Научная статья на тему 'Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности колледжа'

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности колледжа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1209
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА / СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / COLLEGE / INTELLECTUAL PROPERTY / EXCEPTIONAL RIGHT / COPYRIGHT OBJECTS / SYSTEM OF INTELLECTUAL PROPERTY PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломтева Е. В.

В статье анализируется система защиты интеллектуальной собственности колледжа. Рассматриваются особенности охраны отдельных объектов интеллектуальной собственности, создаваемых и используемых в процессе осуществления образовательной и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMATE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS IN COLLEGE

The paper provides an overview of the intellectual property protection in college. It gives peculiarities of protecting certain intellectual property objects created and used in the process of educational and research activities of the vocational organization.

Текст научной работы на тему «Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности колледжа»

gymn1-svisloch.grodno.unibeШy/sm.aspx?uid=218 (дата

обращения: 07.07.2012).

4. Галыгина И. В. Современные технологии преподавания химии: 8-11 классы / И. В. Галыгина, Л. В. Галыгина, Н. П. Воскобойникова. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 160 с.

5. Штейнберг В. Э. Дидактическая многомерная технология: история разработки // Педагогический журнал

Башкортостана - 2011 - № 5(36). - С. 87-94.

6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - С. 136-151.

7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

- С. 507-520.

УДК / UDC 377:347.78 Е. В. Ломтева,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования, Россия, Москва, [email protected]

Helena Lomteva,

PhD in Pedagogics, docent, head of the department, Scientific and Research Institute of Professional Education Development, Russia, Moscow, [email protected]

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КОЛЛЕДЖА LEGITIMATE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS IN COLLEGE

В статье анализируется система защиты интеллектуальной собственности колледжа. Рассматриваются особенности охраны отдельных объектов интеллектуальной собственности, создаваемых и используемых в процессе осуществления образовательной и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения профессионального образования.

The paper provides an overview of the intellectual property protection in college. It gives peculiarities of protecting certain intellectual property objects created and used in the process of educational and research activities of the vocational organization.

Ключевые слова: колледж, интеллектуальная собственность, исключительное право, объекты авторского права, система защиты интеллектуальной собственности.

Keywords: college, intellectual property, exceptional right, copyright objects, system of intellectual property protection.

Защита интеллектуальной собственности сегодня становится одной из ключевых задач, стоящих перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования как составной части инновационной и кластерной политики. Между тем сегодня приходится констатировать недостаточное внимание со стороны колледжей к защите интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности. Особенно остро данный вопрос ставится

применительно к комплексной защите объектов интеллектуальной собственности колледжа, когда охране подвергаются не только объекты авторского права колледжа как наиболее часто встречающиеся, но и другие объекты - объекты патентного права, секреты производства (ноу-хау), объекты смежных прав (содержание баз данных) и другие.

Политика любого колледжа в области интеллектуальной собственности должна строиться прежде всего для достижения следующих целей:

- сохранение и развитие интеллектуального потенциала колледжа для его научного, научно-технического и экономического развития;

- обеспечение за счет создания и внедрения объектов интеллектуальной собственности конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, а также последующей эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в результате деятельности колледжа;

- развитие на основе интеллектуальной собственности колледжа взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и интеграции с научными организациями и промышленными предприятиями-работодателями;

- стимулирование изобретательской и инновационной активности сотрудников и студентов колледжа, включая реализацию их прав на вознаграждение.

Для осуществления данных целей колледжам принципиально важно в современных ус-

ловиях реализовывать следующие направления:

- создание правовых условий для закрепления, эффективного использования в хозяйственном обороте, передачи и защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- формирование инфраструктуры управления деятельностью в области правовой охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности колледжа;

- осуществление мер, исключающих неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности колледжа, и защита исключительных прав на них(инвентаризация, учет и депонирование, регистрация, патентование, введение режима коммерческой тайны и т. п.).

Рассмотрим более подробно данные направления с точки зрения их практической реализации.

1. Формирование правовой базы. Колледж должен обеспечить как минимум наличие следующих документов, позволяющих говорить о правовой основе защиты интеллектуальной собственности:

A. Положение об интеллектуальной собственности колледжа. В нем устанавливается политика колледжа в сфере интеллектуальной собственности, закрепляются система защиты интеллектуальной собственности; лица, ответственные за ее защиту; ключевые виды объектов интеллектуальной собственности колледжа и общие правила их защиты; особенности приобретения и распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; вопросы ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность и т. п.

Б. Положение о распределении прав на создаваемые и приобретаемые объекты интеллектуальной собственности. В данном акте необходимо четко разграничить особенности работы с интеллектуальной собственностью, приобретаемой колледжем от третьих лиц, с результатами интеллектуальной деятельности, которые создаются в рамках служебных заданий или по договорам сотрудниками и студентами колледжа. В современных колледжах практически отсутствует практика оформления авторских соглашений и осуществления специальных выплат авторских вознаграждений сотрудникам за создаваемые объекты интеллектуальной собственности и прежде всего объекты авторского права.

B. Положение об авторских вознаграждениях за служебные объекты интеллектуальной собственности. Данный акт призван упорядо-

чивать в каждой организации, в том числе в колледжах, порядок и размеры авторских вознаграждений работникам за создаваемые результаты интеллектуальной деятельности.

Г. Положение о договорах в сфере интеллектуальной собственности с перечнем примерных форм основных договоров (об отчуждении исключительного права, лицензионные, сублицензионные и т. п.) в отношении всех видов объектов интеллектуальной собственности, которые создаются и используются в колледже.

Д. Положение об инвентаризации и учете объектов интеллектуальной собственности колледжа.

Е. Положение об отделе (подразделении) по защите интеллектуальной собственности.

2. Формирование инфраструктуры управления деятельностью в области правовой охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности колледжа.

В структуру управления колледжа в области интеллектуальной собственности моут входить:

- директор (устанавливает политику колледжа в области интеллектуальной собственности; назначает руководителей работы в этой сфере; несет ответственность за результаты работы колледжа в области интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством);

- заместитель директора по инновационной деятельности (руководит осуществлением политики колледжа в области интеллектуальной собственности; по представлению подразделения колледжа по защите интеллектуальной собственности, осуществляющего деятельность в области интеллектуальной собственности, подписывает документацию о приобретении, передаче, уступке или прекращении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности колледжа);

- подразделения колледжа, осуществляющие деятельность в области интеллектуальной собственности.

Подразделение по защите интеллектуальной собственности колледжа должно являться самостоятельным структурным подразделением и подчиняться непосредственно директору колледжа. Основными задачами данного подразделения являются учет и защита интеллектуальной собственности, созданной в колледже, а также вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Для выполнения своих задач данное подразделение выполняет следующие функции:

- организует работу по закреплению, учету и защите интеллектуальных прав колледжа и его работников;

- осуществляет взаимодействие с соответствующими подразделениями колледжа, третьими лицами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и государственными корпорациями в области интеллектуальной собственности;

- отвечает за подготовку проектов документов, регламентирующих вопросы интеллектуальной собственности колледжа и определяющих взаимоотношения между колледжем и третьими лицами по вопросам создаваемой интеллектуальной собственности;

- осуществляет подготовку проектов соглашений и договоров о передаче исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- обеспечивает контроль за проведением инвентаризации интеллектуальной собственности и объектов исключительных прав колледжа, а также содействует и (или) организует работу по закреплению прав на объекты интеллектуальной собственности;

- ведет учет охраноспособных объектов интеллектуальной собственности, полученных колледжем;

- проводит мониторинг вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- осуществляет мероприятия, связанные с правовой охраной интеллектуальной собственности колледжа;

- участвует в комплексных проверках учета и охраны интеллектуальной собственности колледжа;

- осуществляет по поручению руководства колледжа иные функции, обеспечивающие повышение эффективности использования его интеллектуальной собственности.

Данный перечень функций является примерным. В зависимости от размера колледжа, штата сотрудников, объемов научной и научнотехнической деятельности и других показателей перед подразделением по защите ИС могут быть поставлены и другие задачи и функции.

Защита объектов патентного и авторского права имеет ряд особенностей, что требует разных подходов к организации работы и принятию мер по защите интеллектуальных прав. Так, в качестве сотрудников патентного отдела больше подходят специалисты с техническим образованием, для которых более легко будет работать с формулами объектов промышленной собственности при их защите.

3. Осуществление мер, исключающих неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности колледжа, и защита ис-

ключительных прав на них (инвентаризация, учет и депонирование, регистрация, патентование, введение режима коммерческой тайны и т. п.).

Прежде чем защищать тот или иной объект, вполне естественной первоначальной задачей всегда стоит индивидуализация этого объекта и его учет. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности возникают у колледжа в результате его научной, образовательной, хозяйственной и иной деятельности, в том числе при выполнении любых научных исследований и разработок, финансируемых из государственного бюджета и внебюджетных фондов. При внебюджетном финансировании объекты интеллектуальной собственности создаются по договорам с предприятиями, организациями и учреждениями; административным договорам.

Учет создаваемых и приобретаемых объектов интеллектуальной собственности зависит от необходимости их обязательной государственной регистрации. Так, объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент). В связи с этим данные объекты легко поддаются учету по выданным Роспатентом патентам. Объекты авторского права в любом колледже могут учитываться по факту их обнародования или на других основаниях, например, передачи их на депонирование. Однако необходимо учитывать, что любая система объектов авторского права не является совершенной, поскольку всегда сложно проконтролировать и учесть все созданные произведения. Поэтому колледжи, ставящие задачу по учету и инвентаризации объектов авторского права, должны применять несколько возможных способов подобного учета.

Защита интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в административном и судебном порядке. В административном порядке с участием колледжа разрешаются следующие споры:

- нарушения законодательства о выдаче патентов на изобретение, полезную модель и промышленный образец (спор рассматривается в специализированном подразделении Роспатента);

- нарушения порядка инвентаризации, учета объекта интеллектуальной собственности колледжа (спор решается внутри колледжа);

- нарушения должностными лицами колледжа прав работника - автора объекта интеллектуальной собственности, путем обжало-

вания неправомерных действий должностных лиц в порядке, установленном в колледже, как правило, проректору по научной работе и/или ректору колледжа.

Наиболее остро сегодня ощущаются проблемы защиты авторских прав. Кроме того, с принятием части четвертой ГК РФ появился ряд новых объектов, использование которых в колледжах только начинается и, естественно, порождает множество вопросов. В связи с этим далее остановимся более подробно на рассмотрении некоторых проблем, связанных с использованием и защитой в колледжах объектов авторского права, баз данных и секретов производства.

Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. В процессе образовательной, научной и иных видов деятельности работников (авторов) колледжа создаются прежде всего литературные произведения (учебники, пособия, монографии, научные отчеты, учебные и учебно-методические программы и комплексы, методики обучения, обучающие программы для ЭВМ, тексты практических и лабораторных работ, сборники учебных задач и упражнений и т. п.), фотографии, объекты изобразительного искусства (графики, схемы, чертежи), карты, а также программы для ЭВМ и базы данных. Особыми продуктами образовательной и научной деятельности колледжа выступают разрабатываемые электронные учебно-методические произведения - электронные учебники и справочники, электронные обучающие программы и тестирующие системы, дистанционные курсы, виртуальные лаборатории. По своей природе такие объекты являются сложными, поскольку включают несколько объектов интеллектуальной собственности.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специальной регистрации произведения в государственном или ином органе, иного специального оформления прав на произведение. Правовая охрана объектов авторского права начинается в момент придания объективной формы произведению (формальное выражение идеи вовне). В связи с этим в образовательной среде вполне закономерно возникает проблема разграничения авторских объектов, создаваемых работниками при выполнении трудовых функций, с объектами, которые создаются работниками в рамках иных отношений. Выделение служебных объектов и закрепление исключительного права на них у колледжа должно связываться с наличием следующих действий:

- закрепление в трудовых договорах, должностных инструкциях работника трудовой

обязанности по написанию (созданию) объекта авторского права с определенными характеристиками (например, учебные пособия или курсы лекций по читаемым дисциплинам);

- создание объекта авторского права, отвечающего установленным параметрам;

- предоставление произведения работником колледжу в его распоряжение; за работником сохраняется личное неимущественное право на обнародование произведения, поэтому при наличии творческой неудачи при создании произведения он может отказаться обнародовать произведение и передать его работодателю;

- выплата авторского вознаграждения работнику за созданное служебное произведение; при этом необходимо учитывать, что данное вознаграждение при осуществлении расчетов с работником должно быть индивидуализировано как авторское; в противном случае работодателю будет сложно доказать законность приобретения исключительного права на объект авторского права;

- отсутствие в авторском договоре условий о сохранении исключительного права за работником;

- использование колледжем-работодате-лем переданного в его распоряжение произведения или передача исключительного права на него другому лицу или сохранение произведения в тайне с сообщением об этом автору. В силу п. 2 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не осуществит одно из указанных действий, исключительное право на служебное произведение может перейти автору по его требованию.

Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или

наименование либо требовать такого указания.

Базы данных сегодня создаются и используются практически в каждом колледже. Многие из них включают в себя коммерчески ценную информацию, научные исследования, публикации и другую информацию, объекты интеллектуальной собственности, создаваемые колледжем, в связи с этим требуют защиты. Кроме традиционной авторско-правовой охраны баз данных, частью четвертой ГК РФ была введена новая форма их охраны как объекта смежных с авторскими прав. Если при авторско-правовой охране в базах данных охраняется подбор и расположение материалов (составительство), то смежно-правовая охрана баз данных предназначена для защиты их содержания. Это своего рода механизм инвестирования в информационную сферу.

Введение нового института охраны баз данных вполне закономерно сегодня привело к ряду сложностей в его понимании, поэтому рассмотрим основные проблемные вопросы, с которыми могут столкнуться в колледжах при защите интеллектуальных прав на содержание баз данных.

Смежно-правовая охрана распространяется в отношении баз данных, создание которых (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. Подтверждением таких затрат выступает наличие не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных, или иные доказательства.

К сожалению, законодатель четко не предусмотрел иных критериев существенности затрат. В связи с этим представляется, что определение существенности является правом колледжа-изготовителя (поскольку базы данных не подлежат государственной регистрации и охраняются с момента завершения их создания). Полагаем, что автоматически действует презумпция существенности затрат, если колледж-изготовитель указывает себя в качестве такового обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. При этом смежно-правовая охрана должна распространяться, пока не вступит в законную силу решение суда, признающее отсутствие существенности затрат, по иску заинтересованного лица.

Для обозначения факта смежно-правовой охраны на экземпляре базы данных и (или) его упаковке не обязательно соблюдение каких-либо формальностей, но допускается указывать имя (наименование) изготовителя. Статья 1305 ГК РФ не предусматривает возможность

проставления знака охраны смежных прав на базы данных. Полагаем, что по аналогии можно использовать данное право, поскольку оно прямо не запрещено, не противоречит особенностям объективного выражения баз данных (базы, как и фонограммы, могут быть записаны на те же носители) и их природе, а также обосновано необходимостью разграничения смежно-правовой охраны баз от авторско-правовой. На практике данная возможность сегодня уже реализуется. На экземплярах баз данных многие изготовители уже размещают как знак охраны авторского права, так и знак охраны смежных прав.

Рассмотрим права, закрепляемые в отношении баз данных при смежно-правовой охране. Исключительное смежно-правовое право на базу данных возникает у ее колледжа-изго-товителя, которым признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Оно предполагает возможность извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме. Существенная часть содержания базы данных является оценочной категорией и должна определяться в первую очередь самим изготовителем. База данных может содержать в себе всего несколько материалов, каждый из которых может очень дорого стоить, поэтому определение существенности может осуществляться в каждом конкретном случае отдельно. Совершенно определенно в качестве существенной части следует рассматривать большую часть (50 % и более) содержания базы. Полагаем, что в остальных случаях изготовитель в договоре о передаче исключительного права на экземпляре базы и (или) его упаковке или иным образом может особо устанавливать, что признается существенной частью содержания базы.

Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, кроме случаев, предусмотренных законом. Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой

такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц. Использование материалов,извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц (например, при опубликовании, размещении в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования и т. п.), должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

Кроме исключительного права, у коллед-жа-изготовителя также возникает личное неимущественное право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования, а также иные интеллектуальные права, например, право на государственную и иную регистрацию базы данных, право на передачу базы данных в коллективное управление. К числу иных интеллектуальных прав, исходя из позиции законодателя (иные права - все те, которые не отнесены к исключительному или личным неимущественным правам), относится право на обновление базы данных (ч. 2 ст. 1335 ГК РФ). Это право нельзя отнести ни к исключительному праву, ни к личному неимущественному. С одной стороны, оно имеет сходство с авторским правом на защиту произведения от искажения (изготовитель контролирует целостность и неизменность базы). С другой стороны, именно оно позволяет получать выгоду от актуализации и продаж экзем-

пляров баз или передачи исключительных прав на их обновленное содержание.

Особое место в системе субъективных прав изготовителя занимает право на распоряжение его исключительным правом. Оно не является правомочием в рамках исключительного права (таковыми являются право извлекать из базы данных материалы и право их последующего использования (продажи, обработки, размещение в других базах, сети Интернет и др.)), а занимает самостоятельное место наряду с интеллектуальными правами.

Таким образом, задача любого колледжа

- создать условия для эффективного функционирования системы защиты интеллектуальной собственности. Необходимо помнить, что именно интеллектуальная собственность рассматривается как важнейший ресурс колледжа, который может и должен стать реальным фактором его экономического развития как главного источника фундаментальных и прикладных знаний, лежащих в основе научных разработок и исследований.

Минбалеев А. В. Правовой режим секретов производства (ноу-хау) вуза // Проблемы применения и эффективности норм гражданского права в сфере образования: материалы научно-практического семинара (Южно-Уральский государственный университет, 20-21 сентября 2007 г.) / под ред. В. В. Кваниной. - Челябинск: НТЦ-нИиОГР, 2008.

- С. 63 - 69.

УДК/ UDC 316.7 М. З. Баяхчян,

генеральный директор ООО «Центр комплексного развития и социальной адаптации детей и подростков», Россия, Москва, [email protected]

Maya Bakhchan,

executive director, Center for Complex Development and Social Adaptation of Children and Adolescents, Russia, Moscow, [email protected]

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ -ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ DEVELOPING INTERCULTURAL COMMUNICATION SYSTEM AS A KEY COMPONENT OF FORMING AND DEVELOPING INTELLECTUAL PROPERTY SEGMENT. SOCIAL AND CULTURAL ASPECT

Статья раскрывает представление о развитии системы межкультурных коммуникаций в социокультурном контексте как одном из ключевых компонентов современной системы формирования и развития сферы интеллектуальной собственности.

The paper gives the notion of developing intercultural communication system as a key component of forming and developing intellectual property segment in social and cultural aspect.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: интеллектуальная соб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.