УДК 34 ББК 67
ТРУДОВОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК ОТРАСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
ЕКАТЕРИНА НИКИТИЧНА ЕГОРОВА,
доцент кафедры европейского права Московского государственного института международных отношений
Министерства иностранных дел России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.10 — международное право;
европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлены основные теоретические положения о трудовом праве Европейского Союза как отрасли права. Рассмотрены предмет трудового права ЕС, используемые методы правового регулирования, принципы, система и функции. На основании исследования нормативно-правовых актов институтов ЕС, решений Суда ЕС, практики применения наднациональных норм государствами — членами выводится определение трудового права Европейского Союза. Анализ указанных аспектов позволит ответить на вопрос, является ли трудовое право ЕС отраслью права, отвечает ли оно критериям отнесения к отрасли права, а также, насколько право ЕС как особая правовая система оказывает влияние на формирование трудового права ЕС.
Ключевые слова: европейское право, коммунитарное право, трудовое право ЕС, предмет и метод правового регулирования, труд, трудовые отношения, источники права, функции права, решения Суда Европейского Союза.
Annotation. The article presents the basic theoretical principles of the Labor law of the European Union as a branch of law. The article deals with the subject of EU Labour law, used methods of legal regulation, principles, system and functions. Definition of EU Labour law is based on the study of legal acts of the EU Institutions, of the EU Court of Justice decisions, the practice of application of supranational rules at the national level. Analysis of these aspects will allow to answer the question whether the EU Labour law is a branch of the European law, as well as EU law as a specific legal system influences the formation of EU Labour law.
Keywords: European law, European Community law, EU Labour law, subject and method of legal regulation, labour, labour relations, sources of law, functions of law, decisions of the European Union Court of Justice.
Для выделения трудового права Европейского Союза в качестве обособленной отрасли права ЕС представляется необходимым исследовать ряд ключевых вопросов.
Во-первых, дать определение трудового права ЕС через призму сущности права Европейского Союза в целом.
Во-вторых, выделить предмет и метод правового регулирования трудового права ЕС.
Трудовое право ЕС формировалось одновременно с развитием и учетом особенностей коммунитарного права (права Европейских Сообществ) и права Европейского Союза, а также национального трудового законодательства государств-членов. Совершенно очевидно, что за время своего существования Европейский Союз совершил значительный шаг вперед, в том числе, и в плане эволюции права. Западные правоведы1 констатируют факт того, что наднациональное право становится
схоже скорее с национальным, нежели международным правом, в процессе своего развития.
Видные ученые определяют, что ЕС свойственна своя правовая идеология — «механизм легитимации единства и обоснования нормативного порядка дифференциации власти политически организованного общества ЕС через правовые средства (право ЕС), правовые идеи и правовой дискурс, формируемый вокруг выраженного в юридическом праве идейного содержания (структуры идей, ценностей и т.д.)»2. По мнению профессора А.И. Клименко «наряду с государствами правовая идеология свойственна и иным формам политической организации общества и, в том числе, межгосударственным. К разряду таких форм следует отнести и Европейский Союз. Для ЕС, где право играет важнейшую интегративную роль, правовая идеология выступает как необходимый механизм идеологической сферы. Необходимо также отметить, что правовая иде-
ология ЕС является правовой как в своей сущности, так и по своему содержанию»3.
Суд ЕС в своих ранних решениях4 определил, что нормам права ЕС свойственны специфичные квалификационные характеристики — прямое действие, верховенство, интегрированность в национальные системы права государств-членов и юрисдикционная защита соответствующими судебными учреждениями.
В российской правовой науке европейское право в целом определяется как система правовых норм, обеспечивающих развитие европейской интеграции и регулирующих общественные отношения, связанные с этим процессом5.
Профессор Бирюков М.М. определяет европейское право как «систему правовых норм, регулирующих взаимоотношения, сложившиеся в рамках европейских интеграционных объединений, таких как европейские сообщества, Европейский союз и в определенной степени Совет Европы... Понятие европейского права включает в себя также правовые нормы, регулирующие взаимоотношения Европейского союза с третьими государствами и международными организациями (внешнее европейское право)». «Европейское право, — отмечает автор далее, образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права, и международно-правовой системе, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы»6.
Профессор Кашкин С.Ю. считает, что «термин «европейское право» в узком смысле слова обозначает совокупность норм, которые являются общими для всех или большинства стран и народов Европы»7.
По мнению академика Топорнина Б.Н., «европейское право охватывает региональные установления международно-правового порядка, связанные не только с деятельностью Европейских Сообществ и Европейского Союза, но и других европейских организаций (ОБСЕ, Совета Европы). В более узком смысле под европейским правом понимаются нормы права, которые создаются в рамках и в процессе деятельности Сообществ и Союза»8.
После вступления в силу Лиссабонского договора в 2009 году, учитывая поглощение Европейских Сообществ Европейским Союзом, представляется логичным говорить непосредственно о праве Европейского Союза. Согласно статье первой Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора9 Союз заменяет собой Европейское Сообщество и является его правопреемником. На настоящий момент существует единое право Европейского Союза. Право Европейских Сообществ, за исключением права Евратома, представляет собой теперь зафиксированные достижения интеграционного объединения — Европейского Союза. Акты, образующие основу права Сообществ в силу правопреемства, обретают статус источников права Европейского Союза.
Право Европейского Союза сосредотачивается на
регулировании общественных отношений непосредственно в рамках наднационального образования и исполняется через национальное право входящих в состав Союза государств.
Трудовое право ЕС рассматривается исходя из понимания права ЕС, как самостоятельной автономной системы юридических норм, регулирующих отношения в рамках ЕС, а также создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских Сообществ и Европейского Союза, действующих и применяемых на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права ЕС.
С этой точки зрения трудовое право Европейского Союза — это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих самостоятельную, качественно своеобразную сферу трудовых отношений в Европейском Союзе и требующих особой юридически автономной регламентации. Нормы трудового права ЕС представлены соответствующими его источниками, регламентирующими отношения субъектов в данной области. Трудовое право ЕС возникло и формировалось в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права ЕС, с учетом особенностей последнего.
Для более четкого обоснования выделения трудового права ЕС в качестве отрасли права ЕС необходимо определить его предмет и метод правового регулирования.
В общей теории права отраслью права является «совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений»10.
В свою очередь, под системой права понимается «внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих его частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений»11.
Система права Европейского Союза — это «упорядоченная и структурированная совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между входящими в ее содержание юридическими нормами и группами норм»12.
Система трудового права Европейского Союза определяется как совокупность юридических норм, составляющих единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, включает такие институты13, как допроизводственные отношения (трудоустройство), индивидуальные и коллективные трудовые отношения, свободу передвижения работников, охрану труда, регулирование труда отдельных категорий работников.
Основанием разделения на отрасли права является наличие предмета и метода правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается «обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений»14.
Исследуя подробно предмет трудового права ЕС, следует отметить, что данная отрасль права ЕС не обладает абсолютно однородным предметом своего регу-
лирования. Сфера трудового права ЕС включает в себя индивидуальное трудовое право, направленное на регулирование защиты прав работника в случае банкротства работодателя, незаконного увольнения, смены собственника предприятия, охраны и гигиены труда, обеспечения гендерного равенства, защиты трудовых прав работников определенных профессий и социальных групп.
Одновременно, в предмет трудового права ЕС входит и коллективное трудовое право, включающее в себя деятельность европейских производственных советов, участие работников в принятии решений и управлении делами предприятий, вопросы коллективных переговоров. Отдельным институтом трудового права выступает блок норм по обеспечению свободного передвижения работников на территории ЕС, их трудоустройства, предоставляемых правах и гарантиях.
Сложная структура предмета трудового права ЕС может трактоваться с разных позиций.
С одной стороны, отсутствие четко определенного предмета изучения свидетельствует только лишь о начале формирования трудового права ЕС как отрасли права, его незрелости и в некоторой степени неэффективности, фрагментарном регулировании сферы трудовых отношений.
Но, с другой стороны, при более внимательном и детальном изучении всей совокупности материалов по трудовому праву ЕС становится очевидным факт того, что за последние пятьдесят лет на уровне ЕС совершен значительный прорыв в исследуемой области, что не ставит под сомнение рассмотрение трудового права ЕС как самостоятельной отрасли права.
Широкий круг регулируемых трудовых отношений подчеркивает роль институтов и вспомогательных органов ЕС в становлении наднационального трудового права, концентрирующего в себе и наиболее продвинутые нормы о защите трудовых прав работников отдельных государств-членов, и самостоятельно вырабатывая новые, передовые стандарты труда, которые впоследствии становятся едиными для всех членов интеграционного сообщества.
Предмет правового регулирования представляет собой совокупность общественных отношений в конкретной сфере, регулируемых соответствующими нормами права. Совокупность норм права, опосредующих трудовые отношения, образуют отрасль трудового права.
Для исследования предмета трудового права ЕС следует сначала остановиться на понятии «труд».
Труд представляет собой целесообразную общественно полезную деятельность человека, направленную на получение материальных или нематериальных благ. При этом, труд осуществляется как индивидуально, так и в рамках предприятия.
Предметом трудового права ЕС является не сам по себе труд, а трудовые отношения и иные тесно связанные с ними отношения между работниками и работодателями, регулируемые национальными государственными структурами и институтами, органами и
учреждениями ЕС. Сами по себе трудовые отношения складываются как в процессе производства материальных и иных благ, так и в сфере услуг, где применяется труд работника.
Трудовое право ЕС регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка труда ЕС, организации и применении наемного труда, осуществлении коллективных действий.
В данном контексте справедливо возникает вопрос о содержании и понятии трудовых отношений в рамках ЕС.
В зарубежной литературе под трудовыми отношениями в общем смысле понимаются отношения между работником и работодателем. Сложность определения трудовых отношений в рамках ЕС заключается в необходимости выработки единого понимания содержания данных отношений для всех государств-членов Евросоюза.
Трудовое право государств-членов можно разделить на трудовое право стран континентальной Европы и англосаксонской15. Критериями разделения трудового права на группы являются особенности источников, роль и правовое положение профсоюзных организаций, условия и порядок заключения и регулирования трудового договора.
Например, в Великобритании под трудовыми отношениями понимаются промышленные отношения16, возникающие между объединениями работников, профсоюзов и руководством предприятий или компаний. Во Франции трудовые отношения подразумевают вовлечение государственных структур в процесс согласования интересов работников и работодателей. В Германии важная роль в становлении трудовых отношений отводится производственным советам, контролирующих взаимодействие работника и работодателя.
Европейская комиссия в Зеленой книге под названием «Модернизация трудового права с целью адаптации к вызовам XXI века»17 обозначила готовность выработать общеевропейское определение трудовых отношений. Однако последовала немедленная негативная реакция — рядом государств была высказана озабоченность в связи с перспективой расширения и изменения содержания трудовых отношений. В национальном законодательстве государств ЕС существует принципиально различное понимание трудовых отношений. В некоторых странах данное определение исчерпывающе, а в некоторых и вовсе отсутствует.
Говоря о наднациональном уровне, необходимо отметить определяющую роль Суда ЕС, как основного института по восполнению пробелов трудового законодательства Евросоюза.
Судом ЕС используется значительное количество критериев для выявления сути трудовых отношений. Среди них применяются такие, как — выполняется ли работа в целях личной выгоды (труд собственников), или это наемный труд, в каком временном отрезке, месте выполнения, каковы срок и продолжительность, условия работы, способ оплаты труда, предоставление отпуска, порядок увольнения.
Определение трудовых отношений на наднацио-
нальном уровне не существует вне статьи 45 Договора о функционировании ЕС18, регулирующей свободу передвижения работников с целью трудоустройства в другом государстве-члене ЕС.
В решениях19 Суда ЕС неоднократно указывалось, что понятие «работник» определяется в соответствии с правом ЕС, а не с национальным правом государств-членов. Интерпретация понятия «работник» на основании национальных понятий и ограничений недопустима. В противном случае, неизбежно появление различных толкований принципа свободного передвижения работников, возможности для их трудоустройства, гарантированного пакета прав в разных государствах ЕС, что воспрепятствует полноценному осуществлению данной свободы как одной из составляющих элементов внутреннего рынка ЕС20.
Анализ основного массива нормативно-правовых актов вторичного права ЕС показывает, что, в частности, директивы институтов ЕС не содержат правового определения термина «трудовые отношения» и прямо оставляют на усмотрение государствам-членам фиксацию соответствующих требований21.
Национальному законодателю при трактовке содержания трудовых отношений следует учитывать мнение Суда ЕС, который определил, что «трудовые отношения строятся как на возмездных, так и безвозмездных началах, имеют длящийся характер, субъекты несут трудовые обязанности, работая на другое лицо и получая социальные гарантии»22.
В то время как Европейская комиссия настаивает на том, что единое понятие трудовых отношений на уровне ЕС необходимо, Суд ЕС постановил, что содержание трудовых отношений должно определяться самими государствами ЕС23.
В свою очередь, государства-члены ограничены необходимостью соблюдать принцип «эффективности» права ЕС, суть которого сводится к приданию нормам права ЕС практического эффекта, наилучшему достижению поставленных в Договоре о ЕС целях и задачах. Так, например, в деле № 385/0524 Суд ЕС постановил, что государства-члены могут корректировать составляющие элементы трудовых отношений. Но всё же это не дает государствам права самостоятельно определять концепцию «работник» и выводить определенные категории работников из-под действия норм права ЕС о свободе передвижения лиц по своему усмотрению, (как например, сделала Франция, исключив труд молодых работников из-под действия норм учредительного договора). Государства ЕС должны уважать фундаментальные права, в том числе, в той части, где национальные правила подпадают под действие норм права Евросоюза. При определении содержания трудовых отношений национальный законодатель должен учитывать принципы недискриминации, равенства в реализации трудовых гарантий, эффективности применения норм права ЕС.
Однако не со всеми вышеупомянутыми аргументами можно согласиться.
В частности, на основании статьи 153 Договора о функционировании ЕС, Союз может лишь поддерживать и дополнять деятельность государств-членов в сфере трудового права и в связи с этим положением, не вправе вводить единое понятие трудовых отношений.
Вместе с тем, возникает вопрос, каким образом государства-члены, согласившись на передачу регулирования части вопросов трудового права на наднациональный уровень, позволив институтам Евросоюза вырабатывать и закреплять стандарты в трудовой сфере, будут препятствовать реализации этих достижений на практике?
Институты ЕС выбрали тактику поступательного движения к гармонизации трудовой сферы. Согласно пункту 2 статьи 153 Договора о функционировании ЕС Европейский парламент и Совет ЕС посредством директив могут устанавливать минимальные требования, вводимые в действие постепенно, с учетом имеющихся в каждом государстве-члене особенностей. Объем нормативных актов, регулирующих данную область, с каждым годом возрастает. Суд ЕС, в свою очередь, принимает все больше решений в пользу Союза, обязывая тем самым государства к более четкому и строгому следованию предписаниям норм права ЕС.
Согласно статье 4 Договора о функционировании ЕС (пункт 2) совместная компетенция Европейского Союза и государств-членов распространяется, в том числе, и на социальную политику применительно к аспектам, определенным в Договоре. В статье 9 этого же Договора подчеркивается, что при определении и осуществлении своей политики и деятельности Евросоюз должен учитывать потребности в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией25.
Таким образом, нормы трудового права ЕС образуют общую платформу для обеспечения целостного и однородного понимания трудовых аспектов, выходящих за рамки национального трудового законодательства.
Наряду с предметом трудовое право ЕС имеет также и метод правового регулирования — «средство познания исследуемой области, прием изучения реальной действительности и получения о ней объективных знаний»26.
Методы права ЕС представляют собой «методы правового регулирования общественных отношений правом ЕС и методы познания, анализа действующего права ЕС, его отраслей, науки и учебной дисциплины»27.
Метод трудового права ЕС можно охарактеризовать следующими признаками:
• наличие воли государств Евросоюза в проведении согласованной политики в социально-трудовой сфере;
• сочетание наднационального и национального регулирования общественных отношений, составляющих предмет трудового права ЕС.
• использование преимущественно гармонизации в качестве метода правового сближения посредством принятия директив;
• участие в регулировании общественных отно-
шений профсоюзных организаций;
• дифференциация правового регулирования труда, что выражается в наличии специальных норм, применяемых к отдельным категориям работников (занятых на вредных производствах, беременным женщинам, молодым людям);
• распространение правового регулирования на различные атипичные формы занятости с помощью применения флексикьюризации, т.е. гибкой защищенности трудовых прав.
Необходимо также отметить, что для каждой отрасли права свойственны определенные принципы. В общем виде принципы права определяются как «отправные, исходные, руководящие идеи, лежащие в основе права, выражающих его сущность»28. Для совокупности норм, характеризующихся предметной обособленностью и составляющих определенное структурное подразделение системы права, присуще наличие соответствующих принципов.
Согласно части 3 статье 6 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора фундаментальные права, гарантированные Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и как они вытекают из общих для государств ЕС конституционных гарантий, составляют общие принципы права ЕС.
Принципы трудового права ЕС закреплены в актах первичного и вторичного права ЕС. Принципы определяют не только сущность, но и содержание правовых норм о труде. Для трудового права Евросоюза наиболее значимыми принципами являются принцип социальной справедливости, принцип равноправия, недискриминации, принцип равной оплаты за равный труд.
Важно также отметить и общепризнанные принципы международного трудового права. В частности, речь идет о Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации», принятой в 1998 году на 86-й сессии МОТ.
Следует также отметить, что трудовое право ЕС формировалось под воздействием национальных правовых систем государств-членов и одновременно само постепенно стало оказывать влияние на регулирование трудовой сферы государств Евросоюза.
Цели, задачи и функции трудового права ЕС направлены на решение таких актуальных проблем, как достижение социального мира, повышение качества жизни людей, обеспечение достойной заработной платы, благоприятных условий труда, предотвращение социального демпинга. Поставленные глобальные цели и задачи раскрываются в учредительных договорах ЕС. В Преамбуле Договора о ЕС (в редакции Лиссабонского договора) государства подтверждают свою приверженность основным социальным правам, закрепленным в Европейской социальной хартии 1961 г. и Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г., заявляют о стремлении к содействию экономическому и социальному прогрессу своих народов. Согласно статье 3 (пункт 3) Договора Союз предпри-
нимает все необходимые меры по обеспечению конкурентоспособной социальной рыночной экономики, в рамках которой будет реализовываться полная занятость и социальный прогресс. Проведенная реформа Лиссабонским договором всего устройства Евросоюза положительно отразилась на развитии, в том числе, и трудового права ЕС. Так, Европейской комиссии предписывается более тщательная проработка механизмов использования Отрытого метода координации по улучшению показателей занятости и условий труда (ст. 156 Договора о функционировании ЕС). Согласно статье 152 Договора на уровне ЕС признается и поощряется деятельность социальных партнеров. Трехсторонний социальный саммит проводится каждый год. Статья 48 Договора предписывает Европейскому парламенту и Совету принимать меры по социальному обеспечению прав работников-мигрантов.
При анализе свойств норм трудового права Евросоюза необходимо учитывать и черты, характерные для норм права ЕС в целом, как самостоятельной правовой системы, не идентичной ни национальному, ни международному правопорядкам.
Литература
1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972.
2. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: Учебное пособие. М.: Статут, 2013.
3. Введение в право Европейского Союза: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Четвериков А.О. — М.: Эксмо, 2010.
4. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. — М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека : учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
6. Клименко А.И., Структурные характеристики правовой идеологии. Монография. — М.: Издательство «Граница», 2015.
7. Малахов В.П. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенёва, А.А. Иванов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2001.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
10. Право Европейского Союза в 2 т. Т.1. Общая часть: учебник для бакалавров / С.Ю.
Кашкин, — А.О. Четвериков; под ред. С.Ю.Кашкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
11. Право Европейского Союза. В 2 т. Т. 2. Особенная часть: учебник для бакалавров / под ред. С.Ю. Кашкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
12. Суд Европейских Сообществ. Избранные решения / отв. ред. Энтин Л.М. М.: НОРМА, 2001.
13. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012.
14. Топорнин Б.Н. Европейское право. — М.: изд-во Юрист, 1998.
15. Цвайгер К.Ю., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2-х томах. Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1998.
16. Hartley Trevor, The Foundations of European Community. Oxford University Press, 2013.
1 См.: Hartley Trevor, The Foundations of European Community. Oxford University Press, 2013.
2 Клименко А.И., Структурные характеристики правовой идеологии. Монография. - М.: Издательство «Граница», 2015. С. 136-137.
3 Клименко А.И., Структурные характеристики правовой идеологии. Монография. - М.: Издательство «Граница», 2015. С. 153-154.
4 Суду ЕС принадлежит особая роль в формировании и развитии права ЕС. Основное предназначение Суда ЕС - обеспечение единообразного толкования и соблюдения норм права ЕС (статья 19 Договора о ЕС). Именно в решениях Суда ЕС сформулированы и разъяснены принципы права ЕС, его концептуальные основы. В решении по делу Ван Генд (C-26/62 Van Gend en Loos v. Administratie der Belastingen [1963] ECR 3) указано, что «создав на неопределенный срок Сообщество, имеющее свои собственные институты, статус юридического лица, собственную правоспособность, международную правосубъектность и реальные полномочия, вытекающие из ограничения компетенции или передачи полномочий Сообществу, государства-члены ограничили в строго определенных областях свои суверенные права и тем самым создали совокупность правовых норм, обязывающих как лиц, находящихся под их юрисдикцией, так и их самих» // см.: Суд Европейских Сообществ. Избранные решения / отв. ред. Энтин Л.М. М.: НОРМА, 2001. С. 11-12.
5 Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека : учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 69.
6 Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: Учебное пособие. М.: Статут, 2013. С. 63.
7 Право Европейского Союза в 2 т. Т.1. Общая часть: учебник для бакалавров / С.Ю. Кашкин, - А.О. Четвериков; под ред. С.Ю.Кашкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 193.
8 Топорнин Б.Н. Европейское право. - М.: изд-во Юрист, 1998. С. 19.
9 Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. / Отв. ред. С.Ю.
Кашкин. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 170.
10 Малахов В.П. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенёва, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. С. 102.
11 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. - С. 207.
12 Право Европейского Союза. В 2 т. Т. 2. Особенная часть: учебник для бакалавров / под ред. С.Ю. Кашкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 188.
13 Институты права представляют совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права. // Малахов В.П. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенёва, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. С. 104.
14 Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 317.
15 Методология разделения правовых систем на виды предложена учеными Р. Давидом, К. Цвайгером, Ю.А. Тихомировым, М.Н. Марченко // Цвайгер К.Ю., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2-х томах. Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1998.
16 Англ. яз. - Industrial relations.
17 Green Paper on Modernizing Labor Law to Meet the Challenges of the XXI Century. Brussels. 22.11.2006 // Источник информации - Официальный вестник ЕС - COM (2006) 708.
18 Раздел IV «Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов», Глава 1 «Работники», статья 45 (бывшая статья 39 Договора о ЕС) Договора о функционировании ЕС.
19 Решение Суда ЕС С-53/81 D.M. Levin v. Staatssecretaris van Justitie [1982] ECR 01035.
20 Решение Суда ЕС С-207/78 Criminal proceedings v. Gilbert Even and Office national des pensions pour travailleurs salariés (ONPTS) [1979] ECR 02019.
21 Например, положения Директив Европейского парламента и Совета ЕС № 96/34 о родительских отпусках, № 97/81 о частичной занятости, № 99/70 о срочных контрактах, № 96/71 о командировании работников в другое государство ЕС для оказания услуг.
22 Решение Суда ЕС по делу C-228/07 Jörn Petersen v. Landesgeschäftsstelle des Arbeitsmarktservice Niederösterreich [2008] ECR 0000; Athanasios Vatsouras (Решение Суда ЕС по делу C-22/08) and Josif Koupatantze (Решение Суда ЕС по делу C-23/08) v. Arbeitsgemeinschaft (ARGE) Nürnberg 900 [2008] ECR 06989.
23 Решение Суда ЕС по делу C-385/05 Confédération Générale du Travail (CGT) and Others v. Premier Ministre and Ministre de l'Emploi, de la Cohésion Sociale et du Logement [2007] ECR 00611.
24 Решение Суда ЕС по делу C-385/05 Confédération Générale du Travail (CGT) and Others v. Premier Ministre and Ministre de l'Emploi, de la Cohésion Sociale et du Logement [2007] ECR 00611.
25 Раздел II «Положения общего применения», статья 9 Договора о функционировании ЕС.
26 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2001. С. 15.
27 Введение в право Европейского Союза: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Четвериков А.О. - М.: Эксмо, 2010. С. 82.
28 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1972. С. 105.