Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования государственных (социальных) пособий семьям военнослужащих по призыву в законодательстве России, Беларуси и Казахстана (теоретико-правовой аспект)'

Некоторые проблемы правового регулирования государственных (социальных) пособий семьям военнослужащих по призыву в законодательстве России, Беларуси и Казахстана (теоретико-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1255
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) ПОСОБИЯ / ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ (В СВЯЗИ С РОЖДЕНИЕМ) РЕБЕНКА / СЕМЕЙНЫЕ ПОСОБИЯ / ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ПО ПРИЗЫВУ / КУРСАНТ ВОЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ (СОЦИАЛЬНЫХ) ПОСОБИЯХ РОССИИ / БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова Наталья Владиславовна

В данной статье представлены отдельные вопросы правового регулирования и проблемы реализации права на единовременное пособие при рождении ребенка беременной жене военнослужащего по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву в России, на семейные пособия (пособия семьям, имеющим детей) семьям военнослужащих по призыву в Беларуси и Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонова Наталья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE STATE (SOCIAL) PAYMENTS TO MILITARY PERSONNEL FAMILIES IN THE LEGISLATION OF RUSSIA, BELARUS AND KAZAKHSTAN (THEORETICAL AND LEGAL ASPECT)

This article presents some issues and problems of legal regulation of the right to lump sum benefit pregnant wife of the conscript serviceman, monthly child benefit of the conscript serviceman in Russia, to family benefits (benefits to families with children) families of the conscript military personnel in Belarus and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования государственных (социальных) пособий семьям военнослужащих по призыву в законодательстве России, Беларуси и Казахстана (теоретико-правовой аспект)»

4.3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (СОЦИАЛЬНЫХ) ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ПО ПРИЗЫВУ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Антонова Наталья Владиславовна. Должность: преподаватель. Место работы: ОУП ВО "АТиСО". Подразделение: кафедра трудового права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье представлены отдельные вопросы правового регулирования и проблемы реализации права на единовременное пособие при рождении ребенка беременной жене военнослужащего по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву в России, на семейные пособия (пособия семьям, имеющим детей) семьям военнослужащих по призыву в Беларуси и Казахстане.

Ключевые слова: государственные (социальные) пособия, единовременное пособие при рождении (в связи с рождением) ребенка, семейные пособия, пособия семьям с детьми, военнослужащий по призыву, курсант военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования, гармонизация законодательства о государственных (социальных) пособиях России, Беларуси и Казахстана.

Antonova Natalia Vladislavovna. Position: lecturer. Place of employment: ATiSO. E-mail: [email protected]

Annotation: This article presents some issues and problems of legal regulation of the right to lump sum benefit pregnant wife of the conscript serviceman, monthly child benefit of the conscript serviceman in Russia, to family benefits (benefits to families with children) families of the conscript military personnel in Belarus and Kazakhstan. Keywords: public (social) benefits, conscript serviceman, lump sum benefit pregnant wife of the conscript serviceman, monthly child benefit, cadet of the military professional educational organization and military educational organization of the higher education, harmonization of legislation on public (social) benefits of Russia, Belarus and Kazakhstan.

В настоящее время перед Российской Федерацией (РФ), Республикой Беларусь (РБ) и Республикой Казахстан (РК) стоит масштабная задача по гармонизации их национальных законодательств, в том числе, в сфере правового регулирования вопросов обеспечения государственными (социальными) пособиями. Такая необходимость, с одной стороны, обусловлена участием этих стран в межгосударственных союзах, таких как Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз, Таможенный союз, с другой - необходимостью формирования единой правовой системы социальных государств в рамках Дого-

вора между РФ и РБ "О создании Союзного государства".

В процессе гармонизации законодательства должна происходить унификация отдельных его положений, сближение правовых систем в целом. Для этого необходимо проведение глубокого системного анализа правовых норм, обобщение практики их применения и выявление существующих проблем, возникающих в ходе их реализации. В процессе гармонизации важно своевременно предупреждать перенос имеющих законодательных проблем в сфере обеспечения государственными (социальными) пособиями из одного государства (участника процесса гармонизации) в другое государство во избежание усугубления данных проблем в юридической действительности последнего.

Для сближения правовых систем в сфере социального обеспечения граждан государственными (социальными) пособиями и реального повышения эффективности законодательства указанных стран необходимо учитывать как положительный, так и отрицательный опыт стран.

В России основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - ФЗ о пособиях 1995 г.) [1].

В течение 2006-2007 гг. в настоящий Закон были внесены существенные изменения, в том числе, связанные с реформированием законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Так, в связи с внесением поправок в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ о военной службе 1998 г.) [2] для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и имеющих детей в возрасте до трех лет, произошло поэтапное сокращение сроков военной службы, что повлекло за собой сокращение оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу (см. Федеральный закон от 6 июля 2006 г. №104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву", далее - ФЗ от 6 июля 2006г. №104) [3].

До 1 января 2008 г. правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подп. "д" п.1 ст. 24 ФЗ о военной службе 1998г. пользовались все граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка в возрасте до трех лет. Кроме того, при указанных обстоятельствах в соответствии с п.4 ст. 51 данного Закона военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и не имеющий воинского звания офицера, имел право на досрочное увольнение с военной службы в случае рождения ребенка уже в период его военной службы. После достижения ребенком возраста трех лет повторному призыву на военную службу такие граждане не подлежали.

С 1 января 2008 г. в новой редакции подп. "д" п.1 ст.24 ФЗ о военной службе 1998 г. право на отсрочку от призыва на военную службу стало предоставляться лишь гражданам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет. С этой даты также утратили силу положения норм Закона, предусматривавшие право военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и не имеющего воинского звания офицера, на досрочное увольнение с военной службы в случае рождения ребенка уже в период его военной службы.

Сложившаяся ситуация, при которой возникает риск снижения уровня социальной защищенности беременных жен военнослужащих и матерей детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также опекунов ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, фактически осуществляющих уход за ним, повлекла за собой внесение изменений в ФЗ о пособиях 1995 г.

Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - ФЗ от 25 октября 2007 г. N 233) [5] были установлены новые виды социального обеспечения:

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (матери ребенка военнослужащего по призыву, опекуну ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему уход за ним).

Подверглось корректировке и Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 [6]. В нём были определены порядок и условия назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (разд. VI. 1), а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (разд. VI.2). Позже, с 1 января 2010 г., постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 утратило силу [7] в связи с принятием нового порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. №1012н [8].

По общему правилу право на единовременное пособие предоставляется жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 календарных дней (ст. 12.3 ФЗ о пособиях 1995 г.). При этом, получение указанного пособия беременной женой военнослужащего по призыву не исключает ее права на иные виды государственных пособий, предусмотренных ФЗ о пособиях 1995 г. и законами субъектов РФ.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в твердой денежной сумме. Изначально размер пособия составлял 14 000 руб. (ст.12.4 ФЗ о пособиях 1995 г.). Согласно ст.4.2 ФЗ о пособиях 1995 г. оно подлежит ежегодной индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. На сегодняшний день с учетом коэффициентов индексации с 01.01.2008 г. по 01.01.2015 размер пособия составляет 22 958, 78 руб. [9].

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии со ст.12.5. ФЗ о пособиях 1995 г. имеют следующие категории граждан:

- мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за

ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, или отказалась взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений. При этом, как отмечает Е.Н.Трофимов, мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, будет иметь право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, даже в том случае, если она не состоит в браке с военнослужащим по призыву (отцом ребенка) [10, с.2-6]. В данном случае, установление отцовства будет производиться в соответствии с нормами гл. 10 Семейного кодекса РФ.

В случае ухода за ребенком одновременно несколькими лицами, имеющими право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, право на получение данного пособия предоставляется одному из указанных лиц (п. 69 приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009г. №1012н).

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды пособий, установленные настоящим Законом и законами субъектов РФ (ст. 12.5.ФЗ о пособиях 1995 г.). Отдельные авторы считают, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, предусмотренное ст. 13 ФЗ о пособиях 1995 г., не может быть предоставлено лицу, получающему ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего по призыву, поскольку они по продолжительности выплаты относятся к одному и тому же виду - ежемесячному пособию [11 ].

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, так же выплачивается в твердой денежной сумме и подлежит ежегодной индексации, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период [12]. Согласно ст.13 ФЗ о пособиях 1995 г. размер пособия в 2008 г. был определен в 6000 руб. Нынче, с учетом индексации с 1 января 2008 г. по 1 января 2015 г. сумма пособия составляет 9839,48 руб.[13].

Как указывалось ранее, необходимость введения данных видов социальных пособий с 1 января 2008 года возникла в связи со снижением уровня социальной защищенности таких категорий населения, как беременные жены и дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 55 Конституции РФ [14] в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Однако анализ состояния правового регулирования указанных пособий выявил ряд проблем, на изложении которых остановимся отдельно.

Во-первых, размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на наш взгляд, не соответствует

своей целевой установке в части компенсации всех повышенных расходов семье при появлении ребенка [15, с. 181]. Так, в г. Москве и Московской области при покупке самых необходимых детских принадлежностей в государственных магазинах сети "Детский мир" по состоянию на 01.01.2015 г. самые доступные детские принадлежности, отчасти не самого высокого качества, обойдутся семье: коляска - в 15000 руб., кроватка

- в 7000 руб., манеж - в 4000 руб., стул для кормления

- в 5000 руб.[16]. В итоге получается 31000 руб. (без учета набора комплекта для новорожденного, белья и косметики для родившихся малышей) при сумме пособия 22958,78 руб. Такая же картина наблюдается в Брянской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ивановской, Смоленской, Тульской, Ярославской областях и в других субъектах РФ.

Законодательство субъектов РФ может устанавливать дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, что в той или иной степени способствует решению данной проблемы. В настоящее время указанные меры социальной поддержки установлены не во всех регионах страны, а суммы дополнительных региональных выплат при рождении ребенка и условия их предоставления в субъектах РФ значительно разнятся между собой, так как зависят от бюджетных возможностей каждого конкретного региона. Так, в г. Москве Законом г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» (далее - Закон г. Москвы о социальной поддержке семей с детьми)[17] установлены дополнительные единовременные пособия для молодых семей с детьми из числа граждан РФ в возрасте до 30 лет, проживающих в г. Москве. При рождении первого ребенка им выплачивается в размере 5 прожиточных минимумов, при рождении второго ребенка - 7, а при рождении третьего и последующих детей - 10 прожиточных минимумов в расчете на душу населения [18]; при рождении одновременно трех и более детей в размере 50000 руб.; на рождение ребенка (усыновление ребенка в возрасте до 3 месяцев): на первого ребенка - 5500 руб., на второго и последующих детей -14500 руб. В Московской области суммы иные - при рождении: первого ребенка - 10000 руб., второго -20000 руб., а третьего и последующих детей - 30000 руб.; в случае рождения двойни - до 70000 руб., трех и более детей - до 150000 руб. [19]. Тогда как, единовременное пособие в Брянской области при рождении третьего и последующих детей - 2000 руб.; Калужской области: на первого ребенка - 2200 руб., третьего и последующих детей - 3300 руб.; Костромской области: на первого ребенка - 3 500 руб., второго - 4500 руб., третьего и последующих детей - 6000 руб.; Ярославской области: рождении ребенка - 2000 руб. и т.п.[20].

Во-вторых, введя в 2007 г. в ФЗ о пособиях 1995 г. единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящих военную службу по призыву, законодатель обошёл вниманием жен курсантов военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования, матерей, опекунов либо других родственников ребенка курсанта военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования. Им указанные пособия не были предусмотрены.

На наш взгляд, данное обстоятельство порождает коллизии в части нормативного регулирования правового статуса курсанта военной профессиональной об-

разовательной организации и военной образовательной организации высшего образования.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" [21] курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют статус военнослужащих по призыву (ч.1 ст.2) . Как справедливо отмечает Е.Н.Трофимов [22], на них распространяются права и социальные льготы, предусмотренные для военнослужащих по призыву, а также ограничения, связанные с прохождением военной службы по призыву, например, отсутствие права на участие в референдуме при выборах в органы местного самоуправления и на местном референдуме [23]. Любые изменения в правовом положении военнослужащих по призыву, в части прав и социальных льгот относятся в равной степени и к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, в том числе установление дополнительных прав и льгот для данной категории военнослужащих, и указанное обстоятельство никто не подвергает сомнению.

По мнению Е.Н. Трофимова, законодатель не предоставил курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования права на рассматриваемые в настоящей статье виды социального обеспечения, поскольку данные меры были приняты в целях сохранение уровня социальной защищенности беременных жен и детей военнослужащих по призыву в связи с отменой льгот по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу и освобождению от призыва на военную службу мужу беременной женщины и отцу, имеющему ребенка в возрасте до трех лет, что было продиктовано требованием ч.2 ст. 55 Конституции РФ, так как уровень существующих прав и льгот не может быть отменен либо уменьшен. При необходимости допустимо лишь заменить существующую форму права (льготы) на другую форму, по объему и содержанию обеспечивающую как минимум сохранение существующего уровня социальной защищенности [24].

И все же, на наш взгляд, законодатель, действуя в рамках ч.2.ст.55 Конституции РФ создал ситуацию при которой, изменения, внесенные ФЗ от 25 октября 2007 г. № 233 в ФЗ о пособиях 1995 г., можно рассматривать как противоречащие ч.3 ст. 55 Конституции РФ. Анализ общих положений ФЗ о пособиях 1995 г. с учетом ст.2 ФЗ о пособиях 1995 г. приводит к выводу, что, нормы закона не распространяются на курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч.1 ст.1). Они, согласно ч.3 ст. 1 ФЗ о пособиях, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий как граждане, имеющие детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако обращение к ч.3 ст.55 Конституции РФ показывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В специфике правового статуса, как военнослу-

жащих по призыву, курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы, наш взгляд, отсутствуют объективные основания для наложения более строгих ограничений на осуществление ими конституционных прав на заботу о детях, в данном случае на получение социальных пособий, предоставляемых военнослужащим по призыву. Позиция законодателя об установлении указанных ограничений для данной категории военнослужащих по призыву, может рассматриваться как нарушение важнейшего принципа реализации конституционных прав граждан - равенства и равных возможностей для их осуществления (ст. 19 Конституции РФ).

Ограничения в праве на социальные пособия курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы есть не что иное, как пробел в правовом регулировании государственных (социальных) пособий гражданам, имеющим детей.

В науке права социального обеспечения высказывались мнения о существовании особого субъекта социально-обеспечительных отношений по поводу предоставления пособий - семья с детьми. Так, А.Ф. Корса-ненкова и Ю.Б.Корсаненкова при определении понятия «семья с детьми» считают, что правовая категория «семья с детьми» шире понятия «граждане, имеющие детей», так как вполне вмещает в себя весь спектр сложившихся в условиях российской действительности форм семейных отношений и типов семей [25,с.85-115]. На наш взгляд, справедливо замечание Ю.Б.Корсаненковой и о том, что в РФ в правотворческой деятельности федеральных органов государственной власти прослеживается тенденция отставания в реагировании на появление новых форм семейных отношений и новых типов семей, в результате нормо-творческие органы субъектов РФ в своих региональных нормативных правовых актах вынуждены самостоятельно уточнять характеристики разных видов таких семей либо определять их типы -малообеспеченные, неполные, молодые, студенческие семьи [26,с.112]. В качестве доказательства этого автор приводит положения Закона г. Москвы о социальной поддержке семей с детьми, в котором помимо определения основных типов семей - многодетная, малообеспеченная, студенческая семья - установлены дополнительные меры социальной поддержки в объеме и на условиях, зависящих от каждого конкретного типа семьи.

В подтверждение данного мнения также можно привести Социальный кодекс г. Санкт-Петербурга [27]. В нем помимо таких дефиниций как «семья», «неполная семья», «студенческая семья», «семья работников учреждений в Санкт-Петербурге» раскрывается содержание категории «семья военнослужащих». В соответствии с положениями главы 5 кодекса, семья военнослужащих представляет собой семью, в том числе неполную семью, где один из законных представителей детей проходит военную службу по призыву в качестве военнослужащего из состава военнослужащих, к которому относятся солдаты, матросы, сержанты, старшины, а также курсанты военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы.

В этой связи особого внимания заслуживает положительный опыт законодательного регулирования соци-

ально-обеспечительных отношений по поводу предоставления пособий семьям с детьми в Казахстане и Беларуси.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим указанные отношения в РК, является Закон РК от 28 июня 2005 г. №63-Ш ЗРК "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" (далее - Закон РК о пособиях семьям, имеющим детей)[28]. В общих положениях закона дается определение категории «семья», которая представляет собой: круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений (ст.1).

В казахстанском законе также установлены виды государственных пособий семьям, имеющим детей, определен круг получателей таких пособий.

Закон рК о пособиях семьям, имеющим детей предусматривает следующие виды социального обеспечения семьям:

- единовременное пособие в связи с рождением ребенка;

- ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое матери или отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида (детей-инвалидов);

- ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое на детей до восемнадцати лет, в случаях, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины;

- ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года, в случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не является участником системы обязательного социального страхования (ст.1, 4).

При этом, получателями являются семьи, имеющие рожденных, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку (попечительство) детей (ст.4).

Другой особенностью Закона РК о пособиях семьям, имеющим детей, является установление общего порядка назначения и выплаты данных пособий (ст.6) и распространение его не только на граждан РК, постоянно проживающих в Республике Казахстан, но также и на оралманов [29] (ст.2).

В Беларуси действует Закон РБ от 29 декабря 2012 г. №7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее - Закон РБ о пособиях семьям, воспитывающим детей) [30]. В нем не дается определения «семья» и не приводятся типы семей. Но вместе с тем, Закон разграничивает пособия по материнству и семейные пособия (ст.3), что представляет особый интерес. Как резонно отмечает Е.В. Протас, семья с детьми, как получатель пособий, не может исчерпываться только понятием материнства [31, с.93].

Данный закон распространяется на постоянно и временно проживающих в Беларуси - граждан РБ, иностранных граждан и лица без гражданства, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в РБ (ст.1).

К семейным пособиям относятся:

- пособие в связи с рождением ребенка;

- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

- пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, установленных настоящим Законом;

- пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;

- пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

При этом в соответствии со ст.14 Закона, пособие на детей старше 3 лет устанавливается категориям семей, дети, которых не находятся на государственном обеспечении, если в семье: воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет; ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека; отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу; оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает, установленное законом пособие (ст. 3 Закона РБ о пособиях семьям, воспитывающим детей).

Курсанты, обучающиеся в военных учебных заведениях, в соответствии со ст.2 Закона РБ от 4 января 2010 г. № 100-З "О статусе военнослужащих" [32] имеют статус военнослужащих по контракту, поэтому права на пособие на детей старше 3 лет им не предоставлено.

С 1 января 2015 года в РБ введено новое ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, установленное Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей" [33].

Отметим, Закон РБ о пособиях семьям, воспитывающим детей, не дает определения таким понятиям, как «полная семья» и «не полная семья». Вместе с тем, в п.5 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. №569 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"[34] приводятся признаки неполной семьи для целей назначения государственных пособий, а также документы, подтверждающие категорию неполной семьи.

Следует признать, что на сегодняшний день в РФ в правовом регулировании государственных (социальных) пособий гражданам, имеющим детей, существует ряд не решенных проблем. Так, в этой связи, можно согласиться с позицией Ю.Б.Корсаненковой, предлагающей произвести замену терминов в наименовании ФЗ о пособиях 1995 г., именуя его законом «О государственных пособиях семьям с детьми» [35, с.111], что на наш взгляд может способствовать устранению пробелов в правовом регулировании в отношении получателей указанных пособий.

Сравнивая размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву в России с единовременными пособиями семьям в связи с рождением ребенка, в том числе семьям военнослужащих по призыву, в РБ и РК, можно сделать вывод, только в РБ на настоящее время единовременной пособие в связи с рождением ребенка соответствует своей цели в части компенсации всех повышенных расходов семье, связанных с появлением ребенка. Так, в соответствии со ст. 11 Закона РБ о пособиях семьям, воспитывающим детей, размер пособия установлен: на пер-

вого ребенка в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка; на второго и последующих детей - в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка. С 01.02.2014 г. по 30.04.2015 г. такой бюджет составляет в среднем на душу населения - 1 428 100 белорусских руб. (см. постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 21 января 2015 г. № 4 "Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах декабря 2014 года в расчете на месяц") [36].

Следовательно, размеры пособия будут составлять: на первого ребенка - 14 281 000 б.р.; при рождении второго и последующих - 19 993 400 б.р. При покупке самых необходимых детских принадлежностей в магазинах сети "Детский мир" в г.Минске на 01.01.2015 г. семье в среднем потребуется 11 654 000 б.р.: кроватка

- 2 352 000б.р.; коляска - 5 000 000 б.р.; манеж -1 302 000 б.р.; стул для кормления - 3 000 000 б.р.[37].

В Республике Казахстан размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет: на первого, второго, третьего ребенка - 31,41 месячного расчетного показателя; четвертого и более ребенка -52,35 месячного расчетного показателя (п.1ч.1 ст.10 Закон РК о пособиях семьям, имеющим детей). Исходя из того, что месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат на 1 января 2015 г. составляет: 1 982 тенге [38], размеры указанных пособий будут - на первого, второго, третьего ребенка 62 254, 62 т., четвертого и более ребенка -103 757, 7 т. Для приобретения самых необходимых детских принадлежностей в магазинах сети "Детский мир" семье в среднем потребуется 146 000 т.: коляска

- 39 000т., кроватка - 39 000т., манеж - 39 000т., стул для кормления - 29 000т.[39].

Таким образом, в РФ и РК, как в правовых социальных государствах, политика которых направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни населения, размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка, в том числе семьям военнослужащих по призыву (беременной жене военнослужащего по призыву в РФ), не соответствует своему целевому назначению. Указанная проблема должна быть устранена путем внесения в национальное законодательство РФ и РК, регулирующее представление вышеуказанных социальных выплат, соответствующих изменений.

Как видим, в национальном законодательстве РФ, РБ и РК до сих пор отсутствует законодательное закрепление единого понятия пособий в связи с материнством, отцовством и детством (социальное пособие семьям с детьми) как вида социального обеспечения, что на примере РФ привело к возникновению пробелов в правовом регулировании пособий семьям с детьми. В законодательстве РБ пособия в связи с материнством, а также семейные пособия перечислены в качестве видов государственных пособий семьям, воспитывающим детей, однако, законодатель не раскрывает понятий данных правовых категорий.

Решение изложенной проблемы, как представляется, возможно путем создания Модельного закона о социальных пособиях семьям с детьми в рамках СНГ (или ЕАЭС), положения которого могут быть восприняты во внутригосударственном праве стран-участниц Содружества. В Модельном законе о социальных по-

собиях семьям с детьми должно быть дано определение понятию «семья с детьми», как субъекту социально-обеспечительных отношений по поводу предоставления пособий, приведены основные типы семей -«полная семья», «не полная семья», «многодетная», «молодая семья», «семья военнослужащих» и т.п., а вместе с тем сформулировано единое понятие социального пособия семьям с детьми.

Список литературы:

1. СЗ РФ от 22.05.1995. N 21. ст.1929.

2. СЗ РФ от 30.03.1998. N 13. ст. 1475.

3. Российская газета. - 2006. - 14 июл. - № 4118.

4. СЗ РФ от 30.03.1998. N 13. ст. 1475.

5. Российская газета. - 2007. - 27 окт. - № 4504

6. СЗ РФ от 01.01.2007. № 1 (2ч.). Ст. 313.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г № 1144 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"// СЗ РФ от 18.01.2010. № 3. Ст. 305.

8. Российская газета. - 2010. - 27 янв. - № 15.

9. КонсультанПлюс ("Индексация пособий гражданам, имеющим детей") // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83400 /?frame=5#p327

10. Трофимов Е.Н. О некоторых вопросах, связанных с выплатой государственных пособий беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также матерям, опекунам, и иным родственникам ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву// Право в Вооруженных Силах. - 2008. - N 8(134с).

11. Там же.

12. См.: ст.4.2 ФЗ о пособиях 1995 г.

13. КонсультанПлюс ("Индексация пособий гражданам, имеющим детей") // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83400 /?frame=5#p327

14.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ// СЗ РФ от 04.08.2014. №31. Ст.4398.

15. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. 512 с.

16. Официальный сайт магазинов "Детский мир" // URL:http://www.detmir.ru.

17. Вестник Мэра и Правительства Москвы. -2006. -6 дек. -N 69.

18. По данным Росстата прожиточный минимум для детей в г. Москве на первый квартал 2015 года будет составлять - 10 443 рубля // URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html

19.Губернская выплата на ребенка 2015 г.// URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html

20.Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. СЗ РФ от 01.06.1998. № 22. Ст. 2331.

22. Трофимов Е.Н. Указ соч.

23. См.: п. 5 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//СЗ РФ от 17.06.2002. N 24.ст. 2253.

24. Трофимов Е.Н. Указ соч.

25. Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации (правовой аспект)/Под ред. В.П.Галаганова -М.: «ИНЭК», 2007. 172с.

26.Там же.

27. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 //Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. - 2011. - 5 дек. - № 46.

28. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2005 г. №12. Ст.44.

29.Оралманы (каз. оралман — дословный перевод с казахского: «возвращенец») — этнические казахи-репатрианты, переселяющиеся в Казахстан из соседних стран (Китай, Монголия, Узбекистан, Россия, Киргизия, Иран, Афганистан, Пакистан и др.)// http://rus.azattyq.org/archive/kazakh_repatriants/latest/367 /7680.html.

30.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2013. № 2/2005.

31.Протас Е.В. Правовое регулирование социального обеспечения семей, имеющих детей, в условиях перехода к рыночной экономике: Дис....канд. юрид. наук. М.,1992.206с.

32. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2010. №15. 2/1652.

33.Официальный сайт Президента Республики Бе-ларусь/zuRL:

http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/

34. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2013. N5/37507.

35. Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации (правовой аспект)/Под ред. В.П.Галаганова. М.: «ИНЭК», 2007.172с.

36. Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 27.01.2015, рег. № 8/29554.

37. Официальный сайт магазинов "Детский мир" // URL: http://www.detmir.ru.

38. См.: ст. 1 Закона РК от 28 ноября 2014 г. № 259-V «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» // Казахстанская правда. - 2014. - 3 дек.- № 237 (27858).

39. Официальный сайт магазинов "Детский мир" (Казахстан) // URL: http://detshop.kz/

Рецензия

на статью преподавателя кафедры трудового права ОУП ВО "Академия труда и социальных отношений" Антоновой Н.В., написанную на тему «Некоторые проблемы правового регулирования государственных (социальных) пособий семьям военнослужащих по призыву в законодательстве России, Беларуси и Казахстана (теоретико-правовой аспект)»

Статья Антоновой Н.В написана на тему, которая является актуальной и представляет особый интерес как в научном, так и в прикладном аспектах.

В настоящее время недавно образованный Евразийский экономический союз, Союзное Государство, СНГ и другие межгосударственные объединения, в которых участвует Россия, требуют координации в правовом регулировании существующих отношений в сфере права социального обеспечения.

Вопросы гармонизации законодательств, входящих в вышеназванные международные образования, обуславливают объективную потребность в унификации различных видов социального обеспечения, включая социальные пособия, предоставляемые различным категориям граждан. Для этого необходимо не только знание национального законодательства о пособиях

стран-участниц указанных объединений, но и теоретические разработки учёных и практиков.

Однако до сих пор отсутствуют какие-либо научные публикации, в которых бы содержался глубокий и системный анализ законодательства о социальных пособиях, в том числе выплачиваемых за счёт бюджетных ассигнований.

Автор статьи, применяя метод сравнительного правоведения, провела подробный разбор отраслевых правовых норм о данном виде социального обеспечения, определила существующие проблемы, выявила недостатки и коллизии в правовом регулировании пособий.

На основе исследования содержания многих правовых норм России, Беларуси, Казахстана, мнений учёных и практиков Антонова Н.В. показала положительное, что есть в правовом регулировании отношений, связанных с пособиями семьям военнослужащих России, Беларуси, Казахстана, проходящих воинскую службу по призыву.

Статья автора является одной из частей её диссертационного исследования, может быть воспринята как в нормотворческой практике соответствующими органами государств рассматриваемых международных объединений, востребована в отраслевой науке права социального обеспечения.

Рецензируемая статья Антоновой Н.В. в полной мере отвечает установленным требованиям к подобного рода публикациям и может быть рекомендована к изданию в журнале, рецензируемом ВАК.

Рецензент-научный руководитель

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ В.П.Галаганов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.