ECONOMICS AND LAW
ЗАВЕЩАНИЕ КАК СДЕЛКА И ОСНОВАНИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ
Хаконова И.Б.
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса юридического
факультета Адыгейского государственного университета
Шадже М.Г.
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса юридического
факультета Адыгейского государственного университета
Хасанова С.Г.
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Адыгейского государственного университета
TESTAMENT AS A DEAL AND BASIS OF INHERITANCE
Khakonova I.,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil and Arbitration of the Faculty of Law of the
Adyghe State University Shadzhe M.,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil and Arbitration of the Faculty of Law of the
Adyghe State University Khasanova S.
Candidate of Law, Associate Professor of the Criminal Procedure and Criminalistics Department of the Faculty
of Law of the Adyghe State University
Аннотация:
в статье речь идет о завещании как односторонней сделке; об совместном завещании супругов, по которому они вправе по обоюдному усмотрению определить последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно; о наследственном договоре, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию.
Abstract:
The article deals with the will as a unilateral transaction; on the joint will of the spouses, according to which they have the right, at their mutual discretion, to determine the consequences of the death of each of them, including the one that occurred simultaneously; on an inheritance agreement, the terms of which determine the circle of heirs and the procedure for transferring rights to the property of the testator after his death to the surviving parties of the testator or to the surviving third parties who may be called upon to inherit.
Ключевые слова: сделка, завещание, завещатель, совместное завещание супругов, наследственный договор.
Keywords: deal, will, testator, joint will of spouses, inheritance contract.
В течение жизни каждый человек вступает в самые разные отношения с другими индивидами и коллективами, активно участвуя в общественной жизни.
Не вызывает сомнения и тот факт, что индивид — частное лицо — только тогда может в полной мере реализоваться, когда обладает максимальной свободой в своих действиях и решениях. Гражданский закон нашей страны особо оговаривает, что отношения, которые он призван регулировать, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (ст. 1 Гражданского кодекса РФ). Автономия воли физического лица предполагает, что гражданин сам — своей волей и в своем интересе — приобретает и осуществляет гражданские права, принимает на себя гражданские обязанности и исполняет их. Он наделяется в этой сфере свободой целеполагания и по этой причине основным методом регулирования
частных отношений является диспозитивный метод — закон «вмешивается» в основном тогда, когда участники гражданских отношений сами не установили для себя правил поведения.
Упомянутая автономия воли в жизни физического лица-гражданина проявляется, помимо прочего, в том, что он приобретает для удовлетворения своих потребностей разнообразные имущественные блага (вещи, деньги, ценные бумаги и т.п.).
Основным правовым инструментом, посредством которого индивиды участвуют в разнообразных частных отношениях, оформляющих принадлежность и «движение» имущественных благ, являются сделки. По определению законодателя, это «действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей» (ст. 153 ГК РФ) [1].
Как известно, в течение жизни человека количественная и качественная составляющие его имущества постоянно модифицируются, но при этом его имущественная сфера находится под особой защитой закона и эта защита проявляется и в том, что имущество после смерти гражданина не лишается обладателя, не становится бесхозяйным, а переходит на предусмотренном законом титуле к иными лицам.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ, [2] оно наследуется, переходя к новым обладателям, в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если только положениями Кодекса не установлено иное. Здесь следует также отметить, что и в сфере наследования индивиду предоставляется широкая свобода. Последнее проявляется в том, что гражданин может либо согласиться с порядком посмертного преемства, установленного нормами ГК РФ, либо самостоятельно определить судьбу своего имущества, составив завещание.
Настоящий этап развития и модернизации наследственного права обладает в числе прочего свойством необычайного расширения пределов свободы индивида, в частности — свободы завещать имущество для граждан- участников экономического оборота [2]. При этом в качестве одной из гарантий надлежащей и полной реализации этой свободы выступают легально закрепленные специфические, конститутивные свойства завещания как особой «посмертной» (совершаемой на случай смерти) сделки: 1) завещание представляет собой сделку имущественного характера и содержит распоряжения об имуществе, принадлежащем физическому лицу. Если в соответствующем документе таких распоряжений нет, то он не может квалифицироваться как завещание; 2) завещание определяет судьбу имущественных благ исключительно и только на случай смерти их обладателя — никакой иной правовой инструмент для этого не может быть использован; 3) завещание — это односторонняя сделка, совершаемая волей одного лишь завещателя, действующего свободно, непринужденно и в своем интересе; 4) завещание по своей природе строго личное действие — его совершение нельзя поручить представителю; 5) завещание предназначается для того, чтобы создавать имущественные права и обязанности после открытия наследства — и никак не раньше.
Как справедливо отмечают М.С. Абраменков и П.В. Чугунов, завещание как сделка и завещание как основание наследования тесно связаны друг с другом, выражая сущность завещания как единого правового явления [3].
Сделка-завещание совершается для того, чтобы выступить в будущем в качестве основания наследования и вызвать соответствующие правовые последствия в виде посмертного правопреемства согласно воле завещателя, выраженной и закрепленной в требуемой законом форме. Следовательно, завещание как основание наследования
отпадет в том случае, если сделка-завещание недействительна как совершенная в противоречии с предписаниями наследственного закона.
Можно дать следующее наиболее исчерпывающее определение завещания: совершаемая до открытия наследства в установленной законом форме строго личная односторонняя распорядительная сделка полностью дееспособного физического лица об имуществе, которое ему принадлежит либо может принадлежать, на случай смерти, влекущая соответствующие юридические последствия после открытия наследства.
Понимание завещания в российском гражданском правопорядке менялось с течением времени. Представляя собой изначально волеизъявление лица на случай смерти, в котором сочетались как распоряжения об имуществе, так и разнообразные наставления и пожелания потомкам, завещание в дальнейшем облекается в строгую юридическую форму.
Также хотелось бы указать, что хотя завещание в целом укладывается в понятие сделки, предложенной доктриной и законом, его вполне можно считать действием, направленным на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, более «масштабным», по сравнению с иными сделками.
Правовая специфика наследования: завещание действует после смерти лица, его совершившего, т.к. закон охраняет волю завещателя, и, кроме того, оно может заблокировать действие значительной части норм наследственного права — пожелания завещателя будут иметь над ними приоритет.
Рассматривая вопрос о недействительности завещания, мы обсуждаем волю того лица, которое уже отсутствует и не может объяснить причины и мотивы, побудившие его именно так и не иначе сформулировать свои распоряжения.
Законодательство в сфере недействительности завещаний не характеризуется достаточной степенью системности, а взгляды, высказываемые в доктрине, не характеризуются единообразием и последовательностью, что, в свою очередь, создает существенные затруднения для правоприменительной практики.
Также хотелось бы добавить и рассмотреть Федеральный закон от 19.07.2018 № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» [4].
В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное
завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена Гражданским кодексом РФ.
При этом условия совместного завещания супругов действуют в части, не противоречащей правилам об обязательной доле в наследстве (в том числе об обязательной доле в наследстве, право на которую появилось после составления совместного завещания супругов), а также о запрете наследования недостойными наследниками. Совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
При удостоверении совместного завещания супругов нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его совершения, если супруги не заявили возражение против этого.
Совместное завещание супругов может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни. После смерти одного из супругов, а также после смерти пережившего супруга совместное завещание супругов может быть оспорено по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор)
[5].
Наследственный договор может также содержать условие о душеприказчике и возлагать на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения.
Наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его заключения, если стороны не заявили возражение против этого.
Наследодатель вправе совершить в любое время односторонний отказ от наследственного договора путем уведомления всех сторон наследственного договора о таком отказе. При этом он обязан возместить другим сторонам наследственного договора убытки, которые возникли у них в связи с его исполнением к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от наследственного договора. Другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3: федер. закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. -Ст. 153.
2. Петров, Е.Ю. Наследственное право России: состояние и перспективы развития (сравнительно-правовое исследование) / Е.Ю. Петров // М.: М-Логос. - 2017. - С. 152.
3. Абраменков, М.С., Чугунов, П.В. Наследственное право / отв.ред. В.А. Белов // М.: Юрайт. -2013. - С. 147.
4. О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 19.07.2018 № 217-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. -№30. - Ст. 4552.
5. Вавилин, Е.В. Осуществление наследственных прав: субъекты, объекты, механизм реализации / Е.В. Вавилин // Наследственное право. -2011. № 1.- С. 9-12.