Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)'

К ВОПРОСУ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
534
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ВОИНСКИЙ ПРИЗЫВ / ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ И СРОКИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / ЛЬГОТЫ / ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ / MOBILIZATION TRAINING / MILITARY DUTY / MILITARY CONSCRIPTION / PROCEDURE FOR PASSING AND TERMS OF MILITARY SERVICE / BENEFITS / PROCEDURE FOR ASSIGNING MILITARY RANKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаревич Олег Леонтьевич

В статье представлены отдельные выводы и исторические уроки, полученные в результате ретроспективного сравнительного анализа содержания законодательных актов имперского и современного периодов развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF UNIVERSAL MILITARY DUTY AND MILITARY SERVICE IN RUSSIA (RETROSPECTIVE ANALYSIS)

The article presents some conclusions and historical lessons obtained as a result of a retrospective comparative analysis of the content of legislative acts of the Imperial and modern periods of Russia's development.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ)»

О.Л. МАКАРЕВИЧ

O.L. MAKAREVICH

к вопросу о всеобщей воинскои

обязанности и военной службе в россии (ретроспективный анализ)

ON THE ISSUE OF UNIVERSAL MILITARY DUTY AND MILITARY SERVICE IN RUSSIA (RETROSPECTIVE ANALYSIS)

Сведения об авторе. Макаревич Олег Леонтьевич — первый заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, генерал-лейтенант, кандидат военных наук (Москва. E-mail: vagsh@mil.ru).

Аннотация. В статье представлены отдельные выводы и исторические уроки, полученные в результате ретроспективного сравнительного анализа содержания законодательных актов имперского и современного периодов развития России.

Ключевые слова: мобилизационная подготовка; воинская обязанность; воинский призыв; порядок прохождения и сроки военной службы; льготы; порядок присвоения воинских званий.

Information about author. Oleg Makarevich — first Deputy chief of the Military Academy of the General staff of the Armed forces of the Russian Federation, Lieutenant General, Сand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru).

Summary. The article presents some conclusions and historical lessons obtained as a result of a retrospective comparative analysis of the content of legislative acts of the Imperial and modern periods of Russia's development.

Keywords: mobilization training; military duty; military conscription; procedure for passing and terms of military service; benefits; procedure for assigning military ranks.

Защита Отечества всегда была и остаётся первоочередной задачей для нашей страны вне зависимости от исторического этапа её развития, а также священной обязанностью каждого её гражданина. Решение данной задачи, как правило, тесно связано с реализацией в государстве положений действующего законодательства, определяющего основное содержание мобилизационной готовности страны к защите своих национальных интересов, что в свою очередь характеризует специфичность отношения к воинской обязанности граждан, а также прохождения ими военной службы.

В зависимости от политических процессов и исторически значимых событий для страны менялись и взгляды её руководства на мобилизационную подготовку Вооружённых сил. И сейчас, удерживая курс политики государства на повышение его обороноспособности и обеспечение военной безопасности от угроз нового типа, следует чаще обращаться к накопленному историческому опыту осуществления мобилизационной подготовки страны. Так, в результате проведённого ретроспективного сравнительного анализа содержания законодательных актов различных эпох, в частности имперского периода, в данной статье представлены отдельные выводы и исторические уроки, которые могут составить основу для предложений органам государственного и военного управления по повышению качества организации военной службы с целью обеспечения военной безопасности страны на среднесрочную перспективу.

1ХОДЕ исторического срав- в силу с 02.09.2020 г.)3 и ряд других нения в работе рассмотрены нормативных правовых актов.

общие положения Устава о воинской повинности 1874 года (с изменениями и дополнениями от 1912 и 1915 годов) и действующего законодательства Российской Федерации. Прежде всего это Федеральный Закон от 28.03.1998 г. №5э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.07.2020 г.)1, Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 (редакция от 17.09.2020 г.)2, «Вопросы прохождения военной службы» (с изменениями и дополнениями, вступившими

Как и сегодня, исследуемый в работе период развития России характеризовался напряжённой для страны военно-политической обстановкой. Так, следует отметить тот факт, что в непростые для России годы имперского периода государство обращало пристальное внимание на необходимость учёта возможностей мобилизационного ресурса её экономики и населения.

В результате проведённой главой Военного министерства Д.А. Милютиным реформы с 1 января 1874 года на смену рекрутской повинности, введённой в России ещё Петром I в 1705 году, пришла все-

общая воинская повинность. С тех пор воинская повинность являлась общеобязательной и «вменялась в священную обязанность каждого русского подданного», охватывая всё мужское население без различия сословий.

С петровских времён на фоне смены эпох, войн и революций, названий и границ государства происходила и трансформация понятия воинской повинности в воинскую обязанность — обязанность гражданина России по защите Отечества, содержание которого сегодня предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание

в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Воинская обязанность является священным долгом каждого гражданина. В то же время ранее разрешалась «замена в пределах семьи родным, сводным или двоюродным братом, если заменяющий не подлежал сам призыву в возрасте от 21 года до 26 лет». Сейчас прохождение военной службы за других лиц не допускается независимо ни от возраста, ни от вероисповедания или степени родства.

К «отбытию воинской повинности» призывались ежегодно все лица мужского пола, которым исполнилось 20 лет. Необходимо отметить, что с 1877—1878 годов женщины также получили право находиться в рядах армии, но одновременно и запрет (до начала XX века) получать офицерские должности и участвовать в боевых действиях.

Так как население в этот период могло дать, согласно закону, значительно большее число призывников, чем требовалось в мирное время, то излишек освобождался от военной службы. При этом в первую очередь освобождались «совершенно неспособные к военной службе», затем «пользующиеся установленными законными льготами» и, если оставшееся число превышало потребность, то, кому именно идти на службу, решал жребий. Жребий военнообязанные тянули единожды и на всю жизнь. При этом в жеребьёвке участвовали призывники только одного возраста, достигшие к 1 января года, в который проводится набор, 20 лет. Призывники другого возраста жребий не тянули. Разрешалось отбывать воинскую повинность и без жребия — в качестве вольноопределяющихся, добровольно выбрав обязательную службу на льготных условиях вместо вероятного призыва по жребию на общих условиях, и «охотников» — военнослужащих, не вытянувших призывной жребий и также поступивших на службу добровольно (волонтёром).

Сегодня призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте. Возможность прохождения военной службы на основании жребия не предусмотрена. При этом число граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Указом Президента Российской Федерации в зависимости от требований комплектации войск два раза в год.

В послереформенный период порядок прохождения службы в имперской России изменился. Так, общий срок службы в сухопутных войсках определялся:

для состоявших в частях пехоты и артиллерии, кроме конной, — 18 лет, из которых 3 года и 3 месяца действительной службы и 14 лет и 9 месяцев в запасе;

для состоявших в частях прочих родов войск —17 лет, из которых 4 года действительной службы и 13 лет в запасе.

Срок военной службы с 1967 года в Советской армии составлял 2 года, в Военно-морском флоте — 3 года и не изменялся до образования Российской армии. При этом в Российской армии сроки неоднократно сокращались и были установлены:

для военнослужащих, не имевших воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года, — 2 года;

для военнослужащих, не имевших воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 года, — 18 месяцев;

для военнослужащих, получивших высшее образование по имевшим государственную аккредитацию образовательным программам, не имевших воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, — 1 год;

для военнослужащих, имевших воинское звание офицера и призванных на службу до 1 января 2008 года, — 2 года;

для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, — 1 год.

Таким образом, в имперской России сроки военной службы изменялись единожды в сторону их сокращения (военная реформа Милютина), что соответствовало потребностям армии того времени. В Вооружённых силах Советского Союза продолжилась традиция корректировки сроков военной службы. И только в современной Российской армии срок службы был сокращён до одного года. Это связано, в первую очередь, с новым способом комплектования Вооружённых сил — добровольным поступлением граждан на военную службу по контракту.

Кроме основных положений вызывает интерес порядок призыва граждан на военную службу. Так, полное освобождение от военной службы давалось «по физическим причинам», «по званию и роду занятий», а также семейному положению.

По физическим причинам, то есть по состоянию здоровья, освобож-

дались лица, неудовлетворяющие условиям наименьшего предельного роста — 153 см, объёма груди или «одержимых одной из таких болезней, которые вовсе не допускают приёма на военную службу».

По званию и роду занятий освобождались:

священнослужители всех христианских и старообрядческих вероисповеданий и высшего магометанского духовенства;

православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях или в духовных училищах, если не оставят занимаемой должности до 30-летнего возраста;

настоятели и наставники в семинариях, старообрядческих или сектантских крестьянских общинах и лица высшего магометанского духовенства, утверждённые на этих должностях правительственной властью;

академики, адъюнкты, профессора, прозекты и их помощники, лекторы восточных языков и доценты учёных учреждений и учебных заведений;

пансионеры Императорской Академии художеств, отправляемые за казённый счет за границу для усовершенствования образования;

лица, окончившие курс в художественно-промышленных заведениях и командируемые для усовершенствования за границу.

По семейному положению существовало 4 разряда льгот, по которым давалось или полное освобождение от службы, или условное.

1-й разряд: единственный сын в семье, единственный в семье работник, вдовец-одиночка, имеющий родных детей;

2-й разряд: единственный способный к труду сын при отце, тоже способном к труду, если отцу 50 лет, но менее 55 лет и он не имеет другого сына, достигшего 16 лет или состоящего на службе и подлежащего увольнению в следующем году;

3-й разряд: то же, что и 2-й разряд, но при отце моложе 50 лет; сын, непосредственно следующий за братом, погибшим во время состояния на действительной военной службе или пропавшим без вести на войне;

4-й разряд: лицо, непосредственно следующее за братом, состоящим на действительной службе и неподлежащим увольнению в следующем году; лицо, не получившее льгот одного из первых трёх разрядов вследствие наличия брата, достигшего 16 лет или состоящего на действительной службе.

Льготы по семейному положению устанавливались «не лично для при-

зываемых, а для обеспечения семей и оставления в них не менее одного способного к труду члена». Лица, имевшие право на льготу или отсрочку по-семейному, лишались этого права, «если они, по заявлению отца или матери, деда или бабки, не служат поддержкою в семье».

В современном законодательстве Российской Федерации определено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности. Не предусмотрено освобождение от прохождения военной службы для священнослужителей, но им предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу при условии, что они прошли(проходят) специальную подготовку, необходимую для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, имеющие учёную степень или звание.

Также в действующем законодательстве определён перечень оснований для освобождения от призыва на военную службу по семейным обстоятельствам. Так, право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями):

— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Ранее отсрочка от призыва предоставляла льготы, заключавшиеся в том, что «молодые люди, достигшие призывного возраста и уже вынувшие жребий, в действительности поступали на службу не в том году, когда положено, а по прошествии срока, во внимание к их имущественному положению, или же до окончания образования».

Отсрочка по причинам физическим давалась на срок не более двух лет «лицам, оказавшимся недостаточно возмужалыми для службы или одержимыми такими болезнями, которые не признаются совершенно освобождающими от военной службы, а также лицам, не оправившимся от недавно перенесённой болезни».

По имущественному и хозяйственному положению «дозволялось отсрочить поступление на службу не более чем на 2 года для лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом или принадлежащим им торговым, промышленным или фабричным заведением, за исключением заведений, производящих раздробительную продажу крепких напитков».

Воспитанники высших и средних учебных заведений призывались к исполнению воинской повинности наравне с прочими по достижении установленного возраста, но для окончания образования поступление на службу по вынутому жребию, в случае заявленного желания, отсрочивалось: до 24 лет — для обучающихся в среднихучебных заведениях; до 27 лет — для обучающихся в высших учебных заведениях с продолжительностью курса не свыше 4 лет; до 28 лет — для обучающихся: в высших учебных заведениях с курсом не менее 5 лет; в духовных академиях; в художественном высшем училище.

Сегодня также право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане по состоянию здоровья (в соответствии с перечнем болезней), по семейным обстоятельствам (6 оснований) и проходящие обучение (7 оснований). Отсрочки на основании имущественного или хозяйственного положения законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Как особенность необходимо отметить возможность прохождения альтернативной службы как особого вида трудовой деятельности, осуществляемого гражданами вместо военной службы. Сегодня гражданин может выбрать альтернативную службу в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Срок службы составляет 21 месяц, а для проходящих её на гражданских должностях в организациях военной сферы — 18 месяцев.

Одним из способов комплектования армии в имперский период являлась служба в качестве вольноопределяющихся. Этим правом пользовались лица мужского пола старше 17 лет, изъявившие желание отбывать военную службу и отказавшиеся вследствие этого от участия в выемке жребия. Для этого они должны были «обладать здоровым телосложением, дающим возможность нести службу в войсках», и иметь свидетельство об окончании курса учебных заведений 1-го разряда или шести классов средних учебных заведений, или же двух классов семинарии.

Прохождение службы в качестве вольноопределяющихся является, своего рода, прототипом современного прохождения военной службы по контракту, срок которого определён тремя, пятью и десятью годами. Данный подход к комплектованию позволяет поддерживать как необходимый уровень наличия и поддержания количества военных специалистов, так и восполнения их из запаса.

Существовали свои отличия и в порядке нахождения в запасе.

Состояние «в запасе армии» предназначалось преимущественно для укомплектования резервных и тыловых учреждений и ограничивалось достижением возраста 30 лет. Но лицам, поступившим на действительную службу позднее года призыва (получившим отсрочку), соответственно, увеличивалось время состояния в запасе (не более чем до 40 лет включительно).

Сегодня граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда по предельным возрастам: от 35 до 60 лет, в зависимости от воинского звания, по достижении предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводятся в отставку и снимаются с воинского учёта.

Порядок присвоения воинских званий претерпел значительные изменения, но сохранил основной принцип возможности карьерного роста при условии соответствия предъявляемым требованиям.

Из нижних чинов в имперской России могли производиться: строевые рядовые — в унтер-офицеры, а нестроевые — из младшего разряда в старший; унтер-офицеры — в офицеры, а нестроевые старшего разряда — в классные чины. У унтер-офицеров был рост до фельдфебеля включительно, а те, кто оставался на строевой сверхсрочной службе, мог быть произведён в прапорщики.

Сегодня, кроме того, для присвоения воинского звания «прапорщик» необходимо иметь профильное образование не ниже среднего специального, полученное в гражданском вузе или вузе Министерства обороны.

Все произведённые в первый офицерский чин, независимо от присяги, принесённой в нижнем звании, вновь присягали на верность службы, как офицеры. Присяга совершалась по распоряжению командиров и начальников тех частей, в которые вновь произведённые офицеры прибывали на службу, и с соблюдением того общего порядка, который был установлен для приведения к присяге частей при пожаловании знамён.

Также от нижних чинов, производимых в офицеры, требовали подписку о непринадлежности к тайным обществам.

Необходимое для офицера научное и строевое образование нижние чины пехоты получали в военных училищах.

Само поступление было не обязательным, однако никто не мог быть произведён в офицеры, если не выдержал при училище полного выпускного офицерского экзамена.

Сегодня очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Необходимо отметить, что в данной работе представлена в качестве примеров лишь часть результатов сравнительного ретроспективного анализа положений документов, раскрывающих особенности организации военной службы в России, что позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, в России всегда уделялось повышенное внимание вопросам защиты Отечества и, в частности, мобилизационной подготовки Вооружённых сил. Это обусловлено, прежде всего, объективными обстоятельствами, такими как геостратегическое расположение России в окружении недружественных стран, неравномерное проживание населения, большая протяжённость морской и сухопутной границ.

Во-вторых, порядок прохождения военной службы отражает ту или иную историческую эпоху. Данное обстоятельство продиктовано внешнеполитическим курсом государства, социально-политическим,

демографическим и экономическим состоянием дел в России. Все эти аспекты в той или иной мере нашли отражение в законодательстве, определяющем военную службу как особый вид государственной службы. В частности, это призывной и предельный возраст нахождения на военной службе (в запасе), условия освобождения от призыва, наличие отсрочек, сокращение сроков службы, контрактная основа для её прохождения, профессиональный и карьерный рост военнослужащих, их социальные гарантии.

В-третьих, исходя из представленных выводов, историческими уроками для их учёта при разработке предложений органам государственного и военного управления по повышению качества организации военной службы с целью обеспечения военной безопасности страны на среднесрочную перспективу могут быть:

1. Россия как сильное и независимое государство, представляющее собой мирового лидера и «центр силы», способное защитить свои национальные интересы на мировой арене, продолжит оставаться неразрешимой проблемой для стран Запада. Основным залогом процветания нашего государства будет оставаться его обороноспособность, где приоритетным направлением является подготовка населения к его защите.

2.Военная служба какособый вид государственной службы является наиболее сложным и опасным видом деятельности, требующим от военнослужащего высокого профессионализма, морально-психологической устойчивости, интеллектуально разносторонней образованности, способности выполнить поставленную задачу в любых условиях. Эти требования должны быть реализованы государством на всех социально-возрастных уровнях: от военно-патриотического воспитания подростков с получением основ начальной военной подготовки, обучения в вузах специальностям, необходимым в армии и на флоте, поддержания высокой профессиональной подготовки военнослужащих и самореализации как военного профессионала до обеспечения людского резерва с предоставлением пакета социальных льгот различного характера.

3. Время, когда государство могло решать военные конфликты за счёт людского ресурса и наличия больших территорий, дающих возможность провести мобилизацию, ушло в прошлое. Сегодня подготовка

к войне, в классическом её понимании, ведется ежедневно во всех сферах жизнедеятельности общества, нанося ущерб в дипломатической, экономической, технологической, социальной, моральной, идеологической и других важных областях обеспечения безопасности страны. Подготовка страны к обороне не должна являться самоцелью, но при этом должна всегда оставаться приоритетным направлением её развития, основываясь на чётко выстроенной системе национальных интересов России, рациональной достаточности ресурсов страны, высокой технологичности производства и патриотизме защитников Отечества.

В качестве предложений по повышению качества организации военной службы следует отметить необходимость всестороннего изучения возможности уточнения возраста призыва на военную службу. Сегодня сложилась ситуация, когда вчерашний школьник, не в полной мере сформировавшийся и как личность, и член общества, ещё не ставший специалистом в выбранной им профессии, наделяется ответственностью за эксплуатацию и применение новейшего вооружения, специальной и военной техники, обеспечивая безопасность государства. Ввиду важности решаемых Вооружёнными силами задач и необходимости высокого профессионализма военнослужащих в действиях по обеспечению обороноспособности страны в целом возможным направлением решения этой проблемы может стать увеличение призывного возраста до 20 лет, что соответствует необходимой зрелости призывников, становлению их как личности, осознающей всю полноту ответственности за судьбу страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральный Закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.07.2020 г.). Интернет-ресурс: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/12128 (дата обращения 13.11.2020 г.).

2 Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 (редакция от 17.09.2020 г.). Интернет-ресурс: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/14416 (дата обращения 13.11.2020 г.).

3 «Вопросы прохождения военной службы» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 02.09.2020 г.). Интернет-ресурс: http: //www.kremlin.ru/acts/ bank/14416 (дата обращения 13.11.2020 г.)Д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.