Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ЗАЩИТА ПРАВ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / МИНОРИТАРНЫЕ АКЦИОНЕРЫ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АГЕНТСКАЯ ТЕОРИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цинпаева Ф.С.

Защита прав миноритарных акционеров является одной из ключевых проблем корпоративного управления. Решение проблемы требует всестороннего охвата, включающего оценку значимости миноритарных акционеров как инвесторов, укрепление защиты прав собственности экономиче-ских субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

УДК 338 Ф.С. Цинпаева

Защита прав миноритарных акционеров: проблемы теории и практики

Дагестанский государственный университет, cfarida@mail.ru

Защита прав миноритарных акционеров является одной из ключевых проблем корпоративного управления. Решение проблемы требует всестороннего охвата, включающего оценку значимости миноритарных акционеров как инвесторов, укрепление защиты прав собственности экономических субъектов.

Ключевые слова: права собственности, миноритарные акционеры, корпоративное управление, агентская теория, конфликт интересов.

Protecting the rights of minority shareholders is one of the key issues of corporate governance. Solving the problem requires a comprehensive coverage, including the evaluation of the significance of minority shareholders as investors, strengthening the protection of property rights of economic entities.

Keywords: property rights, minority shareholders, corporate governance, agency theory, conflict of interest.

Реализация прав акционеров наряду с надлежащей деятельностью совета директоров и информационной прозрачностью - основа эффективного корпоративного управления. Корпоративное управление (КУ) - это урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров. Согласно агентской теории КУ директора являются наемными работниками акционеров, которым подотчетны и интересы которых для агентов должны быть превыше всего. В соответствии с "менеджерской" концепцией директора выступают в роли руководителей с делегированными полномочиями, правами и обязанностями (т. е. их статус повышается); к ним предъявляются требования как к любому порядочному человеку, который честно по закону действует во благо других. Теория "социальной ответственности" расширяет границы понятия "акционерная компания", в которое включаются "иные заинтересованные лица". Этими лицами могут быть работники, кредиторы, поставщики, потребители и т. д.

В то же время корпоративное управление - это система правоотношений между акционерами компании и ее менеджментом, опосредованная взаимодействием через совет директоров. В основе любой системы правоотношений лежит конфликт интересов; а проблема корпоративного управления вырастает из базовых, предопределенных по своей сути конфликтов: между акционерами и менеджерами и между миноритарными и мажоритарными акционерами.

Взаимоотношения между акционерами и менеджерами по природе своей являются агентскими отношениями и проистекают вследствие отделения собственности от управления. В основе агентской теории лежит предположение о противостоянии агента (менеджера) и принципала (собственника), каждый из которых преследует собственные цели. При этом выстраивается несколько моделей поведения агента по отношению к принципалу.

В теории фирмы предусмотрено разрешение конфликта между различными группами акционеров. Так, при снижении доли владения с одновременным сохранением контроля у собственников компании возникает стремление относить решение своих финансовых проблем на счет компании и с миноритарными акционерами не делиться. В условиях развитого рынка сдерживающим фактором может стать угроза снижения капитализации компании со всеми вытекающими последствиями и для контролирующих акционеров, и для менеджеров. Однако, если рынок не развит, такой механизм не действует. Поэтому самой незащищенной стороной в этом конфликте являются миноритарные акционеры.

Риски корпоративного управления для них связаны с недобросовестным поведением других субъектов корпоративных правоотношений [5].

Необходимо учитывать, что еще одной важной составляющей конфликта является то, что любой акционер - по определению - инвестор. Следовательно, негатив по отношению к инвестору вызовет негативные экстерналии, что повлечет ухудшение инвестиционного климата. Поэтому стратегически важно выстраивать адекватные взаимоотношения между всеми участниками инвестиционного процесса. В то же время в условиях относительной неразвитости корпоративного законодательства (находящегося в начальной фазе роста) нельзя забывать и о т. н. рейдерствена многих предприятиях и организации в начале 90-х годов. Другой стороной процесса является выкуп отдельными группами значимых активов компаний.

Таким образом, налицо неоднозначная проблема, решение которой должно повлечь за собой системную доработку корпоративного законодательства в части защиты прав инвесторов вообще и миноритарных акционеров в частности.

В качестве примера можно привести решение Конституционного суда, который опубликовал свое определение, касающееся права принудительного выкупа акций миноритарных акционеров мажоритарными. Миноритарий обязан продать свои акции компании, владеющей 95 % акций компании, что соответствует Конституции РФ [6]. Такой позиции придерживается и большинство европейских конституционных судов, хотя, как считают инвесторы, это ущемляет права миноритарных акционеров.

Как показывает практика, мнение миноритариев не учитывается при принятии решений. Так, 29 марта 2011 г. представители «Связьинвеста», переизбрав совет директоров компании «Центртелеком», не соблюдая сроков рассмотрения соответствующих материалов и несмотря на возражение одного члена совета директоров - представителя миноритарных акционеров, о рассмотрении вопроса по передаче казначейских бумаг «ЦентрТеле-кома» в компанию «Мобител» в укороченные сроки, в нарушение установленной положением о совете директоров процедуры, приняли незаконное решение о передаче данных бумаг в «Мобител» по цене ниже текущей рыночной цены на 40 % по обыкновенным акциям и 46 % по привилегированным акциям. Таким образом, по мнению третьей стороны, вытеснение миноритарных акционеров преследует законную цель - эффективное управление компанией [8]. В декабре 2010 г. благодаря единой позиции миноритарных акционеров удалось заблокировать передачу данных акций в «Дальсвязи» и «ЦентрТелекоме», т. к. абсолютно все инвесторы, представители миноритарных акционеров и независимых директоров не готовы были согласовывать передачу казначейских бумаг в «Мобител». Соответственно совет директоров «Дальсвязи» одобрил передачу казначейских бумаг в «Мобител» 28 марта 2011 г., после того как он был переизбран на внеочередном собрании акционеров 7 марта 2011 г. и текущий менеджмент «Связьинвест» получил полный контроль над всеми корпоративными решениями [8].

Вместе с тем Конституционный суд дал в своем определении важные указания законодателю - необходимо пересмотреть механизм оценки акций, выкупаемых у минорита-риев. Несогласным акционерам закон позволяет оспаривать цену выкупаемых ценных бумаг. В течение шести месяцев они вправе обратиться в Арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением стоимости выкупаемых бумаг. Так, миноритарии «Евроцемент - груп» уже обращались в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой защитить их интересы при принудительном выкупе акций основным акционером компании - Евроцемент-холдингом, владеющим 98 % акций [9].

В российской и зарубежной практике известны многочисленные случаи, когда акционер, владеющий незначительным количеством акций, создавал препятствия деятельности общества и другим акционерам, через суд добивался запрета органам управления выполнять свои функции, в т. ч. выплачивать зарплату [3]. А ведь такое положение дел всегда влечет причинение ущерба обществу, его акционерам и даже работникам. Теперь мино-ритарию сложнее будет парализовать деятельность предприятия, ведь он, обращаясь с иском в суд, не сможет добиться ареста имущества или запретить допэмиссию акций че-

рез простое оспаривание решений совета директоров - для этого придется оспаривать сами сделки.

В то же время 14.02.2011 г. Московский арбитражный суд удовлетворил иск (был подан 27 декабря 2010 г.) миноритарного акционера АК «Транснефть» Алексея Навального о предоставлении документов о деятельности трубопроводной компании [9]. Однако это единичный случай, не имеющий ничего общего с обычной практикой, т. к. в последнее время идет форсирование инсайдерской модели корпоративного развития.

Важным направлением защиты миноритариев является обеспечение справедливых по отношению к миноритариям условий так называемых «фундаментальных» сделок, связанных со сменой контроля в компании (слияние, поглощение, приобретение контролирующих пакетов акций и др.). В странах Европейского Союза вопросы приобретения публичных компаний регулируются специальной директивой ЕС [7].

На слабую сторону, т. е. миноритарных акционеров в большей степени ориентирована система внутрикорпоративной охраны и защиты прав акционеров. В неё предлагается включать: обеспечение и защиту акционерами своих прав через органы и должностных лиц АО; локальное правотворчество; самозащиту прав акционеров; меры оперативного воздействия; внутрикорпоративный согласительный (согласовательный) порядок защиты. Закон "Об акционерных обществах" дает ФСФР право подавать иски в защиту миноритариев. Президиум Высшего арбитражного суда дал возможность Федеральной службе по финансовым рынкам защищать миноритарных акционеров компаний через суд, а не только путем вынесения предписаний. На сегодняшний день состояние корпоративного управления не удовлетворяет интересов рынка, не отвечает принципам открытой экономики и инвестиционной привлекательности. Корпоративное право отличается противоречивостью и отсутствием системного подхода и поэтому нуждается в дальнейшей систематизации и изменениях. В ходе имущественных споров, которые нацелены на установление корпоративного контроля над компаниями путем недружественного поглощения, выявляются все недостатки правового поля, которые никем не учитываются в предпринимательской и судебной практике.

Литература

1. Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. (Внесены изменения 28 декабря 2010 г.)

2. Федеральный закон № 224-ФЗ от 2.07. 2010 г. «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».

3. Долинская В.В. Корпоративное управление // Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции «Государство, право, управление»: - М., 2004.

4. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России / Под ред. И.В. Костикова. - М., 2003. - С. 7-11.

5. Куликова Е. Риски корпоративного управления: подходы к оценке с позиции миноритарного акционера//Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2004. № 14.

6. Смирнова Я. Нарушение прав миноритарных акционеров при присоединении АО // Корпоративный юрист. 2009. № 8.

7. Радыгин А., Энтов Р. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. - М.: ИЭПП, 2006.

8. Cnews.ru, 03.30.2011.

9. Forbes.ru, 04.02.2006.

Поступила в редакцию 26.02 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.