Научная статья на тему 'Защита прав и законных интересов участников дорожного движения – институт административного права'

Защита прав и законных интересов участников дорожного движения – институт административного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1447
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ADMINISTRATIVE LAW / LAW INSTITUTE / PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF TRAFFIC PARTICIPANTSOF TRAFFIC / TRAFFIC ACCIDENTS / TRAFFIC SAFETY / TRAFFIC PARTICIPANTS / VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амеличкин Алексей Викторович

В статье рассматриваются проблемные вопросы института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится анализ законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также обосновывается особый взгляд на дальнейшее развитие института защиты и повышение эффективности защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights and legitimate interests of participants of traffic – institute of administrative law

The touches upon the problems of institute of laws and interests of traffic participants are considerated in this article. The legislation in the sphere of security traffic protection are analyzed and it also the special view to the development of this protection institute and the improving of the efficacy of the protection of laws and interests of traffic participants are based.

Текст научной работы на тему «Защита прав и законных интересов участников дорожного движения – институт административного права»

Амеличкин Алексей Викторович

адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России (тел.: +79192036606)_________________________

Защита прав и законных интересов участников дорожного движения -институт административного права

В статье рассматриваются проблемные вопросы института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится анализ законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также обосновывается особый взгляд на дальнейшее развитие института защиты и повышение эффективности защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.

Ключевые слова: административное право, правовой институт, защита прав и законных интересов участников дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, участники дорожного движения, транспортные средства.

A.V. Amelichkin, Adjunct of a Chair of Administrative Law and Administrative Activity of Law-Enforcement bodies of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79192036606.

Protection of the rights and legitimate interests of participants of traffic - institute of administrative law

The touches upon the problems of institute of laws and interests of traffic participants are considerat-ed in this article. The legislation in the sphere of security traffic protection are analyzed and it also the special view to the development of this protection institute and the improving of the efficacy of the protection of laws and interests of traffic participants are based.

Key words: administrative law, law institute, protection of the rights and legitimate interests of traffic participantsof traffic, traffic accidents, Traffic Safety, traffic participants, vehicle.

Одним из существенных достижений цивилизации является справедливая правовая система, которая невозможна без комплексной системы защиты прав и законных интересов каждого человека и гражданина. Поэтому признание прав и свобод человека и гражданина стало одним из главных приоритетов современного общества, двигателем прогресса, а также причиной развития всего человечества по пути справедливых, основанных на праве отношений между людьми.

К сожалению, жизнь общества постоянно сопровождается попытками одних людей ограничить права и законные интересы других, в том числе и незаконными средствами и способами. Не составляет исключения и сфера дорожного движения, где неутешительной остается статистика в области безопасности дорожного движения. Так, согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2011 г. произошло 199 868 дорожнотранспортных происшествий, вследствие этого погибли 27 953 человека, а 251 848 человек получили ранения. Таким образом, если сравнивать показатели 2011 г. с показателями за аналогичный период 2010 г., то можно сделать вывод, что ситуация в области безопасности

дорожного движения ухудшилась. Так, на 0,2% выросло количество дорожно-транспортных происшествий, увеличилось количество погибших на дорогах на 5,2%, а раненых - на

0,5%. Стоит отметить то обстоятельство, что на 4,5% увеличилось количество зарегистрированных автомобилей по сравнению с 2010 г. В 2011 г. правоохранительные органы зарегистрировали 42 311 668 нарушений Правил дорожного движения, что на 2% больше, чем годом ранее [10].

Для науки административного права немаловажную роль имеет институт защиты прав и законных интересов, так как именно благодаря тем правовым положениям, которые включает данный институт, гражданин может защитить свои права от произвола публичной власти и других субъектов, нарушающих его права и законные интересы. Однако институт защиты прав и законных интересов человека и гражданина является комплексным, межотраслевым институтом, объединяющим в своем содержании нормы различных отраслей права, защита прав и законных интересов в различных отраслях права имеет свои особенности.

Одним из первых отечественных ученых, обосновавших необходимость создания инсти-

тута защиты в административном праве, является И.Ш. Килясханов, который считает, что в настоящее время актуальной становится задача в российском административном праве «создания в рамках административного права нового правового института - института защиты прав, свобод и законных интересов граждан; вновь создаваемый институт должен быть комплексным, т.е. содержать нормы, регулирующие отношения граждан со всеми субъектами исполнительной власти; комплексность этого института предполагает также должное наполнение его не только материальными, но и административно-процессуальными нормами. Точно, полно и детально расписанные процедуры взаимоотношений публичной власти и частных лиц должны стать непременным и эффективным способом их защиты» [6, с. 9].

Под правовым институтом в теории государства и права следует понимать упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений [8, с. 69].

Такими отношениями, на наш взгляд, являются общественные отношения, связанные с административно-правовой защитой прав и законных интересов участников дорожного движения, урегулированные нормами административного права. Защита прав и законных интересов участников дорожного движения неразрывно связана с институтом защиты прав и законных интересов человека и гражданина и является его частью, так как возникла именно из этого правового института в связи с потребностью регулировать общественные отношения в области дорожного движения.

Можно согласиться с мнением С.С. Алексеева, который считает, что «материальной предпосылкой для формирования правового института является наличие такой разновидности общественных отношений или такого участка ряда разновидностей, которые бы объективно требовали обособленного регулирования комплексом нормативных предписаний» [3, с. 129]. Содержание института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения в административно-правовом аспекте можно представить как совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся между участниками дорожного движения, с одной стороны, и органами государственной власти - с другой, по поводу защиты прав и законных интересов. Нормы данного правового института призваны защитить участников дорожного движения от нарушения прав со стороны органов государственной власти и других субъектов, принимающих участие в дорожном движении. Главное назначение норм института защиты состоит в том, что они помогают определить содержание

права субъекта на защиту и тем самым способствуют его реализации.

Назначение института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения неразрывно связано с целью данного правового института, которая, на наш взгляд, представляет собой создание таких условий, при которых нарушение прав и законных интересов участников дорожного движения будет сведено к минимуму, а виновные в нарушении прав участников дорожного движения будут привлечены к установленной ответственности. Защита имеет ценность для участников дорожного движения в том случае, если она реализуется. Если же нормы, защищающие права и законные интересы участников дорожного движения, не реализуются, то такие нормы права носят формальный характер. Поэтому для института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения большое значение имеет механизм реализации защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Механизм реализации административно-

правовой защиты представляет собой определенные действия, направленные на воплощение в жизнь самого права на защиту. И здесь огромную роль играют нормы института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.

Правовая основа защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, формирующая институт административноправовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, состоит из множества нормативно-правовых актов. Данные акты можно классифицировать по различным критериям и основаниям, однако основными являются правовые нормы, закрепленные в таких нормативно-правовых актах, как КоАП РФ; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ [2]; Правила дорожного движения [2], утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090; федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» и др.

Таким образом, наличие специфических правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, позволяет говорить о наличии института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Данный институт базируется на определенных принципах, которые вытекают из законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В научной доктрине нет единого понимания перечня принципов, тем более относящихся к

223

защите прав и законных интересов участников дорожного движения. Однако они имеют особое значение для института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, т.к. выражают исходные правовые положения, обладают универсальностью и общей значимостью.

Так, Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права: принцип приоритета личности и ее интересов, принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип законности, принцип гласности, принцип ответственности [7, с. 50-52].

Ю.А.Тихомиров основополагающими принципами административного права считает иерархичность построения субъектов и их отношений, подзаконность деятельности, функционально-специализированный характер деятельности, участие граждан и их объединений в государственном управлении, осуществление властных полномочий профессиональными постоянно действующим аппаратом и его служащими [11, с. 72].

На наш взгляд, можно согласиться с ученым Ю.Н. Стариловым, который считает более удобным деление принципов административного права на две взаимосвязанные категории: конституционные и организационно-функциональные. Под принципами в административном праве Ю.Н. Старилов понимает «основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе контрольно-надзорных полномочий)» [9, с. 363].

Эффективность как принцип административного права была названа в качестве важнейшей профессором Д.Н. Бахрахом. В юридической литературе можно встретить мнения относительно того, что эффективность совпадает с принципом законности, однако это не совсем верно, т.к. «эффективность предполагает определенную степень соответствия результата поставленным в законе целям, тогда как законность в буквальном смысле не имеет количественных (степенных) характеристик (хотя зачастую говорят о «низком», «высоком» уровне законности, что является, по сути, не более чем условностью)» [5, с. 113].

Таким образом, защита прав и законных интересов участника дорожного движения в контексте принципа эффективности предполагает определенную степень соответствия результатов защиты поставленным в законе целям.

Защита должна быть эффективным инструментом восстановления нарушенных прав граждан, а также предусматривать механизм предупредительных мер, чтобы выявлять нарушения прав, свобод и законных интересов личности на ранних этапах.

Принципы административного права закрепляются во многих нормативно-правовых актах. Важнейшими из принципов являются принципы, закрепленные в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах, регулирующих институт защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Итак, нами рассмотрены основные принципы общего и отраслевого характера, имеющие значение для осуществления защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, однако это далеко не исчерпывающий перечень принципов, которыми регулируется административно-правовые отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Так, на основании Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ [1] основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются следующие:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, на наш взгляд, вытекает из положения ст. 2 Конституции РФ, которая закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -прямая обязанность государства.

Отсюда также следует вывод о том, что, признавая высшей ценностью права и свободы граждан, которые являются носителями суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, государство тем самым признает приоритет своей ответственности перед гражданами, в том числе, и за обеспечение безопасности дорожного движения.

Также из текста Конституции РФ вытекает и принцип соблюдения интересов граждан, об-

щества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Принцип программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения означает, что обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществляется на основе федеральных, региональных и местных программ, целью которых является сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

На наш взгляд, можно согласится с мнением А.А. Батяева, который считает, что «если проанализировать данные принципы, то можно сказать, что это, скорее, цели, которые пытается достичь государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но не принципы правового регулирования данной области общественных отношений» [4, с. 1].

На наш взгляд, в основе обеспечения безопасности дорожного движения должны лежать такие принципы, которые бы имели основной своей целью защиту прав и законных участников дорожного движения, что в свою очередь помогло создать условия, при которых дорожное движение стало безопасным для всех участников дорожного движения. Поэтому для построения наиболее эффективной системы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения необходимо на законодательном уровне дополнить ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следующими принципами:

использование международного опыта в области обеспечения безопасности дорожного движения;

приоритет защиты прав и законных интересов наиболее незащищенных участников дорожного движения перед остальными;

постоянная пропаганда безопасности дорожного движения;

системный мониторинг дорожно-транспортной обстановки и анализ причин и условий дорожнотранспортных происшествий;

объединение усилий государства и общества при решении проблем в области безопасности дорожного движения;

внедрение в практику достижений науки и техники, способствующих обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно определить понятие административно-правовой защиты прав и законных интересов участника дорожного движения как деятельность, регулируемую нормами административного права, направленную на предупреждение, пресечение нарушения прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, осуществляемой способами и средствами, не запрещенными законом, в административном или судебном порядке в рамках установленных законом сроков.

1. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

2. Правила дорожного движения: утв. 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993. № 47. Ст. 4531.

3. Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975.

4. Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (постатейный) //СПС «КонсультантПлюс». 2006.

5. Галлиган Д., Полянский В. В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002.

6. Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.

7. Козлов Ю.Н., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: учеб. / под ред. Л.Л. Попова М., 2002.

8. Малько А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие. М., 2010.

1. About safety of traffic: feder. law of Dec.10, 1995. № 196-FL // Col. Legislative of Russian Federation 1995. № 50. Art. 4873.

2. Traffic regulations: 23 Oct. 1993

№ 1090 // Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. № 47. Art. 4531.

3. Alekseev S.S. Structure of the Soviet right. M., 1975.

4. Batyaev A.A. The comment to the Federal law of December 10, 1995. № 196-FL «About safety of traffic» (itemized) // HLS «ConsultantPlus». 2006.

5. Galligan D., Polyansky B.B., Starilov Yu.N. Administrative law: history of development and main modern concepts. M., 2002.

6. Kilyaskhanov I.Sh. Problems of ensuring rights and freedoms of citizens: autoref. dis. ... Doctor of Law. M., 1997.

7. Kozlov Yu.N., Ovsanko D.M., Popov L.L. Administrative law: textbook / ed. by L.L. Popov M., 2002.

8. Malko A.V. Theory of the state and the right in schemes, definitions and comments: studies. M., 2010.

225

9. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002.

10. Статистика аварийности за 2011 год. URL: http: //Www.gibdd.ru/news/672 (дата обращения: 12 марта 2012 г.).

11. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

9. Starilov YU.N. Course of the general administrative law: in 3 v. V. 1: History. Science. Subject. Norms. Subjects. M., 2002.

10. Statistics of accident rate for 2011. URL: http: // www.gibdd.ru/news/672 (address date: March 12, 2012).

11. Tikhomirov Yu.A. Course of administrative law and process. M, 1998.

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.