Научная статья на тему 'Защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством, в судебном порядке'

Защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством, в судебном порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3214
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДЕЕСПОСОБНОЕ ЛИЦО / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Томилов Александр Юрьевич

Рассматривается правовой институт гражданского процессуального права «защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством, в судебном порядке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством, в судебном порядке»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169). Право. Вып. 21. С. 44-47.

А. Ю. Томилов

защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством,

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Рассматривается правовой институт гражданского процессуального права «защита интересов недееспособного лица, находящегося под опекой и попечительством, в судебном порядке».

Ключевые слова: недееспособное лицо, опека, попечительство, судебный порядок, защита интересов.

С принятием в апреле 2008 г. Федерального закона «Об опеке и попечительстве»1 (далее — Федеральный закон, Закон) было внесено уточнение в порядок и основания обращения в суд лица, находящегося под опекой и попечительством, в целях защиты его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Указанный Закон отнес защиту прав и законных интересов таких лиц к числу основных задач, стоящих перед государством в деле регулирования отношений по защите прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под опекой и попечительством. На это указывает и то. что среди трех основных принципов, изложенных в ст. 5 указанного Закона, значится и принцип обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных. Данное положение предопределяет необходимость рассмотрения и изучения процессуально-правовых положений Закона, закрепляющих порядок судебной защиты прав подопечных.

На это указывают и авторы одного из первых комментариев к рассматриваемому Закону, которые отметили, что опека и попечительство — это формы устройства лица, но устройство предполагает, в первую очередь, защиту интересов, представительство. Обязанности опекуна по обеспечению условий жизни подопечного или по воздействию на его личность вторичны. Таким образом, установление опеки и попечительства существенно влияет на осуществление гражданских прав и обязанностей как опекуна (попечителя), так и подопечного2.

Правом на обращение в суд за защитой прав и интересов недееспособного лица обладают как органы опеки и попечительства, так и непосредственные опекуны и попечители, а в отдельных случаях и доверительные управляющие над имуществом недееспособного лица. Каждому из указанных субъектов отношений по опеке и по-

печительству Федеральный закон определяет как общие, так и конкретные права и обязанности. Особое положение среди вышеперечисленных субъектов занимают органы опеки и попечительства, и это вполне оправданно. Так, п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона предусматривает, что представление законных интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению прав подопечных противоречат интересам последних или законодательству либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту интересов подопечных, осуществляют органы опеки и попечительства самостоятельно.

Органы опеки и попечительства также оказывают содействие опекунам и попечителям в исполнении их обязанностей, осуществляя их подбор и назначение, контролируя их деятельность. Поэтому такие органы ставятся Законом в особое процессуальное положение, им отводится основная роль в защите лиц, находящихся под опекой и попечительством. Поскольку органы опеки и попечительства не могут самостоятельно выполнять все функции в указанной сфере, свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и т. д.

Определенные ограничения существуют у временно назначенных опекунов и попечителей, они могут быть указаны в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства. Вместе с тем из смысла Федерального закона следует, что подобные ограничения в основном затраги-

вают вопросы защиты имущественных прав подопечного и касаются возможности передачи его имущества третьим лицам. Но все действия, направленные на приращение имущества или защиту имущественных прав в судебном порядке, ограничению не подвергаются. Нам же, в первую очередь, важно рассмотреть вопросы защиты интересов подопечных со стороны опекунов или попечителей в судебном порядке, в связи с чем необходимо отметить, что в Федеральном законе они указываются как «законные представители» своих подопечных (ч. 2 и 3 ст. 15).

Понятие «законный представитель» используется в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) и в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — ГПК РФ). При этом ст. 52 ГПК РФ3 содержит достаточно подробное описание процессуального положения законного представителя в гражданском судопроизводстве. Но вместе с тем в ст. 34 ГПК РФ «законные представители» не указываются среди лиц, участвующих в деле, они лишь подразумеваются как лица, которые могут обращаться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.

На наш взгляд, в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и с учетом иных положений действующего законодательства, которое достаточно подробно определяет правовой и процессуальный статус законных представителей, их следует выделить среди общего понятия «лица, выступающие в защиту прав и интересов другого лица» и указывать в нормах процессуального права как самостоятельный субъект, в том числе и в перечне лиц, приведенных в ст. 34 ГПК РФ. Это будет правомерно также и потому, что опекуны имеют право выступать в защиту подопечных без специальных полномочий (ч. 2 ст. 15 Федерального закона). ГПК РФ предусматривает положение о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (граждан) только по их просьбе, кроме случаев подачи заявления в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ). С целью обоснования своего права на обращение в суд такие лица должны указывать в своем заявлении федеральный закон, предоставляющий право на обращение в суд в защиту прав, свобод

и законных интересов другого лица, и представлять суду документ, подтверждающий просьбу заинтересованного лица или его недееспособность. Защита прав одного лица другим следует понимать как совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека, как принудительный способ осуществления права4.

В процессуальных вопросах защиты прав лиц интерес представляет механизм принудительного осуществления права лица путем обращения в суд иного заинтересованного лица. Данный механизм основывается на процессуальных гарантиях, которые обеспечивают его реализацию. Одним из элементов этого механизма является определение круга гражданско-правовых отношений, на основании которых возможно обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Правом на обращение в суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством обладают законные представители. Таковыми в соответствии со ст. 52 ГПК РФ являются родители, усыновители, опекуны, попечители, а также доверительные управляющие имущества лиц, признанных безвестно отсутствующими. При этом законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право на совершение которых принадлежит последним, но с ограничениями, предусмотренными законом.

Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя. Представление интересов подопечного и защита его прав осуществляются опекуном и попечителем самостоятельно, при этом они должны руководствоваться как интересами подопечного, так и положениями действующего законодательства. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Подобные ограничения распространяются и на действия опекунов и попечителей при представлении ими интересов своих подопечных в суде. Так, ст. 21 Федерального закона содержит положения, указывающие на то, в каких случаях требуется предварительное согласие органов опеки и попечительства на совершение отдельных процессуальных действий в ходе судебного разбирательства. В указанной статье подобное согласие для опекуна или попечителя требуется при отказе от иска, поданного в интересах подопечного; заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем. Согласие органов опеки и попечительства требуется и в том случае, когда законный представитель поручает ведение дела в суде другому лицу.

Вместе с тем в ст. 21 Федерального закона не прописан порядок обжалования судебного решения, которое принято при отсутствии предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В ней содержится четкое указание об обязательных действиях органа опеки и попечительства по расторжению договора, принятого с нарушением разрешительных процедур. В данном случае следует действовать исходя из аналогии закона, и при нарушении процедуры получения предварительного согласия орган опеки и попечительства обязан обжаловать принятое судебное решение, за исключением случаев, когда оно принято с выгодой для подопечного.

Федеральный закон содержит отсылочные указания относительно возмещения убытков, причиненных действиями опекуна или попечителя. При этом законодательные нормы, и в частности ст. 21, 26 и 29 Закона, в основном сосредоточены на вопросах защиты имущественных интересов подопечных, во всех остальных случаях отход опекуна или попечителя от порядка осуществления им своих обязанностей находится в дискреционных усмотрениях органа опеки и попечительства.

По нашему мнению, в целях обеспечения гарантии соблюдения прав подопечных при рассмотрении дел в судах следует дополнить ст. 52 ГПК РФ положениями о том, что суд отказывает законным представителям в совершении процессуальных действий при отсутствии обязательных разрешений, предусмотренных законом. Наличие подобных требований позволит исклю-

чить возможность злоупотреблений со стороны опекунов и попечителей, а также доверительных управляющих своими полномочиями и даст возможность более эффективно реагировать на возможные нарушения Федерального закона.

На основании ст. 24 Закона надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляют органы опеки и попечительства в соответствии с порядком и в сроки, которые определяются Правительством РФ, но наиболее полная информация о нарушениях прав подопечных может поступать в указанные органы только в ежегодном отчете.

Опекуны и попечители отчитываются об осуществленном ими порядке хранения и использования имущества подопечного один раз в год. И только по итогам представления отчета орган опеки и попечительства может отреагировать на возможные нарушения со стороны опекуна или попечителя. В том случае, если решение суда вступило в силу или срок, необходимый для подачи надзорной жалобы и составляющий всего шесть месяцев, истек, возможность его обжалования ограничится процедурой подачи заявления по вновь открывшимся обстоятельствам. Такое положение затягивает время восстановления нарушенного права, а наличие указанной нами процессуальной обязанности со стороны суда исключает и саму возможность подобного нарушения.

Подопечные также вправе обжаловать действия и бездействие опекунов или попечителей непосредственно в орган опеки и попечительства (ч. 3 ст. 24 Закона). Вместе с тем указанные положения ограничивают право несовершеннолетнего на способы защиты, предоставленные ему Семейным кодексом Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 56 настоящего Кодекса5 предусматривает, что при нарушении прав и законных интересов ребенка либо в случае злоупотребления со стороны родителей, он вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет и в суд. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» содержит только указания на возможность обращения несовершеннолетнего в орган опеки и попечительства. На наш взгляд, подобное ограничение прав несовершеннолетних не оправдано.

Опекуны и попечители могут осуществлять судебную защиту не только прав своих подопечных, но и тех прав, которые связаны с вы-

полнением ими своих обязанностей. Так, ст. 29 Федерального закона допускает, что, если орган опеки и попечительства издал акт об освобождении опекуна или попечителя от исполнения им его обязанностей, он может быть оспорен в судебном порядке. Необходимо отметить, что орган опеки и попечительства может издавать акт об обнаружении недостатков в исполнении опекуном или попечителем его обязанностей, а также о возмещении им убытков, причиненных подопечному. Обжалование данных действий органа опеки и попечительства должно осуществляться по правилам главы 25 ГПК РФ, закрепившей порядок производства по делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Принятие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» позволяет урегулировать многие из существующих отношений по опеке и попечительству, повышает эффективность защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Реформирование законодательства об

опеке и попечительстве, по мнению многих правоведов, должно способствовать решению накопившихся проблем, связанных с реализацией прав и законных интересов тех категорий лиц, которые особо нуждаются в защите со стороны государства и общества6. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что работа по вопросам судебной защиты прав и интересов лиц, находящихся под опекой и попечительством, а также по устранению выявленных в ходе исполнения указанного Закона коллизий, должна быть продолжена.

Примечания

1 Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

2 См.: Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 2008. С. 5.

3 Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

4 См.: Лебедев, В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М., 2005. С. 138.

5 Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

6 См.: Кирилловых, А. А. Опека и попечительство под охраной закона // Законодательство и экономика. 2008. № 9. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.