Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ: ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ: ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ФИЛИППИН / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ГРУППА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ФИЛИППИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивановская Наталия Владимировна

В статье отмечается, что основным органом по защите прав потребителей на Филиппинах является - Группа по защите прав потребителей (The Consumer Protection Group (CPG)). Группа отвечает за исполнение законов, направленных на защиту потребителей, просвещение потребителей и формирование групп потребителей. Группа руководит следующими бюро/офисами: 1) Бюро стандартизации Филиппин (Bureau of Philippine Standards (BPS)); 2) Бюро по защите прав и интересов потребителей (Consumer Protection and Advocacy Bureau (CPAB));3) Бюро по обеспечению справедливой торговли (Fair Trade Enforcement Bureau (FTEB)). На Филиппинах отсутствует единый нормативный акт, посвященный защите прав потребителей финансовых услуг. Поэтому к источникам правового регулирования в этой сфере следует отнести целую группу законов и подзаконных актов (инструкций и циркуляров). Основным нормативным актом следует считать Закон Филиппин о защите потребителей 1992 г. (Республиканский закон № 7394). Отмечено, что закон требует пересмотра. Кроме него, филиппинские авторы выделяют следующие группы законов: 1) о защите прав вкладчиков; 2) законы, связанные с кредитной политикой; 3) инвестиционные законы и правила; 4) законы об электронной банковской деятельности, 5) иные нормативные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER PROTECTION IN THE PHILIPPINES: REGULATORY SOURCES

The article notes that the Consumer Protection Group (CPG) is the main consumer protection authority in the Philippines. The group is responsible for enforcing laws to protect consumers, educate consumers and form consumer groups. The group manages the following offices / offices: 1) Bureau of Philippine Standards (BPS); 2) the Consumer Protection and Advocacy Bureau (CPAB); 3) the Fair Trade Enforcement Bureau (FTEB). In the Philippines, there is no uniform regulation on the protection of the rights of consumers of financial services. Therefore, a whole group of laws and regulations (instructions and circulars) should be attributed to the sources of legal regulation in this area. The main regulatory act should be considered the Philippines Consumer Protection Act 1992 (Republican Law No. 7394). It is noted that the law requires revision. In addition to him, the Philippine authors distinguish the following groups of laws: 1) on the protection of investors' rights; 2) laws related to credit policy; 3) investment laws and regulations; 4) laws on electronic banking, 5) other regulatory acts.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ: ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

3.7. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ: ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ1

Ивановская Наталия Владимировна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: ivanovskaya67@mail.ru

Аннотация: В статье отмечается, что основным органом по защите прав потребителей на Филиппинах является - Группа по защите прав потребителей (The Consumer Protection Group (CPG)). Группа отвечает за исполнение законов, направленных на защиту потребителей, просвещение потребителей и формирование групп потребителей. Группа руководит следующими бюро/офисами: 1) Бюро стандартизации Филиппин (Bureau of Philippine Standards (BPS)); 2) Бюро по защите прав и интересов потребителей (Consumer Protection and Advocacy Bureau (CPAB));3) Бюро по обеспечению справедливой торговли (Fair Trade Enforcement Bureau (FTEB)). На Филиппинах отсутствует единый нормативный акт, посвященный защите прав потребителей финансовых услуг. Поэтому к источникам правового регулирования в этой сфере следует отнести целую группу законов и подзаконных актов (инструкций и циркуляров). Основным нормативным актом следует считать Закон Филиппин о защите потребителей 1992 г. (Республиканский закон № 7394). Отмечено, что закон требует пересмотра. Кроме него, филиппинские авторы выделяют следующие группы законов: 1) о защите прав вкладчиков; 2) законы, связанные с кредитной политикой; 3) инвестиционные законы и правила; 4) законы об электронной банковской деятельности, 5) иные нормативные акты.

Ключевые слова: право Филиппин, защита прав потребителей, финансовые услуги, Группа по защите прав потребителей, Центральный Банк Филиппин.

CONSUMER PROTECTION IN THE PHILIPPINES: REGULATORY SOURCES

Ivanovskaya Natalia Vladimirovna, PhD at law, Associate Professor.. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Peoples' Friendship University. Department: Civil Law and Civil Process and Private International Law chair. E-mail: ivanovskaya67@mail.ru

Annotation: The article notes that the Consumer Protection Group (CPG) is the main consumer protection authority in the Philippines. The group is responsible for enforcing laws to protect consumers, educate consumers and form consumer groups. The group manages the following offices / offices: 1) Bureau of Philippine Standards (BPS); 2) the Consumer Protection and Advocacy Bureau (CPAB); 3) the Fair Trade Enforcement Bureau (FTEB). In the Philippines, there is no uniform regulation on the protection of the rights of consumers of financial services. Therefore, a whole group of laws and regulations (instructions and circulars) should be attributed to the sources of legal regula-

tion in this area. The main regulatory act should be considered the Philippines Consumer Protection Act 1992 (Republican Law No. 7394). It is noted that the law requires revision. In addition to him, the Philippine authors distinguish the following groups of laws: 1) on the protection of investors' rights; 2) laws related to credit policy; 3) investment laws and regulations; 4) laws on electronic banking, 5) other regulatory acts.

The study was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 17-03-00093 "a" (Supervisor-E.E. Frolova)

Keywords: Philippine law, consumer rights protection, financial services, Consumer Protection Group, Central Bank of the Philippines.

Введение. 13 апреля 2018 г. исполнилось 26 лет с момента принятия Закона Филиппин о защите потребителей (Республиканский закон № 7394) (Consumer Act (Republic Act 7394))2, - писал бывший филиппинский сенатор Эдгардо Ангара.3 После принятия Закона 1992 г. правительством страны были разработаны всеобъемлющие руководящие принципы для поощрения и защиты прав потребителей, в частности, права на основные потребности (the right to basic needs), права на безопасность (the right to safety), права на информацию (the right to information) и других. Защита прав потребителей гарантируется Конституцией Филиппин 1987 г. Статья XVI Конституции гласит: «Государство должно защищать потребителей от злоупотреблений в торговле и от некачественных или опасных продуктов».4 С распространением электронной торговли - отмечал далее Э. Ангара, - роль правительства в защите прав потребителей должна быть упреждающей, а не пассивной: крайне важно пересмотреть Закон Филиппин о защите прав потребителей 1992 г., а также Закон об электронной торговле (E-Commerce Act)5, с тем чтобы адаптировать эти документы к меняющимся тенденциям потребительского рынка.6 Министерство торговли и промышленности Филиппин (The Department of Trade and Industry) настаивает на внесении поправок в Закон о защите прав потребителей 1992 г., касающихся, в частности, онлайн-транзакций (online transactions). Хотя Министерство выпустило «Руководящие принципы по защите потребителя электронных услуг» (E-Consumer Protection Guidelines) для решения этой проблемы, правительству страны следует изучить опыт других стран, которые разработали успешные меры защиты прав онлайн-потребителей.

Организационные основы защиты прав потребителей

Основным органом по защите прав потребителей на Филиппинах является - Группа по защите прав потребителей (The Consumer Protection Group (CPG)), воз-

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 "а" (Н. рук. - Е.Е. Фролова)

2 The Consumer Act of the Philippines (Republic Act No. 7394, April 13, 1992). URL: http://www.bu.edu/bucflp-fig/files/2012/01/Consumer-Act-No.-7394-of-the-Philippines.pdf.JaTa обращения 28.01.19.

3 Angara Edgardo. Protecting Filipino consumers. April 19, 2018//BusinessMirror. URL: https://businessmirror.com.ph/2018/ 04/19/protecting-filipino-consumers/ Дата обращения 29.01.19.

4 The Constitution of the Republic of the Philippines //Official Ga-zette.URL: https://www.officialgazette.gov.ph/constitutions/1987-constitution/ Дата обращения 29.01.19.

5 The E-Commerce Law - Republic Act 8792. URL: https://www. lawphil. net/statutes/repacts/ra2000/ra_8792_2000. htm l Дата обращения 29.01.19.

6 Angara Edgardo. Op. cit.

главляемая заместителем министра Рут Б. Кастело.7 Группа отвечает за исполнение законов, направленных на защиту потребителей, просвещение потребителей и формирование групп потребителей. Группа по защите прав потребителей руководит следующими бюро/офисами:

1. Бюро стандартизации Филиппин (Bureau of Philippine Standards (BPS)). Бюро разрабатывает, продвигает и внедряет стандарты и соответствующие программы по всей стране. Оно также представляет страну в различных мероприятиях, связанных со стандартами во всем мире, и является активным членом Международной организации по стандартизации (International Electrotechnical Commission (lEc)), Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission (IEC), форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Консультативного комитета АСЕАН по стандартам и качеству.

2. Бюро по защите прав и интересов потребителей (Consumer Protection and Advocacy Bureau (CPAB)). Бюро функционирует как директивный орган и контролирует соблюдение законов о торговле и защите прав потребителей.

3. Бюро по обеспечению справедливой торговли (Fair Trade Enforcement Bureau (FTEB)). Бюро контролирует применение законов о торговле и защите прав потребителей. Бюро занимается регулированием импорта, стимулированием сбыта, мониторингом стандартов продукции, лицензированием бизнеса, а также осуществляет медиацию и квази-судебные разбирательства, связанные с применением положений Закона о защите прав потребителей, Закона о ценах и Закона о фирменных наименованиях.

Источники правового регулирования защиты потребителей финансовых услуг

На Филиппинах отсутствует единый нормативный акт, посвященный защите прав потребителей финансовых услуг. Поэтому к источникам правового регулирования в этой сфере следует отнести целую группу законов и подзаконных актов (инструкций и циркуляров).8 Постановления Министерства юстиции № 69 от 1993 г. и № 32 от 1994 г. (DOJ Opinions No. 69 Series of 1993 and No. 32, Series of 1994) определили Центральный Банк Филиппин в качестве органа, уполномоченного следить за применением правил и положений о финансовой защите потребителей, в соответствии с разделом IV Закона о защите прав потребителей 1992 г. 9

Основным нормативным актом следует считать Закон Филиппин о защите потребителей (Республиканский закон № 7394). Кроме него, филиппинские авторы выделяют следующие группы законов.10

7 The Consumer Protection Group (CPG). URL: https://www.dti. gov.ph/about/the-organization/consumer-protection Дата обращения 29.01.19.

8 Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019. С.19.

9 Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

10 Handbook on Consumer Laws// BANGKO SENTRAL NG

PILIPINAS. URL: http://www.bsp.gov.ph/downloads/regulations/con-

sumerlaws.pdf Дата обращения 25.01.19.

Первая группа - законы о защите прав вкладчиков. К ним относятся:

- Закон о Центральном банке Филиппин 1991 г. (Central Bank Act) (R.A. No. 7653) approved June 14, 1991 );11

- Закон о тайне депозитов 1951 г. в ред. 1981 г. (Law on Secrecy of Deposits (R.A. No. 1405));

- Закон Филиппин о вкладах в иностранной валюте 1974 г. с поправками 1976 и 1977 гг. (Foreign Currency Deposit Act of the Philippines (R.A. No. 6426);

- Закон о борьбе с отмыванием денег 2001 г. в ред. 2003 г. (Anti-Money Laundering Act of 2001 (R.A. No. 9160)).

Вторая группа - законы, связанные с кредитной политикой. К ним относятся:

- Закон о справедливом кредитовании 1963 г. (Truth in Lending Act (r.A. No. 3765));

- Нормативные акты об операциях с кредитными картами (Credit Card Operations): а) Закон о регулировании устройств доступа 1998 г. (Access Devices Regulation Act (R.A. No. 8484)),; б) Циркуляр ЦБ Филиппин № 454 от 24 сентября 2004 г. (BSP Circular No. 454 dated 24 September 2004) -; в) Циркуляр ЦБ Филиппин № 398 от 21 августа 2003 г. (BSP Circular No. 398 dated 21 August 2003);

- нормативные акты о микрофинансовых организациях: а) Циркуляр ЦБ Филиппин № 272 от 30 января 2001 г. (BSP Circular No. 272 dated 30 January 2001); б) Циркуляр BSP № 409 от 14 октября 2003 г. (BSP Circular No. 409 dated 14 October 2003);

- нормативные акты о «Домашней ипотеке» (Home Mortgage): а) Циркуляр ЦБ Филиппин № 343 от 8 августа 2002 г. (Circular No. 343 dated 08 August 2002); б) Декрет о защите прав покупателей кондоминиумов № 957 (The Subdivision and Condominium Buyers'Protective Decree (PD No. 957)); в) Закон о градостроительстве и жилищном строительстве 1992 г. (Urban Development and Housing Act (R.A. No. 7279));

- нормативные акты о кредитовании бенефициаров аграрной реформы (Credit for Agrarian Reform Beneficiaries): а) Декрет о кредите на аграрную реформу № 717 от 1975 г. (Agrarian Reform Credit (PD No. 717)), декрет определил кредитно-финансовую систему аграрной реформы для бенефициаров аграрной реформы через банки; б) Циркуляр ЦБ Филиппин № 190 от 16 февраля 1999 г. (BSP Circular No. 190 dated 16 February 1999) содержит руководящие принципы по обязательному распределению средств для кредита «Agri-Agra»;

- нормативные акты о кредитовании малых и средних предприятий (Credit for Small and Medium Enterprises (SMEs)): а) Великая хартия в сфере малого и среднего предпринимательства 1991 г. (Magna Carta for Small and Medium Enterprises (R.A. No. 6977 dated 24 January 1991)); б) Закон о микробизнесе в баранга-ях12 2002 г. (Barangay Micro Business Enterprises Act (R.A. No. 9178 dated 13 November 2002)); Закон о модернизации сельского хозяйства и рыболовства 1997 r(Agriculture and Fisheries Modernization Act (R.A. No. 8435)) и др.;

Третья группа - Инвестиционные законы и правила (Investment-Related Laws and Regulations):

11 Central Bank Act( R.A. No. 7653) approved June 14, 1991. URL: http://www.bsp.gov.ph/regulations/regulations.asp?type=1&id=1246 Дата обращения 25.01.19.

12 Барангаи - общины; см. об. Этом: Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах. Монография. М, Юрлитинформ, 2015, С. 150.

- Циркуляр ЦБ Филиппин № 541 от 30 августа 2006 г. (BSP Circular No. 541 dated 30 August 2006);

- Циркуляр ЦБ Филиппин № 524 от 31 марта 2006 г. (BSP Circular No. 524 dated 31 March 2006).

Четвертая группа - законы об электронной банковской деятельности (Electronic Banking Activities):

- Закон об электронной торговле от 14 июня 2000 г. (E-Commerce Law (r.A. No. 8792));

- Циркуляр ЦБ Филиппин № 542 от 01 сентября 2006 г. (BSP Circular No. 542 dated 01 September 2006) обеспечивает защиту прав потребителей в области электронных банковских операций;

- Циркуляр ЦБ Филиппин № 269 от 21 декабря 2000 г. (BSP Circular No. 269 dated 21 December 2000) содержит руководящие указания по электронным банковским операциям.

Пятая группа - иные акты:

- Закон об инвалидах от 7 декабря 1982 г. (Law for the Disabled (Batas Pambansa Blg. 344)).

Следует упомянуть, что, кроме специализированных нормативных актов о защите прав потребителей финансовых услуг, на Филиппинах также действуют специальные законы об альтернативном разрешении споров, положения которых также должны учитываться в качестве источников правового регулирования защиты прав потребителей.13 Главными среди этих актов являются: 1) Закон об альтернативных способах разрешения споров (АРС) 2004 г. (Republic Act No. 9285)14; 2) Специальные правила судов по альтернативному урегулированию споров, утвержденные Верховным судом Филиппин в 2009 г. (Special Rules of Court on Alternative Dispute Resolution);15 3) Кодекс местного самоуправления 1991 г. (Local Government Code (Republic Act No. 7160)).16

Судебная практика

29 сентября 2013 г. Верховный суд Филиппин оставил в силе Решение Управления по делам потребителей DTI, согласно которому автодилер несет ответственность за дефекты совершенно нового автомобиля, который покупатель купил в 2003 г. за 3,3 млн. песо. Факты дела: 28 апреля 2005 г. Э. Моран подал жалобу, в которой было указано, что он купил совершенно новый автомобиль BMW в компании «PGA Cars, Inc.». Э. Моран ссылался в своей жалобе на Закон о потребителях Филиппин (Республиканский закон № 7394). 23 сентября 2005 г. Управление по делам потребителей DTI удовлетворило жалобу и предписало компании «PGA Cars, Inc.» возместить потребителю покупную цену автомобиля BMW (3,37 млн. песо). 28 апреля 2006 г. Секретарь Управления по делам потребителей DTI своей Резолюцией подтвердил решение от 23.09.2005. Но компания «PGA Cars, Inc.» не признала решение Управления по делам потребителей DTI (CAO) и передала дело в Канцелярию Президента. 3 апреля 2007 г. Канцелярия Президента вынесла решение в пользу автодилера и опровергла решение Управления по делам потребителей DTI, постановив,

13 Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67.

14 Alternative Dispute Resolution Act of 2004. URL: http://www.lawphil.net/statutes/repacts/ra2004/ra_9285_2004.html_ Дата обращения 26.01.19.

15 Rules of Court on Alternative Dispute Resolution. URL: http://oadr.doj.gov.ph/documents/a-m-no-07-11 -08-sc-special-rules-of-court-on-alternative-dispute-resolution/JЦата обращения 26.01.19.

16 Local Government Code 1991. URL: http://www.gov.ph/

1991/10/10/republic-act-no-7160/_Дата обращения 26.01.19.

что Компания «PGA Cars, Inc.» не может нести ответственность за дефекты продукции автомобиля, купленного Э. Мораном, поскольку «частный ответчик (PGA Cars, Inc.)» не был производителем, строителем, производителем или импортером данного автомобиля BMW, а был только его продавцом».17 Э. Моран подал ходатайство в Канцелярию президента о пересмотре решения, но ему было отказано, что побудило его передать дело в Апелляционный суд, настаивая на том, что Канцелярия Президента не имеет полномочий пересматривать решение Управления по делам потребителей DTI (CAO). Апелляционный суд отклонил апелляцию г-на Морана, побудив его жену Конкордию Моран, которая в то время заменила своего покойного мужа, поднять этот вопрос перед Верховным Судом Филиппин. Верховный Суд отменил постановление Апелляционного суда и разъяснил, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей (RA 7394), «Управления по делам потребителей DTI имеет полномочия принимать решения по жалобам, поданным потребителями в соответствии с государственной политикой защиты потребителя от обманных, недобросовестных продаж или действий». Верховный Суд уточнил, что закон предусматривает арбитражную процедуру, «согласно которой жалобы потребителей заслушиваются и рассматриваются арбитрами-специалистами по защите прав потребителей (consumer arbitration officers), чьи решения могут быть обжалованы Секретарю Управления по делам потребителей DTI». Поэтому Постановление Канцелярии Президента от 3 апреля 2007 г. и Распоряжение Президента от 22 октября 2008 г. объявляются недействительными. Следовательно, Резолюция от 28 апреля 2006 г. Секретаря Управления по делам потребителей DTI тем самым восстановлена и оставлена в силе», -постановил Верховный Суд.

Заключение. Можно сделать вывод, что в последнее десятилетие правительство Филиппин уделяет недостаточное внимание правовому регулированию защиты прав потребителей финансовых услуг - специальное законодательство в этой области отсутствует, необходимая информация разбросана по различным нормативным актам, инструкция и циркулярам. Все это затрудняет доступ населения Филиппин к указанной информации, а в конечном итоге - затрудняет доступ к правосудию.

Список литературы:

1. Артемьева Ю.А. Обзор действующих систем страхования вкладов в Китае, Сингапуре, Гонкон-ге//Научный юридический журнал «Юридический факт», 17 выпуск. С. 29-33

2. Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах. Монография. М, Юрлитинформ, 2015, С. 150.

3. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019.

4. Ивановская Н.В. Альтернативные способы разрешения финансовых споров в Малайзии № 6 //Труды

17 MERUENAS MARK D. DTI decisions on consumer complaints are appealable to high court, not to the Palace//SC Published October 22, 2014 // GMA News. URL: https://www.gmanetwork.com/news/ money/economy/384577/dti-decisions-on-consumer-complaints-are-appealable-to-high-court-not-to-the-palace-sc/story/ Дата обращения 02.02.19.

Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 6. С.244-252

5. Ситкарева Е.В. Исламский банкинг в Малайзии: арбитражное разрешение финансовых споров и препятствия на пути его распространения (МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 3. С.439-444)).

6. Ситкарева Е.В. - Новый арбитражный регламент 2017 года Регионального центра арбитража Куала-Лумпур (Малайзия) // М. «Черные дыры» в российском законодательстве». 2017, № 4, С.47-50.

7. Протопопова О.В. Финансовая система Малайзии //Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 170-181.

8. Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67.

9. Alternative Dispute Resolution Act of 2004. URL: http://www.lawphil.net/statutes/repacts/ra2004/ra_9285_2 004.html Дата обращения 26.01.19.

10. Angara Edgardo. Protecting Filipino consumers. April 19, 2018//BusinessMirror. URL: https://businessmirror. com.ph/2018/04/19/protecting-filipino-consumers/ Дата обращения 29.01.19.

11. Central Bank Act (R.A. No. 7653) approved June 14, 1991. URL: http://www.bsp.gov.ph/regulations/regulations. asp?type=1 &id=1246 Дата обращения 25.01.19.

12. Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

13. Handbook on Consumer Laws// BANGKO SENTRAL NG PILIPINAS. URL: http://www.bsp.gov.ph/downloads/ regulations/consumerlaws.pdf Дата обращения 25.01.19.

14. Local Government Code 1991. URL: http://www.gov. ph/1991/10/10/republic-act-no-7160/ Дата обр. 26.01.19.

15. Rules of Court on Alternative Dispute Resolution. URL: http://oadr.doj.gov.ph/documents/a-m-no-07-11 -08-sc-special-rules-of-court-on-alternative-dispute-resolution/ Дата обращения 26.01.19.

16. The Constitution of the Republic of the Philippines //Official Gazette.URL: https://www.officialgazette.gov.ph/ constitutions/1987-constitution/ Дата обр. 29.01.19.

17. The Consumer Act of the Philippines (Republic Act No. 7394, April 13, 1992). URL: http://www.bu.edu/bucflp-fig/files/2012/01/Consumer-Act-No.-7394-of-the-Philippines.pdf. Дата обращения 28.01.19.

18. The E-Commerce Law - Republic Act 8792. URL: https://www.lawphil.net/statutes/repacts/ra2000/ra_8792_2 000.html Дата обращения 29.01.19.

19. The Consumer Protection Group (CPG). URL: https://www.dti.gov.ph/about/the-organization/consumer-protection Дата обращения 29.01.19.

Рецензия

на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного нрава Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), к.ю н Ивановской Н.В на тему «Защита прав потребителей финансовых услуг на Филиппинах: источники правового регулирования»

Представленная на рецензирование научная статья

посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, что в последнее десятилетие правительство Филиппин уделяет недостаточное внимание правовому регулированию зашиты прав потребителей финансовых услуг - специальное законодательство в этой области отсутствует, необходимая информация разбросана по различным нормативным актам, инструкциям и циркулярам. Все это затрудняет доступ населения Филиппин к указанной информации, а в конечном итоге - затрудняет доступ к правосудию.

Филиппины — перспективный партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поддерживается регулярный политический диалог на различных уровнях. В ноябре 2016 года президент России Владимир Путин встретился с филиппинским лидером "на полях" саммита АТЭС в Лиме (Перу), в ходе которой лидеры двух стран выразили обоюдный настрой на расширение и диверсификацию российско-филиппинских связей. Следующая встреча лидеров состоялась в рамках форума "Один пояс, один путь" в Пекине 14 мая 2017 года. 23 мая 2017 года в Москве состоялась встреча Владимира Путина и президента Филиппин Родриго Дутерте, который посетил Россию с официальным визитом. По итогам визита был подписан пакет документов, в том числе программа по развитию туризма на 2017-2019 годы, меморандум по взаимопониманию в сфере сельского хозяйства, соглашение по сотрудничеству в сфере обороны, соглашение по сотрудничеству стран в сфере транспорта, протокол по сотрудничеству в сфере культуры, соглашение по развитию торговли и инвестиционному сотрудничеству, меморандум по развитию индустриального сотрудничества, а также соглашение с "Роса-томом" по мирному атому.

Представляет интерес вывод автора о том, что к источникам правового регулирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и продуктов следует отнести целую группу законов и подзаконных актов (инструкций и циркуляров). Постановления Министерства юстиции № 69 от 1993 г. и № 32 от 1994 г. (DOJ Opinions No. 69 Series of 1993 and No. 32, Series of 1994) определили Центральный Банк Филиппин в качестве органа, уполномоченного следить за применением правил и положений о финансовой защите потребителей, в соответствии с разделом IV Закона о защите прав потребителей 1992 г. Основным нормативным актом следует считать Закон Филиппин о защите потребителей 1992 г. (Республиканский закон № 7394).

Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет исследованные автором статьи основы правового регулирования защиты потребителей финансовых услуг.

Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.

Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Рецензент, к.ю.н., Генеральный директор ООО «ФОРВЕК» А.Н.Николаев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 80,62%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.