Научная статья на тему 'Защита прав и свобод граждан как ключевая функция государства: философско-правовой взгляд и современность'

Защита прав и свобод граждан как ключевая функция государства: философско-правовой взгляд и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Защита прав и свобод граждан / функции государства / гарантии / справедливость / ответственность / традиционные ценности / Protection of citizens’ rights and freedoms / state functions / guarantees / justice / responsibility / traditional values

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубош Олеся Сергеевна

Ценностный подход при реализации государственной политики сегодня становится все более заметным и значимым, в связи с чем изучение философско-правого аспекта защиты прав и свобод граждан России выступает актуальным вопросом с точки зрения совершенствования законодательства. В статье исследуется философско-правовой аспект защиты прав и свобод граждан Российской Федерации как одной из ключевых традиционных российских духовно-нравственных ценностей и функций государства, соотносятся реализация современного механизма защиты прав и свобод граждан и воззрения некоторых древнегреческих и древнеримских философов, касающиеся сущности и истинного назначения государства, основополагающих принципов его функционирования. В результате приведенных рассуждений автор делает вывод о недостаточной эффективности выстроенного в России механизма защиты прав и свобод граждан, тем самым обосновывая необходимость изучения данного вопроса с целью совершенствования механизма защиты прав и свобод российских граждан и, соответственно, создания условий для реализации определенных Конституцией гарантий, а также приводит конкретные направления совершенствования исследуемого проблемного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of citizens’ rights and freedoms as a key function of the state: philosophical and legal view and modernity

The value approach in the implementation of state policy is becoming more and more noticeable and significant today, and therefore the study of the philosophical and legal aspect of the protection of the rights and freedoms of Russian citizens is an urgent issue from the point of view of improving legislation. The article examines the philosophical and legal aspect of protecting the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation as one of the key traditional Russian spiritual and moral values and functions of the state, correlates the implementation of the modern mechanism for protecting the rights and freedoms of citizens and the views of some ancient Greek and Roman philosophers concerning the essence and true purpose of the state, the fundamental principles of its functioning. As a result of the above arguments, the author concludes that the mechanism for protecting the rights and freedoms of citizens built in Russia is not sufficiently effective, thereby justifying the need to study this issue in order to improve the mechanism for protecting the rights and freedoms of Russian citizens and, accordingly, creating conditions for the implementation of guarantees defined by the Constitution, and also provides specific directions for improving the problem issue under study.

Текст научной работы на тему «Защита прав и свобод граждан как ключевая функция государства: философско-правовой взгляд и современность»

УДК 34.01

О. С. ГОЛУБОШ

O. S. GOLUBOSH

Защита прав и свобод граждан как ключевая функция государства: философско-правовой взгляд и современность

Protection of citizens' rights and freedoms as a key function of the state: philosophical and legal view and modernity

Аннотация

Ценностный подход при реализации государственной политики сегодня становится все более заметным и значимым, в связи с чем изучение философско-правого аспекта защиты прав и свобод граждан России выступает актуальным вопросом с точки зрения совершенствования законодательства.

В статье исследуется философско-правовой аспект защиты прав и свобод граждан Российской Федерации как одной из ключевых традиционных российских духовно-нравственных ценностей и функций государства, соотносятся реализация со-

временного механизма защиты прав и свобод граждан и воззрения некоторых древнегреческих и древнеримских философов, касающиеся сущности и истинного назначения государства, основополагающих принципов его функционирования.

В результате приведенных рассуждений автор делает вывод о недостаточной эффективности выстроенного в России механизма защиты прав и свобод граждан, тем самым обосновывая необходимость изучения данного вопроса с целью совершенствования механизма защиты прав и свобод российских граждан и, соответственно, создания условий для реализации определенных Конституцией гарантий, а также приводит конкретные направления совершенствования исследуемого проблемного вопроса.

Ключевые слова: Защита прав и свобод граждан, функции государства, гарантии, справедливость, ответственность, традиционные ценности.

Abstract

The value approach in the implementation of state policy is becoming more and more noticeable and significant today, and therefore the study of the philosophical and legal aspect of the protection of the rights and freedoms of Russian citizens is an urgent issue from the point of view of improving legislation.

The article examines the philosophical and legal aspect of protecting the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation as one of the key traditional Russian spiritual and moral values and functions of the state, correlates the implementation of the modern mechanism for protecting the rights and freedoms of citizens and the views of some ancient Greek and Roman philosophers concerning the essence and true purpose of the state, the fundamental principles of its functioning.

As a result of the above arguments, the author concludes that the mechanism for protecting the rights and freedoms of citizens built in Russia is not sufficiently effective, thereby justifying the need to study this issue in order to improve the mechanism for protecting the rights and freedoms of Russian citizens and, accordingly, creating conditions for the implementation of guarantees defined by the Constitution, and also provides specific directions for improving the problem issue under study.

Keywords: Protection of citizens' rights and freedoms, state functions, guarantees, justice, responsibility, traditional values.

Введение

На современном этапе развития общества, когда внешняя среда представляется крайне нестабильной, усложняется международное взаимодействие, всё сильнее уделяется внимание сохранению и развитию традиционных ценностей как фактора стабильности и безопасности государства.

В данном контексте Российская Федерация не является исключением: сегодня в стране делается особенный акцент на сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей — базиса, основополагающих принципов функционирования государства, что отражается в отдельном Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее — Указ).

Среди таких традиционных духовно-нравственных ценностей отдельно выделяют права и свободы человека. Согласно Указу, сегодня крайне актуально обеспечивать реализацию таковых традиционных, ценностей, поскольку они позволяют «защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала»1.

При этом вопрос необходимости сохранения таких ценностей, как права и свободы человека, не нов и имеет глубокие корни — права и свободы граждан провозглашались ценностью у истоков формиро-

Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809. // Официальный портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 25.04.2023)

вания государственности, в кругах древнегреческих и древнеримских философов и мыслителей, в том числе, Аристотелем.

«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо»2, — такое выражение выступает своеобразным принципом функционирования государства, которое было сформулировано Аристотелем. Приведенная цитата — размышление философа об истинной сущности государства, о главной цели его создания. Мыслитель считает, что государство призвано обеспечить такие условия жизнедеятельности социума, при которых каждый гражданин имел бы возможность не просто существовать для удовлетворения базовых потребностей, а развиваться и достигать целей, которые сделали бы отдельную личность поистине «счастливой», приближали бы её к достижению счастья.

О роли государства рассуждал и Эпикур — выдающийся представитель древнегреческой науки. Как и Аристотель, Эпикур, будучи идеологом античной демократии, считал высшей целью государства обеспечение счастливой жизни его граждан3. Также согласно его учению, предназначение государства состоит и в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда, что может быть достигнуто путем организации «договорных» отношений («взаимного договора») свободного человека с государством, что, в свою очередь, является основой теории «общественного договора». Таким образом, своим учением

Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов. — М.: Норма, 2005.

Дынник М. А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 239 с.

Эпикур подчеркивает важность тесного взаимодействия между государством и его гражданами, нацеленного на обеспечение их [граждан] безопасности и счастливой жизни.

Древнеримский стоик Марк Аврелий, рассуждая о сущности государства, развивал концепцию о «государстве с равным для всех законом», которое управляется согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных»4. Тем самым философ указывает на «справедливость» как основу любого демократического государства, из чего вытекает его ключевая роль — обеспечение равных условий для жизни всех граждан, которые, в свою очередь, равноправны и свободны.

Приведенные учения стали своего рода базисом для развития различных философских теорий и концепций; их ключевые положения позволяют сформировать идеальный образ любого демократического государства — справедливое, стремящееся обеспечить безопасность и счастливую жизнь своих граждан, которые, в свою очередь, свободны и обладают равными правами.

Такой образ истинно демократического государства остается актуальным и на сегодняшний день. Большинство развитых стран стремится достичь социальной справедливости, проявляющейся в равных возможностях для реализации гражданских прав и свобод, что подразумевает создание и реализацию целой системы мер, позволяющих человеку беспрепятственно удовлетворить возникающие потребности: от «базовых» до «высших» [1]. В свою очередь, эффективная реализация указанной системы мер возможна при условии полного обеспечения защиты

Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов. — М.: Норма, 2005

таких основополагающих ценностей государства, как права и свободы человека, поскольку реальное обеспечение верховенства закона позволяют сформировать социальную справедливость, влияющую на успешное достижение человеком своих целей, влияя тем самым на уровень жизни граждан в целом.

Таким образом, современное демократическое государство реализует целый ряд значимых для развития социума функций; при этом, к числу базовых, основополагающих функций относится обеспечение верховенства закона и защита прав и свобод граждан как ключевых ценностей государства. Такая мысль была заложена еще в высказываниях древнегреческих и древнеримских философов — основателей целых философских учений.

Поэтому в Российской Федерации — стране, где высшей ценностью являются права и свободы человека как одного из ключевых традиционных ценностей российского государства, — функционирует и развивается механизм защиты прав и свобод граждан с целью устранения препятствий, которые возникают при реализации субъективных прав и интересов различных субъектов.

Основное исследование

Статьей 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определены в качестве обязанности государства. В целях исполнения таковой обязанности, то есть реализации функции защиты прав и свобод граждан, все органы власти в Российской Федерации в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека; отдельно существуют такие специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью.

В их числе — суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и другие институциональные механизмы защиты гражданских прав и свобод.

Российским законодательством предусмотрен целый ряд способов защиты субъективных гражданских прав, представляющих собой закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и воздействие на правонарушителя, общий перечень которых дается статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации5.

Так, в зависимости от конкретной специфики возникающих обстоятельств, граждане защищают свои права и свободы в формах, установленных законодательством Российской Федерации, к которым, например, относится признание незаконным принятого административного акта, либо совершенного административного действия или бездействия; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействующим акта государственного органа или органа местного самоуправления; обжалование бездействия государственных органов, и иные формы [5].

При этом, способы защиты прав граждане могут применить как в судебном, так и административном порядке. В частности, статьей 11 ГК РФ установлено, что «защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией», а пунктом 2 указанной статьи определено,

Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. закон [принят Государственной Думой 21 октября 1994 от 30.11.1994 № 51-ФЗ] // Собрание законодательства РФ, № 32, 1994, ст. 3301.

что «в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке»6.

Целесообразно обозначить следующий факт, который демонстрирует всю сложность — с одной стороны, и с другой — особенную значимость выстраивания эффективной системы защиты прав и свобод граждан. Создавая правовые гарантии для реализации защиты граждан и иных лиц от злоупотребления полномочиями органов власти, государство вынуждено решать противоречивые задачи: наделять органы власти такими полномочиями, которые обеспечивали бы их эффективную деятельность, во имя достижения которой они созданы — с одной стороны, и устанавливать такой политико-правовой режим, который не посягал бы на права и свободы личности — с другой.

Иными словами, закрепляя в нормативных правовых актах права, свободы и законные личности граждан, государство должно обеспечить их осуществление конкретными юридическими гарантиями, поскольку защита прав, свобод и интересов человека и гражданина выступает объективной необходимостью каждого государства, о чём писали приведенные ранее древнеримские и древнегреческие философы в своих трудах.

Исходя из этого, представляется, что выработанный механизм защиты прав и свобод граждан и предусмотренные в его рамках направления, способы и меры защиты реализуются в целях установления «справедливого» общественного порядка, способствующего достижению человеком «счастья».

Однако, несмотря на указанную в Конституции Российской Федерации и

Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. закон [принят Государственной Думой 21 октября 1994 от 30.11.1994 № 51-ФЗ] // Собрание законодательства РФ, № 32, 1994, ст. 3301.

Указе Президента Российской Федерации важность защиты прав граждан и выстраивания механизма защиты прав и законных интересов граждан, российское общество вынуждено защищать свои права при взаимодействии с ключевыми гарантами защиты прав — с органами публичной власти, что с каждым годом становится всё более актуально. Так, например, в 2021 году увеличилось число нарушений порядка рассмотрения обращений граждан (в 2021 году 7016 дел, в 2020 — 5 959), а также увеличилось число нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (в 2021 году 502 дела, в 2020 — 467)7.

Сама процедура защиты нарушенных прав осложняется особенностями взаимодействия граждан с органами публичной власти в целом. Так, Хаманева Н. Ю. и Пучкова М. В. отмечают, что зачастую во взаимоотношениях гражданина с органами исполнительной власти в области реализации прав и свобод личности преобладают «корпоративные» интересы органов публичной администрации, государственных и муниципальных служащих, а не интересы личности [7].

Очевидно, что факторы, осложняющие защиту прав граждан в публично-правовых отношениях, присутствуют на каждом уровне публичной власти. Так, говоря о таких факторах в части взаимодействия гражданина и органов местного самоуправления, Д. Ю. Русанова отмечает информационную закрытость местных органов власти, недостаточное информирование муниципальной общественности о вопросах развития и проблемах муниципального образования [6], что, по наше-

Административные правонарушения // Судебная статистика РФ: сайт. 2022. URL: https://stat.xn—7sbqk8achja. xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/65 (дата обращения: 25.04.2023)

му мнению, также зачастую характерно и для органов государственной власти.

Более того, несовершенно само законодательство Российской Федерации в области защиты прав граждан, особенно в части регулирования административного порядка защиты прав граждан, что с точки зрения публично-правовых отношений нам представляется более эффективным ввиду гибкости, оперативности и упрощенного характера разрешения споров с публичными органами власти [4].

Как было отмечено ранее, статьей 11 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке. В частности, такой порядок применяется в случаях, указанных в конкретных положениях законодательства Российской Федерации, а именно: статье ГК РФ 1248 («Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав») и 1406 («Споры, связанные с защитой патентных прав»), статье 105 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статье 20 Закона Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» и статье 15 Федерального закона №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Однако закрепленные в ГК РФ положения, касающиеся применения административного порядка защиты прав граждан, отражают далеко не все случаи, в рамках которых административный порядок допустим. Возможности защиты прав граждан выходят далеко за очерченные рамки и административный порядок может быть применен гражданином и в других ситуациях, например, в рамках оспаривания действий (бездействия) органа государственной власти при непосредственном к нему обращении.

Как следствие — ввиду отсутствия четких правовых оснований обращения в уполномоченные органы по вопросам защиты нарушенных прав, сегодня гражданин сталкивается с рядом трудностей, из-за чего его требование не всегда разрешается положительно.

Более того, зачастую ввиду отказа административных органов гражданин обращается в суд за защитой своих прав, что, как показывает судебная практика, также не гарантирует защиту нарушенного права. Так, в соответствии с решением Советского районного суда города Тамбова от 28.06.2022г. по делу № 2а-1061/2022, гражданка, не согласившись с вынесенным постановлением об удержании исполнительного спора, сначала обратилась к начальнику отдела судебных приставов с заявлением об отмене вынесенного постановления (в административном порядке), а затем, получив отказ, обратилась в суд. Однако судом было отказано в удовлетворении исковых требований гражданки об оспаривании и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, ссылаясь на отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца8. Иными словами, гражданка не смогла в полной мере осуществить защиту своих прав ни в административном порядке, ни в судебном.

Всё указанное говорит о недостаточной эффективности реализации в России ключевой функции государства в лице органов власти и должностных лиц, направленной на обеспечение тех условий жизнедеятельности общества, которые позволили бы каждому его представи-

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2021 по делу № 33а-1158/2021 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

телю не только жить, удовлетворяя базовые потребности, но и приблизиться к «счастью» и социальной справедливости, о чем писали в своих трудах философы. Таким образом, приведенный ранее образ идеального государства, к которому должны стремиться все современные государства, включая Россию, воплощается не в полной мере.

Заключение

Исходя из изложенного, становится очевидной необходимость исследования вопросов усиления эффективности существующих правовых механизмов защиты прав граждан в публично-правовых отношениях, причем такая проблема демонстрирует сложность и неоднозначность в виду своего системного характера: с одной стороны, необходимо определенным образом воздействовать на деятельность органов публичной власти с целью обеспечения эффективной реализации закрепленных на законодательном уровне гарантий защиты прав и свобод граждан и недопущения их нарушения со стороны должностных лиц и целых государственных структур, а с другой — усилить уровень правосознания и правовой культуры самих российских граждан.

При этом, представляется, что значительное усиление механизма защиты прав и свобод граждан может быть достигнуто, прежде всего, путем внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод граждан. В ходе изучения различных точек зрения по данному вопросу, было выяснено, что ряд российских научных деятелей высказывают мысль об исключении оценочных понятий в соответствующих положениях нормативно-правовых актов, открытых перечней в статьях ГК РФ и соответству-

ющих федеральных законах, где закрепляются формы, способы защиты прав и свобод граждан России.

Российские авторы-правоведы зачастую делают акцент на совершенствовании законодательства именно в части административного порядка защиты гражданских прав. Так, Бельчик А. М, и Павлов Н. В. предлагают расширить статью 11 ГК РФ путём внесения сформулированного понятия, перечисленных видов и способов административного порядка, а также выделить отдельную статью или главу ГК РФ, которая будет касаться только административного порядка защиты гражданских прав и интересов лиц [2].

Считаем такую позицию обоснованной, поскольку, на наш взгляд, сегодня очевидна необходимость выделения конкретного перечня способов защиты в рамках административного порядка, которые именуются сейчас как «иные способы, предусмотренные законом». Так, данную проблему можно решить путем формирования полного и конкретного перечня форм защиты гражданских прав и интересов лиц в административном порядке в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ, а также в отдельной статье ГК РФ.

Разумеется, качественное улучшение правового регулирования защиты прав

и свобод граждан в административном порядке способно повлиять на решение данного вопроса. При этом наряду с такими механизмами крайне важно оказывать воздействие на самих граждан и уровень их правосознания. Российская действительность демонстрирует [3], что сегодня весьма актуально воспитывать в россиянах правовую культуру на качественном уровне и системным образом, консолидировать государственные структуры и институты гражданского общества, передавать правовые ценности из поколения в поколение и увеличивать тем самым общий уровень правосознания граждан. Это, в свою очередь, также выступает в качестве функции государства, которое стремится обеспечить справедливые и правовые основы жизнедеятельности своих граждан.

Считаем, что только таким системным образом представляется возможным повлиять на обеспечение эффективной системы защиты прав и свобод граждан как основополагающих традиционных российских духовно-нравственных ценностей — гаранта безопасности и суверенитета страны, что способно в значительной мере приблизить государство к идеальному образу демократического государства, о чем высказывались в своих трудах древнегреческие и древнеримские философы.

Список литературы

1. Букейханов Н. Р. Иерархия потребностей А. Маслоу и потребность в управлении // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2017. — Т. 4, № 4. — С. 15-28. — EDN ZUCTMB.

2. Бельчик А. М., Павлов Н. В. Административный порядок защиты гражданских прав и интересов. Неко-

References

1. BukejhanovN. R. Ierarhiya potrebnostej A. Maslou i potrebnost' v upravlenii [A. Maslow's hierarchy of needs and the need for management] // Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee. - 2017. - T. 4, No 4. - P. 1528. - EDN ZUCTMB. (In Russian).

2. Bel'chik A. M., Pavlov N. V. Administrativnyj poryadok zashchity grazhdanskih prav i interesov. Nekotorye problemy, voznikayushchie v processe ih realizacii

торые проблемы, возникающие в процессе их реализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3.

3. Захарцев С. И. Правовой нигилизм в России // Мониторинг правоприменения. — 2015. — №2.

4. Кузнецова О.А. Административный порядок защиты прав // Право. Журнал Высшей школы экономики: на-учн. журн. — 2017. — № 1.

5. Латыпов Д. Н. Особенности способов и форм защиты гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. — 2008. — № 4.

6. Русанова Д. Ю. Проблемы взаимодействия органов муниципальной власти и населения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 10.

7. Хаманева Н. Ю., Пучкова М. В. Проблемы взаимодействия гражданина с государственным аппаратом в сфере реализации и защиты прав личности // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2011. — № 1.

[Administrative procedure for the protection of civil rights and interests. Some problems that arise in the process of their implementation] // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. — 2020. — No 3. (In Russian).

3. ZaharcevS. I. Pravovoj nigilizm v Rossii [Legal Nihilism in Russia] // Monitoring pravoprimeneniya.., 2015, No 2. (In Russian).

4. Kuznecova O. A. Administrativnyj poryadok zashchity prav [Administrative procedure for the protection of rights] // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki: nauchn. zhurn. — 2017, No. 1. (In Russian).

5. LatypovD. N. Osobennosti sposobov i form zashchity grazhdanskih prav [Features of methods and forms of civil rights protection] // Aktual'nye problemy rossijskogo prava, 2008, No 4. (In Russian).

6. Rusanova D. YU. Problemy vzaimodejstviya organov municipal'noj vlasti i naseleniya [Problems of interaction between municipal authorities and the population] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2019, No. 10. (In Russian).

7. Hamaneva N. YU., Puchkova M. V. Problemy vzaimodejstviya grazhdanina s gosudarst-vennym apparatom v sfere realizacii i zashchity prav lichnosti [Problems of interaction of a citizen with the state apparatus in the sphere of realization and protection of individual rights] // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk, 2011, No 1. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Голубош Олеся Сергеевна, магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

o.golubosh@yandex.ru

Научный руководитель: Иванова Елена Сергеевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

esivanova@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Olesya S. Golubosh, Master's student of the Financial University under the Government of the Russian Federation

o.golubosh@yandex.ru

Scientific supervisor:

Elena S. Ivanova, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Regulation economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation

esivanova@fa.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.23; одобрена после рецензирования 16.07.23;

принята к публикации 11.09.23; Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 06.06.23; approved after reviewing 16.07.23;

accepted for publication 11.09.23 The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.