ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Глаз В.Н., Марцева Т.Г., Бережная О.В.,
ГЛАЗ Виктор Николаевич - доктор экономических наук, профессор, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности), профессор кафедры экономики и управления, Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Ставрополь, Российская Федерация. E-mail: stik-direktor@bukep.ru
МАРЦЕВА Татьяна Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, Новороссийск, Российская Федерация. E-mail: kalipso-dream@mail.ru
БЕРЕЖНАЯ Ольга Владимировна - доктор экономических наук, профессор, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности), профессор кафедры менеджмента, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация. E-mail: ohvb@list.ru
Аннотация. В данной статье раскрывается значение правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности в экономической интеграции между Россией и Республикой Беларусь. Членство в ряде международных организаций обусловливает необходимость изменения государственного подхода к защите интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, экономическая интеграция, ВОИС, Парижская и Мадридская конвенции.
Для цитирования; Глаз В.Н., Марцева Т.Г., Бережная О.В. Защита прав интеллектуальной собственности в условиях международной экономической интеграции // Экономические системы. 2020. Том 13. № 2 (49). С. 176-182. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-2-176-182.
Сотрудничество в области интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне восходит к концу XIX в. и осуществляется на основе двусторонних и многосторонних соглашений. В настоящее время перед государствами, развивающими тесное экономическое взаимодействие, неизбежно встают довольно сложные задачи: предотвращение возможности превращения прав интеллектуальной собственности в барьеры на пути движения товаров, услуг, работ и обеспечение равных условий для охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в общее экономическое пространство. Под влиянием этого процесса в государствах, ранее входивших в состав СССР, усиливается влияние интеллектуального фактора на экономическое, социальное и политическое развитие. В связи с этим вопросы использования и защиты интеллектуальной собствен-
ности начинают играть все более важную роль во внешнеэкономической деятельности этих стран.
Международное сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности можно проследить, по крайней мере, с момента принятия Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г и Женевской Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г В области промышленной собственности (товарные знаки, промышленные образцы, изобретения) - со времен Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и Мадридского соглашения о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г Указанные документы с их нормами предусматривают защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом. Координация международной деятельности в этой области осуществляется специализированным учреждением ООН - Всемирной организацией интеллектуальной собственности [1].
Вхождение Республики Беларусь и Российской Федерации в мировое экономическое пространство, членство в ряде международных организаций различных уровней и деятельности, например таких как ЕАЭС, создало необходимость изменения государственного подхода к защите интеллектуальной собственности на национальном уровне и на уровне межгосударственных отношений.
Законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь на данный момент путем гармоничного согласования с международными стандартами приводится в соответствие с принятыми международными обязательствами. Таким образом, объединяя международные стандарты, внутреннее законодательство этих стран максимально приближается к лучшим образцам международного права.
В Республике Беларусь система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в таможенных целях осуществляется Государственным таможенным комитетом (ГТК) Республики Беларусь. Механизм защиты в большей мере функционирует при обращении правообладателя за защитой и только если внешнеторговая операция содержит признаки правонарушения, приводящие к угрозе жизни и здоровью граждан Беларуси, либо посягает на национальные интересы страны; в этих случаях происходит прямое вмешательство госслужб в систему защиты.
Кроме таможенных органов защитную функцию также выполняют:
• суды: правообладатель может обратиться в Коллегию по делам интеллектуальной собственности, в Верховный Суд Республики Беларусь, если речь идет о выявлении возможной контрафактной продукции;
• милиция: помогает восстановить права, если будет выявлена поддельная продукция с незаконно нанесенными товарными знаками;
• антимонопольные службы: если на национальном рынке будут выявлены элементы недобросовестной конкуренции, то правообладатель может обратиться за помощью в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, которое проведет расследование и при подтверждении фактов нарушения наложит санкции;
• Национальный центр интеллектуальной собственности: если предприниматель выявляет товарные знаки, в значительной мере дублирующие их собственные, которые могут ввести в заблуждение партнеров и клиентов, то он может обратиться с заявлением в Апелляционный совет при Национальном центре интеллектуальной собственности.
Но основную защиту участник ВЭД получает в таможенных органах РБ. Если существует риск незаконного ввоза на таможенную территорию РБ продукции, маркированной «чужими» товарными знаками, то, согласно ст. 124 и 125 ТК ЕАЭС, таможенные органы РБ могут либо приостановить выпуск таких товаров на 10 рабочих дней до выяснения обстоятельств, либо вообще запретить их выпуск с последующим задержанием и изъятием продукции [2].
Правовое регулирование ОИС осуществляется не только Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) (главами 18, 52 и т. д.), но и национальным законодательством - главой 44 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (Закон РБ). В соответствии с этой нормой права ГТК Республики Беларусь (ГТК РБ) ведет национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - национальный реестр). Для получения защиты с помощью национального реестра правообладатель должен обратиться в таможенные органы РБ с соответствующим заявлением [3].
В Указе Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании» содержатся разъяснения сроков нахождения ОИС в национальном реестре, который зависит от желания правообладателя по срокам нахождения объекта в реестре, а также от периода, на который правообладателем был заключен договор страхования гражданской ответственности за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу декларанта, собственника и получателя товаров. Верхняя граница срока защиты определяется ТК ЕАЭС и дублируется национальным законодательством - 2 года с момента включения в реестр с возможностью многоразового продления.
В России, как и в Беларуси, защита интеллектуальных прав происходит по инициативе самих участников одноименной сделки. Именно активность и бдительность правообладателя - залог его стабильности в бизнесе. Защита прав может осуществляться согласно нормам гражданского или уголовного, а в некоторых случаях - административного законодательства.
Основные источники правового регулирования механизма российской защиты ОИС:
- Гражданский кодекс РФ (часть 4);
- Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Кодекс об административных правонарушениях РФ;
- Уголовный кодекс РФ и пр.
Защита своих прав согласно ГК РФ (ст. 12 ГК РФ) возможна по отношению к изобретениям, промышленным образцам, полезным моделям, авторским и смежным правам и т. п. Она реализуется с помощью признания, восстановления прав в суде, самозащиты, присуждения компенсаций, неустоек и т. д.
В России, также как и в Беларуси, защиту ОИС при трансграничном перемещении товаров осуществляют таможенные органы в лице Федеральной таможенной службы. Согласно ст. 112, 113 Федерального закона от 3 августа 2018 г № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы наделены полномочиями по приостановлению выпуска товаров. Также гл. 57 данного закона определяет процедуру включения прав на ОИС в национальный реестр и полномочия таможенных органов в его ведении и актуализации [4].
Интеллектуальная собственность - это многоаспектное и сложное явление в праве. В данной сфере на любом уровне международное сотрудничество всегда характеризуется созданием специального институционного механизма. Во многом это связано с территориальным характером прав интеллектуальной собственности и желанием государств сохранять автономию и независимость в решении вопросов обеспечения монополии на использование интеллектуальных достижений на своей территории. Таким образом, развитие институциональных механизмов, таких как Евразийская экономическая комиссия при ЕАЭС, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в структуре ВТО, даже приведет к выработке стандарта для вопросов международного взаимодействия по унификации национальных законов и обеспечению национального режима.
Согласно разделу 23 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., особое внимание уделяется межгосударственному регулированию отношений в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечению на территории государств - членов союза охраны и защиты прав на них в соответствии с нормами международного права, международными актами и договорами, составляющим право Союза.
Проблема защиты прав интеллектуальной собственности еще на начальных этапах формирования институционального механизма ЕАЭС заняла одно из центральных мест в развитии экономической интеграции стран-участниц. Именно поэтому Евразийская экономическая комиссия наделена широким спектром полномочий в сфере охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации товаров, работ и услуг. Эти полномочия комиссии регулируются в соответствии с положениями статей 3 и 5 Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 г.
Заключение международных договоров представляется как фундаментальный способ решения проблемы защиты интеллектуальной собственности в соответствии с положениями указанного документа. Осуществляется реализация Договора уполномоченными органами, которые взаимодействуют в пределах своей
компетенции, с соблюдением законодательства соответствующего государства-члена, международных актов и договоров, составляющих право Союза.
Помимо этого, для удобства регулирования защиты прав интеллектуальной собственности между странами Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности». Закон был принят Госдумой 28 июня 2011 г. и одобрен Советом Федерации 6 июля 2011 г. Настоящим документом предусматривается ратификация Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуально собственности, заключенного между правительствами Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, и подписанного в Москве 9 декабря 2010 г., поскольку это Соглашение содержало правила иные, нежели предусмотренные законодательством Российской Федерации. Соглашение нацелено на унификацию принципов регулирования в сфере охраны и защиты результатов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации товаров, услуг и работ, которые охраняются национальным законодательством государств-участников [5].
Кроме того, настоящим Соглашением предусмотрено создание постоянно действующего институционального механизма для регулярного выполнения функций координации и информационно-технического сотрудничества в области охраны и защиты интеллектуальной собственности между департаментами государств -участников Соглашения - Координационного совета Единого экономического пространства по интеллектуальной собственности. Следуя данному документу, споры между государствами, связанные с толкованием и применением Соглашения, будут разрешаться путем консультаций и переговоров. Если спор не будет разрешен, любая из стран, подписавших этот документ, передаст возникший спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.
Непременно стоит обратить внимание на тот факт, что в настоящее время некоторые исследователи различают три уровня правового регулирования в нормативной структуре регулирования вопросов по защите прав интеллектуальной собственности:
1) международный (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности - ТРИПС);
2) наднациональный (Международные договоры государств - членов ЕАЭС, решения Евразийской экономической комиссии);
3) национальный (национальное законодательство Российской Федерации, Республики Беларусь и остальных стран - участников ЕАЭС).
Помимо этого важно учитывать, что в ходе процесса по преодолению проблем правовой защиты прав интеллектуальной собственности на уровне СНГ сформировался широкий нормативный пласт в данной сфере. Таким образом, есть целый отдельный раздел V в типовом Гражданском кодексе для Содружества Независимых Государств, который целиком посвящен праву интеллектуальной собственности.
Из этого следует, что сегодня имеется обширная нормативно-правовая база, нормы которой должны выглядеть как единая, непротиворечивая система, обеспечивающая предельно-эффективную правовую защиту прав интеллектуальной собственности в контексте международных интеграционных процессов. Однако крайне затруднительно на данный момент говорить о такой стройности и согласованности всего объема описанных норм.
Кроме того, ситуация усугубляется тем, что, будучи членом ЕАЭС, Республика Беларусь не является членом ВТО. Это значительно замедляет интеграционные процессы, а также делает процесс разработки международного законодательства по защите интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве еще более сложным.
Выходом из сложившейся непростой ситуации может стать скорейшая систематизация и издание модельных Основ законодательства в области интеллектуальной собственности с учетом специфики национального законодательства, а также законодательств ЕАЭС и ВТО. Вдобавок с учетом исключительности объекта и предмета правового регулирования такой кодифицированный правовой акт, вероятно, должен быть опосредован от основного объема гражданско-правового законодательства. Некоторые современные исследователи-правоведы поддерживают данный аспект.
В заключение следует отметить, что причиной кардинальных изменений в механизме международного сотрудничества по вопросам интеллектуальной собственности является усовершенствование международно-правового механизма и национально-правового регулирования в области интеллектуальной собственности на современном этапе. Наряду с этим определяющими факторами, которые влияют на организацию международного сотрудничества в данной сфере, являются множественность и сложность источников международно-правового регулирования, а также международная универсальная и региональная интеграции.
Источники
1. Соглашение о международной регистрации знаков: Заключено в Мадриде 14 апреля 1891 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.02.2020).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=215315&fld=134&dst=105302,0&r nd=0.9412981801357163#06637992939171609 (дата обращения: 04.02.2020).
3. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности. URL: http://www.gtk.gov.by/ ru/intellectualnaya_sobstvennost-ru (дата обращения: 04.02.2020).
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. № 32. Ч. I. Ст. 5082.
5. Марцева Т.Г. Некоторые аспекты системы защиты объектов интеллектуальной собственности в СНГ // Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: К 80-летию выхода в свет книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»: Сборник тезисов докладов. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016. С. 421-427.
PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION
Glaz V.N., Martseva T.G., Berezhnaya O.V.
GLAZ Viktor Nikolaevich - doctor of economics, professor, 08.00.05 - economy and management of people's economy (by branches and spheres of activity), professor of the Department of economics and management, Stavropol Institute of Cooperation (branch) of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Stavropol, Russia. E-mail: stik-direktor@bukep.ru
MARTSEVA Tatyana Gennadyevna - Ph.D. in economics, associate professor, 08.00.05 - economy and management of people's economy (by branches and spheres of activity), associate professor of the Department of humanities, Socio-Economic and Information-Legal Disciplines, Novorossiysk Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Novorossiysk, Russia. E-mail: kalipso-dream@mail.ru
BEREZHNAYA Olga Vladimirovna - doctor of economics, professor, 08.00.05 - economy and management of people's economy (by branches and spheres of activity), professor of the Department of management, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia. E-mail: ohvb@list.ru
Abstract. This article reveals the importance of legal regulation of intellectual property issues in economic integration between the Russia and the Republic of Belarus. Membership in a number of international organizations makes it necessary to change the state approach to the protection of intellectual property.
Keywords: intellectual property, economic integration, WIPO, Paris and Madrid conventions.
For citation: Glaz V.N., Martseva T.G., Berezhnaya O.V. Protection of intellectual property rights in the context of international economic integration. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 2 (49). P. 176-182. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-2-176-182.
References
1. Agreement on the international registration of marks: Concluded in Madrid on 14 April 1891. As amended on 02 October 1979. URL: http://www.consultant.ru (accessed: 04.02.2020).
2. Customs code of the Eurasian economic Union: Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=215315&fld=134&dst=105302,0&rnd=0.9412981801357163#0663799293 9171609 (accessed: 04.02.2020).
3. Protection of intellectual property rights information portal. URL: http://www.gtk.gov.by/ru/ intellectualnaya_sobstvennost-ru (accessed: 04.02.2020).
4. On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law from 03.08.2018 No. 289-FZ. Collection of legislation of the Russian Federation, 06.08.2018. No. 32. Part I. Article 5082.
5. Martseva T.G. Some aspects of the system of intellectual property protection in the CIS. Reproduction of Russia in the XXI century: dialectics of regulated development. To the 80th anniversary of the publication of the book by J.M. Keynes «General theory of employment, interest and money»: Collection of abstracts. Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2016. P. 421-427.