А.А. ХРИСТЕНКО,
* О
адъюнкт кафедры организации оперативно-разыскнои деятельности
(Академия управления МВД России)
A.A. KHRISTENKO, Adjunct** at the Department of Organization of Field Operations,
Detection and Search
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.745
о i—
о
X
ы
о
I—
о ^
о <
о
<
I
^
м s
а Е-
116
Защита сотрудников уголовного розыска
от негативных информационно-психологических
воздействий
protecting police Detectives from Hostile informational and psychological pressure
В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты защиты сотрудников уголовного розыска от негативных информационно-психологических воздействий как один из составляющих элементов информационной безопасности оперативно-разыскной деятельности подразделений уголовного розыска.
Оперативно-разыскная деятельность, информационная безопасность, угрозы безопасности, информационно-психологическое воздействие.
Protection of police detectives from hostile informational and psychological pressure is seen by the author as a key component of information security of field and search operations conducted by crime investigation bodies and units. Both theoretical and practical aspects of such protection are looked into.
Field operations and search, information security, security threats, informational and psychological pressure.
Проблема защиты личности от новых видов информационно-психологического воздействия является предметом исследования ученых современного общества, изучающих вопросы обеспечения информационной безопасности. Сложность и многогранность этой проблемы стимулирует научные исследования в целях поиска и решения как теоретических, так и прикладных задач применительно и к правоохранительной деятельности.
В современных условиях глобальной информатизации общества к профессиональной компетентности специалистов в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и такой сложной, информационно-насыщенной, как оперативно-разыскная дея-
тельность (далее — ОРД), предъявляются новые требования.
ОРД осуществляется в условиях активного информационного противоборства, требующего от сотрудника уголовного розыска контроля за собственными познавательными, волевыми, эмоциональными процессами, а также оценки влияния информации на психическое состояние различных субъектов ОРД, в том числе лиц, оказывающих им содействие, и объектов оперативной разработки.
Основными объектами информационного воздействия являются сознание и психика человека. В зависимости от преследуемых целей, масштабов действий, характера и содержания решаемых задач, привлекаемых сил и средств
Ранее - заместитель начальника центра профессиональной подготовки МВД России по Республике Адыгея.
' Formerly - Deputy Head of the Professional Training Center of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Republic of Adygea.
объектами информационного воздействия могут быть как конкретные лица (государственные и политические лидеры, сотрудники уголовного розыска (далее — УР), военнослужащие, ученые, члены политических движений), так и определенные социальные группы (рабочие, предприниматели, молодежь, домохозяйки и т. д.) [5]. Т.М. Занина и К.Д. Рыдченко формулируют подобное по смыслу заключение, состоящее в том, что «обеспечение информационно-психологической безопасности преследует цель защиты индивидуальной психики и общественного сознания» [4].
На фоне постоянного увеличения потока информации, принятия тактических решений в условиях дефицита времени, конфликтности контактов с преступной средой, экстремальности ситуаций, обусловленных угрозой для жизни и здоровья, а также недостатков в организации ОРД происходит информационно-психологическое перенасыщение негативной информацией психики сотрудников уголовного розыска.
Характер информационно-психологических угроз, которым подвергаются сотрудники УР, допустимо условно разделить на два направления в зависимости от источника возникновения:
а) отрицательный информационно-эмоциональный фон, возникающий в результате активного противодействия преступников оперативно-разыскному процессу и уголовному судопроизводству;
б) отрицательные информационно-психологические воздействия, генерируемые на социально-бытовом уровне [9].
Указанные виды источников информационных угроз следует рассматривать в их неразрывном единстве, поскольку во всех этих случаях речь идет о нейтрализации негативных воздействий, инициируемых представителями криминалитета. Разница в том, что в первом случае, если пользоваться терминологией, предлагаемой профессором А.С. Овчинским, на сознание оперативного сотрудника воздействует так называемая реактивная преступность, а во втором — ресурсная и фоновая [6].
Таким образом, объектом информационной безопасности в данном случае является не сама информация, а психика сотрудников уголовного розыска и коллективное сознание сотрудников уголовного розыска в целом, а также лиц, которые оказывают им содействие. Информация в данном случае выступает в качестве инструмента воздействия.
По результатам анкетирования сотрудников уголовного розыска, проведенного автором статьи, можно сделать вывод, что с негативным информационно-психологическим про-
тиводействием со стороны преступной среды в профессиональной деятельности сталкивались 56 % респондентов. Указанное противодействие выражалось в следующем:
— направление различного рода жалоб в надзорные и контролирующие инстанции с целью дискредитации оперативных работников либо их обвинения в совершении незаконных действий — 17 %;
— формирование благоприятного для преступной среды общественного мнения и психологического фона с помощью ангажированных СМИ - 11 %;
— оказание давления на судопроизводство с помощью коррумпированных высокопоставленных должностных лиц органов власти — 9 %;
— психологическое воздействие угрозой физической расправы (психологическое насилие) — 15 %;
— иные формы воздействия — 4 %.
Реактивная преступность, по словам
А.С. Овчинского [6], это постоянно проявляющий себя компонент криминальной среды, который, оказывая негативное влияние на охраняемые отношения в обществе, действует способами, описанными в криминалистике и теории ОРД. Противодействие со стороны реактивной преступности необходимо рассматривать как комплекс законных и противоправных деяний, препятствующих нормальному функционированию правоохранительных органов. Это разнообразные приемы и уловки криминальной среды, делающие невозможным эффективное выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование преступлений и судебное рассмотрение уголовных дел, а также способствующие минимизации уголовного наказания, назначаемого осужденному. Эти действия могут быть сопряжены с осуществлением различного рода провокаций в отношении сотрудников уголовного розыска. Подобное противодействие способно замедлять и даже приостанавливать оперативно-разыскной процесс и уголовное судопроизводство за счет инициирования различных неблагоприятных факторов, многие из которых носят информационный характер. Они, как правило, проявляются в тех формах, которые фигурируют в вышеупомянутых результатах анкетирования.
Как отмечает А.С. Овчинский [6], никакая профилактика реактивной преступности, никакие меры защиты от ресурсной преступности не будут эффективными, если не учитывать третьего направления — фоновой преступности. Она является источником еще одной разновидности негативных информационных воздействий, проявляющихся на повседневном, бытовом уровне и оказывающих
о
I—
о X
ы
о
I—
о ^
о <
о
<
I
^
М
S а е-
117
О
I—
О X
ы
о
I—
о ^
о <
о
<
I
^
м S а е-
118
влияние на всех без исключения членов общества, включая и сотрудников уголовного розыска.
Основываясь на вышеприведенных результатах анкетирования, перечень внешних информационных угроз можно сформулировать следующим образом:
— направление в надзорные и контролирующие инстанции различного рода жалоб, в которых, как правило, содержатся необоснованные обвинения в совершении сотрудниками УР противоправных действий;
— оказание психологического воздействия в расчете на отказ от дальнейших действий по изобличению подозреваемых и обвиняемых;
— размещение на электронных ресурсах СМИ персональных данных сотрудников УР, а также медиа-контента негативного содержания, заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих их служебную репутацию, с целью негативного влияния на профессиональную деятельность [7];
— влияние на СМИ, оказываемое коррумпированными вышестоящими должностными лицами, с целью формирования благоприятного общественного мнения и психологического фона для преступной среды;
— дезинформация населения СМИ, общественными организациями и объединениями, формирующая негативное общественное мнение о деятельности полиции;
— отказ СМИ в размещении объективных и достоверных информационных материалов, формирующих положительный облик сотрудника полиции.
Перечень внутренних информационных угроз включает в себя:
— прием на службу в подразделения уголовного розыска лиц, не обладающих необходимыми психологическими качествами;
— необоснованное расширение круга лиц, осведомленных о персональных данных сотрудников, в том числе владеющих информацией об имущественном положении, отраженной в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— профессиональную деформацию сознания сотрудников уголовного розыска под воздействием деструктивной информации;
— негативное влияние коррумпированного или профессионально непригодного руководства на личный состав.
Решение проблемы, связанной с минимизацией рисков от информационного воздействия ресурсно-фоновой преступности, в значительной мере определяется уровнем антикриминальной идеологии в обществе, которую еще предстоит сформировать и привить российскому общественному сознанию.
В 2001 г. Ю.А. Фисун отмечала необходимость создания в системе МВД России подразделения, специализирующегося на обеспечении информационной безопасности. «Такой службой в системе МВД России может быть Управление информационной безопасности», — отмечала она [8]. В настоящее время в структуру МВД России входит Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, включающий в свой состав и Управление защиты информации, к основным задачам которого относится организация обеспечения мероприятий по технической защите государственной тайны и информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. Однако указанное подразделение, ограничиваясь вопросами обеспечения технической защиты информации [3, п.1], не решает всего комплекса задач, связанных с обеспечением информационной безопасности. Государственная защита сотрудников уголовного розыска, являющихся участниками уголовного судопроизводства, возложена на подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите [1]. В настоящее время из-за ограниченной штатной численности они не в состоянии качественно обеспечить реализацию функции информационной безопасности. Поэтому исполнение данной функции возложено также на подразделения собственной безопасности в структуре МВД России [2, п. 50].
73 % опрошенных в ходе анкетирования сотрудников подразделений уголовного розыска, собственной безопасности, а также подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, считают, что государственная защита сотрудников оперативных подразделений должна осуществляться единственным субъектом этой деятельности, а именно подразделением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Мы солидарны с указанным мнением и полагаем, что дублирование указанной функции не является оптимальным, в том числе и по причине увеличения ресурсозатрат.
Стоит обратить внимание на коррупцию как специфический источник информационного воздействия преступности, позиционируемый как реактивный и ресурсно-фоновый. Противодействие коррупции осуществляется подразделениями собственной безопасности, обеспечивающими при этом решение задачи информационно-психологической безопасности сотрудников УР. Кроме того, ряд задач, решаемых подразделениями собственной безопасности, непосредственно относится к обеспечению защиты от информационно-психологического воздействия. В их число входят: предотвращение проникновения в подразде-
ления, в том числе и уголовного розыска, лиц, преследующих противоправные цели; выявление коррупционных связей и противодействие коррупции; предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, подготавливаемых, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России; организация государственной защиты и участие в обеспечении безопасности сотрудников, гражданских служащих и их близких.
В определенной степени задачу по защите сотрудников УР от негативных информационно-психологических воздействий призвано решать подразделение морально-психологического обеспечения, входящее в управление (отдел, отделение) по работе с личным составом территориального органа МВД России.
В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» подразделения информационно-пропагандистской работы осуществляют защиту личного состава ОВД от негативного информационно-психологического воздействия преступной среды, нейтрализуют последствия распространения в служебных коллективах заведомо ложной информации, слухов, клеветы, панических настроений. При их отсутствии эта работа должна осуществляться подразделениями воспитательной работы.
Вопросы качества отбора кандидатов для службы, в том числе в подразделениях уголовного розыска, регулируются следующими нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»; приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» и др. Так, профессиональный психологи-
Список литературы:
1. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 // СЗ РФ. 2008. № 37. Ст. 4182.
2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
3. Положение о Департаменте информационных технологий, связи и защиты информа-
ческий отбор осуществляется для определения способности кандидата по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения.
Приходится констатировать, что в МВД России пока не существует единой организационной структуры, призванной комплексно решать задачи по профилактике и защите сотрудников уголовного розыска от негативного информационно-психологического воздействия как составляющей информационной безопасности. Уровень современной организационной и правовой регламентации данной сферы допустимо характеризовать как фрагментарный, не позволяющий в полной мере организовать работу по минимизации рисков возникновения угроз от негативного информационно-психологического воздействия и требующий совершенствования.
В качестве первоочередных мер защиты сотрудников оперативных подразделений от негативных информационно-психологических воздействий предлагаем:
— учитывать приведенные выше угрозы и разрабатывать соответствующие контрмеры при планировании служебной деятельности оперативных подразделений в рамках организационно-управленческих и организационно-тактических комплексов;
— рассматривать совершенствование функции государственной защиты сотрудников УР в качестве одной из приоритетных задач структурной оптимизации ОВД;
— при планировании служебной деятельности подразделений по работе с личным составом ОВД учитывать необходимость проведения индивидуальной профилактической работы, направленной на повышение психологической устойчивости и минимизации последствий от негативного информационно-психологического воздействия на сотрудников уголовного розыска.
ции МВД России / Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn-- p1ai/ mvd/structure 1 /Departamenti/Departament_ informacionnih_tehnologij_sv/Polozhenie. (дата обращения: 30.08.2016).
4. Занина Т.М., Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел Российской Федерации информационно-психологической безопасности личности и общества: монография. Воронеж, 2013.
О
I—
о X
ы
о
I—
о ^
о <
о
<
I
^
М
S а е-
119
5. КожевниковД.М.Влияние негативной информации на психику воина. Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия. URL: http://voenservice. ru/boevaya_podgotovka/ogp/ (дата обращения: 02.03.2016).
6. Овчинский А.С. Информационные воздействия и организованная преступность: курс лекций. М., 2007.
7. «Офицеры России» оказались братками-оборотнями без погон: открытая электронная газета Forum.msk.ru. URL:http://forum-
msk.org/material/power/10571960.html (дата обращения: 30.08.2016).
8. Фисун Ю.А. Государственно-правовые основы информационной безопасности в органах внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
9. Яковец Е.Н. Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. ст. межвуз. науч.-практич. семинар. М., 2011.
E-mail: Khristenko [email protected]
О
I—
о X
ы
о
I—
о ^
о <
о
<
I
^
м S а е-
120