Научная статья на тему 'Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения'

Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3131
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ADMINISTRATIVE LAW STATUS / ROAD USERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаргородский Валерий Валерьевич

В статье рассматриваются такие правовые категории, как гражданство, правоспособность и гарантии, которые оказывают решающее влияние на регулирование административно-правового статуса участников дорожного движения. Анализ статистических данных за последнее десятилетие позволяет проследить за совершенствованием старых и созданием новых правовых механизмов, ориентированных на реализацию административно-правового статуса участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The matter of the article under consideration is such legal categories as citizenship, legal capacity and guarantees, which have dominant influence upon the regulation of administrative law status of the road users. Statistics data analysis for the last ten years enables to retrace the improvement and development of the old juristic devices focused on realization of the administrative law status of road users.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения»

В.В. Шаргородский

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

CONCEPT AND SUBJECT OF ADMINISTRATIVE LAW STATUS

OF TRAFFIC PARTICIPANTS

В статье рассматриваются такие правовые категории, как гражданство, правоспособность и гарантии, которые оказывают решающее влияние на регулирование административно-правового статуса участников дорожного движения. Анализ статистических данных за последнее десятилетие позволяет проследить за совершенствованием старых и созданием новых правовых механизмов, ориентированных на реализацию административно-правового статуса участников дорожного движения.

The matter of the article under consideration is such legal categories as citizenship, legal capacity and guarantees, which have dominant influence upon the regulation of administrative law status of the road users. Statistics data analysis for the last ten years enables to retrace the improvement and development of the old juristic devices focused on realization of the administrative law status of road users.

Административно -правовой статус как

правовая категория традиционно является важнейшим институтом административного права. По общему определению понятие «статус» (от лат. status — состояние, положение кого-либо или чего-либо) в праве означает

совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина [1].

В современном мире проблема личности и ее взаимоотношений с государством, права, свободы обязанности граждан, их единство приобретают исключительное значение и актуальность.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. ознаменовало качественно новый этап развития прав личности. В ней расширен перечень прав и свобод, существенно изменилось их содержание. Основной закон страны провозгласил человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства.

Понятие «правовой статус» привлекало пристальное внимание отечественных правоведов и достаточно подробно исследовано в юридической науке. В литературе высказаны различные мнения по поводу соотношения понятий «правовой статус» и «правовое положение». Так, например, А.Б .Венгеров в своих работах придерживается мнения, что правовой статус гражданина и его правовое положение в обществе — не идентичные правовые явления. В частности, он отмечал, что государственный служащий, судья, военнослужащий, студент — все это правовые статусы, определяющие правовое положение конкретных лиц. Они характеризуются определенным набором прав и свобод. Но может возникать разрыв между правовым статусом и реальным положением лица [2].

В этой связи А.В. Витрук писал, что правовой статус индивидуализирует положение каж-

дого, наделяя его конкретно-определенным, а не абстрактным комплексом прав и обязанностей, регулируемых конкретными нормами определенной отрасли права [4].

В то же время Л.Д. Воеводин пишет, что указанные термины, в сущности, обозначают одно и то же явление и место человека в обществе и государстве, а предпринятые попытки обособить эти понятия, вложить в них различное содержание мало что дают для понимания обсуждаемой проблемы [2]. По мнению А.Н. Жеребцова, правовое положение как категория, определяющая место человека в обществе и государстве, — синоним категории «конституционный статус», так как является базовой для характеристики различных видов правовых статусов [3]. Специалисты — международники также отмечают, что и международные акты о правах человека не проводят между этими понятиями каких-либо различий, а употребляют их в одном и том же смысле.

У исследователей в области права отсутствует единая точка зрения относительно содержания понятия «правовой статус личности». Отдельные правоведы, кроме традиционно включаемых в понятие «правовой статус» субъективных прав и юридических обязанностей, добавляют и иные компоненты. Так, например, М.С.Строгович, помимо названных, причисляет к элементам правового положения также правовые гарантии и правовую ответственность, Л.Д.Воеводин — правоспособность, принципы права, гражданство и гарантии реализации прав и обязанностей [2]. По мнению Н.В. Витрука, помимо правового статуса, структурными элементами правового положения личности являются гражданство и правосубъектность как необходимые предпосылки правового статуса личности, а также юридиче-

ские гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности [1].

Е.А.Лукашова в своих трудах отмечала, что существующие элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса (например, гражданство, правоспособность) либо элементами, вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, т.к. без обязанности нет ответственности) [9].

Устойчивость гражданства отчетливо проявляется во времени и пространстве. Это означает, что правовая связь в форме гражданства возникает со дня рождения человека или на основании акта о приобретении (признании) гражданства и прекращается только в связи со смертью гражданина или случаями утраты гражданства. Данная правовая связь не прекращается, если лицо выезжает за пределы своего государства, т.е. гражданин во время своего пребывания за границей пользуется защитой и покровительством со стороны Российской Федерации.

Поскольку понятие «гражданин» не совпадает с категориями «человек», «личность», то и понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию. Как отмечает А.С.Мордовец, и права человека, и права гражданина пересекаются в плоскости юридической конструкции статуса прав личности, сфере субъективного права [10].

Таким образом, правовой статус личности не отождествляется со статусом гражданина Российской Федерации, поскольку объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица находится в прямой зависимости от гражданства. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, не имеют доступ к государственным должностям в федеральных органах власти.

Исходным правовым институтом, определяющим права и обязанности граждан в области дорожного движения, является правоспособность. Административная правоспособность является важным юридическим свойством любого индивидуального субъекта административного права.

В юридической литературе отмечается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую возможность лица быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. быть носителем прав и обязанностей.

Н.М. Коркунов писал, что правоспособность означает только то, что лицо может иметь известные права, но это не значит, что оно ими действительно обладает.

Другими словами, любой участник дорожного движения должен быть наделен правоспособностью, чтобы обладать определенным комплексом прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Причем объем указанных прав и обязанностей может в зависимости от обстоятельств изменяться, но это никак не влияет на саму правоспособность, поскольку «увеличение или уменьшение круга предполагает наличие такого свойства, как правоспособность».

Таким образом, административно-правовая правоспособность участников дорожного движения предполагает обладание основными правами и обязанностями данной категорией лиц. Она является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого участника дорожного движения. Вместе с тем, правоспособность собственных граждан и, например, иностранных граждан имеет естественные различия, которые обусловлены разным характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что административно -правовая правоспособность иностранного гражданина возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является. Легко заметить, что это не относится к собственным гражданам, поскольку они наделяются правоспособностью с момента своего рождения.

При общей характеристике содержания административно-правового статуса участников дорожного движения трудно оставить без внимания вопрос о роли и значении гарантий. Хорошо известно, что недостаточно провозгласить права и обязанности и сформулировать их в законах и иных нормативных правовых актах. Необходимо еще обеспечить их гарантиями, то есть дать возможность реального использования участниками дорожного движения предоставленных им прав и исполнения возложенных на них обязанностей. Причем объем указанных прав и обязанностей может в зависимости от обстоятельств изменяться, но это никак не влияет на саму правоспособность, поскольку «увеличение или уменьшение круга предполагает наличие такого свойства, как правоспособность».

Среди правоведов распространено мнение о том, что гарантии прав и свобод граждан по своему содержанию и характеру действия могут подразделяться на экономические, политические, организационные и юридические. Под экономическими гарантиями понимаются материальные условия фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет лично-

сти и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ.

Под организационными гарантиями следует понимать деятельность органов государственного управления либо уполномоченных на это общественных объединений по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод, возложенных на них обязанностей. К ним относятся органы управления экономикой и социально-культурной сферой, судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные и надзорные органы [2].

К юридическим гарантиям принято относить систему правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод (пределы прав и обязанностей, юридические факты, с которыми связывается их реализация и др.), а также средства их охраны и защиты (в случае неисполнения соответствующих обязанностей или злоупотребления правом, появления препятствий к реализации правового статуса и т.п.) [10].

Важное место в этой системе принадлежит нормам административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные нормативные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти.

Правовые гарантии прав и обязанностей участников дорожного движения являются важным обстоятельством, обеспечивающим действенность их статуса как субъектов административного права. В этой связи возникает вопрос о том, составляет ли юридическая ответственность один из компонентов юридических гарантий или нет? Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным. Он зависит, во-первых, от понимания содержания юридической ответственности, во-вторых, от аспекта рассмотрения юридической ответственности граждан.

Первая и самая важная часть прав и обязанностей представляет собой статус личности, человека как субъекта административного права. В Российском государстве правовое регулирование положения личности, человека занимает центральное, приоритетное место, ибо выражает следующую идею: право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Основной закон страны провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства.

Согласно Конституции Российской Федерации и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъек-

том права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.

Конституционный статус любого лица, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации всех иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой стороны, непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей части [11].

Вторая составная часть административно -правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации. Как субъект административного права, каждый гражданин имеет свой общегражданский административноправовой статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации. Нормы административного права, определяющие административноправовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности.

Таким образом, структура правового статуса участника дорожного движения включает, во-первых, правовой статус личности, очерченный выше, во-вторых, его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства. Когда физическое лицо обрело статус личности, а затем и гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — специальный.

Исследуя административно-правовой статус участника дорожного движения, П.И. Сатлейкин отмечал, что он «вытекает из общегражданского статуса и, сохраняя все его основные черты, является отраслевым, требующим соответствующей правовой адаптации к той социальной среде, в которой он реализуется» [11].

Специальный административно-правовой статус как часть общегражданского фиксирует комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права в определенных сферах или отраслях управления. Здесь также в качестве специального статуса можно выделить право -вые статусы рабочего, служащего, студента, военнослужащего, пенсионера, участника дорожного движения и т.д.

Четвертым элементом административно -правового статуса гражданина, отмечает Л.Л.Попов, является особый статус лица. Он включает в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, на основе чего и создается его правовой статус [11].

Таким образом, особый правовой статус гражданина, сохраняя все основные черты статуса личности, общего и специального статуса гражданина, представляет собой совокупность персонализированных прав и обязанностей гражданина, которые он фактически реализует в

данное время. Особый статус зависит от того, в каком качестве гражданин вступает в правоотношение: водителя, пешехода или пассажира. При определении рассматриваемого статуса имеют значение и такие факторы, как пол, возраст, должность, стаж и другие обстоятельства.

Учитывая вышеизложенное, можно высказать следующие положения: индивидуальным правовым статусом обладает, например, водитель, управляющий автомобилем, принадлежащим ему на правах личной собственности. Водитель может обладать и специальным правовым статусом, установленным нормами административного права и определяющим его служебные права и обязанности (в случае, если он работает водителем по найму или является индивидуальным предпринимателем). И, естественно, водитель наделен общим административно-правовым статусом в силу распространения на него положений гл. 2 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах.

Как отмечалось выше, в отечественной юридической литературе имеется много работ, специально посвященных статусу личности и гражданина, подробно раскрывается его содержание и даются определения данному правовому институту.

Так, развернутое определение рассматриваемого понятия дает Ю.А. Тихомиров: "Административно-правовой статус гражданина есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов. Причем регламентируются и охраняются как индивидуальные права граждан, так и публичные права, и их коллективное выражение [13].

Дорожное движение согласно определению, данному в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», представляет собой «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». Исходя из определения, участники дорожного движения есть участники такого рода отношений [12].

Пространственное перемещение людей и предметов, средств, продуктов их труда является объективной общественной потребностью, удовлетворение которой — неотъемлемая часть процесса функционирования хозяйственной, социально-культурной, административно -

политической, бытовой сфер общества.

Пространственное перемещение достигается в результате деятельности людей по управлению транспортными средствами, передвижения на транспортных средствах без управления ими или

пешего передвижения по дорогам, под которыми понимаются обустроенные или приспособленные и используемые для движения транспортных средств полосы земли или поверхности искусственных сооружений. То есть общественные отношения, образующие дорожное движение, возникают в процессе осуществления участниками этих отношений деятельности, являющейся социально-экономической по целевой направленности и технико-технологической по содержанию. И именно технико-технологический аспект дорожного движения положен в настоящее время в основу данного в указанном законе определения понятия «участник дорожного движения», которое определяется как «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства».

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Административно-правовой статус участников дорожного движения имеет сложный комплексный характер и может рассматриваться как правовой статус личности, человека; общегражданский статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации; специальный статус соответствующей отрасли права и особый, приобретенный в целях удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей.

Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами , государством и его гражданами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР / Н.В. Витрук. — М., 1985. — 246 с.

2.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. — М.: изд. МГУ, 1997. — 50 с.

3. Жеребцов А.Н. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Жеребцов. — Волгоград, 1999. — С. 15.

4. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук. — М., 1979. — С. 34.

5. Сивков С.И. Конституционно-правовой

статус личности как субъекта избирательного права Российской Федерации: дис.. канд.

юрид. наук / С.И. Сивков. — М., 2002. — С. 47.

6. Манохин В.М. Российское административное право: учебник / В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишев. — М., 1996. — С. 49.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права/ Н.И. Матузов. — Саратов, 1995.

8. Комаров С.А. Советское общенародное государство и личность / С.А. Комаров. — Красноярск, 1986.

9. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека/ Е.А. Лукашева. — М., 1996. — С. 30.

10. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А.С. Мордовец. — Саратов, 1996. — С. 23.

11. Сатлейкин П.И. Административно-право-вой статус участников дорожного движения и проблемы его реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П.И. Сатлейкин. — М., 1989. — С. 13—14.

12. Действующие в настоящее время Правила дорожного движения утвеждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октяря 1993 г № 1090. САПП РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531.

13. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. — М., 1998. — С. 345—346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.