вопросы российской юстиции выпуск № 22
УДК 349.3
Николаев Алексей Сергеевич Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт публичного права и управления
Россия, Москва [email protected] Aleksey Nikolaev Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Institute of Public Law and Administration
Russia, Moscow
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ Аннотация: в статье анализируется действующее федеральное и региональное законодательство, касающееся социальной помощи членам семей военнослужащих, отдельные аспекты судебной практики по защите их нарушенных прав, обозначены различные проблемы и возможные решения, которые предлагается реализовать на законодательном уровне в условиях современных вызовов.
Ключевые слова: система социального обеспечения, военнослужащий, мобилизация, выплаты, члены семьи, судебная практика.
MEASURES OF STATE SUPPORT FOR CITIZENS CALLED UP FOR MILITARY SERVICE IN ACCORDANCE WITH MOBILIZATION AND
THEIR FAMILY MEMBERS Annotation: in the article author analyzes current federal and regional legislation concerning social assistance for soldiers' family members, certain aspects of court practice regarding protection of violated rights, identifies different problems and
suggests the ways out to solve them which can be implemented at the legislative level in the context of modern challenges.
Key words: social security system, soldier, mobilization, payments, family members, court practice.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются различные гарантии социальной защиты. Одной из важнейших задач современного государства является оказание комплексной и всесторонней помощи наиболее незащищенным категориям граждан. Таковыми, в частности, являются члены семей военнослужащих, объем социальных прав и материальное обеспечение которых носят производный характер, во многом зависят от положения самого военнослужащего [14, с. 137]. Выполняя конституционную обязанность защиты Отечества, гражданин рискует здоровьем и жизнью, чем обусловлен его особый правовой статус как субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В свою очередь со стороны государства должны быть установлены гарантии, которые позволят быть уверенным, что в случае утраты лицом трудоспособности или его смерти в период или вследствие несения военной службы членам его семьи будет оказана необходимая поддержка.
Актуальность и острая необходимость реализации указанных государственных гарантий возникла в период проведения специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей и Украины (далее - СВО). Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ [5], коснулась нескольких сотен тысяч человек, что не могло не повлиять на материальное положение большого количества семей, особенно в случаях, когда мобилизованный является единственным кормильцем.
В первую очередь, стоит сказать о трудовых гарантиях мобилизованных, так как от их занятости во многом зависят совокупный доход и уровень
материального обеспечения семей. В октябре 2022 г. были внесены поправки в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) [1], которые предусматривают приостановление действия трудового договора на период прохождения мобилизованным работником военной службы. Отныне работодатель не может уволить его по п. 1 ст. 83 ТК РФ, в данной статье есть соответствующая оговорка. Примечательно, что эти изменения законодательства распространяются на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г., т.е. носят отчасти ретроспективный характер. Если работодатель успел уволить мобилизованного работника до вступления в силу этих поправок, он должен отменить приказ об увольнении, издав приказ о приостановлении действия трудового договора на основании заявления работника, иначе действия работодателя будут признаны незаконными.
Так как в период приостановления трудового договора его стороны приостанавливают осуществление своих прав и обязанностей, то работодатель в данный промежуток времени не осуществляет страховые взносы за мобилизованного работника в государственные внебюджетные фонды, т.к. он является военнослужащим по контракту и соответствующую обязанность временно берёт на себя государство. Стоит также отметить поправки в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», касающиеся порядка исчисления страхового стажа [3]. Так, период участия в СВО засчитывается в двойном размере, что позволит гражданам раньше выйти на пенсию, если они соответствуют остальным необходимым условиям её назначения. Законодатель также заранее предусмотрел, что приобретенные в период участия в СВО пенсионные права преобразуется в индивидуальный пенсионный коэффициент определенного значения (ИПК за один полный календарный год службы равен 3,6).
Значимой статьей расходов многих молодых российских семей являются платежи по потребительским кредитам, займам или ипотеке. В случае несения военной службы мобилизованное лицо или члены его семьи, являющиеся
заемщиками, могут столкнуться с проблемами, связанными с надлежащим исполнением обязательств по соответствующему гражданско-правовому договору (потребительского кредита, займа или залога недвижимого имущества). Например, если его денежное довольствие будет меньше, чем заработная плата по трудовому договору до мобилизации, то бремя несения этих расходов ляжет на членов его семьи, которые могут быть не в состоянии исполнять данные обязательства. Чтобы не допустить существенного снижения уровня социального обеспечения по этой причине, в октябре 2022 г. был принят Федеральный закон [2], предоставляющий мобилизованным и их семьям право оформить «кредитные каникулы». На время мобилизации или службы по контракту устанавливается льготный период, в течение которого исполнение им обязательств по договору приостанавливается (при этом в случае нахождения заемщика в госпитале льготный период продлевается). Механизм оформления «кредитных каникул» является упрощенным (требование может быть направлено по абонентскому номеру, кредитор обязан рассмотреть требование в десятидневный срок), что абсолютно оправданно, так как заемщик обязан явиться по вызову военного комиссариата для определения своего предназначения в период мобилизации, зачастую в короткий срок. Кроме того, Центральный Банк РФ в своих разъяснениях указал на возможность погашения обязательств по возврату сумм основного долга во время льготного периода [11]. Например, денежное довольствие мобилизованного может быть перечислено его родственникам (для этого необходимо оформить доверенность, дополнительную банковскую карту, привязанную к расчетному счету военнослужащего), которые могут вносить «посильные» платежи в целях погашения кредитного обязательства.
Отдельного внимания заслуживает мера государственной поддержки в случае гибели военнослужащего при выполнении задач в период проведения СВО, вследствие увечья, или его признания инвалидом I группы. При таких обстоятельствах государство приняло решение прекратить кредитные
обязательства. Позиция законодателя представляется справедливой, так как гибель военнослужащего (или значительная утрата им трудоспособности вследствие инвалидности) объективно влечет негативное изменение социального положения членов его семьи, значительно повышается риск их материальной необеспеченности [15, с. 244]. Указанный Федеральный закон устанавливает правовой механизм, позволяющий снизить долговую нагрузку молодых семей с кредитными обязательствами. Следует учитывать, что супруга погибшего военнослужащего, осуществляющая уход за детьми, с высокой долей вероятности не сможет осуществлять платежи по кредитным договорам.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что можно в полной мере наблюдать в условиях СВО. Анализ региональных нормативных правовых актов показал, что властями субъектов РФ установлены самые разнообразные меры поддержки военнослужащих и их семей. Наиболее востребованными являются денежные выплаты - например, единовременная материальная помощь была установлена в Московской области в размере 200 тыс. рублей [7], в Костромской области - в размере 30 тыс. рублей [8]. В некоторых регионах предусмотрены выплаты на каждого ребенка призванного на военную службу по мобилизации - в Белгородской области по 3 тыс. рублей ежемесячно [9], в Свердловской области - по 20 тыс. рублей единовременно [10]. К иным мерам социальной поддержки семей мобилизованных, распространенным в большинстве субъектов РФ, можно отнести:
1) бесплатное питание в общеобразовательных организациях для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) оказание бесплатной психологической помощи;
3) оказание бесплатной юридической помощи;
4) содействие в поиске подходящей работы;
5) внеочередное зачисление детей в детские сады, школы;
6) первоочередное право семей с детьми при обеспечении путевками в организации отдыха на безвозмездной основе;
7) бесплатное социальное обслуживание для пожилых родственников;
8) бесплатное посещение детьми занятий по дополнительным общеобразовательным программам (кружки, секции) и др.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ввиду различных финансовых возможностей субъектов РФ, объем социальной поддержки граждан отличается, фактически их права ставятся в зависимость от места проживания, несмотря на то, что мобилизованные в условиях специальной военной операции несут одинаковый риск жизни и здоровью. В целях справедливого разрешения данной проблемы необходимо закрепить на федеральном уровне обязательный перечень мер социальной поддержки (например, внести соответствующие поправки в Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Гарантированный минимум, в который могут войти меры, апробированные в большинстве регионов, будет соответствовать статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, субъекты РФ смогут расширять этот перечень в зависимости от собственных бюджетных возможностей.
Стоит отметить, что на ряд мер государственной поддержки могут претендовать все мобилизованные, независимо от субъекта их проживания. Например, Указом Президента РФ установлена единовременная денежная выплата в размере 195 тыс. рублей каждому призванному на военную службу по мобилизации, иным гражданам, заключившим в период проведения СВО контракт о прохождении военной службы сроком на один год и более [6]. Примечательно, что Указ распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г., т.е. на них не может претендовать гражданин, заключивший контракт о прохождении военной службы до определенной даты. Другим
Указом Президента РФ установлены специальные квоты приема на обучение по образовательным программа высшего образования в размере 10 % общего объема цифр приема за счет бюджетных ассигнований [4]. Если военнослужащий погиб, получил увечье или заболевание, то прием его ребенка осуществляется без вступительных испытаний. Важной характеристикой статуса мобилизованных является факт признания их ветеранами боевых действий, что дает право на получение индексируемой ежемесячной денежной выплаты, компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 % и другие меры социальной поддержки.
Не менее важным аспектом социальной поддержки семей военнослужащих является эффективный механизм получения ими всех положенных мер. Для этого создаются специализированные координационные центры помощи на базе органов социальной защиты. Можно отдельно отметить, что в ряде регионов (Приморский край, Чувашская Республика) подобные рабочие группы созданы на территории каждого муниципального образования, чтобы максимально быстро и эффективно реагировать на запросы граждан, заниматься их социальным сопровождением.
Представляется целесообразным отказаться от преобладающего в последнее время в праве социального обеспечения принципа адресности мер социальной поддержки в отношении семей мобилизованных военнослужащих. Для реализации этих мер необходимо установление одного юридического факта - принадлежность гражданина к членам семьи военнослужащего. Стоит учитывать, что им оказывается поддержка со стороны государства в нетипичных условиях, к которым члены семьи не были готовы. Необходимо максимально упростить всю процедуру получения социальной помощи (например, уменьшить количество представляемых гражданином документов, возложить на государственный орган получение ряда необходимых сведений посредством межведомственного взаимодействия, не учитывать доходы мобилизованного за предыдущий период при определении права членов его
семьи на ту или иную выплату), оказывать её на протяжении всего срока службы.
Помимо нормативного закрепления права на социальное обеспечение немаловажным является его защита от всевозможных нарушений. Судебная защита занимает особое место в системе юридических гарантий и является наиболее эффективной из них, что обусловлено положением суда как органа государственной власти, процессуальным порядком его деятельности, в результате которой выносится решение, обязательное для всех иных органов [13, с. 55]. Конституцией РФ предусмотрено, что Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов, даёт разъяснения по вопросам судебной практики (в том числе посредством подготовки и опубликования Обзоров судебной практики в целях обеспечения единства судебной практики). Актами Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) не только разрешаются конкретные споры в порядке кассационного, надзорного производства, но и выявляются, восполняются системные проблемы правового регулирования [16, с. 32-33]. Ряд правовых позиций, изложенных в обзорах разных лет, представляет практический интерес в контексте судебной защиты нарушенных прав членов семей военнослужащих.
Федеральными и региональными законами, подзаконными актами установлены разнообразные выплаты (в том числе страховые) в случае гибели военнослужащего. Учитывая, что при обращении нескольких членов семьи за данной мерой социальной поддержки, выплата делится поровну, на практике возможны ситуации, когда биологический родитель погибшего мобилизованного, фактически не участвовавшего в воспитании ребёнка, претендует на выплаты. Приведенная правовая позиция нашла своё отражение в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2020). Так, И. обратилась с иском о лишении Т. права на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью их сына -
военнослужащего, полагая, что ответчик не должен получать выплаты ввиду неисполнения обязанностей по воспитанию сына, продолжительной неуплаты установленных судом алиментов, отсутствии фактических семейных связей. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, мотивируя это тем, что закон формально не предусматривает механизма лишения члена семьи права на выплаты, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. В свою очередь, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала эти выводы основанными на неправильном применении норм материального права, так как цель подобных выплат - компенсировать материальные и нравственные потери родителям, надлежащим образом воспитывавшим будущего защитника Отечества и содержавшим его до наступления совершеннолетия. Судебная коллегия справедливо указала на то, что при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, допустимо лишение права на получение социальной поддержки.
Вместе с тем следует принять во внимание правовую позицию Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, содержащуюся в п. 10 тематического Обзора судебной практики [12], о том, что выплата единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего должна производиться на основании закона, который действовал в момент его гибели. Изложенная позиция Судебной коллегии ВС РФ представляется нам обоснованной и применимой в современных реалиях, так как позволяет в перспективе защитить права членов семей мобилизованных, которые не успели получить меры социальной поддержки, в случае изменения законодательства (уменьшение предусмотренных выплат или вообще их исключение).
Подводя итог, можно сделать вывод, что на данный момент в Российской Федерации предусмотрена система трудовых и социальных гарантий для мобилизованных граждан, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей. В то же время в целях оказания социальной
помощи каждому гражданину, независимо от места его проживания, соблюдения равенства прав, необходимо установление федерального минимума мер поддержки с одновременным наделением субъектов РФ правом расширять такой стандарт на своей территории. В случае нарушения прав мобилизованного или членов его семьи, они не лишены права воспользоваться конституционным правом на судебную защиту как наиболее эффективной юридической гарантией.
1. Федеральный закон от 07.10.2022 № 376-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6938.
2. Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6939.
3. Федеральный закон от 04.11.2022 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2022. № 251.
4. Указ Президента РФ от 09.05.2022 № 268 "О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов" // Собрание законодательства РФ. 2022. № 20. Ст.
5. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2022. № 39. Ст. 6590.
Список литературы
3271.
6. Указ Президента РФ от 02.11.2022 № 787 "О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" // URL: http:/ /publication. pravo. gov. ru / Document/View/0001202211030044 (дата обращения: 16.11.2022).
7. Постановление Губернатора Московской области от 05.10.2022 № 317 -ПГ "О социальной поддержке граждан Российской Федерации, призванных Военным комиссариатом Московской области и призывными комиссиями по мобилизации граждан в Московской области на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей" // URL: http: // publication.pravo.gov.ru /Document/View/5000202210070001 (дата обращения: 16.11.2022).
8. Постановление губернатора Костромской области от 29.09.2022 № 222 "О дополнительной мере социальной поддержки гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по частичной мобилизации" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4400202209290002 (дата обращения: 16.11.2022).
9. Постановление Правительства Белгородской области от 10.10.2022 №585-пп "О порядке предоставления выплат семьям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Белгородской области, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации"//URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/31002022101000 06 (дата обращения: 16.11.2022).
10. Постановление Правительства Свердловской области от 20.10.2022 №693-ПП "О предоставлении единовременных денежных выплат в связи с
участием граждан в специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации" // URL: http: // publication.pravo.gov.ru / Document / View /6600202210250007 (дата обращения: 16.11.2022).
11. Информационное письмо Банка России от 21.10.2022 № ИН-03-59/126 "О применении Федерального закона от 07.10.2022 № 377-Ф3 "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Вестник Банка России. 2022. № 52.
12. Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 6.
13. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: монография / О.В. Ерофеева. - Москва: Проспект, 2013. 171 с.
14. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: монография / Н.В. Антипьева. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. 382 с.
15. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие / Д. Н. Ермаков, С. А. Хмелевская. - Москва : Дашков и К , 2014. 395 с.
вопросы российской юстиции выпуск № 22
16. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение: монография / А. Ю. Гусев. - Москва: Проспект, 2018. 110 с.