Научная статья на тему 'Защита прав несовершеннолетних правонарушителей'

Защита прав несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4160
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / JUVENILE DELINQUENCY / PROTECTION OF RIGHTS OF JUVENILE DELINQUENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писаревская Елена Анатольевна

С уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминологической точек зрения особенно актуальными в настоящее время являются вопросы защиты прав несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых и признанных виновными в совершении преступления, а также вопросы ограничения их прав и свобод. Существенное значение имеет повышенная юридическая защита несовершеннолетних. При этом федеральное законодательство, действующее в данной сфере, не лишено недостатков. Учет в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, их прав и законных интересов на сегодняшний день можно считать наименее разработанной проблемой. Однако, вне зависимости от избранного направления реформирования, представляется несомненным, что обеспечение функционирования механизма защиты прав несовершеннолетних правонарушителей в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights of juvenile delinquents

The issues of protection of the rights of juveniles suspected, accused and found guilty of crimes as well as the problem of restriction of their rights and freedoms are particularly urgent nowadays from the viewpoints of criminal law, criminal procedure and criminology. The heightened protection of juveniles is of great importance but the current legislation in this sphere has some shortcomings. At present the consideration of the rights and legitimate interests of juveniles in the prevention of juvenile delinquency seems to be the least developed problem. However, irrespective of the reforming direction, it's obvious that the ensuring of the functioning mechanism of protection of juvenile delinquents' rights depends to a large extent on the effective activities of the subjects involved in this kind of protection.

Текст научной работы на тему «Защита прав несовершеннолетних правонарушителей»

УДК 343.8 + 343.9

Е.А. Писаревская

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

С уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминологической точек зрения особенно актуальными в настоящее время являются вопросы защиты прав несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых и признанных виновными в совершении преступления, а также вопросы ограничения их прав и свобод. Существенное значение имеет повышенная юридическая защита несовершеннолетних. При этом федеральное законодательство, действующее в данной сфере, не лишено недостатков. Учет в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, их прав и законных интересов на сегодняшний день можно считать наименее разработанной проблемой. Однако, вне зависимости от избранного направления реформирования, представляется несомненным, что обеспечение функционирования механизма защиты прав несовершеннолетних правонарушителей в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту их прав.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, защита прав несовершеннолетних правонарушителей.

Уголовно-правовое и криминологическое понимание проблемы защиты и охраны прав несовершеннолетних правонарушителей предполагает обязательное обращение к конституционной характеристике охраняемых прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовые основы статуса несовершеннолетнего не закреплены отдельно в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. В юридической науке известно несколько подходов к определению понятия правового статуса.

Так, Л. С. Явич считает, что это «юридическое выражение и закрепление фактического положения граждан в государстве». М.С. Строгович полагал, что в правовом статусе содержатся предусмотренные законом права вместе с обязанностями, лежащими на гражданах в силу закона. Некоторые авторы в понятие правового статуса включают весь комплекс правовых возможностей, обязанностей и ответственности субъекта, а также правовые средства, характеризующие различные стороны его правового положения [1. С. 685].

A.В. Заряев, В.Д. Малков отмечают, что под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность»[2. С. 35].

B.М. Горшенев не согласен с широким определением правового статуса и считает узконормативное понимание более предпочтительным, а гражданство, правосубъектность, общие правоотношения, по его мнению, выполняют функции либо предпосылок, либо производного элемента, либо продукта появления правового статуса. Т.Н. Радько полагает, что отождествление правового статуса с правоспособностью либо с субъективными правами вольно или невольно приводит к лишению его качества самостоятельного правового

явления, что вряд ли может быть оправдано теоретически и практически. Следует согласиться с мнением Т.Н. Радько, который считает, что правовой статус - это правовая категория, характеризующая лицо как гражданина государства во всей совокупности его прав и обязанностей. Правовой статус может изменяться только государственной властью, посредством издания соответствующих правовых актов, в то время как субъективные права граждане приобретают, вступая в различные конкретные правоотношения, они непрерывно возникают, изменяются, прекращаются. Правовой статус - это юридическая возможность и основа для граждан требовать от государства, чтобы все его органы и должностные лица совершали действия, направленные на обеспечение их прав и свобод, или, напротив, воздерживались от действий, нарушающих их права и свободы [1. С. 686, 689-690].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовой статус несовершеннолетнего - это правовая категория, характеризующая его во всей совокупности его прав и обязанностей. Некоторого уточнения требует понятие правового статуса несовершеннолетнего правонарушителя. С точки зрения Г. Г. Смагина, под конституционно-правовым статусом несовершеннолетнего правонарушителя следует понимать совокупность признаваемых, соблюдаемых, охраняемых и защищаемых обществом и государством прав, свобод и обязанностей вменяемого лица в возрасте от 14 до 18 лет, которое подозревается в совершении правонарушения или, как установлено, совершило его, закрепленных Конституцией Российской Федерации, конституционными и международными нормами права и обеспеченных соответствующими правовыми гарантиями [3. С. 8].

Анализируя вышеприведенное определение, следует учитывать, что в законодательстве Российской Федерации в настоящее время не существует четкого понятия «несовершеннолетние» с учетом разграничения на различные возрастные группы. Наблюдается терминологическая несогласованность в различных отраслях права в употреблении одного и того же понятия.

Согласно Гражданскому кодексу РФ несовершеннолетние - это лица:

- до 14 лет, эта категория определена в ГК также как малолетние (ч.1 ст. 28 ГК РФ). В данной возрастной группе выделяются еще два периода: до 6 лет и от 6 до 14 лет;

- лица от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ);

- лица от 16 до 18 лет (ст. 26, 27 ГК РФ) [4. С.75-76].

В семейном праве дается другое понятие. Согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет [5.

С. 18]. Несовершеннолетние в уголовно-правовом смысле - узкая возрастная группа. Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые дал легальное определение понятия «несовершеннолетний» - это лицо, которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Лица моложе 14 лет являются малолетними, старше - совершеннолетними [6. С. 46]. При этом лицо считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а после ноля часов следующих за ним суток.

Таким образом, с уголовно-правовой точки зрения несовершеннолетними считаются лица в возрасте 14-17 лет. Вменяемость данного лица является неотъемлемым элементом субъекта преступления, поэтому, на наш взгляд, в особом выделении не нуждается, и кроме того, необходимо также говорить о несовершеннолетнем обвиняемом. Итак, определение конституционноправового статуса несовершеннолетнего правонарушителя можно было бы представить следующим образом: это совокупность признаваемых, соблюдаемых, охраняемых и защищаемых обществом и государством прав, свобод и обязанностей лица в возрасте 14-17 лет, которое подозревается, обвиняется в совершении правонарушения или, как установлено, совершило его, которые закреплены Конституцией Российской Федерации, конституционными и международными нормами права и обеспеченны соответствующими правовыми гарантиями.

По обоснованному мнению Г.Г. Смагина, «несмотря на наличие большого количества нормативных документов в сфере обеспечения и защиты детства, степень их защищенности нельзя назвать удовлетворительной. Распространенность случаев нарушения прав детей порождает агрессию с их стороны, отторжение государственного устройства, недоверие к органам государственной власти и управления, вследствие чего ребенок ищет поддержки и защиты криминальных элементов и, как результат, формируется его противоправное поведение» [3. С. 1].

С уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминологической точек зрения особенно актуальными в настоящее время являются вопросы защиты прав несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых и признанных виновными в совершении преступления, а также вопросы ограничения их прав и свобод.

Важное значение имеет повышенная юридическая защита несовершеннолетних. Следует отметить, что федеральное законодательство, действующее в данной сфере, не лишено недостатков. Основополагающим нормативным правовым актом является Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако, по обоснованному мнению Э.Б. Мельниковой, в тексте данного закона нет главного: разграничения правовых признаков безнадзорного и правонарушителя. А от этого зависит специфика профилактических акций в отношении представителей каждой из этих групп несовершеннолетних. Ведь безнадзорный - это необязательно правонарушитель и тем более преступник. Смешение этих двух понятий может привести к серьезным сбоям в профилактической деятельности, ибо одинаковые меры воздействия могут быть применены к правонарушителям и неправонарушителям [7. С. 150-151].

В федеральном законе № 120-ФЗ не нашли комплексного отражения вопросы защиты прав и интересов несовершеннолетних. Об этом говорится лишь в отдельных статьях. Так, п. 1 ст. 9 гласит о праве несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда. Пункт 2 данной статьи говорит об обязанности

органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних [8. С. 5]. При этом в законе никак не раскрывается понятие правого статуса несовершеннолетнего правонарушителя, безнадзорного, беспризорного, а также несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

Следует согласиться с мнением Г.Г. Смагина о том, «что ограничение прав и свобод несовершеннолетнего правонарушителя - это установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) несовершеннолетним прав (свобод), претерпеваемые им в связи с совершением правонарушения, выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых предопределено необходимостью защиты определенных законом ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства» [3. С. 8].

Судебный порядок защиты прав и свобод в соответствии со ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому гражданину РФ. Это конституционное положение, которое относится ко всем гражданам независимо от их возраста и закреплено в действующем законодательстве. При этом Г.Г. Смагин указывает, что механизм защиты прав несовершеннолетнего правонарушителя представляет собой систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Нормы российского уголовно-процессуального и административно-процессуального законодательства отражают особенности защиты прав несовершеннолетних правонарушителей и содержат широкий перечень средств, направленных на защиту прав несовершеннолетнего правонарушителя. Модернизация данного законодательства должна касаться прежде всего таких специфических черт производства по делам несовершеннолетних, как повышенная защита их прав в уголовном и административном процессе и социальная направленность судопроизводства [3. С. 8]. На наш взгляд, тезис о социальной направленности судопроизводства вызывает некоторые сомнения, так как социальная работа находится за его рамками. Наиболее эффективной является ранняя профилактика, когда подростки еще не совершили преступлений, своевременное лишение родительских прав в случаях, когда для этого имеются законные основания. Именно ранняя профилактическая работа может выступить в качестве наиболее эффективного механизма защиты прав несовершеннолетнего, предотвращения превращения несовершеннолетнего в правонарушителя.

Результаты опроса, проведенного Н. Амраховым, показали, что подавляющее большинство опрошенных довольно низко оценили как степень эффективности уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, так и надежность защиты их прав и свобод деятельностью правоохранительных и иных органов государственной власти. Полученные результаты приводят и к более общему выводу о недостаточной эффективности уголовной политики в рассматриваемой сфере [9. С. 18]. Как считает Н.В. Кравчук, основным недостатком судебного порядка защиты является «отсутствие механизма обращения ребенка в суд и его участия в процессе в качестве инициатора судебного разбирательства, что дает возможность судьям отказывать

несовершеннолетним истцам в праве на защиту в связи с их неполной дееспособностью» [10]. Особого внимания требуют дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Практика показывает, что именно они в большинстве случаев пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей.

На 1 января 2013 г. в воспитательных колониях Российской Федерации содержалось 2,2 тыс. несовершеннолетних осужденных [11]. Исследователи, отмечая тенденцию к сокращению количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и самих несовершеннолетних, совершающих преступления, отмечают повышение удельного веса несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, а также преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких (Я.И. Гилинский), рост удельного веса несовершеннолетних в организованных преступных группах и преступных сообществах (А. Салагаев) [12. С. 3-4]. Данные факты подтверждают необходимость профилактической работы на ранних этапах криминализации, своевременной защиты несовершеннолетних от неблагоприятного воздействия микроокружения. Кроме того, внимания требует проблема защиты прав подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных несовершеннолетних.

Г.Г. Смагин делает вывод о необходимости создания целостной системы органов государственной власти и управления, которые должны осуществлять деятельность в отношении несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их прав и интересов, восстановления социальной справедливости, а также профилактики девиантного поведения [3. С. 10]. С этим утверждением трудно не согласиться. Но так ли необходимо в настоящее время кардинально перестраивать существующую с 1999 г. систему профилактики правонарушений несовершеннолетних или все же совершенствовать имеющуюся?

Наиболее обсуждаемым в настоящее время вопросом является дискуссия о необходимости создания системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних. Создание специализированной системы правосудия в отношении несовершеннолетних с 1990 г. является обязательством Российской Федерации по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка. Следует отметить, что в настоящее время в России существует два основных подхода к ювенальной юстиции. Согласно первому подходу к ювенальной юстиции следует относить преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы. Согласно второму в систему ювенальной юстиции предлагается включить более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей [13]. По мнению Г.Г. Смагина, в обозначенную систему государственных органов должны входить: уполномоченный по правам ребенка; суд; специализированные правоохранительные службы; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [3. С. 24]. Однако возникает вопрос: в чем же состоит отличие от действующей систе-

мы, поможет ли это преодолению межведомственных барьеров, существующих в настоящее время?

Таким образом, учет в деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних их прав и законных интересов в настоящее время можно считать наименее разработанной проблемой. Однако вне зависимости от избранного направления реформирования представляется несомненным, что обеспечение функционирования механизма защиты прав несовершеннолетних правонарушителей в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту их прав. Сейчас следует рассмотреть возможность реформирования российской судебной системы для несовершеннолетних путем повсеместного создания специализированных судебных составов для несовершеннолетних с четким определением пределов их юрисдикции, а также системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав посредством принятия федерального закона о данных комиссиях взамен не отвечающего современным реалиями нормативно-правового акта, посвященного их деятельности. Кроме того, необходимым является развитие системы социальной поддержки для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также несовершеннолетних правонарушителей.

Литература

1. Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. М.: Проспект, 2009. 752 с.

2. Ювенальное право: учеб. для вузов / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: ЗАО «Юс-тицинформ», 2005. 320 с.

3. Смагин Г. Г. Особенности защиты конституционных прав несовершеннолетних граждан России, совершивших правонарушение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 26 с.

4. Гражданский кодекс РФ: по состоянию на 20 октября 2011 года. Новосибирск, 2011. 476 с.

5. Семейный кодекс РФ: по состоянию на 20 февраля 2012 года. М., 2012. 48 с.

6. Уголовный кодекс РФ: официальный текст по состоянию на 1 октября 2012 г. Новосибирск, 2012. 192 с.

7. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. М.: Дело, 2000. 272 с.

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 03.12.2011) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. Режим доступа: компьютер. сеть НФИ КемГУ, свободный.

9. Амрахов Н.И.О. Права и свободы человека и гражданина как объект уголовно-правовой охраны: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.

10. Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. № 6. С. 68-69.

11. Краткая характеристика УИС [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/, свободный.

12. Прозументов Л.М., Ольховик Н.В. Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных и ее предупреждение. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 154 с.

13. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 5, 6 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. Режим доступа: компьютер. сеть НФИ КемГУ, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.