологического статуса всех возрастных групп населения недостающими компонентами рациона представляется весьма целесообразным [1, 3, 5, 6]. Особенно это актуально в отношении студентов младших курсов, находящихся в новых для себя социально-экономических условиях и пребывающих в фазе дефинитивного морфо-физиологического становления, требующего полноценного нутриентного обеспечения [2, 4, 8, 9]. Логика учебного процесса в вузе предполагает периодическое преодоление студентами экзаменационных стрессов в рамках их физиологической и психологической адаптации [9]. С нашей точки зрения ликвидация селенодефицита и проведение некоторых фи-зиопрофилактических мероприятий в ходе учебного семестра способны предотвратить

развитие интенсивных повреждающих процессов ПОЛ в периоды экзаменационных сессий [4, 13].

Исходя из сказанного выше цель нашей работы - изучить влияние комплексного се-леносодержащего соединения и физиопрофи-лактических средств на совершенствование биохимических показателей организма студентов 1-2-го курсов к условиям вуза в селенодефицитном регионе.

Материалы и методы. Исследования проведены с участием студентов первого и второго курсов вузов Чувашской Республики (п = 180). Критерии включения обучающихся содержали соответствие по полу, возрасту, состоянию здоровья и наличие информированного согласия.

В каждой серии были сформированы по 3 группы (п = 30). У исследуемых оценивали биохимические показатели в сентябре и феврале (начало), декабре и мае (конец) теоретического обучения, а также во время зимних (январь) и летних (июнь) экзаменационных сессий 1-4-го учебных семестров. В 1-1У сериях

девушкам и юношам за 1 месяц до начала экзаменационных сессий в течение 30 дней давали «Селенес+» (III группа) или плацебо (II) в соответствии с рекомендациями Минздрава РФ по 1 драже перорально. В V-VIII сериях все обучающиеся из II группы получали плацебо, III - «Селенес+». И девушки, и юноши всех групп помимо занятий физической культурой по программе ФГОС ВО дважды в неделю по 1,5 часа выполняли специальный комплекс оздоровительных физических занятий (КОФЗ). В IX-XII сериях участники из II и III групп принимали «Селенес+», а обучающимся III группы дополнительно проводили двухнедельную серию профилактических фотохромосеансов («Аверс-Лайт», синие лучи спектра, 20-25 минут ежедневно). В каждой серии исследований юноши и девушки, входившие в I группу, служили контролем и не подвергались воздействию моделируемых факторов.

Концентрацию селена в сыворотке крови определяли флюориметрическим методом в модификации Н.А. Голубкиной («Флюорат-02-2М»); активность перекисного окисления липидов (ПОЛ, у. е.) и антиоксидантной системы (АОС, у.е.) - методом индуцированной хемилюминесценции («Биохемилюминометр БХЛ-06»). Статистическую обработку полученных данных производили в программе Statistica 6.0. for Windows. Для выявления межгрупповых различий применяли U критерий Манна-Уитни c порогом достоверности р < 0,05.

Результаты. Комплексность подхода во всех сериях исследований означала как проведение дополнительных оздоровительных мероприятий в совокупности с приемом селе-носодержащего препарата, так и учет состава самой биодобавки, представляющей собой композицию селенопирана (СП), витамина С, витамина Е и оптимизицирующей адаптацию студентов за счет биобаланса интенсивности процессов свободнорадикального окисления (СРО) и активности АОС.

Компоненты добавки оказывают влияние на разные этапы образования органических перекисей: токоферолы предупреждают ПОЛ за счет снижения интенсивности окисления SH-группы мембранных белков, а глутатион-пероксидаза разлагает уже образовавшиеся перекиси липидов и водорода. Вместе с ас-корбатом а -токоферол способствует включе-

нию селена в активный центр глутатионпе-роксидазы [10-12, 14, 15].

В 1-11 сериях исследований на протяжении первого учебного года уровень селена в сыворотке крови повышался у студентов III группы от (67,08 ± 1,512) до (84,17 ± 0,877) мкг/л, оставаясь практически неизменным у юношей I и II групп ((64,56 ± 1,972)-(67,14 ± 2,019) и (65,93 ± 1,352)-(67,22 ± 1,507) мкг/л соответственно). На втором курсе концентрация микроэлемента находилась в диапазоне (66,41 ± ± 1,756)-(80,51 ± 0,593) и (67,02 ± 1,270)-(96,55 ± 0,580) мкг/л. Причем студенты III группы характеризовались более высокими значениями параметра по отношению к контрольным показателям (Р < 0,05-0,001) на всем протяжении исследования.

При развитии общего неспецифического адаптационного синдрома отмечается активизация ПОЛ в результате увеличения реакций детоксикации, а также усиления синтеза эйко-заноидов и обновления мембран [15].

Так, активность процессов ПОЛ у студентов исследуемых групп на первом курсе увеличивалась от (4,53 ± 0,075)-(4,59 ± 0,037) до (4,48 ± 0,026)-(4,80 ± 0,015) у.е. с заметным преимуществом юношей I и II групп в конце учебного года (Р < 0,05-0,001). Активность АОС первокурсников также увеличивалась от начала к концу учебного года ((от 1,26 ± ± 0,031)-(1,30 ± 0,022) до (1,36 ± 0,009)-(1,44 ± 0,011) у.е.).

ПОЛ и АОС студентов 2-го курса в начале и конце теоретического обучения, а также в периоды сессии (II серия) отражены в таблице.

Чем интенсивнее СРО, тем сильнее хеми-люминесценция плазмы крови. Студенты III группы заметно уступали по данному биохимическому показателю сверстникам контрольной и II групп в декабре, мае и июне (Р < 0,05-0,01). Активность АОС у второкурсников всех групп нелинейно менялась, и у юношей III группы была выше, чем в I и II группах соответственно на 12,9 и 7,5 % (Р < 0,05) в период летней экзаменационной сессии.

В Ш-ГУ сериях исследований использование на 1-м курсе девушками «Селенес+» приводило к увеличению концентрации микроэлемента в крови до (87,80 ± 4,586) в зимней сессии и (101,20 ± 2,366) мкг/л - в летней, в то время как у их ровесниц I и II групп данные показатели составляли (63,40 ± 4,185)-(61,50 ± 1,933) и (60,20 ± 2,972)-(61,40 ±

Биохимические показатели студентов во II серии исследований (М ± m) (n = 30) Biochemical data of students in study 11(М ±m) (n = 30)

Показатель Indicator Периоды исследования Stage 1-й семестр 1st semester 2-й семестр 2nd semester

Начало обучения Beginning of the academic year Конец обучения End of the academic year Сессия Еxam-period Начало обучения Beginning of the academic year Конец обучения End of the academic year Сессия Еxam-period

ПОЛ (у.е.) Lipid peroxidation (c.u.) I группа I group (n = 10) 4,71 ± 0,081 4,62 ± 0,039 4,74 ± 0,057 4,64 ± 0,030 4,46 ± 0,022 4,96 ± 0,043

II группа II group (n = 10) 4,58 ± 0,059 4,47 ± 0,054 4,65 ± 0,058 4,55 ± 0,056 4,38 ± 0,057 4,84 ± 0,009

III группа III group (n = 10) 4,37 ± 0,089* 4,31 ± 0,044* 4,37 ± 0,087* 4,30 ± 0,073* 4,18 ± 0,036* • 4,63 ± 0,023* •

АОС (у.е.) Аntioxidant system (c.u.) I группа I group (n = 10) 1,40 ± 0,053 1,30 ± 0,033 1,35 ± 0,042 1,28 ± 0,034 1,22 ± 0,031 1,35 ± 0,018

II группа II group (n = 10) 1,46 ± 0,021 1,37 ± 0,024 1,42 ± 0,035 1,36 ± 0,029 1,27 ± 0,030 1,46 ± 0,014

III группа III group (n = 10) 1,55 ± 0,032 1,48 ± 0,034* • 1,51 ± 0,027* • 1,42 ± 0,013* 1,34 ± 0,016* 1,55 ± 0,030*

Примечание. * - p < 0,05 изменения достоверны между обучающимися контрольной и опытных групп;

• - p < 0,05 изменения достоверны между студентами опытных групп.

Note. *- p < 0.05 changes are significant between the students of control and experimental groups;

• - p < 0.05 changes are significant between the students of II and III experimental groups.

± 1,521) мкг/л соответственно. В течение всего учебного года, начиная с февраля, концентрация 8е у девушек III группы была больше соответственно на 40,8-75,2 и 34,2-62,5 % (Р < 0,01), чем у сверстниц из I и II групп. На 2-м курсе аналогичная разница была равна 40,8-75,2 и 34,2-62,5 % (Р < 0,01).

Активность ПОЛ студенток всех групп в начале первого учебного года лежала в диапазоне от (4,33 ± 0,071) до (4,64 ± 0,191) у.е. Межгрупповая разница составляла 11,8-17,2 % (Р < 0,05-0,01) в январе, 7,0-8,4 (Р < 0,05) -феврале, 5,3-7,9 (Р > 0,05) и 11,6-17,3 % -июне (Р < 0,05-0,01) с большими значениями студенток контрольной группы. На 2-м году обучения активность ПОЛ вновь была выше у девушек, повышаясь к сессиям в следующих диапазонах: (3,98 ± 0,190)-(4,75 ± 0,089); (3,64 ± 0,127)-(4,27 ± 0,057) и (2,86 ± 0,113)-(3,79 ± 0,095) у.е. в I—III группах соответственно.

Активность АОС менялась обратно пропорционально активности ПОЛ. Среднегруп-

повые значения параметра в периоды экзаменационных сессий были выше у девушек, принимавших «Селенес+», по сравнению со студентками I и II групп. На 1-м курсе разница составила 5,8 % (Р > 0,05) в январе и 7,4-8,2 % (Р > 0,05) - в июне; на 2-м курсе - 6,1-12,9 и 2,1-10,6 % (Р > 0,05).

В начале У-УТ серий исследований концентрация изучаемого микроэлемента в сыворотке крови студентов всех групп составляла (48,20 ± 0,707)-(51,20 ± 0,677) мкг/л; затем снижаясь у юношей I и II групп до (46,15 ± ± 0,624) и (48,83 ± 0,726) мкг/л соответственно. В отличие от них студенты III группы отличались повышением уровня селена в крови и, начиная с января, превосходили своих сверстников I и II групп на 28,5-73,6 % и 22,1-64,1 % (Р < 0,01) соответственно.

Активность ПОЛ у учащейся молодежи всех групп в начале первого года лежала в диапазоне (3,67 ± 0,051)-(3,87 ± 0,086) у.е., возрастая к концу теоретического обучения 1-го семестра до (4,46 ± 0,129)-(4,97 ± 0,088) у.е.

и постепенно снижаясь к концу учебного года до (3,38 ± 0,030)-(3,93 ± 0,054) у.е. При этом у студентов контрольной группы в декабре -июне интенсивность ПОЛ была выше, чем у однокурсников из III группы на 8,2-17,7 % (Р < 0,05). На втором курсе статистически значимая разница в данном параметре наблюдалась между студентами I и III групп и составляла 20,2-21,5 в феврале - июне (Р < 0,01).

АОС у первокурсников вне зависимости от принадлежности к той или иной группе возрастала в периоды сессий. В январе активность АОС у студентов III группы была выше аналогичных показателей сверстников I и

II групп на 34,2 и 27,6; в июне - на 19,3 и 14,3 % (Р < 0,01). В 3-м семестре учащаяся молодежь I и II групп характеризовалась снижением, а III группы - ростом активности АОС. В 4-м семестре активность АОС нелинейно снижалась в I группе и повышалась во II и

III группах соответственно. Студенты, получавшие «Селенес+» и КОФЗ, в декабре - июне имели статистически значимое преимущество над сверстниками, принимавшим плацебо (10,9-29,3 %; Р < 0,01), и однокурсниками из контрольной группы (18,8-30,3 %; Р < 0,01).

На протяжении VII-VIII серий исследований концентрация Se в крови у девушек, принимавших «Селенес+» в комплексе с КОФЗ, увеличивалась от 65,90 ± 1,364 до 108,90 ± 2,967 мкг/л. При этом в разные периоды 1-го курса она был выше аналогичных показателей сверстниц I и II групп на 9,0-61,3 % (Р < 0,01). На 2-м курсе разница с однокурсницами I и II групп составляла 21,5-76,8 (Р < 0,01) и 12-52,7 % (Р < 0,05-0,01) соответственно.

Интенсивность ПОЛ у студенток I-III групп возрастала к периоду зимней сессии первого семестра ((3,49 ± 0,170) против (4,40 ± 0,064); (3,88 ± 0,107) против (4,39 ± 0,079) и (3,74 ± ± 0,062) против (4,13 ± 0,077) у.е. соответственно) (Т = 7; Р < 0,05). Во 2-м семестре у девушек, занимающихся физическими упражнениями и принимавшими «Селенес+», в отличие от остальных участниц исследований ПОЛ уменьшалось от (4,27 ± 0,041) до (4,09 ± ± 0,021) у.е. (Т = 10; P < 0,05). Во все сроки 4-го семестра значение данного параметра у студенток III группы было меньше по сравнению с I и II группами на 7,4-15,1 (Р < 0,01) и 5,5-11,4 % (Р < 0,01) соответственно. При этом в конце 2-го курса разница между студентками III и I групп составляла 8,1 % (Р < 0,01).

Активность АОС у студенток первого курса из I, II групп сначала увеличивалась, а затем уменьшалась к периоду зимней сессии; у студенток же III группы продолжала возрастать на всем протяжении учебного года. В 4-м семестре наблюдалось постепенное увеличение показателя от февраля к июню: (1,25 ± 0,016) против (1,30 ± 0,022), (1,22 ± ± 0,048) против (1,39 ± 0,026) и (1,33 ± 0,021) против (1,47 ± 0,013) у.е. Межгрупповая разница активности АОС девушек, принимавших изучаемую селеносодержащую добавку, и их контрольными сверстницами в январе и июне составляла 12,4 и 13,1 % (Р < 0,01).

IX-X серии исследований показали, что в период обучения на 1-м курсе концентрация Se у студентов контрольной группы менялась несущественно: от (47,91 ± 0,724) в сентябре до (47,95 ± 0,622) мкг/л в июне в отличие от юношей, принимавших биодобавку и получавших «Селенес+» в комплексе с курсом фотохромосеансов (соответственно (49,41 ± ± 0,600)-(72,79 ± 0,927) и (50,07 ± 0,196)-(75,50 ± 0,868) мкг/л). С января по май данный параметр был выше у студентов опытных групп, чем у их сверстников из группы контроля на 27,8-51,8 и 28,5-57,5 % (Р < 0,01). На 2-м курсе юноши опытных групп в ходе всей серии исследований превосходили своих сверстников на 25,8-52,2 и 34,7-67,3 % (Р < 0,01).

Активность ПОЛ в первокурсников контрольной группы статистически значимо превосходила таковую юношей II и III групп на 3,5-6,8 (январь - май) и 6,4-10,4 % (январь -июнь) соответственно (Р < 0,05-0,01). На 2-м курсе интенсивность ПОЛ у студентов контрольной группы увеличивалась оба семестра к сессиям от (3,78 ± 0,060) до (3,79 ± 0,039) и от (3,44 ± 0,020) до (3,80 ± 0,056) у.е. У студентов, принимавших «Селенес+» и проходивших курс приема добавки в комплексе с фотохромосеансами, данный показатель снижался от начала 3-го семестра к его концу: (3,61 ± 0,020) против (3,52 ± 0,034) и (3,29 ± ± 0,023) против (3,13 ± 0,020) у.е. соответственно. Аналогичная картина была зафиксирована в 4-м семестре. Отмечено, что юноши II группы в сентябре, январе, мае и июне отличались меньшей активностью ПОЛ, чем их сверстники из группы контроля (на 4,5-10,3 % (Р < 0,05-0,01); а студенты III группы -на 9-19,7 % (Р < 0,01) во все сроки исследований X серии.

Студенты, принимавшие «Селенес+», во

все сроки 2-го учебного семестра превосходили по активности АОС сверстников из контрольной группы на 14,3-21,9 % (Р < 0,01), а принимавших биодобавку в комплексе с курсом фотохромосеансов - на 20,2-34,2 % (Р < 0,05-0,01). Во время 3-го учебного семестра у студентов I группы происходило уменьшение данного параметра, а у их однокурсников из II и III групп - увеличение. Начиная с сентября и декабря до конца учебного года юноши, принимавшие добавку и получавшие «Селенес+» в комплексе с фотохро-мосеансами, отличались большей активностью АОС, чем сверстники из группы контроля на 11,7-23 и 12,6-32,2 % (Р < 0,01) соответственно. На рис. 1 показана активность АОС студентов в конце второго учебного года.

В Х!-ХП сериях исследований уровень изучаемого микроэлемента у девушек контрольной группы менялся от (60,00 ± 1,418) до (62,15 ± 1,167) мкг/л. Начиная с января и до конца учебного года студентки II и III групп превосходили сверстниц I группы соответственно на 28,8-44,8 и 25,2-51,5 % (Р < 0,01). На 2-м курсе диапазон колебаний уровня селена в группе контроля составлял (58,70 ± ± 0,558)-(63,40 ± 2,348) мкг/л. У девушек II и

III групп во все сроки исследования концентрация микроэлемента была выше контрольных значений на 17,5-44,1 и 19,7-52,1 % (Р < 0,01).

Активность ПОЛ у студенток всех групп в 1-м семестре уменьшалась от начала к концу теоретического обучения, после чего возрастала к экзаменационному периоду до (4,69 ± ± 0,061), (4,39 ± 0,079) и (4,65 ± 0,067) у.е. Во 2-м семестре активность ПОЛ росла в контрольной группе (до (4,87 ± 0,014) у.е.), тогда как у студенток, принимавших «Селенес+» и получавших его совместно с фотохромосеан-сами, напротив, уменьшалась (с (4,32 ± 0,113) до (4,28 ± 0,045) и с (4,57 ± 0,046) до (4,44 ± ± 0,071) у.е.). На 2-м курсе интенсивность ПОЛ у девушек группы контроля росла на протяжении семестров: (4,28 ± 0,068)-(4,48 ± ± 0,085) и (4,34 ± 0,057)-(4,38 ± 0,045) у.е. У девушек, принимавших «Селенес+», ПОЛ уменьшалось до (4,15 ± 0,036) у.е. У студенток III группы в 3-м семестре ПОЛ увеличивалось, а в 4-м - уменьшалось до (4,20 ± ± 0,064) у.е. В январе и феврале различия между студентками II и III групп по изучаемому показателю составили 8,4-10,5 % (Р < 0,05).

1,7

1,6

1,5

1,4

1,3

1,2

1,1

Группа; LS Means Wilks lambda=,00489, F(34, 22)=8,6058, p=,00000 Effective hypotheas decompostion Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

2

Группа

Рис. 1. Активность АОС студентов в конце 4-го семестра («Селенес+» и профилактический фотохромосеанс) Fig. 1. Antioxidant activity in students at the end of the 4th semester (Selenes + and disease-preventing photochrome session)

2° • 3

_1 го

г1 cd

Ж

ю о

Рф

S

о> х

О)

Комплекс оздоровительных физических занятий

Профилактический фотохромосеанс

f f f ♦

Тактивность АОС, 1г\0 Л

1 1

Нормализация

регуляции анаболизма-катаболизма

Нормализация содержания глюкозы в крови

Нормализация

тонуса и питания стенок сосудов

Ферментативное звено АОС Неферментативное звено АОС

tSe, tGPx tGSH, sl/GSSG Твит-Е,Твит.А

tig А, М, G

tSe, ID

Синхронизация взаимодействий элементов иммунной системы

^активность АОС, фПОЛ; биобаланс СРО и АОС

Оптимизация функций системы кровообращения и базовых физиологических функций

Усиление естественной резистентности организма.

Быстрый переход к долговременной адаптации

1

Регуляция содержания йода

Нормализация обратных связей в системе щитовидная железа-гипофиз-гипоталамус-надпочечники-гонады

Тмасса тела, рост

Нормализация обмена кальция. Ускорение основного обмена.

Ту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спеваемость

Рис. 2. Механизмы влияния моделируемых факторов на формирование и развитие адаптации организма Fig. 2. Mechanisms of the effect of simulated factors on the formation and development of body adaptation

!

i Ъ b

Тактивность ферментов крови (Se-фотоловушка)

Активация интеллектуальных функций

| о

ia А

а> Ф

£ £

5

I

о

0

00 *

1 о

№ §

№ Е

о

£ ф

ф s

о

3 № о 00 0) £

с ф

0) а 0) э

3 0) J5 С С о

3

со

Р

S °

Е со

На 1-м курсе активность АОС у студенток группы контроля снижалась от (1,28 ± 0,036) до (1,14 ± 0,017) у.е. У девушек III группы она, напротив, увеличивалась до (1,87 ± 0,018) у.е. В январе - июне разница составила 21,4-64 % (P < 0,01) в пользу девушек, принимавших «Селенес+» совместно с фотохромосеансом. В 3-м учебном семестре активность АОС в снижалась у девушек из I и повышалась у их сверстниц из II и III групп; в 4-м - возрастала у девушек всех групп: (1,18 ± 0,018) против (1,27 ± 0,026), (1,48 ± 0,053) против (1,59 ± ± 0,028) и (1,61 ± 0,045) против (1,68 ± ± 0,036) у.е. соответственно. На протяжении всей XII серии исследований девушки I группы уступали сверстницам опытных групп на 14,5-25,9 и 16,2-47,1 % соответственно (Р < 0,01).

Полученные результаты описанных биохимических тестов, целого ряда антропометрических, гематологических исследований, а также изучения особенностей сердечнососудистой и вегетативной нервной системы позволили составить схему, демонстрирующую механизмы воздействия моделируемых факторов на реализацию адаптации организма к меняющимся условиям среды (рис. 2).

Заключение. Таким образом, в случае комплексной селеновой коррекции адаптации организма происходит нормализация баланса между прооксидационными (понижение уровня малонового диальдегида, глутатиона окисленного, активности ПОЛ) и противооксида-ционными (нарастание концентрации витаминов Е и А, глутатиона восстановленного, каталазы, глутатионпероксидазы, селена, активности АОС) параметрами системы антиок-сидантной защиты, а также ускоренный переход от кратковременной адаптации к долговременной.

Как следствие, в возрастном аспекте имеют место обменные (увеличение содержания общего белка, стабилизация уровня йода, глюкозы, кальция), иммунные (активизация гемопоэза, рост уровня А-, М-, G-иммуно-глобулинов), соматометрические (увеличение массы тела) эффекты.

Поэтому проведение профилактики селе-нодефицита во многом способствует снижению напряжения регуляторных механизмов и биологически более эффективному протеканию адаптации организмов к новым условиям жизнедеятельности с учетом биогеохимической специфичности региона.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Стресс, физиологические и экологические аспекты адаптации путем коррекции / Н.А. Агаджанян, С.В. Но-това. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2009. -274 с.

2. Маймулов, В.Г. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях / В.Г. Маймулов, С.В. Нагорный, А.В. Шаб-ров. - СПб.: СПб. ГМА им. И.И. Мечникова, 2000. - 342 с.

3. Оберлис, Д. Биологическая роль макро-и микроэлементов у человека и животных / Д. Оберлис, Б. Харланд, А. Скальный. - СПб.: Наука, 2008. - 544 с.

4. Панихина, А.В. Влияние оздоровительной аэробики на адаптацию первокурсниц из сельской и городской местности к условиям обучения в высшей школе / А.В. Панихина, О.Б. Колесникова // Бюл. эксперимент. биологии и медицины. - 2011. - Т. 152, № 10. -С. 463-465.

5. Радыш, И. В. Введение в элементоло-гию: учеб. пособие / И.В. Радыш, А.В. Скальный, С.В. Нотова и др. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2017. - 183 с.

6. Скальная, М.Г. Макро- и микроэлементы в питании современного человека: эколо-го-физиологические и социальные аспекты / М.Г. Скальная, С.В. Нотова. - М. : РОСМЭМ, 2004. - 310 с.

7. Сусликов, В.Л. Геохимическая экология болезней. Т. 2: Атомовиты / В.Л. Сусликов. - М. : Гелиос АРВ, 2000. - 672 с.

8. Элементный статус населения России. Ч. 4: Элементный статус населения Приволжского и Уральского федеральных округов / Л.И. Афтанас; под ред. А.В. Скального, М.Ф. Киселева. - СПб.: Медкнига «ЭЛБИ-СПб», 2013. - 576 с.

9. Шарыпова, Н.В. Вегетативные индексы при экзаменационном (эмоциональном) стрессе / Н.В. Шарыпова // Фундамент. исследования. - 2005. - № 2. - С. 58-59.

10. Bosello-Travain, V. Protein disulfide isomerase and glutathione are alternative substrates in the one Cys catalytic cycle of glutathione peroxidase 7 / V. Bosello-Travain, M. Conrad, G. Cozza et al. // Biochimica et Biophysica Acta (BBA). General Subjects. - 2013. -Vol. 1830. - P. 3846-3857.

11. Dong, Yu. Antioxidative role of selenoprotein W in oxidant-induced chicken splenic lymphocyte death / Dong Yu., Zi-wei Zhang, Hai-dong

Yao //BioMetals. - 2014. - Vol. 27. - P. 277-291.

12. Gao, J. Daily selenium intake in a moderate selenium deficiency area of Suzhou, China / J. Gao, Y. Liu, Y. Huang et al. // Food Chem. -2011. - Vol. 126. - P. 1088-1093.

13. Hanif, S.H. Muhammed Influence of Menstrual Cycle on Maximal Aerobic Power of Young Female Adults // AJPARS. - 2011. -Vol. 3, no. 1. - Р. 36-41.

14. Traber, M.G. Vitamins C and E: Beneficial effects from a mechanistic perspective / M.G. Traber, J.F. Stevens // Free Radical Biology and Medicine. - 2011. - Vol. 51, iss. 5. -P. 1000-1013.

15. Zhang, Q. Enzymatic Methylation: A Tale of Two SAMs / Q. Zhang, W.A. Van der Donk, W. Radical-Mediated // Acc. Chem. Res. - 2012. -Vol. 45. - P. 555-564.

Никулина Анна Витальевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2572-119Х.

Поступила в редакцию 30 марта 2019 г.

DOI: 10.14529/hsm19s109

ENHANCEMENT OF FRESHMEN'S ADAPTATION TO HIGH SCHOOL

A.V. Nikulina, [email protected], ORCID: 0000-0003-2572-119X I.N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation

Aim. The article deals with studying the effect of a complex selenium-containing compound and physio disease-preventing means on the enhancement of biochemical indicators in freshmen living in a selenium-deficient area. Materials and methods. We conducted 12 longitudinal studies with the students of the first and second year studying at Chuvash Universities (n = 180). Selenium concentration in blood serum was established with the help of fluorometry performed according to Golubkina's interpretation (Fluorat-02-2M). The activity of lipid peroxidation (c.u.) and antioxidant system (c.u.) was studied using induced chemiluminescence (Biochemilumino-meter EXH-06). Results. The use of Selenes+ together with a disease-preventing photochrome session is accompanied by antioxidant, metabolic, and hemopoietic effects manifested in the increase of antioxidant activity and selenium concentration by 31.1 and 62.5 %, respectively, and the decrease of lipid peroxidation by 4.1-19.7 % compared to control values. The use of Se-lenes+ together with exercises contributes to less pronounced stress in the cardiovascular system both during the study and exam periods. Conclusion. Therefore, selenium correction of body adaptation with respect to a biogeochemical specifics of a region normalizes the balance between prooxidant and antioxidant elements of the antioxidant protection system and provides an accelerated shift from short-term to long-term adaptation.

Keywords: adaptation, students, antioxidant system, selenium, selenium-deficient area.

References

1. Agadzhanyan N.A., Notova S.V. Stress, fiziologicheskiye i ekologicheskiye aspekty adaptatsii putem korrektsii [Stress, Physiological and Environmental Aspects of Adaptation by Correction]. Orenburg, OGU Publ., 2009. 274 p.

2. Maymulov V.G., Nagornyy S.V., Shabrov A.V. Osnovy sistemnogo analiza v ekologo-gigiyeni-cheskikh issledovaniyakh [Fundamentals of System Analysis in Environmental and Hygienic Studies]. St. Petersburg, State Medical Academy named after I.I. Mechnikov Publ., 2000. 342 p.

3. Oberlis D., Kharland B., Skal'nyy A. Biologicheskaya rol' makro- i mikroelementov u chelove-ka i zhivotnykh [The Biological Role of Macro- and Microelements in Humans and Animals]. St. Petersburg, Science Publ., 2008. 544 p.

4. Panikhina A.V., Kolesnikova O.B. [The Impact of Recreational Aerobics on the Adaptation of Freshmen from Rural and Urban Areas to the Conditions of Higher Education]. Byulleten' eksperimen-tal'noy biologii i meditsiny [Bulletin of Experimental Biology and Medicine], 2011, vol. 152, no. 10, pp. 463-465. (in Russ.)

5. Radysh I.V., Skal'nyy A.V., Notova S.V. Vvedenie v elementologiyu [Introduction to Elemen-tology]. Orenburg, 2017. 183 p.

6. Skal'naya M.G., Notova S.V. Makro- i mikroelementy v pitanii sovremennogo cheloveka: ekolo-go-fiziologicheskiye i sotsial'nyye aspekty [Macro- and Micronutrients in the Diet of Modern Man. Environmental, Physiological and Social Aspects]. Moscow, ROSMEM Publ., 2004. 310 p.

7. Suslikov V.L. Geokhimicheskaya ekologiya bolezney [Geochemical Ecology of Diseases]. Moscow, Helios ARV Publ., 2000, vol. 2. 672 p.

8. Aftanas L.I., Skal'nyy A.V., Kiselev M.F. Elementnyy status naseleniya Rossii. CHast' 4. Ele-mentnyy status naseleniya Privolzhskogo i Ural'skogo federal'nykh okrugov [The Elemental Status of the Population of Russia. Part 4. The Elemental Status of the Population of the Volga and Ural Federal Districts]. St. Petersburg, Medkniga ELBI-SPb Publ., 2013. 576 p.

9. Sharypova N.V. [Vegetative Indices Under Examination (Emotional) Stress]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2005, no. 2, pp. 58-59. (in Russ.)

10. Bosello-Travain V., Conrad M., Cozza G., Negro A. et al. Protein Disulfide Isomerase and Glutathione are Alternative Substrates in the one Cys Catalytic Cycle of Glutathione Peroxidase 7. Biochimica et Biophysica Acta (BBA). General Subjects, 2013, vol. 1830, pp. 3846-3857. DOI: 10.1016/j.bbagen.2013.02.017

11. Dong Yu, Zi-wei Zhang, Hai-dong Yao, Shu Li, Shi-wen Xu. Antioxidative Role of Selenoprotein W in Oxidant-Induced Chicken Splenic Lymphocyte Death. BioMetals, 2014, vol. 27, pp. 277-291. DOI: 10.1007/s10534-014-9708-9

12. Gao J., Liu Y., Huang Y., Lin Z.Q. et al. Daily Selenium Intake in a Moderate Selenium Deficiency Area of Suzhou, China. Food Chem, 2011, vol. 126, pp. 1088-1093. DOI: 10.1016/j.foodchem. 2010.11.137

13. Hanif S.H. Muhammed Influence of Menstrual Cycle on Maximal Aerobic Power of Young Female Adults. AJPARS, 2011, vol. 3, no. 1, pp. 36-41. DOI: 10.4314/ajprs.v3i1.7

14. Traber M.G., Stevens J.F. Vitamins C and E: Beneficial Effects from a Mechanistic Perspective. Free Radical Biology andMedicine, 2011, vol. 51, iss. 5, pp. 1000-1013. DOI: 10.1016/ j.freeradbiomed.2011.05.017

15. Zhang Q., Van der Donk W.A., Radical-Mediated W. Enzymatic Methylation: A Tale of Two SAMs. Acc. Chem. Res, 2012, vol. 45, pp. 555-564. DOI: 10.1021/ar200202c

Received 30 March 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Никулина, А.В. Совершенствование адаптации студентов младших курсов к условиям высшей школы / А.В. Никулина // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. -Т. 19, № Б1. - С. 68-76. БОГ 10.14529/Ь8ш198109

Nikulina A.V. Enhancement of Freshmen's Adaptation to High School. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. S1, pp. 68-76. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm19s109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.