УДК 351.811 ББК 67.629
© 2019 г. Е. А. Пикина,
адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского
университета МВД России.
E-mail: [email protected]
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье уточняется дефиниция «безопасность дорожного движения» как объект административно-правового регулирования через раскрытие понятий «безопасность» и «дорожное движение». Это осуществляется с помощью семантического анализа отдельных составляющих, изучения определений, закрепленных в законодательстве, а также сравнительно-правового анализа разработок ученых для минимизации аварийности на дорогах, совершенствования комфортности перевозок, соблюдения прав и законных интересов участников дорожного движения, развития транспортного сектора экономики страны.
Ключевые слова: Обеспечение безопасности дорожного движения, безопасность дорожного движения, дорожное движение, безопасность, административные правонарушения в области дорожного движения, участники дорожного движения, автотранспортное средство.
E. A. Pikina - adjunct chair of administrative activity agencies of the internal affairs, captain of police.
Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation.
ROAD SAFETYAS AN OBJECT OFADMTNSTRAITVE LEGAL REGULATION
In the article, through the disclosure of such multifunctional notions as «safety» and «road traffic», the definition of «road safety» as an administrative object is clarified by means of a semantic analysis of individual components, studying definitions enshrined in legislation, and a comparative legal analysis of scientists, legal regulation to minimize accidents on the roads, improve the comfort of transportation, respect the rights and legitimate interests of road users, develop transport sector of the economy.
Key words: Ensuring road safety, road safety, road traffic, safety, administrative offenses in the field of road traffic, road users, motor vehicle.
Одной из наиболее свойственных и неотъемлемых частей нынешней цивилизации является дорожное движение. Будучи сложной социально неоднородной, технически непостоянной, данная область представляет собой конгломерат разнообразных коррелирующих между собой элементов, объединенных единой мишенью функционирования, т. е. обеспечением комфортных и безопасных перевозок. При этом, охватывая пространственное перемещение людей и грузов, дорожное движение в комплексе не представляет собой стихийного процесса, а обнаруживается результатом осознанной и управляемой деятельности не некоторых индивидуумов, а сложной дорожно-транспортной системы державы.
Роль последней в упорядочении общественных отношений, возникающих между участниками дорожного движения, нельзя недооценивать. Именно государству отводится стратегическая роль в организации и регулировании движения; установлении правил
пространственного перемещения пассажиров и грузов; материализации разнообразными органами исполнительной власти, государственными органами управления автомобильным транспортом, органами местного самоуправления финансово-экономической, та-рифно-установительной, научно-технической и общественно направленной политики; разрешительной деятельности на автомобильном транспорте; решении постоянно обновляющихся вопросов по требуемым для непрерывного функционирования автомототранс-порта многочисленным ресурсам (топливо, энергетика, запасные части); контроле за организацией и безопасностью движения по улицам и дорогам.
Безопасность дорожного движения является ключевым фактором обеспечения комфортности перевозок, соблюдения прав и законных интересов участников движения, развития транспортного сектора экономики страны, и соответственно, предполагает применение различных средств регулирования.
В последнее время проблематика безопасности дорожного движения, как объекта научного исследования, широко востребована современными учеными [1, с. 14; 2, с. 11; 3, с. 80], однако единого подхода к научной трактовке данного понятия пока не выработано. Недостаточно исследований проведено в вопросе понимания безопасности дорожного движения непосредственно как объекта административно-правового регулирования. Кроме того, большинство авторов не полностью учитывают положительный опыт прошлых лет, не интерпретируют понятие безопасности дорожного движения через категории «дорожное движение», «безопасность дорожного движения», «обеспечение безопасности дорожного движения», что указывает на дополнительную актуальность рассмотрения указанной проблематики.
В настоящее время с учетом глобальной автомобилизации не вызывает сомнений потребность обширной инноватизации системы управления обеспечением дорожной безопасности в Российской Федерации именно на уровне государства, центром которой являются протекционные административно-регулятивные нормы, очерчивающие последовательные меры административно-предупредительного, административно-принудительного, административно-обеспечительного характера, меры административной ответственности, применяемые к субъектам правоотношений, участвующих в дорожном движении и являющихся правонарушителями.
К сожалению, степень государственного влияния на процессы, происходящие в дорожно-транспортной сфере, не достаточно активна по отношению к заявленным целям.
Важным в механизме обеспечения безопасности дорожного движения является правовой аспект проблемы, поскольку сформировался большой массив разрозненных подзаконных актов, в результате чего объективно возникают сложности в получении информации о таких правовых актах и ознакомлении с ними.
Немало дискуссий вызывает упрощенный порядок оформления материалов об административных правонарушениях. С одной стороны, дальнейшее упрощение порядка привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения дорожной безопасности будет способствовать оперативности рассмотрения ад-
министративного дела, с другой - не может гарантировать полноты и всесторонности выяснения всех обстоятельств конкретного дела и соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Низким уровнем отличается и терминологическая составляющая административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения. Несмотря на то, что мы ежедневно сталкиваемся с понятием «безопасность дорожного движения», законотворцы зафиксировали для него весьма узкое определение: «безопасность дорожного движения -состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» [4].
Не дает однозначного ответа на вопрос о сущности, содержании и признаках безопасности дорожного движения и научное сообщество. Отметим, что в научных источниках, которые были написаны учеными различных областей знаний с 1970 года по настоящее время, постоянно предпринимались усилия по раскрытию ответов на данные вопросы, но, как правило, они имели поверхностный характер, акцентируя внимание, в основном, на существенности анализируемого направления для жизнедеятельности социума. При последовательном прочтении специализированной узконаправленной научной литературы складывается отчетливое мнение, что большинство теоретиков и практиков, исследовавших данную проблематику, вкладывали в это понятие личный смысл. Среди тех ученых, которые в своих трудах затрагивают данное направление, имеют место быть обстоятельные разногласия применительно к понятиям и «дорожное движение», и «безопасность дорожного движения», и «обеспечение безопасности дорожного движения», что можно истолковать, в первую очередь, объемностью, полифункциональностью и быстрой трансформацией во времени и пространстве рассматриваемых понятий.
С нашей позиции, понятие «безопасность дорожного движения» и «обеспечение безопасности дорожного движения» неразрывно связаны между собой, поэтому обе дефиниции требуют основательного изучения. Анализ данных понятий предусматривает семантический анализ отдельных его составляющих, изучение дефиниций, закрепленных в
законодательстве, а также сравнительно-правовой анализ методологических разработок ученых по этому вопросу.
Термин «безопасность дорожного движения», интегрируя внутри себя два понятия -«дорожное движение» и «безопасность», как многоэтажная структурная категория, имеет своим «фундаментом» понятие «безопасность», толкование которого, в виду его и социальной, технической, других направленно-стей, имеет место быть во многих областях научного познания.
Преимущественно, термин «безопасность» используют для обозначения определенного состояния общественных отношений. Под безопасностью понимается качественная характеристика общественных связей, при которой созданы все условия для фактической материализации жизненно важных интересов личности, социума и державы.
На сегодняшний день в научной литературе существует множество дефиниций «безопасность», каждое из которых раскрывает эту категорию по различным аспектам.
Так, общепризнанно, что под термином «безопасность» в семантическом значении понимается состояние, «не угрожающее опасностью, лишенное угрозы» [5, с. 67], «при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [6, с. 41], т. е. когда кому, почему-то ничто не угрожает.
В юридическом смысле безопасность можно толковать как состояние защищенности субъекта от каких-либо угроз, вреда или зла. Следует отметить, что в экологической сфере под опасностью понимают ситуацию, которая имеет место в окружающей среде и которая при определенных условиях может привести к возникновению опасного фактора. Масса теоретико-правовых конструкций определения безопасности объединяет тяготение передать это состояние за счет анализа конкретных признаков.
По нашему мнению, на законодательном уровне достаточно удачным являлось следующее определение данного понятия: «Состояние защищенности жизненно важных интересов (совокупность потребностей, удовлетворение которых твердо обеспечивает наличие и потенциал передового развития) личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [8].
т» и _________________и
В юридической литературе, посвященной исследованию термина «безопасность», эта
категория широко распространена и означает состояние, обстановку покоя, которая обнаруживается в результате отсутствия действительной опасности (как физической, так и моральной), а также физические, экономические, социальные и политические обстоятельства, содействующие формированию подобной ситуации [8, с. 25].
Б. П. Кондрашов отмечает, что безопасность - это состояние защищенности жизненно значимых интересов объектов безопасности - личности, социума и государства, реа-лизовываемое субъектами безопасности, от общественно опасных действий и бездействий и иных вредных явлений социального, техногенного и природного характера с помощью использования комплекса мер и средств, предусмотренных законом [9, с. 6].
Принимая факт многоаспектности термина «безопасность», считаем целесообразным пользоваться родовой дефиницией, о которой говорилось выше. Именно поэтому в сфере дорожного движения понятие безопасности должно подвергаться рассмотрению как состояние протекции его участников от разного рода угроз. По нашему мнению, все угрозы, которые причиняют вред объектам дорожно-транспортной сферы, можно разделить на те, которые вызваны человеком, и такие, что от него не зависят (природные явления, отказ техники).
В свою очередь, вторая составляющая вышеназванного понятия - «дорожное движение» - означает определенный процесс перемещения участников с помощью механических транспортных средств или без таковых по определенным правилам.
В частности, В. В. Лукьянов интерпретировал настоящий термин как процесс движения автотранспортных средств по дорогам, где действия его участников - водителей, пассажиров и пешеходов обусловливаются особыми правилами [10, с. 12].
Тут зафиксированы две типичные стороны процесса - перемещение автотранспортных средств в пространстве на определенное расстояние за единицу времени и присутствие зафиксированных в нормативно-правовом акте государством правил, устанавливающих обязательные действия людей, которые в той или иной мере причастны к процессу движения автомототранспортных средств по дорогам и улицам. Это определение достаточно простое и понятное, однако, перечисляя
участников движения по улицам, дорогам, среди которых автор выделяет три категории -«водители», «пассажиры», «пешеходы», из поля зрения выпадают сотрудники и работники органов, обеспечивающие безопасность дорожного движения и осуществляющие контроль за ее обеспечением, (сотрудники дорож-но-патрульной службы ГИБДД МВД России), работники, на определенных участках управляющие дорожным движением (работники железной дороги, уполномоченные закрывать на время перемещения поезда железнодорожный переезд, работники Ситуационных центров Центров организации дорожного движения мегаполисов, имеющие возможность регулировать транспортные потоки для минимизации дорожных заторов с помощью переключения длительности фаз светофоров). Полагаем, что дефиницию В. В. Лукьянова целесообразно дополнить данными категориями участников дорожного движения.
Р. В. Клинковштейн и М. Б. Афанасьев выводят более широкое понятие данного термина и в своих трудах дорожным движением определяют имеющуюся на улицах и дорогах комбинационную динамическую систему, представляющую из себя совокупность перемещения пешеходов и разнообразных типов механических и немеханических транспортных средств [11, с. 141]. Мы полагаем, необходимо сделать небольшую ремарку и уточнить - перемещение пешеходов и транспортных средств возможно и отдельно друг от друга, и тогда перемещение пешеходов без наличия или возможности их появления в непосредственной близости транспортных средств (в лесу, на болоте, в горах, где поблизости нет автомобильных дорог) не будет пониматься в нашем смысле дорожным движением, тогда как перемещение автомобиля, иных транспортных средств без присутствия пешеходов - будет. Предлагаем в конце дополнить данное определение формулировкой: «или транспортных средств отдельно».
Еще более обширную трактовку задал И. К. Шахриманьян, по его точке зрения, дорожное движение - это передвижение людей и грузов механическими транспортными средствами, наряду с этим - людей вне данных транспортных средств по дорогам, урегулированное особыми правовыми нормами, контролируемое государственными органами и протекающее в ситуациях реальной опасности появления обстоятельств,
препятствующих продолжению данного процесса [12, с. 36].
Во всех перечисленных выше дефинициях концентрирует на себя внимание уклон в сторону механической интерпретации процесса. В трактовке В. В. Лукьянова добавлен социально значимый аспект, имеется указание на нормативно-правовое регламентирование действий элементов социума при движении транспортных средств по улицам и дорогам.
Более отчетливо социальная и правовая стороны дорожного движения представлены В. К. Шахриманьяном, но в его дефиниции обращают на себя внимание два иных положения, значимые с социально-экономической позиции. Во-первых, механический аспект дорожного движения в нем проецируется не как перемещение непосредственно автотранспортных средств, а с конкретизацией его цели - передвижение людей и грузов. Во-вторых, в противовес другим авторам он уточняет присутствие в указанном процессе такого важного его свойства, как действительная опасность прекращения движения.
Надлежит зафиксировать, что все перечисленные трактовки характеризуют исключительно внешние социальные и технические характеристики дорожного движения с доминированием последних и не дают основания для вывода о наличии факторов, которые можно именовать основаниями дорожно-транспортной аварийности.
Дефиниция Р. И. Денисова содержит обстоятельства более высокого порядка, которые могут влиять на действия людей - участников дорожного движения. Он изучал дорожное движение как объект административно-правового регулирования и представил его как совокупность общественных отношений, урегулированных правом, появляющихся в связи с потребностью организации транспортировок пассажиров и грузов по дорогам с использованием автотранспортных средств или без них, а также в процессе управления условиями данного передвижения [13, с. 7]. В данном определении четко установлены место и роль человека в движении по дорогам, важность его отношения к реализации безопасности дорожного движения. Акцент сделан и на управлении процессами обеспечения безопасности движения по дорогам и улицам, что подчеркивает необходимость постоянного регулирования данных процессов с элементами повы-
шенной опасности для общества со стороны государства.
Отечественные исследователи чаще всего трактуют дорожное движение как социальное явление, как действие определенной социальной общности, которая отличается относительной целостностью. Вследствие административно-правового регулирования дорожного движения нормами, прежде всего, административного права, оно приобретает определенный порядок.
С нашей позиции, дорожное движение -это: во-первых, комплекс элементов живой и неживой природы, функционирующей в обстоятельствах, которые напрямую зависят от уровня современной техники, состояния окружающей среды и потенциала человека; во-вторых, процесс, регулирующий динамические связи в триаде: человек, транспортное средство, дорога; в-третьих, общественная система, которая представляет собой изначально опасное, заранее аварийное явление, сопряженное с автотранспортным средством как с источником повышенной опасности; в-четвертых, в действительности имеющийся объект социального управления, т. к. он появляется исключительно там, где имеется общественная активность людей.
С обособлением дорожного движения возникают такие функции управленческого процесса, как планирование, координация, согласование, надзор, контроль, административное принуждение, осуществляемые в рамках общественных отношений между участниками дорожного движения. В-пятых, объект управления наличествует в двух аспектах: поэлементно-структурном - как совокупность водителей, пассажиров, пешеходов, автотранспортных средств, сети дорог, окружающей среды; и функциональном - как прямая деятельность по передвижению и созданию условий этого передвижения. Здесь немаловажно рассматривать поведение участников дорожного движения и административно-правовые нормы, которые все это регулируют.
Однако в понятие дорожного движения целесообразно вкладывать не только пространственный фактор участников движения, но и включать потребности. Транспортная потребность всегда осознанно трансформируется в интерес. Однако реализация этого интереса не должна наносить вред интересам государства, общества или отдельным гражданам. Главным фактором в удовлетворении названных
интересов является безопасность пространственного перемещения людей и грузов колесными транспортными средствами.
Понятие «безопасность дорожного движения» можно рассматривать как самостоятельную административно-правовую категорию, базирующуюся на анализе действительной правовой реальности.
Безопасность дорожного движения - это реальная способность дорожно-транспортных систем перемещать водителей, пассажиров, их грузы, в том числе, и с помощью управленческой административной деятельности в данном направлении со стороны государственных органов, прежде всего, ГИБДД МВД России, без реального ущерба для жизни и здоровья людей, состояния автомототехники и перемещаемых в пространстве грузов, государства, социума и окружающей природной среды.
По мнению К. С. Бельского, дорожное движение обнаруживается, главным образом, социальным явлением, безопасность которого подвергается анализу как один из немаловажных показателей качества тотальной безопасности современной жизнедеятельности человека. При этом собственно защищенность участников движения в дорожных условиях и при аварийных обстоятельствах является интегральным показателем не только безопасности движения по улицам и дорогам, но и общественной безопасности, поскольку последняя трактуется как состояние, при котором царят социальное спокойствие и уверенность людей в своей защищенности от угроз и воздействий любого характера [14, с. 266].
Учитывая масштабы автомобильного дорожного движения, соотношение с другими видами транспорта по количеству перевезенных пассажиров и грузов, протекция его участников имеет важное социальное и государственное значение (так, к примеру, только в 2018 году, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, автомобильным транспортом перевезено самое большее количество грузов - 5 544 млн тонн (на железнодорожный транспорт приходится перевозка 1 291,5 млн тонн, на внутренний водный - 105,1 млн тонн, на морской -23,0 млн тонн, на воздушный - 1,2 млн тонн). Также за аналогичный период автомобильным транспортом (автобусами) перевезено самое большее количество пассажиров - 9 767 637,1 тысяч человек (на железнодорожный транспорт приходится перевозка 1 079 052,1 тысяч
человек, на воздушный - 108 61 3,8 тысяч человек, на внутренний водный - 11 296,3 тысяч человек, на морской - 6 900,5 тысяч человек) [15]. Внедрение в дефиницию безопасности дорожного движения данного признака обуславливает потребность административно-правового регулирования общественных отношений, появляющихся между участниками такого движения.
Общественная безопасность как явление общественной жизни носит сложный и многоаспектный характер. Она также обнаруживается в иных аналогичных областях (в частности, в дорожной отрасли), выступает в качестве установленной совокупности общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизнедеятельности социума. В указанном смысле общественная безопасность является не только одной из надобностей общества, но и всеобщим благом, всеобщей ценностью, в сохранении которой заинтересованы и государство, и общество, и отдельные индивиды.
Обеспечение общественной безопасности - это стойкая гарантия образования в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся истинно возвышенной социальной ценностью, а сам он может ощущать себя социально защищенным. Внутренняя сущность безопасности дорожного движения раскрывается через понятие «общественная безопасность» и осознается именно как протекция жизненно важных интересов участников движения по улицам и дорогам, общества в комплексе от угрозы возникновения любых дорожно-транспортных происшествий и их негативных последствий, которые могут выражаться в причинении физического, морального, материального вреда.
Безопасность дорожного движения в административно-правовом формулировании представляет собой комплекс мероприятий, регламентированных нормами административного права и нацеленных на реализацию превентивного воздействия на участников дорожного движения.
Решение проблемы обеспечения дорожной безопасности требует использования мирового опыта, передовых технологий, а также применения комплекса мер административно-правового воздействия на поведение участников дорожного движения с целью недопущения совершения ими нарушений норм действующего законодательства.
К сожалению, в нашей стране существует массовость дорожно-транспортных происшествий. Согласно официальным данным ГИБДД МВД России в 2017 году в результате ДТП, которых насчитывалось 16 9432, погибли 19 088 человек, ранения получили 215 374 человека, что сравнимо с количеством населения небольшого города. По данным Госавтоинспекции, за 2018 год в 168 099 ДТП на дорогах России погибли 18 214 человек, получили ранения 214 853 человек [16]. Благодаря принимаемым мерам отмечается устойчивая тенденция снижения смертности. Так, например, еще в 2010 году на дорогах погибли более 26 тысяч людей. Согласно статистическим данным смертность на дорогах нашей страны, к несчастью, выше, чем в развитых странах Европы в 3-4 раза. Такие показатели указывают на необходимость усиления степени административно-правового обеспечения рассматриваемых общественных отношений с целью их упорядочения, закрепления, охраны и дальнейшей эволюции.
Таким образом, административно-правовое обеспечение предоставляет общественным отношениям определенность и устойчивость, поскольку, с одной стороны, указывает на наиболее целесообразное поведение субъектов (в данном случае участников дорожного движения) в определенных ситуациях, а с другой - гарантирует содействие, поддержку и охрану государственных интересов с целью непременного достижения желаемого результата в регулируемых административным правом общественных отношениях.
В то же время функционирование сферы дорожного движения требует, прежде всего, административно-правового обеспечения его безопасности, что объясняется: во-первых, регулированием большинства отношений, возникающих в транспортной сфере, именно нормами административного права; во-вторых, необходимостью охраны таких отношений; в-третьих, потребностью регулирования деятельности участников дорожного движения, органов публичной власти и государства в дорожной сфере; в-четвертых, появлением на рынке автотранспортных услуг большого количества частных перевозчиков, которые не обеспечивают соблюдение элементарных условий безопасности пассажирских перевозок; в-пятых, необходимостью государственного вмешательства в сферу пре-
доставления транспортных услуг с целью обеспечения их качества; в-шестых, обеспечением охраны окружающей среды от вредного воздействия автомототранспортных средств; в-седьмых, применением мер административного принуждения, в том числе, административной ответственности, к участникам дорожного движения, нарушающим действующее законодательство.
В указанной сфере административно-правовое обеспечение должно базироваться на принципах законности, целеустремленности, эффективности, приоритета безопасности, комплексности регулирования отношений,
Литература:
1. Моховая Т. А. Методика расследования преступлений против безопасности дорожного движения: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Кубанский государственный аграрарный университет. Краснодар, 2016.
2. Барабаш Д. И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2016.
3. Герштейн С. Е. Административно-правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как меры обеспечения безопасности в сфере дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук. Южно-Уральский государственный университет. Екатеринбург, 2015.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения».
5. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е издание дополненное. М., 2006.
7. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (утратил силу).
8. Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996.
оптимального соотношения государственных и личных интересов, ответственности, информационного, научного, технического, материального и кадрового снабжения субъектов обеспечения безопасности дорожного движения.
Подводя итоги, следует отметить, что только рациональное использование различных средств административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения, умелое их сочетание могут создать надежные условия для надлежащей реализации участниками дорожного движения права на безопасные и комфортные условия передвижения.
Bibliography:
1. Mokhovaya T. A. Methods of Investigating Crimes Against Road Safety: the abstract of the dissertation of the candidate of legal sciences. Kuban State Agrarian University. Krasnodar, 2016.
2. Barabash D. I. Organization of the prosecutor's supervision over the implementation of laws in the field of road safety: the abstract of the dissertation of the candidate of legal sciences. Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. M., 2016.
3. Gershtein S. Ye. Administrative and legal regulation of compulsory insurance of civil liability of vehicle owners as a safety measure in the field of road traffic: dissertation of the candidate of legal sciences. South Ural State University. Ekaterinburg, 2015.
4. Federal Law of the Russian Federation of December 10, 1995 № 196-FZ (as amended on December 27, 2018) «On Road Safety».
5. Kuznetsov S. A. The Big Dictionary of the Russian Language / Comp. and ch. ed. S. A. Kuznetsov. SPb., 2000.
6. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. The Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80000 words and phraseological expressions. Russian Academy of Sciences, Institute of the Russian Language. V. Vinogradov. 4th edition enlarged. M., 2006.
7. Law of the Russian Federation of March 5, 1992 № 2446-I «On Security» (became invalid).
8. Antonov A. B., Balashov V. G. Fundamentals of ensuring the security of the individual, society and the state. M., 1996.
9. Kondrashov B. P. Public Security and Administrative and Legal Means of Ensuring It: dissertation doctor of law. M., 1998.
10. Lukyanov V. V. Road Safety. 2nd ed., recycled and add. M., 1983.
9. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: дис. ... доктора юридических наук. М., 1998.
10. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983.
11. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. Учебник по специальности «Организация дорожного движения». М., 1992.
12. Шахриманьян И. К. Безопасность дорожного движения. М., 1970.
13. Денисов Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М.: Изд-во Всероссийского научно-исследовательского института МВД СССР, 1981.
14. Бельский К. С. Полицейское право. Лекционный курс / Под ред. А. В. Куракина. М., 2004.
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/.
16. Официальная статистика ГИБДД МВД России. URL: stat.gibdd.ru.
11. Klinkovshteyn G. I., Afanasyev M. B. Organization of traffic. Textbook on the specialty «Traffic Management». M., 1992.
12. Shakhrimanyan I. K. Traffic safety. M., 1970.
13. Denisov R. I. Administrative supervision in the field of road traffic. M., 1981.
14. Belsky C. C. Police Law. Lecture Course / Ed. A. V. Kurakina. M., 2004.
15. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/trans-port/.
16. Official statistics of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: stat.gibdd.ru.