Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ'

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
потребитель / механизмы защиты прав потребителей в США / законодательство в сфере защиты прав потребителей в США. / Федеральная торговая комиссия США / общественные организации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Д.В.

Статья посвящена исследованию государственных и негосударственных механизмов защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки. В работе раскрыта деятельность правительственных организаций как: Федеральная торговая комиссия, Агентство финансовой защиты потребителей, Бюро экономики США, а также различных неправительственных организацией чьими задачами является представление и защита интересов потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ»

gs4 частное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-155-161 ЛИПКА Дмитрий Викторович,

NIION: 2018-0076-11/22-1127 младший научный сотрудник

MOSURED: 77/27-023-2022-11-1325 научно-организационного отдела

Института государства и права Российской академии наук, Россия, Москва, е-mail: mail@law-books.ru

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию государственных и негосударственных механизмов защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки. В работе раскрыта деятельность правительственных организаций как: Федеральная торговая комиссия, Агентство финансовой защиты потребителей, Бюро экономики США, а также различных неправительственных организацией чьими задачами является представление и защита интересов потребителей.

Ключевые слова: потребитель, механизмы защиты прав потребителей в США, законодательство в сфере защиты прав потребителей в США., Федеральная торговая комиссия США, общественные организации.

LIPKA Dmitry,

junior researcher of the scientific and organizational Department Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Russia, Moscow,

CONSUMER RIGHTS PROTECTION MECHANISMS IN THE UNITED

STATES OF AMERICA

Annotation. The article is devoted to the study of state and non-state mechanisms of consumer protection in the United States of America. The work reveals the activities of government organizations such as: The Federal Trade Commission, the Consumer Financial Protection Agency, the U.S. Bureau of Economics, as well as various non-governmental organizations whose tasks are to represent and protect the interests of consumers.

Key words: consumer, consumer protection mechanisms in the USA, consumer protection legislation in the USA, the US Federal Trade Commission, public organizations.

Деятельность по защите прав потребителей в Соединенных Штатах Америки представлена органами и организациями разных уровней. Принято выделять несколько видов:

• государственные органы (Федеральная торговая комиссия);

• саморегулируемые бизнес-организации (Better Business Bureaus, которая действует не только на территории США, но и в других странах, например в Англии, Канаде и др.);

• неправительственные организации, выступающие в защиту прав потребителей и соблюдение потребительского законодательства на территории Соединенных Штатов (наблюдательные группы, различные агентства по защите прав потребителей).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

Защита прав потребителей также может осуществляться через неправительственные организации и отдельных лиц в качестве движений выступающих за защиту прав потребителей.

Хотя в Соединенных Штатах Америки довольно развитая законодательная база в сфере охраны прав потребителей, нужно сказать, что сильное влияние на исход судебного разбирательства по конкретному делу влияет именно прецедент, произошедший по аналогичной проблеме. Это правило также и относится к потребительским спорам по различным делам.

Важную роль в реализации деятельности по защите прав потребителей в США занимают органы прокуратуры, которые имеют в своей структуре специальные отделы, в обязанности которых входить надзор за соблюдением потреби-

тельского законодательства на территории, которая подведомственна конкретной прокуратуре. К примеру, прокуратура штата Айова в своем ряду насчитывает 20 сотрудников, в том числе 6 следователей, 6 юристов и также одного работника, который осуществляет просвещение населения на территории штата.

Сравнивая полномочия прокурора в РФ и в США, стоит отметить, что в Соединенных Штатах объем полномочий по охране прав потребителей у прокуроров гораздо больше, они могут за нарушение прав потребителей заморозить счета фирмы, оштрафовать ее. В зависимости от штата размер штрафа и условия его назначения отличаются, к примеру за нарушения права потребителя на информацию в Айове могут выписать штраф до 40 тысяч долларов, а в Орегоне до 25 тысяч долларов, однако, если потерпевшему более 65 лет, то штраф может вырасти до 100 тысяч долларов, так как такая категория граждан более подвержена угрозе жизни и здоровья и считается менее защищенной, чем обычные граждане.

В США также существуют специальные фонды компенсации ущерба потребителям, органы прокуратуры вправе предложить производителю, в случае выявления массовых нарушений, вернуть все незаконно полученные денежные средства в добровольном порядки для перечисления их в такой фонд.

Не редко прокуроры прибегают к процедуре досудебного урегулирования споров, не прибегая к суду. Они способствуют заключению между потребителем и продавцом соглашения, в случае неисполнения которого второй понесет ответственность, вплоть до тюремного заключения [1].

Как мы уже знаем, в Соединенных Штатах дела потребителей регулируются различными законами как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

Федеральные законы о защите прав потребителей в основном обеспечиваются Федеральной торговой комиссией (Federal Trade Commission), Бюром финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau), Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (Food and Drug Administration) и Министерством юстиции США (United States Department of Justice).

Федеральная торговая комиссия (FTC)

является независимым агентством правительства Соединенных Штатов, основной задачей которого является обеспечение соблюдения гражданского (не уголовного) антимонопольного законодательства США и содействие защите прав потребителей. FTC разделяет юрисдикцию в отношении федерального гражданского антимонопольного

законодательства с Антимонопольным бюром Министерства юстиции.

FTC была образована в 1914 году с принятием Закона «О Федеральной торговой комиссии» [2]. С момента своего создания FTC обеспечивает соблюдение положений Закона Клейтона, ключевого антимонопольного закона. Широкие законные полномочия, предоставленные FTC, дают ей больше возможностей для наблюдения и мониторинга, чем она фактически использует.

В FTC состоит пять уполномоченных, каждый из которых избирается на семилетний срок. Члены Комиссии назначаются Президентом и подлежат утверждению Сенатом, и не более трех членов FTC могут принадлежать к одной и той же партии, таки образом обеспечивается независимость этого органа. Один из членов органа является председателем FTC, назначаемого на должность президентом США, а комиссар является председателем комиссии.

FTC также состоит из несколько Бюро:

Бюро защиты прав потребителей

Данное бюро занимается контролем за соблюдение потребительского законодательства, осуществляет консультирование и просвещение потребителей и деятелей бизнеса по различным вопросам.

Бюро конкуренции (Антимонопольное бюро)

Деятельность данного Бюро нацелена на предотвращение антиконкурентной деловой практики (образование монополии, искусственное завышение цен несколькими производителями, иные нарушения нормативных требований антимонопольного законодательства, которые могут негативно повлиять на коммерческую конкуренцию и на реализацию свои прав потребителями). Уголовными преступлениями в этой сфере занимается Антимонопольный отдел Министерства юстиции США, который сотрудничает с Бюро конкуренции, а вот последнее больше направленно на гражданские разбирательства.

Бюро экономики

Бюро экономики работает совместно с Бюро конкуренции для изучения экономических последствий законодательных инициатив Федеральной торговой комиссии и действующего законодательства.

Федеральная торговая комиссия расследует вопросы, поднятые в отчетах потребителей и предприятий, заявлениях о слияниях, запросах Конгресса или сообщениях в СМИ. К таким проблемам относятся, например, ненадлежащая реклама и другие формы мошенничества. Расследования FTC могут относиться к одной компании или целой отрасли. Если результаты расследования выявят неправомерные действия, то Феде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

ральная торговая комиссия может добиваться добровольного соблюдения требований бизнесом-нарушителем посредством Декрета о согласии — это соглашение, которое разрешает спор между двумя сторонами без признания вины (в уголовном деле) или ответственности (в гражданском деле), и чаще всего относится именно ко второму типу урегулирования в США. Истец и ответчик просят суд заключить между ними соглашение, и суд осуществляет надзор за выполнением постановления в денежных обменах или реструктурированных взаимодействиях между сторонами.

По мимо вышеуказанных функций, Федеральная торговая комиссия в праве подавать административную жалобу, либо инициировать федеральный судебный процесс.

Сотрудники Федеральной торговой комиссии выступают в качестве обвинителей при рассмотрении административной жалобы, а судья по административными делам (ALJ) традиционно ведет это делопроизводство.

FCT имеет возможность обращения в суд для оказания ряда действий по указанию последнего. Так, согласно судебному постановлению, могут быть заморожены счета для защиты от хищения средств, предоставлен немедленный доступ в служебные помещения для сохранения доказательств и тому подобное. Такие меры должны применятся при достаточных основаниях полагать, что может быть причинен серьезный ущерб потребителям или иным лицам, либо же доказательствам, которые подтверждают наличие вины.

Федеральная торговая комиссия, наряду с Агентством по охране окружающей среды и Министерством юстиции, также уполномочивает сторонние фирмы-исполнители осуществлять некоторый нормативный надзор, например, Федеральная торговая комиссия требует, чтобы другие энергетические компании проверяли операторов морских нефтяных платформ.

В 2013 году Федеральная торговая комиссия США (FTC) выпустила всеобъемлющий пересмотр своих экологических руководств, в которых изложены стандарты экологического маркетинга. [3]

Агентство финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau, CFPB) является агентством правительства Соединенных Штатов, отвечающим за защиту прав потребителей в финансовом секторе. В юрисдикцию CFPB входят банки, кредитные союзы, фирмы по ценным бумагам, операции по обслуживанию ипотечных кредитов, услуги по обращению взыскания, сборщики долгов и другие финансовые компании, работающие в Соединенных Штатах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

Законом Додда-Франка «О реформе Уоллстрит и защите прав потребителей» (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act) [41. принятие которого в 2010 году стало ответом законодательного органа на финансовый кризис 20072008 годов и последующую Великую рецессию. Статус CFPB как независимого агентства правительства США неоднократно оспаривался в суде.

Независимыми агентствами федерального правительства Соединенных Штатов считаются агентства. которые существуют вне федеральных исполнительных департаментов (возглавляемых секретарем кабинета) и Администрации президента [5]. В более узком смысле этот термин относится только к тем независимым агентствам. которые. хотя и считаются частью исполнительной власти. обладают регулирующими или нормотвор-ческими полномочиями и изолированы от президентского контроля. как правило. потому что президент имеет право уволить главу агентства или ограничить его в деятельности.

По данным Министерства финансов США. на бюро возложена обязанность по содействию справедливости и прозрачности в отношении ипотечных кредитов. кредитных карт и других потребительских финансовых продуктов. и услуг.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration FDA или USFDA) является федеральным агентством Министерства здравоохранения и социальных служб. FDA отвечает за защиту и укрепление здоровья населения посредством контроля и надзора за безопасностью пищевых продуктов. табачных изделий. пищевых добавок. рецептурных и безрецептурных фармацевтических препаратов (лекарств). вакцин. биофармацевтических препаратов. переливаний крови. медицинских устройств. устройств. излучающие электромагнитное излучение (ERED). косметика. продукты питания и корма для животных и ветеринарные товары.

Основное внимание FDA направлено на обеспечение соблюдения Федерального закона «О пищевых продуктах. лекарствах и косметических средствах (FD&C). но агентство также обеспечивает соблюдение других законов». в частности раздела 361 Закона «Об общественном здравоохранении» [6]. а также связанные с ним правила. Большая часть этой нормативно-правовой работы не имеет прямого отношения к продуктам питания или лекарствам. но включает в себя такие вещи. как регулирование лазеров. сотовых телефонов. а также контроль заболеваний в различных сферах.

FDA возглавляет Комиссар по пищевым продуктам и лекарствам. назначаемый президентом по совету и с согласия Сената. Комиссар подчиня-

ется министру здравоохранения и социальных служб.

Министерство юстиции США (Department of Justice, DOJ), является федеральным исполнительным органом правительства Соединенных Штатов, которому поручено обеспечение соблюдения федерального законодательства и отправление правосудия в Соединенных Штатах. Его функции схожи с Минюстами многих стран, и с Российской Федерацией. Министерство возглавляет генеральный прокурор США, который подчиняется непосредственно президенту США и является членом президентского кабинета.

В состав Министерства Юстиции США входит Антимонопольный отдел — это подразделение, которое обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства США. Он обладает исключительной юрисдикцией в отношении уголовных антимонопольных преследований в США и разделяет юрисдикцию с Федеральной торговой комиссией (FTC) в отношении гражданских антимонопольных дел. Антимонопольный отдел часто работает совместно с Федеральной торговой комиссией США, предоставляя предприятиям рекомендации по регулированию конфликтов.

Отдел возглавляет помощник генерального прокурора, который назначается президентом Соединенных Штатов и подчиняется помощнику генерального прокурора.

Как и в России, при нарушении прав потребителей последние имеют право обратиться в суд, где могут требовать возмещения убытков. При этом наличие вины продавца не является обязательным условием, он все равно признается ответственным и может понести наказание. Если обратить внимание на судебную практику по аналогичным делам в Российской Федерации, то увидим, что практически при всех нарушениях прав потребителей последний просит вынести решение о взыскании неустойки за неудовлетворение его требований (часто это обусловлено небольшой стоимостью компенсации убытков потребителей и отсутствием нижнего предела взыскания морального вреда). Неустойка же в американском праве не имеет единого понятия, в отличие от права стран континентальной Европы, и не очень распространена. В качестве такого средства правовой защиты различаются заранее исчисленные убытки, которые по общему праву под лежат возмещению в качестве компенсации, и штраф, который понимается как наказание, а поэтому не может быть взыскан. Однако лишь суд определяет, что будет считаться заранее исчисленными убытками, а что штрафом, независимо от того, как сами стороны назвали сумму, подлежащую уплате при нарушении договора. Если судом будет установлено, что такая сумма должна считаться зара-

нее исчисленными убытками, то потерпевшая сторона получит ее, даже если совсем не потерпела убытков. С учетом того обстоятельства, что доказывать обоснованность вышеназванной суммы должен истец, понятно, что неустойка в американском праве не выполняет обеспечительных функций [7]. Да и без ее начисления добросовестный потребитель всегда остается в «плюсе» от судебного процесса, так как признается законодательством, менее защищенным в отношениях с предпринимателями или корпорациями.

Получается, что основным гарантом защиты потребительских прав и поддержания порядка на рынке товаров и услуг США является государство с его уполномоченными органами, прокуратурой, судом. Однако с этим можно поспорить. Если обратиться к истории, то увидим, что именно в США в начале XX в. для защиты потребительского права стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешних общественных объединений потребителей), основными целями которых были защита от монополизма, повышение правовой грамотности потребителей, формирование потребительской культуры.

Первые протестные акции потребителей были проведены еще в 1775 году в Штате Массачусетс. Люди были неудовлетворены продажей рядом магазинов некачественной продукции. В ходе судебного рассмотрения этого вопроса было установлено, что продавцы умышлено реализо-вывали товар плохого качества, в результате чего было вынесено решение о привлечении к ответственности в виде позорного столба. В дальнейшем произошел еще один прецедент, а именно в 1852 году апелляционный суд Нью-Йорка вынес решение, согласно которому производитель лекарственных средств был привлечен к ответственности за вред, причиненный покупателю в силу небрежности производителя, а именно на этикетке было указано «Экстракт одуванчика», а на самом деле использовался «Экстракт белладонны».

Вышеуказанные ситуации стали первыми попытками судебной защиты и восстановления нарушенных прав потребителей в Америке. В виду отсутствия на тот момент нормативно-правовой системы с сфере защиты прав потребителей, судьям приходилось действовать в силу своих внутренних убеждений, а также сложившейся практикой по разрешению аналогичных ситуаций.

Современная правовая система Соединенных Штатов Америки обросла большим количеством прецедентов в сфере защиты прав потребителей. Все чаще и чаще происходят громкие судебные процессы, в которых пострадавшими выступают потребители, а ответчиком выступают известные торговые бренды. Количество лиц,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

понесших ущерб от некачественных потребительских товаров или оказанных услуг на 2020 год, составляет в США около 4,7 миллионов человек [8]. Стоит отметить, что суд чаще всего становиться на сторону потребителей как наиболее уязвимой стороны, обязывая выплатить ему компенсацию за нарушение его прав.

Так, в 2018 году суд Миссури назначил всемирно известного производителя косметических и санитарно-гигиенических товаров, а также медицинского оборудования Johnson & Johnson выплатить 4,69 миллиарда долларов за производство некачественного асбестового порошка для младенцев, в результате использовании которого происходило загрязнение асбестовой пылью. Хотя компания все отрицала, говорила о фальсификации результатов испытаний, подтвердить в судебном процессе свои высказывания ей так и не удалось. Это бы не первый крупный скандал, связанный с репутацией данной корпорации.

Считается, что первой организацией, выступившей в защиту прав потребителей, является Независимая лига потребителей, созданная в 1891 г. в Нью-Йорке. [9]

В 1927 г. в США вышла в свет книга «Что стоят ваши деньги». Авторы книги - экономист С. Чейз и инженер-электрик Ф. Дж. Шлинк - раскрыли причины тяжелого положения потребителей. Это был трудный период для Америки: приближалась Великая депрессия, раскручивалась инфляция, на потребительском рынке господствовали монополии.

В 1928 г. С. Чейз учреждает экспертную организацию «Исследования для потребителей», подтверждая тем самым основное право потребителей - право на качество и безопасность товаров, а в 1936 г. он создал «Союз потребителей США», который и в настоящее время является одной из самых крупных и авторитетных общественных организаций Америки. Задачи Союза: экспертиза товаров, просвещение и воспитание грамотного потребителя.

Кроме того, действующее законодательство позволяет потребителям и их ассоциациям, как и государственным органам, выбирать между уголовным преследованием и предъявлением гражданского иска к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом потребителей. [10] Следует также отметить, что финансирование данных движений происходит из бюджета США, что является немаловажным фактором в работе таких объединений.

В настоящее время в США функционирует большое количество общественных организации, целью которых выступает охрана интересов покупателей. Можно выделить несколько из них:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

Consumers Research - некоммерческая образовательная организация, миссия которой заключается в повышении правого культурного уровня потребителей и формировании перед политическими организациями проблемных аспектов в потребительской сфере, вызывающих озабоченность потребителей с целью устранения этих проблем путем реформирования законодательства.

Consumers for World Trade - национальная некоммерческая беспартийная организация, участники которой выступают за сокращение и устранение торговых барьеров между странами для создания экономической стабильности, обеспечивая лучшее качество жизни для всех людей и снижая потребительские расходы, предоставляя больше возможностей для выбора на рынке.

Consumer Alert - некоммерческая организация, занимающаяся проблемами бизнеса и потребителей. Одной из главных задач CA является отстаивание свободных рыночных отношений для устранения неудовлетворенности потребителей. Участники данной организации следуют позиции, что рынки лучше всего регулируются информированными потребителями. Организация придерживается политики, что эффективная защита интересов потребителей должна решительно противодействовать любым действиям правительства или недобросовестным производителям по огра-ничиванию конкуренцию на рынках.

Список общественных организаций, ассоциаций, объединений, выступающих в защиту прав потребителей в США, с каждым годом увеличивается, что положительно сказывается на реализации прав субъектов потребительских отношений. Все они используют разные механизмы и направления своей деятельности, но цель преследуют одну - защита охраняемых законом интересов потребителей. Кто-то борется с некачественной продукцией и завышенными ценами на товары (особенно товары первой необходимости) и услуги, кто-то за обеспечение конфиденциальность данных потребителей, а кто-то пропагандирует экологическую политику, борясь за продажу экологические чистых продуктов.

В Соединенных Штатах Америки также распространен механизм защиты прав путем обращения к внесудебным способам разрешения конфликта. Так, внесудебный порядок разрешения спора имеет множество форм, это могут быть привлечение третей стороны (медиатора), которая будет способствовать нахождению компромисса между сторонами, рассмотрение дела в третейском суде и тому подобное. На наш взгляд такая форма представляется более удобной как для потребителей, так и для продавцов, так например:

• такой способ строится на принципе добровольности, то есть стороны конфликта сами в праве выбирать как, где и когда им решать свою проблему.

• срок рассмотрения проблемы можно значительно сократить, вплоть до пары дней, в отличии от судебного порядка.

• так как внесудебное рассмотрение спора носит конфиденциальный характер, стороны могут разрешить этот конфликт без общественной огласки, что зачастую не любят крупные компании.

• потребитель и продавец могу прийти к решению, которое устроит именно их, а не то, которое вынесет суд. К примеру, суд может вынести моральную компенсацию в размере нескольких тысяч рублей, однако нарушитель будет вынужден оплатить все расходы потерпевшего на юриста. В ситуации с внесудебным порядком, стороны могут договориться и прейти к общему знаменателю.

• в случае, когда стороны не смогут договориться во внесудебном порядке, потребитель не лишается права на обращение в суд для защиты свои прав.

Обширное правовое поле США позволяет детально урегулировать все сферы деятельность, в который есть потребитель, однако есть ряд проблем, которые до сих пор существуют. Так, много споров возникает в кредитном направлении, а именно с использование людьми кредитных карт. Для того что бы решить некоторые проблемные аспекты в этой отрасли Конгрессом США в 1970 году был принят закон «О добросовестной практики взыскании долгов». Итогом этого акта стала передача обязанностей по контролю этого направления Федеральной комиссии по торговле. С целью предотвращения злоупотребления полномочиями банковскими организациями, банкротства, потери работы людьми и вмешательства в их личную жизнь в законе были закреплены положения о подчинении всех профессиональных агентств по сбору платежей, а также механизмов, предоставляемых кредиторам для взыскания долгов с заемщика.

Подводя итог, можно сказать, что институт защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки начал свое развитие еще в 18 веке, с появлением первых потребительских движений, организовывающих протестные акции и пикеты с целью поднятия проблем нарушенных прав. Государство, в свою очередь, начало реагировать на эти волнения и в середине 20 века встало на путь реформирования и создание наиболее полной правовой базы, способной в полной мере дать покупатели закрывать свои потребительские

потребности. Более чем 60 лет активного формирования и апробации законодательства Соединенными Штатами в сфере защиты прав потребителей они смогли выйти на путь принятия правовых норм, предполагающих дополнительную защиту прав потребителей как наиболее незащищенную сторону потребительских отношений. Сформировалось понимание того, что договорные отношения не дают гарантию равенства всех сторон, в виду чего необходимо государственное вмешательство в эти отношения с целью детального урегулирования и контроля реализации прав потребителя. Производитель обладает максимально возможной полнотой информации о продаваемом им товаром, что дает ему возможность вводить потребителя в заблуждение путем сокрытия недостатков и преувеличения преимуществ. По сути дела, продавец сам готовить договор на продажу товаров или оказания услуг, который будет максимально приемлем для него и для получение максимальной прибыли.

Анализируя деятельность по защите прав потребителей в США и России, можно сделать вывод, что добиться действительно эффективно работающей налаженной системы защиты прав потребителей можно только при соблюдении нескольких условий:

1. Обеспечение на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) государственного управления законности и правопорядка путем осуществления систематического контроля и надзора.

2. Наличие постоянно модернизирующейся с учетом современных тенденция нормативно-правовой базы.

3. Четко сформированная структура контролирующих и надзорных государственных органов, в чью компетенцию будет входить защита и охрана прав потребителей.

4. Систематическое финансирование со стороны государства общественных неправительственных организаций по защите прав потребителей.

5. Наличие необходимого количества высококвалифицированных кадров, которые бы могли формировать практику применения законодательства.

6. Соблюдение условий неотвратимости наказания за совершения преступлений и правонарушений в потребительской сфере, а также соразмерности такого наказания. Когда будет налажена вся эта система контроля и на каждом уровне будут соблюдаться права потребителей, только тогда можно будет с уверенностью сказать о «правопорядке» в данной сфере.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

Список литературы:

[1] Мясин Е. В. В Америке потребителей тоже обманывают // Труд. 2021. № 64.

[2] Закон «О Федеральной торговой комиссии» (Federal Trade Commission Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc.gov/legal-library/browse/statutes/federal-trade-commission-act (дата обращения: 18.11.2022)

[3] Vinogradova, E. Judicial protection of environmental rights in the Russian Federation: constitutional and legal basis / E. Vinogradova, E. Mikhailova, M. Mukhlynina // SHS Web of Conferences : 14th Session of Euro-Asian Law Congress "The value of law" 2021, Ekaterinburg, 03-04 июня 2021 года. - Ekaterinburg: EDP Sciences, 2022. - P. 00001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Закон Додда-Франка «О реформе Уоллстрит и защите прав потребителей» (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/4173/text (дата обращения: 20.11.2022)

[5] Breger, Marshall J.; Edles, Gary J. (2015). Independent Agencies in the United States: Law, Structure, and Politics. Oxford: Oxford University Press. ISBN 9780199812127.

[6] Закон «Об общественном здравоохранении» (Public Health Service Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.govinfo.gov/ content/pkg/COMPS-8773/pdf/COMPS-8773.pdf (дата обращения: 18.11.2022)

[7] Пятин С. Ю. Гражданское и торговое право зарубежных стран. С. 103.

[8] Официальный сайт Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc. gov/reports/consumer-sentinel-network-data-book-2020 (дата обращения: 19.11.2022);

[9] Иванова Т. М. История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом // Вестник АГТУ. 2005. № 5 (28). С. 277284

[10] Сухарев А. Я. Правовые системы стран мира : энциклопедический справочник. М., 2003. c. 710.

Spisok literatury:

[1] Myasin E. V. V Amerike potrebitelej tozhe obmanyvayut // Trud. 2021. № 64.

[2] Zakon «O Federal'noj torgovoj komissii» (Federal Trade Commission Act) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ftc.gov/legal-library/ browse/statutes/federal-trade-commission-act (data obrashcheniya: 18.11.2022)

[3] Vinogradova, E. Judicial protection of environmental rights in the Russian Federation: constitutional and legal basis / E. Vinogradova, E. Mikhailova, M. Mukhlynina // SHS Web of Conferences : 14th Session of Euro-Asian Law Congress "The value of law" 2021, Ekaterinburg, 03-04 iyunya 2021 goda. - Ekaterinburg: EDP Sciences, 2022. - P. 00001.

[4] Zakon Dodda-Franka «O reforme Uoll-strit i zashchite prav potrebitelej» (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.congress. gov/bill/111th-congress/house-bill/4173/text (data obrashcheniya: 20.11.2022)

[5] Breger, Marshall J.; Edles, Gary J. (2015). Independent Agencies in the United States: Law, Structure, and Politics. Oxford: Oxford University Press. ISBN 9780199812127.

[6] Zakon «Ob obshchestvennom zdravoohranenii» (Public Health Service Act) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. govinfo.gov/content/pkg/COMPS-8773/pdf/COMPS-8773.pdf (data obrashcheniya: 18.11.2022)

[7] Pyatin S. YU. Grazhdanskoe i torgovoe pravo zarubezhnyh stran. S. 103.

[8] Oficial'nyj sajt Federal'noj torgovoj komissii (Federal Trade Commission) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.ftc.gov/reports/ consumer-sentinel-network-data-book-2020 (data obrashcheniya: 19.11.2022);

[9] Ivanova T. M. Istoriya stanovleniya i razvitiya instituta zashchity prav potrebitelej za rubezhom // Vestnik AGTU. 2005. № 5 (28). S. 277- 284

[10] Suharev A. YA. Pravovye sistemy stran mira : enciklopedicheskij spravochnik. M., 2003. c. 710.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.