Научная статья на тему 'Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве'

Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1032
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лосенков Олег Игоревич

Исследуется актуальная и достаточно новая для сегодняшней России тема проникновение web-технологий в политику. Выделяются этапы становления этого сложного процесса, определяется его сущность. Анализируются сайты политических партий и общественных организаций, политических и государственных деятелей. Рассматриваются явления, связанные с медиатизацией политики и попыткой использования Интернета в качестве инструмента политической коммуникации и политтехнологий. Анализируя положительные и отрицательные стороны Интернет-технологий, автор приходит к выводу о некоторой виртуализации современного политического процесса. Библиогр. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet-technologies as the factor of political process in modern global space

The process of web-technologies penetration into politics is considered in the article. It is actual and rather a new topic for modern Russia. Stages of the complex process development and its nature are distinguished there. Web-sites of political parties, non-government organizations, some political leaders and statesmen are analyzed. Moreover, the author the article considers the phenomena related to the mediatization of politics and attempts of using the Internet as a tool of political technologies and communications. While analysing positive and negative characteristics of Internet technologies, the author comes to the conclusion that modern political process is virtual at some degree.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии как фактор политического процесса в современном глобальном пространстве»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ББК 66.011.1

О. И. Лосенков Астраханский государственный технический университет

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Современные политические процессы, которые происходят в мире и России, связаны с глобализацией и являются объективными. Их невозможно рассматривать изолированно и автономно. При описании этих процессов часто используют понятия «постиндустриальная эпоха», «век информационной революции», «техноглобализм» и т. д. [1, с. 100]. Различают экономическую, социальную, психологическую и коммуникационную глобализацию. Проявлением глобализации является развитие средств массовой информации и глобальной сети Интернет.

Интернет получил развитие в конце 1960-х гг. по инициативе министерства обороны США. Предполагалось, что его внедрение будет способствовать повышению эффективности деятельности его подразделений. К середине 1980-х гг. он распространился среди американского сообщества. Затем появились два принципиальных новшества, которые и привели к популяризации этой сети - гипертекст и программное обеспечение, которое дало возможность свободного доступа в сеть. В конце 1980-х гг. Интернет вышел за пределы США. По оценкам министерства торговли США, в 1998 г. число пользователей сети удваивалось каждые 100 дней. Так, в 1994 г. в мире насчитывалось 3 млн пользователей, а в 2000 г. уже 400 млн. Для сравнения: для того чтобы охватить 50 млн. человек, радио потребовалось 38 лет, телевидению - 13 [2, с. 617], а Интернету всего 4 года. По некоторым данным, в конце 2005 г. в Западной Европе количество пользователей превысило 500 млн, более 750 млн пользователей появилось в странах Северной Америки [3, с. 266].

Важный фактор глобализации - новые технологии, в том числе и информационные, которые сегодня являются индикатором научнотехнического прогресса. Не можем не согласиться с мнением профессора МГИМО М. М. Лебедевой, согласно которому политическое развитие мира всегда было связано с научно-техническим прогрессом, который не только обеспечивал экономический и социальный рост, но и фактически формировал политическую систему мира [1, с. 110]. А профессор университета Дж. Вашингтона (США) отметил, что именно высокие технологии «спустили с поводка» процессы глобализации.

В этой связи Э. Г. Кочетов [4, с. 89] выделяет несколько основных аспектов глобализации: 1. Познавательный аспект. 2. Политическое измерение глобального мира. 3. Экономическое измерение современного глобального мира. 4. Проблемы безопасности. 5. Военно-политический (стратегический) компонент. 6. Цивилизационное измерение глобального мира. 7. Институциональное измерение глобализации. 8. Правовое измерение. 9. Антропофилософский и социальный аспект глобализации.

На наш взгляд, следовало бы к этой, достаточно логичной, классификации добавить еще и коммуникационно-информационный аспект. Сущность современной глобализации состоит в создании новой архитектуры пространств, в том числе и информационного.

В настоящее время имеется внушительный ряд информационных концепций: глобальной информатизации общества, компьютерной революции, свободы печати и информации, права на информацию, «горизонтальных» информационных обменов, технотронной революции, электронных коттеджей, глобальной деревни. Согласно этим концепциям, сама информация приобретает глобальную значимость для дальнейшего развития человечества. И не последнее место в этом процессе занимают Интернет-технологии. К выводам о все большей виртуализации мира для личности пришли теоретики информационного общества Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу, М. Фуко, Ф. Фукуяма. Описание коммуникативных процессов, связанных с использованием компьютеров, т. е. осуществляемых в электронной среде через компьютерный телекоммуникационный канал связи, можно охарактеризовать с позиций информационной теории, берущей начало от кибернетики Н. Винера, математической теории передачи сигналов К. Шеннона и ее интерпретации У. Вивером как межличностной коммуникации (коммуникационная модель передачи сообщения Шеннона - Вивера). Можно опираться также на когнитивные подходы, в которых процесс человеческого познания рассматривается как информационный, по аналогии с процессом компьютерной обработкой информации. При этом аппаратное обеспечение играет роль структуры, а программное реализует когнитивный процесс. Так, функционально когнитивный процесс можно условно разделить на сенсорный ввод, обработку, сохранение, поиск и использование информации. Вывод информации, который совершается в результате этого процесса, зависит от того, какая из функций имеет наибольшее влияние на конечный результат - формирование исходящего сообщения.

Другой подход - лингвистическая теория социально-культурной коммуникации, берущая начало от работ Э. Сепира и Б. Уорфа (1929 г.). В последнее время она переосмысливается в своём прикладном аспекте в связи с современным развитием телекоммуникаций и сетевых технологий. Так, коммуникацию с использованием компьютеров здесь рассматривают как содержащую контекст (данные) и установленные отношения в нем (программное обеспечение для обработки данных). При моделировании информационной системы человека иногда рассматривают как

внутренний элемент автоматизированной информационной системы, в которую также входят программно-техническое обеспечение, базы данных и процедуры. В такой системе передается не сама информация, а только формализованное и интерпретированное представление о ней, которое не совпадает с представлением, образованным при обратном процессе интерпретации и формализации, а также искажается в результате ошибок и воздействия шумов при передаче по каналу связи.

Широкое распространение в политических науках получил термин «технологии». Под технологией понимается система жестко скоординированных элементов: цели - процедуры (правила) - средства - операции (действия) - мотивы (стимулы); любое преобразование исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемых результатов в виде продукции или услуг; система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизме их практического использования в быту, производстве, медицине, управлении и т. д.

Технология - это целостная динамическая система, включающая в себя аппаратно-орудийные средства, операции и процедуры деятельности с ними, управление этой деятельностью, необходимые для этого информацию и знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы, а также совокупность экономических, социальных, экологических и иных последствий, определенным образом влияющих на социальную и природную среду обитания данной системы и изменяющих её; совокупность процессов целенаправленного осознанного изменения, которые образуют взаимосвязанные циклы логически обусловленных превращений вещества, энергии и информации [5, с. 101-104].

Новые информационные технологии имеют ряд отличительных черт и преимуществ по отношению к традиционным информационным технологиям [6, с. 154]. Основные преимущества новых информационных технологий состоят в том, что они совершенствуют информационный обмен, исключая использование бумажных носителей, снижают количество ошибок и опечаток в текстах, ускоряют подготовку материалов, повышают качество оформления, автоматизируют многие функции в информационных и коммуникативных процессах, заменяют рутинные процедуры на творческие, превращают информационные массивы документов в информационный ресурс развития и решения сложных проблем жизнедеятельности общества.

Таким образом, новые информационные технологии - это совокупность современных электронных технических средств и программного обеспечения, а также организаций, форм и методов их применения в информационной работе, направленной на эффективное использование информационных ресурсов в различных областях жизнедеятельности людей.

Интернет, формируя виртуальное, или пятое, измерение реальности, по мнению М. Коуэла, представляет собой новую среду обитания с принципиально новыми возможностями и огромным количеством их сочетаний [7]. Характерно, что Интернет сразу заявил о себе как об информационной технологии двойного назначения. Во-первых, это создание

информационных баз и библиотек, Интернет-магазинов, индустрии развлечений, скоростных средств связи. Все это уничтожило пространство и время в политической жизни в традиционном восприятии. Во-вторых, сеть стала местом сосредоточения различного рода компромата, недостоверных или нежелательных сведений, местом позиционирования экстремистских и террористических организаций, коммерческих преступлений.

В то же время появление Интернета повлияло и на весь политический мир. Интернет-дискурс инициировал такие процессы, которые стали существенно модифицировать различные институты, нормы и даже самих участников политического процесса. Интернет-пространство стало неизменным атрибутом современного поля политики. Интернет обладает важными свойствами, которые делают его привлекательными для акторов политического киберпространства. Среди них: возможность создания виртуальных общностей людей, отсутствие цензуры на передаваемые сообщения, доступность огромного объема информации, использование скоростной коммуникации, позиционирование собственного имиджа, проведение зондажа общественного мнения.

Если еще несколько лет назад проникновение Интернета в политическую жизнь воспринималось как нечто экстраординарное, то сегодня, напротив, отсутствие в Сети партийного сайта или личной страницы политического деятеля уже интерпретируется как проявление ретроградства. Проблема, однако, заключается в том, что подобные ресурсы нередко являются не более чем демонстрацией приобщения того или иного политического актора к современным технологиям, символизирующим будущее. В определенном смысле такое приобщение напоминает результат воздействия рекламы на человеческое сознание, когда, согласно известному изречению Ж. Бодрийяра, движущим мотивом является «не логика тезиса и доказательства, а логика легенды и вовлеченности в нее» [8, с. 179]. Сегодня многие политические и государственные деятели России верят широко распространенному представлению о том, что применение новых технологий способно принести им некую практическую пользу, но какую именно - осознают, к сожалению, далеко не всегда. В итоге Интернет в политике большей частью используется, подобно традиционным СМК, как еще один инструмент вещания, распространения однонаправленного информационного потока от коммуникатора к адресатам, по сути отличающегося от прежнего лишь способом передачи информации. Между тем Всемирная сеть открывает возможность реализовать и принципиально иную модель политической коммуникации - перейти от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми», который способствовал бы достижению и укреплению их взаимного доверия и взаимопонимания на основе равноправного обмена точными, полными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, происходящих в меняющемся обществе [9, с. 251].

В оценке перспектив, связанных с использованием Интернета и других новейших информационно-коммуникационных технологий в политической сфере, следует согласиться с мнением Р. Даля, который осторожно заметил: «Мы едва лишь начали серьезно обдумывать открываемые ими возможности и провели в ничтожных масштабах самые первые, робкие пробы» [10, с. 179]. По крайней мере, анализ информационных запросов российской Интернет-аудитории дает немало оснований для того, чтобы опровергнуть устоявшиеся тезисы о якобы имеющей место аполитичности сетевого сообщества или же о несовместимости Всемирной сети с традиционно понимаемыми демократическими ценностями. Несмотря на то, что отечественная практика последних лет достаточно наглядно продемонстрировала негативные возможности использования Интернет-ресурсов в плане несанкционированного и анонимного распространения различных сведений политического характера, в том числе материалов, либо содержащих призывы к насилию, либо компрометирующих отдельных политиков и должностных лиц, данные научных исследований позволяют сделать вывод о том, что на рубеже ХХ и XXI вв. в рамках российского Интернет-сообщества формируется гражданская политическая культура, отвечающая известной характеристике, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой [11]: уровень консенсуса по поводу легитимности существующей власти, направления и содержания общественной политики, а также степень терпимости к плюрализму политических интересов у Интернет-аудитории оказываются существенно выше, чем за ее пределами.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Лебедева М. М. Мировая политика. - М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Категории политической науки / А. Ю. Мельвиль и др. - М.: РОССПЭН, 2002.

3. Политические коммуникации / Под ред. проф. А. И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004.

4. Кочетов Э. Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права. - 2003. - № 3. - С. 88-97.

5. Анохин М. Г. Политические технологии // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2000. - № 2. - С. 101-104.

6. Бориснев С. В. Социология коммуникации. - М.: ЮНИТИ, 2003.

7. Коуэл М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М. 1998.

8. БодрийярЖ. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

9. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М.: Прометей, 2004.

10. Даль Р. О демократии. - М.: Аспект Пресс, 2000.

11. Almond G., Verba S. The Civic Culture Revisited: An Analitic Study. - Boston, 1980.

Статья поступила в редакцию 24.13.06, в окончательном варианте - 17.04.06

INTERNET-TECHNOLOGIES AS THE FACTOR OF POLITICAL PROCESS IN MODERN GLOBAL SPACE

O. I. Losenkov

The process of web-technologies penetration into politics is considered in the article. It is actual and rather a new topic for modern Russia. Stages of the complex process development and its nature are distinguished there. Web-sites of political parties, nongovernment organizations, some political leaders and statesmen are analyzed. Moreover, the author the article considers the phenomena related to the mediatization of politics and attempts of using the Internet as a tool of political technologies and communications. While analysing positive and negative characteristics of Internet technologies, the author comes to the conclusion that modern political process is virtual at some degree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.