ПРАВО
УДК 349.23
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В ХОДЕ ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ РАБОТНИКОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Макаров Иван Сергеевич,
Институт прокуратуры Саратовской государственной юридической академии,
студент tegi.umnyy@)mail.ru
Кулаков Александр Валерьевич,
Институт прокуратуры Саратовской государственной юридической академии,
студент sany.alex@putlook.com
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают актуальные проблемы и пути их решения защиты трудовых прав граждан, призванных на военную службу в ходе частичной мобилизации, а также работников, пребывающих в добровольческих формированиях.
Ключевые слова: трудовые отношения, трудовые гарантии, трудовые правоотношения, мобилизация, служба, военнослужащие.
PROTECTION OF THE LABOR RIGHTS OF CITIZENS CALLED UP FOR MILITARY SERVICE DURING PARTIAL MOBILIZATION, AS WELL AS WORKERS STAYING IN VOLUNTEER FORMATIONS: PROBLEMS AND
WAYS TO SOLVE THEM
Makarov Ivan Sergeevich,
Institute of Prosecutor's Office of the Saratov State Law Academy,
student. tegi.umnyy@mail.ru
Kulakov Alexander Valeryevich,
Institute of Prosecutor's Office of the Saratov State Law Academy,
student. sany.alex@putlook.com
Abstract
In this article, the authors consider current problems and ways to solve them to protect the labor rights of citizens called up for military service during partial mobilization, as well as workers staying in volunteer formations.
Keywords: labor relations, labor guarantees, labor relations, mobilization, service, military personnel.
21 февраля 2022 года Россия признала независимость Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, с 24 февраля 2022 года была начата специальная военная операция по денацификации на территории Украины (далее - СВО), а 21 сентября 2022 года Указом Президента Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация в стране. Стремительно и кардинально изменяющиеся социально-экономические и политические условия, в которых оказалась Россия в результате военного конфликта на юго-востоке Украины, стали новым серьезным вызовом для отечественного трудового законодательства. Однако Правительство РФ и российский законодатель постарались оперативно урегулировать возникающие при этом отношения во всех сферах жиз-
ни общества, включая вопросы о судьбе трудовых отношений, гарантиях прав работников. В настоящее время особый интерес приобретает проведение сравнительного анализа трудовых гарантий граждан РФ, задействованных в государственных военных формированиях, участвующих в СВО. Это лица, призванные на военную службу в ходе частичной мобилизации; работники, оказывающие добровольное содействие в выполнении задач Вооруженных сил РФ (далее - ВС РФ); военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Представляется, что сопоставление правовых механизмов защиты прав вышеуказанных категорий граждан позволит оценить новые нормы трудового права и при необходимости решить социально-трудовые проблемы защитников Российского суверенитета.
На данный момент законодательством России предусмотрено несколько правовых форм участия работников в СВО:
1. По призыву на мобилизацию по повестке: гражданин может как не заключать контракт о службе, так и заключить его. В первом случае работник будет направлен домой по завершении боевых действий, а во втором — только по истечению контракта (уволиться с военной службы можно либо по состоянию здоровья, либо в случае обвинительного приговора суда, по которому назначат лишение свободы, или в связи с достижением предельного возраста службы).
2. Добровольно явиться на мобилизацию без повестки, так называемая «добровольная мобилизация». Мобилизованные добровольцы имеют статус военнослужащего по контракту и получают все предусмотренные для них льготы.
3. Записаться в добровольческий отряд. В данном случае гражданин, изъявивший желание, заключает контракт (от 3 месяцев): будет выплачиваться содержание, сопоставимое с тем, что получают военнослужащие. Для отрядов добровольцев отбираются граждане, которые не подходят по критериям, предъявляемым к мобилизуемым, но при этом хотят добровольно принять участие в специальной военной операции Отряды добровольцев — специально созданные формирование для граждан, изъявивших желание участвовать в СВО. Отряды добровольцев используются, как и воинские подразделения, для ведения боевых действий [1].
4. Добровольно заключить контракт о службе с Министерством обороны России
или федеральными исполнительными государственными органами. В контракте прописывается добровольность службы, период её прохождения и иные условия (оплата, льготы и др.).
Согласно Федеральному закону от 26.02.1997г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 31) под мобилизацией в России понимается комплекс мероприятий по переводу всех сфер общественной жизни на работу в условиях военного времени, а также переводу ВС РФ на организацию и состав военного времени [2]. При этом, мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной, в первом случае она касается широкого круга населения и определяется ФЗ № 31, во втором - может быть ограничена регионально или другими параметрами, которые устанавливаются Постановлением Правительства РФ.
Представляется важным, рассмотреть трудовые гарантии граждан, призванных на военную службу в ходе частичной мобилизации, объявленной Указом Президента РФ 21.09.2022г. [3], и работников, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ, а также членам семей указанных категорий граждан, обозначенных в ТК РФ[4]:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор не подлежит прекращению в связи с призывом работника на военную службу по мобилизации.
2. На основании части 2 ст. 179 ТК РФ родитель, имеющий ребенка в возрасте
до восемнадцати лет, в случае если другой родитель призван на военную службу по мобилизации или заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ, обладает преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата работников;
3. В соответствии со ст 259 ТК РФ запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни родителя, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель призван на военную службу по мобилизации, либо заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ.
4. На основании ст 351.7 ТК РФ действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы по мобилизации, также, как и в случае оказания работником добровольного содействия в деятельности ВС РФ на период СВО. Стоит отметить, что стаж нахождения на военной службе включается в общий трудовой стаж, что будет влиять на размер пенсии [5].
5. В соответствии с п. 13.1 ч. 1 ст 81 ТК РФ трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в случае невыхода работника на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации, либо окончания действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач ВС РФ.
При приостановлении трудового правоотношения и до поступления на военную службу, работнику полностью выплачивается зарплата. Работодатель при этом имеет право принять на его место другого работника до момента возвращения работника, участвующего в СВО.
Также, необходимо отметить, что вопрос трудовых гарантий граждан, призванных на службу по мобилизации, либо по контракту о добровольном содействии ВС РФ регулируется не только ТК РФ, но и иным федеральным законодательством. Так, помимо работников, подлежащих призыву на военную службу, либо по контракту, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - ФЗ № 61), комплектование ВС РФ происходит путем призыва и добровольного волеизъявления в том числе и федеральных государственных гражданских служащих [6]. Трудовые гарантии данной категории граждан приводятся в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ № 79) [7], который наряду с ТК РФ определяет гарантии для отношений государственной службы. Так, по положениям ФЗ № 79 для государственных гражданских служащих предусмотрены следующие трудовые права:
1. В соответствии с ч. 3 ст 53.1 ФЗ № 79 в течение шести месяцев после возобновления прохождения гражданской службы по заявлению служащего, ему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное для него время.
2. На основании ч. 4 ст. 53.1 ФЗ № 79 пе-
риод прохождения военной службы по мобилизации, либо по контракту о добровольном содействии включается в стаж гражданской службы.
Говоря об иных правах, необходимо отметить, что, согласно Федеральному закону от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на членов семей граждан, оказывающих добровольное содействие в выполнении задач ВС РФ и погибших при исполнении обязанностей, в соответствии с ч. 2 ст. 25, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне [9]. Следовательно, представляется возможным обратиться к ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» [10]. Так, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются:
1. Родителям погибшего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
2. Супруге (супругу) погибшего инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
3. Супруге (супругу) погибшего участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
4. Супруге (супругу) погибшего ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком, или с ребенком старше 18 лет, ставшим ин-
валидом до достижения им возраста 18 лет, или с ребенком, не достигшим возраста 23 лет и обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Также, в соответствии со ст. 128 ТК РФ родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году.
Рассмотрев социально-трудовые гарантии, предусмотренные трудовым и иным законодательством, для работников, госслужащих, подлежащих мобилизации и оказывающих добровольное содействие в решении задач, возложенных на ВС РФ, посмотрим, какие правила на этот счет предусмотрены для граждан России, осуществляющих свою деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве и производственных кооперативах, которые также подлежат призыву на военную службу по частичной мобилизации или желают вступить в добровольческие военные формирования.
Так, в случае, если гражданин является членом производственного кооператива (далее - кооператив), то в Федеральном законе «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ (далее - ФЗ № 41) [11] прямо не предусмотрено по-
ложений, относящихся к последствиям и гарантиям, связанным с призывом члена кооператива на воинскую службу в связи с мобилизаций или его добровольным содействием в решении задач ВС РФ. Но в соответствии со ст. 22 ФЗ № 41 член кооператива вправе выйти из него по своему усмотрению либо передав свои полномочия другому лицу, либо с выплатой стоимости пая или выдачи имущества, соответствующего его паю, а также с произведением других выплат, предусмотренных уставом кооператива. То есть, в случае, если гражданин является членом кооператива, и он будет подлежать призыву на военную службу по мобилизации или вступит в добровольные военные формирования, то он может передать доверенному лицу свой пай с той целью, чтобы данное лицо, по окончании СВО, передало право членства обратно. Но также стоит отметить, что передача пая или его части гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается с согласия общего собрания членов кооператива. В этом случае другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая или его части. Также, необходимо обозначить, что выход из кооператива возможен в случае, если его член предупредит о своем намерении в письменной форме председателя (правление) кооператива не позднее чем за две недели, но в ситуации, когда гражданина призывают на службу по частичной мобилизации, у него нет двух недель в запасе. То есть, можно сделать следующий вывод: на данный момент законодательство нашей страны не предусматривает конкретных гарантий членам кооператива, задействованных в СВО.
Говоря о крестьянских (фермерских) хозяйствах, то стоит отметить, что в нормах Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - ФЗ № 74) [12] нет соответствующих положений о мобилизации или о вступлении члена хозяйства в добровольческий военный отряд. Но, учитывая, что хозяйство основано на родстве или свойстве, отметим, что особенных трудностей возникнуть не должно, поскольку, в случае ухода члена крестьянского (фермерского) хозяйства на СВО, его обязанности может взять на себя другой член хозяйства. Однако, считаем необходимым, учесть и то, что ФЗ № 74 предусматривает ситуацию, когда фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (он автоматически будет являться главой фермерского хозяйства) и в случае, если он будет призван на военную службу по мобилизации, либо заключит контракт о вступлении в добровольческие формирования, то фермерское хозяйство прекратит свое существование без участия в нем данного гражданина. Вариантов решений на этот счет пока закон не предусматривает.
На основании изложенного в работе материала можем сделать следующие выводы. В результате проведения сравнительного анализа положений нормативно-правовых актов Российской Федерации, относящихся к правам работников, призванных на службу по мобилизации или вступивших в добровольческие военные объединения, приходится признать, что в некоторых аспектах они обладают разными гарантиями. Кроме того, ряд категорий граждан может понести ма-
териальные потери в связи с призывом на военную службу в рассматриваемых обстоятельствах, и судьба отношений, в которых они трудились до участия в СВО пока остается не определенной.
По нашему мнению, для того, чтобы законодательство в полной степени отвечало современным реалиям, вызванным военной обстановкой на территории Украины,
необходимо провести комплексную модернизацию федерального законодательства, направленную на систематизацию и единообразие социально-трудовых гарантий граждан, реализующих право на труд в различных организационно-правовых формах и на различном основании задействованных в составе государственных вооруженных сил при проведении СВО.
Список использованных источников:
1. Служу по собственному желанию: как стать добровольцем и принять участие в специальной военной операции. URL: https://объясняем.рф/articles/useful/sluzhu_ po_sobstvennomu_zhelaniyu_kak_stat_dobrovoltsem_i_prinyat_uchastie_v_spetsialnoy_ voennoy_oper/?sphrase_id=682811 (дата обращения: 01.11.2022).
2. Федеральный закон от 26.02.1997г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.
3. Указ Президента РФ от 21.09.2022г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2022. № 39. Ст. 6590.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Спрашивали - отвечаем: входит ли период службы в Вооруженных силах в пенсионный стаж. URL: https://pfr.gov.ru/branches/kaliningrad/news/~2021/02/09/219937 (дата обращения: 05.11.2022).
6. Федеральный закон от 31.05.1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собр. законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собр. законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
9. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О статусе военнослужащих» // Собр. законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
10. Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О ветеранах» // Собр. законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168.
11. Федеральный закон от 08.05.1996г. № 41-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О производственных кооперативах» // Собр. законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
12. Федеральный закон от 11.06.2003г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собр. законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
© Макаров И.С., Кулаков А.В., 2023