Научная статья на тему 'Защита политического имиджа власти в информационном обществе'

Защита политического имиджа власти в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
423
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / POLITICAL IMAGE / INFORMATION THREATS / THE WORLD WIDE WEB / COMMUNICATION / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются интернет-ресурсы, представляющие угрозу политическому имиджу власти. Из всего многообразия интернет-ресурсов выделяются основные группы информационных угроз, подрывающих политический имидж власти, анализируются способы их нейтрализации и методы противодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF POLITICAL AUTHORITIES IMAGE IN INFORMATION SOCIETY

Internet resources threatening political authorities image are reviewed in the article. Main groups of information threats undermining political authorities image a re singled out of enormous Internet resources. Ways of their neutralization and counteraction methods are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Защита политического имиджа власти в информационном обществе»

моменты во взаимодействии различных социальных групп. Благодаря этому, сконцентрировав направление социальной политики на минимизацию факторов, вызывающих наибольшее недовольство и проблемы для данной группы, мы сможем добиться достаточной социальной справедливости, чтобы минимизировать социальные конфликты и поддерживать устойчивое развитие общества.

Таким образом, именно социальная справедливость может послужить тем связующим звеном, которое способно объединить различные слои населения, и мощным стабилизатором, препятствующим нарастанию социальных конфликтов. По мнению ряда исследователей, минимальным уровнем стабильности является достижение такого состояния общества, когда большинством его членов признаются общие правила решения проблем. Безусловно, про-

блемы разъединяют людей, но признаётся общий порядок, и установленные большинством «правила игры» считаются справедливыми. Поэтому социальная политика в России должна осуществляться, прежде всего, учитывая принцип социальной справедливости, целью которой становится создание объективной оценки неравенства в обществе, что будет способствовать развитию и процветанию нашего общества. Библиографический список

1. Гришин С. Е. Прогноз развития информационных рисков и угроз [Текст] // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2011. —№ 2(9). - ISBN 1995-5731.

2. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]. — СПб. : Евразия, 2001 — 478 с. = Maslow A. H. Motivation and Personality — New York : Harper & Row, Publishers, 1970. — ISBN 5-9626-0076-2.

Материалы поступили в редакцию 20.03.2012 г.

УДК 32.001

ЗАЩИТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ВЛАСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Мельникова Татьяна Сергеевна

соискатель кафедры философии и политологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

' [email protected]

В статье рассматриваются интернет-ресурсы, представляющие угрозу политическому имиджу власти. Из всего многообразия интернет-ресурсов выделяются основные группы информационных угроз, подрывающих политический имидж власти, анализируются способы их нейтрализации и методы противодействия.

Ключевые слова: политический имидж, информационные угрозы, интернет-пространство, коммуникация, информационные ресурсы.

Современная стадия развития информационного общества ставит политических акторов в новую ситуацию. Успех в публичной политике во многом зависит от их положительного имиджа, формируемого посредством не только традиционных коммуникаций, но и в процессе взаимодействия в интернет-пространстве. В свою очередь, положительный имидж, независимо от политических целей, будь

то победа на выборах (любого уровня и масштаба) или же укрепление и поддержание авторитета власти в глазах населения, способствует в целом формированию позитивного общественного настроения. Сегодня, наблюдая за сложившейся ситуацией в ряде арабских стран, можно увидеть как «полярность» общественных настроений влияет и на судьбы отдельных политических сил, и на вектор развития самого государства.

Увеличение интенсивности политических коммуникаций и появление новых видов, форм и каналов взаимодействия становится причиной новых проблем, связанных с защитой политического имиджа. Создание положительного имиджа требует меньше усилий в силу короткос-рочности процесса, чем его поддержание, защита, корректировка на протяжении всего периода нахождения актора на политической арене. В связи с всё большим проникновением интернет-технологий в политическую сферу вопросы защиты политического имиджа становятся особо актуальными. Если раньше (до интенсивной интернетизации общества) достаточно было учитывать негативные факторы, подрывающие политический имидж в традиционных коммуникациях, то сегодня необходимо также знать угрозы, исходящие от сетевых коммуникаций, учитывать их и своевременно применять наиболее эффективные средства нейтрализации. В данной статье предпринята попытка выделения и классификации основных информационных угроз в интернет-пространстве, подрывающих политический имидж власти.

Для начала целесообразно определить, зачем защищать политический имидж, какую роль играет этот многофакторный феномен в современном обществе. Специфика политического имиджа связана с особенностью политики как вида деятельности, её местом в жизни общества и характером деятельности субъектов политики. В литературе по данным вопросам [1, с. 34; 2, с. 158-159] выделяются основные функции политического имиджа:

1) информационно-познавательная - заключается в том, что, воспринимая имидж (образ) субъекта политики, аудитория получает информацию о характеристиках, присущих субъекту; имидж возникает тогда, когда появляется информация, знания о воспринимаемом объекте;

2) аксиологическая (ценностная) - направлена на то, чтобы аудитория не только получала информацию, но и имела возможность одновременно оценивать её в соответствии со своими ценностными ориентациями, что мотивирует определённое поведение в отношении воспринимаемого объекта;

3) инструментальная - подразумевает возможность психологического воздействия имиджа на мотивацию поведения личности, другими словами, имидж может выступать как инструмент управления массовым и индивидуальным сознанием в целях инициирования каких-либо действий целевых аудиторий;

4) номинативная - обозначает (выделяет, отстраивает, дифференцирует) личность среди других, демонстрирует её отличительные качества, подчёркивает достоинства;

5) эстетическая - призвана облагородить впечатление, производимое на аудиторию; для политического лидера эта функция подразумевает активное позиционирование своих качеств (стиль, привлекательность, спортивность и т. п.);

6) адресная - исходит из того, что имидж конкретного политического деятеля, партии предназначен для определённой аудитории, то есть отвечает её интересам и требованиям; реализацию данной функции наиболее чётко можно увидеть при проведении предвыборных кампаний;

7) консервативная - направлена на защиту (перед влиянием новых потребностей, нового спроса, новых идей в политической сфере) основополагающих идей и ценностей, лежащих в основе сформированного имиджа;

8) коммуникативная - связана с усилением, поддержанием связей между субъектами политики и целевой аудиторией (сегментами); обеспечивает оптимальные условия для восприятия информации о субъекте, его наиболее положительных характеристик. К коммуникативным функциям относятся идентификация, идеализация, противопоставление.

Идентификация характеризует облегчённое восприятие аудиторией субъекта политики, возможность предоставления ей лишь самых ключевых моментов, задающих основные параметры имиджевого объекта.

В случае идеализации желаемое, как правило, выдаётся за действительное. Однако не следует трактовать данную функцию исключительно как обман населения. Когда объект перестраивается под собственные желания, подобная адаптация может вполне носить положительный характер.

Противопоставление подразумевает формирование, строение имиджа конкретного субъекта политики на контрасте. Самый распространённый механизм создания такого имиджа - сопоставление объекта с конкурентами.

Поддержка и защита политического имиджа от информационных угроз является необходимым условием его эффективного функционирования. Политический имидж способствует формированию политического сознания, интереса у населения к происходящим социально-политическим процессам. Роль эффективного политического имиджа проявляется в большой популярности его носителя и возможностях формирования политических установок, поведения, в степени влияния на массовые общественные настроения.

В процессе исследования негативных факторов, подрывающих политический имидж власти в сети Интернет, автором были проанализированы точки зрения ряда специалистов,

изучающих угрозы в современном информационном обществе. Так, И. Л. Морозов справедливо говорит о том, что информационная революция не только даёт преимущества, но и таит в себе угрозы, которые способны стать реальным дестабилизирующим фактором политической системы. Он выделяет два блока: внутри- и внесистемные угрозы.

В первом случае признаками угроз является целенаправленность, структурированность, централизованность и другие характеристики упорядоченных действий властных и «околоэлитных» структур. Например, это может быть скоординированная информационно-психологическая атака на конкретную политическую систему или её сегмент со стороны конкурирующего государства (цивилизации, транснациональной структуры), или деструктивная работа внутригосударственных квазиэлит, проводимая соответствующими методами. Но даже и опосредованные действия по сбору и компьютеризированному экспертному анализу открытой информации в современных условиях способны причинить реальный ущерб той или иной стране [4, с. 137; 7, с. 4-9]. В качестве примера можно продемонстрировать следующую ситуацию. Учёные Французского института стратегических исследований после проведённого по заказу министерства обороны Франции исследования программных продуктов американской компании Microsoft (итогом явилась скандальная публикация доклада «Безопасность информационных систем: зависимости и слабые места»), прямо обвинили своих американских коллег в том, что по согласованию с Агентством национальной безопасности США Microsoft специально встраивает в своё программное обеспечение недокументированные программы, позволяющие американским спецслужбам при необходимости получать несанкционированный доступ на компьютеры пользователей во время их работы в Интернете [3, с. 60].

Ко второму блоку относятся социально-политические явления самого широкого спектра: от международного политического терроризма, до деятельности аполитичных или политических хакерских кланов. Это неупорядоченные информационные угрозы, порождаемые развитием Интернета. Они представляют не менее серьёзную опасность, поскольку сама неструктурированность, диффузный характер и непрогнозируемое возникновение крайне затрудняют стратегию защиты от них [4, с. 137].

Данная классификация применима при исследовании сетевых угроз безопасности личности, общества, государства.

В рамках настоящей статьи мы можем выделить две основные группы информационных

угроз политическому имиджу власти в сети Интернет:

1) крупные информационные ресурсы;

2) отдельные комментарии, высказывания, обсуждения в форумах, блогах, социальных сетях и т. д.

В первую группу входят сайты экстремистского характера и сайты, распространяющие компрометирующие материалы. Экстремистские сайты представляют собой большую угрозу не только для имиджа власти, но и для всей политической системы и государства в целом. Интернет-технологии предоставляют экстремистам уникальную возможность ведения информационной войны методом непосредственного и бесконтрольного распространения своих идей, лозунгов, призывов в виде обращений к широкой аудитории через сайты. Законом «О противодействии экстремистской деятельности» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление. Этот факт законодательного регулирования является одним из оснований для разграничения экстремистских и компрометирующих материалов. Согласно определению, закреплённому в законе, экстремистские материалы - это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [5].

Компромат представляет собой материалы (документы, фотографии, видео- и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающую тёмные стороны жизнедеятельности человека (информацию, которую старались не разглашать). Его использование нацелено именно на подрыв политического имиджа. И. Л. Морозов небезосновательно отмечает, что распространение компромата в сети сыграло «.. .заметную роль в разрушении имиджей таких известных оппонентов политического режима Б. Н. Ельцина, как Ю. Скуратов и Ю. Лужков, способствуя удалению с властного поста первого и падению политического влияния второго» [4, с. 137].

Отметим, что экстремистские информационные ресурсы в сети Интернет, при грамотном их размещении за пределами Рунета, оперативно подавить довольно сложно. Проблема заключается в том, что формально действие российского законодательства не распространяется на сайты, зарегистрированные за пределами Российской Федерации. Однако посещать эти сайты может каждый. Кроме того, любой сайт, зарегистрированный в России, может содержать ссылку на зарубежный сайт, что не будет являться нарушением (владелец сайта не выкладывает информацию сам, только ссылается на её источник). К тому моменту, когда усилиями спецслужб информационный ресурс всё же будет подавлен (заблокирован), основные цели информационной атаки уже могут быть достигнуты. Однако ключевым (положительным!) фактором в борьбе с распространением в сети экстремисткой информации считаем именно законность противодействия этим процессам.

Что касается компромата (в частности, сетевого), на наш взгляд, ситуация несколько сложнее. Заблокировать информационные ресурсы компрометирующего характера какими-либо законными методами невозможно. Для защиты политического имиджа от этого вида угроз необходимо постоянно проводить мониторинг интернет-пространства, заранее просчитывать возможные направления атаки на имидж и вырабатывать эффективную стратегию его защиты. Специалисты предлагают несколько стратегий опровержения негативной информации [1, с. 127]:

- признайте её;

- объясните её;

- извиняйтесь за неё;

- игнорируйте её;

- нападайте на источник;

- атакуйте в ответ слабые места самого оппонента.

Каждая из названных стратегий имеет как сильные, так и слабые стороны. Для конкретного случая информационной атаки необходимо подбирать наиболее оптимальную стратегию защиты.

Вторую группу угроз составляют комментарии, мнения, высказывания граждан в форумах, блогах и социальных сетях. Эти разновидности информационного взаимодействия в сети могут выступать в качестве альтернативных и независимых источников новостей и практически бесцензурного средства выражения общественного мнения. Для такого рода коммуникаций характерны резкие столкновения различных мнений и личностей с взаимоисключающими общественно-политическими и культурно-идеологическими позициями.

Такие прения происходят зачастую в весьма острой форме, что может вызывать неприятие у граждан. Безусловно, в блогах, форумах и на других дискуссионных площадках может размещаться информация экстремистского и компрометирующего характера. Здесь, как и в случае с угрозами первой группы, методы противодействия понятны. Основная проблема в том, что такие комментарии, высказывания, слухи и призывы «разбросаны» в интернет-пространстве, а не сосредоточены на одном информационном ресурсе (сайте), что препятствует их оперативному выявлению. Требуется значительно больше времени для того, чтобы изучить и проанализировать весь массив интернет-ресурсов, выявить угрозы политическому имиджу и нейтрализовать их [8, с. 18-23].

Комментарии, отзывы и мнения, не содержащие какой либо противозаконной информации, а отражающие личное отношение к политическим акторам, процессам и явлениям, могут представлять более опасную угрозу. В ряде таких высказываний по принципу «что хочу, то и говорю» отсутствует культура общения как таковая. «В условиях информационной революции в корне меняются условия свободы слова. На смену дефициту свободы, присущему предыдущим эпохам, приходит высокотехнологичный избыток свободы, который нередко превращается в «разгул» свободы. Однако это означает не её расцвет, а деградацию» [6, с. 11]. Специфика такого «свободного» и «независимого» общения заключается в возможности манипуляции интернет-дискуссиями. Путём привлечения людей, в чьи обязанности входит публикация положительных/отрицательных отзывов о политических акторах, создаётся определённый информационный фон (положительный или отрицательный), который, по сути, является основой политического имиджа. Основная задача специалистов-имиджмейкеров заключается в постоянном мониторинге различных дискуссионных площадок и принятии необходимых мер, которые определяются выбранной стратегией защиты политического имиджа.

Таким образом, рассмотренные информационные угрозы способны оказать самое негативное влияние на политический имидж власти. Основное отличие выделенных групп заключается в следующем. В первом случае -это деятельность организаций, групп лиц или отдельных граждан, целями которой является подрыв политического имиджа власти, дискредитация российских государственных и общественных институтов, попытка дестабилизации социально-политической обстановки, а иногда и нанесение вреда международному имиджу

страны. Вторая группа - это независимые личные оценки и мнения граждан, к высказыванию которых побуждает желание выражать своё отношение к современном политике, быть политически активным членом гражданского общества.

На наш взгляд, негативные элементы, подрывающие политический имидж власти, не только приносят потери носителю этого имиджа, но и в целом отрицательно воздействуют на общество, вызывая у людей такие негативные эмоции, как страх, агрессию, социальную апатию, чувство растерянности, неуверенности и разочарования. Защита политического имиджа власти направлена не столько на укрепление позиций представителей власти на политической арене, сколько на недопущение различных патологических деформаций общественного сознания.

Библиографический список

1. Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Вылегжанин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : МПСИ, 2008. - 136 с. - ISBN 978-589349-996-4 (Флинта). - ISBN 978-5-9770-0292-9 (МПСИ).

2. Гордеева О. И. Политический имидж в избирательной кампании. Технологии и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт [Текст]. - М. : Российская академия управления, 1993. - 236 с.

3. Информационные войны [Текст] // Зарубежное военное обозрение. - 2000. - № 4. - ISSN 0134-921Х.

4. Морозов И. Л. Информационная безопасность политической системы [Текст] // Политические исследования. - 2002. - № 5. - ISSN 0321-2017.

5. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон № 114-ФЗ : [принят 25 июля 2002 г.] : информационно-правовой портал «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 02.03.2012).

6. Тощенко Ж. Т. Кентавр-идеи как деформация общественного сознания [Текст] // Социс.

- 2011. - № 12 (332). - ISSN 0132-1625.

7. Гурьянов К. В. Безопасны ли лицензионные программные продукты? [Текст] / К. В. Гурьянов, Я. С. Шатило // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2008.

- № 1(2). - ISSN 1995-5731.

8. Шатило Я. С. Психологические аспекты информационной войны [Текст] / Я. С. Шатило, И. Ю. Шорин // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2008.

- № 1(2). - ISSN 1995-5731.

Материалы поступили в редакцию 14.03.2012 г.

УДК 351

ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

© Болдырева Елена Петровна

старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант кафедры философии и политологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

Ш [email protected]

Рассматриваются основные причины сбоев электронного государственного управления, которые выявились при его внедрении в ряде стран.

Ключевые слова: электронное правительство, экспертиза, гибкость технологии, стандартизация.

Э

л

►лектронное правительство представляет собой достаточно сложный процесс создания и использования надлежащих условий для реализации миссии и потенциала электронного государственного управления

в целях совершенствования качества жизни граждан.

Учитывая характер и масштабы электронного управления и внедрения ряда инициатив, сопровождающих этот процесс, на уровне реги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.