Научная статья на тему 'Заступник или разбойник? (Разин у В. Шукшина и в фольклоре)'

Заступник или разбойник? (Разин у В. Шукшина и в фольклоре) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
721
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стрыгина Е. Л.

Rasin in Shukshin's prose accepted many elements of the Russian folklore prototype. Like in historic folk songs about the free Don leader, Shukshin's main character is depicted as a freedom loving, fair and strong willed, inflexible man. Shukshin worked both under the influence of research source books and fiction literary tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A protector or a robber? (Rasin in Shukshin's works and in Russian folk - lore)

Rasin in Shukshin's prose accepted many elements of the Russian folklore prototype. Like in historic folk songs about the free Don leader, Shukshin's main character is depicted as a freedom loving, fair and strong willed, inflexible man. Shukshin worked both under the influence of research source books and fiction literary tradition.

Текст научной работы на тему «Заступник или разбойник? (Разин у В. Шукшина и в фольклоре)»

ЗАСТУПНИК ИЛИ РАЗБОЙНИК? (РАЗИН У В. ШУКШИНА И В ФОЛЬКЛОРЕ)

Е.Л. Стрыгина

Strygina E.L. A protector or a robber? (Rasin in Shukshin’s works and in Russian folk - lore). Rasin in Shukshin’s prose accepted many elements of the Russian folklore prototype. Like in historic folk songs about the free Don leader, Shukshin’s main character is depicted as a freedom - loving, fair and strong - willed, inflexible man. Shukshin worked both under the influence of research source - books and fiction literary tradition.

Список писателей, обращавшихся к осмыслению разинской темы, несомненно, велик. Он включает значительный круг известных имен, среди которых М. Цветаева, А. Чапыгин, Ст. Злобин, В. Шукшин. Различные поколения в зависимости от своего исторического мировидения по-разному воспринимают историческую фигуру Разина, обладающего не только светлыми свойствами - чувством товарищества, стремлением к справедливости, независимостью, отважной силой духа - но и темными сторонами характера: крутым нравом, вспыльчивостью, жестокостью. Разин, крестьянский предводитель, заступник слабых и обездоленных, становится для В.М. Шукшина самым притягательным и интересным образом в русской истории. Писатель на протяжении всего творчества пытался разрешить важнейшие, на его взгляд, жизненные ситуации, в эпицентре которых почти всегда оказывается главный герой, находящийся в непрекращающейся схватке за правду.

«Образ Степана Тимофеевича Разина, -справедливо отмечал Л.И. Емельянов, - занимал Шукшина давно. И поначалу, вероятно, не как образ героя будущего романа, а как личность, как некий пока еще не вполне определенный, но как бы предощущаемый, предчувствуемый нравственный эталон, лишь отдельными своими сторонами соотносимый с реальной действительностью» [1].

В.М. Шукшин стремится к переосмыслению образа Разина и его эпохи. Опираясь на народную память, писатель пытается изобразить прежде всего человека с присущими ему земными страстями и желаниями. Степан Разин - яркая, индивидуальная личность с присущей ей беззаветной храбростью, непосредственным характером и сильной волей. Этот образ проходит через все творчест-

во писателя от первого сборника «Сельские жители», где помещен рассказ «Стенька Разин», до киносценария и романа «Я пришел дать вам волю».

В. Юдин, исследуя шукшинского Разина, замечает: «Взаимоисключающие полярности скрестились в душе Степана: раскаленная до предела ненависть к угнетателям и беззаветная любовь к угнетенным. На этом контрасте -основном художественном принципе раскрытия героя - высвечивается его незаурядная личность» [2]. Народ чувствовал в Степане непреодолимую силу, смелость, могучее стремление к воле. Взамен за неисчерпаемое доверие Разин отдал полностью себя простому люду, не отрекаясь от тяжкого креста до конца, обрекая себя на публичную казнь.

Шукшин, ощутивший на себе антикре-стьянские акции власти 1930-1950-х гг., вероятно, не без оснований, полагал, что образ крестьянского заступника по-прежнему живет в народе, беспредельно дорог и любим. Но, по его мысли, о настоящем Разине люди знают поверхностно. Отсюда и вытекает необходимость адекватного воссоздания образа народного любимца без преувеличения и фальши - такова была позиция Шукшина. Писатель подробно изучал историю, связанную с эпохой Степана Тимофеевича, собирал материалы о крестьянском восстании. В доме его матери находились редкие книги, в основном изданные в XIX - начале XX вв., относящиеся непосредственно к разинской теме. Также Шукшин опирался и на народное представление о некоторых событиях, отраженных в фольклоре. Вероятно, Шукшин не мог равнодушно пройти мимо исторической песни «Разин и воевода», вобравшей в себя меткие словесные зарисовки, наделившей Разина способностью к волшебству: его не

берет никакая сила. Воспетый народом атаман обладает необыкновенной мощью, смелостью и отвагой:

«Они пушки бы заряжали и по Стеньке бы стреляли. Что возговорит Стенька Разин городскому да воеводе: «И вы пороху не теряйте и снарядов не ломайте,

Меня пулечка не тронет, меня ядрышко не возьмет» [3].

При создании рассказа «Стенька Разин» (1962) Шукшин, как представляется, во многом опирался на песенный образ Степана Тимофеевича. Исторические песни оставили неизгладимый отпечаток в памяти русского народа. Они выполняли вполне определенные функции: вдохновляли на новые подвиги и сохранялись людьми, воспринимающими песни как многовековую национальную традицию. «Историческая песня, - отмечает Т.В. Зуева, - фольклорная эпическая, лироэпическая или лирическая песня, содержание которой посвящено важному событию или значительному лицу русской истории и выражает национальные интересы народа, его идеалы. Она обращена к военно-героической теме и к теме народных движений» [4].

Народ слагал песни об ожесточенных схватках, заканчивающихся зачастую победой низов, верующих в светлое, безмятежное будущее, питающих надежду на то, что придет человек, который воплотит их сокровенные мечты в реальность. Им оказался Степан Разин. В фольклоре существует целый цикл песен о разинском восстании. Почти все они принадлежат к лирическому жанровому типу. Разинский фольклор в силу своей художественной значимости привлекал внимание ряда поэтов. В XIX в. появляются народные песни литературного происхождения: «Из-за острова на стрежень...» Д. Садовнико-ва, «Утес Стеньки Разина» А. Навроцкого, «Казнь Стеньки Разина» И. Сурикова. Некоторые исторические эпизоды, упоминающиеся в песнях «Из-за острова на стрежень», «Разин и казачий круг», затрагиваются и в известном рассказе В.М. Шукшина. Его главным героем является не Разин, а талантливый деревенский скульптор Васека, занимающийся резьбой по дереву.

«Он любил свои родные края, горы свои, <...>, мать... всех людей. И любовь эта жгла и мучила - просилась из груди. И не понимал Васека, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться» [5].

В его личности акцентируется художественная одаренность, талантливость как неоспоримо важная грань народного характера. Ведь талант в народном понимании является национальной приметой русского человека. Главной задумкой Васеки была идея вырезать из дерева фигуру Степана Разина, о котором ему много рассказывал учитель истории Захарыч.

Л.И. Емельянов справедливо замечает: «Определенные черты нравственного облика Разина, составляют круг идеалов такой личности, как Васека. Эту личность и рисует Шукшин - личность сильного талантливого, своенравно-независимого человека, которому в Разине, точнее, в том идеальном образе великого атамана, который сложился в его воображении, более всего дороги справедливость, великодушие, огромная, беззаветная любовь к людям» [1, с. 121].

Захарыч любил рассказывать некоторые эпизоды из жизни Степана Разина:

«- ...Мужик он был крепкий, широкий в плечах, легкий на ногу... чуточку рябоватый. Одевался так же, как все казаки. <...> Это ж был человек!.. Раз попали они так, что жрать в войске нечего. <...> И увидел Стенька: один казак совсем уж отощал. <...> Стенька толкнул его - подает свой кусок мяса.<...> Тот видит, что атаман сам почернел от голода. «Ешь сам, батька. Тебе нужнее.<...> Тогда Стенька как выхватил саблю - она аж свистнула в воздухе. <...> Я кому сказал: бери!» Казак съел мясо» (т. II, с. 22).

Образ Разина строится на гиперболе, как и в фольклоре: «как развернется, как глянет исподлобья - травы никли». Аналогичный пример гиперболизации можно увидеть в эпизоде из былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник»:

И от него ли - то от посвисту соловъяго, <... >

То все травушки - муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,

Темны лесушки к земли ecu приклоняются... [6].

Но если в фольклоре такого рода гиперболизация связана с отрицательным персонажем (Соловей-разбойник), то в рассказе Шукшина прием направлен на воссоздание образа народного заступника. Страх перед атаманом и боязнь потерять единственного защитника обращались среди казаков-повстанцев в трепет перед его фигурой.

Интересно, что главную, отправную деталь портрета Разина ((Мужик он был крепкий»), как и некоторые характеристики личности, Шукшин, вероятно, почерпнул в исторических источниках. У историка С.М. Соловьева в его «Истории с древнейших времен» (1851) находим следующие строки: «Был в донском войске козак известный, ловкий, Степан Тимофеевич Разин, был он росту среднего, крепкого сложения, лет около сорока» [7].

У историка Н.И. Костомарова в труде «Бунт Стеньки Разина» (1858) можно найти аналогичную деталь образа атамана: «Стенька Разин был человек крепкого сложения необыкновенно предприимчивый и деятельный, человек непреодолимой воли; <...> своенравный и непостоянный, <...>, то мрачный, то суровый, то разгульный до бешенства» [8].

Однако литературное выражение человек «крепкого сложения» трансформируется у Шукшина, надо полагать, под воздействием фольклорной поэтики, разговорной языковой стихии в сказовое «мужик он был крепкий». Смысл остается прежним, форма выражения адаптируется к фольклорно-сказовой.

Образ Степана Тимофеевича, окруженный многовековой славой, беспредельной любовью, ярко и красочно воспет в фольклоре. Примером может служить песня «Разин и казачий круг»:

...Породился удалой доброй молодец,

По имени Степан Разин Тимофеевич.

В казачий круг Степанушка не хаживал,

Он с нами, казаками думу не думывал,

Ходил, гулял Степанушка во царев кабак,

Он думал крепку думушку с голутьбою:

«Судари мои братцы, голь кабацкая!

Поедем мы, братцы, на сине море гулять... [9].

Степан именуется «удалым», «добрым» молодцем, который знается с бедным людом, не гнушается общением с ним, называет своими «братцами».

По описаниям учителя Захарыча Разин одевался просто, без излишеств, как и все казаки. Не любил дорогую парчу и прочую роскошь в одежде. Но в следующим эпизоде из песни «Разин на Каспийском море» атаман проявляет интерес к нажитому добру:

Ах, как бы нам добиться до тихих мест,

Что до той ли до проточинки Червонныя,

Как до славного до острова Кавалерского.

Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,

Нам атласу и бархату по размеру всем,

Золотой парчи по достоинствам... [9, с. 156].

Но Степан делит добытое богатство между казаками, никого не обходя стороной. Это соотносится с тем эпизодом в шукшинском рассказе, в котором атаман отдает свой кусок мяса измученному голодом товарищу. Нужно заметить, что на первом месте у атамана всегда оказывалось казачье товарищество. Ради него атаман порой действовал вразрез со своими интересами и желаниями. Примером того может служить эпизод с плененной княжной, задействованный Шукшиным в рассказе.

«Васека, с повлажневшими глазами слушал.

- А княжну - то он как! - тихонько, шепотом, воскликнул он. - В Волгу взял и кинул...» (т. II, с. 22).

С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров, описывая события, связанные с Разиным, не обходят стороной эпизод, имеющий непосредственное отношение к плененной княжне. У С.М. Соловьева читаем: «Однажды Разин катался по Волге; подле него сидела его наложница, плененная персиянка, ханская дочь, красавица, великолепно одетая. Вдруг пьяный атаман вскакивает, хватает несчастную женщину и бросает ее в Волгу, приговаривая: «Возьми, Волга-матушка! Много ты мне дала серебра и золота и великого добра, наделила честью и славою, а я тебя еще ничем не поблагодарил!» [7, с. 286].

У Костомарова находим почти аналогичные строки: «Ах, ты, Волга-матушка, река великая! много ты дала мне злата и серебра и всего добраго; как отец и мать славою и честью меня наделила, а я тебя еще ничем не поблагодарил, на ж тебе, возьми!» [8, с. 331].

Характерно, что оба историка в своем описании используют фольклорные изобразительно-выразительные средства (риторическое обращение, эпитет «матушка», обращенный к Волге). Предположим здесь, что не только русская литература, но и русская историческая наука, связанная с темой Степана Разина, опирается часто на фольклорные источники.

Эпизод с персиянкой оказался в основе сюжета песни «Из-за острова на стрежень...» (1883) Д.Н. Садовникова:

Из-за острова на стрежень, <... >

Выплывают расписные Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,

Обнявшись, сидит с княжной,<...>

Позади их слышен ропот:

- Нас на бабу променял, <... >

- Волга, Волга! Мать родная, <...>.

Не видала ты подарка

От донского казака.

Чтобы не было раздора Между вольными людьми,

Волга, Волга, мать родная,

На, красавцу, прими! <...>

И за борт ее бросает В набежавшую волну... [10].

Разину, как истинному казаку, всегда было важно и дорого мнение его друзей, считавших себя вольным, независимым народом. Услышав недовольство и ропот, Степан, ни на минуту не задумываясь, бросает княжну в Волгу, как препятствие товариществу, как дань реке за удачный поход.

В романе «Я пришел дать вам волю»

В.М. Шукшин детально описывает чувства Разина к персиянке: «Персиянка притронулась к нему: она, видно, замерзла. Степан очнулся. - Никак, озябла? Эх, котенок заморский, - ласково и с удивлением сказал он. Погладил княжну по голове. Развернул за плечо, подтолкнул: - Иди спать. А то и правда, свежо у воды-то» (т. I, с. 361).

В необузданном своем порыве Степан совершает порой опрометчивые поступки, несущие за собой смерть, страдания, слезы невинных людей. Эти факты свидетельствуют о вспыльчивом и крутом нраве атамана. Нельзя не согласиться с И.П. Золотусским, отмечавшим: «Разин у Шукшина, заступник и разбойник, самый настоящий волк в мгновенья гнева, а таких мгновений к несчастью, в его слепой жизни было много» [11]. Разбойная натура Разина проявилась, вероятно, в его отношении к плененной княжне: Степан избавляется от нее, считая неподвластным себя никому, тем более женщине.

Интересно соотношение финала шукшинского рассказа с гибелью атамана. Васека целыми днями трудился в мастерской, всю душу вкладывал в работу. И вот, наконец,

наступил тот день, когда сотворенное можно было показать учителю. Васека позвал Заха-рыча и подвел к верстаку: «...Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана. <...> Это были богатые казаки. Когда пришлось очень солоно, они решили выдать его. <...> Он кинулся к оружию... но споткнулся о персидский ковер, упал. <...> С великим трудом приподнялся Степан, успел прилобанить одному - другому... Но чем-то ударил по голове тяжелым... Рухнул на колени грозный атаман, и на глаза его пала скорбная тень.

«Выбейте мне очи, чтобы я не видел вашего позора, « - сказал он» (т. II, с. 24).

Для сюжета своей работы Васека выбрал самый трагический момент из жизни Степана -пленение атамана «домовитыми» казаками. Атаман боролся из последних сил, словно разъяренный зверь, загнанный в клетку, уж больно дорога была ему, как истинному казаку, жизнь и свобода, боролся до конца, не желая сдаваться, но победить в этой неравной борьбе было уже не в его силах. Шукшин, как и его герои, скорбит и содрогается там, где историки беспристрастно констатируют «В апреле 1671 года богатые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезен в Черкасск, затем в Москву, где был казнен на эшафоте возле Лобного места» [12].

Соратники Разина лишаются своего защитника, последней надежды на вольную жизнь. В песне «Эсаул сообщает о казни Разина» можно найти эпизоды, в которых описываются настроения в народе после казни Разина:

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесъ, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон <...>

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича...» [9, с. 291].

Оплакивают Разина не только его соратники, но даже природа («помутился славный тихой Дон»), потерявшая в его лице одного из своих вольных сынов. Шукшинские персонажи действуют, поступают, думают и чувствуют подобно песенным «казакам донским»:

«- Ну как, Захарыч? - Это... Никак. - Заха-рыч сел на лавку и заплакал горько и тихо. -Как они его... а?! За что?..<...> - Слабое тело Захарыча содрогалось от рыданий. <...> Они же дух из него вышибают!.. (т. II, с. 25).

Укорененность В.М. Шукшина в фольклоре, его исторические познания позволили ему воссоздать с уникальной достоверностью прошлое, восстановить в памяти читателя героические и трагические моменты русской истории. В рассказе «Стенька Разин» происходит взаимное наложение времен: прошлое сближается с настоящим и обретает художественное правдоподобие. На протяжении всей драматической русской истории VII-XX вв. в народе складывалось весьма неоднозначное мнение о Разине. Но в памяти большинства народа он остался борцом за волю, за справедливость. Свою безграничную любовь к Разину на протяжении всего творчества подчеркивал и

В. М. Шукшин. Его Разин, как и фольклорный герой, вступает в борьбу с неправдой, умирает за свою и казачью волю, за справедливость.

Стихия устного народного творчества всецело поглощала писателя и была для него не только средством познания реального мира, но и одним из главных источников осмысления народного духа.

1. Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества: моногр. Л., 1983. С. 121.

2. Юдин В. Человек. История. Память. М., 1990.

С. 207.

3. Исторические песни. Баллады / сост., подг. текстов, вступ. ст. и примеч. С.Н. Азбелева. М., 1986. С. 238.

4. Зуева Т.В. Русский фольклор. М., 2002. С. 144.

5. Шукшин В.М. Собр. соч.: в 3 т. / сост.: Л. Федосеева-Шукшина. Коммент. Л. Аннинского, Л. Федосеевой-Шукшиной. М., 1985. Т. 2.

С. 22. Далее ссылки на это издание указываются в статье с указанием тома (римскими цифрами), страницы (арабскими цифрами).

6. Былины / сост., автор предисл. и вводн. текст.

B.И. Калугин. М.,1986. С. 116.

7. Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. / отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. М., 1991. Кн. 4. Т. 11-12. История России с древнейших времен. С. 278.

8. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991. Кн. II. Вып. IV и V. С. 326.

9. Русская историческая песня: сб. / вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. Л.И. Емельянова. Л., 1987. С. 154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Русские народные песни / под ред. В. Бекетова. М., 1980. С. 41.

11. Золотусский И.П. Монолог с вариациями. М., 1980. С. 88.

12. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., 1975. Т. 21.

C. 418.

Поступила в редакцию 19.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.