Научная статья на тему 'К вопросу о функционировании административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения в России'

К вопросу о функционировании административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
700
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ADMINISTRATIVE-LEGAL PROCEDURE / SPECIAL LEGAL REGIME / CONSTITUTIONAL REGULATIONS / TRAFFIC SAFETY / PUBLIC MANAGEMENT / EXECUTIVE BODIES / PARTICIPANTS OF ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Здольник Александр Вячеславович

В статье исследуются конституционные положения, касающиеся административно-правового режима в обеспечении безопасности дорожного движения. Административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения представлен автором как особая система административно-правовых норм. Определены составные части специального административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Здольник Александр Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of functioning of administrative-legal procedure of road traffic safety in Russia

In the article the constitutional situations concerning administrative legal mode in road movement safety are investigated. The administrative legal mode of road movement safety is submitted by the author as a special system of the administrative rule of law. The components of a special administrative legal mode of a safety of road movement are determined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о функционировании административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения в России»

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

А.В. Здольник

В статье исследуются конституционные положения, касающиеся административно-правового режима в обеспечении безопасности дорожного движения. Административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения представлен автором как особая система административно-правовых норм. Определены составные части специального административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: административно-правовой режим, специальный правовой режим, конституционные положения, безопасность дорожного движения, государственное управление, органы исполнительной власти, участники дорожного движения.

Административно-правовой режим

обеспечения безопасности дорожного движения - это особая система административно-правовых норм, устанавливаемых федеральным законодательством и определяющих правовой статус участников дорожного движения, обусловленный особенностями деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожнотранспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статистические данные, приведенные в аналитических материалах МВД России, свидетельствуют о дальнейшем росте негативных показателей аварийности на улицах и дорогах России [1]. Наличие постоянной угрозы жизни и здоровью людей, жизненно важным интересам личности, общества и государства в сфере дорожного движения обусловливает необходимость существования специального предупредительного, непрерывно действующего административноправового режима обеспечения безопасности дорожного движения.

Как уже отмечалось, многие административно-правовые режимы обусловлены спецификой определенных сфер деятельности общества, например, необходимостью недопущения негативных последствий в области дорожного движения. Такой режим предусмотрен Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса об административных правонарушениях РФ 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [2].

По определению Д.Н. Бахраха, «правовой режим - это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов» [3]. Для более ясного понимания термина «правовой режим» Д.Н. Бахрах предлагает сравнить его с понятием правового статуса. В теории права под правовым статусом понимается совокупность прав и обязанностей, а также ответственность определенного субъекта права относительно разных объектов, а значит, система правовых норм, регулирующих правовое положение. А правовой режим - система норм, регулирующих правоотношения разных субъектов по поводу определенного объекта, т. е. это систематизация норм по признаку объекта. Таким образом, в юриспруденции возможен как статутный подход, так и режимный подход, т. е. систематизация норм по признаку субъекта и объекта [4].

Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, показывая путь к подобному результату и способ, ведущий к нему. Правовой режим соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями, и обеспечивает правовое регулирование определенной группы общественных отношений. Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. С. С. Маи-лян считает, что функционирование любой социальной организации протекает в своеобразных режимах, содержанием которых яв-

ляется некая совокупность нормативно-урегулированных правил, сформулированных в форме дозволений, запретов и регламентов, которым должны неукоснительно следовать субъекты управленческих отношений [5].

В отрасли административного права действуют различные правовые режимы, каждый из которых представляет собой правовой институт, направленный на урегулирование определенной группы правоотношений в сфере государственного управления, содействующий оптимальному использованию конкретных объектов.

Следует согласиться с С.Д. Хазановым относительно того, что в современной российской правовой системе административноправовой режим пока не стал общим режимом деятельности органов исполнительной власти [6].

В юридической литературе сформулирован ряд определений того, что понимается под административно-правовым режимом. Ю.Н. Старилов под административно-правовым режимом понимает порядок осуществления правового статуса как физических, так и юридических лиц в административно-правовой сфере [7]. Режимы зависят от статуса и его обновления, от организационно-правовой формы, от качества деятельности по оказанию услуг, от локальных актов. В.В. Ласточкин определяет административно-правовой режим как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления [8].

Таким образом, административно-правовой режим определяет правила поведения субъектов права, порядок реализации их прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере государственного управления с целью обеспечения безопасности личности, общества, государства.

В целях обеспечения функционирования объектов, представляющих повышенную

общественную опасность или имеющих важное государственное значение; определения порядка реализации прав и обязанностей; установления порядка пользования предметами, представляющими повышенную опасность; создания условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий создаются специальные административно-правовые режимы, одним из которых является административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако некоторые авторы не относят административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения к числу специальных режимов. В правовой литературе высказаны различные взгляды о понятии специального административноправового режима. В одном случае - это совокупность мероприятий временного характера [9], в другом - специальные административно-правовые меры, которые применяются при чрезвычайных обстоятельствах, в целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [10].

Вместе с тем следует согласиться с теми авторами, которые под специальным правовым режимом понимают особое состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное практическое осуществление требований законности, обусловившей создание специально уполномоченных органов, издание специальных нормативных правовых актов и применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [11].

В этой связи обоснованным представляется понимание административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения как специального режима.

Специальный административно-правовой режим безопасности дорожного движения характеризуется наличием особых статусов участников дорожного движения, специальных средств правового регулирования общественных отношений, складывающихся в дорожно-транспортном комплексе. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности дорожного движения в системе исполнительной власти об-

разуются специальные государственные органы, соответствующий механизм контроля и надзора. Обеспечение режима безопасности дорожного движения гарантируется общими и специальными или юридическими гарантиями. В качестве юридической гарантии выступает административно-правовой способ обеспечения режима безопасности дорожного движения.

Поэтому административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения является гарантом законности в сфере его применения, т. к. предусматривает не только порядок реализации прав граждан, но и содержит гарантии осуществления этих прав. Целью административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения является стабильный процесс перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, который достигается посредством защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Необходимость существования административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения базируется на следующих конституционных положениях.

Прежде всего это ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым на уровне Конституции РФ сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией РФ.

В судебной практике возникал вопрос о соответствии Конституции РФ п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», согласно которому допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести

месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается, ввиду нарушения права собственности на транспортное средство и противоречия ст. 8 (ч. 2), 17 (ч. 1), 19, 35 (ч. 1, 2 и 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ. Как правильно указал Конституционный суд РФ, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого административно-правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение и ограничение конституционных прав и свобод граждан [12].

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» действенность режима обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации достигается посредством установления полномочий и ответственности субъектов управления и участников дорожного движения, координации их деятельности, разработки и утверждения правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения, организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам безопасности движения, медицинским обеспечением, обязательной сертификацией, лицензированием деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения, страхованием на транспорте, осуществлением государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных доку-

ментов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В основе административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения лежат правовые нормы, регулирующие права и обязанности участников общественных отношений, устанавливающие технические требования к элементам уличнодорожной сети, техническому состоянию транспортных средств, определяющие компетенцию государственных органов, осуществляющих управление в сфере дорожного движения, устанавливающие ответственность участников общественных отношений в рассматриваемой сфере. В сфере безопасности дорожного движения установлены жесткие процедуры регистрации и проведения государственного технического осмотра транспортных средств (допуска транспортных средств к эксплуатации) [13-15], допуска водителей к управлению транспортными средствами, осуществления административного надзора, формирования информационных потоков о состоянии безопасности дорожного движения и т. д. Административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения тесно соприкасается, часто даже переплетается с административно-правовым режимом лицензирования отдельных видов деятельности в транспортно-дорожном комплексе, режимом обязательного и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, режимом обязательной сертификации транспортных средств, запасных частей и комплектующих и многими другими.

Обобщая сказанное на основе теоретического и практического анализа специфики административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения целесообразно сформулировать обоснованные в процессе рассуждений выводы.

1. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, закрепляющий совокупность юридических и организационных средств, применяемых для установления правового статуса объекта воздействия и направленный на обеспечение его устойчивого функционирования.

2. Под административно-правовым режимом понимается совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечи-

вающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления.

3. Специальный правовой режим - это особое состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное практическое осуществление требований законности, обусловившей создание специально уполномоченных органов, издание специальных нормативных правовых актов и применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

4. Административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой особую систему закрепленных в законодательстве административно-правовых норм и необходимых организационных управленческих мероприятий, определяющих правовой статус участников дорожного движения и порядок его реализации, обусловленный особенностями деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

5. Специальный административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения состоит из легализующих, функциональных и контрольно-надзорных режимов.

6. Важным средством соблюдения административного режима обеспечения безопасности дорожного движения является установление ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения.

1. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году. Аналитические материалы. М., 2007. С. 31.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 410.

4. Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы: монография. М., 2008. С. 7.

5. Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. М., 2002. С. 14-15.

6. Хазанов С.Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: сб. статей. М., 2003. С. 174-178.

7. Старилов Ю.Н. Административное право как средство разрушения «синдрома бесправия» в современном правовом государстве // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 35-38.

8. Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. С. 55-56.

9. Маилян С. С. О классификации административно-правовых режимов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2004. С. 124.

10. Попова Н.Н. Об административно-правовых режимах // Закон. 2003. № 10. С. 124.

11. Маринец В.П. Правовой режим безопасности дорожного движения и роль органов внутренних дел в его обеспечении: дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2000. С. 12.

12. Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 г. № 127-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аринина Алексея Федоровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и подпунктом «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Мини-

стерства внутренних дел Российской Федерации» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. № 9.

13. Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 г. № 431 «О проведении государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями (автомобильными службами)» // Российская газета. 2006. 22 июля.

14. Постановление Правительства РФ от 19.02.2002 г. № 117 «О порядке проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 27 февр.

15. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 11 авг.

Поступила в редакцию 18.09.2008 г.

Zdolnik A.V. On the issue of functioning of administrative-legal procedure of road traffic safety in Russia. In the article the constitutional situations concerning administrative - legal mode in road movement safety are investigated. The administrative - legal mode of road movement safety is submitted by the author as a special system of the administrative - rule of law. The components of a special administrative - legal mode of a safety of road movement are determined.

Key words: administrative-legal procedure, special legal regime, constitutional regulations, traffic safety, public management, executive bodies, participants of road traffic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.