Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА'

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / безопасность дорожного движения / административная ответственность в области дорожного движения / правила дорожного движения / защита прав и законных интересов участников дорожного движения / administrative law / road safety / administrative responsibility for road traffic / rules of the road / Protection of the rights and legitimate interests of road users

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.К. Аллагужин

В настоящей статье рассматривается административно-правовой институт «защита прав и законных интересов участников дорожного движения». Автор, анализируя научные труды ученых-правоведов, раскрывает понятие института «защита прав и законных интересов участников дорожного движения», а также приводит примеры актуальных проблем безопасности участников дорожного движения, исходя из статистики, опубликованной Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — И.К. Аллагужин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHT AND LEGITIMATE INTERESTS OF ROAD USERS AS AN INSTITUTION OF ADMINISTRATIVE LAW

In this article the administrative-legal institute «protection of rights and legal interests of road users» is considered. The author, analyzing the scientific works of legal scholars, reveals the concept of the institute «protection of the rights and legitimate interests of road users », and also gives examples of actual problems of safety of road users, based on statistics, Road Safety State Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Law of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА»

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

И.К. Аллагужин, студент

Научный руководитель: А.Л. Сергеев, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-6-9

Аннотация. В настоящей статье рассматривается административно-правовой институт «защита прав и законных интересов участников дорожного движения». Автор, анализируя научные труды ученых-правоведов, раскрывает понятие института «защита прав и законных интересов участников дорожного движения», а также приводит примеры актуальных проблем безопасности участников дорожного движения, исходя из статистики, опубликованной Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и законодательства Российской Федерации

Ключевые слова: административное право, безопасность дорожного движения, административная ответственность в области дорожного движения, правила дорожного движения, защита прав и законных интересов участников дорожного движения.

Современное общество трудно представить без сферы дорожного движения, поскольку, в первую очередь, она направлена на реализацию граждан своих прав на беспрепятственное передвижение по территории Российской Федерации, а также на ряд других прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации [1].

В 2022 году представитель МВД Российской Федерации сообщил в средствах массовой информации, что за последние 10 лет количество транспортных средств выросло с 49,5 миллиона до 64,5 миллиона единиц [2]. К каким последствия может привести увеличение количества транспортных средств в нашем государстве?

Согласно статистике, опубликованной Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2022 год произошло 126 705 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 14 172 человек, 159 635 человек получили ранения. Следует также отметить рост числа дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с аналогичным периодом за 2021 год, просматривается во многих регионах России, приведем некоторые из них: Республика Алтай (за 2021 год произошло 302 дорожно-

транспортных происшествий, за 2022 год -368), Республика Дагестан (за 2021 год произошло 1384 дорожно-транспортных происшествий, за 2022 год - 1446), Новосибирская область (за 2021 год произошло 1799 дорожно-транспортных происшествий, за 2022 год - 2184), Красноярский край (за 2021 год произошло 3312 дорожно-транспортных происшествий, за 2022 год-3354). На основании приведенной статистике следует сделать вывод, что: во-первых, стремительное увеличения количества транспортных средств в нашем государстве привело к росту дорожно-транспортных происшествий, включая: погибших, пострадавших в них, не учитывая материальный ущерб; во-вторых, если сравнить статистику произошедших дорожно-транспортных происшествий за 2021 год (произошло 133 331 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 14 874 человек, 167 856 человек получили ранения) и за 2022 год, можно наблюдать небольшой спад числа дорожно-транспортных происшествий, включая число погибших) [3].

Несмотря на не незначительную положительную динамику по снижению числа дорожно-транспортных происшествий, произошедших в Российской Федерации,

масштабы ежегодных потерь в сфере дорожного движения свидетельствуют о низкой правовой защищенности ее участников. Вследствие чего полагаем, что проблема безопасности участников дорожного движения все еще актуальна. Разрешить имеющиеся проблемы возможно, только если их решение проводить с использованием научного подхода.

Под правовым институтом в теории государства и права следует понимать упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений [4].

Одним из первых ученых-правоведов кто поднимал вопрос о создании в рамках административного права нового правового института - института защиты прав и законных интересов граждан является Ки-лясханов И.Г., который считает, что «новый правовой институт должен быть комплексным, то есть содержать нормы, регулирующие отношения граждан со всеми субъектами исполнительной власти; комплексность этого института предполагает также должное наполнение его не только материальными, но и административно-процессуальными нормами [5]. Такими отношениями Амеличкин А.В. считает: «общественные отношения, связанные с административно-правовой защитой прав и законных интересов участников дорожного движения, урегулированные нормами административного права» [6].

Нельзя не согласиться с мнениями вышеназванных ученых-правоведов, поскольку целью института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения представляет собой создание условий, направленных на уменьшение случаем нарушений прав и законных интересов участников таких отношений, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении их прав.

Как указывает в своей диссертации Амеличкин А.В.: «административная ответственность участников дорожного движения является одним из средств обеспечения безопасности дорожного движения и защиты прав и законных интересов всех участников дорожного движения» [7].

Так, с 1 марта 2023 года вступили в силу поправки в Правилах дорожного движения Российской Федерации, согласно которым электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства, получили особый статус - средства индивидуальной мобильности [8].

На наш взгляд, введение в правила дорожного движения Российской Федерации новой категории транспортных средств -средств индивидуальной мобильности, связано с ростом числа пользователей электросамокатов, следовательно, увеличение дорожно-транспортных происшествий с их участием. В своем выступлении от 06 июля 2023 года начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Черников Михаил Юрьевич приводит статистику произошедших дорожно-транспортных происшествий с участием пользователей средств индивидуальной мобильности, согласно которой в 2023 году по сравнению с 2022 годом в Российской Федерации число дорожно-транспортных происшествий с участием пользователей средств индивидуальной мобильности увеличилось почти на 56% [9].

Позиция законодателя по усилению ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения Российской Федерации также отражена в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10].

В целях совершенствования административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения считаем, что необходимо:

- исключить за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.29 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации вид ответственности в виде предупреждения, поскольку считаем, что данный вид ответственности является более мягким по сравнению с другими видами ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

- изменить в части 2 статьи 12.29 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации размер штрафа с 800 рублей до 2000 рублей, в части 3 -размер штрафа с 1000-1500 рублей до 3 000 рублей, так как считаем, что увеличение размера штрафа повлияет на снижение количества произошедших дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов и водителей средств индивидуальной мобильности [11];

- дополнить в статье 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», следующие принципы: использование международного опыта в области обеспечения безопасности участников дорожного движения; внедрение в практику достижение науки и техники, способствующих обеспечению безопасности участников дорожного движения [12].

На основании вышеизложенного, под административно-правовым институтом защиты прав и законных интересов участников дорожного движения следует понимать деятельность, урегулированная нормами административного права, направленная на предупреждение, пресечение

нарушения прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, осуществляемой способами и средствами, не запрещенными законом, в административном или судебном порядке в рамках установленных законом сроков. Одним из эффективных средств обеспечения защиты прав и законных интересов участников дорожного движения является административная ответственность, которая закреплена в Кодексе об административном правонарушении Российской Федерации. На фоне популяризации в Российской Федерации средств индивидуальной мобильности, увеличилось число дорожно-транспортных происшествий с участием пользователей данной категории транспортных средств, в связи с чем, законодательство требует совершенствования административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, которые мы привели в нашей научной работе.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Рос. газета. 2020. № 144.

2. URL: https://tass.ru/obschestvo/176118137ysclidHny60t6hds746414624_ (Дата обращения: 26.10.2023).

3. URL: http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 26.10.2023).

4. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие. - М., 2010.

5. Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан: автореф. дис. д-ра юрид. наук. - М., 1997.

6. Амеличкин А.В. Расчет процесса фильтрации жидкости в древесине при автоклавной пропитке / Л.А. Баданина // Общество и право. - 2013. - № 2 (44).

7. Амеличкин А.В. Административно-правовые основы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Амеличкин Алексей Викторович; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ]. - Орел, 2013. - 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/481.

8. Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

9. URL: https://tass.ru/obschestvo/18205397 (Дата обращения: 26.10.2023).

10. Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023).

12. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

PROTECTION OF THE RIGHT AND LEGITIMATE INTERESTS OF ROAD USERS AS AN INSTITUTION OF ADMINISTRATIVE LAW

I.K. Allaguzhin, Student

Supervisor: A.L. Sergeev, Candidate of Law Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. In this article the administrative-legal institute «protection of rights and legal interests of road users» is considered. The author, analyzing the scientific works of legal scholars, reveals the concept of the institute «protection of the rights and legitimate interests of road users», and also gives examples of actual problems of safety of road users, based on statistics, Road Safety State Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Law of the Russian Federation.

Keywords: administrative law, road safety, administrative responsibility for road traffic, rules of the road, Protection of the rights and legitimate interests of road users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.