Научная статья на тему 'Европейские армии: солдат - это гражданин, но одетый в военную форму (состояние армейской социальной сферы)'

Европейские армии: солдат - это гражданин, но одетый в военную форму (состояние армейской социальной сферы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
753
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПА / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филимонов Олег Викторович

В статье рассматривается опыт управления военно-социальной сферой в вооружённых силах Великобритании, ФРГ и Франции. Особый акцент делается на положительных моментах решения социальных проблем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Вместе с тем даётся критический анализ решения социальных вопросов военнослужащих и членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейские армии: солдат - это гражданин, но одетый в военную форму (состояние армейской социальной сферы)»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

Олег ФИЛИМОНОВ

ЕВРОПЕЙСКИЕ АРМИИ: "СОЛДАТ - ЭТО ГРАЖДАНИН, НО ОДЕТЫЙ В ВОЕННУЮ ФОРМУ"

(состояние армейской социальной сферы)

Высказывание, вынесенное в заголовок, примечательно тем, что по существу отражает правовое положение военнослужащих и вытекающий из этого общий подход к созданию для них соответствующих социальных условий в вооружённых силах.

Нынешняя жизнь солдат такой была, конечно, не всегда. Развитие европейской военно-социальной сферы насчитывает столько же столетий, сколько и самих вооружённых сил. Насыщенность вооружением и боевой техникой, оптимальное организационное структурирование - всё это бесполезно без профессионально подготовленных и социально обеспеченных военнослужащих. Им всегда нужно было питаться, одеваться, иметь кров для отдыха. И в разные периоды становления европейской военной организации эти вопросы решались по-разному. Заглянем для пользы дела немного в глубь времён, в средние века, и сделаем это на примере вооружённых сил Великобритании, ФРГ и Франции, знакомство с которыми даёт представление о социальной стороне жизни военных в армии.

"Война должна кормить саму себя "

Весьма красноречивый девиз Наполеона Бонапарта относился к социальной сфере не только французской, но практически всех европейских армий. Средние века не знали системных закупок государством продовольственных и иных припасов для армий. Солдат получал жалованье и приобретал себе всё необхо-

© Филимонов Олег Викторович - кандидат социологических наук, доцент, Военный университет (Москва). E-mail: [email protected] Ключевые слова: Европа, военно-социальная сфера, система управления, социальные потребности, социальные проблемы военнослужащих.

димое. Продовольственная часть впервые начала централизоваться у народов, часто ведших десантные экспедиции, - у англичан и испанцев, и особенно для "Непобедимой армады" последних1.

До этого средневековые армии своё снабжение осуществляли банальными грабежами, причём объём и качество снабжения влияли на тактику действий: если в данной местности было мало припасов для солдат и фуража для коней, боевые действия прекращались или переносились в другую местность. Часть солдат использовалась в качестве "фуражиров - лёгких пехотинцев, набранных обычно из крестьян, которые прочёсывали окрестности, собирая еду для солдат и корм для лошадей.2

Проблемой были санитарные условия боевых действий: достаточно вспомнить крестовые походы, большое количество участников которых умирало от болезней, так и не вступив в бой. Более того, плохое качество пищи и антисанитария привели к смерти английского короля Генриха V.

Конечно, в то время не было специальных органов и должностных лиц, отвечающих за социальное обеспечение армии, хотя первые элементы этого уже стали появляться. Так, в 1311 году французский король Филипп Красивый впервые учредил для армии продуктовые магазины3. Однако в XI-XV веках централизованного обеспечения войск всё же не было. Наёмники обязаны были на жалованье приобретать оружие, снаряжение, одежду и продовольствие. Полки и роты зачастую являлись собственностью командиров, которые "... одевали и вооружали их своим попечением. Солдат (в XVII веке. - О.Ф.) ... жил на частной квартире, за отсутствием казармы, ... в случае болезни или ранения представлялся собственному попечению"4.

Армию в походах зачастую сопровождали торговцы (маркитан-ты5 ), снабжавшие воинов продовольственными товарами и предметами солдатского обихода. Со времени появления регулярных массовых вооружённых сил и до организации системы регулярного снабжения армий (в XVIII веке) они играли ключевую роль в бытовом обеспечении военнослужащих. Маркитанты существовали до начала XX века. Их деятельность регламентировалась воинскими уставами6.

В XVI веке появляется новое слово - гарнизон7. Впоследствии они появились во всех пунктах, где постоянно квартировало достаточное число войск, и слово гарнизон получило современное значение.

1 Свечин А.А. Эволюция военного искусства. С древнейших времён до наших дней. В

2 т. Т. 1. М., 1996. С. 210.

2 Уайз Т. Армии средневековой Европы. М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2004. С. 34.

3 Газенкампф М. Продовольствие войск в мирное и военное время в русской и иностранных армиях. СПб., 1876. С. 41.

4 Свечин А.А. Указ. соч. С. 203.

5 Маркитанты (нем. Marketender, от итал. Mercatante - торговец) - мелкие торговцы, сопровождавшие войска в походах в европейских армиях.

6 Тыл вооружённых сил / Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 26. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1977. С. 398.

7 Гарнизоном во Франции XVI века назывался продовольственный склад, предназначенный для войск

В военном довольствии с введением магазинной пятипереходной системы при Людовике XIV (1638-1715) произошли настоящие революционные изменения. Её суть состояла в следующем: магазины (склады с продовольственным и фуражным довольствием) строились таким образом, чтобы войска могли действовать в пяти суточных переходах от них. Так потребности социального обеспечения стали влиять на тактику боевых действий.

Параллельно с продовольственным стало развиваться и медицинское обеспечение. Уже при императоре Максимилиане I (1493-1515) издаётся "... инструкция, гласящая, что каждый ротный командир ... обязан нанять для своей роты цирюльника, который . в случае нужды мог оказать . необходимое медицинское пособие"1. При Людовике XIII (1610-1643) в каждом полку вводятся должности полкового штабс-хирурга и несколько хирургов-помощников. При Людовике XIV (1643-1715) госпитали (организуемые только в военное время) преобразуются "... в постоянные госпитали мирного времени"2.

Несмотря на поступательное развитие военно-социальной сферы в армиях европейских государств, качество её функционирования оставалось низким. Солдатское жалованье было небольшим и не позволяло обеспечить себя минимально необходимым. Солдата, которого раньше и в мирное время, и в походе кормила квартирная хозяйка или жена, стало обеспечивать государство, взяв на себя и предоставление солдату помещения. Прежний способ размещения войск на постой по обывателям был найден несоответствующим новым требованиям в отношении воинской дисциплины, и государство принялось за возведение казарм. Казарменное строительство во Франции достигло такого масштаба, что значительная часть постоянной армии переместилась в них3. Но их санитарное состояние в течение XVIII века оставалось безотрадным. Хотя "по примеру Франции все государства стали строить для солдат казармы, однако, благодаря тесноте последних, недостатку освещения и вентиляции, а также злоупотреблениям администрации, наживавшейся на содержании и довольствии солдата, армия сильно страдала от цинги, туберкулеза, . несмотря на всевозможные инструкции по сбережению здоровья, в изобилии рассылавшиеся центральными управлениями"4.

По мере того как солдат из временного наёмника превращался в пожизненного защитника государства и терял всякие связи в гражданском мире, нужно было позаботиться об организации приюта инвалидам и ветеранам, потерявшим работоспособность. В Париже военный министр Лувуа5 создал дом инвалидов, предназначавшийся для призрения не имевших средств существования отставных офицеров и солдат и превратил его в образцовое учреждение6.

1 Байрашевский О.А. Организация санитарной службы (мирного времени) в главнейших европейских армиях. СПб., 1910. С. 5. 341 с.

2 Байрашевский О.А. Указ. соч. С. 6.

3 Свечин А.А. Указ. соч. С. 212-214.

4 4 Байрашевский О.А. Указ. соч. С. 130.

5 Лувуа (Louvois), Франсуа-Мишель (1641-1691) - французский политический деятель. В 1668 г. - военный министр. Реорганизовал армию, имел большое влияние на завоевательную политику Людовика XIV.

6 Свечин А.А. Указ. соч. С. 208.

Магазинную систему снабжения у французов очень скоро переняли другие европейские государства. В 1721 году в Пруссии имелся уже 21 магазин военного ведомства, где хранились хлебные запасы, достаточные для довольствия в течение одного года 200 тысяч человек (то есть в пять раз большего числа, чем в тогдашней прусской армии). Фридрих Великий твёрдо держался магазинной системы; ему принадлежат характерные изречения: "Я держусь мнения Гомера - хлеб делает солдата" и "Не я здесь командую, а хлеб и фураж"1.

Специфический подход к снабжению войск был у французов, в частности у Наполеона Бонапарта. Но его европейский опыт, выразившийся в упомянутом выше девизе, потерпел сокрушительное поражение в период его вторжения в Россию в 1812 году. Народное и организованное военным командованием партизанское движение русских, разрушая французские коммуникации, подрывало снабжение армии противника, которое, по утверждению генерала Роберта Вильсона (1777-1849), проведшего весь 1812 год в русской армии, было "у французов не столь хорошее"2 (как в русской армии. - О.Ф.).

В Англии в этот исторический период, несмотря на проводимые в военной области реформы, служба в армии оставалась непопулярным занятием. Считалось, что "если один из членов семьи вербуется в солдаты, то это позор, бесчестье для семьи"3. В континентальной Европе даже в начале XIX века "сплошь и рядом между войсками и мирными жителями устанавливались враждебные отношения, так как последние тяготились постоем и терпели . мелкое насилие ... от вечно голодавших и грубых солдат"4.

Более организованной военно-социальная сфера была в XIX веке в Германии. При расположении в казармах заботы о продовольствии войск возлагались на особые хозяйственные комиссии (Menag-Comission), учреждаемые в каждой части. При постое на обывательских квартирах ". нижние чины продовольствовались от хозяев тех домов, по которым они расквартированы. Во время сборов и маневров . попечение о продовольствии возлагалось на интендантское ведомство"5. Обеспечение немецкой армии жизненными потребностями (продовольствие, снабжение лазаретов и вещевое довольствие) было "введено генерал-интенданту. Врачебная и санитарная части армии . введены начальнику полевой санитарной службы. (Организация) ... добровольной помощи раненым возложена на императорского комиссара"6.

Сильным стимулом развития военно-социальной сферы стала Первая мировая война. Образ солдата-освободителя, защитника в странах-победительницах стал центральным. Во Франции армия ". приобрела невиданный авторитет. Ветеранам вручали награды, повсеместно открывали дома инвалидов, . воен-

1 Свечин А.А. Указ. соч. С. 212-214.

2 Вильсон Р.-Т. Дневники и письма 1812-1813: пер. с англ. СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 125.

3 История Западноевропейских армий. М.: Евролинц, Канон-пресс-Ц, Кучково поле,

2003. С. 32.

4 Байрашевский О.А. Указ. соч. С. 132.

5 Газенкампф М. Указ. соч. С. 8-9.

6 Военно-административное устройство тыла армии. Вып. 1. СПб., 1893. С. 69. 413 с.

ных специалистов охотно брали на работу"1. Но буквально через несколько лет, в 1920-е годы, условия жизни военных существенно ухудшились. По свидетельствам современников, "... младший лейтенант без семьи получал на 50 франков больше парижского дворника, а капитан с двумя детьми - наравне с неженатым бригадиром полиции"2.

В английской армии в этот период военно-социальная сфера развивалась более поступательно. В 1939-1945 годах была создана разветвлённая и функционально разделённая структура органов, основными из которых были:

отдел капелланов; военно-медицинский корпус, ведавший всеми медицинскими службами; корпус образования, обеспечивавший завершение военнослужащими (из числа тех, кому это требовалось) общего образования, причём на добровольной основе, хотя солдаты стремились к получению соответствующего удостоверения; стоматологический корпус; продовольственный корпус, корпус физической подготовки, отвечавший за общее физическое состояние личного состава и проведение занятий по лечебной физкультуре для выздоравливающих

3

после ранения солдат .

Особенности ведения боевых действий сделали невозможным грабёж как основное средство социального обеспечения войск. В вопросе продовольствия для войск, как и во всём снабжении, процесс огосударствления шёл последовательным путём: сначала государство устанавливало контроль за правильностью довольствия полковниками и капитанами, затем приходило последним на помощь, устраивая государственные магазины, из которых войска могли, в счёт жалованья, забирать продукты, и, наконец, сосредоточивало в своём ведении всю заготовку и распределение продуктов в войсках4. Стали развиваться государственные структуры обеспечения, такие как магазинная система снабжения. Вводятся органы и должности, в обязанности которых входит социальное (продовольственное, медицинское, квартирное) обеспечение военнослужащих. Происходит более детальное функциональное разделение этих органов. Именно эти преобразования послужили основой становления современной военно-социальной сферы европейских государств.

Под призрением королевы Британии

Считается, что в настоящее время наиболее развитая система управления социальной сферой в Европе функционирует в армии Великобритании. Армия комплектуется полностью на добровольной основе, полный переход к которой завершился в 1960 году. Естественно, что в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда британские вооружённые силы должны предложить соответствующий уровень социально-бытового обеспечения, чтобы привлечь молодых людей в свои ряды.

1 История Западноевропейских армий. С. 169.

2 История Западноевропейских армий. С. 170.

3 Брейли М. Британская армия. Северо-Западная Европа М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. С. 30-31, 48.

4 Свечин А.А. Указ. соч. С. 214.

Одним из факторов поступления на военную службу, а в дальнейшем её вероятного продолжения является возможность решить свои жилищные проблемы. Жилищное обеспечение военнослужащих имеет несколько составляющих. В период прохождения службы им предоставляется казённое или арендованное жильё. Неженатым рядовым и сержантам - в казармах (в комнатах на шесть-восемь человек). Семейные получают служебные квартиры в гарнизонах и военных городках, а также арендованные для них у частных лиц. С проживающих на служебной площади взимается определённая плата, размер которой зависит от семейного положения и качества жилья. Арендующим квартиры положена надбавка, ежегодно дифференцируемая в зависимости от воинских званий, качества квартир и т.п. Прослужившим по контракту 22 года выплачивается премия в размере 3500 фунтов стерлингов, предназначенная для частичной компенсации приобретаемого жилья.1

После Второй мировой войны практика включения программ строительства дешёвого жилья (в том числе для ветеранов вооружённых сил) отдельной строкой в государственном бюджете стала обязательной. Однако ко времени окончания службы только четверть военных имеет принадлежащие им на правах собственности квартиры или дома. В связи с этим увольняемым со службы предоставляются существенные преференции: в министерстве обороны Великобритании создан специальный резервный жилищный фонд, который продаёт помещения на льготных условиях. Кроме того, им "предоставляют финансовые компенсации для приобретения собственного жилья: при единовременной оплате возмещается 30% его стоимости, а при получении кредита от банка на покупку дома или квартиры часть кредита компенсируется ежемесячно"2.

Тем не менее вопрос обеспечения жильём увольняемых со службы, особенно в периоды сокращения численности вооружённых сил, остается достаточно острым. Его острота побудила высокопоставленных военных чиновников (правда, после увольнения) открыто заявлять об этом в средствах массовой информации, несмотря на всю жёсткую корпоративную этику, запрещающую "выносить сор из избы". В интервью известному обозревателю BBC World Стивену Саккеру сэр Майк Джексон (командующий сухопутными войсками Великобритании в 2003-2006 гг.) назвал ситуацию с расквартированием войск "позором", заявив буквально следующее: "...В последние десять или около того лет от британских вооружённых сил требовалось очень многое, и эти задачи выполнялись . с огромным мужеством и самоотверженностью. С другой же стороны, мы наблюдаем сразу несколько примеров, самый очевидный из которых, я думаю - это ситуация с расквартированием войск. Решение проблемы жилищного обеспечения не требует применения каких-то высоких технологий или научных исследований. Для этого нужно только одно - выделять достаточно денег, что-

1 Олевский В. Правовые, финансово-экономические аспекты обеспечения и социальная защита военнослужащих Великобритании // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 5. С. 10-11.

2 Яшин С. Реорганизация сухопутных войск Великобритании // Зарубежное военное обозрение. 1993. № 1. С. 22.

бы любой военнослужащий - женатый ли, одинокий ли - имел достойную крышу над головой. На практике это есть не у всех - я бы даже сказал, у многих этого нет. Столь . позорную ситуацию с жильём . не удаётся изменить уже несколько десятилетий. Тем самым неписаный договор ... между обществом и военными находится под ... угрозой".1 Ему вторит сэр Ричард Даннат, начальник штаба британских вооружённых сил. Характеризуя условия проживания в британских военных городках на территории Германии, он отметил, что зачастую военнослужащих размещают в тесном соседстве с шумными многодетными семьями иммигрантов.

Но основной акцент Даннат сделал на проблеме "недокормленности" личного состава. Вопросы о скудном пайке британского рядового генерал поднимал уже не раз. В адресованном вышестоящему руководству рапорте он заявлял, что страна не должна подводить свою армию и что её обязанность - проявлять всемерную заботу о своих вооружённых силах. Для сравнения Даннат привёл размер оплаты труда рядовых военнослужащих, выполняющих боевые задачи в Ираке и Афганистане, и муниципальных служащих, отслеживающих правильность автомобильных парковок на улицах города: первые зарабатывают 12 тысяч 572 фунта в год, вторые - 17 тысяч.

Особенностью управления социальной сферой британской армии является широкое участие в ней общественных организаций, действующих не вне, а внутри военной структуры. Наиболее активно они занимаются решением жилищных проблем военнослужащих, помогают им найти жильё на льготных условиях (например, Общество по оказанию помощи вооружённым силам). Одной из самых известных организаций является 88ЛБЛ - Ассоциация военнослужащих, летчиков, моряков и их семей. Её социальные работники присутствуют на территории всех баз британской армии (дислоцирующихся на острове) и оказывают практическую помощь военным, как выполняющим боевые задачи (или пострадавшим (погибшим) при их выполнении), так и после увольнения с военной службы, а также поддержку их семьям.

Её работа ведётся на трёх уровнях. Первый - в цепи "командир - подчиненные", решает, помимо традиционных функций, личные проблемы каждого военнослужащего; в том числе религиозного характера с учётом специфики вероисповедания, его социальные и медицинские проблемы, осуществляет сервисную информационно-справочную службу. Второй - связь с общиной по месту жительства. Третий уровень обеспечивает контакт военнослужащих и членов их семей с местными властями - департаментами социальной защиты графств, консалтинговыми агентствами, бюро советов и др. 2

1 Джексон М. Ситуация с жилищным обеспечением в британской армии - это просто позор. 13.01.2008. Официальный сайт BBC World (Великобритания). URL: http:// www.rambler.ru/news/press/ britishpress/553245286.html.

2 Липский И.А. Военно-социальная работа: опыт России и Великобритании // Молодёжь и будущее Вооружённых сил: Сборник материалов "круглого стола". Государственная дума РФ, 19 декабря 2002 г. М.: Комитет по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы, 2003. С. 240-245.

Конечно, это не говорит о том, что военнослужащие за решением своих социальных проблем обращаются только в общественные организации. Для руководства министерства обороны и командования вооружёнными силами Великобритании важно, чтобы при наличии какой-либо неудовлетворенной потребности или просто тревоги (напряжённости) они обращались именно к командованию, а не в суд или к широкой общественности. Примечательна в этой связи армейская памятка, в которой говорится: "Все военнослужащие и жены, независимо от их ранга, должны знать, что существует офицер или военнослужащий, не имеющий офицерского звания, к которому они могут обратиться за советом или помощью по любому вопросу вне зависимости от того, относится ли это к их личной жизни, или военной службе, или семейным проблемам"1. Но при всём этом общественные организации лишь дополняют деятельность органов военного управления.

Важнейшее значение для военных имеет помощь в профессиональной адаптации к гражданской жизни и последующем трудоустройстве. В "Положении Королевы Великобритании об Армии" отмечается, что "... командиры несут ответственность за обеспечение доступности информации и консультаций, касающихся всех аспектов адаптации к гражданской жизни, всем военнослужащим любых званий в любой период карьеры".

Их профессиональной адаптацией к гражданской жизни занимается министерство образования, в структуре которого функционируют органы переподготовки кадров, содействие оказывают и общественные организации.2 Существенную роль играют государственно-частная структура с участием министерства обороны, управления по трудоустройству демобилизованных военнослужащих, консалтинговой компании Coutts Consulting Group и бюро профессиональной реабилитации, Центр адаптации, десять региональных центров профориентации, сеть бюро по трудоустройству и ряд других. Очень полезными оказываются и публикуемые министерством обороны для увольняемых еженедельные списки вакансий и новых курсов; ежегодный справочник по темам курсов переподготовки; ежеквартальный справочник по трудоустройству и возможностям регионов; план предполагаемого увольнения и т.п..

Для жён военнослужащих на организуемых министерством обороны тренингах оставляются свободные места.3 Цена обучения там, по сравнению с ценами аналогичных структур для не имеющих связи с военной организацией, сравнительна невысокая.

Интересным представляется британский опыт трудоустройства на педагогическом поприще с переучиванием бывших военных в школьных учителей. По

1 Там же.

2 Например, Ассоциация по трудоустройству бывших кадровых военнослужащих, имеющая свои представительства в 45 городах.

3 Опыт решения социальных проблем в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Сайт информационно-консультационного и учебного центра социальной адаптации военнослужащих, увольняемых или уволенных в запас Вооружённых сил РФ "Россия - НАТО" (Ярославский региональный филиал). URL: http://www.russia-nato.info/yaroslavl/adapt/index.php.

мнению учёных, бывшие солдаты и офицеры смогут навести порядок в школах бедных районов британских городов, где плохо с дисциплиной. Они станут ролевыми моделями для трудных подростков и научат их дисциплине и самообладанию. Такой путь профессиональной адаптации и трудоустройства не позволяет "выпасть" ни одному военнослужащему или члену его семьи из поля зрения социальных работников Великобритании.

Экономический кризис внёс свои коррективы в практику комплектования британских вооружённых сил. После ряда серьёзных потерь в 2007 году в Ираке и Афганистане стала давать сбой система рекрутирования новобранцев. А процент желающих покинуть военную службу в 2007-2008 годах достиг 47 (и это несмотря на то, что 26% заявили, что после увольнения из рядов вооружённых сил им будет не доставать тех достоинств и льгот, которые они получали на службе). Но уже с октября 2008 года по март 2009 года, то есть в период кризиса, количество новобранцев в Британии увеличилось на 14%. Из-за возросшей конкуренции на рынке труда меньше военнослужащих стали уходить из армии. Руководство, отвечающее за воинский призыв в Лондоне, отметило, что молодые люди стали чаще принимать решение пойти в армию из-за сложной ситуации на рынке труда и в экономике Британии в целом.

Бундесвер: наравне с гражданами

Вооружённые силы Германии находятся под пристальным вниманием законодателей. Конституция и другие законы ФРГ устанавливают, что военнослужащие, члены их семей, как и уволенные с военной службы, являются особой заботой государства. Главным органом их социальной защиты выступает министерство обороны страны. Оно имеет стройную, вертикально интегрированную систему управления этой сферой.

Непосредственно в воинских частях такие задачи возложены на соответствующие административно-хозяйственные управления гарнизонов. При каждом штабе "существует социальная служба для военнослужащих, их близких, а также уволенных из бундесвера по состоянию здоровья и пенсионеров. Семьи погибших находятся под их постоянной опекой и получают необходимую помощь"1.

В послевоенный период на состояние социальной сферы военной организации существенно повлияла денацизация и демилитаризация общества. Военная служба перестала считаться элитной, существенно снизился её престиж. И поскольку каждый солдат стал рассматриваться как гражданин, одетый в военную форму, ему полагалось пользоваться теми же основными правами, что и любому его соотечественнику. Некоторые из его прав могли быть ограничены законом, но только в той мере, в какой того требуют специальные служебные (воинские) обязанности, и исключительно на время их исполнения2. Военнослужа-

1 Навара-Себастьян И. Наша основная задача - помощь... Сайт издающегося в Берлине русскоязычного еженедельника "Европа-Экспресс". URL: www.euxpress.de/archive/artikel_14911.html.

2 Геншель Д., Диль М. Принцип взаимной ответственности (опыт военного строительства в ФРГ) // Независимое военное обозрение. 29 декабря 2000 г.

щие становятся не только пассивными исполнителями (как было до 1945 г.), а активными проводниками социально-политического курса государства, обладающими определённым набором качеств "Будучи экспертами в вопросах применения насилия, кем и обязаны оставаться военнослужащие, - констатирует сотрудник Института социальных наук бундесвера Герхард Кюммель, - они должны быть одновременно образованы в политическом отношении и обладать культурной эмпатией и дипломатическими способностями. Солдат должен быть бойцом, дипломатом и социальным работником"1, что предполагает его высокий статус во всех смыслах.

На практике, хотя военнослужащие бундесвера являются самыми высокооплачиваемыми среди армий континентальной Европы, их жизненный уровень не превышает гражданский, при несоизмеримо больших физических и психических затратах. Поэтому они ищут дополнительные источники доходов, возможность получения которых зафиксирована в законе "О правовом положении военнослужащих бундесвера". Конечно, это право не абсолютно, существует ряд ограничений, в частности дополнительная оплачиваемая деятельность допускается только с разрешения военного командования (если она не наносит ущерба службе).

С точки зрения командования бундесвера и политического руководства страны, поиск военными дополнительного заработка ставил под угрозу комплектование вооружённых сил и требовал принятия мер. Как следствие - были серьёзно повышены денежное содержание и другие выплаты. Руководители бундесвера признают, что улучшение финансового обеспечения, расширение социальных льгот и гарантий, увеличение возможностей профессионального роста является основанием высокого боевого духа военнослужащих, служит залогом уверенности государства в их политической благонадежности, а последние верят в справедливость существующей политико-экономической системы, правильность внешнего и внутреннего политического курса ФРГ. Таким образом, у "военнослужащих не возникает дилеммы: надо или не надо защищать существующий строй"2 И всё же после принятия этих мер финансовые проблемы не перестали существовать. Они заключаются в хроническом недофинансировании модернизации бундесвера, что привело к необходимости создания в 2001 году акционерного общества, занимающегося продажей лишнего, ненужного имущества. Результатом его деятельности явился отказ от ряда несвойственных, по мнению руководства бундесвера, функций (например, содержание предприятий торговли, банно-прачечных комбинатов, швейных ателье и т.п.).

Кроме денежного содержания, важнейшее значение для немецких военных имеет жилищный вопрос. В бундесвере деятельность в этой сфере регулируется нормами закона "О правовом положении военнослужащих бундесвера", где определен порядок пребывания в казармах, размер оплаты за проживание в общежитиях, ведомственных, государственных домах и квартирах (коттеджах), взя-

1 Белозеров В.К. Военная сила в системе политики безопасности и обороны Германии // Вестник аналитики. 2006. № 3. С. 128-138.

2 Босых А., Шигов М. Морально-психологическое состояние военнослужащих бундесвера // Зарубежное военное обозрение. 2001. № 8. С. 13.

тых в аренду. (Заметим, что в немецкой армии бытовые условия в казармах весьма высоки и не сравнимы с аналогичными условиями в России). Проживающим вне казармы устанавливается минимальная оплата, а компенсационная ставка зависит от должностного уровня, состава семьи и пр. При желании приобрести жильё в собственность (или построить его), размеры компенсаций могут составлять от 70 до 100% его стоимости.

Однако проблема обеспечения военных жильём продолжает оставаться острой. Поэтому для её решения задействованы самые разные пути и методы. Во-первых, посредством строительства новых квартир, модернизации имеющегося жилья, строительства и модернизации офицерских и унтер-офицерских общежитий. Разработана и действует государственная программа реконструкции казённого фонда и военных общежитий. Во-вторых, посредством заключения и реализации долгосрочных договоров об аренде и модернизации квартир, снимаемых в частном секторе. В-третьих, стимулированием строительства семейных домов. В-четвёртых, ограничением льгот на получение государственного или ведомственного жилья. Ныне они предоставляются только военнослужащим, возвращающимся из-за границы.

Показательно в этом смысле действие программы "Казарма-2000". Она предусматривает переоборудование жилых и вспомогательных помещений для личного состава с одновременным увеличением норм жилой площади с 4,5 до 6,75 кв. м на человека. В отличие от нормативов 1974 года, определяющих, что в комнате площадью 27 кв. м на двухъярусных койках должны располагаться шесть-восемь солдат, в программе предусматривается блоковое размещение рядового и унтер-офицерского состава. Каждый блок включает два жилых помещения (по 13,2 кв. м), душ, туалет и комнату с двумя умывальниками. Жилое помещение рассчитано на двух рядовых или одного унтер-офицера, а также на установку отдельных кроватей и шкафов, двух кресел, письменного и журнального столов.

Серьёзное внимание в бундесвере уделяется профессиональному образованию. Реализуется концепция "непрерывного образования", причём она распространяется и на граждан, ещё не заключивших контракт или призванных на военную службу (аналог нашей РОСТО, но более действенная. - О.Ф.). После увольнения военнослужащего, ему оказывают консультационные услуги по поиску подходящей работы, резервируют некоторые должности государственной или муниципальной службы и даже могут выделить финансовую помощь в связи с переездом к выбранному месту работы. Программа сопровождает военнослужащего весь период службы и заканчивается (при увольнении) только после трудоустройства на новом рабочем месте. Военнослужащим бундесвера предоставлено право обучения в гражданских вузах, которое осуществляется за счёт государства.1

Профессиональная переподготовка при увольнении с военной службы предусматривает ряд вариантов на выбор: либо получить новую профессию, либо завершить начатое до военной службы образование с получением соответст-

1 Der Berufsforderunsgdienst der Bundeswehr // Truppenpraxis. 1998. № 6. S. 211-214.

вующего диплома. Более того, учитывая заслуги перед родиной и то, что гражданин ФРГ своей службой в бундесвере (не менее 12 лет) доказал свою профессиональную и гражданскую компетентность, уволенным военнослужащим специальным свидетельством гарантируется трудоустройство на государственную гражданскую должность или в хозяйственно-административных органах в бундесвере, что существенно повышает их возможности в сфере занятости.

Значительное место в странах Запада занимает институт общественного контроля за соблюдением прав и свобод граждан страны, являющихся её защитниками - военнослужащих. Он осуществляется институтом военного омбуд-смена, функционирующего в форме парламентского уполномоченного по вооружённым силам ФРГ, избираемого бундестагом на пять лет. Круг его полномочий широк: он имеет право посещать любые воинские части без предварительного уведомления (аналогичные права имеют только органы прокуратуры), "может требовать информацию от войсковых частей, знакомиться с их документами. Ежегодно он представляет бундестагу отчёт о поданных ему жалобах"1. Военнослужащие имеют право обращаться к омбудсмену напрямую, без предварительного разрешения командования (либо сам омбудсмен может переговорить с военнослужащим). Подотчётно данное должностное лицо только парламенту. По итогам его работы (если выявлены факты нарушения прав и свобод военнослужащих или гражданского персонала бундесвера) министерство обороны обязано стать инициатором служебных проверок, материалы которых являются предметом рассмотрения на заседаниях соответствующих парламентских комиссий. Сами же военнослужащие получают ответ на свой запрос в письменном виде.

Уполномоченный по делам военнослужащих бундестага Райнхольд Робе в интервью "Российской газете" рассказал, что в бундесвере существует также Служба солдатской взаимопомощи для оказания содействия при решении вопросов социального характера. Например, если у солдата не хватает денег для проведения полноценного отпуска, на помощь приходит служба, предлагая место в доме отдыха. Служба также заботится об оказании помощи семьям тех солдат, где есть дети с ограниченными физическими возможностями.2

Специфической структурой, действующей только в армии ФРГ, является институт доверенных лиц, избираемых тайным голосованием во всех частях (на кораблях), подразделениях, учреждениях и учебных заведениях. В их обязанности входит внесение предложений по улучшению условий жизни и быта военнослужащих, что существенно повышает эффективность управления социальной сферой бундесвера.

Серьёзное внимание в армии уделяется вовлечению военнослужащих в массовый спорт с целью повышения их физической готовности и гармоничного физического развития. Подход столь серьёзен, что устав "Спорт в бундесвере" (ZDV 3/10) запрещает привлекать военнослужащих к разного рода мероприятиям во время, отведённое распорядком дня для спортивных занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Германия. Факты. Frankfurt: Societats-Verlag, 1993. S. 177.

2 Маслов С. МЧС для бундесвера // Российская газета (Федеральный выпуск) №4563.

16 января 2008 г.

Нельзя не сказать и ещё об одном факторе армейской жизни. Несмотря на снижающееся влияние церкви в обществе и государстве, в бундесвере важную роль играет институт военных священников.1 Конечно, в мирное время, в местах постоянной дислокации воинских частей их роль сведена к элементарным формам религиозного служения. Но в миротворческих операциях и боевых действиях, где принимает участие бундесвер, роль капелланов в морально-психологической поддержке немецких военнослужащих существенно возрастает. Согласно данным о пребывании германского военного контингента в Косово, "к помощи капелланов обращалось до 70% личного состава"2.

В целом деятельность общественных организаций в бундесвере, в отличие от армий других западных стран, ограничена. Исключением является, пожалуй, только Союз военнослужащих, фактически являющийся военным профсоюзом как действующих военнослужащих (и, что примечательно, членов их семей), так и уволенных с военной службы. Опираясь на свой устав, Союз отстаивает интересы его членов, тем более что с реализацией социальных прав в бундесвере далеко не всё так гладко.

Профессионалы эффективнее призывников?

Немало усилий приложила в конце ХХ века французская армия для своего совершенствования, и главное из них то, что она "дозрела" до профессионального принципа комплектования. В середине 1990-х годов ХХ века состоялась знаменательная для неё реформа: 22 февраля 1996 года президент Франции объявил о переводе её комплектования на профессиональную основу. Естественно, что новое качество армии потребовало и соответствующего подхода к условиям пребывания в ней военнослужащих. Органом, ведающим вопросами управления военно-социальной сферой, стал Высший военный совет, структурно входящий в министерство обороны. И хотя его статус в основном консультативно-совещательный, круг его компетенций достаточно широк: от набора, подготовки военнослужащих, создания благоприятных условий службы и социального обеспечения до устройства уволенных с военной службы граждан на работу. Более того, этот орган военного управления вправе выдвигать предложения по "изменению воинских уставов, возраста выхода на пенсию, денежного довольствия, а также по совершенствованию отношений"3. Статус структуры подтверждается ещё и тем, что председательствует на сессиях Высшего военного совета сам министр обороны.

Специфика французской армии - довольно высокая горизонтальная мобильность военнослужащих - за время службы они меняют место её прохождения в среднем 5-6 раз. Для снижения психологических и бытовых издержек, макси-

1 Штатным расписанием военно-церковной службы предусмотрено, что на 1,5 тыс. военнослужащих должен приходиться один священник.

2 Босых А., Шигов М. Морально-психологическое состояние военнослужащих Бундесвера // Зарубежное военное обозрение. 2001. № 8. С. 15.

3 Дякин В. Социальная защищённость военнослужащих Франции // Зарубежное военное

обозрение. 1990. № 8. С. 12-13.

мального сокращения времени на обустройство на новом месте военнослужащему предоставляется трёхдневный оплачиваемый отпуск, причём его новые квартирные условия в результате перевода не должны быть ухудшены"1.

Практическим обеспечением нормальной жизни военных занимаются Национальное агентство по улучшению жилищных условий граждан Франции2 и Главное административно-хозяйственное управление министерства обороны. Именно оно предлагает военным варианты решения жилищного вопроса: а) участие совместно с министерством обороны в долевом строительстве; б) согласие на оплату части коммунальных услуг; в) наём жилья (служебного. — О.Ф.), принадлежащего министерству обороны.

Свой вклад вносят и различные общественные организации, причем они действуют по узким направлениям: например, для оказания помощи малодет-ным семьям - одна организация ("Ассоциация семей военнослужащих"), с большим количеством детей - другая ("Ассоциация взаимопомощи военнослужащим") и т.д.

Как и в других армиях, во французской серьёзное внимание уделяется вопросам физического совершенствования военнослужащих. Для этого существует разветвленная спортивная инфраструктура. Насыщенность мест дислокации воинских частей спортивными сооружениями (примерно один спортивный клуб на 1000 человек) позволяет вовлечь в спортивно-оздоровительные мероприятия фактически весь личный состав. Более того, французские военные обладают первоочередным правом посещать "гражданские" спортивно-оздоровительные учреждения.

Одновременно с переводом армии на профессиональную основу было принято решение о создании системы переподготовки личного состава. Его смысл состоял в том, что военнослужащий должен получать наряду с боевой такую специальность, которая затем (после увольнения с военной службы) может быть использована на гражданском поприще. Поэтому во Франции существует практика приравнивания дипломов, полученных в рамках военного образования, к дипломам в гражданской сфере.

Ответственность за переподготовку личного состава возложена на департамент профессиональной мобильности (MMP - Mission pour la Mobilité Professionnelle), который под руководством управления военного и гражданского персонала разрабатывает и определяет совместно с различными видами войск политику переподготовки. Он координирует работу восьми межармейских центров переподготовки по всей территории Франции, поддерживает тесные отношения с предприятиями в своих регионах, устанавливает контакты и осуществляет обмен информацией с министерствами труда, народного образования, финансов и промышленности.3

1 Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М., 1997. С. 113.

2 Dupre J. Bureau Interarmee du Logement. Sous les Toits de Paris // Armees d'aujourd'hui. 1990. № 153. P. 22-23.

3 Шигов М. Долг защитника отечества - понятие двустороннее // Независимое военное обозрение. 14 мая 2004 г.

Для информационного сопровождения процесса переподготовки соответствующие службы министерства обороны массовыми тиражами издают брошюры, буклеты, журналы, подробно освещающие различные вопросы по этой проблеме. Нахождение уволенными с военной службы своего места в гражданской жизни завершает цикл социального сопровождения военных в период их службы в вооружённых силах.

Российская армия: отстаём от Европы в социальной сфере?

Для России процессы, происходящие в социальной сфере европейских армий, представляют определённый интерес, поскольку военная организация РФ в настоящее время предпринимает меры по общей модернизации своего состояния. Изменяются традиционные боевые единицы - полки и дивизии преобразовываются в бригады, их количество сокращается, меняются векторы предупреждения угроз и т.д.

Вместе с тем решения требуют и многие проблемы жизни и быта военнослужащих, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства. А эти проблемы весьма серьёзны. Посмотрим пристальнее на некоторые из них.

Вопрос вопросов всякой военной организации - её кадры. Недостаточные размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала, существующие сегодня, обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Несовершенство нынешней системы исчисления военных пенсий ведёт к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, прошедших военную службу, и денежного довольствия действующих военных.

Остро стоит жилищная проблема. Более 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильём. Денежная компенсация за поднаём (наём) жилья не покрывает в полном объёме фактические затраты военных на эти цели на всей территории дислокации воинских частей и учреждений. Нерешённость жилищной проблемы приводит к их досрочному увольнению со службы и снижает привлекательность военной профессии.

Оставляет желать лучшего для более чем половины состава доступность, полнота и качество медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач.

Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими своих обязанностей.

В войсках сохраняется низкий уровень культурно-досуговых и информационных услуг, многие из них остаются и вовсе недоступными в отдалённых и закрытых военных городках. Очень слаба материально-техническая обеспеченность этих учреждений. У значительной части служащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.

Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни, в частности из-за неадекватности масштабов переподготовки по гражданским специальностям и содействия в трудоустройстве1 и т.д. и т.п.

Можно привести ещё немало примеров того, с какими трудностями сталкиваются войска, но все они говорят о необходимости реформирования военно-социальной сферы в рамках осуществляемой модернизации. Сохранение же негативных тенденций, сложившихся здесь, может повлечь за собой:

в ближайшей перспективе - ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, падение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряжённости в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;

в среднесрочной перспективе - рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;

в долгосрочной перспективе - снижение боеспособности и боеготовности вооружённых сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.

Надежда на преодоление трудностей возлагается на принятую в вооружённых силах РФ стратегию социального развития на период до 2020 года. Успешность её реализации во многом зависит от того, насколько эффективной окажется система управления военно-социальной сферой, совершенствование которой должно опираться, помимо традиционно-исторических оснований, и на

аналогичный опыт в армиях зарубежных государств.

* * *

При определённых естественных отличиях социальной сферы вооружённых сил европейских стран друг от друга многие аспекты её управления, как мы видели на примере Великобритании, ФРГ и Франции, отрабатывались десятилетиями (или даже столетиями, как в Великобритании), и негативного влияния на её развитие не имела даже смена политического строя (за исключением, пожалуй, Германии). За рамками статьи автор намеренно оставил интересную практику реформирования военно-социальной сферы в странах бывшего соцлагеря вследствие её незавершённости. Однако при всём при том важно констатировать, что, несмотря на крутые виражи истории, отношение к военнослужащему как к личности и носителю субъективных прав было и остаётся в Европе традиционно высоким.

1 Стратегия социального развития Вооруженных сил РФ на период до 2020 года. Официальный сайт МО РФ. URL: http://www.mil.ru/849/11876/41276/ (дата обращения 08.02.10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.