Научная статья на тему 'Защита уязвимых групп граждан от преступлений экстремистской направленности: теоретические и практические аспекты'

Защита уязвимых групп граждан от преступлений экстремистской направленности: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
терроризм / экстремизм / противодействие терроризму / противодействие экстремизму / межнациональное согласие / межконфессиональное согласие / насилие / профилактика и превенция экстремизма / terrorism / extremism / countering terrorism / countering extremism / interethnic harmony / interfaith harmony / violence / prevention and prevention of extremism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорин А. В.

Настоящая статья посвящена проблемам противодействия преступлениям экстремистской направленности и, в частности, вопросам защиты наиболее уязвимых групп граждан от данного вида преступности. Рассмотрены вопросы формирования различных подходов к пониманию дефиниции «экстремизм», проанализированы определения отечественного законодательства по противодействию экстремизму, даны рекомендации по возможным путям его совершенствования. Затронуты вопросы наличия схожих нормативно-правовых актов и законодательных конструкций в зарубежной практике, сделаны выводы сходствах и различиях в понимании и объяснении понятия «экстремизм». Приведены ссылки на актуальные зарубежные исследования по тематике настоящей работы. В научной статье автор предлагает инструментальное понятие межконфессионального и межнационального согласия, рассматривает его роль в противодействии идеологии терроризма и экстремизма. Сделан вывод о том, что эффективная государственная политика в сфере противодействия экстремизму позволяет достичь высокого уровня межнационального и межконфессионального согласия. На примере ряда запрещенных в Российской Федерации религиозных организаций, а также судебной практики привлечения к уголовной ответственности за «лайки» и «репосты» материалов, связанных с религией, рассмотрены негативные последствия непропорциональной и излишне жесткой государственной политики в сфере противодействия экстремизму, а также предложены изменения в действующее законодательство с целью оптимизации указанной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зорин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protecting Vulnerable Groups of Citizens from Extremist Crimes: Theoretical and Practical Aspects

This article is devoted to the problems of countering extremist crimes and, in particular, issues of protecting the most vulnerable groups of citizens from this type of crime. The issues of forming various approaches to understanding the definition of “extremism” were considered, definitions of domestic legislation on countering extremism were analyzed, recommendations were given on possible ways to improve it. The issues of the presence of similar regulatory legal acts and legislative structures in foreign practice were touched upon, conclusions were drawn on similarities and differences in the understanding and explanation of the concept of “extremism.” References to current foreign studies on the subject of this work are given. The article defines the concept of interfaith and interethnic harmony, considers their role in countering the ideology of terrorism and extremism. It is concluded that an adequate state policy in the field of countering extremism allows achieving a high level of interethnic and interfaith harmony. Using the example of some religious organization banned in the Russian Federation, as well as the problems of bringing to justice for likes and reposts of materials related to religion, the author considers the negative consequences of disproportionate and excessively strict state policy in the field of countering extremism and suggests changes to the current legal regulation in this area in order to optimize this policy.

Текст научной работы на тему «Защита уязвимых групп граждан от преступлений экстремистской направленности: теоретические и практические аспекты»

шш

Научная статья УДК 342 . 9

DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-4-453-462

Защита уязвимых групп граждан от преступлений экстремистской направленности: теоретические и практические аспекты

Алексей Вячеславович Зорин

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Санкт-Петербургский институт (филиал), Санкт-Петербург, Россия a.zorin_cof@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-9806-6934

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблемам противодействия преступлениям экстремистской направленности и, в частности, вопросам защиты наиболее уязвимых групп граждан от данного вида преступности. Рассмотрены вопросы формирования различных подходов к пониманию дефиниции «экстремизм», проанализированы определения отечественного законодательства по противодействию экстремизму, даны рекомендации по возможным путям его совершенствования . Затронуты вопросы наличия схожих нормативно-правовых актов и законодательных конструкций в зарубежной практике, сделаны выводы сходствах и различиях в понимании и объяснении понятия «экстремизм». Приведены ссылки на актуальные зарубежные исследования по тематике настоящей работы . В научной статье автор предлагает инструментальное понятие межконфессионального и межнационального согласия, рассматривает его роль в противодействии идеологии терроризма и экстремизма . Сделан вывод о том, что эффективная государственная политика в сфере противодействия экстремизму позволяет достичь высокого уровня межнационального и межконфессионального согласия . На примере ряда запрещенных в Российской Федерации религиозных организаций, а также судебной практики привлечения к уголовной ответственности за «лайки» и «репосты» материалов, связанных с религией, рассмотрены негативные последствия непропорциональной и излишне жесткой государственной политики в сфере противодействия экстремизму, а также предложены изменения в действующее законодательство с целью оптимизации указанной политики

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, противодействие терроризму, противодействие экстремизму, межнациональное согласие, межконфессиональное согласие, насилие, профилактика и превенция экстремизма

Для цитирования: Зорин А . В . Защита уязвимых групп граждан от преступлений экстремистской направленности: теоретические и практические аспекты // Виктимоло-гия. 2023. Т. 10, № 4 . С . 453-462. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-4-453-462

© А .В.Зорин

Research article

Protecting Vulnerable Groups of Citizens from Extremist Crimes: Theoretical and Practical Aspects

Alexey V. Zorin

All-Russian State University of Justice, Saint Petersburg institute (branch),

Saint-Petersburg, Russia

a.zorin_cof@mail.ru

0 https://orcid.org/0000-0002-9806-6934

Abstract. This article is devoted to the problems of countering extremist crimes and, in particular, issues of protecting the most vulnerable groups of citizens from this type of crime . The issues of forming various approaches to understanding the definition of "extremism" were considered, definitions of domestic legislation on countering extremism were analyzed, recommendations were given on possible ways to improve it . The issues of the presence of similar regulatory legal acts and legislative structures in foreign practice were touched upon, conclusions were drawn on similarities and differences in the understanding and explanation of the concept of "extremism ." References to current foreign studies on the subject of this work are given. The article defines the concept of interfaith and interethnic harmony, considers their role in countering the ideology of terrorism and extremism . It is concluded that an adequate state policy in the field of countering extremism allows achieving a high level of interethnic and interfaith harmony. Using the example of some religious organization banned in the Russian Federation, as well as the problems of bringing to justice for likes and reposts of materials related to religion, the author considers the negative consequences of disproportionate and excessively strict state policy in the field of countering extremism and suggests changes to the current legal regulation in this area in order to optimize this policy.

Keywords: terrorism, extremism, countering terrorism, countering extremism, interethnic harmony, interfaith harmony, violence, prevention and prevention of extremism

For citation: Zorin AV. Protecting Vulnerable Groups of Citizens From Extremist Crimes: Theoretical and Practical Aspects . Viktimologiya [Victimology] . 2023;10(4):453-462. DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-4-453-462 (In Russ .)

Введение

Когда мы говорим об экстремизме, то учитываем, что речь в первую очередь идет об антиэкстремистской государственной политике, и это обстоятельство по объективным причинам порождает совершенно иное восприятие данного феномена . Мы убеждены, что чрезвычайно важно вовремя провести границу между потенциальной и реальной экстремистской угрозой, рисками внутри государства, так из-за его пределов . Именно поэтому справедливо будет заметить, что вину за существующие в обществе конфликты экстремистской направленности мы должны делить между внутренними и внешними источниками .

Игнорирование указанного обстоятельства стоит приравнивать к осознанному допущению аномии, которая выступает весьма очевидным следствием усугубления рассматриваемой ситуации . Именно этим обусловлена актуальность выбранной нами темы

Экстремизм принято расценивать как заклейменную и крайне диффузную единицу как терминологического, так и правового поля, и потому сама идея смещения фокуса внимания к рассматриваемой проблеме только лишь в сторону модели «преступление и наказание» не кажется исчерпывающей государственно-охранительной практикой . Указанная дефиниция

не является единственной абстрактной юридической категорией, однако случай с «экстремизмом», фактически не сходящим с уст правоприменителей, представителей журналистского сообщества и граждан, допустимо считать особым . И важно понимать, что аттрактивность данной темы обусловлена не стремлением исследователей уязвить законодателя, а потребностью унифицировать искомую область, ведь без этого, на наш взгляд, немыслимо прогнозирование, которое служит ведущим вектором борьбы с любой многоликой и масштабной угрозой

Описание исследования

На текущий момент нормативно-правовые акты так и не сумели свести все проявления и отзвуки экстремизма к общему знаменателю, в этой связи обязательно обращение к доктрине, задающей в какой-то мере системообразующее начало . Мы видим, что попытка единообразного толкования «экстремизма» кроется, как минимум, в комплексном подходе, вбирающем в себя взгляды различных областей знания (психология, социология, юриспруденция и иные) . Однако привычно рассмотрение данной категории в широком (предрасположенность индивида к крайним взглядам, поступкам) и узком (идентичные теории и практики в религиозной и политической областях, наиболее уязвимых для анализируемой негативной активности) смыслах. Такая тенденция к пониманию экстремисткой деятельности наиболее удобна для правоприменителя и обывателя, но игнорирует целую плеяду условий и потенциальных исходов, что порождает за собой определенные трудности для теории и правоприменительной практики

Исследованием современных проблем противодействия экстремизму и терроризму активно занимаются и представители криминологической науки зарубежных стран — Великобритании [13], Индонезии [9; 14], Израиля [10], США [11], Тайваня [15], а также стран Европейского Союза [16]. Общим для перечисленных исследований является разграничение насильственных и ненасильственных форм экстремистских

проявлений . Применительно к нашему исследованию представляют интерес научные публикации с особым акцентом на свободу вероисповедания и другие религиозные свободы и права. В частности, предпосылки реализации свободы совести анализируются как основа укрепления независимого, свободного и критического мышления личности, свободного развития мысли и убеждений с точки зрения принятия взглядов и знаний, связанных с религией . В этой связи к «неправильным», или точнее сказать неправовым формам использования религии, отнесены фанатизм, религиозный интегрализм, экстремизм и политический экстремизм [12] .

Обременяет исследователей данного вопроса и иное обстоятельство: экстремизм — это сугубо разноплановое явление, поскольку зависит от поведения индивида, его восприятия мира реального и желаемого, готовности влиять на процессы частной и публичной общественной жизни . Ко всему прочему, политическая, экономическая и социально-культурная конъюнктура, в рамках которой такая личность взращивается, не может быть константой Именно поэтому экстремизм продолжает вбирать в себя новое, характерное для «здесь и сейчас»

В этой связи целесообразно фиксировать известные истории из современности проявления экстремизма, ведь в какой-то мере такая практика предопределяет объективные возможности наблюдения и анализа . Ниже будут приведены отдельные примеры из практики отечественной системы противодействия экстремизму, при этом не менее важным представляется и акцентировать внимание на важнейших факторах, обуславливающих это явление, прежде всего на межконфессиональном и межнациональном согласии .

Многонациональность России прямо следует из преамбулы к Конституции РФ, в соответствии с которой народ Российской Федерации является многонациональным народом Подтверждается вышеуказанное утверждение и данными официальной статистики Так, по результатам, продемонстрированным Всероссийской переписью населения в 2010 году, в нашей стране было

зафиксировано более 190 различных национальностей! Важно отметить и тот факт, что в отдельных регионах Российской Федерации (в частности, в республиках Северного Кавказа, Татарстан, Якутия и некоторых других) этнически нерусское население превышает этнически русское население [3, с . 9-21] .

В отличие от статистики по национальному составу, официальная конфессиональная статистика в Российской Федерации отсутствует. При этом отсутствие такой статистики является не упущением органов статистики, а следствием недооценки важности сбора данных сведений Российская Федерация является светским государством, которое декларирует равное отношение ко всем религиям и конфессиям, а также уважает право всех людей на свободу совести [7, с . 205] . Тем не менее в соответствии с социологическим исследованием ВЦИОМ, в Российской Федерации широко представлены следующие религии: православие (66 %), ислам (6 %), протестантизм (1 %), буддизм (1 %)' . Таким образом, Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством, что требует достижения высокого уровня толерантности и согласия в отношениях между конфессиями

Само понятие межнационального и межконфессионального согласия рассматривается исследователями как внутренне непротиворечивое состояние межнациональных отношений, в результате которых этнические и конфессиональные сообщества, благодаря деятельности субъектов политических отношений, трансформируются в наднациональное (гражданское) общество, отвечающее интересам каждой из указанных конфессиональных и (или) национальных групп [5, с . 47] .

Очевидно, что данное понятие не подлежит четкому измерению и невозможно говорить о полном межнациональном согласии: в рамках любого общества и любой

1 Аналитический обзор Всероссийского центра изучения общественного мнения . URL: https:// wciom . ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2023 (дата обращения: 15.10.2023).

этнической группы найдутся деструктивные элементы, которые будут преследовать цели разжигания межэтнической вражды . Однако уровень межнационального и межконфессионального согласия имеет прямую корреляцию с количеством экстремистских актов, так как большинство таких действий являются проявлениями именно религиозного или этнического экстремизма

Как справедливо отмечает Р. Б . Дякиева, «установление межнационального согласия является одним из ключевых факторов противодействия экстремизму» [2, с 25] Именно межнациональное согласие является тем фактором, который устраняет саму социологическую основу экстремизма: гипертрофированную реакцию части общества на ущемление (реальное или мнимое) их прав

Государственная политика в данной сфере основывается на следующих конституционно-правовых принципах:

1. Принцип равенства. В соответствии с ч .2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств . Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности2 .

Приведенная выше группа принципов свидетельствует о том, что сами понятия национальности или религиозной принадлежности не могут быть ни привилегией, ни ограничительным фактором при реализации гражданином РФ своих прав и свобод, а также осуществлении обязанностей гражданина РФ. Вместе с тем следует

2 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07. 2020 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/a4d 26fe6022253f9f9e396e9ca6f63c80946702f/ (дата обращения: 15.10.2023).

отметить, что указанный принцип равенства в ряде случаев требует от государства осуществления стимулирующих мероприятий в отношении коренных народов . Необходимость подобной поддержки следует из международно-правовых обязательств нашей страны, в частности, декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов1 .

В связи с вышеизложенным, отечественным законодателем гарантированы некоторые привилегии малочисленным коренным народам России . Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», такие народы имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации2 . Кроме того, ст. 9 вышеуказанного закона предусматривает право граждан, относящихся к малочисленным коренным народам Российской Федерации, на замену военной службы по призыву на альтернативную военную службу. Указанное право также предоставляется гражданам, относящимся к религиозным конфессиям, правилами и догмами которых запрещено держать в руках оружие

Однако указанные привилегии не являются дискриминационными и не могут считаться противоречащими конституционно-правовому принципу равенства

1 Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов : принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года // ООН : Декларации . URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights . shtml (дата обращения: 15.10.2023).

2

О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22928/f104111574a8c0eb6b8 1b0c779e63d96b79d65cf/ (дата обращения: 15.10.2023) .

граждан Российской Федерации, так как направлены исключительно на сохранение указанных малочисленных народов, их традиционного быта и недопущения ассимиляции данных народов . Данный принцип коррелирует с концепцией так называемой позитивной дискриминации: привилегий для тех народов или иных социальных групп, которые невозможно защитить исключительно соблюдением принципа формального равенства

2 . Принцип свободы совести. Принцип свободы совести включает в себя право гражданина исповедовать любую религию, а также не исповедовать никакую из религий При этом в Российской Федерации не может быть государственной религии, а религия отделена от государственных институций Как справедливо отмечает Е . М . Мирошникова, «многоконфессионые общества построены на принципе религиозного плюрализма, который предусматривает толерантное отношение к представителям всех религий и конфессий» [6, с . 235] .

Указанные конституционно-правовые принципы также закреплены и детализированы в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.3 (далее — Стратегия) . В соответствии с данной Стратегией, государство, действуя на основании вышеуказанных конституционно-правовых принципов, обязано обеспечить распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизм либо же любой иной формы нетерпимости . Кроме того, задачей государства, в соответствии с указанной Стратегией, является обеспечение широкого сотрудничества с религиозными организациями, общественными и иными объединениями в целях обеспечения межконфессионального и межнационального согласия

Вместе с тем приходится констатировать, что далеко не всегда действующая государственная политика способствует

3 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв . Указом Президента Российской Федерации от 19 .12. 2012 № 1666 // СПС «КонсультантПлюс» . URL: https://www. consultant . ru/document/cons_doc_ LAW_139350/ (дата обращения: 15.10.2023) .

достижению межнационального и межконфессионального согласия . Практика последних лет показала, что отдельные организации в ходе своей деятельности способствуют росту уровня этнического и (или) религиозного экстремизма

Так, в Российской Федерации протестантская организация «Свидетели Иеговы»* признана экстремистской организацией Основанием для признания вышеуказанной организации экстремистской стала, в первую очередь, признание религиозной литературы данной организации экстремистской, а также наличие в деятельности членов организации экстремистских проявлений, что подтверждено соответствующими решениями нижестоящих судов1

При этом следует отметить, что указанная организация, несомненно, представляет собой авторитарную организацию со строгим контролем над ее членами Важно отметить тот факт, что таковыми, по сути, являются многие религиозные организации, устанавливая строгие правила и механизмы контроля над своими членами . Не вдаваясь в легально-теологическую дискуссию относительно наличия либо отсутствия экстремистских проявлений в деятельности различных религиозных организаций, следует констатировать, что государство избрало путь криминализации деятельности подобных «Свидетелям Иеговы»* организаций и уголовного преследования ее руководителей Как отмечает А .С .Быкадорова, «четверо членов этой организации были осуждены на условные сроки по ст . 282.2 УК РФ, еще 12 — оштрафованы по той же статье» [1, с . 54] .

Важным представляется отметить тот факт, который подтверждают и исследователи, которые поддерживают решение о признание данной религиозной группы экстремистской организацией — все они признают, что судебный запрет не означает фактического прекращения деятельности такой организации [17, с . 257] .Таким

1 Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 № АКПИ17-238 // ЮИС Легалакт. URL: https://legalacts. ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/ (дата обращения: 15.10.2023).

образом, государство вынуждено применять меры уголовно-правового характера в отношении отдельных членов таких организаций помимо самого запрета деятельности этих организаций, в том числе и в целях минимизации риска экстремистских проявлений со стороны схожих структур . Уголовная ответственность в этих случаях наступает за совершение конкретных экстремистских действий и является индивидуализированной

Наиболее дискуссионным аспектом антиэкстремистской российской политики является комплексное, сложное, понимание «экстремизма» Наблюдается некоторое несовпадение с европейским стандартом, который можно расценивать как достаточно эффективную и лаконичную альтернативу: согласно резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятой в 2003 г. , «экстремизм соответствует форме политической деятельности, которая отвергает принципы парламентской демократии, основывая свою идеологию и практику на нетерпимости, отчуждении, ксенофобии, антисемитизме и ультранационализме»2 . Определение несет в себе конкретные черты данного феномена, и фокус смещен на дискриминацию определенных групп Весь экстремизм, таким образом, представляет собой непосредственно насильственные действия или призывы к таковым именно по отношению к группам, которые являются уязвимыми При этом важно отметить, что данные идеи воплощаются в конкретных составах в национальном законодательстве европейских стран, равно как и отечественный законодатель использует термин «социальная группа» в конструкциях материальных и формальных составов преступлений

Когда речь заходит о необходимости совершенствования российской модели борьбы с экстремизмом, реформаторы обычно апеллируют к зарубежной практике, что с одной стороны вполне справедливо,

2 Threat posed to democracy by extremist parties and movements in Europe / PACE : [сайт]. URL: https:// assembly, coe. int/nw/xml/XRef/X2H-Xref-ViewHTML . asp?FileID=10247&lang=EN (дата обращения: 15.10.2023) .

поскольку анализируемый нами вопрос лежит в том числе и в плоскости международного сотрудничества Но при этом легко оказаться на ложном пути, недооценив влияния и специфики фокуса антиэкстремистской международной политики, вышедшей из-под эгиды устоявшихся ранее норм международного права в угоду политической конъюнктуре В этой связи мы не рассматривали возможность прямого заимствования конкретных европейских инструментов, поскольку российский курс в ближайшем будущем должен быть ориентирован в первую очередь на защиту национальных интересов общества и государства.

При этом деятельность компетентных органов Российской Федерации должна быть направлена прежде всего на вовлечение и сотрудничество с различными национальными и религиозными организациями [3, с . 79]. Такое сотрудничество должно основываться на принципе равноправия и соблюдения законодательства Российской Федерации, стимулируя организации с высоким риском экстремистских проявлений к умеренности и недопущению экстремистских акций . Безусловно, вышеуказанное сотрудничество не означает отказ государства от необходимых и пропорциональных действий в сфере защиты государственных интересов и привлечения к ответственности виновных лиц за конкретные экстремистские преступления Подобный подход позволит в лучшей степени достигнуть высокого уровня межнационального и межконфессионального согласия

Следует отметить, что поддержка межнационального и межрелигиозного согласия часто осуществляется правоохранительными органами и путем привлечения к уголовной ответственности за «лайки» и «репосты» в соцсетях по экстремистским мотивам разжигания межнациональной и межрелигиозной розни. Так, в отношении жителя г. Барнаула было возбуждено уголовное дело по ст. 148, 282 УК РФ за ре-пост «мемов» в социальных сетях Несмотря на то, что данное дело было прекращено после частичной декриминализации ст. 282 УК РФ, гражданин был направлен

судом на принудительное стационарное психиатрическое исследование1 .

Вместе с тем, как отмечено, например, в докладе правозащитной организации «Агора», только по данным судебного департамента при Верховном суде РФ в период с 2014 по 2020 гг. в нашей стране по ст 148 УК РФ было вынесено лишь 30 приговоров При этом более половины случаев (17 из 30) касались оскорбления чувств лиц христианского вероучения, преимущественно— представителей русской православной церкви2 .

Вопрос реформирования российской модели борьбы с экстремизмом является крайне болезненным, поскольку всегда рискует быть заочно и ангажировано обвинен в том, что продиктован политическим лейтмотивом, а не объективной необходимостью [4, с . 46]. Вместе с тем экстремизм (в понимании законодателя) — это, по сути, факт незаконной претензии на какие-то государственные прерогативы и общественные интересы, и данную тенденцию укрепляет в сознании правоприменителя преимущественно действующее антиэкстремистское законодательство . Именно поэтому законодательство по противодействию экстремизму нуждается в корректировке в краткосрочной перспективе, и начать, на наш взгляд, следует со следующих мер: задать общий критерий «насилие» ко всем проявлениям экстремистской деятельности; отразить ремарку, упоминающую объективную способность публичных призывов разжигать ненависть; в тексте самого закона указать, что участие в экстремизме исключает участие в подготовке и осуществлении теракта, а также факт призыва к данным действиям (уместно говорить о четком разграничении данных составов, а впоследствии при необходимости применять уже совокупность)

1 Жителя Барнаула заподозрили в экстремизме из-за мема с патриархом Кириллом // Настоящее Время : [телеканал] . URL: https://www.currenttime . tv/a/29410105.html (дата обращения: 15.10.2023).

2 Права человека просят принять на веру // Коммерсантъ. URL: https://www. kommersant . ru/ doc/4582631#id1967886 (дата обращения: 15.10.2023).

Заключение

Исходя из вышеизложенного, представляется очевидным, что деятельность правоохранительных органов Российской Федерации должна быть направлена, прежде всего, на вовлечение и сотрудничество с различными национальными и религиозными организациями . Такое сотрудничество должно основываться на принципе равноправия и соблюдения законодательства Российской Федерации, стимулируя организации с высоким риском экстремистских проявлений к умеренности и недопущению экстремистских акций. Безусловно, вышеуказанное сотрудничество не означает отказ государства от необходимых и пропорциональных действий

в сфере защиты государственных интересов и привлечения к ответственности виновных лиц за конкретные экстремистские преступления . Подобный подход позволит в лучшей степени достигнуть высокого уровня межнационального и межконфессионального согласия . Особенно это важно сегодня в непростой и нестабильной внешнеполитической обстановке и в условиях риска внешнего воздействия на общество в целях его дестабилизации путем разжигания экстремистских настроений и искусственного насаждения соответствующей идеологии

* протестантская организация «Свидетели Иеговы» признана экстремистской.

Список источников

1 . Быкадорова А . С . , Чунин А . С . Обзор судебной практики по делам об экстремистской деятельности в сети Интернет // Обзор . НЦПТИ . 2017. № 1 (10) . С . 50-55 .

2 . Дякиева Р. Б . Межнациональное согласие как альтернатива экстремизму и конфликтам // Обзор . НЦПТИ . 2014 . № 4 . С . 22-28 .

3 . Краснова К .А ., Кобец П .Н . О необходимости социально-криминологического моделирования криминальной ситуации в России // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование . Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2009. С . 41-46 .

4 . Краснова К . А ., Кобец П . Н . Основы выработки концептуальной платформы в решении проблемы предотвращения и защиты молодежи от угрозы проникновения в ее среду экстремизма и терроризма // Философия права. 2018 . № 2 (85) . С . 74-79.

5 . Мартынов М . Ю ., Пуртова В . С . Концепт межнационального согласия в исследованиях состояния межэтнических отношений в регионе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Вестник МГОУ. 2019. № 4 . С . 44-56. DOI: https://doi .org/10. 18384/22240209-2019-4-981

6 . Мирошникова Е . М. Свобода от религии в контексте свободы совести // Вестник ЛГУ им А С Пушкина 2017 № 3 С 229-237

7 . Шигапова Д . И . Российская Федерация — светское государство // Международный журнал гуманитарных и естественных наук . 2020. № 6-3 . С . 204-206. DOI: https://doi .org/10.24411/2500-1000-2020-10783

8 . Шишина Е . А . К вопросу противодействия деятельности экстремистской организации «Свидетели Иеговы» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В . И . Вернадского. Юридические науки . 2020. № 3 . С . 252-260. DOI: https://doi .org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-252-260

9. Agung M . , Sudarmanto H . L . , Widayati S . C . , Hanum F. Prevention of Terrorism with a Regulatory Model of Violent-Based Extremism that Leads to Terrorism // Jurnal Cakrawala Hukum. 2023 . Vol . 14, no . 2 . P. 126-133. DOI: https://doi.org/10.26905/idjch.v14i2 . 10814

10 . Ben Sasson-Gordis A ., Yakter A . Is terrorism necessarily violent? Public perceptions of nonviolence and terrorism in conflict settings // Political Science Research and Methods . 2023 . P. 1-19 . DOI: https://doi. org/10 . 1017/psrm. 2023 . 22

11 . Lafree G . Toward a Criminology of Terrorism . Cambridge University Press; 2023. 94 p . DOI: https://doi.org/10.1017/9781108981071

12 . Mojanoski C. Freedom of religion, religious freedoms and political extremism. 2020:181-200. DOI: https://doi. org/10.20544/ICP. 11 . 01 . 20 ,p11

13 . Rabenstein Ch . , Ratcliffe M . Terrorism — Definition and Introduction . Chapter in the book: Blackstone's Counter-Terrorism Handbook . 2023 . P. 101-106 . DOI: https://doi .org/10. 1093/ law/9780198804482 003 0004

14 . Syukriya E . A . Pencegahan Dan Pemberantasan Tindak Pidana Terorisme Oleh Komando Operasi Khusus Gabungan Tentara Nasional Indonesia (KOOPSSUSGAB TNI) // Jurist-Diction. 2020. Vol. 3, no. 3 . P. 953-970. DOI: https://doi . org/10.20473/jd.v3i3 .18632

15 . Tulga A . Constructivism, Identity, and Discourse in Terrorism // Journal of Politics and Policy. 2022 . Vol. 4, no . 2 . P. 1-22 . DOI: https://doi . org/10,21776/ub.jppol.2022 .004.02 .01

16. Amadio Vicere M . G . , Venneri G . Counter-Terrorism Policies . In: The European Union's Engagement with the Southern Mediterranean . European Administrative Governance . Palgrave Macmillan, Cham. 2023. P. 135-162 . DOI: https://doi.org/10,1007/978-3-031-31205-2_6

1 . Bykadorova AS, Chunin AS . Review of judicial practice on cases of extremist activity on the Internet . Obzor. NCPTI [Review. NCPTI] . 2017;(1):50-55 . (In Russ .)

2 . Dyakieva RB . Interethnic harmony as an alternative to extremism and conflicts . Obzor. NCPTI [Review. NCPTI], 2014;(4):22-28. (In Russ .)

3 . Krasnova KA, Kobets PN . On the need for socio-criminological modeling of the criminal situation in Russia . Novaya kriminalnaya situaciya: ocenka i reagirovanie [New criminal situation: assessment and response]. Moscow; 2009:41-46. (In Russ .)

4 . Krasnova KA, Kobets PN . Fundamentals of the development of a conceptual platform in solving the problem of prevention and protection of young people from the threat of penetration of extremism and terrorism in their environment. Filosofiya prava [Philosophy of Law]. 2018;(2):74-79. (In Russ .)

5 . Martynov MY, Purtova VS . The concept of interethnic consent in the research of the state of interethnic relations in the region (on the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug—Yugra) . Vestnik MGOU [Bulletin MGOU]. 2019. № 4 . C . 44-56. (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.18384/2224-0209-2019-4-981

6 . Miroshnikova EM . Freedom from religion in the context of freedom of conscience . Vestnik LGU im. A. S. Pushkina [Bulletin of A . S . Pushkin LSU] . 2017;(3):229-237. (In Russ .)

7 . Shigapova DI . The Russian Federation — a secular state . Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences] . 2020;(6-3):204-206. DOI: https://doi .org/10.24411/2500-1000-2020-10783

8 . Shishina EA. To the issue of countering the activities of the extremist organization "Jehovah's Witnesses" . Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie na-uki [Scientific Notes of the V. I . Vernadsky Crimean Federal University. Legal Sciences] . 2020;(3):252-260. (In Russ .) DOI: https://doi. org/10.37279/2413-1733-2020-6-3-252-260

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Agung M, Sudarmanto HL, Widayati SC, Hanum F. Prevention of Terrorism with a Regulatory Model of Violent-Based Extremism that Leads to Terrorism . Jurnal Cakrawala Hukum. 2023;14(2):126-133. DOI: https://doi . org/10.26905/idjch.v14i2 . 10814

10 . Ben Sasson-Gordis A, Yakter A . Is terrorism necessarily violent? Public perceptions of nonviolence and terrorism in conflict settings . Political Science Research and Methods. (2023):1-19. DOI: https://doi . org/10 . 1017/psrm. 2023 . 22

11 . Lafree G . Toward a Criminology of Terrorism. Cambridge University Press; 2023. 94 p . DOI: https://doi.org/10.1017/9781108981071

References

12 . Mojanoski C . Freedom of religion, religious freedoms and political extremism. (2020):181-200. DOI: https://doi. org/10.20544/ICP. 11 . 01 . 20 ,p11

13 . Rabenstein Ch, Ratcliffe M . Terrorism — Definition and Introduction . Chapter in the book: Blackstone's Counter-Terrorism Handbook. 2023 . P. 101-106 . DOI: https://doi.org/10.1093/ law/9780198804482 .003.0004

14 . Syukriya EA . Pencegahan Dan Pemberantasan Tindak Pidana Terorisme Oleh Komando Operasi Khusus Gabungan Tentara Nasional Indonesia (KOOPSSUSGAB TNI) . Jurist-Diction. 2020;3(3):953-970. DOI: https://doi . org/10.20473/jd.v3i3. 18632

15 . Tulga A . Constructivism, Identity, and Discourse in Terrorism . Journal of Politics and Policy. 2022;4(2):1-22. DOI: https://doi . org/10.21776/ub.jppol .2022.004.02 .01

16. Amadio Vicere MG, Venneri G. Counter-Terrorism Policies . In: The European Union's Engagement with the Southern Mediterranean. European Administrative Governance. Palgrave Macmillan, Cham . 2023:135-162 . DOI: https://doi. org/10,1007/978-3-031-31205-2_6

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зорин Алексей Вячеславович

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Санкт-Петербургский институт (филиал) .

191014, Санкт-Петербург, Басков переулок, дом 16, литера А.

а . zorin_cof@mail . ги

о^0000-0002-9806-6934

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Alexey V. Zorin

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, All-Russian State University of Justice, Saint Petersburg institute (branch) .

16 Baskov pereulok, litera A, Saint-Petersburg 191014, Russia.

a . zorin_cof@mail . ru

https://orcid. org/0000-0002-9806-6934

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 21.10.2023.

Дата рецензирования статьи / Revised: 18.11.2023.

Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.