DOI 10.22394/2073-2929-2022-04-89-97
Правовые нормы социального обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции
Семянникова Д. А.
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5113-5958
РЕФЕРАТ
В статье рассмотрены особенности правового регулирования социального обеспечения граждан, призванных в связи с объявлением частичной мобилизации, граждан, добровольно вступивших в ВС РФ, и членов их семей на региональном уровне. Цель. Выявить эффективность новых подходов к установлению правового регулирования социального обеспечения военнослужащих в условиях частичной мобилизации. Задачи. Рассмотреть критерии региональных законодателей Российской Федерации в установлении права военнослужащих на социальное обеспечение, предоставляемое в виде единовременных выплат. Для полноты исследования оценить уровень гарантированное™ социального обеспечения военнослужащих в РФ в сравнении с социальными гарантиями, предоставляемыми в странах, входящих в состав Евразийского экономического союза.
Методология. В ходе исследования поставленные задачи решались автором с использованием в работе общенаучных (сравнительный, формально-логический) и юридических (сравнительно-правовой, статистический) методов исследования. Результаты. Проведена дифференциация правового регулирования социального обеспечения, предоставляемого в денежной форме, граждан, призванных в связи с объявлением частичной мобилизации, граждан, добровольно вступивших в ВС РФ, и членов их семей на региональном уровне. Ввиду равного социального риска представляется справедливым подход, при котором правом на получение единовременной выплаты обладают обе категории военнослужащих, без дополнительных оснований, учитываемых регионами. Выводы. Реакция законодателя, последовавшая за объявлением частичной мобилизации, оказалась необходимой и своевременной, при этом оперативное реагирование на возникшие социальные риски должно быть продуманным, в том числе при выборе критериев, положенных в его основу. Ввиду выполнения новых для государства задач критерии, используемые при установлении правового регулирования социального обеспечения в виде денежных выплат, должны быть напрямую связаны с вероятностью наступления социального риска как для граждан, призванных в связи с объявлением частичной мобилизации, так и для граждан, добровольно вступивших в ВС РФ, и членов их семей. Ключевые слова: региональное законодательство, частичная мобилизация, социальное обеспечение, мобилизованные граждане, военнослужащие, единовременная выплата Для цитирования: Семянникова Д. А. Правовые нормы социального обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022;16(4): 89-97. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-89-97
Legal Norms of Social Security of Servicemen — Participants of a Special Military Operation Dina A. Semyannikova
North-West Institute of management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (RANEPA), Saint Petersburg, Russian Federation
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5113-5958
ABSTRACT
The article discusses the features of the legal regulation of social security of mobilized citizens, citizens who voluntarily joined the Armed Forces of the Russian Federation, and their family members in regions of Russia.
Aim. To identify the effectiveness of new approaches to establish legal regulation of military personnel's social security in partial mobilization condition.
Task. To analyze the effectiveness, taking into account the criteria of regional legislators of the Russian Federation in establishing the right to social security of military personnel, which is provided in the form of lump-sum payments. To complete the study, to assess the level of social security guarantees for military personnel in the Russian Federation in comparison with the social guarantees provided in the countries that are part of the Eurasian Economic Union (EEU).
Methods. In this study, the tasks were solved by the author with the use of general scientific methods (comparative, formal, logical) and legal research methods (comparative legal statistical data). Results. In the course of the study, the differentiation of the legal regulation of social security of mobilized citizens, citizens who voluntarily joined the Armed Forces of the Russian Federation, and their family members, provided in cash, was conducted. In view of the equal social risk in which both categories of military personnel have the right to receive a lump sum payment, without additional grounds taken into account by the regions. This approach seems fair.
Conclusions. The legislator's reaction after the announcement of partial mobilization was necessary and timely, the underlying causes and rapid response to the emerging social risks should also be considered when selecting criteria. In view of the fulfillment of new tasks for the state, the criteria used in establishing the legal regulation of social security in the form of cash payments should be directly related to the likelihood of social risk for both categories of military personnel and their family members. Keywords: regional legislation, partial mobilization, social security, mobilized citizens, military personnel, lump-sum payments
For citing: Semyannikova D. A. Legal Norms of Social Security of Servicemen — Participants of a Special Military Operation. Eurasian Integration: Economic, Law, Politics. 2022;16(4): 89-97. (In Rus.) https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-89-97
Введение
В связи с объявлением начала проведения Россией специальной военной операции (далее — СВО), а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» граждане, заключившие контракт на прохождение военной службы в ВС РФ до 21.09.2022, а также призванные граждане Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее — ВС РФ) приобретают правовой статус военнослужащих.
В данный период времени социальное обеспечение мобилизованных граждан наиболее актуально ввиду большой вероятности наступления социального риска как для самого мобилизованного гражданина, так и для членов его семьи. Н. В. Антипьева определяет социальный риск военнослужащих и членов их семей, как обусловленную особенностями военной службы вероятность утраты (сокращения, не-
получения) трудового дохода военнослужащим (членами его семьи) вследствие повреждения здоровья (смерти) военнослужащего [2].
В соответствии с п. 2. ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» мобилизованные граждане, а также граждане, проходящие военную службу по контракту, приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Данным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами предусмотрены различные социальные гарантии и компенсации, в том числе для военнослужащих и членов их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и членам их семей1.
Стоит отметить, что социальные гарантии военнослужащих в странах, входящих в состав Евразийского экономического союза, устанавливаются на государственном уровне и представляют собой единую систему мер, направленную на установление социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, включающую в том числе обеспечение, предоставляемое в денежном виде, по всей территории страны. Так, например, меры социальной защиты и виды обеспечения в денежной форме закреплены в правовых актах, устанавливающих правовой статус военнослужащих Республики Казахстан2, Республики Беларусь3, Республики Армения4.
Обсуждение
Правовое регулирование социального обеспечения в Российской Федерации находится в совместном ведении государства и субъектов РФ, что в таких обстоятельствах, как частичная мобилизация, позволило обеспечить дополнительные гарантии в области социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, проживающих в различных регионах.
На основе норм права социального обеспечения должно осуществляться определение обязательных параметров исполнения социальных обязательств государством (в части установления видов и объемов обеспечения) [5]. Важным является то, что государство, принимая социальные риски, презюмирует в случае их наступления возникновение социально-обеспечительных обязательств, направленных на компенсацию их неблагоприятных последствий [4].
Так, Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» обозначил необходимость принятия субъектами РФ решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение порядка и условий осуществления таких выплат5.
Данная задача обусловила необходимость оперативного реагирования законодателей субъектов РФ, разработку правового регулирования, предусматривающего дополнительные меры по социальному обеспечению граждан, призванных в рамках частичной мобилизации, граждан, проходящих военную службу по контракту, а также членов их семей.
В целом правовое регулирование неоднородно в различных регионах, в том числе ввиду неотложности принятия нормативных актов в регионах в ситуации «экстренной необходимости», а также материальных возможностей самих регионов. Система критериев дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих имеет сложный характер, кроме того, такие критерии различаются между собой по степени их значимости [1]. В период проведения частичной мобилизации правовое
1 Федеральный закон от 27.05.1998 Ns 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 02.06.1998. Ns 104.
2 Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 г. Ns 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих» // Казахстанская правда. 25.02.2012. №57.
3 Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. Ns 100-3 «О статусе военнослужащих» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010 г. Ns 15, 2/1652.
4 Закон Республики Армения от 29 ноября 2017 г. Ns ЗР-195 «О военной службе и статусе военнослужащего» // Официальные ведомости Республики Армения. 06.12.2017. Ns 73 (1348), ст. 1209.
5 Указ Президента РФ от 16 марта 2022 г. Ns 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202203160012 (дата обращения: 01.11.2022).
регулирование социального обеспечения, предоставляемого в виде единовременных выплат, на уровне субъектов РФ объемно, что позволило провести дифференциацию регионального правового регулирования социального обеспечения мобилизованных граждан, граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей.
Единовременные выплаты предназначены для оказания помощи семье мобилизованных граждан, граждан, проходящих военную службу по контракту, в восполнении доходов в связи с наличием особых обстоятельств, в частности, связанных с риском, способным повлиять на ее материальную обеспеченность.
Анализ существующего регионального законодательства позволяет провести дифференциацию таких выплат и сгруппировать единовременные выплаты по основаниям предоставления.
1. В зависимости от порядка поступления в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Единовременные выплаты предоставляются гражданам, призванным на военную службу на основании повестки (мобилизованные граждане), гражданам, прибывшим в военный комиссариат добровольно (контрактники).
Так, в Санкт-Петербурге в целях оказания материальной помощи отдельным категориям лиц, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, предоставляется единовременная материальная помощь: в размере 100 тыс. руб. гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу на основании повестки, и 300 тыс. руб. прибывшим в комиссариат добровольно1.
В Курской области осуществляется единовременная выплата в размере 500 тыс. руб. добровольно выполнявшим (выполняющим) с 24.02.2022 задачи в ходе СВО и членам семьи добровольца2, а также единовременные выплаты лицам, призванным на военную службу по мобилизации, лицам, заключившим контракт с Министерством обороны РФ после вступления в силу Указа Президента о мобилизации, в размере от 100 до 300 тыс. руб. в зависимости от звания3.
В Калининградской области единовременная выплата 15 тыс. руб. предусмотрена для членов семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации4. При этом отдельного правового регулирования о выплатах добровольцам не предусмотрено. Кроме того, предусмотрена определенная очередность предоставления такой выплаты5.
В Иркутской области гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, предоставляется единовременная денежная выплата в размере 100 тыс. руб.6 В Псковской области подобная выплата мобилизованному гражданину или его супруге составляет 50 тыс. руб.7
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.09.2022 № 895 «Об оказании единовременной материальной помощи отдельным категориям лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publ¡cat¡on.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/7800202210060007 (дата обращения: 06.10.2022).
2 Постановление Администрации Курской области от 17.06.2022 № 661-па «Об установлении расходного обязательства» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publ¡cat¡on.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/4600202207140 001?rangeS¡ze=20 (дата обращения: 22.06.2022).
3 Постановление администрации Курской области от 04.10.2022 № 1095-па «О предоставлении дополнительных социальных гарантий лицам, призванным на военную службу по мобилизации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publ¡cat¡on.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/4600202210060001 (дата обращения: 06.10.2022).
4 Постановление правительства Калининградской области от 10 октября 2022 года № 537 «О дополнительной разовой мере социальной поддержки в 2022 году в виде единовременной выплаты членам семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov. ru. URL: http://publ¡cat¡on.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/3900202210120015 (дата обращения: 12.10.2022).
5 В первую очередь выплата предоставляется супруге мобилизованного гражданина, при ее отсутствии — родителю (родителям в равных долях) гражданина, а в случае, если мобилизованный гражданин не состоит в браке и не имеет родителя (родителей), выплата предоставляется совершеннолетнему ребенку (совершеннолетним детям в равных долях) мобилизованного гражданина.
6 Указ губернатора Иркутской области от 23 сентября 2022 года № 209-уг «О предоставлении единовременной денежной выплаты гражданам, проживающим на территории Иркутской области, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/V¡ew/3800202209230001 (дата обращения: 10.10.2022).
7 Указ губернатора Псковской области от 12 октября 2022 года № 193-УГ «О мерах поддержки граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, и членов их семей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo. gov.ru URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/6000202210120001 (дата обращения: 21.10.2022).
В Хабаровском крае выплата предоставляется в размере 250 тыс. руб. только добровольцам батальонов региона1. В Ярославской области выплата составляет 200 тыс. руб. также гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы2.
2. В зависимости от длительности срока службы мобилизованного гражданина, контрактника. В отношении данного условия выявлена зависимость размера единовременной выплаты от срока обладания гражданином статуса военнослужащего / выполнения условий контракта.
Так, в Ханты-Мансийском АО — Югра 250 тыс. руб. предоставляется при заключении гражданином контракта, 250 тыс. руб. — при выполнении гражданином условий контракта в полном объеме по возвращении к месту жительства в автономном округе3.
3. В зависимости от наличия в семье мобилизованного гражданина несовершеннолетнего ребенка. Так, в Костромской области единовременная выплата в размере 30 тыс. руб. полагается гражданам, мобилизованным на территории Костромской области на военную службу по частичной мобилизации в ВС РФ, имеющим ребенка (детей) до 18 лет4.
В Челябинской области подобная выплата составляет 20 тыс. руб. на ребенка5.
В Амурской области единовременная выплата в размере 10 тыс. руб. предоставляется каждому несовершеннолетнему, в отношении которого мобилизованный гражданин является родителем (в том числе приемным), усыновителем, опекуном либо попечителем6.
4. В зависимости от количества членов семьи военнослужащего. Интересным представляется правовое регулирование в Республике Хакасия, где единовременная выплата предоставляется обратившемуся члену семьи мобилизованного гражданина в размере, являющемся суммой нескольких частей единовременной выплаты: в размере 10 тыс. руб. на каждого члена семьи мобилизованного, в размере 10 тыс. руб. на семью гражданина, 10 тыс. руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка7.
Отдельно можно выделить выплаты, которые предполагают единовременную выплату в установленной законодателем сумме в сочетании с дополнительной выплатой на каждого ребенка в семье.
Постановление Правительства Хабаровского края от 09.08.2022 № 410-пр «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты гражданам, пребывающим в запасе, постоянно проживающим на территории Хабаровского края и заключившим краткосрочный контракт на прохождение военной службы в отдельных именных батальонах, формируемых Министерством обороны Российской Федерации в Хабаровском крае» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publ¡cat¡on.pravo.gov.ru/Document/View/2700202208110012?index=l&rangeSize=l (дата обращения: 11.08.2022).
2 Указ губернатора Ярославской области от 25.07.2022 № 181 «О единовременной материальной выплате лицам, заключившим контракт о прохождении военной службы в именных воинских подразделениях, комплектуемых Ярославской областью» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publ¡catión.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/7600202207280001 (дата обращения: 28.07.2022).
3 Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 11 июля 2022 г. № 330-п «О предоставлении в 2022 году единовременной денежной выплаты гражданам, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, поступившим на военную службу по контракту для участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ Víew/8600202207140002 (дата обращения: 14.07.2022).
4 Постановление губернатора Костромской области от 29.09.2022 № 222 «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по частичной мобилизации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4400202209290002 (дата обращения: 05.10.2022).
5 Закон Челябинской области от 28.10.2022 № 681-30 «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Челябинской области „О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7400202210310001 (дата обращения: 01.11.2022).
6 Постановление Правительства Амурской области от 3 октября 2022 г. № 980 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты семьям лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/28002022100 50006?index=0&rangeSize=l (дата обращения: 05.10.2022).
7 Постановление Правительства Республики Хакасия от 05.10.2022 № 602 «О направлении средств из резервного фонда Республики Хакасия, выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия и об утверждении Порядка и условий предоставления единовременных выплат членам семей и детям граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и призванных на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1900202210060001 (дата обращения: 06.10.2022).
Так, в Тульской области единовременная выплата гражданам, направленным военным комиссариатом Тульской области для прохождения военной службы по контракту или в добровольческие отряды для участия в специальной военной операции, составляет 100 тыс. руб.1, а также единовременная денежная выплата в размере 10 тыс. руб. на ребенка до 18 лет, 10 тыс. руб. на ребенка от 18 до 23 лет при условии его обучения по очной форме в образовательной организации2.
В Мурманской области единовременная выплата предусмотрена членам семьи мобилизованного гражданина (в том числе родителям) в размере 100 тыс. руб. в равных долях, а также дополнительно каждому не достигшему возраста 18 лет ребенку гражданина — в размере 20 тыс. руб.3
В Республике Тыва размер единовременной выплаты мобилизованным гражданам составляет 100 тыс. руб.4, а также единовременная выплата в размере 5 тыс. руб. предоставляется несовершеннолетним детям гражданина5.
Интересен опыт Белгородской области, где региональная единовременная денежная выплата в размере 100 тыс. руб. предоставляется каждому гражданину, призванному на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, гражданину, заключившему контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации6, а также единовременная выплата при рождении с 01.10.2022 ребенка у данных категорий граждан в размере 50 тыс. руб.7
В некоторых субъектах РФ правом на получение единовременной выплаты обладают принимающие участие в СВО мобилизованные граждане и граждане, заключившие контракт на добровольной основе, без вышеперечисленных дополнительных оснований. Кроме того, размер единовременных выплат обеим категориям военнослужащих одинаков.
В Республике Адыгея единовременная выплата размером 100 тыс. руб. предоставляется гражданам, заключившим контракт с Министерством обороны РФ для прохождения военной службы, а также гражданам, убывающим на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации8.
1 Указ Губернатора Тульской области от 19 июля 2022 г. № 63 «Об осуществлении в 2022 году единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/V¡ew/7100202207220009 (дата обращения: 22.07.2022).
2 Указ губернатора Тульской области от 12.10.2022 № 105 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/7100202210130001 (дата обращения: 13.10.2022).
3 Постановление правительства Мурманской области от 24 сентября 2022 года № 749-ПП «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5100202209260003 (дата обращения: 26.09.2022).
4 Постановление Правительства Республики Тыва от 19.10.2022 № 673 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты гражданам, проживающим на территории Республики Тыва, призванным на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://pubiication.pravo.gov.ru/Document/View/1700202210200003 (дата обращения: 20.10.2022).
5 Постановление Правительства Республики Тыва от 30.09.2022 № 614 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на ребенка военнослужащего в возрасте от 0 до 18 лет, призванного на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/1700202210050012 (дата обращения: 10.2022).
6 Постановление губернатора Белгородской области от 3 октября 2022 года № 171 «О предоставлении региональной единовременной денежной выплаты» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/3100202210030003 (дата обращения: 05.10.2022).
7 Постановление Правительства Белгородской области от 10 октября 2022 г. № 585-пп «О порядке предоставления выплат семьям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Белгородской области, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://pubiication.pravo.gov.ru/Document/View/3100202210100006 (дата обращения: 12.10.2022).
8 Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.09.2022 № 234 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июня 2022 года № 142 „О единовременной денежной выплате гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории Республики Адыгея, заключившим контракт с Министерством обороны Российской Федерации для прохождения военной службы в Майкопском артиллерийском дивизионе имени X. Андрухаева, формируемом войсковой частью № 13714, убывающим в зону проведения специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в 2022 году"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0100202209290005 (дата обращения: 29.09.2022).
В Республике Калмыкия единовременная выплата в размере 50 тыс. руб. полагается как военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы в составе Калмыцкого именного воинского формирования в ходе специальной военной операции, так и мобилизованным гражданам.
Некоторые регионы при установлении права на единовременную выплату гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, при правовом регулировании учитывают временные рамки, в которых гражданин заключил контракт.
Так, в Республике Саха (Якутия) единовременная выплата в размере 200 тыс. руб. предоставляется мобилизованным гражданам1, а также лицам, добровольно заключившим контракты на выполнение специальных военных задач с 24.02.20222.
В Московской области правом на получение единовременной выплаты в размере 200 тыс. руб. обладают мобилизованные граждане, а также лица, заключившие контракт на добровольной основе в период с 21.09.2022 по 31.10.20223.
В Камчатском крае на дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 100 тыс. руб. могут рассчитывать как мобилизованные граждане4, так и заключившие контракт до 31.08.20225.
Результаты
На основе норм права социального обеспечения должно осуществляться определение обязательных параметров исполнения социальных обязательств государством (в части установления видов и объемов обеспечения) [5].
Представляется справедливым подход, при котором правом на получение единовременной выплаты обладают мобилизованные граждане и граждане, заключившие контракт на добровольной основе, без дополнительных оснований, введенных регионами. Это определяет одинаковое правовое положение данных категорий военнослужащих ввиду равной вероятности наступления социального риска в период проведения специальной военной операции.
Данный вывод подтверждает введенная Указом Президента Российской Федерации от 02.11.2022 № 787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» единовременная денежная выплата в размере 195 тыс. руб. гражданам РФ, призванным на военную службу по мобилизации (в том числе уже прошедшим службу по призыву), а также гражданам Российской Федерации (иностранным гражданам), заключившим контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на один год и более.
1 Указ главы Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2022 г. № 2603 «О мерах поддержки семей военнослужащих» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publ¡catión.pravo.gov.ru/Document/V¡ew/1400202209290004 (дата обращения: 29.09.2022).
2 Указ главы Республики Саха (Якутия) от 29.09.2022 № 2610 «О мерах поддержки семей военнослужащих и граждан, исполняющих (исполнявших) служебные обязанности в составе Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202210030002 (дата обращения: 03.10.2022).
3 Постановление губернатора Московской области от 05.10.2022 № 317-ПГ «О социальной поддержке граждан Российской Федерации, призванных Военным комиссариатом Московской области и призывными комиссиями по мобилизации граждан в Московской области на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/5000202210070001 (дата обращения: 07.10.2022).
4 Постановление правительства Камчатского края от 28 сентября 2022 года № 513-П «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки гражданам, призванным на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/4100202209280006 (дата обращения: 29.09.2022).
5 Постановление правительства Камчатского края от 26.07.2022 № 394-П «О внесении изменения в постановление Правительства Камчатского края от 01.04.2022 № 150-П „О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, и членам их семей, проживающим в Камчатском крае"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4100202207270004 (дата обращения: 29.09.2022).
Заключение
Ввиду выполнения новых для государства задач, напрямую связанных с вероятностью наступления социального риска для мобилизованных граждан, граждан, добровольно заключивших контракт на прохождение военной службы в ВС РФ, и членов их семей, данные субъекты наделяются специальным правовым статусом, обуславливающим их право на различные виды социального обеспечения. Оперативное реагирование на новые социальные риски должно быть обоснованным, а критерии, положенные в его основу, — взвешенными и продуманными [3]. Реакция законодателя, последовавшая за объявлением частичной мобилизации, является необходимой и своевременной, при этом выбор региональным законодателем дополнительных критериев для возникновения права военнослужащих на единовременные выплаты должен отвечать задачам социального обеспечения, что напрямую влияет на эффективность выплат такого рода.
Литература
1. Антипьева Н. В. Принципы правового регулирования отношений по государственному социальному обеспечению военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2009. № 2 (19). С. 89-97.
2. Антипьева Н. В. Социальные риски как основания социального обеспечения военнослужащих // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 4. С. 627-638.
3. Гусева Т. С., Семянникова Д. А. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 10-16.
4. Истомина Е. А. Пределы компенсации социальных рисков // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018. № 2 (55). С. 122-127.
5. Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты : диссертация ... д.ю.н.: 12.00.05. Место защиты: МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2007. 365 с.
6. Проблемы Общей части права социального обеспечения / под общей редакцией Э. Г. Тучкова. М. : Проспект, 2017.416 с.
Об авторе:
Семянникова Дина Александровна, доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат юридических наук; e-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5113-5958
References
1. Antipyeva N. V. Social Risks as the Basis of Social Security for Military Personnel. Russian Yearbook of Labor Law [Rossiiskii ezhegodnik trudovogo prava]. 2009; (4): 627-638. (In Rus.)
2. Antipyeva N. V. Principles of Legal Regulation of Relations on State Social Security of Military Personnel. Bulletin of Omsk University [Vestnik Omskogo universiteta]. Series: Law. 2009; 19 (2): 89-97. (In Rus.)
3. Guseva T. S., Semyannikova D. A. Development of Russian Legislation on Social Security in Conditions of the Spread of Coronavirus Infection. Social and Pension Law [Sotsial'noe i pensionnoe pravo]. 2020; (4): 10-16. (In Rus.)
4. Mironova T. K. Social Security Law and Current Trends in the Legal Regulation of Relations in the Field of Social Protection: dissertation ... Doctor of Law : 12.00.05. Place of defense: Moscow State University named after M. V. Lomonosov. Moscow, 2007. 365 p. (In Rus.)
5. Istomina E. A. Limits of Compensation for Social Risks. Bulletin of Omsk University [Vestnik Omskogo universiteta]. Series: Law. 2018; 55 (2): 122-127. (In Rus.)
6. Problems of the General Part of Social Security Law. Ed. by Tuchkova E. G. Moscow : Prospect, 2017.416 p. (In Rus.)
About the author:
Dîna A. Semyannikova, Associate Professor of the Department of Law of the North-West Institute of management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Jurisprudence; e-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5113-5958