УДК: 340
Кайжакпарова Аида Бахытжановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Костанайского социально-технического университета им. ак. З. Алдамжар [email protected] Aida B. Kayzhakparova candidate ofjurisprudence, associate professor of Legal disciplines of Costa-naysky social and technical university of the academician Z. Aldamzhar [email protected]
ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
PROTECTION OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC
OF KAZAKHSTAN
Аннотация. Охрана интеллектуальной собственности в настоящее время стала одной их основных вопросов, стоящих перед вузом. Но при этом с сожалением следует признавать минимальное внимание к охране интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности со стороны вузов. Это касается защиты не только объектов авторского права студентов, преподавателей и других сотрудников учреждения, но и объектов смежных прав, патентного права и др.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты авторского права, автор, соавтор, обладатели авторских прав, служебное изобретение.
Annotation. Protection of intellectual property became one their main questions facing higher education institution now. But thus with regret it is necessary to recognize the minimum attention to protection of the intellectual rights for objects of intellectual property from higher education institutions. It concerns protection not only objects of copyright of students, teachers and other staff of institution, but also objects of allied rights, patent law, etc.
Keywords: intellectual property, objects of copyright, author, coauthor, owners of copyright, office invention.
Интеллектуальная собственность - это сложный и очень специфический юридический институт, сущность и систему которого до сих пор в жарких дискуссиях обсуждают многочисленные ученые развитых стран мира, предлагая более эффективные и совершенные законодательные инструменты его регулирования. Авторское право является одним их самых основных и популярных
объектов интеллектуальной собственности. Сейчас же мы рассмотрим не менее обсуждаемый и проблемный вопрос - защита авторских прав преподавателей и студентов.
Защита авторских прав в высших учебных заведениях - это весьма сложный и противоречивый механизм. И сейчас ни для кого не секрет, что авторские права преподавателей и студентов не занимают особого места в работе всего учебного заведения. Хотя в развитых странах данный институт является весьма защищенным и урегулированным, как на законодательном уровне, так и при практическом его применении.
Ежегодно сотрудниками, профессорско-преподавательским составом и студентами в любом высшем учебном заведении создаются тысячи объектов интеллектуальной собственности. И очень редко возникают споры по поводу правомерности использования таких объектов.
Европейские правовые стандарты защиты интеллектуальной собственности включают специальные регламенты, определяющие взаимоотношения работников и преподавателей с администрацией высшего учебного заведения по вопросам осуществления авторских, патентных и иных прав. В ведущих университетах существуют специальные подразделения, целями деятельности которых являются оформление прав на объекты интеллектуальной собственности и использование таких объектов в коммерческом обороте, а также инновационных проектах.
Для начала необходимо во всех учебных заведениях ввести и принять специальные типовые договоры на создание тех или иных произведений. Также необходимо разработать положения о дальнейшем использовании трудов как преподавателей, так и студентов. Помимо этого не лишним было бы создание специальных отделов (подразделений) по защите интеллектуальной собственности в стенах вуза, которые также должны иметь положения о своей работе (инструкции).
Конечно, управление интеллектуальной собственностью должно регулироваться всеми структурами вуза. В частности к нему должны иметь отношения ректор, ученый совет, проректор по научной работе, а также специальные подразделения (напр., отдел науки, отдел по защите интеллектуальной собственности, патентно-лицензионный отдел, о необходимости создания которых говорилось выше, и т.д.).
О создании специального отдела по защите интеллектуальной собственности говорится не зря. В ведущих вузах мира существование такого отдела не ново.
Логичным было бы подчинение данного отдела, как самостоятельного структурного подразделения, ректору или проректору по научной работе. Задачами такого подразделения должны являться учет и защита объектов интеллектуальной собственности, созданных в служебном порядке сотрудниками вуза, или студентами, а также определение порядка дальнейшего использования результатов творческой деятельности вышеназванных лиц.
По мнению д.ю.н. Минбалеева А.В., для выполнения своих задач данное подразделение должно выполнять следующие функции:
- организация работы по закреплению, учету и защите интеллектуальных прав вуза и его работников;
- осуществление взаимодействия с соответствующими подразделениями вуза, третьими лицами, а также органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и государственными корпорациями в области интеллектуальной собственности;
- ответственность за подготовку проектов документов, регламентирующих вопросы интеллектуальной собственности вуза, и определяющих взаимоотношения между вузом и третьими лицами по вопросам создаваемой интеллектуальной собственности;
- осуществление подготовки проектов соглашений и договоров о передаче исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- обеспечение контроля за проведением инвентаризации интеллектуальной собственности и объектов исключительных прав вуза, а также содействие и (или) организация работы по закреплению прав на объекты интеллектуальной собственности;
- ведение учета охраноспособных объектов интеллектуальной собственности, полученных вузом;
- проведение мониторинга вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
- осуществление мероприятия, связанные с правовой охраной интеллектуальной собственности вуза, в том числе и за рубежом;
- участие в комплексных проверках учета и охраны интеллектуальной собственности вуза;
- осуществление по поручению руководства вуза иные функции, обеспечивающие повышение эффективности использования его интеллектуальной собственности.
Данный перечень функций является примерным. В зависимости от размера вуза, штата сотрудников, объемов научной и научно-технической деятельности и других показателей перед подразделением по защите объектов интеллектуальной собственности могут быть поставлены и другие задачи и функции.
Возглавлять отдел должен начальник, который несет полную ответственность за выполнение возложенных на него функций, назначаемый и освобождаемый от должности ректором. В состав сотрудников данного отдела должны входить также специалисты с техническим образованием, для которых легко будет работать с формулами объектов промышленной собственности при их защите.
По мнению д.э.н., профессора А.Н.Митина, каждый преподаватель имеет право рассчитывать на материальную компенсацию за подготовку произведения (авторский гонорар). Но, как свидетельствует практика, многие вузы не имеют такой нормы во внутренних организационно-распорядительных документах, что вызывает вполне законную неудовлетворенность. Если работа создана в порядке служебных обязанностей или служебного задания, то имущественные права принадлежат именно ему. Студент же, находясь в учебном процессе, выполняет учебные поручения преподавателя на выполнение определен-
ной работы и не находится в служебных правоотношениях с вузом. Поэтому научные работы студентов (курсовые, контрольные, дипломные работы) не являются служебными, и у их создателей возникает авторское право на них. Чтобы урегулировать данный вопрос, руководству вуза необходимо иметь положение о порядке подготовки, хранения и дальнейшего использования вышеназванных работ, где, помимо административного регулирования, отражался бы и порядок использования творческих произведений студентов и преподавателей.
Для последующей мотивации преподавателей вуза при создании учебных и научных произведений важно создать систему стимулов, которые бы имели как имущественный, так и неимущественный характер.
Студент, находясь в стенах вуза, выполняет большое количество различных видов работ. Факт создания таких работ автоматически влечет возникновение авторского права студента. Такие работы являются своеобразными произведениями, результатами творческой деятельности обучающегося. В данном случае одним их важных факторов является объективированность (выражение в объективной форме). Для контрольных, курсовых, дипломных работ таковой формой является письменная форма (рукопись, машинопись, компьютерная распечатка и т.д.); устное публичное выступление; аудиозапись или видеозапись; изображение в виде рисунка, схемы, таблицы, плана и т.д.; объемно-пространственные выражения произведения и другие его формы.
Так, профессор А.Н.Митин считает, что при защите объектов интеллектуальной собственности студентов необходимо учитывать несколько важных обстоятельств. При обучении в вузе студентов необходимо проинформировать об основных положениях по защите их авторских прав, возникающих по результатам подготовки и официальной сдачи для проверки различных видов произведений, выраженных в объективной форме. Также в педагогическом коллективе целесообразно распространить специальные памятки, в которых излагаются в доступной форме основные положения Гражданского кодекса в интеллектуальной собственности. Среди ценностей корпоративной культуры вуза постепенно сформировать ориентацию на развитие мотивации студентов к написанию творческих произведений, при публикации которых, а равно и при ссылках на них, фамилия автора не будет забыта. И самым первым действием по охране автором принадлежащих ему исключительных прав остается возможность автора помещать на каждый экземпляр произведения знак охраны. Этот знак состоит их латинской буквы С в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных прав, года первого опубликования произведения. Такой знак является своеобразной превентивной мерой: он не просто оповещает о наличии охраняемых авторских прав, но и предупреждает потенциального нарушителя о возможности неблагоприятных последствий использования чужого произведения.
Но имеются некоторые проблемы. Не все работы преподавателей и студентов обладают новизной, которая является также важным компонентом признания произведения объектом авторского права. Из собственной практики могу сказать, что не все студенческие работы обладают оригинальностью. В данном случае авторское право охраняет только те объекты, которые являются
уникальными и ранее не рассматриваемыми и не упомянутыми. Если же в работе преподавателя или студента изложены чужие идеи, факты, решения, методы, принципы, то авторское право на данные объекты не распростирается. Но если же те же методы, принципы и т.д. имеют новую форму выражения с помощью различных символом, образов, конструкций, то законодательство их охраняет.
Таким образом, одним из основных видов деятельности высшего учебного заведения должно стать создание комплексной системы защиты интеллектуальной собственности, включающей:
- разработку на основе норм международного и национального законодательства, с учетом специфики учреждения, локальной нормативно-правовой базы охраны объектов интеллектуальной собственности и, прежде всего, Положения о праве интеллектуальной деятельности соответствующего высшего учебного заведения;
- создание специального структурного подразделения по защите интеллектуальной собственности, основными целями которого должны являться инвентаризация и учет интеллектуальной собственности высшего учебного заведения, защита интеллектуальной собственности вуза; обеспечение законности при распространении и использование высшими учебными заведениями объектов интеллектуальной собственности; принятие мер, направленных на обеспечение информационной безопасности вуза и пресечение незаконного использования принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности;
- возможные методы и способы поощрения сотрудников высших учебных заведений (материальные и нематериальные), создание при этом института стимулирования.
Литература:
1. Алевсеев С.С. Юридические конструкции - ключевое звено права (в порядке постановки проблемы)//Цивилистические записки: межвузовский сборник научных трудов. М.: Статус, 2001
2. Басин Ю.Г. К вопросу о пони права собственности//Гражданское законодательство. Статьи, комментарии, практика// под.ред.А.Г.Диденко.Вып 17.
Literature:
1. Alevseev SS Legal structures - a key part of the right (in the order of the problem) // tsivilisticheskoy notes: Interuniversity collection of scientific papers. M.: Status 2001
2. Bassin YG On the issue of property rights pony // civil law. Articles, comments, practice // pod.red.A.G.Didenko.Vyp 17.