Научная статья на тему 'Использование и охрана интеллектуальной собственности в рекламе'

Использование и охрана интеллектуальной собственности в рекламе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4377
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКИЕ ПРАВА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ADVERTISING / INTELLECTUAL PROPERTY / COPYRIGHTS AND EXCLUSIVE RIGHTS / THE PRODUCT OF A TRADEMARK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирюшина Ирина Викторовна

Вниманию читателей предлагаются отдельные наиболее актуальные вопросы использования и охраны интеллектуальной собственности в рекламе, связанные с этим проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. Приводимые автором многочисленные примеры нарушения интеллектуальных прав в рекламе остро ставят вопрос о необходимости более тщательной регламентации особенностей использования и охраны интеллектуальной собственности в рекламе, а в связи с этим внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE AND PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN ADVERTISING

Readers offered the most topical issues of use and protection of intellectual property in advertising and related problems of unfair competition on the market of advertising services. The author of numerous examples of infringement of intellectual property rights in advertising raises the question about the necessity of more detailed regulation of specific use and protection of intellectual property in advertising, and in this regard, amending the Federal law «On advertising».

Текст научной работы на тему «Использование и охрана интеллектуальной собственности в рекламе»

2013

УДК 347.78 ББК 67.404.3

Й.Б.Кир ю ши н а

Амйлй&сий госуф(Ьр&й.в-еЯЯый yfyu&efecu(foe(fo

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕКЛАМЕ

Вниманию читателей предлагаются отдельные наиболее актуальные вопросы использования и охраны интеллектуальной собственности в рекламе, связанные с этим проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. Приводимые автором многочисленные примеры нарушения интеллектуальных прав в рекламе остро ставят вопрос о необходимости более тщательной регламентации особенностей использования и охраны интеллектуальной собственности в рекламе, а в связи с этим внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

Ключевые слова: реклама, интеллектуальная собственность, авторские права, исключительные права, произведение, товарный знак.

I.V.Kiriushina

Altai State University

USE AMD PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN ADVERTISING

Readers offered the most topical issues of use and protection of intellectual property in advertising and related problems of unfair competition on the market of advertising services. The author of numerous examples of infringement of intellectual property rights in advertising raises the question about the necessity of more detailed regulation of specific use and protection of intellectual property in advertising, and in this regard, amending the Federal law «On advertising».

Key words, advertising, intellectual property, copyrights and exclusive rights, the product of a trademark.

Использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности, в том числе объектов авторских прав является распространенной практикой, да и сама реклама может полностью либо частично являться объектом авторского права или смежных прав.

Среди всех объектов интеллектуальной собственности, указанных в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), можно выделить те, которые чаще других либо представлены в рекламе: товарные знаки, фирменные наименования, объекты патентных прав; либо используются при ее производстве: произведения науки, литературы, искусства, охраняемые авторским правом и объекты смежных прав, в том числе исполнения и фонограммы. Вместе с тем судебная практика показывает, что о существовании авторских и смежных прав в рекламе часто

ССС 52 ССС The State Counsellor ' 2013

вспоминают, лишь получив иск от «неожиданного» законного их владельца, либо увидев свою «рекламную собственность» в чужих проектах.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, регулирующего вопросы охраны интеллектуальной собственности, а использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в данной сфере. Таким образом, сегодня в ФЗ «О рекламе» вопросы использования и охраны интеллектуальной собственности в рекламе напрямую не рассматриваются. Правовое регулирование в указанной сфере полностью подчиняется части 4 ГК РФ. Вместе с тем, реклама, произведенная или распространенная с нарушением требований гражданского законодательства, является ненадлежащей, а само использование в рекламе объектов чужой интеллектуальной собственности является недобросовестной конкуренцией участников рекламного процесса.

При производстве и распространении рекламы могут возникнуть два рода проблем. Первая - это проблема принадлежности прав на созданные объекты рекламы, являющиеся результатами творческой деятельности. Вторая проблема - законности использования в рекламе чужих произведений и иных охраняемых объектов (товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований).

Что касается первой проблемы, результаты творчества, возникшие при производстве рекламы, могут при определенных условиях стать объектами авторских (произведения литературы и искусства), смежных прав (аудиовизуальные произведения-фонограммы, передачи эфирного или кабельного вещания и т.п.) или других исключительных прав. Это может иметь место, когда по заказу рекламодателя создается какой-либо новый объект, обладающий признаками, позволяющими распространить на него действие авторского или смежного права. В такой ситуации важно правильно решить вопрос о том кому принадлежат права на созданные объекты рекламы, являющиеся результатом творческого труда. Как правило, здесь возникает двоякого рода вопросы: грамотной передачи прав на объекты рекламы рекламодателю и вопросы, связанные с правильным оформлением отношений между фирмой, создающей рекламный продукт и ее сотрудниками - авторами.

Статья 1226 ГК РФ определяет, что на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права и иные права.

Согласно ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинств произведения и способа его выражения.

Объекты авторских прав перечислены в статьи 1259 ГК РФ. Это в том числе: литературные произведения (авторские статьи, материалы),

аудиовизуальные произведения (музыкальные видеоролики), произведения живописи, графики, дизайна, комиксы, фотографические произведения и другие. Все это являясь рекламными объектами и результатами творчества рекламопроизводителей, может стать объектами авторских прав. Объектом охраны здесь выступает произведение.

Ст. 1259 ГК РФ дает лишь примерный перечень объектов, который не является исчерпывающим, следовательно, правовую охрану получит любое произведение, отвечающее ряду критериев:

1) оно должно являться результатом творческой деятельности, обладать творческим характером и в этом смысле быть оригинальным и неповторимым. Если рекламное сообщение не выражено в оригинальной форме, а лишь сообщает о достоинствах товара, оно не может считаться произведением;

2) быть выражено в какой-либо объективной форме (письменной, изображение, в форме звуко- или видеозаписи), т.к. авторское право не распространяется на идеи, концепции, факты и т.п. Объективная форма существования произведения позволяет другим лицам кроме самого автора ознакомиться с ним. Устные рекламные произведения (слоганы, лозунги) будут охраняться авторским правом только с момента их обнародования, если они не записаны на магнитный либо цифровой носитель.

Таким образом, реклама является объектом авторского права, в случае, когда она отвечает отмеченным выше критериям. Наиболее распространены на практике следующие разновидности рекламных объектов, являющихся одновременно объектами авторских прав:

1. Рекламные статьи в периодических печатных изданиях (авторские

статьи, аналитические материалы), являющиеся с точки зрения авторского права произведениями литературы. Издателю принадлежит право на использование издания в целом, авторы же произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Кто является автором конкретного материала, будет зависеть и от того, кто готовил рекламный макет: сотрудник издания, либо он был предоставлен рекламодателем. Вопрос использования такого материала может решаться в зависимости от условий договора, предусматривающего права сторон на созданный рекламный объект. При этом, даже если речь идет о договоре, в соответствии с которым редакция изготовила рекламный макет и передала его как результат выполнения работы рекламодателю, то права автора материала должны защищаться в любом случае. По крайней мере, личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому автору (статья 1255 ГК РФ). Они, как правило, непередаваемы и охраняются бессрочно.

2. Наиболее дорогостоящими и сложными рекламными продуктами являются рекламные аудио- и видеоролики. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, т.е. у каждой части такого произведения (музыкальной, текстовой) имеется свой автор. Здесь важно наиболее полно и четко определить права каждого из участников создания рекламного ролика при заключении договора, а так же права рекламодателя, которому будет в последующем передан такой ролик. Изготовитель аудиовизуального произведения приобретает права по договору на создание такого произведения: исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, передачу в эфир и т.п. Одновременно здесь возникает вопрос о смежных правах: правах исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания.

3. Распространенными объектами авторских прав в рекламе выступают: билборды, (рекламные щиты больших размеров, устанавливаемые на самых оживленных участках улиц), рекламные афиши (представляют собой разновидность печатной продукции, содержащие анонс какого-либо события), логотипы, этикетки, упаковки, фотографии, слайды. Судебная практика относит к объектам авторского права и баннеры (плакаты), рассматривая их как объекты дизайна [1].

4. Независимость от назначения и достоинства произведения позволяет отнести к объектам авторского права и такую коммерческую продукцию, как рекламные позывные, музыкальную продукцию, используемую в мобильных

телефонах, так называемые «рингтоны», рекламные слоганы и т.п. объекты.

Сегодня реклама может предстать и в таких новых формах, как голограмма, став объектом правовой охраны авторским правом.

В отношении такого объекта, как слоган, чаще всего возникают проблемы, так как слоган, часто представляющий собой рекламный лозунг, девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую формулировку рекламной идеи, прямо не указан в качестве объектов правовой охраны по российскому законодательству, несмотря на устойчивое мнение специалистов в указанной сфере, признающих их объектами авторского права [2]. Следовательно, слоган получит правовую охрану как объект авторского права только на общих условиях: если он является результатом творческого труда. Неоднозначна здесь и судебная практика. Так, по одному из дел по иску ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» к ОАО «Данон Индустрия» о защите авторских прав и взыскании компенсации за нарушение авторских прав, суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований истца о признании исключительных прав на служебное произведение в виде рекламного слогана «В подарок Вашему иммунитету», обосновав отказ недоказанностью истцом того факта, что данный рекламный слоган является самостоятельным результатом творческого труда, а, следовательно, объектом авторского права [3].

Законодатель не ограничивает формы воплощения рекламной информации. При этом, чтобы реклама была привлекательной для потребителя, запоминалась, необходимо ее воплощение в максимально оригинальной форме. Именно в такой ситуации и возникает рекламный продукт отвечающий признакам оригинальности, неповторимости, получающий правовую охрану как произведение. Соотношение понятий «реклама» и «результат интеллектуальной деятельности» может быть при этом различным: реклама в целом может выражаться в виде произведения; результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут входить в рекламу как один из ее элементов. Такие объекты, как товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения, изначально имеют рекламную цель, а потому реклама является одной из их функций. Одновременно сами они могут быть включены в рекламную информацию. Результаты интеллектуальной деятельности могут специально создаваться для рекламы.

Для возникновения, осуществления и охраны авторских прав не требуется регистрации произведения или какого-либо специального

оформления, депонирования, соблюдения иных формальностей. Авторские права порождает сам факт создания произведения. Не требуется подтверждения каких-либо критериев для квалификации произведения как такового и для признания его объектом авторского права. Знак охраны по Конвенции 1952 г («С» в кружке, имя обладателя и первый года опубликования произведения) в соответствии со статьей 1271 ГК РФ ставится по усмотрению автора, и не является обязательным для получения правовой охраны. В этом и состоит одна из основных проблем охраны прав авторов: проблема доказывания авторства на конкретное произведение.

Статья 1257 ГК РФ указывает, что автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Существует презумпция авторства: лицо указанной в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, пока не доказано иное. Как правило, автору достаточно предъявить авторский оригинал, более раннюю версию произведения. Но в рекламной продукции этого не указывается, поэтому и возникает спор об авторстве на тот или иной рекламный объект. Самым главным доказательством авторства является наличие у автора произведения на определенную дату времени. Спор вертится вокруг вопроса: чья версия произведения является более ранней. Как технически буде подтверждено это более раннее наличие значения не имеет. Так, одним из способов закрепить авторскую версию произведения документально может служить посланное самому себе и сохраненное послание произведения по электронной почте.

Из указанного в законе определения следует, что автором может быть только физическое лицо, рекламная фирма (юридическое лицо) автором произведения выступать не может.

Автору произведения принадлежат: исключительное право на

произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование, и некоторые другие, прямо предусмотренные ГК РФ (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства).

Исключительное право на произведение предоставляет его автору согласно положениям ст.ст. 1229, 1270 ГК РФ возможность использования произведения по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. В ст. 1270 ГК РФ содержится неисчерпывающий перечень таких способов. Последний особенно важен в случаях заключения лицензионных

яЖч

договоров, когда стороны могут согласовать конкретный объем использования произведения всеми либо отдельными из перечисленных в ней способов. Исключительное право на произведение, являясь имущественным правом, может переходить к другим лицам (иным правообладателям) в пределах срока его существования.

В отличие от исключительного права на произведение, личные неимущественные права автора могут принадлежать только ему самому, они непередаваемы и не отчуждаемы. Личные неимущественные права авторов, перечислены в п. 2 ст. 1255 ГК РФ, в том числе право авторства (право признаваться автором произведения), право автора на имя (означающее, что при любом воспроизведении должно указываться имя автора), а так же в ст. 1266 ГК РФ - право на защиту репутации автора. Личные права авторов принадлежат им пожизненно, а после их смерти защищаются наследниками.

Достаточно типичной является ситуация, когда рекламодатель обращается в рекламное агентство для создания какого-либо рекламного продукта, заключая соответствующий договор. Фирма поручает изготовление макета одному из своих сотрудников. Возникающие при этом отношения в части принадлежности прав на созданный результат можно условно разбить на две группы: первая - это взаимоотношения между заказчиком

(рекламодателем) и рекламопроизводителем (фирмой), и вторые: между фирмой и ее сотрудником. Если сотрудник фирмы состоит с ней в трудовых отношениях, а рекламный объект создан им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, то на созданный объект распространяется режим служебного произведения в соответствии со статьей 1295 ГК РФ. При этом содержанием такого задания должно быть создание именно данного служебного произведения, т.е. в пределах, установленных для работника трудовых обязанностей.

Здесь могут возникать права трех субъектов: авторские права (т.е. право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения) принадлежат автору, которым признается работник фирмы; исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в трудовом или ином договоре между работодателем и автором не предусмотрено иное. Автор получает вознаграждение за каждый случай использования служебного произведения дополнительно к трудовому договору. Если в соответствии с договором между работником и работодателем исключительное право на произведение остается за автором, у работодателя возникает право его использования способами,

обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).

Одновременно следует решить вопрос с правами рекламодателя, т.е. лица, заказавшего изготовление рекламного продукта. Он приобретает права на использование такого произведения в зависимости от условий соглашения с рекламным агентством, т.е. работодателем автора произведения. При этом, заключенный между сторонами договор, должен содержать в себе, помимо вопросов, связанных с передачей материального носителя рекламодателю (который следует отличать от нематериального результат творческого труда в нем воплощенного, и получающего правовую охрану в соответствии с нормами авторского права), либо условия о порядке отчуждения исключительного права на произведение от фирмы заказчику, либо порядок и условия предоставления заказчику права использования произведения в установленных пределах. Если же стороны закрепят в договоре отчуждение рекламодателю только оригинала произведения, то в соответствии со ст. 1291 ГК РФ исключительное право на него сохраняется за фирмой (в рамках режима служебного произведения) либо за автором (если продукт создан трудом лица, не состоящего в трудовых отношениях с каким-либо рекламным агентством). Последняя ситуация может иметь место и тогда, когда рекламодатель заключает договор авторского заказа с конкретным физическим лицом - автором произведения. Таким образом, исключительное право на использование произведения, созданного в рамках рекламного объекта, переходит к заказчику (рекламодателю) только в силу прямого указания на это в договоре с рекламным агентством или конкретным автором произведения.

Отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что согласно действующему российскому законодательству в сфере защиты авторских прав, во всех без исключения случаях личные неимущественные права авторов принадлежат только физическому лицу, творческим трудом которого оно создано - автору, а исключительные права могут принадлежать как самому автору произведения, так и фирме, с которой автор состоит в трудовых отношениях, либо могут быть отчуждены рекламодателю в зависимости от условий соглашения на изготовление рекламного продукта.

Вторая проблема, ранее отмеченная нами: как не нарушить чужие авторские права при производстве и распространении рекламы, как, не нарушая прав иных правообладателей, произвести рекламу, используя чужие литературные или художественные произведения и тому подобные объекты

творчества. Рекламная деятельность - сфера, где очень часто используются результаты чужого творчества. При этом можно выделить ряд типичных проблем или нарушений в указанной сфере:

- несанкционированное использование (т.е. использование без согласия правообладателя) в рекламе произведений, права на которые принадлежат третьим лицам;

- увеличение согласованного в авторском договоре объема использования произведения в рекламе, в том числе, нарушение способа использования, условий и размера тиража территории и сроков распространения (узнаваемый голос актера, снявшегося в видеоролике, без его согласия использован в радио-ролике).

- осуществление несанкционированной переработки произведения автора в рекламном материале;

- нарушение в рекламе личных неимущественных прав автора, в том числе отсутствие указания на его имя при использовании его произведения в рекламе или искажение произведения, наносящее ущерб чести и достоинству автора;

- нарушение авторских прав работников рекламных агентств, в частности права на имя.

Использование чужих объектов интеллектуальной собственности в рекламе должно подчиняться общим правилам, установленным частью 4 ГК РФ. Если рекламный продукт представляет собой охраняемый результат интеллектуальной деятельности возможны две основных формы его использования: в режиме служебного произведения, либо на основе договора с правообладателем, например, если рекламный продукт создается по договору авторского заказа. Действует общий принцип авторского права и смежных прав: любое использование произведения в любом объеме возможно только на основании договора с правообладателем и с выплатой авторского вознаграждения.

К объектам авторского права относятся не только отдельные произведения, но и самостоятельные части произведений: строки из песен, кадр из фильма, фрагменты фотографий. Рекламопроизводитель может ошибочно полагать, что используя данный материал, не нарушает чьих-либо прав, но в соответствии с п.7 ст. 1259 ГК РФ авторские права

распространяются на часть произведения, его название, на персонажи произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-

либо объективной форме. Поэтому частичное использование произведения

также должно согласовываться с автором.

Наиболее частые нарушения встречаются при создании рекламных видеороликов, в которых используются без согласия правообладателей чужие музыкальные произведения, отрывки известных кинокартин, ставшие широко известными фразы популярных киногероев. В такого рода случаях необходимо получит согласие, прежде всего, авторов сценария. Если предполагается еще и переработка произведения, необходимо оговорить не только право на использование фрагмента, но и на его переработку.

В целом аудиовизуальное произведение, его часть (отрывок мультипликационного фильма, кинофильма) является сложным объектом, пользующимся особым правовым режимом, предусмотренным ст. 1263 ГК РФ. Составными частями аудиовизуального произведения являются музыка, текст, игра актеров, исполнение, сценарий и т.д. Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик; автор сценария;

композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения; художник и т.д. Все они обладают частью авторских право на данное произведение, и их интересы должны быть учтены при его использовании.

Нередко несанкционированное использование произведения усугубляется его искажением, например, в результате некорректного выделения фрагмента или добавления в произведение нового текста, некорректной переработки имеющегося текста или изображения. В таком случае встает вопрос о защите репутации автора.

Кроме того следует помнить, что исключительное право на использование произведения включает в себя целую совокупность различных видов его использования: воспроизведение, распространение, переработка, перевод, импорт, публичное исполнение, прокат, передача в эфир и т.п. На каждый из случаев такого использование необходимо согласие правообладателя в противном случае возникает спор об объеме согласованного использования. Так, копирование фотографии, ее переработка и воспроизведение в рекламе, тиражирование - отдельные нарушения прав автора или иного правообладателя.

В рекламе могут быть затронуты права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, урегулированные сегодня главой 76 ГК РФ, в том числе право на фирменное наименование, на товарный знак

и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

На практике одним из наиболее распространенных в рекламе средств индивидуализации выступает товарный знак, выполняющий в условиях рыночной экономики не только функцию индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг определенного лица, но и способствующий формированию у потребителя определенных представлений о качестве выпускаемой продукции под конкретным товарным знаком. С этой точки зрения одной из важнейших функций товарного знака является реклама выпускаемых товаров.

Нарушением прав владельца товарного знака признается любое использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован или однородных товаров. К таким действиям относятся, в том числе, введение в гражданский оборот товара, маркированного чужим товарным знаком, предложение его к продаже в рекламе и т.п. способы.

Вместе с тем на практике получила неоднозначную оценку спорная ситуация, связанная с легальной возможностью использования товарного знака в рекламе субъектами, осуществляющими продажу товаров под данным товарным знаком, т.е. вводящим такие товары в оборот.

Такой спор возник еще до принятия части 4 ГК РФ по иску фирмы «Фольксваген Акциенгельшафт», правообладателя товарного знака «Volkswagen», к одной из российских коммерческих фирм, использовавшей в наружной и печатной рекламе данный товарный знак. Суть спора состояла в том, что истец просил запретить использование в рекламе коммерческой фирмы своих товарных знаков, поскольку он не давал согласия на их использование, что нарушает исключительные права истца на данный товарный знак и является недобросовестной конкуренцией. Ответчик пояснял, что продает автомобили под данным товарным знаком, а, следовательно, согласно ст. 23 действовавшего на том момент Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» законно использует товарный знак данного производителя в рекламе. В действующем законодательстве закреплена фактически аналогичная норма в ст. 1478 ГК РФ «Исчерпание исключительного права на товарный знак».

Точку в длительном споре поставил Высший Арбитражный Суд РФ,

указавший на необходимость совместного применения положений Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения» и ФЗ «О рекламе». В соответствии с ФЗ «О рекламе» использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности

рекламой, в том числе содержащей недостаточную информацию. Таким образом, по мнению суда, использование товарного знака другими лицами возможно в рекламе своей торговой, обслуживающей и иной деятельности в отношении правомерно введенных в гражданский оборот товаров, если при этом не нарушается законодательство о рекламе [4].

На практике ситуация обстоит еще сложнее, когда нарушитель имеет «альтернативный» объект интеллектуальной собственности,

«конкурирующий» с охраняемым (схожее фирменное наименование, зарегистрированный товарный знак и т.п.), который и используется в рекламе, документации и иным способом. Так, могут «противопоставляться» фирменное наименование и товарный знак, коммерческое обозначение и фирменное наименование, объект авторского права (например, логотип) и зарегистрированный товарный знак и т.п. В результате на практике возникают вопросы конкуренции различных объектов интеллектуальной собственности, связанные с вопросами соотношения и приоритета различных средств индивидуализации, как товаров, так и юридических лиц.

Сегодня получил разрешение спор о том, как быть, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты. Преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п.6 ст. 1252 ГК РФ).

Приведенные выше многочисленные примеры нарушения интеллектуальных прав в рекламы остро ставят вопрос о необходимости более тщательного подхода к регламентации особенностей использования и охраны интеллектуальной собственности в рекламе. Как показывает практика не всегда действующее, прежде всего гражданское законодательство в указанной сфере, позволяет эти особенности учитывать.

На наш взгляд следовало бы расширить положения ст. 5 ФЗ «О рекламе», закрепляющие ответственность за нарушение в рекламе норм гражданского законодательства, регламентирующего вопросы охраны

допускается, если потребитель не вводится в заблуждение недобросовестной

2013

интеллектуальной собственности. Среди форм недобросовестной рекламы, указанных в ст.5 ФЗ «О рекламе» следует специально выделить форму, регламентирующую случаи нарушения авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2010г. № ВАС-12904/10 по делу № А56-35168/2009 // СПС КонсультантПлюс.

2. Лепина Т.Г. Некоторые вопросы уголовно-правовой охраны объектов авторского права // Материал подготовлен для СПС КонсультантПлюс.

3. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.01.2010г. № КГ-А41/13081-09 по делу № А41-11030/09 // СПС КонсультантПлюс

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2004 г. № 14685/03 по делу № А76-9599/02-46-442\33-94 //СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. Determination of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 06.10.2010r. No. 12904/10 on the case № A56-35168/2009. ILS ConsultantPlus.

2. Lepina T.G. Nekotorye voprosy ugolovno-pravovoi okhrany ob"ektov avtorskogo prava [Some questions of criminal-legal protection of copyright]. - Material prepared for ILS ConsultantPlus.

3. Resolution of the Federal Arbitration Court of the Moscow district of 19.01.2010r. No. KG-A41/13081-09 on the case № A41-11030/09. ILS ConsultantPlus.

4. Resolution of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation 06.04.2004, No. 14685/03 on the case № A76-9599/02-46-442\33-94. ILS ConsultantPlus.

Информация об авторе

Кирюшина Ирина Викторовна (Российская Федерация, г. Барнаул) - Кандидат юридических наук, доцент. Алтайский государственный университет. E-mail: kinishina ira@mail.ru

Information about the author

Kiriushina Irina Viktorovna (Russian Federation, Barnaul) - Ph.D. in law, associate professor. Altai State University. E-mail: kinishina ira@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CCC 64 CCC The State Counsellor ' 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.