15. Поисковая система Creative Commons [Электронный ресурс] / search.creativecommons.org. - Режим доступа: http://search.creativecommons.org.
16. Enterprise Content Management journal [Электронный ресурс] : журнал о системах электронного документооборота для новичков и профессионалов / ECM-Journal.ru. - Режим доступа: http://ecm-journal.ru/.
- Загл. с экрана.
17. Massachusetts institute of technology = Массачусетский технологический институт [Электронный ресурс] / ocw.mit.edu Электрон. дан. Massachusetts, 2002-2012. -Режим доступа: http://ocw.mit.edu.
18. Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] : материалы международ. семинара (Москва, 31.05.1.06.2011) / ИИТО ЮНЕСКО. - Режим доступа: http:// ru.iite.unesco.org/news/387945/, свободный.
19. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / ГНИИ ИТТ «Ин-формика». - Электрон. дан. - М., [2007-2012]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru.
20. Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] / lib.ru. - Электрон. дан. - М., 1994-2012. - Режим доступа: http://lib.ru/.
21. World Digital Library = Всемирная цифровая библиотека ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / wdl.org/ru. -Электрон. дан. - Вашингтон, [2009-2012]. - Режим доступа: http://www.wdl.org/ru/.
22. Bibliotheque nationale de France = Национальная библиотека Франции [Электронный ресурс] / Biblioth que nationale de France. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.bnf.fr.
23. Gallica [Электронный ресурс] / gallica.bnf.fr . -Электрон. дан. - Режим доступа: http://gallica.bnf.fr/.
УДК / ийС 347.77:37 В. Э. Штейнберг,
кандидат технических наук, кандидат педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный специалист управления научных работ и международных связей в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, заведующий Научной лабораторией дидактического дизайна в профессионально-педагогическом образовании Уральского отделения Российской академии образования (РАО) и Академии профессионального образования (АПО), Россия, Башкортостан, Уфа, [email protected]
Valeriy Steinberg,
PhD in Technical Sciences, PhD in Pedagogics, doctor of Pedagogics, professor, senior specialist of the Scientific Works and International Relations Department at the Bashkyrtostan State Pedagogical University named after M. Akmulla, head of the scientific laboratory of didactic design in vocational pedagogical education at the Urals department of the Russian Academy of Education and Academy of Professional Education, Russia, Bashkortostan, Ufa, [email protected]
ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУАЛИЗМ ПРОБЛЕМЫ
INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION IN EDUCATION: PROBLEM DUALISM
Рассматривается двойственный характер защиты интеллектуальной собственности в области образования на примере материалов Научной лаборатории дидактического дизайна.
The paper considers dual character of protection of intellectual property in the sphere of education on an example of materials of Scientific laboratory of didactic design.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, защита, некорректное заимствование, дидактическая многомерная технология.
Keywords: intellectual property, protection, incorrect loan, didactic multidimensional technol-
°gy.
Перспектива решения проблемы защиты интеллектуальной собственности в области образования продолжает оставаться неопределенной: ведущие академические научные организации системы образования практически не выступают с соответствующими инициативами и исследованиями, в то время как проблема затрагивает интересы большого числа специалистов. Можно отметить лишь отдельные работы, рассматривающие проблему и предлагающие пути ее решения. В частности противоречивость ситуации, связанной с защитой интеллектуальной собственности в области образования, отмечает С. А. Новоселов:«Как ни парадоксально, система образования, педагогика - эта важ-
нейшая составляющая подготовки производительных сил общества (и косвенно - составляющая экономики страны) до сих пор не имеет нормативной базы, определяющей права на объекты интеллектуальной собственности в области образования и ответственность за их использование. Методы воспитания и обучения, педагогические технологии, формы организации педагогического процесса и содержание обучения отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием на территории Свердловской области педагогических (образовательных)инноваций - все это не подпадает под действие ни одного из действующих законов об охране интеллектуальной собственности» [1].
Соглашаясь с данными положениями, автор видит следующие существенные препятствия на пути правовой защиты интеллектуальной собственности в области педагогики по следующим причинам (исходя из личного опыта в области технического изобретательства, патентоведения и педагогического изобретательства):
- возможность формализации описания гуманитарных - педагогических - объектов несопоставимо меньше возможности формализации описания технических (физических, химических, биологических) объектов;
- возможность установления объективных причинно-следственных связей в педагогических системах несопоставимо меньше возможности установления причинно-следственных связей в технических и других системах;
- возможность определения реального экономического эффекта от использования педагогических новшеств в образовательном процессе несопоставима меньше возможности определения экономического эффекта при промышленном производстве изделий, основанных на изобретениях.
К перечисленным затруднениям выявления новизны и полезности педагогических изобретений добавляется проблема отсеивания педагогического некорректного заимствования и плагиата, псевдоизобретений и т. п., на что также обращает внимание С. А. Новоселов. «Инновационная активность большинства педагогических работников, движимых самыми различными мотивами, приводит к появлению не всегда обоснованных и чаще всего не новых способов решения педагогических проблем, облекаемых при этом в иную, субъективно понимаемую как нечто новое словесную оболочку. Такая оболочка призвана обозначить квази-новые понятия, принципы, технологии и т. д. И чаще всего в работах авторов, претендующих
на новации и инновации в образовании, трудно найти аргументированное обоснование новизны и полезности предлагаемых разработок с соответствующим анализом их содержания сопоставительно с известными объектами педагогической научной и практической деятельности» [1].
Очевидно, что для решения данной проблемы необходимы не менее убедительные методические разработки и высококвалифицированные экспертные исследования. То есть можно сделать вывод, что проблема защиты интеллектуальной собственности в области образования обладает четко выраженным дуализмом и потребуются наукоемкие исследования для создания и адекватной нормативной базы выявления педагогических изобретений и нормативной базы выявления педагогических «антиизобретений» и «педагогического рейдерства» - плагиата (термин «педагогическое рейдерство» имеет иронический оттенок и обобщает, по мнению автора, случаи неумышленного и осознанного некорректного заимствования, а также откровенного плагиата; ассоциируется с уже знакомым сообществу явлением «экономическое рейдерство»). Однако, наряду с доминирующим негативным характером термина, автор полагает наличие и некоторых позитивных моментов, что может представиться парадоксальным в данном явлении (возможно, некоторые изложенные высказанные положения обладают дискуссионным характером), и попытается проиллюстрировать их на примере разработок Научной лаборатории дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Секции дидактического дизайна Академии профессионального образования (АПО).
Позитивная составляющая «педагогического рейдерства» - это и своеобразное признание полезности той или иной разработки, это и признак закипания идей в педагогической среде, и появление тяги к инноватике и педагогическим новшествам, которые обладают практической полезностью. Именно прагматический характер мотивации «педагогического рейдерства» является «фильтром» при выборе приглянувшихся педагогических новшеств и оценки их полезности.
В качестве иллюстрации рассмотрим результаты мониторинга выставленных в Интернете учебных и научных методических работ, выполненных с использованием разработок Научной лаборатории дидактического дизайна (НЭЛ ДД) в области Дидактической многомерной технологии и дидактических многомерных инструментов (1п№р://хп—90azde.xn—р1а/ template/guest/paгtneг/index.php?id=6): в
проекте «Наши коллеги (и не только) - 1» представлены 210 разработок с корректным использованием разработок НЭЛ ДД, в проекте «Наши коллеги (и не только) - 2» представлены 172 разработки с некорректным заимствованием. Приведенные цифры свидетельствуют, что некорректное использование разработок приобретает далеко не единичный характер и предопределяет смешанное чувство: не только досаду на нетактичность коллег, но гордость за удачную разработку. Более того, если предположить такую фантастическую ситуацию, что если провести авторский семинар с наиболее квалифицированными пользователями из числа «педагогических рейдеров», то положительный эффект от внедрения разработки существенно повысится.
Возвращаясь к основной - негативной -стороне «педагогического рейдерства», целесообразно отметить основные его «технологические» приемы, а также то, каким образом информировать об антигероях научное сообщество. Методология анализа некорректного заимствования и критерии его оценки обстоятельно представлены И. Д. Котляро-вым [2]. Приводим фрагмент его публикации: «Умение работать с источниками традиционно считается одним из важнейших отличительных признаков ученого, подтверждающим как его профессиональную состоятельность (способность «вписать» собственные результаты в общий контекст своей отрасли науки на основе привлечения большого массива внешней информации - без этого ученый рискует либо изобрести велосипед, либо пойти по пути, давно отвергнутому наукой), так и соблюдение им общепринятых норм научной этики (признание использованных в работе чужих результатов за лицами, их получившими). Причем часты случаи использования чужих результатов без ссылок на первоисточники, что в мировом научном сообществе считается недопустимым и влечет за собой соответствующие санкции. Такой подход к ведению научной деятельности становится причиной ее деградации. Публикуемые статьи приобретают дилетантский оттенок (при отказе от использования ранее полученных другими исследователями результатов), из научной работы исчезает творческое начало (когда для успешной сдачи «отчета по науке» достаточно опубликовать несколько скопи-
рованных у других авторов работ), наука утрачивает привлекательный имидж занятия, связанного с поиском новых знаний о природе и обществе, поскольку каждый считает себя в силах опубликовать статью в научном журнале, а добросовестные ученые, чьи результаты были неправомерно использованы, оказываются обделенными. Речь идет не о разработке правовых норм, призванных защитить авторов, а о необходимости формирования в отечественном научном сообществе представления о несовместимости присвоения чужих результатов с моралью ученого. Иными словами, наиболее эффективным инструментом противодействия неправомерному использованию чужих работ, по нашему мнению, может стать не столько закон (который в настоящее время может быть использован против плагиатора только в случае наличия материального ущерба, нанесенного плагиатом), сколько механизмы саморегулирования научного сообщества, и в первую очередь - создание атмосферы нетерпимости по отношению к людям, заимствовавшим чужие результаты. При этом необходимо разграничить злостное заимствование и заимствование, не наносящее вреда интересам научной и педагогической деятельности. По этой же причине в данной работе мы отказались от использования юридического термина «плагиат» и заменили его понятием «некорректное заимствование» (которое, к тому же, шире по наполнению, так как включает в себя плагиат в виде частного случая и лучше отражает сложившуюся в российской научной прессе ситуацию)».
Отметим наиболее часто применяемые «технологические» приемы «педагогического рейдерства», с которыми нам пришлось столкнутся на практике:
- использование заимствованного материала без трансформации и без ссылок либо незначительное изменение заимствованного материала также без ссылок, например, вместо «Дидактическая многомерная технология» - «Многомерная дидактическая технология» (заметим, что более общий признак должен ставиться первым) [3];
ес1и.Ьу/1еасЫпд/соттегЬа1/25-26112009. Ьг
Домой Индекс Содержимое Поиск Глосса! «1 и— в, ячало Предыдуь пая Следующая Последа 1ЯЯ Вверх Авторские права Автор
|ц J § Голос И' ж 0Показыватьвсе из»{
а
Академия
последипломного
образования
Дополнительные услуги
Подробнее Обучение Мероприятия Материалы Ссылки
• 24.01.11г. - повышение квалификации "Компьютерные технологии в преподавании изобразительного искусства"
• 15.12.10г. - целевое повы1_ение квз-ПисЬикзшш "Основы семейной педагогики"
• 08.11.10г. - целевое
~:-4- - -- - г -
"Современные подходы к
1я педагоги че
25-26 ноября состоится семинар «Многомерная дидактическая технология к качество знаний учащихся»
С Регистрация в 9.00 (ауд. 207), начало семинара в 10.00.
Стоимость семинара: 83.000 рублей зэ одного человека.
| Контактные телефоны: {017) 292-64-61, (017) 285-78-62.
Просим информировать о количестве командируемых человек и нуждаемости в общежитии за два-три дня до начала семинара.
Платёжные реквизиты;
/ Получатель: ГУО «-Академ I 220040, г.Минск, ул. Некр
ботников общеобразовательных учреждений.
|е №514 ОАО «АСБ Беларусбанк», г.Минска, код 614, 220040, г.
http://gyranl-svisloch.grodno.unibel.by/sm.aspx?uid=218 ГУО «Гимназия №1 имени К.Калиновского г.Свислочь»
НАУКА
и
ПРАКТИКА
Информащюнно-методический бюллетень
Повышение качества образования путём внедрения интенсивных технологий
От многомерност и мышления многомерности обучения
Многомерная дидактическая технология (МДТ) -
основана на изучении мора, особенностях и типах интеллекта, поэтому одновременно развивает и интеллектуальные способности человека.
Логи ко- смысловые модели (ЛСМ) - основной дидактический инструмент МДТ - конкретная форма предъявления знаний на натуральном языке в виде образа-модели.
Конструирование
процедуры:
1 оделен включает следующие
’ В центре тема или объект изучения, понятие или явление
' Набор координат или вопросы по теме, которые ранжируются по порядку (слева направо)
1 Содержание каждой координаты делится на отдельные учебные элементы • Часть ключевых слов находятся в опорных узлах, другая часть — в узлах м^жкоо^^лцагныис матриц ] показывает связи между отдельными учебными элементами.
Б обычной школе можно вырастить Леонардо Да Винчи, или Технология, которая ум в порядок приводит.
А. И. Д обрине вская|
- изложение собственных практических разработок на основе работ автора с одной- двумя ссылками на ранние работы автора, с заимствованием наименований разработанных дидактических решений (при их широкой опубликованности), сведение критики работ автора к односложным замечаниям; приведение «своих» теоретических оснований заимствуемого материала [4].
Приведем для сопоставления краткую историю разработок НЭЛ ДД [5]: начиная с 2000 года, тема «Дидактические многомерные инструменты» постоянно включалась в перечень
НИР Уральского отделения РАО (http:// urorao.rsvpu.ru/site.
А.И.Добриневская php?o=shp&p=2). В
2003 году научная лаборатория приказом по университету была переименована в Научную лабораторию дидактического дизайна в профессиональном и педагогическом образовании и получила статус научной лаборатории УрО РАО; в 2011 году лаборатория была преобразована в Научную лабораторию дидактического дизайна и на ее базе была создана Секция дидактического дизайна Академии профессионального образования. Результаты работы - «Дидактические многомерные инструменты для технологий обучения» отмечены дипломом и премией Уральского отделения РАО (2003 г.), а в 2010 г. научной лаборатории за вклад в выполнение научно-исследовательских работ УрО РАО была вручена
наградная доска УрО РАО.
За период 2000 - 2010 гг. проведены опытно-экспериментальные работы по всей «вертикали образования», включая ДОУ (г. Уфа - ДОУ № 227 и 279), общеобразовательные школы (г. Уфа - гимназия № 93, лицей № 68, СОШ № 37), учреждения НПО (г. Уфа - лицеи № 155 и 137), ссузы (г. Нефтекамск - Машиностроительный колледж; г. Уфа - То-пливно-энергетиче-ский колледж), вузы (г. Уфа - БГПУ им. М. Акмуллы, БГМУ, БИРО). Педагогическое проектирование с использованием логико-смысловых моделей осваивали не только учителя, аспиранты, преподаватели СПО, но и доктора
наук; в Интернете можно обнаружить большое число учебно-методических разработок педагогов России, выполненных с использованием логико-смысловых моделей (они представлены на сайте научной лаборатории - http://dd.oprb. ги). Промежуточные результаты исследований руководителя НЭЛ ДД активно публиковались в общефедеральных научных журналах (Образование и наука: 2001 - № 4; 2002 - № 4, 5, 6; 2003 - № 2, 4; 2005 - № 1, 3; 2006 -№ 1; 2010 - № 7; Школьные технологии: 2000
- № 1, 2, 3, 6; 2001 - № 1; 2002 - № 2, 4; Образование в современной школе: 2002 - № 6, 7; 2004 - № 9; Известия Академии педагогических и социальных наук: Вып. III - 2003, Вып. IV - 2005; *Сибирский педагогический журнал:
2004 - № 1; 2007 - № 1; 2010 - № 5; Практическая психология и логопедия: 2004 - № 4;
2005 - № 3; 2006 - № 2; 2009 - № 4; Педагогический журнал Башкортостана: 2005 -№ 1; 2007 - № 1; 2008 - № 4; Директор школы: 2009 - № 1; Известия Алтайского государственного университета: 2009 - №2; Профессиональное образование. Столица: 2010 -№ 9; Известия РАО: 2012 - №2). В «Энциклопедии образовательных технологий» [6; 7] представлены достижения отечественных ученых, сопровождаемые уникальным классификационным аппаратом; определенный вклад в разработку теории и технологии инструментальной дидактики внесли сотрудники научной школы «Дидактический дизайн в общем и профессиональном образовании» Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и одноименной научной лаборатории Уральского отделения РАО и Академии профессионального образования (д. п. н., профессор В. Э. Штейнберг - руководитель; к. п. н., доцент Н. Н. Манько; д. м. н., профессор Р. Г. Галиев; к. п. н. А. Ю. Шурупов; к. п. н., доцент С. А. Арсланбекова; к. п. н., доцент Ф. Ф. Ардува-нова; к. п. н. Т. А. Посягина и другие).
Приведем лишь некоторые ключевые публикации руководителя НЭЛ ДД, не учитывая публикаций других членов научной школы, оставшиеся «незамеченными» некорректными заимствователями (общее количество: монографий - 9, статей в научных журналах - 47, сборников научных материалов - 15): Штейнберг, В. Э., Семенов, С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе [Текст] / В. Э. Штейнберг, С. Н. Семенов ; под ред. В. С. Кагерманьяна. - М., 1993 (Содержание формы и методы обучения в высшей школе) Обзор. ин-
форм. / НИИВО Вып. № 3. - 39 с.; Штейнберг, В. Э. Образование - технологический рубеж инструменты, проектирование, творчество : мо-ногр. [Текст] / В. Э. Штейнберг. - Уфа : БИРО, 1998. - 156 с.; Штейнберг, В. Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1998. - 30 с.; Штейнберг, В. Э. Крылья профессии - введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов : моногр. [Текст] / В. Э. Штейнберг. -Уфа, 1999. - 214 с.; Штейнберг, В. Э. Дидактическая многомерная технология : моногр. [Текст] / В. Э. Штейнберг. - Уфа : БИРО, 1999. - 86 с.; Штейнберг, В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 24 с.; Штейнберг, В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика : моногр. [Текст] / В. Э. Штейнберг. - М. : Народное образование, 2002. - 304 с.; Штейн-берг, В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. - 2001. -№ 4 - С. 20-30; Штейнберг, В. Э. «Семантические фракталы Штейнберга» для технологий обучения // Школьные технологии. - 2002. -№ 2. - С. 204-210; Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г. К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») (Раздел 1.7 «Дидактическая многомерная технология В. Э. Штейнберга». - С. 136-151); Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]
: в 2 т. Т.1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). (Дидактическая многомерная технология В. Э. Штейнберга - С. 507-520).
«Незамеченными» и впоследствии некорректно заимствованными остались также достаточно широко опубликованные ключевые названия разработок: «Логико-смысловые модели - ЛСМ» (1996 г.), «Дидактическая многомерная технология - ДМТ» (1999 г.), «Дидактические многомерные инструменты - ДМИ» (1999 г.). Причем автором своевременно предпринимались попытки сформулировать отличительные признаки ключевых дидактических решений в виде «формул» патентного типа, как это предполагается в работе [1].
Дидактическая многомерная технология (ДМТ) - дидактическая технология поли-функционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на
параллельном представлении информации/ учебного материала как в традиционной аудиоформе, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога.
Дидактические многомерные инструменты (ДМИ) - когнитивно-визуальные средства бинарного (двухкомпонентного) типа с иллюстративно-мнемическими и регулятивными свойствами (поддержка категоризации и экспликации, анализа и синтеза, навигации и аутодиалога); смысловой компонент ДМИ реализован на основе когнитивных принципов представления информации в семантически связной форме, а логический компонент образован координатными и матричными графическими элементами, объединенными в каркас рекурсивного типа, информация на котором представлена в мультикодовой форме (понятийными, пиктограммическими, символьными и другими элементами); конкретная форма реализации ДМИ - логико-смысловые модели, навигаторы, «семантические фракталы Штейнберга», когнитивные карты и т.п.; поли-функциональные ДМИ - основной инструмент дидактической многомерной технологии и применяются также в традиционных и новых технологиях обучения, в дидактическом дизайне на основе принципа дополнительности.
Логико-смысловая модель (ЛСМ) -конкретная форма реализации дидактических многомерных инструментов в виде образнопонятийных моделей, содержащих смысловой и логический компоненты, причем последний выполнен в «солярной» координатно-матричной форме рекурсивного типа для размещения понятий (или их мультикодовых эквивалентов) и смысловых связей между ними; ЛСМ применяются для отображения изучаемых или создаваемых объектов в дидактической многомерной и других технологиях, в профессиональной деятельности и дидактическом дизайне.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы. Объем теоретических и опытно-экспериментальных работ НЭЛ ДД, положительные результаты экспертизы результатов в области дидактической многомерной технологии как формы интеллектуальной собственности
нуждается в защите, но существующие формы приоритетного опубликования (т. н. копирайт) лишь позволяют фиксировать приоритет, но не служат формой непосредственной защиты интеллектуальной собственности. Причем, учитывая негативные тенденции в науке, аналогичные схожим тенденциям в рыночной экономике, проблема защиты интеллектуальной собственности в области образования, приобретает высокое социальное звучание и двойственный характер, что предопределяет необходимость поиска нестандартных подходов к ее решению.
О явлениях «педагогического рейдерства», плагиата в той или иной форме научное сообщество, безусловно, следует информировать, однако за редким исключением редакции научных журналов обращаются к данной тематике, полагая, что такая информация должна подкрепляться убедительными экспертными заключениями в случае возникновения конфликтной ситуации. То есть вновь приходится возвращаться к необходимости создания на пути данного негативного явления централизованного экспертного барьера, в котором объективно заинтересованы и научное образовательное сообщество, и Высшая аттестационная комиссия, и Министерство образования и науки, и Росийская академия образования, и Академия профессионального образования, и Торговопромышленная палата. Целесообразно также продумать, каким образом использовать негативные факты некорректного заимствования или «педагогического рейдерства» для уточнения индекса цитирования и оценки полезности педагогического новшества.
То есть без признания дуализма проблемы защиты интеллектуальной собственности в области образования, без четкого различения действительно педагогических новшеств (изобретения, полезные усовершенствования и модели) и материалов, представляющих собой некорректные заимствования, плагиат или «педагогическое рейдерство» (с учетом массовости некорректного использования), решение задачи защиты интеллектуальной собственности в области образования представляется затруднительным.
1. Новоселов С. А. Институализация интеллектуальной собственности в системе образования России как условие формирования инновационной экономики // Педагогический журнал Башкортостана - 2011. - № 4(35)-6.
2. Котляров И. Д. Некорректные заимствования: сущность, проблемы оценки и методы противодействия // Педагогический журнал Башкортостана - 2011 - № 5(36). - С. 23 - 32.
3. Добриневская А. И. От многомерности мышления к многомерности обучения // Наука и практика. Информационно-методический бюллетень, 2009. - URL: http://
gymn1-svisloch.grodno.unibel.by/sm.aspx?uid=218 (дата обращения: 07.07.2012).
4. Галыгина И. В. Современные технологии преподавания химии: 8-11 классы / И. В. Галыгина, Л. В. Галыгина, Н. П. Воскобойникова. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 160 с.
5. Штейнберг В. Э. Дидактическая многомерная технология: история разработки // Педагогический журнал
Башкортостана - 2011 - № 5(36). - С. 87-94.
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - С. 136-151.
7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- С. 507-520.
УДК / UDC 377:347.78 Е. В. Ломтева,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, Россия, Москва, [email protected]
Helena Lomteva,
PhD in Pedagogics, docent, head of the department, Scientific and Research Institute of Professional Education Development, Russia, Moscow, [email protected]
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КОЛЛЕДЖА LEGITIMATE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS IN COLLEGE
В статье анализируется система защиты интеллектуальной собственности колледжа. Рассматриваются особенности охраны отдельных объектов интеллектуальной собственности, создаваемых и используемых в процессе осуществления образовательной и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения профессионального образования.
The paper provides an overview of the intellectual property protection in college. It gives peculiarities of protecting certain intellectual property objects created and used in the process of educational and research activities of the vocational organization.
Ключевые слова: колледж, интеллектуальная собственность, исключительное право, объекты авторского права, система защиты интеллектуальной собственности.
Keywords: college, intellectual property, exceptional right, copyright objects, system of intellectual property protection.
Защита интеллектуальной собственности сегодня становится одной из ключевых задач, стоящих перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования как составной части инновационной и кластерной политики. Между тем сегодня приходится констатировать недостаточное внимание со стороны колледжей к защите интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности. Особенно остро данный вопрос ставится
применительно к комплексной защите объектов интеллектуальной собственности колледжа, когда охране подвергаются не только объекты авторского права колледжа как наиболее часто встречающиеся, но и другие объекты - объекты патентного права, секреты производства (ноу-хау), объекты смежных прав (содержание баз данных) и другие.
Политика любого колледжа в области интеллектуальной собственности должна строиться прежде всего для достижения следующих целей:
- сохранение и развитие интеллектуального потенциала колледжа для его научного, научно-технического и экономического развития;
- обеспечение за счет создания и внедрения объектов интеллектуальной собственности конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, а также последующей эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в результате деятельности колледжа;
- развитие на основе интеллектуальной собственности колледжа взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и интеграции с научными организациями и промышленными предприятиями-работодателями;
- стимулирование изобретательской и инновационной активности сотрудников и студентов колледжа, включая реализацию их прав на вознаграждение.
Для осуществления данных целей колледжам принципиально важно в современных ус-