Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1009
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / EUROPEAN UNION / COURT OF THE EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петина М.М.

В статье исследуются теоретические и законодательные положения защиты прав человека, а также её практическая реализация судебными органами стран Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Петина М.М. ®

Аспирант, кафедра конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Аннотация

В статье исследуются теоретические и законодательные положения защиты прав человека, а также её практическая реализация судебными органами стран Европейского союза.

Ключевые слова: права человека, Европейский союз, Суд Европейского союза Keywords: human rights, European Union, Court of the European Union

В России наблюдается предопределяемая Конституцией тенденция «к возрастанию роли судебной власти в упрочении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами, в обеспечении все более активного вхождения России в международное правовое пространство, в том числе в правовое пространство Европы» [1, 390].

Принцип уважения прав человека является фундаментом подлинной демократии. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества. В правовой системе Европейского Союза (далее также -ЕС) принцип уважения прав человека впервые был закреплен в прецедентном праве Суда ЕС в 1969 г. в деле Stauder [2, 419] о нарушении системой социального обеспечения права на частную жизнь. В решении по этому делу Суд ЕС отметил, что будет защищать «основные прав человека, как они вытекают из общих принципов сообщества».

Подтверждение выбранной Судом ЕС позиции можно заметить в решении по делу International Handelsgesellshaft 1970 г. [3, 2], где он подчеркнул, что основные права человека должны обеспечиваться в рамках структуры и целей Европейских сообществ в соответствии с общими традициями государств-членов.

Маастрихтский договор 1992 г. [4, 191] провозгласил решимость его участников обозначить новый этап в развитии европейской интеграции, начавшийся с учреждением европейских сообществ, осознание ими исторического значения прекращения разделенности Европейского континента и необходимости создания прочных основ для строительства будущей Европы (Преамбула). В ст.6 включено положение о том, что союз основан на принципе уважения прав человека и основных свобод.

Принятие Хартии ЕС об основных правах 7 декабря 2000 г. [См. 5] (далее -Хартия) явилось крупным шагом на пути признания значимости проблемы защиты прав человека. В Преамбуле Хартии содержится положение о цели ЕС - совместное мирное будущее, основанное на общих ценностях (достоинство личности, свобода, равенство, солидарность, правовое государство). Особенностью Хартии является то, что она имеет своей целью защиту граждан ЕС от произвола со стороны институтов ЕС.

По мнению С.Ю. Кашкина, Хартия для ЕС «представляет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права» [6, 97].

Основанием классификации прав и свобод в Хартии выступает не предмет субъективного права (например, права личные, политические, экономические и т.д.), а ценности, на защиту которых они направлены: человеческое достоинство, свобода, равенство, солидарность.

Следует подчеркнуть, что при возникновении коллизии между национальным правом государств-членов и правом Европейского Союза применяются нормы права ЕС.

® Петина М.М., 2017 г.

Вышеуказанные коллизии возникают достаточно часто [7, 52-54].

Для России Хартия имеет важнейшее значение с точки зрения рассмотрения ее как образца для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами.

Взаимодействие между Европейским Союзом и Российской Федерацией в области демократии и защиты прав человека определяется во многом положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве [См. 8] (далее - СПС) и Коллективной стратегии ЕС по отношению к России [См. 9] (далее - КС ЕС). КС ЕС определила в качестве одной из основных следующую цель - «стабильная, открытая, плюралистическая демократия в России, управляемая на принципах правового государства опираясь на процветающую рыночную экономику на благо как народов России, так и Европейского Союза». В тексте КС ЕС отмечается, что будущее России является важным элементом в будущем всего континента и представляет стратегический интерес для ЕС.

В период с 22 декабря 2006 г. по 21 июня 2009 г. проходила совместная программа России и ЕС «Повышение качества применения норм ЕКПЧ в национальных судебных и иных органах адвокатами, юристами, общественными защитниками и соответствующими должностными лицами» [См. 10]. Целью программы выступило развитие и укрепление культуры прав человека в РФ. Она была реализована путем:

• обучения судей и прокуроров России европейским стандартам в области прав человека;

• внедрения вышеуказанных стандартов в повседневную работу должностных

лиц;

• оказания помощи в переводе на русский язык иноязычных материалов, содержащих нормы о европейских правовых стандартах в области защиты прав;

• проведения работы с правозащитными организациями;

• разъяснения важности деятельности Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ для формирования практики применения европейских стандартов для нижестоящих судов.

Еще одной примечательной совместной программой является «Повышение гарантий прав ребенка и реинтеграция детей группы риска в общество» [См. 11]. Была проведена работа российскими компетентными органами по формированию в России основ государственной политики по защите прав детей согласно европейским стандартам.

К специально созданным органам, занимающимся мониторингом вопроса соблюдения прав человека со стороны институтов Европейского Союза и государств-членов, относятся Агентство по защите основных прав Европейского Союза (далее -Агентство основных прав) и Европейский омбудсмен. Данные органы осуществляют внесудебный контроль за соблюдением прав человека в деятельности институтов и органов Европейского Союза.

Приоритетные вопросы работы Агенства основных прав на 2007-2012 гг.: расизм, ксенофобия и различные формы нетерпимости; половая, религиозная, расовая и этническая дискриминация; защита прав ребенка; иммиграция и интеграция мигрантов; беженцы; визовый и пограничный режимы; доступ к справедливому и независимому правосудию и некоторые другие.

Европейский Уполномоченный по правам человека - наднациональный институт в рамках ЕС, который содействует осуществлению и гарантированию прав и свобод. В 2010 году Омбудсмен господин Диамандоурос разработал стратегию развития института Уполномоченного:

• укрепление постоянного диалога с заявителями, гражданским обществом и всеми заинтересованными в диалоге сторонами;

• выявление передового опыта коллег омбудсменов в государствах-членах

ЕС;

• укрепление роли омбудсмана в повышении культуры обслуживания граждан в административных учреждениях ЕС [См. 12].

Единственным судебным механизмом защиты нарушенных прав в рамках ЕС является деятельность Суда Европейского Союза, практика которого положила начало развитию концепции защиты прав человека в рамках новой европейской правовой системы.

Концепция Суда ЕС о судебной защите прав частных лиц в национальных судах ставит целью достижение определенных результатов, оставляя на усмотрение судов выбор процедур и способов, с помощью которых этот результат должен быть достигнут, при полной институциональной и процессуальной автономии государств-членов.

В деле Butter-buying cruises [См. 13] Суд ЕС указал на то, что право Союза не ставит перед собой цель создать новые способы защиты, однако должна существовать реальная возможность использования национальных способов защиты для обеспечения соблюдения права ЕС. Однако в настоящее время очевидно, что одних лишь национальных процедур и способов защиты может быть недостаточно для эффективной защиты прав частных лиц, тогда возникает необходимость изменить существующие национальные нормы для обеспечения полной и эффективной защиты коммунитарных прав частных лиц [См. 14]. Коммунитарные права - это права и свободы, возникающие у частных лиц в силу права ЕС, имеющие экономический и социальный характер, необходимые для эффективного функционирования единого пространства.

Ниже приведем примеры наиболее примечательных дел, рассмотренных Судом ЕС, в области защиты прав. Так, например, в решении по делу San Giorgio [См. 15] Суд ЕС постановил, что частные лица имеют право на возврат налогов и пошлин, уплаченных в нарушение права ЕС. Представленный способ защиты вытекает из норм права ЕС, которые запрещают дискриминационное применение налогов.

В соответствии с решением Суда ЕС по делу Von Colson [См. 16] возмещение убытков должно быть адекватно нанесенному ущербу. В решении по делу Marshall II [См. 17] Суд ЕС развил высказанную ранее позицию, отметив, что адекватное возмещение убытков означает полное возмещение убытков, включая присуждение процентов.

Решение Суда ЕС по делу Heylens [См. 18] носит абсолютно наднациональный характер, так как позиция Суда является такой, что частное лицо должно иметь право признать национальный акт незаконным, даже при отсутствии указанного способа защиты в национальном праве.

Из решения по делу Factortame I [См. 19] следует, что частное лицо имеет право на меры по обеспечению иска, в том числе против государства, несмотря на нарушение национального конституционного права.

Интересна, на наш взгляд, оценка МИД РФ ситуации с обеспечением прав человека в Европейском Союзе. «Среди наиболее острых правочеловеческих проблем Евросоюза -устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и неонацизма, нарушения прав меньшинств, заключенных, беженцев и мигрантов, лиц с психическими заболеваниями, недостаточная защита детей, гендерное неравенство, нарушения неприкосновенности частной жизни, ущемление социальных прав граждан... Становится очевидным, что сложившаяся на сегодня система защиты основных прав и свобод человека в ЕС неполноценна. Ни действующие в Евросоюзе судебные механизмы, ни принимающий жалобы на деятельность наднациональных институтов омбудсмен ЕС, ни консультирующее институты Евросоюза Агентство ЕС по основным правам человека, ни . институт спецпредставителя ЕС по правам человека в совокупности своих компетенций не покрывают весь спектр стоящих перед Евросоюзом системных правочеловеческих вызовов» [См. 20].

От английского термина «community rights», обозначначающего субъективные права, которые возникают у частных лиц в силу норм права ЕС.

Таким образом, Европейский союз - это стратегический партнер РФ, позволяющий нам обоюдно развивать собственные системы защиты прав. Несмотря на то, что Россия не входит в состав стран-участниц Европейского союза, для России является чрезвычайно важным оказывать должное внимание институтам защиты прав в Европе. Европейский суд по правам человека является безусловно главнейшим органов по защите прав человека (в том числе для граждан России). Однако практика показывает, что Хартия основных прав ЕС в последствии может «вытеснить» Европейскую конвенцию по правам человека как основной документ, закрепляющим правам и свободы, а Суд ЕС займет роль главного суда по правам человека в Европейском союзе. Одновременно этот процесс может сопровождаться постепенным «закатом» Европейского суда по правам человека для граждан Европы; который в данной ситуации станет судом, в первую очередь, для России и Турции.

Литература

1. Зорькин, В. Д. Россия и Конституция в XXI веке / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2008. - С. 390.

2. Решение Суда ЕС по делу Erich Stauder c. Ville d'Ulm-Sozialamt от 12 ноября 1969 г., дело №29/69, Rec., p. 419.

3. Решение Суда ЕС по делу International Handelsgesellshaft c. Einfuhr-und Vorratssttelle für Getreide от 17 декабря 1970 г., дело № 11/70, Rec., p. 1125, pt. 2.

4. Договор об учреждении Европейского союза, 7 февраля 1992 г., Маастрихт // Official Journal. - 1992. - С 191. - 29 July.

5. Хартия ЕС об основных правах человека, 7 декабря 2000 г., Ницца // Official Journal. -2007. - C 3037 - 14 December.

6. Кашкин С.Ю. Хартия Европейского собюа об основных правах и право Совета Европы // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия; Сб. Докладов. - М., 2001. - С. 97.

7. Мещерякова О.М. Финансовая политика Европейского Союза и Федеральный Конституционный Суд ФРГ // Юридический мир. - М.: Изд. группа «Юрист». - 2012. -№10. - С.52-54.

8. Соглашение о партнерстве и сотрудничестке 1994 г. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pca_russia.htm.

9. Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России от 3-4 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/politics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1096460 568&archive=&start_from=&ucat=2&

10. Совместная программа СЕ и ЕС с Российской Федерации «Повышение качества применения норм Конвенции СЕ о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в национальных судебных и иных органах адвокатами, юристами, общественными защиниками и соответствующими должностными лицами». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.jp.coe.int.

11. Совместная программа СЕ и ЕС с Российской Федерацией «Повышение гарантий прав ребенка и реинтеграция детей группы риска в общество». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.jp.coe.int.

12. Омбудсман ЕС Никифорос Диамандоурос: «Моя задача помочь администрации стать информационно открытой для граждан». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/europe/ombudsman-stran-es-nikiforos-diamandouros-moya-zadacha-pomochy-administratsii-staty-bolee-otkrtoy-i-podotchetnoy-pered-grazhdanami.

13. Case 158/80 [1981] ECR 1805.

14. Opinion A-G Mischo in Joined Cases C-6/90 and C-9/90 Francovich [1991] ECR I-5337.

15. Case 199/82 [1983] ECR 3595.

16. Case 14/83 [1984] ECR 1891.

17. Case C-271/91 [1993] ECR I-4367.

18. Case 222/86 [1987] ECR 4097.

19. Case C-213/89 [1990] ECR I-2433.

20. Доклад МИД России «О ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/-/asset_publisher/bB3NYd16mBFC/content/id/131678

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.