Научная статья на тему 'Защита прав несовершеннолетних нормами современного российского законодательства'

Защита прав несовершеннолетних нормами современного российского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1803
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADVOCACY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / CRIMINAL JUSTICE / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / COMMISSIONER FOR CHILDREN''S RIGHTS / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PREVENTION OF CHILD NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROSECUTORIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куринова И. А.

Защита прав несовершеннолетних в современной России связана с рядом проблем теоретического и практического характера, которые вызваны различными обстоятельствами. В первую очередь указанная ситуация обусловлена отсутствием единого подхода в вопросах защиты прав несовершеннолетних и недостатками в правовой регламентации реализации прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights of minors by the standards of modern Russian legislation

Protection of the minors in modern Russia is associated with a number of theoretical and practical problems that are caused by different circumstances. In the first place, the above mentioned situation is due to the lack of a unified approach to the protection of the rights of minors and to the legal regulation of the rights of minors.

Текст научной работы на тему «Защита прав несовершеннолетних нормами современного российского законодательства»

1УДК 347.157 ББК 67.404я73

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НОРМАМИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И. А. Куринова

Защита прав несовершеннолетних в современной России связана с рядом проблем теоретического и практического характера, которые вызваны различными обстоятельствами. В первую очередь указанная ситуация обусловлена отсутствием единого подхода в вопросах защиты прав несовершеннолетних и недостатками в правовой регламентации реализации прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, правозащитная деятельность, правоохранительная деятельность, уголовное судопроизводство, уполномоченный по правам ребенка, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прокурорская деятельность.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS BY THE STANDARDS OF MODERN RUSSIAN LEGISLATION

I. A. Kurinova

Protection of the minors in modern Russia is associated with a number of theoretical and practical problems that are caused by different circumstances. In the first place, the above mentioned situation is due to the lack of a unified approach to the protection of the rights of minors and to the legal regulation of the rights of minors.

Keywords: minor, advocacy, law enforcement, criminal justice, commissioner for children's rights, the prevention of child neglect and juvenile delinquency, prosecutorial activities.

Семья, являясь основным элементом общества, видится как главная ценность, при поддержке которой со стороны государственной власти наилучшим образом будут защищены права и интересы детей. Конституция РФ провозглашает, «что материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Отношение как государства, так и самого общества к самым незащищенным категориям населения, к которым в первую очередь относятся несовершеннолетние, определяет социальную развитость и показывает уровень социальной справедливости в конкретном государстве.

Отталкиваясь от конституционных норм, следует отметить два основных уровня защиты детей: защита ребенка средствами семьи и защита средствами государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2, п. 4, ст. 15] устанавливает, что при регулирова-

нии внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушение, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами РФ, в том числе и в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством РФ.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет возрастных особенностей и социального положения ребенка.

К средствам защиты несовершеннолетних со стороны государства следует отнести его деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] (далее - Закон) в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права. Совокупность государственных органов и общественных объединений, которые обладают полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации, определена в ст. 4 вышеуказанного Закона.

Законодательно определены следующие органы в системе профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ: органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В данных органах могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона вышеуказанные органы и учреждения в пределах своей компетенции обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и их семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а

также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) орган управления социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающихся их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

6) орган управления здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) орган управления образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Согласно ст. 20 Закона, обязанность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних возложена на подразделения органов внутренних дел.

Прежде всего к ним следует отнести подразделения по делам несовершеннолетних, которые проводят индивидуальную воспитательную работу в отношении несовершеннолетних лиц, употребляющих наркотические средства, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного воздействия; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности; получивших отсрочку отбывания наказания; условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, осужденных условно, осужденных к различным мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

Кроме того, отделения по делам несовершеннолетних принимают меры по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления или антиобщественных действий; меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск; проводят воспитательную работу с родителями или лицами их заменяющими и т. д.

Обязанность по предупреждению правонарушений возлагается на центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Их основными задачами являются обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, и информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений; доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.

Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для

несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются приговор суда или постановление судьи.

Согласно ст. 23 Закона, к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав отнесены иные подразделения внутренних дел.

К основным задачам их деятельности относят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; выявление несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принятие мер по предупреждению совершения ими преступлений; осуществление мер, противодействующих участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ; выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественных действий и (или) в преступную группу, и применение к ним мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ; участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исполнительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних предусмотрена и уголовно-процессуальным законодательством РФ. В частности, установлен особый порядок уголовного судопроизводства по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет.

В соответствии с ст. 420 УПК РФ производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, с некоторыми исключениями, которые касаются обстоятельств, подлежащих установлению.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств (событие преступления: время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления; виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания) устанавливаются: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенном несовершеннолетними, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания.

При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также

должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство. При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд разъясняет лицам, указанным в части первой ст. 105 УПК РФ, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители. Относительно содержания под стражей до суда несовершеннолетнего следует подчеркнуть, что в соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН [4] содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или воспитательное заведение или дом. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, пользуются всеми правами и гарантиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых ООН. Действующее российское законодательство полностью соответствует международным стандартам. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, должны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном учреждении или в специальном отделении учреждения. Во время пребывания под стражей несовершеннолетним должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная помощь: социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности.

Отдельно необходимо отметить правила допроса несовершеннолетнего подозревае-

мого, обвиняемого. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Прокурор, следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным. Законный представитель может быть отстранен от участия в

уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление (в этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого).

Российское уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом соответствует международным нормам и исходит из максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Вместе с тем проблемы уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в настоящее время приобретают достаточно острый характер. Однако вопрос о реформировании российской судебной системы в отношении несовершеннолетних, смысл которого состоит в том, что ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особым судьей, подготовленным специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, остается открытым.

Защищая права ребенка, государство берет на себя обязательства заботиться о тех из них, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Указом Президента РФ создан институт федерального Уполномоченного по правам ребенка [5]. Данный государственный институт одновременно является правовым и гуманитарным, использующим человеческий фактор, что подтверждает опыт его деятельности.

Как видно из вышеизложенного, механизм защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве определен достаточно четко, хотя и требует определенного совершенствования. Модернизация правовой базы обеспечит защиту прав детей на основе единообразного правового подхода и тем самым позволит выстроить общественно-государственную стратегию в области защиты прав несовершеннолетних.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря

1993 г.) [Текст] // Российская газета. 2009. 21

января. - С. 38.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

5. Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка».

REFERENCES

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.). Rossiyskaya gazeta. 2009. 21 yanvarya. P. 38.

2. Federalnyy zakon ot 24 iyulya 1998 g. No. 124-FZ "Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami).

3. Federalnyy zakon ot 24 iyunya 1999 g. No. 120-FZ "Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershen-noletnikh" (s izmeneniyami i dopolneniyami).

4. Minimalnye standartnye pravila Organizatsii Obyedinennykh Natsiy, kasayushchiesya ot-pravleniya pravosudiya v otnoshenii nesoversh-ennoletnikh (Pekinskie pravila) (Prinyaty 29.11.1985 Rezolyutsiey 40/33 na 96-m plenar-nom zasedanii Generalnoy Assamblei OON)

5. Ukaz Prezidenta RF ot 01.09.2009 No. 986 "Ob upolnomochennom pri prezidente RF po pra-vam rebenka".

Куринова Ирина Александровна, доктор исторических наук, профессор, и.о. завкафедрой права Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Kurinova Irina A., ScD in History, Professor, Acting Chairperson, Department of Law, Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.