Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ'

МЕДИАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ФИЛИППИН / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ГРУППА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ФИЛИППИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивановская Наталия Владимировна

В статье отмечается, что Центральный Банк Филиппин, на основании Закона о защите прав потребителей 1992 г. и Закона о Центральном Банке Филиппин 1993 г. разработал специальный механизм разрешения споров, связанных с предоставлением финансовых услуг потребителям. В апреле 2018 г. на Круглом столе, проведенном в Министерстве торговли и промышленности Филиппин, были обсуждены основные способы разрешения споров, связанных с защитой прав потребителей. К этим способам были отнесены медиация и квази-судебное разбирательство спора. Общий порядок альтернативного разрешения споров на Филиппинах определяется Регламентами (rules), принятыми Верховным судом Филиппин (Supreme Court) и Судебным Департаментом (Department of Justice) - например, Специальным Регламентом по альтернативному урегулированию споров, утвержденном Верховным судом в 2009 г. Special (Rules of Court on Alternative Dispute Resolution). Подчеркнуто, что на Филиппинах отсутствуют специальные нормативные акты, регулирующие порядок защиты прав потребителей финансовых услуг и продуктов. Хотя примеры подобных актов в других сферах имеются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AS THE MAIN WAY TO PROTECT THE RIGHTS OF CONSUMERS OF FINANCIAL SERVICES IN THE PHILIPPINES

He article notes that the Central Bank of the Philippines, based on the Consumer Rights Protection Act 1992 and the Central Bank of the Philippines Act 1993, developed a special dispute resolution mechanism related to the provision of financial services to consumers. In April 2018, at the Round Table held at the Ministry of Commerce and Industry of the Philippines, the main ways of resolving disputes related to consumer protection were discussed. These methods included mediation and quasi-litigation of the dispute. The general procedure for alternative dispute resolution in the Philippines is determined by the Rules adopted by the Supreme Court of the Philippines (Supreme Court) and the Department of Justice (for example, the Special Rules for Alternative Dispute Resolution approved by the Supreme Court in 2009). Court on Alternative Dispute Resolution). It was emphasized that in the Philippines there are no special regulations governing the protection of the rights of consumers of financial services and products. Although examples of such acts in other areas are available.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ»

3.6. МЕДИАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ

СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ НА ФИЛИППИНАХ1

Ивановская Наталия Владимировна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. E-mail: ivanovskaya67@mail.ru

Аннотация: В статье отмечается, что Центральный Банк Филиппин, на основании Закона о защите прав потребителей 1992 г. и Закона о Центральном Банке Филиппин 1993 г. разработал специальный механизм разрешения споров, связанных с предоставлением финансовых услуг потребителям. В апреле 2018 г. на Круглом столе, проведенном в Министерстве торговли и промышленности Филиппин, были обсуждены основные способы разрешения споров, связанных с защитой прав потребителей. К этим способам были отнесены медиация и квазисудебное разбирательство спора. Общий порядок альтернативного разрешения споров на Филиппинах определяется Регламентами (rules), принятыми Верховным судом Филиппин (Supreme Court) и Судебным Департаментом (Department of Justice) - например, Специальным Регламентом по альтернативному урегулированию споров, утвержденном Верховным судом в 2009 г. Special (Rules of Court on Alternative Dispute Resolution). Подчеркнуто, что на Филиппинах отсутствуют специальные нормативные акты, регулирующие порядок защиты прав потребителей финансовых услуг и продуктов. Хотя примеры подобных актов в других сферах имеются.

Ключевые слова: право Филиппин, защита прав потребителей, финансовые услуги, Группа по защите прав потребителей, Центральный Банк Филиппин.

MEDIA TION AS THE MAIN WA Y TO PROTECT THE RIGHTS OF CONSUMERS OF FINANCIAL SERVICES IN THE PHILIPPINES

Ivanovskaya Natalia Vladimirovna, PhD at law, Associate Professor.. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Peoples' Friendship University. Department: Civil Law and Civil Process and Private International Law chair. E-mail: ivanovskaya67@mail.ru

Annotation: The article notes that the Central Bank of the Philippines, based on the Consumer Rights Protection Act 1992 and the Central Bank of the Philippines Act 1993, developed a special dispute resolution mechanism related to the provision of financial services to consumers. In April 2018, at the Round Table held at the Ministry of Commerce and Industry of the Philippines, the main ways of resolving disputes related to consumer protection were discussed. These methods included mediation and quasi-litigation of the dispute. The general procedure for alternative dispute resolution in the Philippines is determined by the Rules adopted by the Supreme Court of the Philippines (Supreme Court) and the Department of Justice (for example, the Special Rules for Alternative Dispute Resolution approved by the Supreme Court in 2009). Court on Alternative Dispute Resolution). It was emphasized that in

Исследование подготовлено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 "а" (Н. рук. - Е.Е. Фролова)

the Philippines there are no special regulations governing the protection of the rights of consumers of financial services and products. Although examples of such acts in other areas are available.

The study was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 17-03-00093 "a" (Supervisor-E.E. Frolova)

Keywords: Philippine law, consumer rights protection, financial services, Consumer Protection Group, Central Bank of the Philippines.

В 2007 г. Центральный Банк Филиппин выпустил «Руководство по потребительским законам, охватывающим финансовые учреждения, контролируемые Центральным Банком».2 Это было сделано на основании полномочий, предоставленных ЦБ Законом о защите прав потребителей 1992 г.3 и Законом о Центральном Банке Филиппин 1993г.4 Общую информацию о защите прав потребителей финансовых услуг на Филиппинах можно найти на вебсайте Министерства торговли и промышленности.5 При этом, претензии потребителей, связанные с предоставлением финансовых услуг перечисленными ниже физическими и юридическими лицами можно направлять в следующие надзорные учреждения:

1) банки, небанковские финансовые учреждения, ломбарды и учреждения по выпуску кредитных карт (Banks, non-bank financial institutions, pawnshops, and credit cards), (надзорное учреждение - Центральный Банк Филиппин (Bangko Sentral ng Pilipinas (BSP));

2) страхование жизни и не жизни, страхование на случай необходимости, например, получения образования, пенсии (Life and non-life insurance claim, pre-need plans such as educational, pension), (надзорное учреждение - Комиссия по страхованию - (Insurance Commission (IC));

3) Паевые инвестиционные фонды (инвестиции); финансирование/ кредитование; перечисленные компании, зарегистрированные эмитенты ценных бумаг (Mutual funds (investment); financing/lending; listed companies, registered issuers of securities (time sharing)), (надзорное учреждение - Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission (SEC));

4) требование о застрахованном депозите (Claim for insured deposit); статус отслеживания претензии по застрахованному депозиту (follow-up status of claim for insured deposit); вопросы о страховании вкладов, другие вопросы / проблемы, связанные с банком, то есть необслуживаемые выплаты, проблемы с банкоматами и т. д., (надзорное учреждение - Филиппинская корпорация страхования вкладов (Philippine Deposit Insurance Corp. - РОЮ).6Постановлением Министерст-

2 Handbook on consumer laws covering bsp-supervised financial Institutions // BANGKO SENTRAL NG PILIPINAS. URL: http://www.bsp.gov.ph/downloads/regulations/consumerlaws.pdf Дата обращения 31.01.19.

3 The Consumer Act of the Philippines (Republic Act No. 7394, April 13, 1992). URL: http://www.bu.edu/bucflp-fig/files/2012/01/Consumer-Act-No.-7394-of-the-Philippines.pdf.JaTa обращения 28.01.19.

4 Republic Act No. 7653, the New Central Bank Act, on 14 June 1993. URL: http://www.bsp.gov.ph/downloads/regs/New_Central_Bank_ Act.pdf Дата обращения 31.01.19.

5 Matrix of Consumer Agencies and Areas of Concern// Department of trade and industry. URL: https://www.dti.gov.ph/consumers/ complaints Дата обращения 31.01.19.

6 Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technol-

ва юстиции № 69 от 1993 г. и № 32 от 1994 г. (DOJ Opinions No. 69 Series of 1993 and No. 32, Series of 1994)7 ЦБ Филиппин был назначен в качестве органа, уполномоченного следить за применением закона о защите прав потребителей 1992 г.8

Порядок разрешения спора

Центральный Банк Филиппин, на основании перечисленных выше документов, разработал специальный механизм разрешения споров, связанных с предоставлением финансовых услуг потребителям.9 В частности, на вебсайте ЦБ было указано, что «ЦБ признает право потребителя финансовых продуктов и услуг на получение качественных услуг. Если у потребителя есть какие-либо жалобы в отношении банка или любого финансового учреждения, находящегося под надзором ЦБ, Отдел финансовой защиты потребителей (the Financial Consumer Protection Department (FCPD) FCPD) может быть привлечен для помощи в решении этих проблем в рамках мандата ЦБ».10

На первом этапе потребитель должен связаться или лично переговорить с менеджером или ответственным лицом Финансового института (Officer-In-Charge of the FI). Если проблема после этого обращения не была разрешена, то потребитель может подать письменную жалобу по почте, электронной почте, факсимильной связи (по факсу) или лично в Центральный банк (Bangko Sentral ng Pilipinas).

Отдел финансовой защиты потребителей ЦБ Филиппин не принимает жалобы по следующим вопросам:

A). по спорам, возникающим из чисто договорных отношений между потребителем и Финансовым институтом (например, депозитные договоры с банком (deposit contracts with the bank);

Б). по спорам по поводу банковских политик и процедур (disputes over bank policies and procedures), таких как административные политики (administrative policies), которые не нарушают банковское законодательство или правила ЦБ;

B) по спорам, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в любом суде или квазисудебном органе (quasi-judicial body); а также

Д) по вопросам, касающиеся учреждений, не контролируемых ЦБ, таких как кредитные инвесторы, финансовые компании и страховые компании.

Жалобы, не относящиеся к юрисдикции ЦБ, направляются в соответствующее учреждение, например, в Комиссию по страхованию или в Комиссию по ценным бумагам и биржам.

В апреле 2018 г. на Круглом столе, проведенном в Министерстве торговли и промышленности Филиппин, были обсуждены основные способы разрешения спо-

ogy (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

7 DOJ Opinions No. 69 Series of 1993 and No. 32, Series of 1994. URL: https://www.doj.gov.ph/opinion.html?y=1994 Дата обращения 28.01.19.

8 The Consumer Act of the Philippines (Republic Act No. 7394, April 13, 1992). URL: http://www.bu.edu/bucflp-fig/files/2012/01/Consumer-Act-No.-7394-of-the-Philippines.pdfJaTa обращения 28.01.19.

9 Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019. С.20.

10 Consumer Assistance Mechanism// Central Bank for the Philip-

pines. URL: http://www.bsp.gov.ph/about/advocacies_fin_cam.asp

Дата обращения 31.01.19.

ров, связанных с защитой прав потребителей.11 К этим способам были отнесены медиация и квази-судебное разбирательство спора.12

Общий порядок альтернативного разрешения споров на Филиппинах определяется Регламентами (rules), принятыми Верховным судом Филиппин (Supreme Court) и Судебным Департаментом (Department of Justice) - например, Специальным Регламентом по альтернативному урегулированию споров, утвержденном Верховным судом в 2009 г. Special (Rules of Court on Alternative Dispute Resolution).1 Часть III Специального Регламента 2009 г. посвящена медиации.14 В ст. 14.1. «Применение правил арбитража» указано, что, в тех случаях, когда это уместно, в отношении спора, подлежащего рассмотрению в порядке медиации, применяются соответствующие арбитражные правила. Судебная практика по защите прав потребителей 13 апреля 2011 г. Верховный Суд Филиппин (Второе подразделение) вынес решение по спору между корпорацией «AOWA Electronic Philippines» и Департаментом торговли и промышленности (DTI) Филиппин. Факты дела: с 2001 по 2007 гг. в Департамент торговли и промышленности было (DTI) подано 273 жалобы потребителей на противоправные действия корпорации «AOWA», которые были разрешены в порядке медиации. Жалобы заключались в том, что: 1) к клиенту в торговом центре обращаются представители AOWA и информируют его, что он выиграл подарок; если покупатель проявлял интерес к указанному подарку, представители AOWA устно сообщали, что подарок можно получить только при покупке дополнительного продукта, который представлялся высококачественным; тем не менее, заявители утверждали, что цены на такие продукты были существенно выше; 2) при обращении за подарком в магазин AOWA клиент получал информацию о том, что он имеет право участвовать в розыгрыше лотереи или в конкурсе, что давало ему право получить дополнительный подарок, который может быть получен только при покупке дополнительных продуктов, также представленных как высококачественные; 3) несмотря на то, что клиент должен приобрести дополнительный продукт, чтобы потребовать предлагаемый подарок, это не раскрывается на начальных этапах этапа продаж: раскрытие это факта делается только тогда, когда целевой клиент находится в окружении представителей AOWA в демонстрационном зале AOWA; 4) в некоторых случаях, когда клиенты заявляли, что им не хватает денег, представители AOWA призывали этих клиентов использовать свою кредитную карту или снимать деньги с банкомата; зафиксированы даже случаи, когда представители Aowas сопровождали клиента к его месту жительства. В связи с этим DTI-NCR подала официальный иск против AOWA за нарушение ст. ст. 50 и 52 Закона о защи-

11 Perez Ernesto V. Impact of consumer protection laws and regulations //Round Table Discussion on Sustainability Reporting Indicators. 23 April 2018. URL: http://www.sec.gov.ph/wp-content/uploads/ 2015/10/R0UNDTABLE-DISCUSSI0N-0N-SUSTAINABILITY-REPORTING-INDICATORS.pdf Дата обращения 31.01.19. Дата обращения 31.01.19.

12 Wynn Pakdeejit. The Philippines - Dispute Resolution Guide 2016. URL: http://www.conventuslaw.com/report/the-philippines-dispute-resolution-guide-2016/ Дата обращения 31.01.19.

13 Rules of Court on Alternative Dispute Resolution URL: http://oadr.doj.gov.ph/documents/a-m-no-07-11 -08-sc-special-rules-of-court-on-alternative-dispute-resolution/_Дата обращения 31.01.19.

14 Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах. Монография. М, Юрлитинформ, 2015, С. 150.

те прав потребителей, чтобы был издан приказ о прекращении таких действий AOWA, а также о наложении административного штрафа.15 Верховный суд постановил, что AOWA используя схему продаж, описанную клиентами в их жалобах, явно нарушила ст. 52 Закона о защите прав потребителей Филиппин. Бесспорно, что методы AOWA были обманом потребителей, учитывая, что «подарки» были использованы в качестве приманки, чтобы побудить клиентов к покупке продукции AOWA. Очевидно, что упомянутая схема фактически является средством, с помощью которого AOWA осуществляет свою деятельность. При этом, потребитель вводится в заблуждение о том, что он выиграл подарок, если на самом деле эти подарки могут быть получены только при покупке дополнительного продукта AOWA якобы высокого качества. При этом, суд заметил, что в эти трудные времена, когда учреждения и синдикаты разрастаются по всей стране, чтобы охотиться на ни в чем не повинных потребителей, и набрасываться на них, как стая волков со своими разговорами о продажах, замаскированными под чрезмерно усердные маркетинговые стратегии, правительство обязано с помощью своих различных агентств, таких как DTI, быть готовым защитить каждого потребителя. Разрешение маркетинговых схем, подобных схеме AOWA приведет к тому, что потребители будут ограблены среди бела. Поэтому ходатайство корпорации AOWA отклонено, а решение Апелляционного суда от 23 июня 2009 г. оставлено без изменения. Такое решение Верховного Суда Филиппин, хотя и является излишне эмоциональным, но достаточно ясно показывает, что суд активно применяет Закон о защите прав потребителей.

Защита прав потребителей онлайн (Consumer Protection Online)

В 2008 г. на вебсайте Министерства торговли и промышленности Филиппин появилась информация о защите прав потребителей в онлайн режиме.16 Было отмечено, что Министерству необходимо создать новую политику, приспособленную к тенденциям, происходящим в Интернете. Это должно включать в себя одобрение разрешений на продажу через Интернет, где его действующее правило 30 дней может быть слишком длинным. Кроме того, необходимо, чтобы эта служба начала принимать жалобы потребителей через Интернет.

В настоящее время положение о рассмотрении жалоб потребителей требует, чтобы стороны лично явились в офис Министерства торговли и промышленности. Однако есть случаи, когда покупатель и продавец могут приехать из разных провинций, и это будет трудно осуществить. Отсюда необходимость создания онлайн процесса разрешения споров.

20 октября 2008 г. Министерство торговли и промышленности, Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства приняли совместный Меморандум о защите прав потребителей при совершении сделок в электронной торговле (a joint memorandum circular on consumer protection for ecommerce transactions)», который получил сокращенное наименование «Руководство по защите потреби-

15 GR No. 189655 - Supreme Court of the Philippines. URL: http://sc.judiciary.gov.ph/jurisprudence/2011/april2011/189655.htm Дата обращения 30 01.19.

16 Consumer Protection Online. URL: https://www.dti.gov.ph/ roadmap/infrastructure/consumer-protection-online Дата обращения 01.02.19.

телей электронных услуг» (E-Consumer Protection Guidelines).17

Часть руководящих принципов включает обязательные минимальные требования, которым должны соответствовать сайты электронной коммерции, например, политику конфиденциальности (privacy policy), информацию о розничном ритейлере (information about retailer), продавце, дистрибьюторе, продуктах и услугах, а также транзакциях потребителей (consumer transaction).

Одно из требований Меморандума - создание службы поддержки для внутреннего разрешения жалоб потребителей (the setting-up of a help desk to internally resolve consumer complaints). Отсутствие налаженного онлайн-процесса для рассмотрения жалоб продавцов и потребителей влияет на доверие к ведению электронной коммерции.

Министерство торговли и промышленности должно создать единую платформу для рассмотрения жалоб (single platform for complaints-handling), включая приложение, которое может направить жалобу в заинтересованный государственный орган и контролировать жалобу до окончания процедуры ее разрешения. Однако, спустя 10 лет после выпуска меморандума, такая служба еще не создана, - отмечал бывший филиппинский сенатор Эдгардо Ангара.18

Министерство торговли и промышленности совместно с Конгрессом Филиппин (Сенатом и Палатой представителей) должно внести поправки в Закон о защите прав потребителей Филиппин, которые будут включать положения, касающиеся электронной торговли. Для решения этой проблемы, правительству страны следует изучить опыт других стран, которые разработали успешные меры защиты прав онлайн-потребителей.

Заключение. На Филиппинах отсутствуют специальные нормативные акты, регулирующие порядок защиты прав потребителей финансовых услуг и продуктов. Хотя примеры подобных актов в других сферах имеются. Например, на Филиппинах действует Регламент медиации споров в сфере интеллектуальной собственности 2010 г. (Rules of Procedure for IPO Mediation Proceedings).19 Мировой опыт показывает, что медиация является мощным инструментом для разрешения финансовых споров экономически эффективным образом. Медиация может привести к положительному результату не только в отношении рассматриваемого дела, но и по всем связанным с этим делом вопросам, которые препятствуют ведению бизнеса.20 Однако, механизм медиации должен быть хорошо организован и структурирован, а медиаторы правильно отобраны и обучены. Медиаторы и платформа для услуг медиации должны заслуживать и быть способными разрешить финансовый спор.

17 DTI-DOH-DA Joint Administrative Order (AO) No. 1 SERIES OF 2008. SUBJECT: Rules and regulations for consumer protection in a transaction covered by the Consumer Act of the Philippines (R.A. 7394) through electronic means under the E-Commerce Act (R.A. 8792) URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/ph/ph157en. pdf Дата обращения 01.02.19.

18 Angara Edgardo. Protecting Filipino consumers. April 19, 2018//BusinessMirror. URL: https://businessmirror.com.ph/2018/ 04/19/protecting-filipino-consumers/ Дата обращения 29.01.19.

19 Office Order No. 154, Series of 2010, Rules of Procedure for IPO Mediation Proceedings. URL: Дата обращения 29.01.19.

20 Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67.

Список литературы:

1. Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах. Монография. М, Юрлитинформ, 2015, С. 150.

2. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019.

3. Артемьева Ю.А. Административное разрешение публично правовых споров в КНР.// Научный журнал «Апробация» №7 (34) 2015г.С. 24-26.

4. Артемьева Ю.А. Правовые основы деятельности небанковских кредитных организаций.// Мир экономики и права №9 2014г. С. 69-73.

5. Протопопова О.В. Правовое регулирование финансовой системы Австралии//"Пробелы в российском законодательстве". М, 2018, № 3. С.180-183.

6. Русакова Е.П. Медиация и арбитраж в Центре по разрешению финансовых споров в Гонконге (Financial Dispute Resolution Centre (FDRC)). Социально-политические науки, 2018, № 2, С. 400-402. (ВАК)

7. Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67.

8. Angara Edgardo. Protecting Filipino consumers. April 19, 2018//BusinessMirror. URL: https://businessmirror. com.ph/2018/04/19/protecting-filipino-consumers/ Дата обращения 29.01.19.

9. Consumer Assistance Mechanism// Central Bank for the Philippines. URL: http://www.bsp.gov.ph/about/ advo-cacies_fin_cam.asp Дата обращения 31.01.19.

10. Consumer Protection Online. URL: https://www.dti. gov.ph/roadmap/infrastructure/consumer-protection-online Дата обращения 01.02.19.

11. DOJ Opinions No. 69 Series of 1993 and No. 32, Series of 1994. URL: https://www.doj.gov.ph/opinion. html?y=1994 Дата обращения 28.01.19.

12. DTI-DOH-DA Joint Administrative Order (AO) No. 1 SERIES OF 2008. SUBJECT: Rules and regulations for consumer protection in a transaction covered by the Consumer Act of the Philippines (R.A. 7394) through electronic means under the E-Commerce Act (R.A. 8792) URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/ph/ph157en.p df Дата обращения 01.02.19.

13. Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

14. Handbook on consumer laws covering bsp-supervised financial Institutions // BANGKO SENTRAL NG PILIPINAS. URL: http://www.bsp.gov.ph/downloads/regulations/consumerla ws.pdf Дата обращения 31.01.19.

15. Handbook on Consumer Laws// BANGKO SENTRAL NG PILIPINAS. URL: http://www.bsp.gov.ph/downloads/ regulations/consumerlaws.pdf Дата обращения 25.01.19.

16. GR No. 189655 - Supreme Court of the Philippines. URL: http://sc.judiciary.gov.ph/jurisprudence/2011/april 2011/189655.htm Дата обращения 30 01.19.

17. Matrix of Consumer Agencies and Areas of Con-cern// Department of trade and industry. URL:

https://www.dti.gov.ph/consumers/complaints Дата обращения 31.01.19.

18. Office Order No. 154, Series of 2010, Rules of Procedure for IPO Mediation Proceedings. URL: Дата обращения 29.01.19.

19. Perez Ernesto V. Impact of consumer protection laws and regulations //Round Table Discussion on Sus-tainability Reporting Indicators. 23 April 2018. URL: http://www.sec.gov.ph/wp-content/uploads/2015/10/RO-UNDTABLE-DISCUSSION-ON-SUSTAINABILITY-REPO-RTING-INDICATORS.pdf Дата обращения 31.01.19.

20. Republic Act No. 7653, the New Central Bank Act, on 14 June 1993. URL: http://www.bsp.gov.ph/down-loads/regs/New_Central_Bank_Act.pdf Дата обращения 31.01.19.

21. Rules of Court on Alternative Dispute Resolution URL: http://oadr.doj.gov.ph/documents/a-m-no-07-11 -08-sc-special-rules-of-court-on-alternative-dispute-resolution/ Дата обращения 31.01.19.

22. The Consumer Act of the Philippines (Republic Act No. 7394, April 13, 1992). URL: http://www.bu.edu/bucflp-fig/files/2012/01/Consumer-Act-No.-7394-of-the-Philippines.pdf. Дата обращения 28.01.19.

23. Wynn Pakdeejit. The Philippines - Dispute Resolution Guide 2016. URL: http://www.conventuslaw.com/re-port/the-philippines-dispute-resolution-guide-2016/ Дата обращения 31.01.19.

24. Artemyeva Yu.A., Ivanovskaya N.V., Voykova NA, Frolova E.E. War to the bitter end or finally a compromise? Prospects for court approval of tax dispute settlements with the participation of entrepreneurs in Russia. // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 36. С. 1-8.

Рецензия

на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), к.ю.н. Ивановской Н В. на тему «Медиация как основной способ защиты прав потребителей финансовых услуг на Филиппинах»

Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение Практический интерес представляет вывод автора о том, что на Филиппинах отсутствуют специальные нормативные акты, регулирующие порядок защиты прав потребителей финансовых услуг и продуктов Хотя примеры подобных актов в других сферах имеются. Например, на Филиппинах действует Регламент медиации споров в сфере интеллектуальной собственности 2010 г. (Rules of Procedure for IPO Mediation Proceedings)

Развитие инвестиционного и торгового сотрудничества является важной составляющей партнерства России и Филиппин, и именно поэтому правительства обеих стран уделяют данным сферам особое внимание Нужно отметить, что на этих направлениях были достигнуты значительные успехи, и важным примером тому является решение различных российский компаний о выходе на филиппинский рынок. После саммита АТЭС 2012 о подобном решении заявила компания Noda, один из лидеров в сфере программного обеспечения По словам представителен компании, Филиппины является быстроразвивающейся страной с большим потенциалом Для России и Филиппин 2017 г. - историческое начало масштабного совместного сотрудничества в сфере экономики, политики и военной Это подкрепилось официальным визитом прези-

дента Филиппин Родриго Дутерте в Москву 23 мая, 2017 года. В целом, по оценкам аналитиков, инвестиционное и торговое сотрудничество между двумя странами, в будущем, будет продолжать расти, на фоне того как инвестиционный климат Филиппин будет улучшаться, а правительство будет старательно бороться с коррупцией, что будет и дальше повышать инвестиционную привлекательность этой страны для российских предпринимателей

Представляет интерес вывод автора о том, что общий порядок альтернативного разрешения споров на Филиппинах определяется Регламентами (rules), принятыми Верховным судом Филиппин (Supreme Court) и Судебным Департаментом (Department of Justice) - например, Специальным Регламентом по альтернативному урегулированию споров, утвержденном Верховным судом в 2009 г. Special (Rules of Court on Alternative Dispute Resolution). Часть III Специального Регламента 2009 г. посвящена медиации. В ст. 14.1. «Применение правил арбитража» указано, что, в тех

случаях, когда это уместно, в отношении спора, подлежащего рассмотрению в порядке медиации применяются соответствующие арбитражные правила.

Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему Особый интерес представляет исследованные автором статьи основы правового регулирования защиты потребителей финансовых услуг

Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе

Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Рецензент, к.ю.н., Генеральный директор ООО «ФОРВЕК» А.Н.Николаев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 84,11%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.