Научная статья на тему 'Защита прав потребителей в мире'

Защита прав потребителей в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3166
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИИ / АГЕНТСТВА / ЗАКОН / PROTECTION OF CONSUMERS'' RIGHTS / CONSUMERS / ORGANIZATIONS / AGENCIES / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драганчук Александра Станиславовна, Бальтанова Гульмира Жумабековна

В данной статье рассматривается защита прав потребителей мире, более подробно рассмотрено на примере таких стран как: Россия, США, Великобритания. Также приведены организации, которые занимаются теми или иными аспектами защиты прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the Rights of Consumers in the World

This article deals with the protection of consumer rights, Russia, the United States, Great Britain. Also below are organizations that deal with these or those rights protection rights.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей в мире»

Эм кронный научно-жтодичес t$tit яурнал

Омского ТЯуЩШ

Драганчук А.С., Бальтанова Г.Ж. Защита прав потребителей в мире // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№3 (14) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/3/00604.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК: 347.728.6

Драганчук Александра Станиславовна

Студентка

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Бальтанова Гульмира Жумабековна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Защита прав потребителей в мире

Аннотация: в данной статье рассматривается защита прав потребителей мире, более подробно рассмотрено на примере таких стран как: Россия, США, Великобритания. Также приведены организации, которые занимаются теми или иными аспектами защиты прав.

Ключевые слова: защита прав потребителей, потребители, организации, агентства, закон.

Потребительские права и закон «О защите прав потребителей» позволяют людям бороться против злоупотребления продавцами и производителями неосведомленности потребителей. Эти законы призваны удерживать продавцов товаров и услуг от злоупотребления своими возможностями, когда они стараются получить прибыль, воспользовавшись отсутствием информации у потребителей. Некоторые действия могут рассматриваться, как несправедливость, когда другие можно охарактеризовать, как мошенничество.

Защита потребительских прав в разных государствах может незначительно отличаться, но она призвана защищать одно и тоже - потребительские права человека.

В России действия в отношении защиты прав потребителей регулирует закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В России защитой прав потребителей занимается прокуратура, судебные органы, а также общественные организации. Прокуратура должна проверять законность исполнения федерального законодательства и при выявлении нарушений обязана направить исковое заявление в суд. На основании решения суда продавец должен устранить в указанные сроки

1

все нарушения, возместить стоимость товара, моральный и материальный ущерб покупателю. Общественные организации взаимодействуют с государственными организациями, такими как Роспотребнадзор, и благодаря таким службам и структурам потребители помогают государству найти и искоренить факты мошеннических действий в торговле [1].

В Соединенных Штатах Америки закон «О защите прав потребителей» защищает граждан от небезопасных продуктов, мошенничества, обманной рекламы и недобросовестной деловой практики с помощью целого ряда федеральных, государственных и местных законов. Основным органом по защите прав потребителей на федеральном уровне является Федеральная торговая комиссия Соединенных Штатов (FTC). Общая цель FTC заключается в том, чтобы позволить американским потребителям пользоваться свободным рынком без обмана и предоставлять продукцию самого высокого качества по разумным ценам. FTC является независимым федеральным агентством, одобренным президентом и уполномоченным сенатом [3].

Основные цели FTC:

• защита потребителей путем предотвращения мошенничества, обмана и недобросовестной деловой практики на рынке;

• поддерживать конкуренцию путем предотвращения антиконкурентной деловой практики.

Также в США есть и другие федеральные агентства, которые защищают потребителей (таблица 1) [4].

Таблица 1.

Агентства, защищающие права потребителей в США

Название Английское название Направленность организаций

Комиссия США по безопасности потребительских товаров Consumer Product Safety Commission (CPSC) Направлена на сокращение травматизма или смерти, вызванных потребительскими продуктами, за исключением пищевых, лекарственных, косметических и медицинских устройств

Управление по контролю за продуктами и лекарствами США Food and Drug Administration (FDA) Концентрируется на безопасности пищевых продуктов, наркотиков, косметики и медицинского оборудования

Национальная администрация безопасности дорожного движения National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) Охватывает безопасность автомобилей, грузовиков и мотоциклов

Федеральная комиссия по связи Federal Communications Commission (FCC) Имеет юрисдикцию в отношении широкополосных коммуникационных и коммуникационных сетей, и она разрешает жалобы потребителей на услуги связи

Бюро Потребительской Финансовой Защиты Consumer Financial Protection Bureau (CFPB) Регулирует предложение и предоставление потребительских финансовых продуктов или услуг в соответствии с Федеральными законами о потребительских финансах

В Соединенном Королевстве вопросы защиты прав потребителей рассматриваются, когда поступают жалобы на Генерального директора по справедливой торговле. Затем Управление добросовестной торговли (OFT) проведет расследование, наложит судебный

запрет или передаст дело в судебный процесс. Однако потребители не могут напрямую жаловаться на OFT. Жалобы должны быть поданы в Службу потребительского обслуживания граждан, которая будет предоставлять юридические консультации истцам или перенаправлять индивидуальную жалобу в Торговые стандарты для расследования. Из-за ограничений в рамках Закона о предпринимательстве 2002 года отдельным заявителям не удается узнать, расследуется ли их дело или нет. В очень редких случаях Consumer Direct может направлять очень большое количество жалоб в OFT, чтобы рассматривать их как системную жалобу. OFT также может быть задействован группами потребителей, например, Ассоциация потребителей или уставный орган защиты потребителей (Consumer Focus) через «супер-жалобу». Тем не менее, OFT редко преследуют компании, предпочитая легкий подход к регулированию данных нарушений. Жалобы потребителей на компании не публикуются, но все равно проводятся следственные действия [2].

Управление справедливой торговли также выступает в качестве официального наблюдателя в Великобритании, а также наблюдателя за торговлей, с учетом того, что рынки хорошо работают для потребителей на местном и муниципальном уровне отделами торговых стандартов. Общая информация может быть получена потребителями в Службе по консультированию граждан или через местное отделение Бюро консультаций с гражданами.

Защита прав потребителей является неотъемлемой частью коммерческого права любой страны. При регулировании данного вопроса могут отличаться названия органов, занимающихся контролем и надзором, но все они нужны только чтобы защищать потребителей от мошеннических действий недобросовестных организаций и регулировать отношения в области контроля качества.

Ссылки на источники:

1. Государственная защита прав потребителей. [Электронный ресурс] http://center-yf.ru/data/Yuristu/gosudarstvennaya-zashchita-potrebiteley.php

2. Consumer protection. [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Consumer_protection#United_Kingdom

3. What is Consumer Rights Law? [Электронный ресурс] https://www.hg.org/consume.html

4. Filing a Consumer Complaint. [Электронный ресурс] https://www.usa.gov/consumer-complaints

Alexandra Draganchuk

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Gulmira Baltanova

Senior lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Protection of the Rights of Consumers in the World

Annotation: This article deals with the protection of consumer rights, Russia, the United States, Great Britain. Also below are organizations that deal with these or those rights protection rights.

Key words: protection of consumers' rights, consumers, organizations, agencies, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.