Научная статья на тему 'Социальные льготы военнослужащих'

Социальные льготы военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2341
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ / ТРУДОВЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / THE SOCIAL / LABOR / PROFESSIONAL BENEFITS / MILITARY / SOCIO-PROFESSIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Землянухина Н. С., Кузнецов П. С.

Рассматривается применение социальных льгот военнослужащих в российской практике, использование льгот как инструмента социальной и экономической политики в контексте регулирования социально-трудовых отношений, воспроизводства социально-профессиональной структуры вооруженных сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL BENEFITS OF MILITARY

The paper presents the social benefits of military in the Russian practice, the use of incentives as a tool for social and economic policy in the context of regulating social and labor relations, reproduction, social and professional structure of the armed forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальные льготы военнослужащих»

УДК 331.5

Н.С. Землянухина, П.С. Кузнецов СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Рассматривается применение социальных льгот военнослужащих в российской практике, использование льгот как инструмента социальной и экономической политики в контексте регулирования социально-трудовых отношений, воспроизводства социально-профессиональной структуры вооруженных сил Российской Федерации.

Социальные, трудовые, профессиональные льготы, военнослужащие, социально-профессиональная структура

N.S. Zemlyanukhina, P.S. Kuznetsov SOCIAL BENEFITS OF MILITARY

The paper presents the social benefits of military in the Russian practice, the use of incentives as a tool for social and economic policy in the context of regulating social and labor relations, reproduction, social and professional structure of the armed forces of the Russian Federation.

The social, labor, professional benefits, military, socio-professional structure

Современные социологические и экономические исследования свидетельствуют, что воспроизводство социально-профессиональной структуры вооруженных сил Российской Федерации в значительной мере определяет качество жизни военнослужащих, главными факторами которого выступают: гарантия занятости, размер денежного довольствия и социальные льготы [1]. Вопросы занятости высвобождаемых военнослужащих решаются посредством целого комплекса мер (досрочный выход на пенсию, переподготовка в учебных центрах занятости и др.), планируется также существенное повышение размера денежного довольствия военнослужащих (в два и более раз), военных пенсий (в 1,5-1,7 раза). Все это, безусловно, повысит привлекательность военной службы. Однако данные мероприятия потребуют значительных денежных средств, а эффективность их использования не будет максимальной, так как денежные выплаты, в отличие от льгот, не так тесно связаны с особенностями и спецификой воинской службы. Гораздо лучший результат показывают грамотно примененные социальные и профессиональные льготы, перечень которых уже давно разработан и законодательно оформлен. К сожалению, монетизация льгот затронула и военнослужащих - часть льгот отменена, а оставшиеся формальны, их обеспечение отличается произвольностью и нестабильностью.

В основе существования социальных и профессиональных льгот лежит неравенство, возникающее, в данном случае, в связи с осуществлением профессиональной деятельности - воинской службы. Различные особенности воинской службы оказывают неодинаковое, а в ряде случаев негативное воздействие на носителей данной профессии, создавая, таким образом, неравенство изначально равных людей. Профессия военного может обусловливать, в большей мере, чем другие виды трудовой деятельности тяжелые, вредные, опасные условия труда, влиять на социальный имидж человека, налагать на него дополнительные обязанности (присяга), определять условия и особенности всей его жизни и даже жизни и деятельности членов его семьи, близких людей. Профессия военного глубже и длительнее охватывает все эти аспекты, а также является результатом добровольного выбора человека. Овладевая ей, человек не только тратит собственное время, психические и физические ресурсы, но и во многом

определяет свое место в жизни, возможности и социальный статус. Это длительный процесс, часто непростой, болезненный, связанный с периодами жизненного успеха и разочарований.

Тяготы службы исторически включали в особенности профессии военного специфику трудовых и социальных отношений, неравенство которых, выражалось, в том числе, и в льготах, которые другие члены общества, представители других профессий, добровольно предоставляли военным. Образовывались специфические военные социальные институты, которые включали не только военное мастерство, секреты, обучение, но и особый социальный статус, льготы, а принадлежность к военному сообществу наделяла человека всей совокупностью социальных льгот.

Высокая социальная значимость профессии военного, ее необходимость для всего общества, для государства и порождаемое профессией неравенство, более худшее положение для ее носителей, чем у представителей других профессий, обусловливают необходимость соответствующих компенсаций, одной из проверенных форм которых являются льготы. Деньги во многих случаях не могут адекватно заменять льготы по нескольким причинам. Во-первых, увеличение денежного вознаграждения в небольшом объеме не оказывает такого психологического эффекта, как дополнительные права и возможности, не повышает социального статуса представителя профессии. Значительное же увеличение денежного стимулирования экономически невыгодно. Во-вторых, деньги, полученные в период несения воинской службы, не гарантируют благополучие их получателя в перспективе. Особенностью льгот военнослужащим является предоставление их не работодателем, как в случае с трудовыми льготами, а государством или обществом. Льготы выполняют компенсационную функцию (компенсируя создаваемое неравенство положения ее носителей и остальных членов общества), стимулирующую (привлекая посредством льгот к овладению воинской профессией), воспроизводственную (поддерживая устойчивость и преемственность службы), оценочную (возвышая, возвеличивая или социально одобряя воинскую службу). В результате льготы становятся условием существования профессии, а их ликвидация ведет к потере привлекательности службы и отказу от нее.

Действующие в настоящее время льготы военнослужащим установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» с изменениями и дополнениями [2]. В законе отражены профессиональные льготы, установленные для различных категорий военнослужащих, мы же рассмотрим только льготы военнослужащим, являющимся гражданами РФ и проходящим военную службу по контракту. Воинская служба по призыву является принудительной обязанностью соответствующих категорий граждан РФ, льготы военнослужащих-срочников не являются полноценными льготами, назначаются и отменяются произвольно и не отражают основных свойств социальных льгот. Льготы военнослужащим - иностранным гражданам не предназначены для привлечения их на службу в ряды ВС РФ. Отличительной особенностью военнослужащих-контрактников является их осознанный добровольный выбор военной службы как профессиональной деятельности, при этом льготы военнослужащим являются неотъемлемым элементом данной профессии. Формально служба по контракту введена в Вооруженных Силах РФ сравнительно недавно, однако фактически существовавшая в СССР практика подготовки и прохождения воинской службы офицерским составом, а также служба военнослужащих-сверхсрочников являлись прототипом контракта. Именно эти категории военнослужащих имели полноценные профессиональные льготы, наличие которых обеспечивало существование и воспроизводство данной профессиональной деятельности. Военная служба при этом и раньше, и в современных условиях рассматривается как трудовая деятельность: «право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы» [2, Ст.10, п.1], соответственно и все гарантии трудящимся, установленные Трудовым кодексом РФ, по прекращении военной службы распространяются на бывших военнослужащих в полном объеме.

Льготы военнослужащим имеют особую специфику, обусловленную чисто профессиональными особенностями деятельности и условий жизни военнослужащего (и членов его семьи). В то же время по количеству и значимости, а также затратности, льготы военнослужащим значительно превосходят прочие виды льгот, их вес в структуре обеспечения профессиональной деятельности военнослужащего, а также жизнедеятельности его и членов его семьи настолько велик, что является определяющим, а не дополнительным условием воспроизводства профессии.

Перечень профессиональных льгот военнослужащим, действующих в настоящее время, включает различные льготы, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Трудовые гарантии и стажевые льготы военнослужащим и членам их семей.

2. Льготы по предоставлению дополнительных отпусков военнослужащим и членам их семей.

3. Льготы - дополнительные выплаты военнослужащим и членам их семей.

4. Льготы по предоставлению продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих.

5. Льготы по предоставлению жилья военнослужащим и членам их семей.

6. Льготы по предоставлению медицинской помощи и санаторно-курортного лечения военнослужащим и членам их семей.

7. Льготы по предоставлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, льготы членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

8. Льготы, предоставляемые военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по получению образования и профессиональной переподготовке.

9. Льготы, предоставляемые военнослужащим и членам их семей по проезду на транспорте.

10. Льготы, предоставляемые военнослужащим и членам их семей в связи с увольнением.

11. Льготы членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.

Уже в начале перечня приведены типично трудовые (в том числе стажевые) льготы, однако даже они имеют профессиональные отличия: время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Льгота заключается в том, что период военной службы включается в трудовой стаж любого вида, что дает дополнительные возможности работнику. Следовательно, военнослужащий (в том числе бывший) имеет в полном объеме стажевые трудовые льготы и дополнительно профессиональные льготы.

Другие виды льгот устанавливаются в связи с необходимостью организации жизни и быта военнослужащих (и членов их семей) в период несения службы: обеспечение жильем, транспортными услугами, продовольствием и вещевым довольствием, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и др. Монетизировать подобные льготы не только нецелесообразно, но и в ряде случаев просто невозможно. Несколько блоков льгот предназначены для обеспечения интеграции уволенного из рядов ВС военнослужащего в обычную трудовую сферу, а также его бытовой адаптации. Это льготы по переобучению, получению образования, трудоустройству, обзаведению собственным жильем. Специфический набор льгот предусмотрен для членов семьи военнослужащего в случае его увечья или гибели.

Все эти и другие льготы военнослужащим предназначены, в первую очередь, для ликвидации (уменьшения) возникающего в связи с выполнением профессиональных обязанностей неравенства военнослужащих и других (гражданских) категорий населения или компенсации необратимых последствий. В то же время большинство из этих льгот выполняют, очевидно, стимулирующую функцию: военнослужащий имеет (как минимум, в виде права) льготы на получение квартиры, по отдыху и лечению, получению образования, довольствию различных видов, что совершенно недоступно для большинства представителей других профессий. Приведем в качестве примера содержание только одной социальной льготы - по предоставлению жилья военнослужащим и членам их семей.

1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение [3]. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

- военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.

2. За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими пре-294

дельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства [4]. Военнослужащим предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

3. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

4. Военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих до получения жилых помещений, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений. Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей.

5. Военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.

6. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

7. Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

8. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

9. Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

10. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации [5].

Таким образом, государство принимает на себя обязательство по полному и безвозмездному обеспечению жильем военнослужащего и проживающих с ним членов его семьи как в период военной службы, так и после увольнения военнослужащего из рядов ВС РФ. Данная профессиональная натуральная льгота является одной из самых затратных и трудновыполнимых в современных условиях.

Для получения всех перечисленных льгот не требуется особых заслуг и талантов, достаточно просто соответствовать типовым требованиям. Приведенный перечень льгот военнослужащих содержит только общие льготы и порядок их предоставления всем военнослужащим, независимо от выполняемых ими обязанностей и характера службы. Вместе с тем существуют различные дополнительные льготы, например, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей:

1. Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [6].

2. На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Таким образом, приведенный перечень льгот военнослужащим содержит конкретные льготы по обеспечению профессиональной деятельности военнослужащих, трудовые и социальные гарантии военнослужащим и членам их семей как в период службы, так и после увольнения, мероприятия по стимулированию привлекательности военной службы и надлежащего выполнения профессиональных обязанностей, социальную страховку в случае ранения или гибели военнослужащего. Большая часть перечисленных льгот - это вынужденные льготы, без их предоставления исполнение военнослужащим установленных обязанностей затруднительно. Основной источник финансирования льгот - государственный бюджет, бюджет МО РФ. Однако наличие наряду с однозначно прописанными льготами различных вариантов их реализации свидетельствует о явной невозможности их предоставления в положенные сроки и в положенном объеме, например льготы по предоставлению военнослужащему бесплатного жилья. В этой связи правомерен вопрос о целесообразности таких, очевидно, не обеспеченных уже на этапе принятия закона о статусе военнослужащих, социальных льгот. Если положенные льготы можно не предоставлять (независимо от причин) в массовом порядке, данные льготы следует определить как фиктивные, а законодательные положения, их устанавливающие, как мошенничество.

Наличие не обеспеченных льгот (большая часть таких льгот была установлена различным категориям граждан и по разным основаниям в 1991-1995 годах) дискредитирует льготоприменитель-ную практику, сам механизм и понятие льгот. К сожалению, действующий закон «О статусе военнослужащих» является именно таким документом. Планируемое Президентом и Правительством РФ повышение уровня оплаты труда военнослужащих в разы и увеличение военных пенсий в 1,5-1,7 раза -вынужденная монетизация предоставленных этим законом и не реализуемых льгот. Конечно, монетизация - это положительный процесс (по сравнению с непредоставлением законных льгот), она, безусловно, повысит привлекательность военной службы, но она более затратна и менее эффективна.

Вместе с тем в перечне льгот военнослужащим практически отсутствуют положения по культурному развитию военнослужащего, привитию ему общегуманистических и, особенно, национально-патриотических ценностей. То есть перечень представленных льгот не только чрезмерно обширен и затратен, но и, одновременно, недостаточен. Отсутствуют также льготы, способствующие пропаганде и моральному возвеличиванию воинской службы и профессиональной деятельности военнослужащего в общественном сознании.

Конечно, интересы государства в обеспечении воинской службы должны базироваться на бюджетном финансировании, однако льготы для того и применяются, чтобы снять часть финансовой нагрузки с государства и его бюджета и разместить, на принципах взаимных интересов, в обществе, в том числе в рыночном (коммерческом) секторе. Историческим примером подобного (и весьма успешного) подхода к решению аналогичных проблем является предоставление льгот казакам в царской России. Грамотное применение льгот позволило превратить практически неуправляемые государством, мятежные окраины на юге Российской Империи в самые боеспособные и преданные самодержавию воинские подразделения, покорившие Кавказ, Сибирь и наводившие ужас на многочисленных внешних и внутренних врагов государства. При этом содержание и поддержание постоянной и высокой боеготовности воинских казачьих формирований, а, частично и их вооружение, осуществлялось на основе самофинансирования.

Как следует из перечня льгот военнослужащим и конкретных формулировок отдельных положений, данная система льгот построена без опоры на экономические расчеты и обоснования. Не урегулирован также вопрос практики предоставления бывшим военнослужащим льгот в негосударственной сфере (по трудоустройству и увольнению работников, обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях и т.д.).

Наличие подобных необеспеченных льгот ведет к массовой дискриминации бывших военнослужащих в негосударственном секторе хозяйствования (а в меньших объемах, завуалированно, и в государственном), в результате чего данные не обеспеченные государством льготы не улучшают, а ухудшают положение бывших военнослужащих-льготников.

Следовательно, для эффективного обеспечения воспроизводства социальнопрофессиональной структуры вооруженных сил недостаточно только повышенного уровня денежного довольствия, необходимо также обеспечить применение существующих в действующем законодательстве социальных льгот, что позволит не только сэкономить значительную часть денежных средств, но и повысить качество жизни военнослужащих и членов их семей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колонтаев В. А. Качество жизни преподавателей военных вузов: субъективные и объективные показатели / В. А. Колонтаев // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. № 4. С. 287-291.

2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7,

21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля,

22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4, 30 декабря 2006 г., 6 января, 2,16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1,25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 12 декабря 2011 г.)

3. О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации см.: Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80.

4. Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Минобороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, см.: Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. № 487.

5. О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей см.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909.

6. О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей, см.: Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 936; Приказ Минобороны РФ от 26 января 2000 г. № 44.

Землянухина Надежда Сергеевна -

доктор экономических наук, профессор кафедры

«Экономическая теория и экономика труда»

Саратовского государственного

технического университета имени Гагарина Ю.А.

Nadezhda S. Zemlyanukhina -

Dr. Sc., Professor,

Department of Economic Theory and Labour Economics

Yu. Gagarin Saratov State Technical University

Кузнецов Павел Сергеевич - Pavel S. Kuznetsov -

доктор социологических наук, профессор Dr. Sc., Professor,

кафедры «Менеджмент туристического бизнеса» Department of Business in Tourism Management

Саратовского государственного технического Yu. Gagarin Saratov State Technical University

университет имени Гагарина Ю.А.

Статья поступила в редакцию 15.09.11, принята к опубликованию 15.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.